Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Советы ведущего художника по освещению Dreamworks Бенжамина Венанси.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Эффлам Мерсье хотел стать художником по освещению и спрашивал совета у специалистов в этой сфере. Ему редко отвечали на письма, но однажды Эффламу написал ведущий художник по освещению в Dreamworks Бенжамин Венанси. Он поделился большим списком личных рекомендаций, которые помогли ему погрузиться в тему освещения и как следует её изучить. Мы перевели самое главное.

Эффлам задал Бенжамину простой вопрос:

Как можно изучить освещение с художественной точки зрения? Может, порекомендуешь какие-нибудь книги или методы?

Эффлам Мерсье, концепт-художник

Если коротко, ответ был следующим: изучать живопись, фотографию и кино. А теперь подробнее.

Фотография

Быть хорошим специалистом по освещению — это значит понимать не только освещение, но и всё, что связано с камерой. Хороший способ понять основы — это заниматься фотографией и изучать её. Она позволит вам тренировать видение и вкус, и когда придет время принять решение, вы сможете выбрать лучшее освещение.

Что прочесть по теме: Книги Анселя Адамса “Негатив” (The Negative ), “Камера” (The Camera ), “Отпечаток” (The Print). (примечание: эти книги довольно длинные и технические, но охватывают основы фотографии). Еще стоит посмотреть Джои Л. “Фотосъемка тени и света” (Photographing Shadow and Light by Joey L. )

Дополнительные материалы:

Guess the lighting — блог, где фотограф подбирает схемы освещения для fashion и editorial- фотографий. Прим. ред: К сожалению, сейчас этот блог закрыли, но много работ оттуда до сих пор можно найти в сети. Например на Pinterest доске автора или в медиа.

LightFilmSchool — канал на YouTube, где можно узнать больше о размещении освещения для фильмов.

Фильмы. Практический свет vs естественное освещение

Бенжамин дал список фильмов, в которых его впечатлила художественная постановка. Эффлам проанализировал некоторые из них с точки зрения освещения.

Часто при павильонной съемке вы видите, как люди собираются вокруг стола, и на столе стоит лампа. Такой источник света называется практическим. Обычно он нужен, чтобы сюжетно оправдывать огромную лампу Френеля, расположенную за пределами кадра и подсвечивающую лица актеров. В кино используют лампы Френеля, так как «практические лампы» не обеспечивают достаточного для съемки количества и качества света.

Два подхода к практическому свету

Сравним двух мастеров, Стэнли Кубрика (и Ларри Смита) и Роджера Дикинса.

В этом кадре из фильма “Скайфолл” Дикинс использует лампу на столе в ресторане в практический целях, чтобы оправдать освещение, которое направлено на актрису.

Сцена из «007: Координаты „Скайфолл“». Оператор <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81,_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Роджер Дикинс</a>.
Сцена из «007: Координаты „Скайфолл“». Оператор Роджер Дикинс.

Обычно в кино стараются подбирать экспозицию, при которой источник света не будет выбиваться до белого — это считается не красивым. Поэтому в кадре мы видим лампу, светящую теплым светом.

С точки зрения естественного освещения этот кадр не реалистичен. Актрису освещает не лампа на столе, а спрятанный диффузор; Эффлам так решил, потому как угол падения света на лицо актрисы и его мягкость несколько отличаются от того, как выглядел бы световой рисунок, если бы лампа была единственным источником света. Изображение выглядит приятно, но зритель понимает, что смотрит фильм.

Альтернативную подачу аналогичного освещения можно встретить в фильме “С широко закрытыми глазами”. В этом кадре практическим источником света служит одна-единственная лампа, направленная на лицо актера. В общей экспозиции свет от лампы выбит настолько, что кажется белым, а лицо актёра видно с трудом.

Оператор <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%82,_%D0%9B%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8_(%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80)" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ларри Смит</a>, режиссёр <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA,_%D0%A1%D1%82%D1%8D%D0%BD%D0%BB%D0%B8" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Стэнли Кубрик</a>
Оператор Ларри Смит, режиссёр Стэнли Кубрик

Это работает как прием, который позволяет зрителю полнее погрузиться в ситуацию, почти что сесть за стол вместе с героями в украшенном гирляндами, оживленном ресторане.

Какой подход лучше?

Я думаю, оба подхода к практическому свету работают отлично, но как художники мы должны понимать, когда нарушаем законы физики, и чего пытаемся достичь при этом.

Эффлам Мерсье
Если вы хотите получить больше информации о том, как Кубрик использует практическое освещение, Эффлам советует это видео.

Естественное освещение

Обратимся к кадрам из «Барри Линдона». При съемках этого фильма использовали только естественный свет.

“Барри Линдон” (1975), режиссер Стэнли Кубрик, оператор <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%82,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Джон Олкотт</a>
“Барри Линдон” (1975), режиссер Стэнли Кубрик, оператор Джон Олкотт
Естественный свет может создавать атмосферу в кадре такой же силы выразительности, как и практический. Но контролировать его сложнее. 
Естественный свет может создавать атмосферу в кадре такой же силы выразительности, как и практический. Но контролировать его сложнее. 
Это, может, и очевидно, но использовать зловещие облака в качестве предзнаменования — очень выразительный ход. 
Это, может, и очевидно, но использовать зловещие облака в качестве предзнаменования — очень выразительный ход. 

