Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Всем привет!

Я обещал своим подписчикам - я сделал. Так вышло, что один из моих знакомых оказался сценаристом, да не простым, а работающим над отечественным и даже можно сказать, большим кино, и потому я не мог упустить шанс задать ему кучу вопросов и показать это вам.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Наш сегодняшний герой - Евгений Федотов, он же @Evgenii0017, автор собственного комикса "Кошки-мышки", а кроме того, один из авторов комиксов издательского дома Bubble, принимал участие на раннем этапе жизни издательства, много лет трудился в геймдеве и наконец, принял участие в работе над сценарием приквела фильма о приключена майора Грома - "Майор Гром: трудное детство". Сам фильм уже можно посмотреть в интернете, и лично мне он зашел едва ли не больше первого. Я попросил своих подписчиков на разных ресурсах накидать вопросов для Евгения, что им было бы интересно узнать, как он дошел до жизни такой, чем занимается и вообще - что это за зверь такой, отечественный кинокомикс. И вот что я получил.

peg: Как пришел в профессию?
Евгений: Смотря в какую. Комиксы я рисовал давно, начинал сам, создал комьюнити в ЖЖ. Оттуда родом многие мои работы (Кошки-Мышки, Якутия, 4 пары). Сценарии я стал писать сначала для своих комиксов, потом на заказ. Как сценарист я работал в Баббл. В кат-сцены я попал, когда ушёл работать в 1С. Сейчас занимаюсь кат-сценами.

Мор: Расскажи, плз, как ты вообще попал в Бабл, когда?
Евгений: Я сделал ЖЖ с короткими комиксами (конец нулевых, прим. ред.), стрипами Stripline. Группа авторов рисовала регулярно короткие истории. Оттуда я попал в юмористический Баббл, он был до героев. Потом мы превратились в издательство с четырьмя линейками.

Мор: Получается, ты был в числе тех, кто запускал эти комиксы? Можешь рассказать о процессе, как это было вообще?
Евгений: Мы собирались и придумывали разные линейки, о чём может быть история и кто её герой. Если описать это словами, то это скучно, придумывать это всё интереснее, конечно. Но много всего не пошло в работу. Затем мы пытались представить кому это будет интересно, как это должно выглядеть. Постепенно у нас появился пул историй, которые можно было бы сделать.

Мор: если я правильно помню, спустя некоторое время ты ушел из Баббл и отправился делать сольную карьеру. Поддерживал ли ты связь с издательством? Как ты попал в съемочную группу Майор Гром: Трудное детство?
Евгений: Я ушёл в геймдев, не совсем делать сольную карьеру. Но пару лет, когда это было выгодно, я был фрилансером. С Баббл я поддерживаю связь, да. Собственно в “Трудное детство” я так и попал, пригласили написать сценарий. А вот комиксы в Баббл я уже много лет не писал.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Павел Широков: В чём основная особенность написания супергероики для СНГшной аудитории и вписывания её шаблонов в русскую культуру?
Евгений: Это большая тема. Если кратко, то:- мы не воспринимаем супергероику так, как её видят в странах, где она создана. Супергероика опирается на материал нам неизвестный. Иногда этот материал надо чем-то заменять, чтобы образ “жил”.- мы познакомились с супергероями в период, когда уже идёт их деконструкция, поэтому мы не воспринимаем их на базовом уровне.- формулы нет, поэтому идёт генерация таких историй, когда-то из этой массы кристаллизуется группа “наших” образов, а может они будут интернациональные, но с нашим колоритом. Ведь мир искусства давно стал глобальным.

Павел Широков: В чем главные правила адаптации комиксов на большой экран?
Евгений: Сокращать, удешевлять, выделять главное, а остальное перерабатывать. Комикс позволяет показывать масштабные события, не всегда это можно сделать в кино без дорогих спецэффектов. Кроме того, что бюджет не резиновый, не всегда есть специалисты, способные реализовать дорогой эффект во вменяемые сроки. Комикс чаще всего это довольно большой по хронометражу материал, поэтому всё показать не получится, для фильма надо выделять важное, а остальное перерабатывать под реалии нового формата.

