«Красный рассвет (1984)» — наивный антисоветский фильм эпохи Рейгана

Большой разбор фильма «Красный рассвет». Антисоветский пасквиль от режиссёра Джона Милиуса или тонкий троллинг президента США Рональда Рейгана?

кадр из фильма «Красный рассвет» (1984)
кадр из фильма «Красный рассвет» (1984)

Практически каждый зритель из России слышал или видел ленту «Красный рассвет». Фильм повествует о вторжении советского блока в США. Сюжет получился неоднозначным и скандальным. Для русскоязычного зрителя «Красный рассвет» стал ярким примером «американской русофобии» в кино. В лонгриде рассмотрим насколько эти замечания верны и какой образ советского солдата показан в этой ленте.

Дзен-фашизм Джона Милиуса

Режиссёр фильма Джон Милиус — интересный человек, совершенно непохожий на своих коллег из Голливуда. Долгое время Джон не мог определиться с будущей профессией. Ему хотелось попробовать себя в роли писателя. Интерес к этой деятельности привёл его в Университет Южной Калифорнии на специальность кинорежиссёра. Первый опыт в создании фильмов был отрицательным. Милиус решился заняться написанием сценариев. Именно эта работа принесла ему культовый статус среди киноманов.

Джон Милиус  <a href="https://webnews.bg/uploads/images/34/9134/79134/768x432.jpg?_=1446790176" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка </a>
Джон Милиус  ссылка 

Пока в США бушевали левые идеи и шла борьба с расизмом, будущий режиссёр испытывал интерес к минитменам и к правым идеям. Это радикально отличало его от значительной части работников киноиндустрии США, которые разделяли левые и демократические взгляды.

Джон Милус являлся абсолютно другим человеком. Его подлинная страсть — стрелковое оружие и боевые искусства. Задолго до карьеры режиссёра он мечтал стать морским пехотинцем, но из-за астмы у него не получилось поступить на службу. Свои идеологические предпочтения он характеризовал как дзен-фашизм. Сложно определить насколько он был серьёзен в своих политических пристрастиях.

Минитмены — незаконная парамилитаристская группировки, в США как правило, состоящая из радикальных правых. Главная задача минитменов — подготовка к партизанской войне против СССР.

Джону повезло со временем, когда он работал со сценариями. Его первая успешная работа «Грязный Гарри» (1971) выпущена почти сразу после отмены кодекса Хейса, в котором существовало множество ограничений для киноиндустрии. Сценарий «Грязного Гарри» нарушал добрую дюжину запретов Хейса, но благодаря его отмене в 1967 году, Милиус мог смело реализовывать свои фантазии.

Трейлер «Грязного Гарри»

«Грязный Гарри» шокировал левую публику США. Фильм обвиняли в пропаганде полицейской жестокости. Активисты устраивали пикеты против киноленты, но это не могло изменить ситуации.

Вторая сценарная работа Джона фильм «Апокалипсис сегодня» также вызвал активные споры. На сей раз создателей обвиняли в пропаганде фашизма. Спор возник из-за полковника Курца — главного злодея истории. Критиков смутило то, что он показан харизматичным лидером, который воплощает в себе «сверхчеловека» и имеет четкую мотивацию. Кто-то посчитал, что сценарий Милиуса являет собой пропаганду войны и фашизма.

Холодная война обостряется

Значительную часть своих сценариев Милиус написал в 70-е годы, когда между СССР и США шла разрядка и сверхдержавы пытались мирно существовать. В это время Джон написал сценарий для сиквела «Грязного Гарри» и для триллера «Челюсти». Кроме того, она написал сюжет для сатирической комедии Стивена Спилберга «1941».

Ситуация в мире и в стране радикально менялась. США испытывали непростые времена в экономике и социальной сфере. Импичмент Ричарда Никсона, поражение в войне во Вьетнаме и неудачное правление Джимми Картера вызвали безработицу и высокий уровень инфляции. Постепенно обострились отношения с СССР из-за вторжения в Афганистан 1979 году.

