Мафия вечна: 26 лучших фильмов про американских гангстеров Материал редакции

В честь выхода Mafia: Definitive Edition вспоминаем культовые ленты и современную классику, посвящённые организованной преступности в США.

В закладки
Слушать

Гангстерское кино не нуждается в представлении: у миллионов зрителей по всему миру именно этот жанр является любимым — достаточно посмотреть на списки самых высокооценённых фильмов в истории. На картинах о мафии выросло не одно поколение киноманов, а многие образы гангстеров стали культовыми. К ним, например, относятся Вито и Майкл Корлеоне, Тони Монтана, Томми Девито и другие.

Потому составить список лучших фильмов об американской мафии кажется довольно простой задачей: он может целиком состоять лишь из фильмов Фрэнсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе и Брайана Де Пальмы. Но из-за специфики отечественного видеопроката до большинства зрителей из бывшего СССР дошла не вся классика гангстерского кино, а некоторые современные фильмы заслуживают большей популярности. Релиз Mafia: Definitive Edition подогрел дополнительный интерес к теме, и мы решили составить свою подборку лучших фильмов жанра.

Чтобы определить рамки списка и отделить гангстерское кино от более общего криминального жанра, мы выделили ряд критериев.

  • История фильма разворачивается вокруг американской мафии или организованных преступных группировках в США. То есть, в список не попадают фильмы Гая Ричи о британских бандитах или работы Такэси Китано о якудза. Но под критерий подходят ленты о афроамериканских группировках в лос-анджелеском гетто или русской мафии в Брайтон-Бич.
  • Сюжет концентрируется на гангстерских разборках или жизни гангстеров. Фильмы о простых бандитах или грабителях банков, вроде лент Квентина Тарантино, «Злых улиц» или «Схватки», не проходят по этому критерию.
  • Главные герои не обязаны быть гангстерами: они могут быть агентами под прикрытием или полицейскими. Но фильм, так или иначе, должен рассказывать историю, связанную с гангстерами. Этому требованию соответствует, например, «Французский связной».
  • Картины, разворачивающиеся во времена до «сухого закона», не попадают в список. «Банды Нью-Йорка» мог бы считаться гангстерским фильмом, но не подходит по временным рамкам.

По этим критериям мы подобрали 26 фильмов, достойных звания лучших в этом жанре. Список составлен в хронологическом порядке: в нём есть как культовая классика, так и менее известные работы, которые понравятся ценителям гангстерского кино.

«Враг общества»

Голливуд всегда умел подстраиваться под актуальные для общества темы, и Великая Депрессия — не исключение. Американцы ощутили на себе сильнейший финансовый кризис в их истории, поэтому на комедии и другие развлекательные фильмы упал спрос. Зато киноделы откопали золотую жилу в виде гангстерского кино.

В 1930-е вышли сотни фильмов о гангстерах разного качества, но свой след в кинематографе оставили лишь некоторые из них. «Враг общества», выпущенный в 1931 году, — одна из наиболее удачных работ в жанре.

Фильм рассказывает о двух друзьях, Томе и Мэтте, мечтающих вырваться из бедности. В поисках лёгких денег они занимаются мелкими ограблениями, а со вступлением в силу Сухого закона связываются с гангстерами и становятся бутлегерами. Вскоре к Тому и Мэтту приходит долгожданное богатство, и они обзаводятся роскошными девушками. Но идиллия не может продолжаться долго, и друзья сталкиваются с последствиями такого образа жизни.

Эдвард Вудс и Джеймс Кэгни в ролях Мэтта и Тома

Сюжет фильма не просто так кажется знакомым и в чём-то даже клишированным. Именно «Враг общества» во многом определил правила жанра и сюжетные тропы, на которые ориентируются другие фильмы десятилетия спустя. Эта картина стала настолько заметной в США, что её отметили номинацией на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий (редкость для жанра, считавшегося тогда низкопробным). Более того, фильм дважды с успехом прошёл в повторном прокате — в 1941 и 1954 годах.

Культового статуса фильм достиг не только благодаря своей истории. Зрители и критики отмечали выдающуюся режиссёрскую работу Уильяма Уэллмана, снявшего до этого оскароносную картину «Крылья» — первого победителя в номинации «Лучший фильм». Популярность обрёл и исполнитель главной роли Джеймс Кэгни, который потом ещё не раз сыграл гангстеров в кино.

Сейчас «Враг общества» может показаться слишком предсказуемым и бесхитростным, но фильм действительно сильно повлиял на жанр. Если захочется узнать истоки гангстерского кино, то это — один из лучших вариантов.

«Маленький Цезарь»

Другой, не менее значимый гангстерский фильм той эпохи, — «Маленький Цезарь» Мервина Лероя. Он вышел в кинотеатрах за 3 месяца до «Врага общества», и эти фильмы неоднократно сравнивались зрителями и критиками. Но если работа Уэллмана концентрировалась на мелких гангстерах, мечтавших вырваться наверх, то фильм Лероя рассказывает о человеке, ставшего главой преступной организации и отстаивающего своё место на вершине.

Цезарь Энрико Банделло по кличке Рико, сыгранный Эдвардом Г. Робинсоном, сейчас считается одним из самых известных гангстеров в американском кино. Формально в фильме есть и другой главный герой — Джо Массара в исполнении Дугласа Фэрбенкса-младшего. Он мечтает вырваться из преступного мира и противопоставляется злобному Рико, который не может представить себя вне гангстерской жизни. Но фильм, в первую очередь, показывает историю взлёта и падения Рико, и лишь потом — попытки Джо покончить с прошлым.

Эдвард Г. Робинсон в роли Рико

Простой на первый взгляд сюжет на деле оказывается комплексной метафорой целой эпохи. Великая депрессия заставила многих людей пробиваться к вершине так же, как это показано в случае с Рико. Но ни власть, ни деньги не способны даровать ему счастье в это непростое время — скорее они лишь становятся дополнительными препятствиями. Но есть и люди, похожие на Джо: они понимают, что преступления — гиблый путь, а успеха в жизни можно добиться и с чистой совестью.

Как и в случае с «Врагом общества», «Маленький Цезарь» сильно повлиял на новый в то время жанр. Роль Рико в одночасье сделала Эдварда Г. Робинсона звездой, а Киноакадемия отметила фильм номинацией на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Эта картина отлично смотрится и сейчас благодаря отличной режиссуре Мервина Лероя и блестящей актёрской работе.

«Лицо со шрамом» (1932)

Сейчас этот фильм в основном находится в тени своего ремейка: картина 1983 года с Аль Пачино стала настолько успешной, что многие зрители даже и не догадываются о существовании оригинала. Но «Лицо со шрамом» 1932 года относится к числу лучших гангстерских фильмов и в отрыве от переосмысления Брайана Де Пальмы.

Эта лента примечательна тем, что её главный герой, в отличие от предыдущих фильмов списка, основан на реальном человеке — самом известном гангстере эпохи Сухого закона Аль Капоне. Сценарист Бен Хект, конечно, поменял имя главного героя (Капоне стал Тони Камонте) и некоторые детали его биографии, чтобы не подвергать свою жизнь риску, но сходство с гангстером было очевидно большинству зрителей того времени.

Во-первых, само название отсылало к прозвищу Аль Капоне — в газетах его называли «Лицом со шрамом». Во-вторых, Хект писал сценарий, основываясь на своих знаниях о гангстере и его окружении в Чикаго. Капоне, узнав о готовящемся фильме, даже отправил своих людей к сценаристу: те должны были убедиться, что сценарий не раскрывает лишнего о криминальном боссе. Встреча, по итогу, закончилась благополучно — и гангстеры ушли с миром.

Пол Мини в роли Тони Камонте

В остальном создание фильма проходило довольно гладко. «Лицо со шрамом» был одним из самых амбициозных проектов своего времени: производством занимался прославленный продюсер Говард Хьюз (о нём Мартин Скорсезе снял «Авиатора» с Ди Каприо), а режиссёром стал подававший надежды Говард Хоукс. Позднее он снял ещё много культовых фильмов, включая комедию «Его девушка Пятница», нуарный детектив «Глубокий сон» и вестерн «Рио Браво».

Мастерство постановщика видно и здесь. «Лицо со шрамом» выделяется не только выдающейся игрой Пола Мини, но и впечатляющей для своего времени режиссурой. Критики, например, хвалили Хоукса за умение подать напряжённые сцены и удерживать внимание зрителя. Очень быстро фильм стал культовым, и настолько, что даже Аль Капоне заказал себе плёнку. По свидетельствам очевидцев, ему история очень понравилась.

«Лицо со шрамом» отлично смотрится и сейчас: всего за полтора часа хронометража Хоуксу удаётся во всех деталях показать образ настоящего гангстера.

«Ангелы с грязными лицами»

После успеха «Врага общества», «Маленького Цезаря» и «Лица со шрамом» гангстерский жанр обрёл широкую популярность. Киностудии всего за несколько лет сняли десятки фильмов по этой тематике, большинство из которых не прошли проверку временем. К счастью, ценители жанра получили в 1938 году ещё один достойный проект — драму «Ангелы с грязными лицами» Майкла Кёртиса.

