Кино Ма Рия
873

Жак Турнёр — игра теней и воображения

Жизнь и творчество парадоксального режиссёра.

В закладки

Сегодня Жак Турнёр (1904-1977) известен в первую очередь своими классическими нуарами, в которых использовал новаторские визуальные приемы, впоследствии ставшие эталонными для жанрового кино. Вот несколько причин, которые делают его уникальным:

Изменив собственное имя, он наделяет своих героев псевдонимами и двойниками

«Из прошлого»

Они могут использовать кодовое имя или кличку в целях конспирации, пытаться стать новым человеком в отчаянной попытке сбежать от тёмного прошлого, которое рано или поздно обязательно их настигнет; иметь несколько прозвищ и даже воплощений, страдать раздвоением личности, либо просто иметь симпатичного доппельгангера, который всегда рядом - так или иначе, большинство персонажей из фильмов Турнёра - не те, за кого себя выдают. Как и совы.

Оказавшись на новом континенте, он вступается за мигрантов

«Люди-кошки»

Турнёр прибыл в Америку ещё в детстве, вместе со своим отцом-режиссёром. Голливуд встретил его враждебно: в школе мальчик стал жертвой травли из-за иностранного происхождения, да и языковой барьер всё усложнял. Так что нет ничего удивительного в том, что Турнёру были близки проблемы иммигрантов, предпринимавших попытки влиться в американское общество, но зачастую рисковавших навсегда стать изгоями. Хоть в душе он и не был склонен доверять послевоенной Европе, насчёт хвалёного американского гостеприимства иллюзий тоже не питал - именно поэтому образ чужака часто встречается в его творчестве:

В фильме «Люди-кошки» на примере сербки Ирены показано, что современная режиссёру Америка беспощадна к любой инаковости и способна уничтожить не вписавшуюся в стандартный социум личность (в этом его принципиальное отличие от других представителей жанра, вроде «Инцидента на границе» 1949-го года). Экранный муж героини, типичный американец среднего класса, выросший в безоблачном достатке, просто не способен понять тех, кому в жизни повезло меньше.

В «Берлинском экспрессе» героиня Мерл Оберон вызывает подозрение у своих попутчиков, стоит ей заговорить на другом языке. (Примечательно, что в жизни актриса также долго скрывала свою национальность.)

Кроме того, Турнёр критически относился к расовым стереотипам и старался избегать карикатурных изображений представителей этнических меньшинств.

Переносит на экран свои детские страхи

Хичкок был не единственным режиссёром, которого в нежном возрасте до смерти напугали родители.

Из воспоминаний Турнёра следует, что в детстве он очень боялся тёмной отцовской мастерской, куда родственники смело отправляли его за рождественскими подарками. Сами же подарки напоминали ему притаившихся во мраке привидений.

Скорее всего, именно этот эпизод его жизни послужил вдохновением для сцены из фильма «Человек-леопард», в которой мать поздним вечером посылает девушку в магазин за мукой, а по пути на неё нападает хищник.

Верит в существование потусторонних сил

...но не считает, что они настроены враждебно - «при желании они давно бы уже смогли разрушить наш мир. Ведь силы не равны: по сравнению с численностью населения царства умерших - живые составляют настоящее социальное меньшинство.» И ведь с этим сложно поспорить.

Турнёр с пониманием относился ко всевозможным гадалкам и медиумам, а однажды, в рамках подготовки очередного проекта - даже взял интервью у «ведьмы». Он считал неуважение к миру мёртвых проявлением расизма и всегда очень огорчался, когда видел, как небрежно к нему относятся голливудские сценаристы.

Приверженец простоты и перфекционист

Турнёр не любил нарочито экстравагантные манеры постановки и съёмку через деформирующий объектив. Но в вопросах выбора освещения он всегда был требователен, ведь оно играло важнейшую роль в его фильмах. Миры Турнёра построены на особом контрасте света и темного пространства в кадре. Тени создают атмосферу ужаса и психологического напряжения. Зритель практически никогда не видит на экране источник угрозы, но ощущает его присутствие. Студия накладывала ряд существенных ограничений на производственный процесс картин Турнёра, как на типичных представителей «категории B» - в основном финансовых (повторное использование старых декораций, небольшой бюджет и хронометраж). Вот и приходилось проявлять изобретательность. Но дело не только в этом. Как и Спилберг, Турнёр был убеждён в том, что чем меньше зритель увидит, тем больше поверит в происходящее. И что нельзя навязывать ему своё видение мира. Страхи индивидуальны, а воображение само дорисует нужные образы. А чтобы студийным продюсерам не удалось помешать его задумке, вставив в готовый фильм плохо нарисованных чудовищ и разрушив тем самым всю атмосферность, он специально прибегал к монтажным уловкам.

