Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

И одна причина не смотреть. Пока.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

5 октября Amazon Studios выпустили третий сезон «Человека в высоком замке» – своего самого популярного сериала, основанного на одноименном романе американского писателя Филипа К. Дика.

Мир, в котором нацисты победили и Америка оказалась разделена между Третьим Рейхом и Японской Империей, заинтересовал как зрителей, так и критиков.

Третий сезон отличается от предыдущих по настроению: он ещё темнее, холоднее и резче. В нём ещё меньше человечности и больше глобальных идей. Но обо всём по порядку.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас
Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Яркие элементы научной фантастики

Межконтинентальные ракетные перелёты, освоение ближнего космоса Третьим Рейхом — такими были научно-фантастические элементы книги «Человек в высоком замке». Это роман прежде всего о людях в мире победившего нацизма, а не о самом мире.

<i> Книга Филипа К. Дика перевыпускалась по всему миру больше сотни раз. Издание в самой первой обложке стоит <a href="https://www.raptisrarebooks.com/product/the-man-in-the-high-castle-phip-k-dick-first-edition-signed/" rel="nofollow noopener" target="_blank">больше миллиона рублей</a></i>
Книга Филипа К. Дика перевыпускалась по всему миру больше сотни раз. Издание в самой первой обложке стоит больше миллиона рублей

Важной частью романа стала книга «И наестся саранча», которую читают некоторые персонажи по ходу сюжета. Её автор, Готорн Абендсен, и есть тот самый Человек в высоком замке. «Саранча...» — это «книга в книге», фантастический роман в жанре альтернативной истории, в котором Союзники победили во Второй мировой войне. Она связывает персонажей, влияет на их решения. Описанные в «Саранче» события вызывают у героев вопросы вроде «как такое можно написать в мире тотальной цензуры?», но на первый взгляд, в существовании произведения нет ничего сверхъестественного.

Создатели сериала пошли дальше. Аналогом книги на экране становятся фильмы-кинохроники из иных реальностей, а Абендсен — кем-то вроде их коллекционера. На плёнках — как советские флаги над Рейхстагом и испытания ядерного оружия, так и обычные семейные хроники из американской глубинки. Причём миры, показанные там, отличаются и от нашего.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Происхождение таких фильмов вызывает закономерные вопросы и у зрителей, и у персонажей. Однако первые два сезона сериал на них не отвечает. Он, как и оригинальный роман, концентрируется на историях героев, на их переживаниях, размышлениях и решениях. Сама альтернативная реальность, её законы и особенности выступают фоном для развития персонажей.

Третий сезон должен был на эти вопросы ответить. «Человек в высоком замке» — это не фэнтези в Третьем Рейхе, поэтому происходящее в новом сезоне сценаристы решили объяснить наукой – гипотезой мультивселенной, квантовыми перемещениями. Получилось на уровне достойных научно-фантастических произведений вроде «Грани» от Дж. Дж. Абрамса.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Некоторых новый подход мог разочаровать, ведь загадка происхождения кинохроник добавляла сериалу мистического шарма, а истории персонажей в первых сезонах вышли действительно захватывающими. Теперь сериал стал серьёзнее, хотя местами суше и поверхностнее.

Мне же идея сместить акценты показалась просто необходимой. Два сезона мы привыкали к героям, следили за их изменениями, встречами, расставаниями, признаниями и сомнениями. Кажется, настало время рассказать о том, как работает мир вокруг них.

Научные лаборатории, масштабные проекты, исследования, механизмы, машины, бункеры… Всё это есть в третьем сезоне, и ради этого стоит его смотреть.

Размышления об искусстве

Важной темой третьего сезона «Человека в высоком замке» стало искусство как оружие пропаганды и оружие сопротивления. О силе и влиянии творческого самовыражения на жизнь людей уже сказано много и в литературе, и в кино.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.

Владимир Маяковский, поэт

Тема, конечно, не новая. Во все времена через творчество люди выражали и любовь, и ненависть; а их лидеры – выгодную для самих себя точку зрения. Третий сезон «Человека в высоком замке» не ищет новых выводов, но ярко подтверждает уже описанные идеи о роли искусства в жизни общества.

Рекламная кампания третьего сезона строилась на искусстве, как способе борьбы. Постеры с хэштегом #resistencerise публиковались промоутерами шоу в Facebook, Instagram и Twitter

Искусство как инструмент государственной пропаганды показано в сериале через историю знакомой зрителям по второму сезону Николь Дормер (Белла Хиткот).

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Став ответственной за пропаганду в Америке, она начинает ужасный по своим масштабам и сути проект — Jahr Null — нулевой год. Его целью является уничтожение всех исторических памятников бывших США, которые напоминают людям о прошлом. Место горы Рашмор и Статуи Свободы должны занять памятники нацистскому превосходству.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Роль СМИ в мире, оказавшемся в заложниках у Третьего Рейха, раскрывается через историю нью-йоркской журналистки Тельмы Харрис (Лаура Меннелл). Тотальная цензура превратила работу репортёров в формальность, а выход новостей строго контролируется. В новой Америке нет места журналистским расследованиям и срыву покровов — всё, что не работает на идеализацию нацистского режима, безжалостно уничтожается.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

В противовес высокобюджетным программам пропаганды рождается искусство сопротивления. Многие персонажи, в первую очередь главные герои Джулианна (Алекса Давалос) и Фрэнк (Руперт Эванс), разочаровались в насильственных попытках освободить свою страну и вступили в другую, более важную битву — за умы людей. Провокационные плакаты на крышах домов, листовки на стенах в тёмных переулках, распространение кинохроник с падением Третьего Рейха — всё это заставляет привыкших к ужасному миру жителей Северной Америки сомневаться в непобедимости захватчиков и бороться за свободу.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

С изменением политической карты мира поменялось и общественное искусство в целом — из огромного разнообразия форм и концепций нашей реальности оно строго разделилось на искусство пропаганды и искусство сопротивления.

