45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
DTF45 Активировать 18+
Кино и сериалы
Егор Аргунов
9687

«Переписывайте всё с нуля»: советы Аарона Соркина начинающим сценаристам Материал редакции

Автор «Социальной сети» и «Суда над Чикагской семёркой» рассказал о ключевых элементах драмы, своих источниках вдохновления и о том, как создать хорошего злодея.

В закладки
Слушать

16 октября на Netflix вышел «Суд над Чикагской семёркой» — новый фильм Аарона Соркина. По этому поводу издание Wired выпустило видео, где Соркин отвечает на вопросы начинающих сценаристов из Твиттера.

Ответы получились объёмными и могут пригодиться всем, кто хочет писать сценарии. Мы выбрали из видео главное.

Важно уметь переписывать сценарий

Соркин отметил важность вторых и следующих драфтов любого сценария — по его мнению, нельзя сочинить хорошую историю для фильма с первого же раза. Поэтому он вначале пишет черновик для фильма, а затем полностью переписывает его. В процессе могут возникнуть новые идеи, и их тоже надо вписать.

«Социальная сеть»

Соркин отметил, что в любом случае придётся переписывать большую часть сценария, чтобы исправить ошибки. Ему проще начинать с нуля.

Однажды друг мне сказал, что я не пишу сценарии, а переписываю их. И вот что он имел в виду: когда вы закончили первую версию [сценария], то уже знаете, о чем рассказывает фильм. Но писали вы этот черновик тогда, когда ещё не знали, о чем будет картина. Ваша история изначально шла в одном направлении, но в процессе написания она отклонилась в сторону. В конце стрелка на вашем компасе указывает уже не на север, а на северо-восток.

Так что вы выяснили, о чём рассказывает ваш фильм. Ваш сценарий наверняка большой и долгий. Вернитесь к его началу и начните писать заново. Убирайте оттуда вещи, которые не имеют отношения к вашей истории. Подсветите те, которые помогут её облегчить. Скорее всего, вы поймёте, что проблема, раскрываемая в третьем акте, и вовсе там не находится, потому что не заложили для неё основу в первом.

Поэтому я говорю: переписывайте весь сценарий.

Аарон Соркин

Намерение и препятствие — ключевые вещи в создании драмы

Аарон Соркин считает, что в драматическом сценарии важнее всего уметь прописывать намерения персонажей и препятствия для них. Без этого, как он говорит в видео, нельзя сочинить хорошую историю.

«Человек, который изменил всё»

Намерение и препятствие — за них вы должны цепляться. Персонаж хочет чего-то, и на его пути стоит какое-то препятствие. Может, он хочет денег или девушку, поехать в Филадельфию или победить на важном матче, а может хочет спасти чью-то жизнь.

[...]

Именно тактика, которую применяет герой для обхода препятствий, создаёт персонажа. Вы, как сценарист, не сможете рассказать, кем является ваш персонаж, вы лишь показываете, чего он хочет. Неважно, добивается он своей цели или нет. Качество истории не зависит от того, выиграет персонаж или проиграет. Важно, чтобы это намерение имело значение для персонажа, и чтобы мы понимали, почему для него это так важно. Препятствия, к тому же, должны быть настоящими.

Аарон Соркин

Можно отождествлять себя с любым персонажем

Совет про намерения и препятствия Соркин продолжает и здесь. По его мнению, все персонажи должны быть одинаково важны для сценариста, даже если они не принадлежат к его возрастной, половой и расовой группе.

«Суд над чикагской семёркой»

Мы все люди, у каждого из нас есть способность проявлять эмпатию к другим. Вы не хотите осуждать персонажа, вы хотите защищать его. Не считайте, что вам нужно писать персонажей лишь на основе себя. Пишите истории о любом мире, о котором хотите писать. Лишь вы создаёте этот мир. Вы ничем не ограничены.

Аарон Соркин

Вдохновляйтесь всем

Соркин также поднял тему вдохновения другими произведениями. Он считает, что любому сценаристу нужно чем-то вдохновляться — чтобы ориентиром для его историй служила некая идеальная для него работа.

