Том Круз и его танцы со смертью

Как первостатейный голливудский актёр попал в зависимость от опасных каскадёрских трюков.

Том Круз и его танцы со смертью

Том Круз начинал как «золотой мальчик» Голливуда. В девяностые и нулевые он был и секс-символом, и просто дьявольски успешным актёром, которому удавалось совмещать кассовые рекорды со съёмками у Пола Томаса Андерсона и Стэнли Кубрика.

Но после странных прыжков на диване на шоу Опры и не менее странных заявлений о вреде психологии и пользе саентологии, в карьере Круза как будто что-то сломалось. Его фильмы всё ещё нравились многим зрителям, но с треском проваливались. Он до сих пор тянет за собой груз из «Обливионов», «Рыцарей дня» и «Мумий», не вернувших свой бюджет. Даже «Грань будущего», впоследствии ставшая народной, едва окупилась.

О том, почему жизнь Круза сложилась именно так, можно долго рассуждать, предлагая самые безумные теории, но факт остаётся фактом: смотря на актёра, многие люди испытывают дискомфорт. В последние годы он был слишком аккуратен, слишком профессионален, слишком идеален. Российские журналисты любят рассказывать о том, как он может по два часа на морозе в лёгком пальто раздавать автографы, ни на секунду не скрывая свою безупречную улыбку. А ещё он до последнего времени почти не старел.

Пока работавшие с Крузом актёры покрывались морщинами и заплывали жиром, пока росли деревья и взрослели дети, он целых 20 лет выглядел как свежий 30-летний мужчина в самом расцвете сил. Он как будто застыл во времени.

Том Круз и его танцы со смертью

При этом моложавость не помешала Крузу растерять статус секс-символа. Его всё ещё ставят на обложки журналов, но уже не тех, где нужно показывать голый торс, хотя с физической формой у него всё в порядке. Никаких гламурных фотосессий — только кадры со съёмок и кадры с ковровых дорожек.

Такое ощущение, что поклонники потеряли влечение к актёру — теперь они больше хотят узнать его диету или улететь вместе с ним на его родную планету.

Некогда надёжная карьера начала рассыпаться у Тома Круза прямо под ногами, он перестал быть для студий гарантом кассовых сборов, и над обрывом его теперь держит только один надёжный трос — «Миссия невыполнима».

Том Круз и его танцы со смертью

Но даже в этой, казалось бы, успешной франшизе есть свой элемент трагедии. Если изучить кассовые сборы всех «Миссий», можно заметить, что популярность фильмов нестабильна.

Вторая часть собрала немногим больше, чем первая. В третьей франшиза резко сдала назад (тогда пошли слухи, что Круза могут заменить), в четвёртой — сборы подскочили, в пятой — снова слегка упали. К тому моменту, когда «Форсажи» уже целились в миллиард, «Миссия невыполнима» продолжает танцевать на месте — пусть и принося Paramount хорошую прибыль. И даже «Последствия» с их феноменальными рецензиями и отзывами зрителей стартовали в США на уровне первого «Человека-муравья».

На родине Крузу — первостатейной звезде с сорокалетним стажем в кино — приходится выгрызать каждый миллион долларов кассовых сборов.

Том Круз и его танцы со смертью

Порой складывается ощущение, что у «Миссий» вообще нет способности удерживать аудиторию. Зрители могут прийти, если Круз сделает на экране достаточно безумных трюков, а могут и не прийти, если трейлеры их не впечатлили.

Вы скажете: «Просто Итан как герой 20 лет стоит на месте!» И в этом будет доля правды. Но в некоторой беззаботности этих фильмов всё-таки есть своё очарование. Она уж всяко лучше, чем бразильский сериал, которым стал «Форсаж».

Так или иначе, подбираясь к 60-летию, Круз оказался в зависимости от легковесной шпионской франшизы и стал кем-то вроде циркового артиста. Он ровно настолько хорош, насколько хороши его трюки, и за него страшно ровно настолько, насколько правдоподобен страх в его глазах.

Том Круз и его танцы со смертью

Именно поэтому Круз всё ещё прикладывает титанические усилия к тому, чтобы постоянно задирать планку качества «Миссий» и не сдаваться под натиском надвигающейся старости.

Я боюсь загадывать вперёд, но после просмотра «Последствий» у меня сложилось впечатление, что это была, возможно, высшая точка в экшен-карьере Круза. Здесь он — человек-оркестр: гоняет на мотоцикле по центру Парижа без шлема, прыгает с парашютом с огромной высоты (пока 35-летний Кавилл отсиживается в гримёрке), сам водит вертолёт и сам ломает кости, прыгая по лондонским крышам. Лёгкий недостаток прыти в кадре всё же заметен, но он меркнет на фоне количества и качества проделанной работы.

