45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
DTF45 Активировать 18+

«Мосул» — попытка рассказать об одном из самых кровопролитных сражений последних лет Статьи редакции

Как голливудские продюсеры и сценаристы видят войну с ИГИЛ в Ираке и чем она была в реальности.

26 ноября на Netflix вышла военная драма «Мосул» об освобождении иракского города Мосул от боевиков ИГИЛ. И первое что привлекало внимание в трейлере — это арабская речь, которая не ограничивается враждебными выкриками в адрес американской армии. Весь фильм снят на арабском с ближневосточными актёрами, среди которых лишь редкий киноман увидит знакомые лица. Но первое впечатление обманчиво.

Продюсерами выступили создатели последних двух частей «Мстителей» братья Руссо, за сценарий и режиссуру отвечал голливудский ветеран Мэттью Карнахан (он автор сценария не только блокбастеров «Глубоководный горизонт» и «Мировая война Z», но также написал отличную драму «Тёмные воды»). «Мосул» же стал для него режиссёрским дебютом.

Фильм начинается с демонстрации разрушенного в ходе штурма Мосула. ИГИЛ, или «Даиш», закадровый голос объявляет силой, способной лишь убивать, грабить и насиловать, с которой в Мосуле успешно сражается народ Ирака, а его освобождение близится к финалу. И это вся экспозиция, которую вы получите.

Дальнейшие события показаны от лица молодого полицейского Кавы аль Файли, который вместе с двумя другими офицерами оказался загнан отрядом боевиков под прилавок какого-то кафе. Оставшись без патронов, он может рассчитывать только на быструю смерть в бою, но в последний момент его спасает отряд полицейского спецназа SWAT, одним из первых открывший фронт против ИГИЛ и ставший теперь живой легендой.

Выживший Кава присоединяется к отряду сурового майора Джассима для выполнении некой миссии в сердце разрушенного города, которая до конца фильма держится в тайне от новичка, — всё-таки он чужак, вдруг работает на боевиков? Авторы честно постарались оживить героев различными мелочами: то они вместе смотрят телевизор и отпускают шутки в адрес кувейтцев, то помогают ребенку уехать из разрушенного города и пристраивают его к семье беженцев.

Но когда пуля пробьёт одному из них голову, вы и не вспомните его имени. Помимо главного героя запоминается разве что майор Джассим. А какая-то дуга характера есть только у первого. Это банальный путь от неуверенного в себе новичка до закалённого бойца, но он убедительно пройден героем в реальном времени почти без натянутых клише.

Однако это уравновешивается дорогой голливудской постановкой. Конечно, по масштабу и зрелищности местные схватки явно не дотягивают до «Падения чёрного ястреба», но нет и ощущения аттракциона в духе «Капитана Америки». От дружественного огня или просто случайной пули здесь погибнуть не сложнее, чем от рук ИГИЛ. И хоть экшен обошёлся без привычной сегодня съёмки с имитацией одного дубля, но каждая перестрелка отлично считывается и нет ощущения беспорядочного мельтешения героев перед камерой.

И всё же из-за отсутствия эмоциональной связи с героями происходящее начинает восприниматься как миссии из Call of Duty, где боевики ИГИЛ лишь обезличенные мишени в тире. На первый план выведено желание защитить свои семьи, оставшиеся в городе, тогда как всё остальное подаётся полунамёками и обрывками фраз.

Как заметил один рецензент: «защита своих семей — это главная причина, по которой они сражаются, но этот мотив просто висит на заднем плане как что-то, чего ты ожидаешь от любого солдата». А любые попытки проявить мотивацию героев глубже, сводятся к шаблонным фразам про свободу и демократию.

Интервьюер из Forbes спросил Карнахана об идеях, которые несёт «Мосул» и получил максимально абстрактный, как и весь фильм, ответ: «Мы хотели показать, что эти люди существуют и сражаются за те же ценности что и мы: свои жизни, города и семьи. И важно понимать вещи которые нас объединяют, важнее того, что нас разъединяет».

В тоже время статья в The New-Yorker «Отчаянная попытка уничтожить ИГИЛ», на которой основан фильм, гораздо комплекснее рисует историю и мотивы героев. Майор Джасим в фильме говорит, что ИГИЛ просто вооружил местных уголовников, которые начали мстить семьям честных полицейских. А вот его прототип в интервью не скрывает, что причиной сдачи города стала подогреваемая проамериканским правительством межконфессиональная рознь. Войска в Мосуле состояли из шиитов, а в полицейском спецназе были также туркмены, курды и христиане. В фильме же вообще не поднимется проблема дискриминации суннитского населения, ставшего социальной базой Халифата.

Восточный и западный Мосул, штурм которых длился почти год

Отношения между армией и полицией были просто ужасными. Мы были местные, они были из Багдада, но нам не разрешали даже появляться в контролируемых армией частях города. В 2014 году войска бежали из города, испугавшись мести мирного суннитского населения даже больше, чем ИГИЛ.

Басам Атталлах, капитан спецназа SWAT
«Отчаянная попытка уничтожить ИГИЛ»

Так же не упоминается, что причиной всей этой мясорубки длиною в год стала замена профессиональных военных в руководстве армии политически-лояльными, хотя в статье это особенно подчёркивается. И для полиции это была ещё одна из террористических группировок вроде Аль-Каиды, которые после свержения Саддама Хусейна в 2003 году повылезали, как грибы после дождя.

Конечно, в рамках одного фильма очень сложно показать всю политическую ситуацию вокруг штурма. Огромное количество заинтересованных сторон подмечали даже карикатуристы

Фильм сознательно очищен от любых политических мотивов, и если вы не следили за событиям на Ближнем Востоке, то могут возникнуть сложности. В одной из сцен майор Хассем обменивает блоки сигарет на патроны у засевшего в одном из подвалов иранского офицера, который командует отрядом шиитского ополчения «Хашд аш-Шааби», с характерными жёлтыми повязками. Если вы не понимаете причём здесь Иран, и кто эти «Шааби», то это ваши проблемы — фильм ничего пояснять не будет. Весь этот эпизод воспринимается как часть чего-то большего, что просто не удалось отсечь, без критической потери смысла происходящего.