«Служба новостей»

Также сценарист заявил, что его самый любимый сериал — «Чёртова служба в госпитале Мэш». Во многом именно это шоу вдохновило его стать сценаристом.

Да, я вдохновлялся многими фильмами и сериалами. По сути, я случайно стал сценаристом кино. На самом деле я драматург, который добавляет немного визуального ряда в истории, чтобы вы не понимали, что на самом деле смотрите пьесы. Так что я вдохновлялся и всеми великими драматургами тоже.

[...]

Я думаю, что любой хороший современный сериал следует стопам Ларри Гербарта, создавшего сериал «Чёртова служба в госпитале Мэш». Он первый сказал, что ситкомы не обязаны быть просто комедиями, они не должны быть глуповатыми. Так что да, Ларри Гербарт очень сильно вдохновил меня.

Аарон Соркин

Хорошего злодея можно создать, только если вы не осуждаете его

Сценарист также рассказал, как он прописывает злодеев. В первую очередь, считает он, нужно найти с антагонистом нечто общее. И лишь затем нужно отталкиваться от этого при написании остального сценария.

«Несколько хороших парней»

Нельзя считать злодея злодеем. Вы не осуждаете персонажа, потому что вы создали его. Вы должны сопереживать ему. Найдите в нём что-то общее с собой. А затем пропишите его так, словно он рассказывает Богу, почему его должны пустить в Рай.

Не знаю, смотрели ли вы «Несколько хороших парней» — первый фильм, который я написал. В нём есть сцена, где персонаж Джека Николсона словно убеждает Бога пустить его в Рай, несмотря на содеянное — из-за него погиб солдат. И он защищается, хочет доказать, что он сделал правильную вещь. И неважно, будь это Марк Цукерберг или Джек Николсон, — зритель может считать их злодеями, но не вы.

Аарон Соркин
Обозреватель DTF. Люблю запах напалма по утрам.
{ "author_name": "Егор Аргунов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0446\u0435\u043d\u0430\u0440\u0438\u0439","\u0441\u043e\u0440\u043a\u0438\u043d","\u043a\u0438\u043d\u043e","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438"], "comments": 68, "likes": 253, "favorites": 593, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 235709, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 21 Oct 2020 18:11:48 +0300", "is_special": false }
45 дней сериалов и фильмов по промокоду DTF45
Активировать
Условия подписки Яндекс.Плюс: clck.ru/FMQND. 45 дней подписки Яндекс.Плюс — бесплатно, далее автопродление — 199 руб./мес. с указанием данных банковской карты. Предложение до 31.12.2020г. Только для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс.Плюс. Условия просмотра на КиноПоиск: ya.cc/4y4UX
18+
0
68 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
32

Я пишу сценарии довольно длительный период - уже как 10 лет. И считаю совершенно иначе. Если история не вышла с первого раза, легче и физически, и психологически, оложить её в долгий ящик и начать работу над чем-то другим. Переписывание убивает ощущение сопричастности к истории, совместного с героями путешествия. Я был вовлечен в создание многих украинских фильмов и, скажу честно, если первый драфт выходит хуйней - 7-й тоже будет хуйней.

Ответить
50

Разные люди разные подходы.

Ответить
13

Просто, чтоб ты знал, на производстве дерьмовых сериалов для ТВ часто-густо требуют переписывать с нуля по 5-7 раз одну серию, не ради искусства, но потому что редактору надо показать свою надобность. Если история обречена - она обречена.

Ответить
2

Что-то не нашёл тебя на Кинопоиске...

Ответить
13

Переписывать можно лишь спустя длительный период, когда появляется кардинально иное виденье определенного сюжета. Делая драфт за драфтом ты так или иначе будешь в ловушке изначальной идеи.