Сюжет фильма во многом похож на «Маленького Цезаря»: в центре истории находятся два персонажа — гангстер Рокки и священник Джерри. В детстве они были лучшими друзьями, но однажды их пути разошлись: Рокки попал в спецшколу для малолетних преступников, попавшись на краже, а Джерри решил посвятить свою жизнь служению Богу. В начале фильма Рокки возвращается в родной район, где пытается втянуть Джерри и его подопечных в свои сомнительные дела. У истории, как водится, нет счастливого конца.

Джеймс Кэнги и Пэт О'Брайен в ролях Рокки и Джерри

В своё время «Ангелы с грязными лицами» мгновенно запомнились зрителям как исключительный фильм. Джеймс Кэгни вновь блистал на экране в образе гангстера, сценарий Роулэнда Брауна разошёлся на цитаты, а режиссура Майкла Кёртиса была отмечена заслуженной номинацией на «Оскар». Создатели одними из первых использовали гангстерскую тематику как основу для сильной социальной драмы, поэтому фильм очень быстро стал классическим в своём жанре.

Отсылки к «Ангелам с грязными лицами» делали и десятилетия спустя. Так, в «Один дома» Кевин Маккалистер смотрел по телевизору пародию на него под названием «Ангелы с грязными душами».

Этим фильмом также вдохновлялись и разработчики из 2K Czech при создании первых двух частей Mafia. В The City of Lost Heaven почти покадрово скопирована сцена из фильма, когда Поли совершил попытку покушения на Серджио Морелло. А в начале второй части Вито Скалетта попался полиции точно так же, как и Рокки.

Сейчас «Ангелы с грязными лицами» считаются одним из лучших фильмов 1930-х, а его создателей ждал успех. Тот же Майкл Кёртис через четыре года снял легендарную «Касабланку», а Джеймс Кэгни укрепился в глазах зрителей как один из лучших актёров своего времени.

«Французский связной»

Неслучайно в этом списке нет фильмов из 40-х, 50-х и 60-х. Упадок гангстерского жанра в эти десятилетия связан с введённым в 1934 году Кодексом Американской ассоциации кинокомпаний, известным как Кодекс Хейса. Этот закон был морально-этическим: по нему гангстеров в кино должны были наказывать, а полицейские и другие представители закона изображались исключительно положительными. Неудивительно, что классические гангстерские фильмы этим требованиям не соответствовали, а жанр стал считаться почти бесперспективным.

Но с приходом эры Нового Голливуда ситуация кардинально поменялась. Режиссёры фактически получили карт-бланш на создание рискованных и в чём-то даже провокационных фильмов. Благодаря этому возродился и гангстерский жанр — а одним из его знаковых представителей был полицейский триллер «Французский связной».

Режиссёр Уильям Фридкин показал иную сторону баррикад: в этой истории полицейские были героями, а гангстеры — злодеями. Сюжет рассказывает о непростом противостоянии нью-йоркских детективов и сети международной мафии, поставляющей героин из Франции в США. У гангстеров есть огромное преимущество в виде налаженных связей и хитрых схем поставок, а полицейские вынуждены распутывать этот клубок, чтобы поймать всех членов банды.

«Французский связной» — не совсем типичный гангстерский фильм, из-за чего его не всегда относят к этому жанру. Центральное внимание уделено полицейским, да и борьба с наркотиками обычно не показывается в таких фильмах. Но сам сюжет основан на реальных событиях: корсиканские гангстеры основали подпольную сеть в Марселе под названием «Французская связь» ещё в 30-х, и вплоть до 70-х они поставляли наркотики в США. У марсельской мафии даже были связи с ЦРУ, благодаря чему у них почти не возникало проблем с законом.

Организованная преступность показана в фильме эффектно — не возникает никаких сомнений в могуществе гангстеров. «Французский связной» не идёт на компромиссы и показывает всю грязь криминальной подоплёки Нью-Йорка. Кажется, что детективы всё равно обречены на провал, а мафия будет побеждать раз за разом.

При этом нельзя сказать, что в фильме совсем нет надежды. Скорее, в нём показано вечное противостояние добра и зла, где всё сливается в безрадостные серые тона, но остаётся надежда на будущее. За это «Французский связной» удостоился пяти «Оскаров», включая статуэтку за «Лучший фильм».

Трилогия «Крёстный отец»

Если выделять из гангстерских фильмов самые знаковые и известные, то лицом жанра можно считать трилогию «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Это те произведения, из которых образы и диалоги узнаются мгновенно — для многих гангстерский жанр ассоциируется именно с ними.

Мы уже посвящали этой серии отдельные разборы, где детально анализировали сюжет и рассказывали об истории их разработки — по первой и второй частям. Про важность трилогии в контексте жанра стоит лишь добавить, что первый фильм практически единолично повлиял на индустрию: благодаря «Крёстному отцу» гангстерские картины обрели популярность, которая не исчезает и по сей день.

Причина довольно проста — это бессмертное произведение, достойное сравнений с древнегреческими трагедиями и Шекспиром. Впервые в жанре на первый план вышла тема семьи, а трёхчасовой хронометраж позволил полностью раскрыть всех персонажей и их сюжетные линии, превратив «Крёстного отца» в настоящее эпическое полотно.

Вторая часть в этом плане ещё комплекснее — это детальный взгляд на два совершенно разных мировоззрения, на само понятие мафии. И если первый фильм ещё мог показаться романтизированным в отношении организованной преступности, то второй подходит к этому вопросу куда более жёстко и правдиво — у гангстера нет никаких шансов на мирную жизнь, рано или поздно он потеряет всё.

Первые два «Крёстных отца» считаются одними из лучших фильмов в истории и попадают на первые места списков лучших гангстерских картин. Особняком стоит лишь третья часть, к которой у большинства зрителей весьма противоречивое отношение. При этом сам режиссёр Фрэнсис Форд Коппола предпочитает называть «Крёстного отца 3» эпилогом саги, а не полноценным продолжением.

Так или иначе, но серия фактически сформировала нынешний облик гангстерских фильмов, где преступники изображены человечными, а общественный взгляд на мораль подвергается сомнению. Сейчас трилогия находится на вершине своеобразного Олимпа не только этого жанра, но, возможно, и всего кино в целом.

«Друзья Эдди Койла»

В тени «Французского связного» и «Крёстного отца» остался недооценённый гангстерский фильм «Друзья Эдди Койла» Питера Йетса. О нём сейчас вспоминают гораздо чаще в связи с переизданиями на Blu-Ray, но на выходе он потерялся среди своих конкурентов и не нашёл своего зрителя.

Это первая знаковая лента о бостонской мафии, к которой потом не раз будут возвращаться другие режиссёры. Криминальный мир этого города показан глазами Эдди Койла — немолодого гангстера, которому поручают мелкие дела. Однажды его ловят на перевозе краденной партии алкоголя, и Койл решает сотрудничать с властями, чтобы не попасть в тюрьму. Дальше сюжет разворачивается в несколько неожиданном ключе, где оказываются вовлечёнными все — гангстеры, полиция и другой информатор, вычислить которого не может никто.

Несмотря на завязку, история оказывается не такой остросюжетной, как кажется на первый взгляд. Режиссёр отказался от привычной структуры гангстерских фильмов, чтобы сосредоточиться на проработке и развитии центрального персонажа — Эдди Койла, которого сыграл знаменитый голливудский актёр Роберт Митчем.

Его герой получился интересным и неоднозначным. С одной стороны, Эдди не представляет собой значимую фигуру в бостонской мафии — он лишь пешка в руках людей посильнее. Но в нём есть и гордость, и принципиальность. Он готов отстаивать себя в этом жестоком, неуютном мире.

Бостон в представлении Питера Йетса холоден и невзрачен. В его трещинах копошатся человеческие насекомые, пожирающие своих же сородичей. И даже если попытаться вытравить их оттуда, ничего не изменится — они лишь возьмут короткую передышку.

С таким безрадостным взглядом на гангстерский жанр «Друзья Эдди Койла» не снискали большой популярности на момент выхода. Со временем этот фильм обретал всё большую значимость в глазах киноманов, а сейчас его рассматривают как одну из жемчужин той эпохи. В будущем, возможно, он завоюет своё место в пантеоне жанра.

«Лицо со шрамом» (1983)

Гангстерский жанр пережил расцвет, упадок и последующее воскрешение с переосмыслением всей концепции. Но с любым переосмыслением приходит и возвращение к корням, и в этом плане заметнее всех получился ремейк «Лица со шрамом».

С одной стороны, это новый взгляд на старую формулу: теперь зритель наблюдал не за италоамериканскими преступниками со своими правилами, а дикой, необузданной эмигрантской мафией в лице главного героя. С другой — сценарист Оливер Стоун (который позже снимет «Взвод» и прославится на весь мир) написал историю, верную оригиналу. Тони Камонте стал Тони Монтаной — кубинским эмигрантом, нашедшим на чужой земле бесконечные возможности. А Майами на поверку отличается от Чикаго лишь погодой, одеждой и музыкой.

Во многом эта версия «Лица со шрамом» стала бенефисом своего главного актёра — Аль Пачино. Он так растворился в своём герое, что в нём почти невозможно найти черты Майкла Корлеоне из «Крёстного отца». Кроме того, это самая прославленная работа режиссёра Брайана Де Пальмы — он так и не снял фильма популярнее.

Такой успех не был случайностью: Оливер Стоун и Брайан Де Пальма осознанно снимали фильм, который не просто повторял оригинал, а давал ему большую глубину и работал с новыми темами. В образе Тони Монтаны можно увидеть не просто обычного гангстера, а воплощение «американской мечты», человека, которому капитализм вскружил голову. Путь к успеху оказался для него тернистым, но он до последнего сражался за своё место в мире и не сдавался ни перед какими обстоятельствами.

Неудивительно, что Тони, несмотря на все злодеяния, вдохновляет многих зрителей. У него есть и принципы, и неумолимая сила, его нельзя просто назвать сумасшедшим преступником. Во многом именно Монтана стал ультимативным гангстером в кино — с безумными от кокаина глазами и автоматом наперевес.

«Лицо со шрамом» можно рассматривать и как своеобразный портрет 80-х — сумасшедший микс дискотек, наркотиков, денег, секса и убийств. Люди в то время словно проживали каждый день как последний, и Тони Монтана как никто другой понимал суть такой жизни. Неслучайно разработчики Grand Theft Auto: Vice City почти полностью скопировали сюжет фильма — придумать что-то лучше про 80-е в Майами почти невозможно.

«Однажды в Америке»

С годами гангстерский жанр встал на место терявших в популярности вестернов. Зрители не желали больше смотреть фильмы о беззаконии на Диком Западе, предпочитая более актуальные истории о мафии. Эту тенденцию уловил Серджио Леоне — легендарный режиссёр «долларовой трилогии» с Клинтом Иствудом и «Однажды на Диком Западе». В свой взгляд на гангстерские фильмы Леоне вложил всего себя, поэтому «Однажды в Америке» во всех смыслах ощущается как его главный подарок кинематографу.

Это эпическая четырёхчасовая картина с несколькими временными сюжетными линиями, в которых во всех подробностях рассказывается непростая судьба еврейского мафиози Дэвида Ааронсона по кличке «Лапша», сыгранного Робертом Де Ниро. В фильме показано его детство, молодость, зрелость и старость — и вся его жизнь неумолимо связана с близкими и друзьями, которым он неизменно причинял боль.

Если «Крёстный отец» — Шекспир от мира кино, то «Однажды в Америке» — великий американский роман. Любые попытки перестроить фильм в хронологическом порядке рушат авторский замысел: театральная версия провалилась в прокате как раз потому, что зрители не смогли оценить сюжет по достоинству. И лишь в своём первоначальном массивном виде «Однажды в Америке» раскрывается как один из наиболее важных гангстерских фильмов, который в чём-то даже ставит диагноз жанру.

Фильм отсекает любые попытки зрителей оправдать героев и сочувствовать им. Жизнь гангстера здесь показывается без прикрас — трагичной и уродливой. Сердце преступника никогда не избавится от червоточин, и для него даже такие понятия, как дружба и любовь со временем извращаются, становятся чуждыми. В кино, безусловно, и до Леоне поднималась эта тема, но именно он смог во всех подробностях показать её.

Преступления здесь — не способ помогать семье, как в «Крёстном отце», и даже не дорога к успеху, как в «Лице со шрамом». Скорее это возможность выместить свою обиду на мир за несправедливость в каждой прожитой минуте. И в таком образе жизни нельзя остановиться и успокоиться — лишь подкармливать свою бесконечную боль.

«Однажды в Америке» долго оставался незамеченным среди остальных фильмов жанра, но время расставило всё по местам. Актёрские работы, мастерская режиссура Серджио Леоне и культовый саундтрек Эннио Морриконе всё ещё остаются в умах и сердцах миллионов зрителей.

«Неприкасаемые»

Спустя четыре года после «Лица со шрамом» Брайан Де Пальма вернулся к гангстерскому жанру с более классическими «Неприкасаемыми», где показал свой взгляд на времена Сухого закона. В этот раз главными действующими лицами стали служители закона, сражающиеся с криминальной империей Аль Капоне.

Первое, что бросается в глаза, — актёрский состав. В главных ролях задействованы Кевин Костнер, Шон Коннери и Энди Гарсия, а Роберт Де Ниро сыграл самого Капоне. Режиссёр с любовью подошёл к эпохе: каждый костюм и машина сделаны с исторической точностью, а декорации поражают своей проработанностью. Де Пальма в одной из сцен даже переснял момент из «Броненосца „Потёмкина“» Эйзенштейна.

Кажется, что у создателей не было цели создать новое слово в жанре — «Неприкасаемые» ощущаются прежде всего как любовное письмо гангстерским фильмам. Актёры и режиссёр словно просто получали удовольствие от каждой минуты на съёмочной площадке, и это проявляется в фильме.

Больше всего в «Неприкасаемых» впечатляют экшен-моменты — они сняты чуть ли не лучше, чем в «Лице со шрамом». В остальном фильм выделяется своей простотой и лаконичностью, сюжет здесь довольно прямолинейный, а вместе с тем и захватывающий.

Это оценили и зрители — «Неприкасаемые» часто попадают в списки лучших фильмов жанра.

«Славные парни»

В 80-е фильмы про гангстеров окончательно укрепились как один из основных жанров в Голливуде. Неспешное и вдумчивое кино в духе «Крёстного отца» считалось эталоном, устои которого должны были соблюдать все американские гангстерские фильмы. Но в 1990 году случилось событие, подтолкнувшее застоявшийся жанр к развитию.

Мартин Скорсезе и раньше касался криминальной тематики в «Злых улицах» и «Таксисте», но полноценно в гангстерское кино не входил. В «Славных парнях» он показал, что такие фильмы могут быть совершенно другими — быстрыми, динамичными, дерзкими и смелыми. Его стиль кардинально отличался от подходов Копполы, Де Пальмы и Леоне, а потому «Славные парни» очень быстро стали новым эталоном.

У гангстеров в представлении Скорсезе есть ореол исключительности и вседозволенности. Они влиятельнее любых политиков, для них законы общества — не авторитет. Любой гангстер по определению имеет больше прав, чем обычный человек, ему можно и даже нужно делать всё, что вздумается. Последствия придут когда-нибудь потом, а сейчас можно и пожить на всю катушку. Разве не для этого становятся гангстерами?

Именно так живёт и мыслит главный герой — Генри Хилл в исполнении Рэя Лиотты. Для него мафия становится своеобразным билетом в будущее, где не потребуются ни ум, ни красота, ни талант. Мафии он платит своей лояльностью: Генри не сдаёт своих подельников и отматывает тюремный срок в одиночку, чем завоевывает уважение влиятельных людей. И лишь когда он начинает мыслить самостоятельно, постепенно пропадает и лояльность, а вместе с тем обнажается и неприглядная гниль гангстерской жизни.

Мартин Скорсезе изобразил гангстеров не как кровожадных убийц, благородных аристократов или людей с большой мечтой. Гангстеры для него — обычные бандиты, жадные до денег и власти. Они плевать хотели на принципы, дружбу и обещания — своя шкура дороже. Если опасность подстережёт за углом, проще отстреляться или забить кого-нибудь до смерти. А если и это не поможет, то решение простое — бежать или прятаться.

«Славные парни» — один из первых фильмов, где сама концепция гангстерской жизни отзеркаливается и показывается с новой, неожиданной стороны. Если гангстером очень просто стать, то можно ли уйти от мафии нетронутым? Все говорят о недостатках гангстерской жизни, но есть в этом и ведь что-то хорошее? С такими вопросами зритель остаётся наедине с собой — Скорсезе лишь показывает то, как оно и происходит в жизни.

Пожалуй, именно этот фильм можно считать идеальным отображением современного гангстерского кино. С тех пор многие режиссёры пытались скопировать формулу Скорсезе, но полноценно повторить успех не смог ни один из них. Оно и понятно — «Славные парни» представляют собой штучный бриллиант. Конкурировать с этим фильмом на его же поле почти бессмысленно, проще попытаться сделать что-то своё.

«Король Нью-Йорка»

Гангстерское кино считается массовым жанром, но иногда с ним работают и артхаусные режиссёры. Первым знаковым фильмом такого рода стал «Король Нью-Йорка» Абеля Феррары, вышедший в один год со «Славными парнями».

Главный герой картины, бывалый гангстер Фрэнк Уайт, выходит из тюрьмы с амбициозными планами — контролировать весь рынок наркотиков в Нью-Йорке. Для этого он собирает вокруг себя разношёрстную банду из мелких бандитов и совершает визиты вежливости к различным мафиози. Фрэнк расправляется с каждым, кто оказывает сопротивление, и очень скоро он становится угрозой не только для всех преступников, но и для всего города.