Но и без этого к сюжету возникают вопросы. Герои колонной в несколько хаммеров беспрепятственно катаются из города на КПП за его пределами, а потом отправляются в тыл к боевикам, при этом не встречая по пути ни врагов, ни американских военных. Даже один из героев в самом начале удивляется, что полиция с одними пистолетами делает в городе, где продолжают вестись ожесточённые бои.

В статье The New Yorker ничего этого не было. В реальности SWAT наступал на западную часть Мосула в составе 91-й бригады иракской армии. Вместе они зачистили более десятка деревень вокруг города, и только потом в сотрудничестве с другими подразделениями, включая курдов и тем самым шиитским ополчением, подконтрольным Ирану, начали штурм непосредственно Мосула.

И когда к ним пытались прорваться смертники, спецназ обвинял во всём армию, которая их якобы «просто специально подставляла». При этом штурм города не был лёгкой прогулкой, и за каждый дом приходилось сражаться. Но среди солдат шли очень неприятные для спецназовцев, люди, набранные из местных жителей.

— Почему бы нам просто не посносить все эти дома и всех кто там находится? — один солдат спросил.

— Там же полно гражданских, — ответил другой.

— Да все они заодно с игиловцами.

— Да ну, это неправда. У них и выбора то нет.

Люк Могельсон
«Отчаянная попытка уничтожить ИГИЛ»

А в фильме, для объяснения конфликта героев с армией, их вообще сделали дезертирами. Видимо, чтобы поместить персонажей в стерильное от любых политических и этнических конфликтов пространство. В итоге от реальной истории остались лишь третьестепенные мелочи. Например, один из героев пересматривает видео с казнью своего брата, чтобы поддерживать в себе заряд ненависти к врагу.

Продолжая тему упущенных возможностей, стоит отметить и сами сражения. Безусловно, то, что есть — снято очень динамично и напряжённо, но где всё многообразие технических средств и тактических приёмов ИГИЛ? Все подступы к Мосулу были заминированы, улицы простреливались снайперами, а под городом были прорыты лабиринты тоннелей, по которым боевики выходили в тыл наступающим войскам.

Именно Халифат первым осознал потенциал массового использования заминированных дронов, а также поставил на конвейер подготовку смертников, которые до этого были «штучным продуктом». А обклеенные бронепластинами шахид-мобили эволюционировали в шахид-бульдозеры и шахид-танки, которые при взрыве наносили чудовищные потери атакующим солдатам или КПП за пределами города. Из всего этого многообразия показана парочка дронов со взрывчаткой, которые вообще никакой роли не сыграли.

Фильм попросту лишён деталей, которые не только придавали сражению за Мосул индивидуальность, но и выделяли ИГИЛ как особо опасного и жестокого противника. Например, герои неоднократно натыкаются на пропаганду ИГИЛ, которая сводится лишь к угрозам смерти. Хотя в реальности медийная и пропагандистская машина Халифата очень гибко подстраивалась под обстановку.

После военного поражения пропаганда Халифата, чтобы дискредитировать местные органы власти, обвиняла всех пособников «крестоносцев» в измене и пособничестве оккупантам, а иракское правительство — в стремлении уничтожить суннитов. Так же постоянно эксплуатировалась тема массового убийства гражданского населения американскими бомбардировками города белым фосфором. Но чтобы не утруждать себя поисками контраргументов и проработкой мотивации героев, сценаристы просто вычеркнули эти сцены из истории.

При этом майор Хассем в фильме гордо говорит, что это его страна и он справится без всяких американцев, хотя без их тотального превосходства в артиллерии и авиации иракская армия никогда бы Мосул не взяла. В конце концов это очень иронично слышать от героя фильма, снятого американцами на американские деньги и для американцев.

И да, штурм сопровождался огромными потерями иракцев, а город в итоге был практически полностью разрушен, похоронив тысячи мирных жителей. Всё это беспокоило героев статьи, но не фильма. Первая попытка штурма Мосула захлебнулась из-за требований американцев начать его без необходимой подготовки, чтобы успеть занести громкую победу в актив администрации Демократов накануне выборов 2016 года. И всё это беспокоило реальных солдат.

Часто говорят «книга лучше», а в данном случае исходная статья, все эти события показывает гораздо комплекснее, а за её героями стоят настоящие люди с непростой судьбой и разными убеждениями. Хотя и статья не претендует на исчерпывающую картину. Например, не раскрыто происхождение Халифата и причины его дьявольской эффективности.

Если хотите посмотреть качественно снятый военный боевик, то «Мосул» заслуживает внимания. Но несмотря на арабский язык и арабских актёров — это типичный голливудский продукт с привычными сюжетными ходами и узнаваемыми архетипами. Хоть и обошлось без стереотипов об арабах, но всё сделано в угоду массовому зрителю, который не собирается разбираться во всяких шиитах, суннитах и прочих курдах, но хочет посмотреть хороший боевик.

Действие с лёгкостью можно перенести в Фаллуджу, а если наложить английский дубляж, то и во Вьетнам. Да хоть на другую планету. Кто-то назовёт такую историю универсальной, но мы назовём её безликой. Освобождения Мосула в фильме не больше, чем Сталинградской битвы в «Сталинграде» Фёдора Бондарчука. Хотя само сражение и история возникновения ИГИЛ заслуживает достойной экранизации.

{ "author_name": "Козловский Дмитрий", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440","\u043c\u043e\u0441\u0443\u043b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435"], "comments": 168, "likes": 166, "favorites": 181, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 270513, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 03 Dec 2020 13:32:47 +0300", "is_special": false }
45 дней сериалов и фильмов по промокоду DTF45
Активировать
Условия подписки Яндекс.Плюс: clck.ru/FMQND. 45 дней подписки Яндекс.Плюс — бесплатно, далее автопродление — 199 руб./мес. с указанием данных банковской карты. Предложение до 31.12.2020г. Только для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс.Плюс. Условия просмотра на КиноПоиск: ya.cc/4y4UX
18+
0
168 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
124

ИГИЛ, или «Даиш», сходу объявляется абсолютным злом, способным лишь убивать, грабить и насиловать

это написано с такой интонацией, как будто тут вообще возможно обратное мнение или какие-то оттенки, хаха. это же буквально самая ебанутая организация из подобных, даже на фоне общей ебанутости остальных муджахидов

Ответить
28

Ну если они как орки из Властелина колец ни на что больше не способны, то как же им удалось захватить пол Сирии и Ирака, а потом ещё установить там нечто вроде государства. Значит было в них что-то ещё. А какой интерес смотреть на невнятную банду убийц? Даже в Безумном максе злодеи были поинтереснее.

Ответить
17

Что-то может и было, не осталось - вот и славно. Это не киновселенная марвел, где можно делать харизматичных, глубоких и многогранных героев, которых подчас понимаешь. 
Любое кино - инструмент пропаганды, ставится перед ним такая цель или нет. Снимать кино где интересно показаны звери, ещё вчера отрезавшие головы и заживо сжигавшие людей -значит быть беспечным идиотом. Особенно учитывая, что в  разных странах дичь каждый день продолжает в их "честь" твориться.

Ответить
30

Учитывая, что в разных странах дичь каждый день продолжает в их "честь" твориться.

Раз это до сих пор актуальная проблема, то её нужно решать. А как с чем-то можно бороться не выяснив причины это явление породившим. Просто говорить, что вот эти и вот эти ебанутые  - прятать голову в песок, пусть и медийно. 

Снимать кино где интересно показаны звери, ещё вчера отрезавшие головы и заживо сжигавшие людей -значит быть беспечным идиотом

"17 мгновений весны" смотрят на этот тезис с недоумением.

Ответить
8

Выяснять причины того или иного явления не является задачей или компетенцией развлекательной индустрии и её аудитории. Кроме того, причины давно ясны - вооружённое вмешательство США во внутренние процессы других стран, повлекшее за собой долгие и кровопролитные войны, взаимную ненависть, усиливающуюся с каждым витком метаконфликта, и маргинализацию мусульман.

Ещё фильмы про крестоносцев в пример приведите. Другое время, другая природа и причины конфликта, другое общество и другой мир. Мы живём в век децентрализованных общественных явлений - недостаточно захватить радиостанцию, казнить лидеров и установить комендантский час.

Ответить
3

Выяснять причины того или иного явления не является задачей или компетенцией развлекательной индустрии и её аудитории

А в чём её задача? Спекулировать на трагедии миллионов, снимая проходные боевички?
 Разве это не благородная и великая цель - в яркой художественной форме идеологически обезоружить последователей средневековых мракобесов, которые действуют фашистскими методами. Раз ИГИЛ и прочие джихадитсы такое зло, то к чему стесняться в демонстрации их жутких целей и идей, если любой цивилизованный человек может из разгромить. Ведь дискредитировать саму идею Халифата гораздо важнее, чем перебить её носителей здесь и сейчас что в реальности, что на экране. 

Ответить
2

Да, увы, именно в этом её цель - добро пожаловать в реальный мир. Нравится мне это? Нет. Волнует индустрию моё мнение? Нет.

Цель благородная и великая, а ещё очень наивная и  вообще не по синьке шапка. В ничтожной степени на это способны единицы и занимаются они не кассовым, не художественным и чаще всего не кино.

Я оспариваю не возможность/необходимость демонстрации жутких целей, идей и средств, а ваше желание нарисовать/продемонстрировать интересное человеческое лицо на уродливом и недалёком.
Почему? Потому что понимаю, что уничтожить идею, тем более религиозную, невозможно - зато возможно посильнее раскрутить мясорубку, в которой будут умирать реальные люди - во славу великих идей (которые не работают) и удовлетворения тонких художественных вкусов.

Ответить
0

Раз ИГИЛ и прочие джихадитсы такое зло, то к чему стесняться в демонстрации их жутких целей и идей, если любой цивилизованный человек может из разгромить.

Дело в том, что террористов активно поддерживают "мирные государства" вроде Саудовской Аравии или Пакистана, приграничная зона с Афганистаном которого забита тренировочными лагерями Талибана, но вот что-то поделать с этим они "не могут", а чужаков на "свою" территорию тоже не пускают (кроме талибов). Ты же не можешь просто взять и уничтожить эти два государства - а без этого матерально-финансовую базу террористов ты не ликвидируешь. Опять же, многим тамошним жителям (Ирак, Афганистан), по всей видимости, нравится идея убивать людей, в противном случае вряд ли бы мы видели такое количество террористов.
к чему стесняться в демонстрации их жутких целей и идей

Дело в цензуре - если начать показывать пригретым снежинкам отрезанные головы по ТВ, можно повредить их тонкую пхисику. Так не пойдёт, "подумайте о ребёнках". Видимо по этой причине лица всех террористов у нас немедленно замыливают мозаикой. Мне кажется это надо делать, что люди проснулись от своего манямирка с пони и единорогами, где самое ужасное преступление - недостаточная представленность женщин в директорате госкорпораций.
дискредитировать саму идею Халифата гораздо важнее, чем перебить её носителей

Видимо здесь как-то фигурирует религиозный вопрос, к которому не хотят даже прикасаться. Имхо, такие вещи должны в первую очередь решаться самим мусульманским сообществом, т.к. оно глубоко религиозно, а ислам выступает против убийств и такого рода поведения. Основной вопрос - почему исламская религиозная элита просто публично не отлучит террористов от церкви?

Ответить
0

Про отлучение от церкви позабавил. А где они берут оружие не задавились вопросом?

Ответить
0

где они берут оружие

Китай.

Ответить
0

Китай? Им то как раз своих родных уйгуров снаряжать нахер не нужно. Не, китайское оружие то к ним попадает (даже ПЗРК), но через третьи руки в виде курдов, арабских прапорщиков, саудитов, паков и прочих эфиопцев. А так, основной источник внешнего оружия Болгария, Сербия и прочие страны Балкан. Именно им делают заказы турки, саудиты, катарцы.

Ответить
0

Да, Китай перехватил роль поставщика оружия для среднего востока у хорошего парня советского союза после развала последнего.

Ответить
0

Это то понятно, они и половину Африки окучили за последние лет 20 и половину БВ, включая Пакистан с СА, но всякие банды вооружать у них как раз интереса минимум. Может домой вместе с уйгурами вернуться. А вот болгарским оружейным заводом ваще похуй, что сказали СА, то и отгружаем.

Ответить
0

Так какая разница - им главное закинуть оружие на рынок, а там нужные мерзавцы его кому надо перепродадут сами.

Ответить
0

Просто говорить, что вот эти и вот эти ебанутые - прятать голову в песок, пусть и медийно.

О, ещё один "эксперт за всё хорошее против всего плохого", слабо себе представляющий, что именно творят эти животные. Ты, поди, и за права сидящих в тюрьме убийц топишь? Они ведь "тоже люди", ага?

