Мнение про фильм "Цензор" (2017)

Мнение про фильм "Цензор" (2017)

В 2016 году вышел великолепный фильм "Хардкор", который, на мой вкус, является одним из лучших action-фильмов последних лет, и определённо лучшим фильмом по мотивам компьютерных игр. Нет, никакой виртуальной реальности или показа событий конкретной игры тут нет, но именно обыгрывание тропов и штампов компьютерных игр тут сделано на отлично. На мой вкус фильм совершенно не заслуживает IMDB-шной оценки 6.7, более честным будет что-то в районе 7.5-8. Возможно большинство критиков просто укачало? В любом случае - любителям шутеров от первого лица этот фильм настоятельно рекомендую.

Но вот что прошло мимо меня тогда, и что я наверстал буквально пару дней назад: в 2017 году вышел фильм "Цензор", основанный на паре рассказов Ивана Тропова - "Цензор" и "Сейва не будет". В них рассказывалось про виртуальную реальность, и в 15 лет они мне очень понравились... Хотя уже тогда описываемый там мир мне казался неправдоподобным. Ну вот смотрите, в чём основная идея: у нас тут будущее, где VR-игры имеют графику, неотличимую от реальности, а так же могут симулировать любые ощущения. И есть некие "цензоры", которые должны запрещать игры, если в них можно на за одну игровую сессию безнаказанно причинить компьютерным болванчикам больше определённого количества вреда. Чем больше необоснованной сюжетом и логикой жестокости можно причинить - тем легче игру запретить. И делают цензоры это уже ПОСЛЕ выхода игры в релиз.

И что в рассказах, что в фильме подобное очень слабо обосновано. Понятно, что и в будущем будут существовать люди, которым дай только позапрещать всё, чего они не понимают, но в случае с играми у нас кажется прогресс есть. В данный момент, насколько я знаю, нет ни одного корректно произведённого исследования, доказывающего, что жестокость в играх хоть как-то связана с жестокостью в реальности. Да, игры могут нанести урон психике ребёнка, но в той же степени, что и просмотр не подходящего по возрасту фильма или книги. Если кто-то решил 7-летнему ребёнку показать фильм про Фреди Крюгера или прочитать на ночь что-нибудь из Стивена Кинга - проблема определённо не в книгах и не фильмах. Говоря короче: возрастные рейтинги и их соблюдение смысл имеют, а вот запреты - нет.

Ну да ладно, вернёмся к рассказам. Основная идея там крутилась вокруг следующей ситуация: цензор идёт играть в игру в VR-клубе, т. к. для дома подобное оборудование пока слишком дорого. И в игре этой полностью воссоздано ближайшее окружение из реальности, а стартовой точкой в игре является VR-кабинка, опять таки аналогичная реальной. Далее игрок попадает в классическую игровую ситуацию "сделал сейв в неудачном месте", начинает из раза в раз проигрывать и перезагружаться, и в какой-то момент незаметно для себя вываливается в реальность. И он думает, что это всё ещё игра, и что ему нужно мучительно убить несколько ботов для набора проходного балла. Идея не безынтересная, читались рассказы на одном дыхании, и даже со всеми допущениями и условностями - запоминались. Да и концовки в обоих случаях были неожиданными, при этом не противоречившие внутренней логики описываемой вселенной.

Как и в случае с каким-нибудь "вспомнить всё"/"мы вам всё припомним", материала в рассказе было максимум на короткометражку, но при желании вокруг этих идей можно было накрутить много интересного. Но увы, как мне показалось, у авторов фильма это не получилось. Он не ощущается как малобюджетный, немалая часть сцен снята хорошо, но именно в плане содержания всё клишировано и банально, практически не обыгрывает идеи нахождения в виртуальной реальности. Актёрская игра, в среднем, опять же субъективно, средненькая (тыдымц-бумц, угу). Ну а безумие, показанное выпученными глазами, вообще превращает фильм в ненамеренную комедию. Да и монтаж многих боевых сцен лучше всего описывает Nostalgia Critic: "камера не укусит вас, если вы будете держать кадр дольше 2 секунд!" (цитата по памяти, может быть не до конца точной)

И ведь местами любопытные идеи тут есть, например:

  • в сетевой игре один из противников не включил у себя ощущение боли, и как следствие - проморгал ранение виртуальной тушки, которая некоторое время спустя погибла от виртуальной же кровопотери. Идея простая, но прикольная и логичная.
  • в какой-то момент жена героя оцифровала себя и разрешила использовать свой образ в играх. А герою нужно по работе потрошить виртуальнных болванчиков, и периодически один из них получает образ его жены... Идея неплохая, но из неё не выжата и десятая доля потенциала.
  • цензоры работают со специальным имплантом, выводящим поверх изображения игры дополнительную информацию, например "сколько баллов нужно ещё набрать для запрета игры", "сколько баллов дадут за такое то убийство" и т.п. Но у главного героя имплант бархалит - видео записывает стабильно, но самому герою информацию порой перестаёт показываться. Какого фига он с неисправным оборудованием идёт работать - можно со скрипом списать на раздолбайство. Увы, реальный мир полон людей, игнорирующих технику безопасности.
  • главный герой в какой-то момент начинает параноить и делает себе на ладони порез, чтобы точно отличать реальность от виртуальности... Но вот беда, в игре ему на виртуальном теле совершенно случайно делают порез в том же месте. Прикольно.