Типичный для жанра сюжет Абель Феррара оборачивает в мрачную, тягучую артхаусную драму, где блистает исполнитель главной роли — Кристофер Уокен. Актёр в основном играл роли положительных персонажей, но здесь ему достался отталкивающий и злой образ, который он раскрыл на полную катушку.

Режиссёр не стесняясь смакует на экране жестокие убийства, оргии и употребление наркотиков. Но фильм не скатывается в пошлую эксплуатацию благодаря постановке Феррары, который приковывает зрителя к экрану своим визуальным стилем. Для своего времени «Король Нью-Йорка» был своеобразным прорывом — ещё никто не создавал такой странный гангстерский фильм.

На фоне тех же «Славных парней» эта картина смотрится как-то чужеродно, но её оригинальность становится важным достоинством. Феррара доказывает, что любой избитый сюжет можно подать свежо — был бы талант и желание.

«Перекресток Миллера»

В том же 1990 году вышел и третий знаковый гангстерский фильм — «Перекрёсток Миллера» братьев Коэн. В нём они решили совместить гангстерское кино с нуаром, потому результат получился оригинальным и смелым.

Действие фильма происходит в неназванном американском городке времён Великой депрессии, где назревает конфликт между ирландской и итальянской мафией. Том Риган, главный герой истории, пытается удержаться на плаву между своими интересами и интересами мафиозных группировок. В итоге сюжет закручивается в клубок интриг, а всё действие напоминает скорее нуар, нежели обычный гангстерский фильм.

«Перекрёсток Миллера» — переосмысление гангстерского кино, где основной движущей силой сюжета становится личностный путь главного героя, а не разборки между мафиями. Коэны, поклонники жанра, оставили в фильме отсылки к оригинальному «Лицу со шрамом» и «Крёстному отцу», но сюжетную структуру они переняли у нуарного кино — например, концовка напоминает «Третьего человека» Кэрола Рида.

В «Перекрёстке Миллера» есть и знакомые элементы стиля Коэнов: абсурдный юмор, невероятные ситуации, почти незаметные скрытые смыслы и фирменные диалоги. Этот фильм одинаково хорошо смотрится и как гангстерское кино, и как коэновское произведение. Сейчас его часто считают одной из лучших работ в их фильмографии.

«Ребята по соседству»

В Голливуде десятилетиями считалось, что гангстерское кино должно быть исключительно о италоамериканской или ирландской мафии. Но организованная преступность проявляется и в ином виде, и одна из самых заметных — афроамериканские уличные банды.

Режиссёр Джон Синглтон, выросший в лос-анджелеском гетто, захотел осветить проблему процветания криминала среди афроамериканских подростков. Для этого он написал сценарий, большей частью основанный на реальных историях: так Синглтон хотел добиться как можно большей реалистичности.

«Ребята по соседству» — смесь гангстерского кино и историй о взрослении. Сюжет фильма концентрируется на дружбе трёх подростков — скромного Тре, спортсмена Рики и его брата, гангстера Дарина. У каждого из них есть свои мечты и стремления, но по случайной ошибке их судьбы рушатся. Злые улицы гетто жестоко обходятся с детьми, которым не повезло здесь жить.

Моррис Честнат, Кьюба Гудинг-младший и Ice Cube в ролях Рики, Тре и Дарина

Синглтон брал на роли преимущественно непрофессионалов. Кьюба Гудинг-младший, сыгравший главную роль, до этого снимался лишь в малозаметных эпизодических ролях, а для Морриса Честната и рэпера Ice Cube этот фильм стал первым в их фильмографии. Отца Тре, мудрого ветерана Джейсона, сыграл Лоуренс Фишбёрн, для которого эта роль получилась одной из самых знаковых.

«Ребята по соседству» во всех деталях показывают гангстерские разборки в афроамериканской среде и пытаются разобраться в истоках этой проблемы. В год выхода фильм произвёл фурор в американском кино: Джон Синглтон стал самым молодым номинантом на «Лучшего режиссёра» в истории «Оскара», а широкая аудитория узнала о плачевной криминальной ситуации в лос-анджелеских гетто.

Влияние «Ребят по соседству» распространяется далеко за пределы кино. Разработчики из Rockstar Games вдохновлялись этим фильмом при создании Grand Theft Auto: San Andreas. Корни эстетики игры нетрудно там заметить: войны уличных банд и быт афроамериканских гангстеров очень сильно напоминают «Ребят по соседству».

«Путь Карлито»

Спустя десять лет после выхода «Лица со шрамом» Брайан Де Пальма вернулся к гангстерскому жанру с духовным наследником своего самого успешного фильма. «Путь Карлито» вновь свёл Де Пальму и Пачино, но в этот раз режиссёр снял более спокойный и взвешенный фильм.

Карлито Бриганте, бывший пуэрториканский наркобарон, досрочно выходит из тюрьмы с помощью своего адвоката. Однако он не намерен продолжать гангстерскую жизнь, а потому возвращается в родной район, где планирует осесть и начать всё с чистого листа. К сожалению для него, криминальное прошлое напоминает о себе — и Карлито приходится вновь прибегнуть к оружию.

Главный герой в этом фильме — своеобразный антипод Тони Монтаны. Пачино играет мудрого и постаревшего гангстера, который сыт по горло разборками. На преступления он идёт лишь из-за обстоятельств, а не по собственному желанию. И в этом Карлито отличается от большинства героев Пачино.

Тем не менее его судьба во многом предрешена: как бы Карлито ни пытался, его добрые намерения сталкиваются с тяжёлой реальностью. Ему не удастся ни прийти к мирной жизни, ни построить семью. Карма, кажется, не позволяет ему свернуть с проторенной дорожки убийств.

Критики и зрители приняли «Путь Карлито» почти так же восторженно, как и «Лицо со шрамом». Хоть и энергетика последнего стала более спокойной, но режиссура Де Пальмы превратила историю Карлито в классику. Это было прощание постановщика с жанром — больше Де Пальма к гангстерскому кино не возвращался.

«Бронкская история»

В «Славных парнях» поднималась тема влияния мафии на подростковые умы, но в деталях она не рассматривалась. Роберт Де Ниро, сыгравший до этого много персонажей-гангстеров, снял фильм, где столкнул лицом к лицу два разных мира — честную жизнь и преступную роскошь.

Калоджеро, главный герой «Бронкской истории», в детстве помог влиятельному гангстеру Сонни, дав ложное показания полиции. В благодарность Сонни берёт мальчика под опеку, что не нравится его отцу — честному и принципиальному Лоренцо. Со временем Калоджеро придётся сделать выбор между настоящим отцом и гангстерской жизнью.

Эта история основана на одноимённой пьесе по реальным событиям. Чезз Палминтери, сыгравший в фильме Сонни, написал пьесу на основе своей жизни. За покупкой прав на экранизацию к нему неоднократно обращались продюсеры, но Палминтери отказывал всем. Исключение он сделал Роберту Де Ниро, который проникся историей и предложил драматургу сыграть роль Сонни.

«Бронкская история» во всех смыслах ощущается как классика: сложная дилемма главного героя приводит к идеологическому противостоянию его отца и Сонни. В этом фильм похож на «Взвод» Оливера Стоуна, где герою Чарли Шина приходилось выбирать между двумя сержантами. Здесь же борьба идёт за душу мальчика, который не знает, кому же на самом деле доверять.

Режиссёрский дебют Де Ниро был восторженно встречен как зрителями, так и критиками. Фильм отмечали за интересную динамику сюжета и диалоги, а также непривычную роль самого Роберта. Сейчас «Бронкскую историю» можно рассматривать как почти обязательный фильм для фанатов жанра — здесь все элементы выполнены правильно.

«Маленькая Одесса»

Русская мафия часто фигурирует в американском кино, но полноценно ей посвящены лишь некоторые работы. Особняком среди них стоит «Маленькая Одесса» — режиссёрский дебют Джеймса Грэя.

Грэй снял семейную сагу, вдохновлённую «Крёстным отцом». Главный герой, подросток Рубен, живёт в районе Брайтон-Бич под названием Маленькая Одесса вместе со строгим отцом Аркадием и умирающей матерью Ириной. К ним возвращается его старший брат Джошуа, который работает наёмным убийцей у русской мафии. Воссоединение семьи не проходит гладко, так как Джошуа должен выполнить заказ в Маленькой Одессе. Всё ведёт к трагедии.

Джеймс Грэй взял на главные роли известных актёров: Тим Рот исполнил роль Джошуа, а Рубена сыграл Эдвард Фурлонг, известный по «Терминатору 2: Судный день». Режиссёр во всём добивался аутентичности — фильм снимался на Брайтон Бич с участием советских эмигрантов в массовке.

Не стоит ждать от «Маленькой Одессы» напряжённого сюжета или проработанных экшен-сцен. Это скромная и неспешная авторская драма режиссёра-дебютанта, который детально показал быт советских эмигрантов и деятельность русской мафии.