Показывая этот странный мир через призму творчества, создатели ещё больше погружают зрителя в альтернативную историю, делают её правдоподобнее — и от этого сериал только выигрывает.

Референс к оригинальному роману

Сериал «Человек в высоком замке» сильно отличается от романа Филипа К. Дика. Общий сюжет, мотивы героев и сеттинг остались теми же, однако ситуации, масштаб и фокусы повествования сильно изменились. Сериал адаптирует множество элементов романа и добавляет свои. На экране появляются другие сюжеты и другие главные герои.

<i> Например, обергруппенфюрер Джон Смит. По детализации и глубине его сюжетной линии видно, какую качественную работу проделали создатели сериала, работая над новыми персонажами.</i>
Например, обергруппенфюрер Джон Смит. По детализации и глубине его сюжетной линии видно, какую качественную работу проделали создатели сериала, работая над новыми персонажами.

Большинство книжных персонажей остались сами собой, но изменились в деталях. В каких-то случаях это было сделано в угоду повествованию, а в каких-то — в угоду современным тенденциям. Так, одного из главных персонажей сценаристы сделали геем, что, как это ни странно, вписано в сюжет без потери здравого смысла.

Несмотря на все изменения, некоторые сцены из первого сезона точно повторяли сцены из книги, что отдавало дань уважения оригиналу и, конечно, радовало читателей мыслями «о, а это я помню!». Однако второй сезон рассказывал уже совсем другую историю и ушёл в сторону от событий романа Филипа К. Дика.

Третий сезон снова дарит читателям радость узнавания знакомых моментов. Одна из сцен в середине сезона (какая — спойлер!) дословно воссоздаёт эпизод из книги: персонажей, события, интерьеры и даже диалоги. Она стала настоящим подарком для фанатов первоисточника.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Но это ещё не всё.

Почему стоит подождать

Одна из немногих проблем нового сезона «Человека в высоком замке» — его несамостоятельность. После финальных титров 10-й серии возникает ощущение, что должно быть ещё минимум две. Но их нет. Остаётся чувство недосказанности, обрыва на полуслове. При этом каждая сцена и серия важны, герои развиваются и меняются, а повествование не топчется на месте, но к концу сезона сюжет будто только начинает разворачиваться.

Этим третий сезон напоминает первый, который завершился так открыто, что искренне жаль тех, кому пришлось целый год ждать продолжения. Второй же сезон как будто завершал весь сериал — после него почти не осталось незакрытых вопросов. Видимо, сами это понимая, Amazon Studios анонсировали четвёртый сезон «Человека в высоком замке» еще до выхода третьего.

Так что для полноты восприятия всего сюжета, возможно, стоит дождаться выхода четвёртого сезона. Тогда после финала третьего не останется странного чувства незавершённости. Не интереса, не интриги, а именно разочарования от слабости открытого финала.

Три причины посмотреть новый сезон «Человека в высоком замке» прямо сейчас

Смотреть или не смотреть?

Третий сезон «Человека в высоком замке» очень хорош. Новые темы, развитие знакомых персонажей, глубоко проработанный мир и глобальные вопросы — противоречивые, но актуальные. Отличная операторская работа и актёрская игра. Всё это заставляет смотреть новые серии одну за другой и лишь на финальных титрах сезона осознать, что впереди ещё целый год без ответов.

5.3K5.3K открытий
56 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Думаю, что второй сезон как раз и стоило посмотреть сразу за первым. Он очень оригинально закрывает сюжетные линии. Больше и не скажешь, чтобы не заспойлерить)

Ответить

не задаваться вопросами, как Япония и Германия смогла победитьВариантов туча
Смерть ФДР в аварии, приход к власти изоляционистов = отсутствие ленд лиза в Великобританию (Нечего есть и нечем стрелять) и СССР (нечего есть (До трети еды это американские поставки), 20% вооружения и 60% материалов для производства оружия (Банальный алюминий для авиации. Так и остались бы деревянные самолеты). Ну и the end. Ось на всю Евраазию разделает штаты за пару месяцев.

Ответить

Японцы и не собирались прям побеждать Америку. Но у них были серьезные основания полагать, что и их не победят. У Японии даже близко не хватило бы ресурсов на полный североамериканский блицкриг и они прекрасно это понимали. Перл Харбор и Дарвин были разбиты чтобы получить карт-бланш на море всего лишь на несколько месяцев. За эти месяцы японцы отхватили кучу островов, отстроили на них офигенную систему бункеров и нашпиговали их солдатами-фанатиками.

Профитом от войны должны были стать именно эти острова и ничего более. Расчет был в том, что взять десантом хорошо укрепленный остров очень трудно, затратно и американцы после взятия пары островов (которые они просто были обязаны взять после Перл-Харбора чисто для сохранения лица) махнут на это дело рукой и подпишут мирный договор.

И в итоге, как показала история, все к тому и шло. Вот только прикол с ядерной бомбой японцы предвидеть, само собой, не могли.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Интересная статья, спасибо, сам закончил на 2 сезоне, но сериал вызывает смешанные чувства, особенно действия главной героини в отношении своего мужа.

Ответить

Одна причина поставить дизлайк уже есть...

Ответить