Эффлам считает, что для исторических фильмов лучше использовать полностью естественное освещение, так как оно делает кадр достовернее. Такой подход напоминает нам о живописи и играет на ассоциациях зрителя, знакомого с описываемым в фильме периодом по книгам и картинам.

У классических художников не было никаких дополнительных инструментов, кроме солнца, неба, окон и свечей, чтобы завершить свои шедевры.

Эффлам Мерсье

Фильмы. Что стоит изучить

“Любовное настроение” (2001 г.) режиссера Вонга Карвая.

Оператор <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Christopher_Doyle" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кристофер Дойл</a>
Оператор Кристофер Дойл

Кристофер Дойл должен был работать быстро. Съемки - малобюджетные, большинство кадров сняты в реальных локациях и крошечных тесных квартирах. У режиссера не было сценария, и он прямо на ходу решал, что снимать. Любой, кто преуспевает в таких условиях, обладает хорошим вкусом и может разглядеть красоту в бетонных джунглях и неоновых лампах.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Эффлам не ожидал, что этот фильм ему так понравится. В кадрах ниже он советует обратить внимание на:

  • неожиданный выбор цветов;
  • использование рам, окон, зеркал и чистого черного цвета, который создает негативное пространство.
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

“Герой” (2002 г.) режиссера Чжана Имоу. Кинооператор — все тот же Кристофер Дойл.

Из кадров ниже можно почерпнуть мысль о том, что простота — это основной принцип композиции.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Обратите внимание, как правильное использование центральных композиций и симметричных планов усиливают визуальные эффекты.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Если вы придерживаетесь естественных ненасыщенных тонов, можно ввести в кадр один яркий цвет, чтобы получить очень смелые и контрастные результаты.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Цвет — мощный визуальный инструмент. Не бойтесь его использовать.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

«Скайфолл» (2012 г.) режиссера Сэма Мендеса. Кинооператор Роджер Дикинс.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

В этом фильме стоит обратить внимание на:

- силуэты;

- ведущие линии;

- выборочное освещение лица актера.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

“Запределье” (2006 г.) режиссёра Тарсема Сингха. Кинооператор Колин Уоткинсон.

В этом фильме хорошо передают эстетику сказки.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

В ленте также любопытно показали идею превращения. Например, как в кадрах ниже, из бабочки - в остров:

Самое интересное в «Запределье» — это сопоставление несопоставимых элементов. Они подчеркивают творческую натуру девочки, которая хочет остаться в сказке.

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

Еще интересные кадры из фильма:

Освещение в кинематографе. На что обратить внимание
Освещение в кинематографе. На что обратить внимание

На что еще стоит обратить внимание

Бенджамин также советовал Эффламу изучить «Бегущего по лезвию». Кроме того, напоследок стоит отметить короткометражный фильм The bloody olive — старую ленту в жанре черной комедии из Бельгии. В короткометражке использовались преувеличенные световые эффекты, что делает ее отличным материалом для изучения освещения.

Короткометражка Винсента Бала (Vincent Bal) вышла в 1996 году. Основана на комиксе Льюиса Трондхейма (Lewis Trondheim).

Просмотрев все эти фильмы, Эффлам начал анализировать кино и смотреть документальные фильмы и видеоролики об устройстве освещения в кино, снятые на съемочных площадках.

В заключение я хотел бы поблагодарить Бенджамина и всех тех, кто находит время ответить на электронные письма, чтобы помочь людям.

Эффлам Мерсье

Текст написан специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Связаться с нами можно на сайте. Скажите, что пришли с DTF, и мы с радостью предоставим вам приятную скидку.

3535 показов
17K17K открытий
22 репоста
18 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Тож самое. Лампы Френеля? Что за бред. Не знаете киношной терминологии и названия приборов? В англ практикал лайт - прибор в кадре. Но у нас нет такой терминологии. Есть игровой прибор. Короче, как человек из кино индустрии, перевод на 2, терминология и примеры на 3.

Ответить

"Блики на ком? На лампе? На актрисе от лампы? Блики? Серьезно?"
Уточните свой вопрос, пожалуйста.

"Как связаны между собой жесткость света и его интенсивность? Два совершенно разных параметра"
Речь идет о том, что диффузор создал мягкий рассеянный свет и смягчил контрасты на лице, поэтому мы выбрали при переводе слово резкий. Сверьтесь с ним еще раз, пожалуйста: My guess would be that there is a diffuser hidden under the table, the angle and softness is slightly off.

- В этом кадре практическим источником света служит одна-единственная лампа, направленная на лицо актера. И она его как раз пересвечивает. 
Тут мы тоже сохраняли верность оригиналу: It is blow out to white because of the intensity, you can hardly see the actor... 
Речь идет о том, как свет лепит форму лица, и во втором случае он как раз ее скрадывает. 

Мы не относимся к текстам, как к рекламному материалу. В каждой статье мы в первую очередь стараемся дать полезную информацию. В школе работают люди, они тоже ошибаются, и если вы можете предложить аргументированный вариант, как уточнить перевод, мы будем только рады его поправить. 

Ответить

Не туда ответил (:

Ответить
Ответить
Ответить

А вот и экранизация JoJo 7

Ответить