В остальном «Маленькая Одесса» лишь выигрывает от малого масштаба. За свою работу Грэй удостоился «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском фестивале, и впоследствии он стал одним из знаковых режиссёров авторского кино.

«Казино»

В начале 90-х после грандиозного успеха «Славных парней» Мартин Скорсезе снял ещё два фильма — ремейк триллера «Мыс страха» и историческую мелодраму «Век невинности». Оба получили похвальные отзывы от зрителей и критиков, но те желали видеть новый фильм режиссёра в гангстерском жанре. Для «Казино» Скорсезе вновь собрал старую команду — сценариста Николаса Пиледжи и дуэт Роберта Де Ниро и Джо Пеши.

Если «Славные парни» рассказывали историю успеха молодого гангстера, то «Казино» было историей о игорном бизнесе в Лас-Вегасе и драме между друзьями. Фильм отличался от предшественника и темпом — «Казино» было более длинным по продолжительности. Но стиль Скорсезе сохранился в первозданном виде: на месте и динамичный монтаж, и фирменные разборки, и яркая актёрская игра.

«Казино» в каком-то смысле более зрелая и сложная работа Скорсезе. «Славные парни» переносили зрителя по разным локациям и временным отрезкам, показывали массу новых персонажей и ситуаций. В этом же фильме режиссёр сосредоточился на взаимоотношениях персонажей, их развитии и реакции на внешний мир. Герои на протяжении сюжета меняются, и это проявляется в различных мелких деталях.

Кроме того, Сэм Ротштейн и Ники Санторо — не молодые мальчики на побегушках, а серьёзные гангстеры, знающие себе цену. Они думают о будущем и заботятся о своей репутации, в отличие от героев «Славных парней». Скорсезе будто специально отодвигает «Казино» в сторону от своего прошлого фильма, чтобы между ними было поменьше параллелей.

И действительно — сравнивать эти произведения трудно. А сказать однозначно, какой из этих фильмов лучше, попросту невозможно. Одним зрителям больше по душе дерзкий стиль «Славных парней», а другим — мудрая и жизненная история «Казино». Так или иначе, это ещё одна великолепная работа от признанного мастера жанра.

«Донни Браско»

За десятилетия, прошедшие с введения Сухого закона, правоохранительные органы США пытались бороться с мафией разными способами. Один из возможных путей — внедрение агентов под прикрытием — отличался особым риском, но мог сработать в каком-то из случаев. Именно этому методу посвящён «Донни Браско», основанный на реальных событиях.

Агенту ФБР Джо Пистоне, сыгранному Джонни Деппом, поручают внедриться в италоамериканскую мафию под псевдонимом Донни Браско. Джо находит общий язык со стареющим мелким гангстером Бенни Руджеро по прозвищу Левша, роль которого исполнил Аль Пачино. Со временем Джо входит в круг доверия мафии и перестаёт видеть разницу между собой и своим образом.

«Донни Браско» построен на хорошем сценарии и химии между Деппом и Пачино. Актёры выстроили правдоподобную динамику между персонажами, а сюжет интересен в первую очередь своей оригинальностью — ещё никогда грань между законом и преступностью не была такой размытой.

По сей день «Донни Браско» остаётся одним из главных гангстерских фильмов благодаря сложным моральным дилеммам, поднятым в истории. За это фильм номинировался на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

«Проклятый путь»

В 2002 году вышел один из самых необычных и красивых гангстерских фильмов в истории — «Проклятый путь». Режиссёр Сэм Мендес, снявший «Красоту по-американски», решил отойти от канонов жанра и совместил историю о мести, роад-муви и философскую притчу в одном фильме.

Главный герой — Майкл Салливан-младший, сын Салливана-старшего, гангстера на службе у ирландского босса Джона Руни. Случайно Майкл становится свидетелем убийства, совершённого его отцом и Коннором, сыном Руни. Коннор боится, что Майкл может разболтаться, и пытается убить всю семью Салливанов. Отцу и сыну удаётся бежать, но Салливан-старший решает отомстить своему бывшему боссу.

«Проклятый путь» берёт за основу знакомый сеттинг, но выворачивает концепцию наизнанку. История рассказывается от лица сына, который проводит три недели в дороге с отцом. Большая часть сюжета уделяется их взаимоотношениям, и лишь потом — войне с гангстерами.

В главных ролях снялись сплошь звёзды Голливуда — Том Хэнкс, Пол Ньюмен, Дэниел Крейг, Стэнли Туччи и Джуд Лоу. Но главное преимущество фильма в другом — в режиссуре Сэма Мендеса и выдающейся операторской работе Конрада Холла, для которого этот фильм стал последним.

Среди современных гангстерских фильмов «Проклятый путь» выделяется смысловой нагрузкой и визуальным рядом. Создателей интересуют не столько гангстерские войны, сколько извечные проблемы отцов и детей. За одно лишь это фильм стоит отнести к лучшим работам в жанре.

«Оправданная жестокость»

В гангстерском кино редко можно увидеть сюжеты, посвящённые противостоянию мафии и гражданских. Обычно гангстеры устраивают разборки либо друг с другом, либо с полицейскими, но случай «Оправданной жестокости» — особый. Хотя бы тем, что его снимал Дэвид Кроненберг, прославленный режиссёр боди-хоррора.

Вигго Мортенсен, сыгравший главного героя, исполнил роль Тома — владельца маленькой закусочной в провинциальном американском городке. Однажды ему удалось чудом застрелить грабителей, вломившихся в его заведение. О Томе сделали сюжет на телевидении, по которому его нашли некие ирландские гангстеры. Те утверждают, что Том — их старый знакомый по имени Джоуи. Гангстеры угрожают его семье, а Тому необходимо собраться с силами, чтобы отбиться от незваных гостей.

«Оправданная жестокость» — образцовый триллер, в котором Кроненбергу удаётся жонглировать жанрами. Одну из лучших своих ролей здесь сыграл не только Мортенсен, но и Эд Харрис с Уильямом Хёртом. Фильм всего за полтора часа умудряется полностью развить своих персонажей и удержать зрителя у экрана. Кажется, что здесь нет ни секунды лишнего хронометража, и это совершенно точно один из лучших фильмов Кроненберга в 21 веке.

Принадлежность к гангстерскому кино не совсем очевидна в первой половине, но во второй «Оправданная жестокость» полностью раскрывается. Этот фильм показывает, что гангстерское кино может быть шире типичных образов и сеттингов.

«Отступники»

В новом тысячелетии гангстерское кино претерпело некоторые изменения: даже режиссёры старой закалки понимали, что классические приёмы надоели зрителям. Теперь фильмы о мафии должны были цеплять другим, но чем именно — каждый постановщик решал сам.

Мартин Скорсезе решил, что гангстерское кино станет интереснее, если совместить его со шпионским триллером. Вот только зрителям раскрываются карты с самого начала, а персонажи не знают, кто есть кто. В этом деле помог звёздный актёрский состав — Леонардо ДиКаприо, Мэтт Деймон и Джек Николсон.

«Отступники» — ремейк гонконгского триллера «Двойная рокировка», действие которого сценарист Уильям Монахан перенёс в Бостон. Местная полиция годами безуспешно пытается покончить с ирландской мафией во главе с Фрэнком Костелло. Внедриться в его банду посылают Билли Костигана, только-только окончившего полицейскую школу. В это же время у Костелло в полиции есть свой информатор в виде Колина Салливана. Игра в кошки-мышки с каждым днём становится всё более опасной и рискованной, пока не достигает своего апогея.

Стиль Скорсезе пришёлся этой истории как нельзя кстати. Устроить передышку во время просмотра практически невозможно — сюжет не замедляется ни на секунду. Противостояние бостонской полиции и мафии показано как битва интеллектов и сноровки, где ни у одной из сторон нет явного перевеса.

Благодаря этому «Отступники» запоминаются как исключительно интересный фильм с мощными актёрскими работами и режиссурой. Гангстерское кино нуждалось во встряске, подобной этой, и Скорсезе идеально справился с задачей. За это он и получил пока что единственный в своей карьере «Оскар»;

«Гангстер»

Вслед за Скорсезе свой вклад в развитие гангстерского жанра внёс и Ридли Скотт. За десятилетия работы режиссёра нарекли мастером любых жанров, и «Гангстер» — очередное этому доказательство.

Сюжет фильма основан на биографии Фрэнка Лукаса — влиятельного афроамериканского гангстера, сыгранного Дензелом Вашингтоном, создавшего криминальную империю по продаже наркотиков из Вьетнама в США. Параллельно с его сюжетной линией развивается и история Ричи Робертса — персонажа Рассела Кроу. Ричи работает детективом в нью-йоркской полиции и идёт по следам Лукаса.

Параллельная сюжетная линия двух главных героев — главное достоинство «Гангстера». За два с половиной часа (или три в режиссёрской версии) проходят годы, и за разворачивающимся в это время противостоянием Фрэнка и Ричи очень интересно следить. Каждый из героев очень неоднозначен, а потому не ясно, за кого стоит болеть в этой истории.

