Ярчайшая звезда: обзор третьего сезона «Пространства»

Как «Пространство» стало главным сериалом о космосе.

Ярчайшая звезда: обзор третьего сезона «Пространства»

На прошедших выходных мы видели чудо, и имя ему — финал третьего сезона «Пространства». Последние семь эпизодов сериал только и делал, что набирал скорость. Шоу разогналось до третьей космической и теперь вырвалось за пределы Солнечной системы — как в переносном, так и в буквальном смысле. «Пространство» заслуживает, чтобы о нём говорили, — обсуждали серии, сравнивали с книгами, спорили о научности, строили догадки — уж точно не меньше, чем о «Мире Дикого Запада».

Поэтому нужно рассказать, чем цепляет «Пространство» и почему сериал определенно стоит вашего внимания.

Это настоящая научная фантастика

Сериал — действительно редкий случай, когда фантастика остаётся научной настолько, насколько это возможно. «Пространство» продолжает тренд, начатый классическими НФ-проектами вроде «Звёздного пути», «Вавилона-5» и «Звёздного крейсера „Галактика“». Современные технологии помогают создателям шоу более-менее достоверно показывать невесомость и космические полёты. Но никакие спецэффекты не заменят скрупулезный подход к деталям, присущий авторам сериала.

Вот что случается, если космическое судно резко затормозит
Вот что случается, если космическое судно резко затормозит

Обычные сцены в невесомости удивляли нас в первых двух сезонах. Авторы показывали и летающие предметы, и парящие тела, и даже секс в космосе. Пристальное внимание уделили даже жидкостям, которые в невесомости приобретают форму шара. Но в третьем сезоне «Пространство» идёт дальше и демонстрирует, насколько опасно находиться в космосе без гравитации. Резкое торможение космических кораблей мгновенно обрывает человеческие жизни. Вылечить остальных не так-то просто — создатели сериала помнят, что кровь в невесомости почти не сворачивается, а значит пациенты с внутренними ранениями обречены.

Космические перелёты тоже демонстрируются крайне детально. Это не «жидкий космос» в духе «Звёздных войн» — здесь суда разгоняются до определенного ускорения, а позже разворачиваются и начинают лететь двигателем вперед, чтобы вовремя затормозить. Перестрелки кораблей из веселого «пиу-пиу» превращаются в суровое испытание для всего экипажа. Героев скорее могут убить бешеные перегрузки, чем удачный выстрел.

Приятное внимание к деталям — все траектории на картах рассчитываются через эллиптические орбиты
Приятное внимание к деталям — все траектории на картах рассчитываются через эллиптические орбиты

Всю эту научно-фантастическую картину напрочь разрушает протомолекула и то, что из неё получилось. В третьем сезоне человечество переходит границу известного и оказывается там, где работают иные принципы науки. И здесь авторы «Пространства» сознательно отступают от «твердой» НФ, щедро разбавляя шоу элементами космической оперы: технологии неизвестной расы, другие галактики, сюрреалистические видения, чудовищные гибриды и супероружие. Но даже при встрече с чем-то невообразимым герои пытаются разбираться во всём при помощи всё той же науки.

Политика и интриги

Одна из наших прошлых статей подробно рассказывала, кто и зачем стремится развязать войну в сериале. Неудивительно, что перечисление действующих сторон и их целей заняло столько места — в «Пространстве» хватает различных фракций, которые постоянно ведут между собой борьбу.

Власть в Солнечной системе делят земляне, марсиане и астеры. Каждая сторона стремится получить преимущество над соперниками, но на прямое столкновение идти нельзя — стороны конфликта сильно зависят от торговли друг с другом. Тогда они начинают гонку за протомолекулой, из-за чего пламя конфликта разгорается с новой силой. Столкновение интересов в «Пространстве» напоминает лучшие сезоны «Игры престолов», когда хитроумные решения имели долгоиграющие последствия.

Крисьен Авасарала — главный игрок галактических «Престолов». Актриса отлично подошла на роль амбициозной интриганки с железной хваткой
Крисьен Авасарала — главный игрок галактических «Престолов». Актриса отлично подошла на роль амбициозной интриганки с железной хваткой

Политический статус-кво постоянно меняется — к концу третьего сезона создатели шоу разобрались с одними фигурами и выдвинули на доску несколько новых. В какой-то момент все три стороны были готовы даже заключить союз, чтобы действовать заодно перед лицом неизвестной опасности. Но человеческая природа неизменна — неуёмные амбиции всё же взяли верх.

Такая разная галактика

Создатели «Пространства» мастерски справляются с созданием и развитием мира сериала. Конечно, прежде всего, это заслуга литературного первоисточника, но нельзя не отдать должное авторам шоу — они очень бережно перенесли сеттинг книжного цикла на экраны.

Это позволяет сериалу не зацикливаться на чём-то одном. В «Пространстве» постоянно меняются антураж, места действия и персонажи. Создатели делают всё, чтобы показать самые разные уголки Солнечной системы — вот мы на Земле, вот на Марсе, вот на Фебе, Ганимеде или Эросе.Темы и поджанры сериала тоже постоянно меняются — благодаря этому шоу не успевает наскучить.

Третий сезон завершает сюжетную линию Жюля-Пьера Мао и его исследования гибридов
Третий сезон завершает сюжетную линию Жюля-Пьера Мао и его исследования гибридов

Например, сюжетная линия Миллера из первого сезона — чисто неонуарный детектив, в котором агенту приходится рыскать по улицам, задавать вопросы и сталкиваться с недоверием. Расследование то и дело оборачивается стычками и перестрелками. А сюжетная линия Анны Воловодовой из третьего сезона стала полной противоположностью линии детектива. История Анны явно вдохновлена гуманистическими религиозными идеями.