Заслуживает любовь актёров, но наводит ужас на операторов

«Я гуляла с зомби»

В юности Турнёру не раз прходилось наблюдать, как жестко его отец командует своими актёрами на съёмочной площадке. Он сам избрал радикально отличный подход, всегда стремясь установить доверительные отношения с исполнителями ролей и предоставить им максимальную свободу в кадре, редко давая конкретные указания. Ярый противник вычурности и театральности, он лишь просил их вести себя непринуждённо, полагаясь на интуицию и импровизацию. Режиссёр считал, что сцены нельзя слишком долго обдумывать и репетировать, ведь это приводит к потере спонтанности и появлению фальши.

Зато своим операторам Турнёр доставлял много хлопот и мучений, требуя снимать в потёмках. Режиссёр отдавал предпочтение естественным источникам освещения - позволявшим актёрам чувствовать себя более раскрепощённо - и как правило оставался непреклонен перед уговорами техников променять их на более традиционные искусственные аналоги.

Минималист, который стремится к реализму

«Люди-кошки»

Турнёр считал кинематограф «формой живописи», а себя - «художником, создающим образы с помощью света», который при этом стремится к предельной простоте. Это впрочем не мешало ему заботиться о правдоподобности создавемых на экране ситуаций и действий героев. Он не переносил псевдо-дорогие интерьеры, бутафорскую мебель и натужные диалоги (особенно это касалось часто нелепых телефонных разговоров.)

Согласно данному обещанию, он берётся за любую работу

...и пытается вытянуть даже безнадёжно плохие сценарии, которые ему предлагают.

К счастью, Турнёр всё же не ответственен за...это.

А всему виной один респектабельный коллега-режиссёр, который на пороге смерти вдруг признался Турнёру, что страшно жалеет об упущенных карьерных возможностях (дело в том, что был он в своё время крайне избирательным и придирчивым). Старик предостерёг друга от повторения своей ошибки и...Турнёр его послушался. Наверное, и правда лучше жалеть о сделанном. (Но это не точно).

Мечтает столкнуть прошлое с будущим

«Из прошлого»

В своих фильмах режиссёр уделял особое внимание тайнам прошлого персонажей. Но один из поздних нереализованных сценариев Турнёра рассказывал о битве новейших компьютерных технологий и загробного мира за судьбу человечаства. Удивительно похоже на сюжет из «Чёрного зеркала»!

Снимает фильм о крушении американской мечты, который ставит крест на его карьере

«Беспечная жизнь»

Злополучный фильм с ироническим названием «Беспечная жизнь» дорого обошёлся Турнёру. Картина рассказывала о лицемерии представителей богемы, фальши американских ценностей, ненадёжности и быстротечности успеха и всего остального тоже, включая саму жизнь из названия. Как такой фильм мог иметь зрительский успех? Вот и я не знаю. Конечно же, он с треском провалился в прокате.

«В былые времена он купался в лучах славы, но стоило ему снять один неудачный фильм - и вот он остался ни с чем, всеми забыт» - теперь эти слова относятся не к вымышленному протагонисту фильма, а к его режиссёру.

Он не сдаётся и надеется на предложение, которое приходит слишком поздно

Турнёр не раз пытался доказать, что и сам наделён некоторыми экстрасенсорными талантами, например телепатией. Как-то в интервью он похвастался тем, что часто угадывал имя человека, стоявшего за дверью и желавшего его навестить, особенно если перед этим они долго не виделись. Потом добавил, что уже давно никто не звонил и не предлагал новых проектов, но он не отчаивается и верит, что однажды это случится - ведь идеи по-прежнему в достатке - было бы например здорово снять фильм о настоящем доме с привидениями. Спустя годы молчания предложение и правда поступило, правда только на следующий день после смерти Турнёра.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ма Рия", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 33, "favorites": 42, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 26676, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 10 Sep 2018 16:04:59 +0300" }
{ "id": 26676, "author_id": 72286, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/26676\/get","add":"\/comments\/26676\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/26676"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Ма Рия,

Вы беретесь писать на замечательные темы, но вы не пытаетесь заинтриговать потенциального читателя. Вы указываете, что Турнер "парадоксальный" режиссер и будто бы считаете, что этого достаточно.