Мария Заке: Каково это, пытаться делать свой кинокомикс, когда есть американские примеры навязчивые?
Евгений: Нормально. Тут много мог бы рассказать Артём Габрелянов, он уже собаку съел на этой теме. Я скажу так: мир комикса про Грома осваивает разные форматы, и эту дорогу осилит идущий. =)

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Юрий Кузнецов: Вопрос наверно такой: от знакомых часто слышал «Калька с Марвел», хотя сам прекрасно понимаю про архетипы и шаблоны сюжета. Вопрос в том, чувствуется ли на этапе создания то что могут обвинить во вторичности и если да, то предпринимаются ли какие-то шаги чтобы доказать что «мы не такие»?
Евгений: Я написал кучу мыслей по этому поводу, потом понял, что все их переврут нахрен. Поэтому скажу так: для истории важно увлекать, вести за собой и не отпускала до конца. Получилось? Отлично. Не получилось? Плохо.

Клим Кустарников: Как вообще работа? на какой основе сделан фильм? я чет не читал комиксов про это =(основного майора прочел, а про приквел и не слышал(
Евгений: Работа сценариста? Пишу историю, потом переписываю пока не напишем вариант устраивающий всех. История про отца Игоря (сюжет приквела, прим. ред) это в первую очередь материал для киновселенной.

peg: как в реальности проходила работа между продюсером грома и сценаристом?
Евгений: Артём (Габрелянов, основатель студии Bubble, прим. ред.) создатель Грома, ведёт его киновселенную и по-сути соавтор истории. В комиксах полноценный автор. Все важные моменты в фильме были намечены им и потом реализованы командой.

Денис Макаров: Слышал, что часто бывает несколько драфтов сценария. Сколько переделок понадобилось (если они, конечно, были), чтобы результат всех устроил?
Евгений: Брейнштормы, написание сценария, читка сценария, обсуждения, предложения и так по кругу. Где-то за 15-20 (если мне не изменяет память) итераций мы пришли к цели.

Павел Широков: И каково работать с Олегом Трофимом (режиссёр, в числе работ "Майор Гром", его приквел и драма "Лёд", прим. ред.), раз уж это один из самых заметных режиссёров в России? Насколько он контролирует написание сценария и участвует в этом процессе?
Евгений: Олег участвует в брейнштормах, но я с ним не пересекался много, Катя (Екатерина Краснер, второй сценарист, прим. ред) больше участвовала, если я правильно помню.

Денис Макаров: Как вообще родился сценарий к фильму? Например, пришёл условный Габрелянов и сказал, мол, напиши нам какой-нибудь приквел к "Майору Грому", или же изначально уже была готовая идея, о чём будет фильм?
Евгений: Не-е, это не авторский проект, так что любую идею для Грома не стали бы брать в работу. Направление для фильма задал Артём, он Грома создаёт много лет и ему есть что предложить. Далее были первые драфты, потом брейнштормы и так несколько итераций.

Денис Макаров: Участвовал ли сценарист в съёмках фильма уже после написания сценария? Если да, то чем он занимался на съёмочной площадке?
Евгений: Я не был на площадке, но сценарист я не единственный. А вообще сценарий после написания и утверждения может быть изменен: могут поменяться съемочные моменты, может родиться что-то на площадке, это всё фиксируется, чтобы история продолжала быть целостной. Единственное - никто не переписывает материал сильно. Косметически можно поменять, глобально не стоит.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Viktor Chepiga: Интересно узнать о жизни майора грома в warhammer 40k -_-
Евгений: Игорь был бы отличным космодесантником. (:D, прим. ред.)

Алексей: чем вдохновляешься при написании сценария?
Евгений: Задачей. Разные истории пишут для совершенно разных людей, форматов и желаний. Это всегда интересно, хоть и бесконечно сложно.