Но насколько Круза ещё хватит? Как долго он сможет продолжать? Не была ли это последняя «Миссия невыполнима» вообще? Ведь Кристофер Маккуорри обещал снять только два фильма, а у Тома на ближайшие несколько лет есть планы по развитию других франчайзов, а там и пенсионный возраст не за горами.

В любом случае, через несколько лет Круза наверняка догонит старость, и он перестанет бросать себе вызов за вызовом или вообще уйдёт из жанра. И для экшен-кино это будет большая потеря, да и для кино в целом.

Просто посмотрите, как сейчас снимают большинство голливудских блокбастеров. Даже для громилы Дуйэна Джонсона простейшие трюки делают с помощью графики.

А Том Круз в «Последствиях» — это не человек, а сила природы. Смотреть за тем, как он просто бежит — одно удовольствие. Он своим присутствием в кадре, без всякого монтажа, создаёт динамику. Другого такого актёра-каскадёра, способного одновременно играть главную роль в 200-миллионом блокбастере и обходиться без дублёров, у нас попросту нет и, возможно, не будет.

B-Roll со съёмок «Последствий»

Поэтому если сюжеты «Миссий» вам вдруг покажутся поверхностными или глупыми, подумайте о том, что это не просто фильмы про спецагента, постоянно спасающего мир. Это фильмы про актёра, который танцует со смертью потому, что для него это единственный способ оставаться на вершине. И он уже заслужил гораздо большего признания, чем имеет сейчас.

55 показов
14K14K открытий
169 комментариев

Похоже, что от MCU и Форсажей кто-то поехал кукушкой, если недоволен сборами MI. Ну и ловко манипулирует фактами, громко заявляя о падении сборов на пятом фильме, который стоил на 5 лимонов меньше предыдущего и собрал на 12 лимонов меньше предыдущего, всего лишь жалкие 682....
Подавляющее большинство студий удавилось бы за такой доход (что и делает Paramount, у которой кроме MI больше нет доходных серий блокбастеров).

А привязанность к MI у Круза потому, что это полностью его детище. Он мечтал сделать фильм по мотивам древнего сериала. Он мечтал делать в кино трюки, и выйти за рамки драматических ролей. Для этого он и спродюсировал все фильмы этой серии. Человек хотел выйти за рамки, вышел и продолжает выходить дальше.

Ответить

60+ миллионов на старте в США — это смешно. Особенно на шестом фильме.

И когда сборы не растут, это и есть «танцы на месте», о которых я написал.

Они хорошие, но не феноменальные, которыми могли бы быть при таком подходе к трюкам/съёмкам.

Ответить

Paramont настолько «удавилась» за такой доход, что после третьей части устраивала Крузу тесты, чтобы дать добро на четвёртую. Там вся франшиза была под вопросом.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Извините...
пенсионный возраст не за горами

Как и другие личности переедет в Россию - ПРОФИИИТ!!!!

Ответить

круз невысокий, как будто чуть игрушечный, несчастный в детстве и юности, всегда слишком старается, всегда слишком гладенький, потерял помимо прочих красивых и умных женщин саму николь кидман, к тому же так себя замордовал внутри, что впутался в одну из самых липких пирамид в истории и тронулся уж окончательно.

сколько бы ни шутили, что сайентология превратила его в сверхчеловека, в некотором смысле он всегда им был и сделал себя сам, и продолжает это делать. с каждой новой "миссией" я (и наверняка не я один) всё сильнее ощущаю давящее одиночество, флер сумасшедшинки, в некотором роде внутренних демонов этого человека, которых он пусть неловко, пусть по-актерски, но давит у нас на глазах.

но помимо личной трагедии, случайно превратившейся в публичный медленный приключенческий сериал, круз — это еще и бастер китон, джон уэйн, джеки чан, брюс ли нашего времени, последний комикс-герой в изначальном мифологическом смысле. в его безумии его сила, и поэтому ему всё можно и нужно, и поэтому те, кто пишут про "забирает работу у каскадеров", вообще ничего не понимают (впрочем, речь не об этом).

смысл не в том, чтобы его фильмы окупались. смысл в том, что это последнее лицо в голливуде, которое само валит себе на плечи груз и говорит: "еще". когда он уйдет, уйдет и вся эпоха, где практические эффекты, изворотливая смекалка, честное падение, крепкое словцо и такая-то мать заменяли всё остальное, и поэтому в терминаторе до сих пор только манекен на машине устарел, а современные спецэффекты и дорисовать не успевают, потому что всё равно купят же. если даже коллективно вымученный успех дороги ярости для одних был скучноват (что?!), а для других убыточен, что уж говорить про отдельно взятого человека.

так что fallout, кроме шуток, это действительно лучший фильм марвел.

Ответить