Но ещё «Гангстер» попросту великолепно снят. В нём прекрасно передаётся атмосфера 70-х, операторская работа выше всяких похвал, а дуэт Дензела Вашингтона и Рассела Кроу так хорош, что хочется, чтобы фильм был ещё длиннее.

Скотту удалось создать практически образцовый гангстерский фильм: реальная история подаётся почти без преувеличений и допущений, здесь много запоминающихся диалогов и эффектных экшен-сцен. Остаётся лишь удивляться, почему «Гангстера» так редко упоминают среди лучших фильмов Скотта — для этого у него есть все шансы.

«Ирландец»

Последняя значимая работа в жанре также претендует на звание величайшей: «Ирландец» — последний фильм своей эпохи и прощальное письмо гангстерскому кино, после которого снимать что-либо по этой теме практически бессмысленно.

Это самый амбициозный и дорогой фильм в истории гангстерского жанра — длится он три с половиной часа, а потратили на него около 250 миллионов долларов. В последний раз вместе на экране собрались Роберт Де Ниро и Джо Пеши, впервые к фильму Мартину Скорсезе присоединился и другой гигант кино — Аль Пачино. Такого никогда не было и, увы, никогда не повторится.

«Ирландца» по многим параметрам можно считать важнейшим событием в кино последних лет, но фильм ценен вовсе не своими затратами и даже не актёрским составом. Мартин Скорсезе снял, пожалуй, самое ценное и интересное высказывание в гангстерском кино — то, чего до него не мог снять никто кроме него.

«Ирландец» завершает неформальную «гангстерскую» трилогию Скорсезе, куда входят «Славные парни» и «Казино», а заодно подводит итог всего его творчества. Режиссёр может снять ещё несколько фильмов, но по-настоящему последним будет лишь «Ирландец».

Фильм настолько богат в смысловом плане, что идей из последних 20 минут могло бы хватить на другую полноценную ленту. Зритель вместе с Фрэнком Шираном проживает не просто жизнь — эпоху. И в конце своего гангстерского существования главный герой не видит ничего, кроме холодной тьмы, а в мыслях остаётся лишь образ друга — единственного в его жизни. Финальная песня точно так же закрывает ширмой не только его, Фрэнка, но и целый жанр.

Конечно же, и после «Ирландца» выйдет ещё великое множество хороших, а то и великолепных гангстерских фильмов. Но если бы жанр закончился бесповоротно, то пусть это было бы на высокой ноте — «Ирландец» здесь выступает единственным правильным кандидатом.

42
{ "author_name": "Егор Аргунов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0442\u043e\u043f\u044b","\u043c\u0430\u0444\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 154, "likes": 432, "favorites": 1362, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 213047, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 28 Sep 2020 15:21:46 +0300", "is_special": false }
0
154 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Спасибо за рекомендации:)

Ответить
1 комментарий
34

Ура, дождались!

Ответить
24

я бы добавил Город бога, пускай это не классические разборки американской мафии, но отлично зайдет любителям жанра для разнообразия кругозора, да фильм сам по себе отличный (хотя если так подумать у многих стран есть отличные "мафиозные" фильмы и наша не исключение)
ну и Сопрано (пусть и сериал, но зато в самую тему)

Ответить
9

Раньше я не понимал причин, а теперь и сам в ответ на "Сопрано" упоминаю "Прослушку" )

Ответить
6

"Город бога" очень крутой. Неспроста он долго крутился в топе IMDB. Причем, когда идут титры, там же еще показывают документальные съемки, интервью с бандитами, показанными в фильме, и понимаешь, что художественный вымысел - не такой уж и вымысел. 

Ответить
0

Да, Город бога потрясающий.

Ответить
0

де пальма снял невыполнимое задание. он не менее популярен чем лицо со шрамом

Ответить
0

«Миссия Невыполнима»? Если сравнить даже количество оценок на IMDb, то МН смотрело меньше, чем «Лицо со шрамом».

Ответить
0

лицо со шрамом-13млн чел. в сша.миссия-40 млн.про сборы я молчу

Ответить
6

Любить фильмы про мафию - это любить кино

Ответить
61

Любить фильмы - это любить кино. 

Ответить
20

Ура
Текст от Егора ❤️

Ответить
2

Дождались вообщем.

Ответить

Религиозный хот-дог

12

Ирландец сценарно очень слабый фильм. Основная идея, лежащая во главе, сильная. Но к концу фильма тебе уже плевать на нее, потому что с таким количеством логических ошибок и наивных сценарных ходов тупо тяжело воспринимать его всерьёз. 

Я не скажу, что фильм прям однозначно плохой, но называть его великим... Неужели громкие имена и красивая картинка затмевает всё остальное? 

Да и манёвр с "омолаживанием" Де Ниро, мягко выражаясь, не удался.

Ответить
2

Не знаю насчет логических ошибок, но смотрится он тяжеловато, это да. Какая-то в нем неповоротливость чувствуется.

Ответить

Религиозный хот-дог

Сергей
0

Ну уже то, что боссы сами ездят дань собирать и складывают бабло в бардачок, где уже лежит волына, намекает на то, что Скорсезе либо ебнулся на старости лет, либо... либо я даже не знаю что.

Ответить
0

Потому что в вашем понимании (и моём, взращенном на голливудском кино или книгах) боссы - это такие крутые доны, которым все руки целуют. А в жизни - они шпана с заработками значительно большими, нежели у работяги, но меньшими, чем у топ менеджера торговой компании средней руки.
Серьёзно, если бы у них были самосвалы денег, неужели за них бы не взялись преступники высшего эшелона - чинуши)

Ответить

Религиозный хот-дог

Говэн
0

А кто сказал, что не взялись? В те времена особенно те кто надо были в доле. Но это ведь не значит, что можно забить на все меры предосторожности, раз наверху есть свои.

И ладно Фрэнк постарел, так шпаной и остался, но герой Пеши изначально был боссом В САМОМ ФИЛЬМЕ, под которым ходили люди. Я не могу утверждать наверняка, как делались в те времена дела в мафии, но то, что происходило на экране, тупо противоречит здравому смыслу и логике самого произведения. 

Ответить
1

Клан Сопрано гораздо реалистичнее в этом плане

Ответить
0

Фильм снят по книге , которая написанна по воспоминаниям умирающего Фрэнка. Так что конечно он мог что то преукрасить или просто обмануть Чарльза Брандта. Не думаю что тут стоит винить Скорсезе.

Ответить

Религиозный хот-дог

Дмитрий
0

Книгу я не читал, конечно. Но если Фрэнк и сам подобный бред рассказывал, то не надо было вообще браться за эту историю тогда.

Ответить
1

Соглашусь. Разочаровал меня этот фильм. Много несостыковок (так палевно слить налево целую фуру с мясом). Глав.актёры, не смотря на все "омоложения", старики — стариками. И концовка очень затянута.

Ответить
9

Можно добавить еще "Порок на экспорт" - он же Eastern Promises.
Рашен мафия, Виго Мортенсен и Винсан Кассель, откусывание пальцев сикатором и знаменитая драка в бане.

Ответить
4

Всё бы хорошо, но действие в Лондоне разворачивается, а не в США. Но да, это один из моих любимых фильмов у Кроненберга.

Ответить
1

А про «Ребят по соседству» - классный фильм, плюс после него гораздо смешнее становится смотреть "Не грози Южному централу" ))

Ответить
1

Ну так в названии "Don't Be a Menace to South Central While Drinking Your Juice in the Hood" последние слова как раз к Boyz N The Hood относятся. Название (как, естественно, и сам фильм) - сборная солянка отсылок к фильмам про афроамериканскую преступность)

Ответить
1

Да. И я всех их смотрел)
Самый слабый, пожалуй, Juice c Тупаком. Мне он меньше всего понравился. Menace to society ничего так.
Ну и они все, скорее, про подростковую преступность. Эдакие фильмы-предупреждения. Не занимайтесь, дети, такими делами, иначе вас или застрелят или посадят.

Если перекладывать это на российские реалии, это как если бы был фильм про малолетних гопников, которые вступили в районную группировку "Кузинские" и дальше сшибают мелочь с "лохов", которых родители послали в магазин за хлебом, снимают кроссовки, воруют велики, отнимают телефоны. И в какой-то мере это обеспечивает им некоторое условное благосостояние - можно купить бухла, золотую цепочку на шею, даже снять шлюху. Но потом главные герои идут на "стрелу", там бьются стенка на стенку арматурными прутами и монтировками, после чего один отъезжает в морг, другой остается овощем на всю жизнь, а третьего сажают. 

Ответить
0

Забавно что Boyz n the hood перевели как парни по соседству. Хотя корректней было бы - парни/пацаны с района.

Ответить
1

но там же адовая клюква, недавно пересматривал, кроме улыбки ничего не вызывает :)

Ответить
0

- Я служил в КГБ!
- Да? И в каком отделе?
- ... Ну, я был в резерве!