Тая Матушкина: Было ли, что подобранные на роль актёры катастрофически не подпадали под образ, в воображении сценариста?
Евгений: Нет, я не представляю актёров в роли героев, о которых я пишу. Потому что я художник и рисую героев в своей голове =)))

Максим Длужевский: Пресловутый русский культурный код. Меня сцена с лепкой пельменей в первом фильме просто поразила. Обычно из т. н. обычного российского в фильмах только пьянки, да бесконечные любовные треугольники, а тут пря вполне себе исконно русское занятие. Есть ли ещё в планах привносить что то подобное в фильмы?
Евгений: Рад, что вам понравилось! Я передам ребятам (это не я придумал). На самом деле многие стараются найти такие сцены. Пусть не у всех выходит.

Максим Длужевский: Тема сама по себе обширная. По зарубежному кино можно географию отдельных городов учить. А вот что из знаковых мест для Санкт-Петербурга планируется активно показывать в фильме, комиксах? Сразу на ум Алые Паруса и Чумной форт на ум приходят, их как то в сюжете было бы интересно увидеть.
Евгений: В комиксном Санкт-Петербурге планируются самые разные достопримечательности из города, обыгранные как часть мира Грома. Но в кино съёмки в достопримечательностях это это головная боль. Получить доступ, перекрыть здание для съёмок чаще всего можно, но трудно, надо много согласований.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Настасья Кондрашина: Почему у нас вообще мало хороших сценариев/сценаристов? В чём, по его мнению может заключаться проблема?
Евгений: Копий по этому поводу сломано много. Выскажу своё (и только моё) мнение. Сценарист не сам по себе рождает что-то хорошее. Сценарист - это часть большого производства: комикс, фильм, мультфильм, игра. И если у отрасли проблемы, то и у проекта проблемы, то и сценарии будут проблемные. По тысяче причин. Посмотрите на детские мультики, там отличные сценарии: Смешарики, например. Они смогли, а кто-то не может. Проблема не может быть только в том, что одни нашли хорошего сценариста, а другие не смогли.

Марк Меринский: Что случилось с матерью Грома? Почему она не упоминается в сюжете?
Евгений: Секрет. Не говорю. (Интриган!, прим. ред.)

Димитрий: В каком направлении дальше двинутся, будет ли тот же актёр в главной роли, будут ли фильмы по другим комиксам (знаю что их там несколько))?
Евгений: Что знаю расскажу: проекты по другим линейкам Баббл планируются, но на всё нужно время, помноженное на производственные возможности. А это не быстро. Опять же, Гром самый “бюджетный”. Какой-нибудь Экслибриум или Метеора были бы дороже.

Денис Макаров: Были ли какие-то моменты, которые пришлось вырезать из сценария или фильма, и которые вам очень нравятся?
Евгений: Нет. Не могу сказать, что то, что пошло под нож было золотом. Может быть с этим материалом фильм местами был бы чуть более “набит” по зрелищности или событиям, но не стал бы революционно другим.

Денис Макаров: Читал отзывы прессы на фильм (сам пока не смотрел) и говорят, что благодаря приквелу гораздо лучше и немного по-другому воспринимается образ Майора Грома из "Чумного доктора". Вы использовали приквел в том числе и с целью большее раскрыть его образ и характер? Было ли это задумано изначально или же получилось в процессе написания сценария?
Евгений: Да, это одна из задач, которую решала команда. Надеюсь получилось.

Денис Макаров: Как вы прописываете персонажей? И в особенности интересно, как вы прописываете уже существующих персонажей? Например, к приквелу наверняка пришлось прописывать образ отца Грома с нуля. Но сам-то Игорь как персонаж уже был прописан для предыдущего фильма. Существует ли у сценаристов какая-то анкета с характеристиками персонажей, которую можно передать другому сценаристу, чтобы он продолжил работу с этими же персонажами?
Евгений: Ну вообще Грома я знаю неплохо, я про него писал комиксы. Со временем герой изменился, но это не узнавать его с нуля. Что же до создания героя: у меня есть список вопросов, отвечая на которые, я представляю персонажа. Это не уровень хорошего писателя, когда человек может жить и думать за героя, но в работе над большим количеством проектов, где скорость важна, помогает. Для сохранения целостности образа у нас была сценарная комната, которая совместно двигала героев вперёд. В сценарной комнате были люди, знакомые с Громом, потому анкетой там не пользовались.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Клим Кустарников: Будет ли продолжение оригинала? Будет ли там Ктун? ну не зря же нам намекали на это в сцене после титров.
Евгений: Надеюсь, что будет.

Клим Кустарников: а мистика будет? или реализм только?
Евгений: Сама серия Грома ушла глубже в мистические сюжеты, так что и это можно ожидать. Но достоверной информации у меня нет.

Алексей: Какое будущее у проекта? Выльется ли он в огромную франшизу со свистелками и перделками типо настолок, фигурок и прочего? Или говорить ещё рано?
Евгений: У вселенной Грома есть самые разные виды мерча, один плюшевый Игорь Угорь чего стоит.

Глеб Кузьмин: Есть ли у студии в планах получать деньги из-за границы или теперь она ориентируется полностью на рынок СНГ?
Евгений: Это мне не ведомо.

Сергей Белоусов: Очень много говорят про то ,как западные издатели (вроде Ворнер Браз и прочих) влияют на создателей фильма, заставляя кроить сценарий и переснимать целые эпизоды. Насколько часто такое происходит в России?
Евгений: Сценарий кроят по тысяче разных причин и там и у нас. Другое дело, что при работе над Громом кроили и переписывали практически одни и те же люди, так что трудно сравнить это с тем, что делают студии на Западе.

Сергей Белоусов: Какими методами вы пользуетесь, чтобы сделать персонажей более живыми?
Евгений: Какого-то простого и не банального ответа у меня нет. Я придумываю героя до тех пор, пока он не оживёт. Вот буквально.

Roza Din: Я заметила что чем-то майор Гром напоминает мрачную вселенную ДС. Будет ли введение каких-то легких или забавных персонажей/сюжетных линий, которые будут именно просты и без мрачника?(как в ДС тот же сериал Флеш).
Евгений: Да, Гром тяготеет к мрачности, но это и в комиксах так. Будет ли кто-то забавнее? Наверняка. Есть из кого выбрать.

Roza Din: Будут ли сюжетки в других городах? Показывать такие интересные особенности именно других региональных городов и национальностей? (ну или хотя бы шутки с отсылками типа: "хошь чак-чак?")
Евгений: Сейчас не слышал ни о чём подобном.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Roza Din: Если мистика дальше будет развиваться, будут ли так же и положительные герои с мистикой?
Евгений: Сама серия Грома ушла глубже в мистические сюжеты, так что и это можно ожидать. Но достоверной информации у меня нет.

Roza Din: будут ли как-то развиваться предыстория таких персонажей как Юлии Пчелкиной и Димы Дубина? с каким бекграундом они пришли к началу фильма майор гром?
Евгений: Я думаю, что это материал для каких-то спец.выпусков, но достоверной информации у меня нет. Потому что я не постоянная часть студии Баббл и не знаю их внутреннюю кухню от и до.

peg: Как думаешь, какой жанр сейчас наиболее востребован и почему?Евгений: Мне нравятся комедии, потому что качественная комедия позволяет говорить обо всём.

Глеб Кузьмин: Будут ли параллельные линейки в фильмах, а если будут, то какие?
Евгений: Все на это надеются, но это не так просто сделать.

Вован Карыш: Светлое или темное? (самый важный вопрос)
Евгений: Светлое.

Интервью со сценаристом фильма "Майор гром: трудное детство"⁠⁠

Огромное спасибо всем, кто поддержал выход этого интервью! Мне приятно постараться для вас, а вы, пожалуйста, дайте знать, интересны ли вам такие посты, вашими комментами и оценками. Я продолжу копать и поищу что-нибудь интересное. Встретимся уже очень скоро. Пока!

10K10K показов
2.1K2.1K открытий
18 комментариев

И ни одного вопроса про путинскую агитку , все понятно (без сарказма).

Ответить

И ни одного вопроса про "путинскую агитку" , все понятно (сарказм)

За материал спасибо.

Ответить

Русский Джон Уик намного больше понравился чем оба Грома, лучше бы его сделали главным героем.

Ответить

Это же ходячий кукож, а не персонаж

Ответить

Я думал ты про фильм "никто":(

Ответить

Это который?

Ответить

Эт который Юра с двумя береттами?)

Ответить