Ответить
1

У меня есть небольшой опыт в написании рассказов на мелкие интернет конкурсы. И я для себя открыл такую вещь (это касается скорее прозы), что для переписывания/редактуры надо сначала, чтобы все авторские хотелки и амбиции выветрились из головы. Когда ты пишешь текст, ты видишь его в одном ракурсе, но читатель увидит его в совершенно другом, обратит внимание на другие вещи, и темп чтения тоже будет сильно отличаться от темпа написания. Поэтому мне, чтобы поставить себя на место читателя, нужен небольшой перерыв. А если же времени на перерывы нет (сроки конкурса), можно распечатать текст на бумаге и править карандашом. Этот психологический трюк помогает мне относиться к произведению так же критично, как к готовому изданному в книге. Если же я снова и снова буду пытаться его редактировать в Word'е, я снова и снова буду видеть один и тот же шрифт, отступы, слова на тех же местах, в моей голове останется первоначальное наивное отношение к рассказу, а его надо сдомать. Ведь ты пишешь для читателя, а не ради процесса написания

Ответить
15

Реквестирую статью о том, как ворваться в мир сценарного ремесла

Ответить
8

Возможно, однажды)

Ответить
10

А ещё сценарист в СНГ - это... как бы... фрилансер что ли? Ну такой наемный рабочий, из которого можно выжать все соки, заставляя по 5 раз переписывать серию, с каждым разом УХУДШАЯ её, а потом кинуть на гонорар, потому что ну а чего такого-то?..

Парадокс в том, что продюсеры со всех углов кричат о недостатке историй, но вкладываться в них не готовы. И когда дело доходит до дела, задачи формулируют как: "Нужно написать чтобы вот как Сваты, только немного по-другому".

Отлично. Свобода творчества.

Ответить
7

На фейсбуке присутствует сценаристка Лиля Ким. Она как-то интересно описывала разницу подходов к работе со сценаристом американских и русских продюсеров, типа:
"...Российский продюсер, за редким-редким исключением, понятия не имеет что он хочет. Что-то ему нравится. Что-то он только что посмотрел. О чем-то прочитал, что оно собрало кассу. Что-то ему сказали на канале и что-то в минкульте. Он вываливает тебе всю эту информацию (в лучшем случае!) и ждет пока ты волшебным образом, с десятого бесплатного драфта, угадаешь. Пока ты гадаешь, переписывая драфты, он еще что-то посмотрит, ему еще что-то понравится, он съездит на кинорынок, послушает коллег - и вдруг огорошит тебя порцией новых вводных. Ты начинаешь угадывать, отталкиваясь от них. Но поскольку 60 или 110 страниц сценария пишутся дольше, чем освежаются впечатления - это "ты на суше, я на море нам не встретиться никак" будет длится пока не наступит запланированный каналом препродакшен..."

Ответить
1

Это правда. И Соркин косвенно апрувит подход этих продюсеров, тем что советует морально готовится ко множеству драфтов, не уточняя, что многие истории не нуждаются в них, или просто не заслуживают.

Ответить
7

У Соркина свой максимализм, у тебя сейчас свой - правда, как всегда, где-то по середине.

Ответить
6

В творчестве нет правильных и неправильных ответов. В жанровом кино есть трехактная структура и, зачастую, 6 поворотных точек, а дальше - нехоженные тропы.

Ответить
5

возможно, про переписывание имеется в виду ситуация, когда работаешь над чем-то масштабным и долгим, и в процессе написания пересматриваешь свое отношение к изначальной теме
хотя вот алексей толстой не парился...

Ответить
7

Если у тебя на написание идут годы, как у Соркина - возможно. Но в реалиях индустрии СНГ или же при создании картин не первого эшелона в США (что составляет 99 процентов рынка), время всегда будет ограничено очень узкими рамками.

Ответить
0

есть и свои плюсы у такого подхода! если честно, самое лучшее, что лично у меня получалось написать, писалось в очень сжатые сроки.
уж не знаю, с чем это связано - может, с тем, что первая мысль, как правило, лучшая

Ответить
11

Думаю, дело в увлеченности, ощущении потока, который ты испытываешь при написании истории, что тебя захватывает.

Ответить
3

да, абсолютная правда!

Ответить
0

и результат почти всегда будет говном. так зачем нам знать про опыт этой индустрии?

Ответить
0

Так дело в том, что люди как раз переписывали, вместо того, чтоб забить на очевидно неудачный концепт.

Ответить
3

не помню удачного укр сериала.
у человека цель написать крутой сценарий, у вас что-бы редактор пропустил. человек готов потратить столько времени сколько надо, у вас сроки выше качества.
так зачем нам советы от индустрии штамповки? там и так всего научат

Ответить
3

Факт в том, что создание крутого сценария всегда сопряжено с иллюзией того, что всё можно исправить, которая по роду деятельности завладевает также редакторами на ТВ. Я считаю, что умение полностью отказаться от определенной идеи - великое благо. Умение переключатся и искать новые пути, ценнее самоистязания с 10-м драфтом.

Ответить
0

человек переписывает все сценарии, не только неудачные.
там же четко написано- сперва черновик(нифига не маленький по обьему) а потом с нуля уже чистовой вариант.

Ответить
0

Надо рассматривать частные случаи. Если есть, что улучшать - улучшай.

Ответить
1

вот он считает что есть всегда.
ты статью читал? там же очень четко всё написано, это конкретно его метод, он так делает всегда и обьясняет почему

Ответить
0

Я слушал весь его видеокурс.

Ответить
0

Сериал "Прятки".

Ответить
0

И сколько времени примерно уходит на написание сценария современного снг-шного фильма? Просто интересно.

Ответить
0

Месяц-два. Иногда всё виснет после первого драфта (что благо) и есть время переосмыслить текст, иногда - нет.

Ответить
3

это любимый писательский миф, что всё пишется на чистовик по вдохновению, а на деле чаще всего переписывается месяцами))

Ответить
1

я не спорю! тут разговор скорее о каком-то фундаментальном переписывании.

Ответить
–11

Извините, конечно, но кто вы и кто Соркин? Разумнее к его советам прислушаться.

Ответить
9

Я не говорю, что в чём-то превосхожу Соркина. Просто делюсь своим опытом, который привел меня к противоположным выводам.

Ответить
2

Думаю, опыт на украинском производстве несколько отличается от голливудского

Ответить
8

Я думаю, тут всё дело в сроках и сободе творчества. Аарон может работать над проектом годами, у него есть время на переосмысление и отдых от готового материала. Я предлагаю переключатся на другие проекты, если есть возможность, чтоб не убить в себе интерес к созданной истории.

Ответить
1

Ему это с первого дня позволили? Или он сначала стал Соркиным?

Ответить
4

Соркиным он был с рождения, или когда получил эту фамилию. Не понимаю такой яростной дрочки на известное имя. Многие люди или проекты, которые мы сейчас считаем великими, в свое время были никому не известны и не нужны. Известность имени не делает из человека истину в последней инстанции, всегда можно вставить "Но" или узнать, что кто-то успешно работает, применяя противоположный подход

Ответить
1

Ну я просто к тому, что тактика Соркина сделала его Соркиным, а о вас с вашей тактикой даже в пределах снг не слышал никто.

Ответить
6

Кто спорит. Однако же в творчестве нет единственно правильных путей. Иначе, все кто прослушал курс Соркина - были бы равнозначными ему.

Ответить
4

А вы хотя бы какого-нибудь российского сценариста не заглядывая в Гугл назовёте?
Проблема СНГ - тотальное главенство продюсера, причем и по творческим вопросам. Поэтому у тебя каждая серия переписывается по 3 раза в лучшем случае и постепенно превращается в усреднённое говно, подогнанные под жёсткий формат того или иного канала.
Исключений - мизер.

Именно поэтому все эти технологий разных Робертов Макки и прочие Соркиных для кино- и сериалопроизводвства в СНГ не подходят.

Ответить
0

А есть какие-то проблемы в назывании имен? Адабашьян, Михалков, Кончаловский и иже с ними. Или имеются в виду только люди рожденные после `91 года?

Ответить
0

Но главное, что и те и другие работают, чсх.

Ответить
0

Как попали в индустрию? 

Ответить
1

Связи, как и везде в СНГ.

Ответить
0

так вроде нет речи о том, что из говняного черновика выйдет блестящая переписка. Я скорее другое прочитал, как сделать хорошее еще лучше

Ответить
1

Всё равно момент улучения должен быть дистанцирован во времени от написания. А промежуток лучше заполнить работой над новым проектом. Зациклившись на улучшении определенного материала, человек рискует от него смертельно устать, да и новые мысли навряд посетят голову того, кто еще чувствует привязанность к тексту. Короче, такая полировка без паузы рискует обернуться застоем и выгоранием.