(с)

Ответить
0

Спасибо за наводку, описания заинтересовало

Ответить
–3

Я не знаю, как кому, а мне очень нравятся фильмы с натуральными съёмками, хорошим сюжетом и хорошей игрой актёров, особенно в которых ещё можно увидеть таких актёров, как Кевин Костнер, Курт Рассел и им подобных :) терпеть не могу слюнявые фильмы, отснятые на голимом зелёном фоне, и всяких Бенов Афлеков с Марками Уолбергами за актёров категорически не считаю!

Ответить
15

Марка Уолберга, говорите, не любите?

Ответить
12

Может да, а может и нет, а может пошел ты

Ответить
5

Ну-ка повтори.

Ответить
–2

Вот Дуэйн Джонсон - да! Актёр! Фильм "Кровью и потом. Анаболики" - полное дерьмо - не фильм, а вот в фильме "Широко шагая" его игра мне понравилась больше всего! Там и актёров хороших немало!

Ответить
9

Не знаю, по мне так чуть ли не лучшая актерская работа обоих. И один из лучших фильмов Бэя.

Ответить
1

Форсажи, кстати, тоже хуйня для ребятишек, а классика - только первые две части!

Ответить
1

Три!!! Третий вообще самый форсажистый как по мне. Там было больше всего гонок и тачек, а большего мне и не надо.

Ответить
0

Третий - да - забористый :) но он идёт уже особняком от первых двух, как самостоятельный фильм, хотя пиздюка в главной роли очень удачно нашли!

Ответить
2

Marky Mark норм )

Пара наиболее известных вещей:
https://www.youtube.com/watch?v=45PIePfJ0TQ
https://www.youtube.com/watch?v=H4O81IHisPo

Ответить
0

Откуда такая ненависть к Марку?

Ответить
–4

Да это не ненависть, а тупое отсутствие актёрского таланта :) попросить сыграть какого-нибудь дворника-гастарбайтера, может и не профессионально сыграет, но куда более душевно ))) а этот - просто безжизненный персонаж, не вызывающий эмоций, как и Бен Афлек!

Ответить
6

Проклятый путь очень хорош. Я лично смотрел его в свое время во время марафона фильмов Джуда Лоу и остался очень доволен.

Ответить
3

Малоизвестный в России факт: Проклятый путь и Оправданная жестокость - фильмы по комиксам DC. 

Ответить
0

Ждал, что кто-нибудь об этом напишет.

Ответить
1

Как можно было не добавить схватку в список? 
Крайне субъективно

Ответить
11

В начале я дал список критериев, по которым отбирались фильмы в список. "Схватка" это не фильм об организованной преступности, это фильм о грабителях банков, что совсем другая категория. Туда же входят "Бонни и Клайд", "Джонни Д." того же Майкла Манна и "Город воров".

Ответить
0

Грабители банков это уличная шпана чтоле? Что может быть более организовано, чем ограбление банка?

Ответить
11

Организованная преступность это нечто другое. Это целая система со своей иерархией и обязанностями. А вот ограбление банков может быть спонтанным, многие грабители даже были одиночками.

Ответить

Крупный кубок

Егор
–2

Где в Схватке спонтанность? Четкая запланированность всех действий, вплоть до отмывки денег.

Ответить
6

Про Схватку я уже не говорил. Есть, например, Собачий полдень, где герой Аль Пачино врывается в банк посреди белого дня и терпит неудачу. Этот фильм и Схватка принадлежат к одной и той же категории — фильмы про ограбление банков. То, что в Схватке преступления выполнены на более высоком организационном уровне, не делает этот фильм представителем гангстерского жанра.

Ответить
6

"Организованная преступность" имеет организацию, в том числе структурно, как бизнес, а не просто организовывает разовые преступления.

Ответить
0

Это в современном мире чтобы банк вынести - надо серьезно организоваться. 

В таймлайне этих фильмов - этим занимались по большей части как раз обычные уличные гопники

Ответить
0

В таймлайне Схватки уличные гопники? Ты фильм смотрел?

Ответить
0

из 26 фильмов ты доебался до одного. кайф

Ответить
0

Зато boyz n the hood очень про орг преступность, да)))

Ответить
3

Афроамериканские банды относят к организованной преступности в США так же, как и италоамериканскую и ирландскую мафию.

Ответить
3

Ну тогда еще в список - Схватка(1995), Черная Месса (2015) и Враг Государства (2009), Город Воров (2010).

Ответить
4

Схватку, Врага государства и Город воров не стал включать по той причине, что это не гангстерские фильмы, а фильмы про грабителей банков. К организованной преступности они не имеют никакого отношения.

Черная месса подходит по критериям, но сам фильм я бы не стал называть одним из лучших в жанре. Хотя кому как, конечно.

Ответить

Крупный кубок

Егор
–2

Очень странная логика. Если Схватка не про организованную преступность, то про что? Про детский сад?

Ответить
10

В комментариях я уже объяснил, почему это не организованная преступность. Настоящая организованная преступность — система со своей иерархией, где у каждого есть своя роль. Разные мафии покрывают разные сферы, например, оборот наркотиков или азартные игры. Банда Де Ниро занимается ограблениями банков на более высоком уровне, чем обычные грабители, но организованной преступностью их никак не назовешь — они не часть системы.

Ответить
–2

Ты если дурачок так отстать то людей со своей схваткой!

Ответить
0

А почему mean streets не считается ганстерским фильмом мне всегда казалось что это фильм про мафию?

Ответить
1

В фильме присутствует мафия, но главные герои - мелкие бандиты. Это скорее просто криминальная лента, чем фильм об организованной преступности.

Ответить
0

где тогда бостонские Закон Ночи, Ограбление Казино? И
где Самый Пьяный Округ и нью-йоркские "Любить, чтить и слушаться" и Общак?

Ответить
2

Они мне не кажутся лучшими, вот и не попали в список.

Ответить
4

Спасибо! 

Ответить
0

Не за что!

Ответить

Культурный диод

Егор
1

Хочу ваше мнение об этих гангстерских фильмах узнать, любопытно сравнить со своим, уже не касаясь соответствия критериям поста))
Клуб Коттон Копполы
Гангстеры (Hoodlum) С Фишберном, Гарсия и Ротом
Билли Батгейт с Хоффманом и Кидман
Багси Уоррена Битти
Лански с Дрейфуссом от Джона Макноттона
Заранее спасибо за ответ)

Ответить
1

К сожалению, не смотрел ни одного фильма из перечисленных. Копполу я держу про запас, остальных тоже посмотрю. Спасибо за список!

Ответить

Культурный диод

Егор
1

Не за что ) каждый из них в целом неплох, но это далеко не шедевры уровня Крёстного отца и многих легендарных фильмов из этого поста, ну кроме Копполы ))
Эдакие крепкие жанровые картины, где-то мелодрамы больше, где-то меньше.
Как глянете (потом если не забудете) напишите, любопытно будет как вам они показались )

Ответить
1

Да, хорошо.

Ответить

Действительный нос

Sasha
0

Почему не BDRemux ?)

Ответить
3

Жаль, что Eastern Promises, который у нас откуда-то "Порок на экспорт" того же Кроненберга, не прошёл отбор, это один из лучших гангстерских фильмов вообще, ради него можно было сделать исключение.

А вот Ирландец может идти отсюда на хуй, эта невнятная, пережёванная древним дедом, каша с резиновыми рожами в поле зрение-то попала только из-за имён в титрах, а не из-за своего донного качества. Вместо него лучше бы смотрелись даже Багси с Клубом "Коттон".

Ответить
1

Порок на экспорт очень хорош. Можно было бы и отдельный список с лучшими фильмами про европейских гангстеров составить, конечно.

А вот с Ирландцем категорически не согласен, конечно.

Ответить
2

Это очень посредственный фильм. Можно сколько угодно хвалить его за смысловое богатство, но суть кино не только заложенных идеях, но и в том, как они исполнены, и вот это нудное, тягомотное, вымученное 200-минутное действо выкашивает интерес к любым смыслам, а значит как кино оно не удалось.

Ответить
1

Посмотрели с женой на одном дыхании. Один из лучших фильмов Скорсезе на ряду с казино. Обожаю оба этих фильма. То что в ирландце мало экшена и мафия показана отчётливо уродливо, это да. Ну в этом и смысл был. Как по мне один из лучших фильмов из списка. Тот же однажды а Нью Йорке, гораздо более вымученым мне показался.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
11

Не всех, а только половину. Другую половину сыграл Де Ниро )

Ответить
3

Он так то и копов играл.Как минимум в лучшем боевике всех времён и народов "Схватка"(Heat) он копа играет а Де Ниро -главгад

Ответить
2

Де Ниро и Пачино - вообще лучшая пара герой-антигерой на века. Не представляю, чтобы кто-нибудь в обозримом будущем мог превзойти их экранное противостояние.

Ответить
0

Джеймс Гандольфини с вами категорически не согласен. (как и половина каста Сопрано).

Ответить
3

Ирландец?!  может не того ирландца вы добавили.

Ответить
2

Пиздец,как же жалко героя Аль Пачино в Донни Браско

Ответить
3

Но не так жалко как в Путь Карлито.