Рональд Рейган, президент США, при котором обострилась Холодная война
Рональд Рейган, президент США, при котором обострилась Холодная война

В 1981 году в США прошли выборы в которых победу одержал республиканец Рональд Рейган. Его взгляды радикально отличались от предшественников. Ярый сторонник семейных ценностей и консерватор Рейган видел в СССР большую опасность. Инцидент с южнокорейским Боингом в 1983 году только усилил антагонизм между сверхдержавами. Знаменитая речь президента Рейгана в Национальной ассоциации евангелистов США во Флориде 8 марта 1983 года, где он фактически назвал СССР империей зла увеличила напряжение между социалистическим и капиталистическим блоком.

В ваших обсуждениях по ограничению ядерных вооружений остерегайтесь искушения гордости — искушение блаженного объявления выше происходящего, маркировать обе стороны одинаково ошибочно, игнорировать факты истории и агрессивных импульсов империи зла, просто называть гонку вооружений гигантским недоразумением и таким образом удалять себя из борьбы между правдой и ложью, добром и злом

Рональд Рейган

Практически в это время Милиус снял знаковый «Конан-варвар» (1982), который отразил взгляды режиссёра как нужно снимать настоящий боевик. Он взял на себя роль не только режиссера, но и сценариста. Этот фильм — гимн идеям Джона о мужской силе и как должен выглядеть идеальный воин. Критики посчитали, что Милиус при создании киноленты вдохновлялся эстетикой немецких фильмов Лени Рифеншталь. Герой сюжета Конан — воплощение философии Ницше и крайнего индивидуализма.

Существовало мнение, что история ленты является аллюзией на новую политическую реальность в США, где индивидуализм становился одной из черт политики Рональда Рейгана.

«Конан-варвар» стал успешным проектом для Милиуса и хорошо показал себя в прокате. В Голливуде за Джоном закрепился ярлык «фашиста» и реакционера. Вскоре он принялся за разработку другого фильма, который стал культовым наследием Холодной Войны и ярким примером кинематографа времен Рональда Рейгана. Речь, разумеется, идет о «Красном рассвете».

Красный рассвет начинается

Разработкой сценария для киноленты «Красный рассвет» первоначально занимался начинающий режиссёр Кевин Рейнольдс. Первый вариант истории назывался «10 солдат». Советско-кубинский блок захватывает значительную часть территории США. Главные герои — подростки, которые бегут из города в горы, чтобы устроить сопротивление.

Мораль сюжета — молодые люди за короткое время превращаются в профессиональных убийц, но несмотря на это, история являлась антивоенной. Упор делался на отношения между персонажами и драматизме происходящего. Атмосферно «10 солдат» напоминали произведение Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

Внешняя политика Рейгана  ухудшила отношения с некоторыми странами Латинской Америки
Внешняя политика Рейгана  ухудшила отношения с некоторыми странами Латинской Америки

Кевин Рейнольдс хотел занять кресло режиссера будущего фильма. Metro-Goldwyn-Mayer не понравились идеи Рейнольдса. Они меньше всего хотели получить философское произведение. В моду входили боевики и MGM желали получить фильм в стиле «Рэмбо». Кевин покинул проект, но множество его идей и персонажей сохранились.

В руководстве MGM возникла идея пригласить Милиуса в качестве режиссёра фильма. Эту идею одобрил член совета директоров MGM Александр Хейг, бывший командующий силами США в Европе и госсекретарь в администрации Рейгана. Хейг интересовался кинематографом и стремился участвовать в производстве ленты.

Кандидатуру Милиуса утвердили не сразу. Его сомнительная репутация в Голливуде была известна. Некоторые боссы из Metro-Goldwyn-Mayer были не против, чтобы Рейнольдс остался на своём посту. Однако тот уже занимался своим фильмом «Фанданго» и поэтому Милиус остался режиссером ленты.

Александр Хейг 
Александр Хейг 

Хейг принял активное участие в создании нового сценария. Например, он придумал предысторию и причины, по которым советский блок вторгается в США. Во время разработки истории Хейг пользовался помощью института Хадсона. Это учреждение славилось своей консервативной позицией, что полностью устраивало создателей. Но и этого было для Хейга мало, он мечтал создать настоящий ультрапатриотический боевик.

Идеологическая направленность «Красного рассвета» и ура-патриотизм не нравились Джону, но он не бросил работу над фильмом , а привнес в сюжет множество неоднозначных моментов, о которым мы поговорим ниже.

Трейлер фильма

Идеи Александра Хейга для сюжета показали главные страхи правительства США тех времен: распад блока НАТО, возможное вторжение СССР, установление социалистических режимов в Латинской Америке. Радикально поменялась идея фильма. Сложные моральные вопросы героев уходили на дальний план. Пентагон рассматривал фильм как образец для вербовки в армию, но позже ведомство прекратило сотрудничество с Милиусом и не выделила финансирование для съемок.

Главные роли в ленте сыграли молодые актеры у которых был опыт: Патрик Суэйзи, Си Томас Хауэлл. Для актера Мартина Шина роль Мэтта Экерта стала первой серьезной работой в кино. Главной звездой фильма, без всякого сомнения, стал актер Уильям Смит, исполнивший роль главного антагониста полковника Стрельникова. У Миллуса он ранее снимался в фильме «Конан Варвар» в образе отца героя.

Уильям Смит
Уильям Смит

У Смита удивительная биография для актера. В годы Корейской войны он служил в ВВС США, выполнял разведывательные операции над территорией СССР. Смит активно занимался тяжелой атлетикой. После войны собирался продолжить службу в Агентстве национальной безопасности, но в итоге предпочёл актёрскую карьеру. На его официальном сайте указано, что он владеет шестью языками в том числе и русским и даже занимался их преподаванием.

Будни советской оккупации

По сценарию фильма на дворе 1989 год, СССР испытывает экономические трудности, вызванные низким уровнем урожая. Латинскую Америку захватывают идеи социализма. Куба и Никарагуа увеличивают свои армии, а блок НАТО распадается. В мире растёт напряжение, которое достигает своего апогея в сентябре того же года. Одними из первых, кто принимает на себя удар советского блока, становятся жители маленького городка Кальюмет в штате Колорадо.

Главным героям — местным подросткам удается сбежать из города в леса. Они создают партизанский отряд «Росомаха» и начинают неравную борьбу против кубинских и советских оккупантов.

Даже без подробного анализа сюжета становится понятно, что он неадекватен. Горстка школьников, которые без труда уничтожали советский контингент войск, даже по меркам 80-х годов выглядело чрезмерно.

Первая сцена ленты удивительна. На территории школы приземляются советские десантники, которые истерично бегают вокруг учебного заведения и кричат «Что делать?». Затем они расстреливают школьного учителя и взрывают пустой автобус. Наверное, сцена должна показать драматичность момента, но в итоге получилось что-то комичное и непонятное.

После вторжения почти всё взрослое население городка отправляют в лагерь, где им показывают советский фильм «Александр Невский». Возможно, киноленту показывали в качестве перевоспитания или как способ изощрённый пытки.

Сцена казни местных жителей

В «Красном Рассвете» представлен момент, показывающий пламенный патриотизм местных жителей, хотя выглядит это наигранно и пафосно. Один из героев, которого приговорили к расстрелу, перед смертью поёт народную песню America the Beautiful. После следует расстрел из тяжёлых пулемётов, что делает сцену особенно фееричной.

Создателям фильма не удалось показать реальный внешний образ советской армии. Во многом это произошло по объективным причинам, «Холодная война» и закрытые границы не давали возможности создателям изучить все тонкости, поэтому многие образцы тяжёлого вооружения СССР не соответствовали действительности. Например, вертолёт Ми-24 это переделанный французский SA 330 «Пума». Советский танк Т-72 использует шасси от американского танка М-48. В одной сцене можно увидеть БРДМ-2 с зенитно-ракетным комплексом Стрела-1, ЗСУ-23-4 Шилка и штурмовик Як-38. Наиболее удивительным выглядит тот факт, что советы используют артиллерию времён Второй мировой войны.

Кадр из фильма «Красный рассвет»
Кадр из фильма «Красный рассвет»

Форма советских солдат также вызывает вопросы. Более или менее на самих себя похожи десантники. У остальных бойцов советской армии форма чем-то отдаленно напоминает белогвардейскую, особенно у офицеров.

Странно выглядит полковник Стрельников, который носит награды поверх маскировочного халата. Либо это глупость создателей или тонкий референс в адрес Брежнева, чья любовь к наградам вызывала смех в западных странах. Разумеется, в фильме присутствуют и классические атрибуты советской армии: шапки-ушанки, автомат Калашникова.

Образ советского оккупанта

Для многих зрителей в России «Красный рассвет» является апофеозом «русофобии», где советский солдат показан как мародёр и убийца, но на самом деле, всё куда сложнее.