Ответить
2

"Марвел" "Глубокие, многогранные герои"
Ха Ха

Ответить
0

то как же им удалось захватить пол Сирии и Ирака, а потом ещё установить там нечто вроде государства. Значит было в них что-то ещё.

Немцы тоже завхатили почти всю Европу во Второй Мировой и что? Как это отменяет что они были абсолютно поехавшими ставившими ебанутейшие опыты на людях и устраивавшими геноцид.

Ответить
27

Не отменяет, но у немцев была мощнейшая экономика Европы и передовая промышленность. У них была конкретная идеология и поддержка крупнейших корпораций и монополий мира. Тот же Standart Oil им продавал нефть до 1944 года. Хорошо бы не просто говорить - эти плохие, а ещё разобраться почему они именно такие. Вот например советское кино не стеснялось показывать нацистов людьми с простой и понятной мотивацией. Это разве делает их меньшим злом? 

Ответить
7

Как вы за...ли со своими сказками про Стандарт Ойл, торговавший с Германией спустя 30 лет после прекращения своего существования...

Ответить
10

Ты же в курсе, что прекратил существовать именно *траст* Standard Oil, а остались существовать и действовать десятки дочерних компаний с таким же названием? Это причем не какие-то сакральные знания, а изичный гугл поиск.

Но главное же выебнуться, да?

Ответить
1

С РАЗНЫМИ названиями. Но свидетели секты "Стандарт Ойл торговал с Германией" не разбираются в компаниях США. И не утруждают себя поисками доказательств своей лжи. Впрочем как и любая секта.

Ответить
6

Нет, с такими же названиями. Названия выглядели так: "Стандард Ойл штата Нью Йорк/Калифорния". 

Опять же, просто гугл поиск.

И не утруждают себя поисками доказательств своей лжи. Впрочем как и любая секта.

Кто тут секта? Разве что ты. Типичный сектант, которого ведет жажда знать что-то особенное, даже если его говно можно опровергнуть сраной Википедией за 2 минуты.

Ответить
0

То есть если придет квиток заплатить налоги с фирмы "Sadkat, Калифорния" то твоя фирма "Sadkat, Владивосток" радостно их оплатит и будет спать спокойно? Или ты все же побежишь в налоговую крича "Какого х..., это две РАЗНЫЕ фирмы и я не буду ничего платить!"?
Вообще-то про особенное - это ты сейчас описываешь свидетелей "тайного знания" о "тайной продаже нефти".
Но причем здесь я? Факты продажи предоставьте, пожалуйста. Или она была такой тайной, что о ней никто не знает, кроме носителей сакрального знания, что готовы только сейчас и только с тобой им поделиться? Ты ничего здесь сектантского правда не видишь?

Ответить
2

То есть если придет квиток заплатить налоги с фирмы "Sadkat, Калифорния" то твоя фирма "Sadkat, Владивосток" радостно их оплатит и будет спать спокойно?

Нет, но "квиток" придет все равно фирме под названием Sadkat. И учитывая одинаковость названий, это будет скорее всего один концерн, иначе я бы давно уже засудил другую фирму за кражу торговой марки.

Вообще-то про особенное - это ты сейчас описываешь свидетелей "тайного знания" о "тайной продаже нефти".

Настолько тайной, что даже президент США Труман называл их предателями.

Ты еще скажи, что олимпиады 1936 года не существовало. Ведь там же на бутылках колы свастика была, такого же не может быть!

Ответить
4

Кто-то так сильно передергивает, что со стороны похоже, что он дрочит.
Никакого концерна не было. Были ОТДЕЛЬНЫЕ фирмы. И если для вас новость, что возможна регистрация фирм с одинаковыми словами в названиях, то вряд ли вы вообще имеете понятия о предпринимательской деятельности.
Настолько тайной, что даже президент США Труман называл их предателями.

Документы, сестра, документы!
Ты еще скажи, что олимпиады 1936 года не существовало. Ведь там же на бутылках колы свастика была, такого же не может быть!

Сакура в моем саду
А в Киото дайме...

Ответить
1

И если для вас новость, что возможна регистрация фирм с одинаковыми словами в названиях, то вряд ли вы вообще имеете понятия о предпринимательской деятельности.

А, то есть ты не знаешь, что такое торговая марка.

Одинаковые слова в названиях - это да, это можно. Никто не может запатентовать слово "нефть" или "стандарт". А вот вместе уже... Другая история.

Документы, сестра, документы!

https://www.nytimes.com/1978/08/06/archives/with-a-branch-at-auschwitz-farben.html

Ответить
4

Вы пробовали читать диалог? У меня такое впечатление, что я пишу чукче, который "не читатель"
Это старт
Standart Oil продавал Германии нефть до 1944 года.

Его не существовало уже 30 лет.
Вмешивается "чукча"
Не он, но компании с таким же названием!

Алло, там были РАЗНЫЕ названия! Какая конкретно кампания?
Ничего не знаю, Трумэн назвал их предателями!

Документы можно, кого Трумэн из нефтяных компаний назвал предателями?
Это торговая марка! Одно слово! Два слова! ИГ Фарбениндустри сотрудничала с немцами!

Ничего, что это была НЕМЕЦКАЯ компания? Ничего, что предъявленные обвинения касаются ОБЫЧНОГО БИЗНЕСА в период ДО декабря 1941 года?
Так-то СССР спокойно торговал с Германией до 22 июня 1941 и за это даже британцы не особо обижаются. Ну было и было. Много кто торговал.
А вот фактов о поставке нефти в Германию американскими компаниями ПОСЛЕ декабря 1941 года я так и не увидел.

Ответить
–1

Его не существовало уже 30 лет.

Алло, там были РАЗНЫЕ названия! Какая конкретно кампания?

—->
В 1911 году Верховный суд постановил разделить Standard Oil, но особого вреда это компании не нанесло. Исследователи говорят, что Рокфеллер потерял деньги только на замене вывесок с названием компании. С распада Standard Oil начали работу большинство американских нефтяных компаний, среди которых известная сейчас Exxon Mobil.

Та же самая компания того же самого Рокфеллера, разделенная на 7 составных частей, но продолжившая действовать как единое целое под его управлением.

Так, кстати, выглядят в принципе все современные монополии и вообще крупные компании, включая ебучий Cloud Imperium Робертса по отъему денег у звездных ситизенов.