Её героиня хоть и верующая, но вовсе не фанатик — наоборот, сочувствующий преподобный доктор, который всегда поможет найти единение с собой. Она рассказывает остальным, как можно не сойти с ума при встрече с космическими ужасами и сохранить человечность перед лицом смерти. Совсем с другой стороны «Пространство» предстает, когда герои сталкиваются с эффектами протомолекулы. В таких эпизодах шоу превращается в настоящий космический хоррор в духе Dead Space, в котором герои бредут среди чудовищных органических наростов, а в это время безумные учёные готовятся к очередному бесчеловечному эксперименту.

Дешёвые дорогие спецэффекты

Увы, у Syfy нет бюджетов HBO. Канал не может тратить такие заоблачные суммы, какие уходят на съёмки новых сезонов «Игры престолов» или «Мира Дикого Запада». Впрочем, Syfy делали всё, что могли — «Пространство» выглядит дороже любого другого проекта канала, включая «Кайфоломов» и закрытых ныне «Темной материи» и «Конца детства».

Каким-то чудом создателям сериала удаётся демонстрировать действительно нестыдные спецэффекты: вышеупомянутую невесомость, пейзажи других планет и спутников, космические сражения, аккуратные декорации космических станций, а также изумительно прекрасные цветы протомолекулы. В третьем сезоне этот список расширился — теперь он включает загадочную Медленную зону со сферой голубого цвета, внешний вид десятка космических кораблей, инопланетную структуру и внутренности огромного корабля поколений. Всё это выглядит потрясающе, но порой ощущается некоторая бюджетность.

Например, в подобных сценах
Например, в подобных сценах
А так выглядит Медленная зона
А так выглядит Медленная зона

Пожалуй, именно спецэффекты мешают «Пространству» в полной мере конкурировать с самыми популярными фантастическими сериалами. Взгляд зрителей в первую очередь цепляется к картинке, и если она не захватывает с первых минут, то велик шанс потерять интерес к шоу — даже если в нем превосходный сюжет и выдающаяся игра актеров.

Отличный первоисточник

Один из секретов успеха сериала — одноименный книжный цикл Джеймса Кори, который лёг в основу сюжета. Это один из лучших фантастических циклов последних лет, который насчитывает уже 7 томов. Всего Дэниел Абрахам и Тай Фрэнк (Джеймс Кори — их псевдоним) запланировали 9 частей, и до этого они исправно выпускали по книге в год. Если начинать читать первоисточник, то можно быть уверенными, что писатели не отложат выход романов ещё на много лет и не забуксуют, как Джордж Мартин.

Сюжет книг несколько отличается от экранизации. Порой в сериале мы видим почти дословное изложение событий романов, но с некоторыми изменениями: одни персонажи получили больше внимания, вторые — значительно меньше, а третьи так и вовсе либо пропали, либо взяли на себя функции некоторых других героев. Структура адаптации выбивается из привычного формата «один сезон — одна книга». Скажем, сюжет «Пробуждения Левиафана» (первого тома) завершается лишь к пятой серии второго сезона. А концовка «Войны Калибана» (второго тома) приходится на шестой эпизод третьего сезона. Зато события «Врат Абаддона» (третий том) уместили в оставшиеся семь серий сезона. Четвертый сезон должен совпасть с началом четвёртой книги — «Пожара Сиболы».

Все эти четыре тома уже вышли на русском языке, а пятая книга, «Игры Немезиды», сейчас готовится к изданию.

Сериал в надёжных руках

Теперь «Пространство» перешло под крыло Amazon — и это даёт веские основания с оптимизмом смотреть на будущее сериала. Босс интернет-гиганта Джефф Безос очень любит как книжный цикл, так и сериал. По слухам, он был в ярости, когда узнал, что канал Syfy, а не Amazon будет экранизировать романы. Зато теперь у него определенно есть повод для радости.

«Пространство» под покровительством Amazon может стать ещё более выдающимся сериалом. Интернет-гигант не скупится в средствах на производство сериалов — чего только стоит баснословно дорогая сделка на покупку прав по «Властелину колец» у наследников Толкина. Amazon выложили 250 млн долларов лишь за один контракт — так что вполне возможно, что компания раскошелится и на спецэффекты для «Пространства».

Кроме того, шоу наверняка поменяет и модель распространения. На Syfy сериал выходил раз в неделю в течение трех месяцев — и за это время интерес зрителей постепенно угасал. За сюжетом «Пространства» непросто следить, поэтому такое шоу удобно смотреть залпом в «отложенном режиме». Вероятно, на Amazon все серии четвертого сезона выйдут в один день — это поможет точнее определить, насколько зрители заинтересованы в шоу.

Третий сезон завершился невероятным клиффхенгером, после которого шоу может развиваться вообще в любом направлении
Третий сезон завершился невероятным клиффхенгером, после которого шоу может развиваться вообще в любом направлении

«Пространство» настолько выдающийся и грандиозный сериал, насколько и недооцененный. Подумать только, на портале Metacritic на момент написания материала на третий сезон шоу опубликована рецензия всего от одного (!) критика — и этот текст вышел ещё в апреле. Чуть лучше ситуация на Rotten Tomatoes — третий сезон оценили четыре топ-критика, трое из которых опубликовали тексты также в апреле.

Дайте сериалу шанс — поверьте, он обязательно вас впечатлит.

22 показа
7.5K7.5K открытий