Но ведь оно не так. Подавляющее большинство читателей не в курсе существования всяких там турнеров, и ваша статья не увеличит количество поклонников творчества режиссера. Потому что они попросту не станут читать статью.

Напишите, что Турнер первый период карьеры снимал B movie. Что как раз тогда студия решила открыть подразделение по производству дешевых фильмов в декорациях, оставшихся от крупнобюджетных. Что первый хит Cat People Турнер снимал в декорациях, выстроенных для The Magnificient Ambersons Орсона Уэллса.

Что при бюджете в 100 тысяч долларов Cat People собрал в прокате 8 миллионов. Что в Cat People Турнер сочинил прием, который впоследствии использовался в куче хорроров. Название приема "автобус" (Lewton bus) - когда нарастает напряжение, ожидание чего-то ужасного, звучит сопутствующая музыка, но в кульминационный момент оказывается, что причина страха обыденна.

Что Турнер одним из первых использовал термин "зомби" в кино.

Что Out of the Past многими признается эталонным нуаром, в котором одновременно фигурируют практически все реквизиты жанра. И что в этом фильме режиссер с оператором для сцен курения - какой же нуар без курения - особенным образом выстраивали освещение, чтобы клубы дыма смотрелись наиболее живописно.

Поверьте, подобное небольшое вступление изменило бы статью только в лучшую сторону и заинтриговало бы тех, кто никогда о Турнере не слышал.

И посмотрите The Night of the Demon того же Турнера, его относительно поздний фильм. А то у вас большинство скриншотов или из Cat People, или из Out of the Past :)

Ответить
1

Спасибо за интересный материал. Завидую вашей продуктивности).

Ответить
1

Картина рассказывала о лицемерии представителей богемы, фальши американских ценностей, ненадёжности и быстротечности успеха и всего остального тоже, включая саму жизнь из названия. Как такой фильм мог иметь зрительский успех? Вот и я не знаю

Но ведь... "Сладкая жизнь"?... Или слегка по-другому - "Великая красота"?

Ответить
0

Вот как раз недавно пересматривала "Сладкую жизнь". На мой взгляд, фильмы отличаются. Ну во-первых, бюджет: Сладкая жизнь снята с размахом, а Турнёр располагал не такими уж внушительными средствами. "Люди-Кошки" стал кассовым хитом вопреки всему, благодаря таланту режиссёра. Турнёр был недостаточно амбициозен, возможно, чтобы попытаться в полной мере воспользоваться на краткий миг обретенным статусом "модного режиссёра" и сделать что-то c этим. Далее Феллини европеец, а в "Беспечной жизни" история чисто американская - для многих американцев наблюдать за происходящим на экзотико-романтической "старой земле" одно, а когда задели за живое и пошатнули национальные идеалы - feels too close to home, тем более какой-то иностранец неблагодарный, что он вообще себе позволяет? Ну и наконец, говорить о том, что Dolce Vita имела однозначный успех - было бы преувеличением, несмотря на репутацию Феллини. Во многих странах фильм был запрещён или выпущен в урезанном виде. Не удивлюсь, если в ряде особо консервативных штатах так и было (хотя эти данные мне неизвестны). Но тем не менее в целом по Америке "Сладкая жизнь" собрала отличнейшую кассу для иностранного фильма, это факт. "Великая красота" - фильм совсем другой эпохи, тут я думаю сравнения будут некорректными.

Ответить
0

Ну я всего лишь усомнился в абсолютизации тезиса, что фильм на тему лицемерия представителей богемы, ненадежности успеха и т.д. не мог иметь зрительский успех. Согласитесь, тема - не самое главное, что влияет на успех фильма.

Ответить
0

Ну можно добавить было, что в тот момент зрители ещё не были готовы к такому честному взгляду на себя. Не столь давно закончилась война, патриотизм был на пике популярности. Да и до сих пор у многих подобные темы вызывают стойкое неприятие.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления