Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Долгое время Япония оставалась закрытой для иноземных глаз страной. Лишь с 1900 года бывшая феодальная страна стала воссоединиться с остальными государствами. Все это время в Японии были широко развиты традиции похода в театры, а кино долгое время находилось за пределами открытого общества.

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Тем не менее искусство кино стало захватывать детские умы по всей Японии, и, став полноправными членами общества, некоторые из них задумались о том, чтобы внести в культуру страны новый вид искусства. Молодые японцы одержимые западными идеями стали популяризировать кинематограф, как новый способ передачи истории подросткам. Так и началась война нового и старого поколения Японии.

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Первый фильм

«Любование кленовыми листьями» («Момидзигари», 1899), старейший из ныне сохранившихся японских фильмов, показывает одноименные спектакль Кабуки. Фильм не был широко распространен в стране, однако несколькими годами позже он был показан и широкой публике. Кабуки был наиболее популярным видом театра, который совмещал в себе пение, музыку, танцы и драму. Японские сюжеты не соответствовали американским канонам драмы, когда завязкой истории является конфликт на почве любви и семейных отношений. Японские театры же всегда показывали историю верного самурая, который готов отдать в жертву всех своих родных, взамен уважения своего наставника. Японцы в то время видели в самураях эталон мужчины, но постепенно симпатия к храбрым войнам стала угасать из-за того, что японским женщинам стало не нравится один из кодексов самураев, который гласил никогда не влюбляться.

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Главная звезда японского кино

Первый кинорежиссер Японии, Киото Сёдзо Макино, в 1910-х открыл новою звезду японского кино Мацуноскэ Оноэ. Ранее он работал актером в Кабуки, но с попаданием в японские кинотеатры он получил статус главного актера в жанре исторической драмы. Чаще всего Оноэ играл мужественных самураев в сценах героических битв, которые отлично подходили для кино, и с 1908 по 1926 год снялся более чем в тысяче фильмов. Вскоре его заменили новые молодые герои Японии, но сюжет про воинственных самураев заменить не смогли.

Киото Сёдзо Макино
Киото Сёдзо Макино

Влияние зарубежных фильмов

С начала восхождение эры кино в Японию стали импортировать зарубежный кинематограф. Поскольку Европа и Америка были практически недосягаемы, то для японцев фильмы являлись ключевым методом познания "дивной" культуры Запада. Благодаря зарубежной классики, японские режиссеры стали вводить в свои картины элементы психологизма и неореализма. Больше всего японских зрителей привлекали предвоенные американские фильмы, они завидовали невероятным историям любви и борьбы за свои права. Главным режиссером того времени был Масаки Кобаяси и его мини-сериал "Условия человеческого существования", который рассказывал тяжелую историю солдата второй мировой войны, не желавшего относится к китайским пленникам как к рабам, за что подвергается ссылке в самые опасные участки фронта, откуда он попадает в советский военнопленный лагерь, пытается сбежать и погибает из-за бесконечной зимы. Благодаря фильму у японцев проснулись самурайские истоки и в стране вновь стали популярны исторические драмы. Власти хотели направить идеологию Японии в демократическое русло, поэтому поощряли импорт зарубежных фильмов в страну. Все события происходили после того, как во время второй мировой войны японские власти вводили полный запрет на показ американских картин, шла пропаганда в сторону ненависти к западу, да и вообще в государстве царила полная цензура.

"Условия человеческого существования"
"Условия человеческого существования"

Якудза, Якудза, Якудза

В 1960-х началась волна популярности фильмов о якудза. Новый жанр полностью потопил "историческую драму", и внес коррективы в сознания молодых японцев. Фильмы про якудза часто показывали жизнь стаи "Робин Гудов", которые не обижали слабых, и грабили только богатых. Жизнь мафии была невероятно опасной, но в тот же время богатой. В сюжете обычно веллась борьба между двумя боссами-конкурентами, один из которых был из команды "ангелов-хранителей", а другой из "демонов-угнетателей". С моментом популярности фильмов про мафии, в Японских домах стали появляться телевизоры, люди стали переставать ходить в кино, и чаще смотреть сериалы про якудза после работы.

Современные Якудза
Современные Якудза

В современной Японии люди очень зажаты в себе, они одиноки и им часто не хватает вакханалии в жизни, поэтому сериалы про смелых бандитов, которые не боятся умереть за своих напарников по сей день имеют невероятную популярность в обществе.

Настоящей звездой в эру якудза стал Нобору Андо, бывший якудза, который всегда сохранял спокойный взгляд, словно демонстрируя свою неуязвимость к эмоциям и страхам. Знаменитый японский режиссер Куросава в своих картинах «Расёмон» и «Семь самураев» добавил одни из первых "живых" сцен схватках на мечах, чтобы показать всю грацию и красоту боевого танца. Якудза всегда в фильмах использовали мечи или другие холодное оружия, они мастерски владели боевыми искусствами, и во многом не уступали самураям.

«Семь самураев»
«Семь самураев»

Женщины, как символ красоты Японии

Японские женщина всегда очень спокойны и невероятно трудолюбивые, они млеют к различным искусствам, как например кино. Часто актрисы играют закомплексованных студенток, с которыми хотят познакомиться главные герои, или домохозяек, берегущих семейный очаг и ежедневно молящихся за успехи супруга на работе. В обществе женщин принято считать за вдохновителей на героические, мужские поступки, поэтому образ японок в кино всегда очень сказочный и наивный.

Образ японской женщины
Образ японской женщины

В фильме «Теплое течение» например, молодой человек выбирает бедную, но мудрую медсестру, вместо девушки из буржуазии. В фильме Курасавы "Не сожалею о своей юности" дочь известного университетского профессора решает выйти замуж за лидера антивоенного движения, выходца из фермерской семьи. Это один из примеров образа ранимой, невинной девушке, но при этом сильной и решительной героини.

Одна из первых актрис
Одна из первых актрис

Тяжелая судьба

В фильме 1965 года "Молния" девушка живет в семье, которую постигла полная апатия, ее братья и сестры не желают работать, а мать она ненавидит из-за того, что всех детей женщина родила от разных японцев. Она решает сбежать из семьи и жить самостоятельной жизнью, однако тени родственников все равно преследуют ее, и она никак не может полностью забыть о семье.

Фильм «Старший брат, младшая сестра» начинается с того, что ушедшая из семьи женщина возвращается в родительский дом, стоящий на берегу речки Тама в предместьях Токио. Ее брат, рабочий, чувствует к ней жалость, но внешне очень груб и даже бьет ее. Она долго дуется на него за эту трепку, но в конце концов понимает, как сильно тот ее любит, и успокаивается. Это тем не менее не означает, что она изменит свое поведение, напротив, у зрителя остается впечатление, что она вернется к своему прежнему образу жизни. И только ее умная младшая сестра знает, как та несчастна, и жалеет ее.

Образ мужа и жены в кино
Образ мужа и жены в кино

Основной идеей режиссеров является продемонстрировать всю тяжесть жизни японских женщин, которых часто унижают, бьют и морально ломают родные им люди. Именно из-за этих бытовых проблем многие женщины до конца жизни выбирают карьеру в профессии, и следствием одиночество.

Образ злодея

В Японии очень не любят капиталистов, им больше по душе простые парни из деревни. В фильмах капиталисты, корень всего зла, изображены отвратительными, низкими людьми и противопоставлены хорошим, честным простым людям, чей гнев справедлив. Один из главных законов кинематографа гласит, что плохие парни всегда должны получать по заслугам, поэтому большинство японских фильмов не удивят вас неожиданной концовкой, в которой например главная героиня выходит замуж за толстого богатея, а крестьянин романтик так и остается холостяком на всю жизнь.

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Часто антагонисты работают в государственных органах, таких как школа или полиция. Людям нравится, когда злодеев представляют как персонажей с неизмеримой властью, а главных героев как неких борцов за справедливость, глашатаями народа.

После 1945 года становятся популярными картины социального протеста, как «Улица насилия» («Борёку-но мати», 1950) Сацуо Ямамото — о шайке, которая вмешивается в местные выборы и мешает работе репортеров, «Мрак среди дня» Имаи, о полицейских чиновниках, которые пытают подозреваемых, чтобы вырвать у них признание; «Сад женщин» Киноситы о женском колледже, ректор и начальник общежития которого тиранят студентов.

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов

Итог

Японский кинематограф стал развиваться всего век назад, однако посылы режиссеров, взятые из старинных японских сказок до сих пор являются образцом правильной морали в фильмах. В статье я попытался кратко раскрыть идеологию творцов японского кинематографа, как она повлияла на общество и почему несмотря на всю закрытость государства, творческим людям все равно удавалось подчеркивать в своих фильмах проблемы насилия, войны, коррупции, но при этом оставаясь патриотами своей страны и продолжая творить.

Рассказывайте про свои любимые японские фильмы в комментариях.

Японский кинематограф: истоки зарождения уникальных фильмов
5.6K5.6K открытий
47 комментариев

Будто гугл-транслейт писал, читать оч тяжко :(

Ответить

Это мой первый опыт в написании статьи, так что я исправлюсь. Спасибо за критику!

Ответить
Комментарий удалён модератором

Поверхностные статьи это хорошо, они нужны для тех, кто вообще не в теме.

Ответить

Ни слова ни о pinky violence, ни о хоррорах? Ну камон, это же самое интересное, что было у японцев в прошлом веке.

Ответить

Я не смотрел данные картины, поэтому не мог составить мнение о них. Завтра с чайком обязательно посмотрю

Ответить

Противостояние просто топ!)

Ответить