Ответить
0

Кста в реальности этого типа которого играл Пачино не убили.

Ответить
0

Ага, там вроде убили героя Майкла Мэдсена

Ответить
2

Спасибо, добавляю в закладки. Под вдохновением от Мафии начал смотреть сериал "Подпольная империя", вроде неплохо

Ответить
1

Точно хорошо 👍

Ответить
1

Сериал шикарен.

Ответить
2

Спасибо за подборку. 
Аналогичный список бы еще, но уже с сериалами. 

Ответить
0

Вангую Клан Сопрано и Прослушка в первых строках

Ответить
2

"Killing them Softly" Доминика с Питтом экранизация того же Хиггинса, по которому "Друзья Эдди Койла" сняты, тоже очень хорош. 
Еще можно добавить "Menace II Society" раз уж "Boyz n the Hood" попали.
Ну и классические "The Killing" или "Touch of Evil" тоже вполне могут считаться гангстерскими.

Ответить
2

Давно искал список фильмов про бандитов, спасибо, добавил в закладки.

Немного дополню про фильм "Однажды в Америке".  Дэвида Ааронсон был итальянским бандитом, поэтому его еврейские друзья придумали ему погремуху "Лапша". Это близко к ругательству вроде макаронник и очень в духе подобных тусовок :) 

Ответить
1

Всего 3 фильма посмотрел из списка
Однажды в Америке, «Лицо со шрамом» (1983), Крестный отец 1-2

Ну зато теперь будет что смотреть, надо добавить фильмы из статьи в беклист 

Ответить
1

Счастливый человек ^^

Ответить
0

Крестный отец 1-2

А почему не досмотрел?

Ответить
0

То то, то это, и уже забыл про третий фильм 

Ответить

Действительный нос

1

Могу посоветовать ещё «Неприкасаемых» (Les Lyonnais) 2011 года. Тоже очень крутое кино.

Ответить

Земной паук например

1

Как раз сегодня с коллегами обсуждали возможность собраться посмотреть Крестного отца и Славных парней. Некоторые их ниразу не видели. Ну и раз уж есть список то и из него что-то можно взять. Как минимум Ирландца надо пересмотреть еще раз.

Ответить
1

Делитесь своей первой тройкой из списка.
Мой топ-3:
Однажды в Америке
Казино
Отступники

Ответить
0

Я бы ещё добавил первого Крестного отца и было бы идеально.

Ответить
1

Однажды в Америке оставляет, конечно, самый жирный след в памяти. 
Помню, отец предложил посмотреть фильм и говорит: "первые 20 минут потерпи и начнется". И правда, время прошло незаметно. Его можно вечно пересматривать.  

Ответить
1

Только в Гангстере героин везли не из Вьетнама, а из Золотого треугольника в районе Тайланда, Мьянмы и Лаоса. И наркотики производили бежавшие из Китая гоминьдановцы, которых поддерживали США. Поэтому он так легко и доставлял наркотики.

Ответить
1

Большое спасибо! Добавлю себе в закладки! Некоторые фильмы просто пересмотреть захотелось а другие и вовсе не видел. Ирландец лучший фильм на мой взгляд. Я настолько поехавший что два раза пересматривал эти 3.5 часа или сколько он там. Атмосфера, актеры, операторская сьемка, какое то даже освещение "особенное" не знаю... Единственная претензия - при всем уважении к технологии омоложения и ДеНиро но лучше бы на роль молодого героя взяли именно молодого актера. Думаю фильм от этого хуже не стал бы.

Ответить
1

Спасибо за подборку.

Ответить
1

Сижу смотрю путь Карлито теперь

Ответить
1

Мафия вечна? Скажешь это следующим поколениям, которые буду нас считать другим видом - полу-пещерными, до сих пор носящими шкуру истерзанных животных в качестве одежды, поклоняющихся царькам-патриархам и мифическим персонажам. 

Если, конечно, такой багнутый социум сможет выжить в наше время лишь ускоряющихся перемен...

Ответить
1

Потрясающий текст, спасибо!

Ответить
0

Не за что!

Ответить
1

Великолепная подборка великолепных фильмов!

Ответить
0

Спасибо!

Ответить
1

Французский связной потрясающее кино.
Жаль, что не получило такую культовость, как другие гангстерские фильмы.

Ответить
1

На мой взгляд, «Ангелов с грязными лицами» прекрасно дополнил не менее архитипический «Ревущие двадцатые». А из более близких времен про «Адскую кухню» был замечательный «Состояние исступления», во многом не уступающий как «Отступникам», так и «Донни Браско»

Ответить
0

Недавно пересмотрел Ирландца, все таки действительно выдающиеся кино. Реально фильм умудрился поставить жирнейшую точку этому жанру.

Жаль что народной любви фильм не получил, в тематических группах и сайтах может ещё хвалят в основном фильм, но в нейтральных местах впрямь по жёсткому хейтят.

Ответить
0

Ничего, мне кажется, что со временем его станут ценить больше.

Ответить
0

Понимаю, что идеальных списков фильмов не бывает, но получается, что сюда должны попадать и фильмы про мексиканскую мафию, действующую в прилегающих к Мексике штатах. Сам пока не вспомнил ничего из фильмов, только "Во все тяжкие" приходят в голову. А El Camino - это уже не совсем про саму организацию. Нагуглил только American Me из подходящего.

Хотя, тут может быть спорно, т.к. основная структура не у каждой мексиканской мафии находится на территории штатов. Но так же тогда можно сказать и про итальянскую мафию, т.к. у них почти у всех корни тянутся из Италии.

Ответить
1

Есть отличный фильм, который почему-то не попал в подборку. "За кровь платят кровью"/Blood In, Blood Out (1993 г.)

Ответить
0

Too Old To Die Young

Ответить
0

Меня Ирландец разочаровал и расстроил.
Скорсезе, на почве обострившегося ближе к старости КГМ, не дает покоя тот факт, что он - главный популяризатор мафиозной романтики в кино. И на этой почве он решил к̶у̶п̶и̶т̶ь̶ ̶и̶н̶д̶у̶л̶ь̶г̶е̶н̶ц̶и̶ю̶ ̶з̶а̶ ̶1̶5̶0̶ ̶м̶и̶л̶л̶и̶о̶н̶о̶в уничтожить собственноручно слепленный образ лихих бесшабашных мафиози путем их максимального расчеловечивания. Хотя прошлые фильмы мафиозной серии по-моему и так нормально доносили, что в конце пути гроб гроб кладбище. Собственно, Де Ниро, Пачино и Пеши и нужны для того, чтобы деконструкция образа была максимально наглядной, выполненная с помощью тех, кто этот образ в мировое кино принес.
Ну ладно, такой режиссерский замысел можно принять. И оно бы даже удалось, если бы они не были настолько стары. Лет двадцать назад, ну десять с натяжкой. Идея с CGI-омоложением вообще не работает. Не получается поверить, что на экране 30-40-50 летние персонажи; на экране древние старики, которым криво подрисовали лица, со старческой пластикой и старческими голосами.

Ответить
1

 Идея с CGI-омоложением вообще не работает

Идея-то работает, просто её нельзя воплощать настолько через жопу. А когда её получается воплотить лучше у одного чувака с бесплатным софтом, чем у целой компании, то это уже настоящий стыд.

Ответить
0

1. Ирландец дрянь. Не смотрите.
2. В остальном список очень адекватный.
3. Оправданная жестокость и Проклятый путь сняты по комиксам, что необычно.

И дополню - в списке не хватает Клан Сопрано.

Ответить
1

Я бы рад добавить Клан Сопрано, но это сериал, а список — о фильмах.

Ответить
0

"Охота на гангстеров"? 
Там бомбический состав: Танос, Гослинг, Эмма, Пенн, Пенья, Рибизи.

Ответить
0

Состав бомбический, сам фильм - не очень. В список лучших он не попадает.

Ответить
1

на вкус)

а что насчет "Секреты ЛА" и "Самый пьяный округ в мире". В них не классические мафиозные мотивы (первый от лица полиции, второй, скорее, про деревенскую мафию)? 

И вопрос: не смотрели ли сериал "Подпольная империя"? думаю, стоит ли смотреть. 

Ответить
0

Секреты Лос-Анджелеса это чистой воды нуар, а не фильм про мафию. В список лучших нуарных фильмов его я, конечно, добавил бы.

А вот Самый пьяный округ в мире я не считаю гангстерским, просто криминальный фильм. Насчёт Подпольной империи - пока не смотрел. Оставляю на сладкое, как и Клан Сопрано, чтобы смаковать на безрыбье.

Ответить
0

Придется смотреть

Ответить
0

Не про США, но Пророк 2009 года Одиара очень хорош

Ответить
0

Большинство уже отсмотрено конечно, но в закладки положу)

Ответить
0

В тему тред, только что досмотрел второго крестного отца и хочу продолжения. 3 часть ваще не люблю. 

Ответить
0

"Последствия любви" режиссера Паоло Соррентино.
правда, там не американская мафия а, вроде как международная.

Ответить
0

Да, там итальянская.

Ответить