60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
DTF60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 31.10.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

Разбор финальной сцены в "Солярисе" / Как снимает Тарковский

Принято считать, что фильмы Андрея Арсеньевича Тарковского сложны и перегружены смыслами. Отчасти так и есть. Однако мы попробуем разобраться в приемах киноязыка Тарковского и постараемся объяснить все это простыми словами.

В финале фильма главный герой «Соляриса» Крис Келвин возвращается на землю. Он преобразился, научился чувствовать, что подтверждает растение, выросшее в жестяной коробке к концу истории. И вот он снова на Земле. Но уже здесь можно заметить несоответствие. Герой подходит к своему дому. И здесь мы уже понимаем: Крис вернулся не на Землю, а на симулированный океаном остров. Ведь, когда он улетал шел дождь, и в финале он идет, только не на улице, а в самом доме. Причем, если приглядеться, то можно заметить пар на плече у отца Криса. Это подсказывает, что осадки совсем уж неправильные, так как вместо холодного дождя льется кипяток. В фильме ярко прослеживается образ воды, которая является таким своеобразным индикатором жизни. К слову, образ живой воды воплощен в Океане, который художники создали из ацетона, алюминиевой пудры, красителей и качественной комбинированной съемки.

Кадр из фильма "Солярис" (1972) Реж. А.А. Тарковский

Но давайте вернемся слегка назад и рассмотрим режиссерские приемы в финальной сцене «Соляриса». Выбран интересный ракурс, когда главный герой подходит к дому. Мы наблюдаем его через окно, Крис заключен в своеобразную рамку, а стекло отделяет его от всего мира. Это показывает, что персонаж не принадлежит этому миру, он здесь чужой и это не его место.

Кадр из фильма "Солярис" (1972) Реж. А.А. Тарковский

Далее происходит сама встреча отца с Крисом. В данном эпизоде Тарковский цитирует знаменитую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не стоит упускать из виду еще одну рамку, очерчивающую замкнутое положение героев. В конце эпизода камера улетает вверх, раскрывая все секреты. Мы видим искусственно созданный остров, вокруг которого протекает океан. Человек, то есть персонаж, на таком отдалении кажется ничтожным перед всемогуществом высшего разума.

Анти - Кубрик

Фильм «Солярис» как в советском прошлом, так и сейчас воспринимается как ответ «Космической Одиссее», анти-Кубриковщина. Действительно, картина сильно отличается от «Одиссеи» Стэнли Кубрика. Тарковский углубляется в нравственные вопросы и показывает, что высокие технологии воспринимаются героями как данность, а не экзотика. Также в отличии от чистейшей и выбеленной станции в «Космической Одиссее», станция в «Солярисе» выглядит потрепанно, что доказывает: люди привыкли к этим технологиям и давно их используют. Однако существует много пересечений между этими картинами. Например, геометрия в кадре, направляющие линии и постоянно встречающаяся симметрия сближают эти два безусловных шедевра.

Кадр из фильма "Солярис" (1972) Реж. А.А. Тарковский

Музыка Артемьева

Важной составляющей не только финальной сцены, но и всего фильма является музыка. Тарковский пригласил к участию в проекте Эдуарда Артемьева, известного в то время своими экспериментами с электронной музыкой. Композитор дал искусственное синтезаторное звучание самому океану, а также переработал фа-минорную хоральную прелюдию Баха, звучащую в финале. Если оригинальная композиция заканчивается на мажорной ноте, то Артемьев делает финал прелюдии минорным. Таким образом, все приемы складываются в хорошо поставленный финал, который не оставляет никаких надежд и шансов человечеству.

«Солярис» - это яркий эксперимент советского кино и своеобразный учебник киноприемов. Тарковский наделил фильм сложным киноязыком, однако стоит разобрать каждую сцену на отдельные кусочки и скрытое становится явным. Картина представляет собой философское размышление о душевном мире человека, бессильного и беспомощного.

Если вам понравился данный материал, то поддержать автора материально или прошу подписаться на Youtube канал, где вы можете найти еще больше контента по истории кино и анализы и разборы фильмов.

{ "author_name": "Konstantin Peskichev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 40, "favorites": 125, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 187294, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 11 Aug 2020 20:01:47 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Спасибо, как раз то что нужно)

Ответить
5

Заголовок многообещающий, на рубль, а внутри текста на копейку. 

Ответить
0

Постараюсь поинформативнее в следующий раз

Ответить
1

"Как _снимает_ Тарковский" - разве он ещё снимает?

Ответить
0

Устойчивое выражение

Ответить
Читать все 6 комментариев
null