Тем не менее, недостатков тут намного больше, чем подобных любопытных моментов, да и просто плохих идей тоже хватает. Например - прозрачные телефоны, планшеты и мониторы. И плевать что прозрачные экраны будут в реальности неудобны, у нас же тут фантастика! Ага. Добавили работы специалистам по компьютерным эффектам, но не дали зрителю ничего интересного. О нахождении в будущем кроме таких телефонов и существования крутой виртуальной реальности ничего не говорит. Ни оружие, ни сюжеты игр, ни мебель, ни одежда, ни-че-го. Кажется в такой ситуации возьня с прозрачными экранами была просто-напросто избыточна.

В общем, мне кажется, что оценка на IMDB в 4.9 балла вполне оправдана: пускай фильм и не ужасен, в нём нет чего-то, за что его можно посоветовать к просмотру. Его просто не интересно смотреть любителям компьютерных игр, да и не любители вряд ли найдут в нём что-то любопытное. Он не плох, но и не хорош.

Если же хотите посмотреть что-то хорошее на оклоигровую тематику - лучше попробуйте мультсериал "Reboot" из начала девяностых. Немного наивно, утрировано и не всегда до конца логично, но на много порядков адекватнее большинства вещей, снимающихся по мотивам игр сегодня.

Но вполне наверняка я что-то пропустил. Пожалуйста, поделитесь в комментариях, может быть вы знаете какие-нибудь хорошие фильмы или сериалы по мотивам идей виртуальной реальности и тропам компьютерных игр? Пускай это будут даже любительские короткометражки или ютубовские сериалы.

2424
20 комментариев

У Хардкора тошнотная операторская работа. Этот «эффект дергающейся головы» хрень полная, что в играх его добавляют, что тут. В реале глаз фокусируется на объекте, причем объект по сути неподвижный, и компенсирует любые колебания головы. А на экране компа и телевизора получается наоборот, неподвижная голова зрителя/геймера, а глазу приходится следить за постоянно дергающимся объектом.

12
Ответить

Я соглашусь, что в среднем этот эффект используют плохо. Но на мой вкус именно в Харкдоре из технологии вытянули на текущий момент максимум, выдав условно бесшовное безостановочное action-повествование.

2
Ответить

А мне все понравилось с камерой и с сюжетом.( правда, я бы убрал сцены в заброшке, где шарлто с ппш  бегает). Не согласен также с мнение, что все держится на шарлто. Его можно заменить на гаркалина или охлобыстина, флёр никуда не денется. Так же я думаю, что хорошее кино в целом состоит из каких-то неординарных находок и без них кино - шлак. Для одних эти находки - курящие и болтающие в кафе крестьяне; для других - снайперы в колокольне. И да, я тут влез со своим мнением, чтобы сказать вот эти золотые слова:  Хардкор лучший боевик снятый в россии за все время ее существования.

1
Ответить

так там гоупро камера закрепленная на голове, че ты хочешь то ? Так и было задумано

Ответить

Хардкор берет лишь хорошей задумкой и игрой Шарлто Копли. Если убрать весь этот флер, то фильм очень пустой. 1,5 часа беготни с гоупро и все. Так что оценка у него вполне адекватная, возможно даже завышена.

10
Ответить

Ну... Это же боевик. Что ему нужно, кроме экшена и хотя бы пары харизматичных героев? А Генри, имхо, получился примерно как Doom Guy в Doom (2016). Харизма от поступков и движений рук так и прёт.

Ответить

Имхо, главный косяк Цензора - намеренная затянутость. От некоторых эпизодов можно было без проблем отказаться, т.е. они не развивают персонажей, не двигают сюжет, просто ещё раз показывают одинаковые действия героев в других декорациях (я про эпизоды с зомбиапоком, фашистами и пр.). Убери лишние 25-35 минут, склей их емкую нарезку, чтобы показать разные сеттинги - и вуаля, динамика фильма падать не будет. 

С другой стороны, учитывая то, что фильм весьма малобюджетный, что его выпуск был задержан больше, чем на полгода по финансовым и прочим обстоятельствам, а потом ещё был косяк с правами и суды (насколько я помню) - я, прям, рад за съемочную группу, что они смогли довести этот проект самостоятельно до конца. 

3
Ответить