Ответить
0

Если цель - улучшение, то никакие отговорки не принимаются!

Ответить
0

Возможно имелось в виду, что Соркин никогда хуйню не пишет)

Ответить
18

Переписывать с нуля - попахивает перфекционизмом. Я бы осторожнее с советами как надо. Ибо ошибка выжившего. Дайте мне почитать, как не надо писать сценарии. Как надо, я сам разберусь. 

Ответить
5

Огромное спасибо!) Прекрасная статья! А у тебя есть ещё такие?)

Ответить
7

Если ещё какой-нибудь сценарист выпустит видео, обязательно напишу текст.

Ответить
2

Было бы очень-очень круто больше таких статей увидеть) Думаю, существует уже не мало видео с разными крутыми людьми)

Ответить
3

если интересна тема, чекни курсы masterclass, там известные личности устраивают мини-курсы, в том числе писатели
Вот у Нила Геймана, автора Американских Богов, там есть свой курс о драматургии, у Линча про креативную съемку. Много интересного!

Ответить
0

Спасибо!) А на какой платформе курсы и что по денежкам?)

Ответить
0

смотри, у них свой сайт и приложение вроде было
по цене там 180 долларов подписка или можешь вроде бы за 90 один конкретный взять.
но это если любишь, чтобы все официально было, а так мы же в снг;)))

Ответить
0

Я пока не видел ни одного человека, которому халява обернулась бы на пользу) Деньги - это энергия) Халява - это умышленная задержка энергии. Когда энергия не затрачивается, начинаются неприятности) Такой простой круговорот)

Ответить
1

ахахахаххахахаа тогда там зарядишься точно!

Ответить
4

Вполне базовые, кстати, советы. Если что, в этом ключе (по фундаментальным принципам и с легкостью чтения) есть довольно крутая книга Александр Митта "кино между адом и раем". От режиссера оригинального Экипажа (БЕЗ КОЗЛОВСКОГО). Прям оч хороший слог у мужика

Ответить
3

Все кратко, и по делу. Спасибо.

Ответить
1

- 300 сценаристов в порывах мечты добавили себе эту статью в заметки.
Из них половина забыла через неделю, что вообще есть такая статья.

 Ещё 50 челиков повторно прошлись по пунктам и подумали, что их писанине один фиг не пробиться в люди. 
Но был среди них один парень. Он упрямо строчил без устали и стал лучшим сценаристом Сарика Адреасяна.
Защитникам 2 быть!

Ответить
0

Ну я например сразу внес пару изменений в сюжет моей будущей книги. Чтобы не забыть.

Ответить
0

Книгам уже очень сложно конкурировать. Если хочешь хоть как-то выделить свою историю, среди сотен тысяч писателей, то добро пожаловать в мир визуальных новелл. Там и словоблудить описаниями интерьеров и локаций не надо. Сразу концентрируешь внимание на диалогах. Плюс визуализация героев помогает лучше дорабатывать уникальность персонажей. Одни плюсы. Правда рисовать ещё надо и английский выучить очень хорошо. Не всем нам быть Глуховскими и Сапковскими. Увы.

Ответить
0

Я ни с чем не конкурирую, просто пишу, пока пишется.

Ответить
1

Так не интересно. Пиши, чтоб запомнилось не только тебе. Я в тебя верю.

Ответить
5

Зря, я тот еще распиздяй.

Ответить
0

Там и словоблудить описаниями интерьеров и локаций не надо. Сразу концентрируешь внимание на диалогах

Я не уверен, что передавать историю одними только диалогами - это лечге, чем использовать классическую прозу с описательными частями.

Ответить
2

Также сценарист заявил, что его самый любимый сериал — «Чёртова служба в госпитале Мэш».

Один из лучших сериалов. Приятно слышать, что он его вдохновляет

Ответить
0

«Переписывайте всё с нуля»

Он точно сценарист, а не программист? 

Ответить

Комментарии

null