Ответить

Комментарий удален

1

С РАЗНЫМИ названиями. Но свидетели секты "Стандарт Ойл торговал с Германией" не разбираются в компаниях США. И не утруждают себя поисками доказательств своей лжи. Впрочем как и любая секта.

Да, чистое совпадение, что они так назывались, а так-то они не связаны между собой, ууупсс...

Ответить
3

А толку то, ну не одна, ну 6 (на самом деле она развалилась аж на 38) их было, сути это не меняет, с немцами они, после объявления войны, не торговали. Как минимум, доказательств этому нет.
Суда «осколков» Стандард Ойл немцы, кстати, вполне себе торпедировали и топили (например 1942 год SS W. L. Steed, Standard Oil Company of New Jersey, десятки их, на самом деле), что было бы несколько странно с их стороны, если они имели виды на их нефтянку.

Ответить
–1

Не знаю что там за дело с продажей нефти, но то дело где Труман их обвинил в измене это дело о передаче технологии синтетического каучука и бензина без которого немецкая военная машина бы не заработала. 

Но вообще ржачно смотреть как товарищ порвался на тему названия Standard Oil явно повторяя бренди какого-то лидера мнений о том, что "это другая компания, тупые совки не могут открыть вики и почитать что SO в 1911 закрылся, азаза" и потом резко включил заднюю, обнаружив подвох.

Ответить
3

Ну обвинил, но проблема в том, что в предвоенный период, («a few years back», april 1942) с немчурой вообще все, кто могли, торговали и сотрудничали в том числе и в технологическом плане, одни советско-германские торговые соглашения чего стоят. Кмк, люди тогда вообще, к сожалению, не очень понимали к чему всё идет, со всеми вытекающими. Надеялись, что пронесет, не пронесло. Но патентное законодательство ставящее до 42 года палки в колёса промышленности сша, но не Германии меня посмешило, да.

Относительно SO и её торговли с Германией в уже во время войны, там, как я понимаю, довольно простая история, все так или иначе упирается в книженцию Чарльза Хайэма «Торговля с врагом» и тут есть одна заковыка. Если её почитать, то в переведенной версии ссылок на источники вообще нет. Если же напрячься и доползти до английской, то там уже будет стоять многозначительное “FBI Reports, Various, 1942”. Как говорится, без комментариев. Ну и говорит он там просто “Standard Oil”, без уточнений. Сам Хайэм, кстати, до того как создать величайший срыв покровов 20 века занимался написанием биографий голливудских звёзд.

Ответить
0

Мне лично вообще пофиг кто с ними торговал, кто нет. Почему не должны были торговать? По чисто внешним признакам это государство было куда более привлекательное, чем США того времени с такой же узаконенной расовой сегрегацией и еще более упоротыми поведением радикалов, чем штурмовики НСДАП себе позволяли на людях. 

Все эти статьи про "standard oil торговал с нацистами" и "Польша и Рейх поделили Чехословакию" последние 20 лет носят чисто ответный характер на фоне истерики по пакту Молотова-Рибентропа и ебанутой басне о том, что танковую элиту Рейха обучали и готовили в СССР.

Ну и говорит он там просто “Standard Oil”, без уточнений.

В газетах того времени все пишут тоже просто Standard Oil.

Ответить
2

Книга Хайэма - сборник баек, перемешанный с шизофренией и личной неграмотностью в вопросе автора. Владимир Нагирняк его сентенции по своей (морской) части у себя в блоге пинал ногами просто достав реестр потопленных немцами судов.

Ответить
–1

Это типа немецкие подлодки в принципе могли опознать суда на уровне компании-собственника, чтобы знать топить его или нет? Офигеть у вас там истории.

Ответить
0

Это типа, цитирую:

"Этот же агент обратил внимание на следующее: до сих пор ни один из танкеров концерна «Стандард ойл» не был торпедирован ВМС Германии, в то время как суда других американских компаний, действовавших на иных маршрутах, постигла такая участь»"

(Хайэм)

" Попробуйте угадать, кто был владельцем первого американского танкера, который был потоплен в январе 1942 после того, как Америка и Германия оказались в состоянии войны? Ответ, вероятно, удивит - "Standard Oil Co of New Jersey, New York""
(Реальность)

Всего СО утопили 21 танкер. На фоне этого "ни один из танкеров концерна «Стандард ойл» не был торпедирован ВМС Германии" звучит, мягко говоря, пиздежом.
https://olt-z-s.livejournal.com/195654.html

И это только маразмы по морской части...

Ответить
0

*СО Нью-Джерси. Общий счет танкеров-утопленников "СО..." за 50 штук идет.

Ответить
–1

Видишь в доказательствах ссылку на Хайема - перед тобой упоротый идиот. Дальнейший разговор бесполезен, потому что он ВЕРИТ Хайему. Я же говорю - секта.

Ответить
0

то дело где Труман их обвинил в измене это дело о передаче технологии синтетического каучука и бензина без которого немецкая военная машина бы не заработала.

Какая передача немцам синтетического каучука? Ты сдурел? Это САМИ НЕМЦЫ изобрели эту технологию, и потом в последний момент умудрились продать её американцам (по поводу чего потом, наверное, много и заковыристо выражались), кури слов buna до просветления.

Ответить
0

Я тебе говорю о том, в чем обвиняли Standards Oil:

The Standard Oil Co . of New Jersey , a few years back , developed a process for the manufacture of synthetic rubber from petroleum . Under contracts negotiated with the I . G . Farbenindustries of Germany the Nazis were shown how to produce rubber under the process .

Ответить
2

А я тебе говорю, что никаких U.S. patents на hitler syntetic rubber в природе не существует.

Потому что существует т.н. Buna N (NBR) которую изобрели немцы, и патент на которую американцы сами отхватили перед войной. А Стандарт Ойл Нью Джерси держала патент на свою разработку - бутилкаучук (IIR).

Ответить
0

Я просто цитирую что в статье написано. Там такие детали не уточняются.

Ответить
0

Вот я тебе и уточняю детали, которые журнализд газеты 70-летней давности знать не знает.

Немецкая вариация на тему искусственного каучука - Buna N, оригинальную технологию успели закупить перед войной, а во время оной с горем полам успели поставить на поток, естественно забив хер на патентное право этих ваших джерри.

Ответить
0

Авторы статьи совершенно правильно рассудили, что обывателю такие детали ничего не скажут. Задача журналиста была донести до читателя, что сенатор Трумен обвиняет "Стандарт Ойл" в изменен из-за сделок с немцами из-за патентов по искусственному каучуку, что он собственно и делал.

Ответить
0

в изменен из-за сделок с немцами из-за патентов по искусственному каучуку, что он собственно и делал.

Измена в том, что американцы для себя получили готовую немецкую технологию производства масло- и бензостойкой синтетической резины? Каво?

Ответить
0

Задача журналиста была донести до читателя, что сенатор Трумен обвиняет "Стандарт Ойл" в изменен

Что тут непонятного?

Ответить
0

Что тут непонятного?

Вот это:

то дело где Труман их обвинил в измене это дело о передаче технологии синтетического каучука и бензина без которого немецкая военная машина бы не заработала.

Непонятно.

Точнее непонятна эта прямая ложь в обсуждаемом предмете, причем в обеих случаях - что Buna N, что гидрогенизация угля, что процесс Тропша-Фишера (последние две штуки обеспечивали основную массу жидкого топлива в итоговом балансе Рейха) - все это достижения немецкой химической науки и промышленности.

И вот к ним ты, пользуясь заметкой 70-летней давности за авторством неграмотного в этом вопросе журналиста, который не отличает два разных вида искусственной резины, (и книгой другого не менее неграмотного журналиста из категории скандалы интриги расследования), зачем-то пристегиваешь Стандарт Ойл'ы, которые вообще мимо кассы.

Вопрос - почему нельзя использовать людские источники информации?

Ответить
0

Я тебе говорю о том, в чем Труман обвинял Standard Oil семьдесят лет назад со ссылкой на синхронынй источник (если надо, могу найти еще, чтобы подтвердить что Труман это правда говорил), а не о том, что там на самом деле было в химической промышленности Германии и ее отношениях с SO. 

Я во-первых свечку не держал и не знаю, торговал ли SO с нацистами после 1941 года, во-вторых вопросом не интересовался и в изготовлении каучков не разбираюсь, в-третьих мне просто пофиг торговал SO с нацистами или нет. Я не считаю это заслуживающей подробного разбирательства темой, потому что только шыз со стажем будет вменять в вину кому-либо торговлю с легитимным государственным образованием признанным международным сообществом и не обложенным международными же санкциями (по этой категории товара).

Покоробило меня конкретно то, как товарищ выше рвется и повторяет услышанную где-то ахинею будто бы Standard Oil New Jersey и Standard Oil это СОВСЕМ РАЗНЫЕ КОМПАНИИ СОВСЕМ НИЧЕГО ОБЩЕГО и требует какие-то ссылки на слова Трумана, которые в газетах уровня NYTimes печатались.

Все остальные претензии на тему, что все было не так можно предъявлять Труману и журналистам, писавшим заметки 1940-х. Не сомневаюсь, что они многому могут у тебя научиться.

Ответить
0

Интересно, в статье такие же факты по качеству? :) 

Ответить
0

Да. 

Ответить
0

Скорее критики статьи такие же по качеству, как и этот.

Ответить
–9

Я тебе про то что быть ебанутыми мудаками с отбитой идеологией  и захватить полстраны/мира никак не противоречит друг, другу как ты пытаешься выставить слова своего оппонента. Тебе про Фому, ты про Ерему.

Ответить
22

Недостаточно быть просто ебанутыми чтобы захватить нечто большее, чем пивной ларёк. Те кто руководил ИГИЛ не были сумасшедшими. Там была масса офицеров разведки и чиновников Ирака времён Саддама. Они действовали зверски жестоко и беспощадно, но методично, последовательно и рационально. Вот что важно в таких случаях показывать.  

Ответить
–1

Ты точно понимаешь о чем я тебе говорю?

Ответить
4

Самое страшное, и это неоднократно отмечалось специалистами, изучавшими тот исторический период, что немцы не были "ебанутыми мудаками". Это был холодный расчет. Шизоид не способен методично уничтожать людей в промышленных количествах, ему быстро становится скучно. А вот скучный клерк, ежедневно росчерком пера отправлявший тысячи жидов и комиссаров в газовые камеры, уверенный что он просто очищает жизненное пространство для его несомненно более великой расы – вот это реальный ужас.

Ответить
2

Бля, какая крутая игра актерская🤤

Ответить
1

Тот же Standart Oil им продавал нефть до 1944 года.

Миф чистой воды.

Ответить
5

А, ну немцы видимо были тоже как орки из властелина колец, тупая, ник чему неспособная воинственная масса с одной извилиной. И каждый немец видимо лично ходил, ставил опыты и геноцид устраивал.

Ответить
1

Ты ни хуя не понял, да?

Ответить
1

Я то все прекрасно понял, что Дима хотел сказать. А вот ты, видимо, нет.

Ответить
0

А вот о чем я написал ты не понял, ну бывает.

Ответить
1

Немцы тоже завхатили почти всю Европу во Второй Мировой и что?

То, что Германия теперь в ТОП-5 мировых экономик это во многом результаты Второй Мировой, где им удалось добиться главного - пересмотра Версальского договора, после которого Германия как экономика и как нация была обречена. Достижения ВПК в виде технологий и ученых тоже никуда не делись, большинство после войны продолжили работать в своих отраслях. Административный аппарат тоже не перестреляли, автор немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард при нацистам был выспокопоставленным чиновником и работал по специальности.

Действительно, "и что?"

поехавшими ставившими ебанутейшие опыты на людях и устраивавшими геноцид.

Волнуюсь за Британскую Империю.

Ответить
–1

И как это противоречит отбитости их идеологии?

Ответить
0

Кого? Колониальных империй, существовавших еще почти 50 лет после 2-ой мировой в старом формате?

Ответить
0

И их тоже.

Ответить
0

Такие рассуждения или сделают из тебя нигилиста и человеконенавистника в принципе, или приведут к целованию сапог местных негров.

Ответить
1

А типа мне надо оправдывать геноцид? Лол. Любая власть где народ воспринимает нормальным убийство миллионов людей - потому что они ниже нас - говно.

Ответить
0

Просто от этих вещей типа (не)признания состоявшегося геноцида спустя 10+ лет (да хоть и на следующий день) реально никому ни холодно, ни жарко. Это ВСЕГДА предмет политической манипуляции, который необходим откровенно мерзким политикам для набивания популярности среди праздного электората который жутко волнуется из-за того, как какое-то событие 50+ летней давности воспринимает воображаемая "мировая общественность".

Обсуждай, поощряй, угрожай (не)повторить, что хочешь делай - это никак не изменит уже состоявшегося события. 

Ответить
0

А я про это изначально и не говорил, я вообще не знаю зачем ты к этому тему всю свел.

Ответить
1

Главный ужас нацистов заключается не в том, что они - демоны из ада или пришельцы с нибиру, а в том, что они - люди. При чем такие люди, которые уверены в своей правоте и в том, что они служат верному делу. 

Ответить
1

про ни на что больше не способны — заметь, никто так не говорил. что они ебанутое зло? а разве есть какие-то сомнения? то, что у них были достаточно серьезные военные успехи это результат двух вещей сразу:
а) в регионе, где постоянно идут вооруженные конфликты, огромное число людей, которые умеют делать пиф-паф
б) конкретно игилом, как и некоторыми другими предшествующими им "коллегами" пользовался целый ряд больших дядь, с соответствующими для игила плюшками. по тому, что конкретно игил уже некоторое время перестал греметь в большинстве мест, можно сделать вывод, что конкретно он большим дядям уже не особо нужен и они нашли новые инструменты для своих подковерных игр чужими руками.
все вышеперечисленное не отменяет того факта, что идеологически это были, кажется, самые больные ублюдки в регионе за долгое-долгое время

Ответить
1

Согласен, но неплохо бы такое показывать в кино. 

Ответить
5

такое показывать не будут просто потому, что страна-заказчик этого кина изрядно руку приложила сама))

Ответить
1

поэтому пусть уж лучше оптика "игил ебанутое зло", чем "вы не понимаете они борцы за свободу, которых заставили радикализоваться", потому что такое тоже встречается и гораздо хуже по понятным причинам. а честную оптику про "они ебанутое зло, но мы им пользовались пока было удобно" офк никто не покажет по нетфликсу в ближайшее время, разве что лет через десять, когда наступит виток рефлексии того, что мы наблюдали недавно (как это уже было с вторжением в ирак например)

Ответить
1

Конечно было. Международная спонсорская помощь в течение многих лет. Деньги, подготовка, разведка, оборудование.

Ответить
0

Достаточно одного умного предводителя, кой был у орков)

Ответить
2

Если только в фэнтези=)

Ответить
1

Причем в плохом фэнтези. У Саурона, например, командный состав был в полном порядке. Одних фельмаршалов 9 штук.

Ответить
0

А в чём противоречие? Как будто бы это первый случай, когда в той или иной области устанавливался откровенно людоедский режим.

Ответить
0

А как Иосиф Сталин держал страну вместе и заставлял людей строить заводы на костях... Хммм людоедскими распоряжениями которые сеяли страх? Не не, бред какой-то, Иосиф Сталин не такой, было что-то ещё в его режиме, что-то что помогало людям держаться вместе и строить светлый коммунизм.

Ничего глупее не читал, чем этот коммент.

Ответить
9

Это вопрос чисто драматургический. Такая благодатная тема и вообще ничего не показали толком. Могли бы например показать могильник с казнёнными. Проблема в том, что никак ИГИЛ не раскрыт. Если про нацистов и концлагеря любой школьник знает, то про этих можно было бы и подробнее рассказать.  

Ответить
1

А смысл про них знать подробно? Просто плохие люди которые должны быть мертвыми

Ответить
13

И чем тогда ИГИЛ отличается от других террористических группировок. Может такой знаковый враг достоин лучшей проработки?

Ответить
1

Разве не похер в кого стрелять?

Ответить
3
Ответить
8

чтобы понять не для них ли сынуля дома коктейли молотова мастерит, например. У ИГИЛ куча сторонников и ячеек в Европе которые успешно вербуют молодежь как раз благодаря тому как их рисуют медиа. Подростки слушают про безусловно плохих парней и их это привлекает, они мыслят категориями "власть говорит, что они плохие, а значит они хорошие".

Ответить
0

Так всем солдатам всех армий говорят :) 

Ответить
7

Это все из разряда «а почему во всех войнах проигрывают только плохие». Можно было бы более развёрнуто расписать о причинах и предпосылках, но это спокойно потянет на 205.2 УК РФ.

Ответить
3

Да ну, слабоватый антигерой из них. До немцев им далеко.

Ответить
–11

Немцы - крутые были. Да, борщили с жестокостью, это бесспорно. Но это человеческий фактор. Любая революция - это всегда жесть и мясо. 

Ответить
5

"Любая революция - это всегда жесть и мясо."

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кастрюльная_революция

Ответить
9

Жесть

Кастрюли

Нуууу... Технически он прав.

Ответить
2

Ты еще скажи про оранжевую революцию 2008 года в Украине :DDDDDDDDDDD

Да, именно та революция которая была просто предвыборной кампанией президента, который ровно нихуя не изменил. Зато революция!

Ответить
0

В итоге мы приходим к тому что "любая" революция это великая французская и 17 года еще. 

Ответить
5

Называть такие революции как оранжевая и жестяная революциями то же самое, как называть пьяные пострелушки с ментами в гетто - войной.

Ответить
2

Нет не тоже самое, революция это переворот, переворот есть - есть, это вы себе нафантазировали что революция что-то романтическое где с маузером бегут и тряпками машут. Лучше это затасканное слово не использовать вовсе.

Ответить
5

Нет, революция есть переворот радикальный, резкий, чаще всего кровавый. Если изменения мирные, но резкие - это реформа. Если изменения мирные и плавные - это не революция и не переворот, а просто говно.

это вы себе нафантазировали что революция что-то романтическое где с маузером бегут и тряпками машут

https://gufo.me/dict/dal/%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ, -и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, к-рыйприводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя иустановлению новой власти. Буржуазная р. (свергающая феодальный строй иустанавливающая власть буржуазии). Великая французская р. (1789-1794 гг.).2. Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественногосостояния к другому. Научно-техническая р. II прил. революционный, -ая, -ое(к 1 знач.). Революционные годы. Революционное правительство. Р. переворот.

Нет, я просто знаю русский язык, и стараюсь не вестись на такую вот гальванизацию понятий, где называют говно пирожком, а пирожок тортом.

Ответить
0

"франц. переворот, внезапная перемена состоянья"

И где противоречие? Состояние переменилось. Про радикальный и кровавый это уже при совке приписали, а то неудобно вышло.

Ответить
0

Какое состояние переменилось на какое? Хлеб подешевел на 10 копеек - уже революция?

Ответить
0

Правительство ушло в отставку, население не стало выплачивать долги банку, конституция была переписана. Вам по три раза повторять надо?

Ответить
2

Я не вижу коренного переворота, извини. Уклад жизни остался тем же. Стало лучше - да. Но это реформа, а не переворот.

Иначе по твоей логике любое дополнение к конституции, скажем, Америки - революция. А их знаешь сколько там было? 

Ответить
–1

Ну ок, правительство сидевшее 20 лет ушло в отставку после крупнейших в истории страны протестов это реформа.

"Уклад жизни остался тем же."

В России уклад жизни остался тем же со времен царя, будем считать что революции 17 года и 91 это были тоже реформы.

Ответить
1

Ну, если ты реально не видишь разницы между монархией, коммунизмом и какой-никакой демократией и капитализмом, то да, тут спор нет смысла продолжать.

Речь идет, очевидно, о политическом укладе жизни.

Ответить
–1

Не думаю что в России когда-то была монархия, коммунизм или демократия. Уклад всегда един, те кто у кормушки жируют, остальные бибу сосут, легкий ребрендинг я не признаю за революцию.

Ответить
2

Это не мы нафантазировали, а сами люди устроившие вышеперечисленные перевороты. Каждый из них сопровождается объявлениями о том, что это Великая Революция и теперь-то, теперь-то мы заживем ПО_НОВОМУ. После каждого оказывалось, что зажить по-новому не получилось. Более того, усугублялись те процессы в обществе, с которыми протестное движение призывало бороться.

Ответить
0

Знаменитая революция 2008 года на связи. 

Ответить
0

2004-2005. в 2008 уже была зрада ее иделов

Ответить
0

И че ты мне это написал? 

Ответить
0

А, я перепутал дату.

Ответить
0

Yes

Ответить
0

Я про реальные революции и глобальные политические изменения, а не про подобную клоунаду либеров всяких. 

Ответить
4

Ваши революции не те революции, я понял.

Ответить
5

"Революция (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием"

Ну и что, насколько далеко и "коренно" исландцы скакнули в развитии в результате этой "революции"? А уж с предыдущим состоянием настолько порвали, что через 8 лет выбрали премьер-министра из той же консервативной "Партии независимости", которую героически свергли кастрюлями. Не всё, что сейчас сгоряча зовётся революцией, ею на самом  деле является.

Ответить
2

Правительство сменилось, долги выплачивать не стали, конституцию переписали. Чего тебе еще надо собака?

Ответить
1

Чего тебе еще надо собака?

Чтобы меня не продали для того, чтобы было чем за газ заплатить.

Ответить
0

Бархатную революцию напомнить? По результату в стране произошел переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Ответить
1

переход от одной общественно-экономической формации к другой.

В какой же стране такой переход произошел через бархатную революци?

Ответить
0

Во время штурма Мосула потери ИГИЛ составили 3,5 тысячи человек, потери иракской армии 30 тысяч человек. Воевали жёстко и грамотно, только за счёт превосходства в воздухе и артиллерии их смогли из Мосула выбить,  уничтожив сам Мосул.

Ответить
0

А потому что это муравейник. Там каждый метр достаётся горой трупов по определению.

А вот мы активно строим широкие проспекты, автобаны а вокруг многоэтажек с 1 выходом внизу ещё и по зоне отчуждения... эх, не хочу знать, за сколько берутся таки города, надеюсь, и не узнаю..,(

Ответить
0

А потому что это муравейник. Там каждый метр достаётся горой трупов по определению.

Там какая-то промышленность есть, которая позволяет производить оружие и взрывчатку? Химические заводы, металлургические предприятия, танковые заводы и прочее? Уничтожили, потому что уничтожить систему поставок и подвоза оружия к ИГИЛ - значит уничтожить ту сеть коррупции и казнокрадства, ради которой во многом это все и затевалось изначально.

Ответить
0

Так глубоко я не копал. Мне лишь ясно, что при любом раскладе (с сетью, без сети, с коррупцией, без коррупции) взять плотный мехаполис в полтора миллиона жителей — ахренительно тяжеленная задача. Танки, БТР и прочее  бесполезны, каждый угол простреливается разом с 400 потенциальных точек, каждый метр даётся трупами атакующих, а таких метров там аж на 180 км².

Короче, при любых целях и раскладе, это пиздос.

Ответить
2

поэтому его и не штурмуют в идеале, а обходят и блокируют.

Ответить
0

Но потери 10 к 1, ИГИЛ смогли уничтожить золотую дивизию Ирака, наиболее боеспособное и обученное подразделение Ирака. Иракцы больше года Мосул взять не могли.
Для сравнения армяне сдали Карабах за 44 дня Азербайджану, имея больше ресурсов и возможностей.

Ответить
0

Обороняться в муравейнике по определению проще. Большие города не просто так очень и очень плохо берутся. Обороняющиеся находятся в огромном преимуществе.

Ну и для сравнения, главный город Нагорного Карабаха, Степанакерт, крайне маленькое местечко на 50k жителей (1/3 от всего населения Карабаха в скромных 150k) и совсем низкой плотностью. А вот Мусле проживает полтора миллиона (1'600'000, что лишь 4.33% населения страны). Разница огромна.

Ну и ещё у Азербайджана было много современных дронов, на сколько я слышал.

Надо так же понимать, что Азербайджан в разы богаче ($45,6 млрд номинального ВВП против $12,4 млрд) и больше по населению (10 миллионов против 3 миллионов), чем Армения.

Ответить
0

Вроде дроны были Израильские.

Ответить
0

Важно на чьей стороне они воевали, а не у кого были куплены/арендованы/взяты в лизинг.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

вот только ИГИЛ это не одна организация, как это пытается подать СМИ

Ответить
0

по сравнению с мексиканскими наркокартелями ИГИЛ(запрещена на территории РФ) плюшевые мишки

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

10

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

достали уже опять про америкосов как они спасиют мир ну тупые нет штобы снять про вторую мировую как мы победили гитлера

Ответить