Путешествие в один конец

Впечатления от пилотного эпизода сериала «Террор»

Путешествие в один конец

Вечером 26 марта в сети появилась первая серия нового телешоу «Террор» от телеканала AMC. Это экранизация одноименного романа Дэна Симмонса, в котором известный американский автор совершил попытку художественной реконструкции одной из самых трагических экспедиций в истории освоения Арктики.

Сериал я ждал долго — с 2013 года, когда в сети стали появляться первые слухи о предстоящих съемках. Удивительно, что за минувшие пять лет в реальной истории двух исчезнувших британских кораблей «Эребус» и «Террор» появилась новая глава. Осенью 2014 года группа канадских подводных археологов обнаружила остов флагманского «Эребуса», а ровно два года спустя другая экспедиция отыскала последнюю гавань и второго судна.

Путешествие в один конец

С обнаружением обоих судов не развеялся мистический флер тайны, окружавший эту историю с 1848 года. Сами обстоятельства находок говорят об этом: первый корабль нашли, следуя указаниям старой инуитской легенды о «корабле мертвецов», а второй — по воле случая, из-за пропавшего фотоаппарата. Невольно складывается впечатление, что корабли будто бы должны были найти именно теперь, спустя столько лет.

Если возьметесь за просмотр сериала, держите эти факты в голове. Краски реальных событий дополняют эту переработанную литературным талантом Симмонса историю жизнью. А я же расскажу о своих впечатлениях от пилотного эпизода — в нескольких абзацах, с исчезающе малым количеством спойлеров.

Путешествие в один конец

По следу пропавшей экспедиции

Меня тревожит возможная реакция зрителей на стартовый эпизод шоу. В 45 минутах «пилота» нет ничего такого, что обычно обрекает на успех целый сезон и, как правило, сериал. Нет ни стремительных динамичных сцен, ни неожиданных сюжетных завязок, и даже яркая репрезентация досталась только одному персонажу — капитану Фрэнсису Крозье (Джаред Харрис).

<i>Капитан Крозье (Джаред Харрис) может стать одним из самых запоминающихся персонажей </i>
Капитан Крозье (Джаред Харрис) может стать одним из самых запоминающихся персонажей

Сериал начинает игру с «картами, лежащими рубашкой вниз»: сюжетная линия не прячется от зрителя за некими ложными сценарными пластами. Лишь в финале серии в ней начинают проступать неясные очертания будущих драматических развилок. Любителям с ходу бросаться в кипящую пену сюжетного драйва с первых минут может не понравиться.

Очень здорово, что сериал не тратит время на длительное вступление. За неполные пять минут нам показывают и рассказывают о главной цели и бесславной участи, постигшей морскую экспедицию Джона Франклина. Удивительно, но AMC, пугающие некоторых своей страстью к многочасовым — и чаще всего утомительным для зрителя — блужданиям ходячих главных героев, на этот раз, похоже, решили сжать экранное время максимально плотно. Экспозицию намертво «приварили» к завязке.

<i>HMS Terror и HMS Erebus — обоим судам британского флота не суждено было войти в воды Тихого океана</i>
HMS Terror и HMS Erebus — обоим судам британского флота не суждено было войти в воды Тихого океана

События стартуют накануне второй полярной зимовки. Сентябрь 1846 года: год путешествия позади, пройдены острова Бичи и Соммерсет, бушприты кораблей нацелены на финальную точку маршрута — остров (или, как ошибочно полагали в то время, полуостров) Кинг-Уильям. Никаких долгих прелюдий: погружение в мрачную атмосферу литературного первоисточника происходит сразу.

Уже погибли трое моряков, еще двое расстанутся с жизнью в первые двадцать минут. «Эребус» поврежден, и ведущим судном становится менее мощный «Террор». Больной и неяркий свет солнца сквозь снежную пелену ложится неровно на потрепанные ветром паруса. Над экспедицией кружат невидимые вихри смерти, и ледовый плен неспешно сжимает холодные объятия вокруг британских кораблей.

<i>«— Так, значит, у вас нет ни спасательного корабля, ни хотя бы плана спасения? — Нет…» Д. Симмонс</i>
«— Так, значит, у вас нет ни спасательного корабля, ни хотя бы плана спасения? — Нет…» Д. Симмонс

Однако еще не все так плохо и пессимистично. Почему? Сюжет книги начинает путь к трагическому финалу до начала третьей зимовки в 1847 году — то есть спустя год от момента старта событий сериала. Благодаря этому мы еще можем увидеть последние искры энтузиазма в глазах старших офицеров и до конца не поблекший румянец на лицах матросов. Льды еще не превратились в грозные паковые тиски, и корабли кое-как продолжают путь.

Мне кажется, что это правильная точка отсчета. Старт сериала с этого места значительно упростит восприятие контраста «до» и «после». Одинаково гибнущих от голода и холода людей в первой и заключительной серии было бы не различить.

Часть команды — часть корабля

В сериале есть замечательный Фрэнсис Крозье. Он пьет виски декалитрами, наяву тоскует о прежней жизни на британских берегах, проявляет упорство в стремлении доказать начальнику экспедиции губительную ошибочность выводов последнего. Тревожащийся и уравновешенный, редкая смесь фатализма и воли к борьбе. Пожалуй, как и в книге, Крозье станет «душой» истории. Равно как и его корабль — неплохо нарисованный, с богатым парусным вооружением, просмоленными вантами и заклепками, отлитыми на портсмутской фабрике в тот год, когда столичные театры впервые давали «Посмертные записки Пиквикского клуба».

<i>Слева направо: капитан Крозье, сэр Джон Франклин, командор Фицджеймс</i>
Слева направо: капитан Крозье, сэр Джон Франклин, командор Фицджеймс

Полный порядок с телевоплощениями капитана Джона Франклина (Киран Хайндс) и командора Фицджеймса (Тобайас Мензис). В кадре опытный полярный исследователь, за плечами которого четыре тяжелейшие экспедиции в канадскую Арктику, и честолюбивый знаток южных морей. Оба алчут славы первооткрывателей Северо-Западного морского прохода. Веришь каждому. Веришь, что эти офицеры способны завести свои корабли в ледяную пасть самого Дьявола.

<i>«Все любили капитана сэра Джона Франклина. Но никто его не уважал» Д. Симмонс</i>
«Все любили капитана сэра Джона Франклина. Но никто его не уважал» Д. Симмонс

Заинтересовала киношная инкарнация помощника конопатчика Корнелиуса Хикки. У этого персонажа в романе важная роль, и выбор Адама Нагаитиса, которого пригласили сыграть Хикки, поначалу меня смутил. У актера правильные черты лица, и с книжным Хикки, которого отличала чуть ли не крысиная внешность, его роднит только хитрый прищур. Оказалось, что за плечами Нагаитиса есть роль столь же «высокоморального» человека. А при просмотре первой серии стало ясно, что сценаристы решили сделать Хикки более сложным и объемным персонажем. Поэтому в «пилоте» тот предстает ловким, но осторожным бунтарем, который умело прячет коварство за холодным безразличием.

<i>Доктор Гарри Гудсир и помощник конопатчика Хикки</i>
Доктор Гарри Гудсир и помощник конопатчика Хикки

Пол Риди в роли доктора Гарри Гудсира — находка, уж простите. Бог знает почему, но именно таким я и представлял скромного судового врача, пока читал роман. Носитель христианских добродетелей, не ханжа и не моралист. Гудсир знает свое дело и старается если не спасти, то хотя бы облегчить участь больного.

Смотрим дальше?

В целом я остался доволен пилотной серией «Террора». Если у AMC все получится, то мы увидим хотя и мрачную, но поучительную историю о том, как в гонке за новыми знаниями человек рискует потерять все, включая саму жизнь. И однако же, желание жить в человеке неистребимо и открывает в нем силы, которые могут породить как нечто прекрасное, так и совершенно жуткое.

Из минусов могу выделить два момента. Непросто поверить в то, что события развиваются в полярных водах Канады. Припорошенные легким снегом мачты да трясущиеся губы матросов — слишком мало для того, чтобы поверить в тридцатипятиградусный мороз. Ну, хотя бы шапки носят — это уже прогресс, ожидаем «уэльских париков». Второй момент — мистика. Обруч беды и потустороннего рока осязаемо стягивают корабли и экипаж едва ли не с первых минут. Зловещие предзнаменования, холодный туман и лица покойников. Первоисточник тоже заигрывал с предрассудками европейцев и зловещими хтоническими мифами эскимосов, но не слишком ли рано их ввели?

Первая серия долгожданного «Террора» — неплохой, но достаточно сдержанный старт для экранизации романа, который Стивен Кинг назвал одним из лучших, среди опубликованных в 2007 году. Приятного просмотра, пейте больше лимнонного сока и держите ноги в тепле.

1616 показов
2.7K2.7K открытий
22 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Я бы не назвал это сильным стартом, но потенциал у сериала есть. Посмотрите, если есть свободное время. Нечасто выходят художественные фильмы о покорении Арктики.

Ответить

сценаристы решили сделать Хикки более сложным и объемным персонажемЧто не может не радовать, все-таки в книге он был довольно плоским злодейским злодеем.

Ответить

Скорее просто убедительным и не слишком интересным мерзавцем, худшие качества которого раскрыла ситуация . Впрочем, это вполне реалистичный образ, тем он и хорош.

Ответить

У него ни мозгов ни душонки не хватило бы быть хорошим злодеем. Так что норм.

Ответить

Три раза пытался осилить книгу. Тяжело идет, при том, что всю серию «Гиперион» одним махом проглотил, меня оттаскивал за ноги и за руки от чтения. А тут — не зашло. Так что буду смотреть сериал.

Ответить

У меня наоборот - Террор в топе-2, прочитал не отрываясь. А Гиперион (все 4 книги) совершенно не впечатлил.

Ответить