В оккупированном американском городе находится не только советские войска, но и союзные кубинские и никарагуанские войска. Первоначально всеми войсками красного блока командует кубинский полковник Белла. Значительная часть репрессий против местных жителей совершается кубинцами под его командованием.

Нельзя не заметить, что убийства местных жителей начинаются только после нападений на советские армейские части. В принципе, подобное действие характерно для любой армии и это неприятная реальность боевых действий. В фильме есть сцена, где именно советская армия пытается устроить массовый расстрел, но попытка срывается из-за действий «Росомахи».

Сами по себе советские войска показаны достаточно нейтрально. Конечно, есть сомнительные сцены, но до полного расчеловечивания дело не доходит, особенно если сравнивать ленту с «Рэмбо 3», где советские бойцы с командиром Зайцевым выглядят как исчадия ада,

Удивительно, но создатели фильма не стали использовать известный стереотип о «русском пьянстве», хотя подобное можно встретить в других боевиках 80-х, например, «в Красном скорпионе».

Главная проблема в создании образа русских – это русский язык. Например, наличие псевдорусской кириллицы, которую использует организация «Совеt-Amериkансий Дружба Центр» для продвижения советских ценностей в городе.

Полковник Стрельников дает мастер-класс по ораторскому искусству и русскому языку

Наиболее забавно выглядит речь вражеских солдат. Актеры говорят с трудом и незнакомы с правилами русской речи. Все диалоги – прекрасный пример, как не надо говорить на великом и могучем. Особо выделяется культовая речь полковника Стрельникова. Она получилась настолько неправдоподобной для русского уха, что моментально стала мемом среди любителей развесистой клюквы.

Многих до сих пор интересует, что означают слова «ипокризия» и «лисанизм», о которых говорил полковник. Смею предположить, что «ипокризия» — это лицемерие (hypocrisy), «лисанизм», скорее всего, произошёл от слова «эвфемизм».

Почему-то советский полковник использует финский пистолет-пулемет  JaTiMatic
Почему-то советский полковник использует финский пистолет-пулемет  JaTiMatic

Речь офицера феерическая, в ней есть одна важная деталь. Стрельников категорический противник репрессий против мирных жителей. Он критикует командование за бессмысленные расстрелы и предлагает использовать совершенно иные методы. Полковник Стрельников позиционируется как профессионал и его образ едва ли можно назвать оскорбительным или антирусским.

История «Красного рассвета» может показаться российским зрителям знакомой. Сюжет о захватчиках и противоборствующих партизанах нельзя назвать оригинальным, но мне, почему-то кажется, что своё вдохновение Милиус черпал с советских военных фильмов. Некоторые моменты в его киноленте подозрительно схожи с советской картиной «Молодая гвардия». Многие сюжетные повороты обеих картин прямо копируют друг друга: оккупация, молодые подпольщики, подлые предатели, гибель главных героев. Сходство творения Милиуса и советских фильмов подметили даже в СССР:

Если я что-то напутал в именовании студии, то лишь потому, что американские персонажи «Красного рассвета» словно бы шагнули на экран, «наплевав на бронзы многопудье», из вестибюля станции «Площадь Революции». Ведь «Красный рассвет» – откровенный, хоть и невольный, римейк «Смелых людей» и «Молодой гвардии». Те же неуловимые партизаны, та же патетика в сценах гибели юных героев, те же марши оккупантов под их партийный гимн – только не под «Хорст Вессель», а под «Интернационал».

Алексей Ерохин, журналист

Любители советских военных фильмов наверняка заметят, что полковник Стрельников внешне похож на знаменитого десантника прапорщика Волентира из кинофильма «В зоне особого внимания» (1977). Конечно, это может быть и обычным совпадением, но что-то мне подсказывает, что и здесь Милиус позаимствовал персонажа для своей киноленты. Оба героя десантники, имеют схожую внешность и являются первоклассными специалистами.

Советский неповторимый оригинал (Михай Волонтир) и жалкая американская подделка (Уильям Смит)
Советский неповторимый оригинал (Михай Волонтир) и жалкая американская подделка (Уильям Смит)

Троллинг патриотов?

«Красный рассвет» позиционировался как ультрапатриотический фильм, но Милиус, имевший свои понятия о патриотизме сделал всё по-своему. Джон Миллиус в интервью признавал, что этот фильм не о советском вторжении и русская тема здесь не так важна. Режиссёр главной темой киноленты сделал невозможность правительства США защитить страну. Милиус уверен, что только люди, имеющие доступ к оружию, имеют шанс спасти страну от краха.

Армия США оказалась разгромленной и не может радикально изменить ситуацию. Американских военнослужащих в киноленте почти нет. Есть только полковник ВВС США Таннер, который стал членом отряда партизан после неудачного воздушного боя.

Учитывая любовь Джона к минитменам, главной силой против советских войск становятся гражданские. Конечно, выглядит смешно, что вчерашние школьники сумели навести такой ужас на противника, которому пришлось вызвать спецподразделение со специалистом по борьбе с партизанским движением. Оно, кстати, также потерпело крах, а Стрельникова убил главный герой.

В фильме есть «серая мораль». Партизаны из отряда «Росомахи» совершают неоднозначные поступки: расстрел безоружного пленника или убийство своего товарища, замешанного в сотрудничестве с оккупантами.

Напоследок остановлюсь на еще одном моменте. Эпоха Рейгана для левых и неформалов считалась временем реакционным и антикоммунизма. После сексуальной революции и торжества левых идей в 70-е годы, правление Рейгана было антагонистичным для них. Джона Милиуса сложно назвать человеком левых взглядов, но в Голливуде он считался отщепенцем и неформалом, к правительству США Джон относился критически. У меня есть подозрение, что советская армия в «Красном рассвете» — это аллюзия на американское правительство, которое не даёт гражданам той свободы, добытую в годы Войны за независимость. Если это так, то Джон Милиус просто мастер тонкого политического тролинга.

Наследие Красного рассвета

Такой фильм как «Красный рассвет» не мог не вызвать резонанса. Правые были довольны увиденным, но у левых лента вызвала совсем другие чувства. Критики обратили внимание, что фильм изобилует смертями и жестокостями, что недопустимо из-за основной аудитории, которую составляли подростки. Борьба с жестокостями в американском кинематографе была всегда и «Красный рассвет» Милиуса не стал исключением.

Будни ресторана «Мак-Доналдз»
Будни ресторана «Мак-Доналдз»

Представители левых течений устроили бойкот фильму по всему миру. Они не могли принять того, что в сюжете СССР показан врагом, а сам фильм стал фактически рекламной площадкой для пропаганды оружия.

В ФРГ «Красный рассвет» сняли с проката. Милиус защищал своё детище и обвинил всех «красных» в лицемерии. Почему-то они готовы критиковать вымышленный сюжет, но не способны осудить СССР за вторжение в Афганистан или за сбитый Боинг. Несмотря на окупаемость «Красного рассвета» карьера режиссера пошла на спад, а его репутация в Голливуде окончательно была уничтожена.

«Красный рассвет» оказал влияние на множество экстремистов правого толка в США. Члены террористической организации «Патриоты Аризоны», ликвидированной ФБР в 1986 году, постоянно смотрели ленту в своем лагере. Лишь быстрый арест её участников помог избежать трагедий. Считается, что знаменитый американский экстремист Тимоти Маквей, который совершил взрыв административного здания имени Альфреда Марра в Оклахома-Сити в 1995 году, также вдохновлялся этим фильмом.

«Красный рассвет»— характерный фильм эпохи 80-х, оказавший большое влияние на массовую культуру США. Лента наглядно показала все страхи правой американской публики. Однако сейчас кинолента смотрится как отличный пародийный боевик о «Красной угрозе». Данная кинолента отлично зайдет людям с хорошим чувством юмора и тем, кто скучает по теплым ламповым 80-м!

Если вам понравился материал, не забудьте лайкнуть, а также подписаться на мой блог в DTF.

Подписаться на мой telegram о массовой культуре!

9696 показов
10K10K открытий
44 репоста
264 комментария

Ни хрена себе, а я-то думал это простейшая клюква

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Теперь ты знаешь про этот фильм.

Ответить

отличный триггер местной школоты

Ответить

Думаю всегда был комедией, как раз с 84 года совок уже отмучился и в США пошла серия трэшовых фильмов на эту тему 
Даже не представляю каким нужно быть долбоебом-реднеком чтобы воспринимать это на серьезных щщах, пусть и в 80-е

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить