Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Подборка интересных фильмов на выходные, чтобы познакомиться с последними годами советского кинематографа.

Середина 80-х сопровождалась большими потрясениями в СССР. Страна просыпалась после большой спячки брежневских времён, пришествие Горбачёва пробудило население, проявило потаённые пристрастия.

Цензура пала, телевидение сбросило оковы, страна начала разговаривать на совершенно другом языке. Идея о светлом будущем заменилась тотальным нигилизмом и бесцельностью. Впереди виднелись большие перемены.

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Кинематограф тоже проснулся ото сна. Душевные и светлые фильмы отошли на второй план. Перестройка заставила не просто говорить, а кричать о боли и пустоте общества. Если раньше о Сталине шёпотом шутили на кухне, то теперь грехи верхушки партии высмеивали по всей стране.

После очередного фильма, где впервые раскрывалась ранее запретная для разговоров тема, пачками штамповали похожие фильмы. Например, после триумфа «Маленькой Веры» о проституции и сексе заговорили «Интердевочка» и «Меня зовут Арлекино». Авторские фильмы, снятые на плёнку, заполонили перестроечный рынок.

И среди них особо выделялись картины, которые либо стали символами эпохи, либо изменили российский кинематограф навсегда. В сегодняшней подборке поговорим о них, о фильмах, что стали последним вздохом советского кинематографа.

«Исключения без правил», 1986

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Киноальманах, состоящий из чётырех не связанных друг с другом новелл. Если раньше советский человек воплощал собой нравственность, духовность и трудолюбие, то в «Исключении без правил» он предстаёт в совершенно другом виде — ленивый, бездарный, грубый и глупый.

Перестройка началась с громкого заявления и телевизионной сатиры. Но если сатира в тележурнале «Фитиль» была доброй и отцензуренной, то в «Исключении без правил» режиссёры не щадят никого.

Также к просмотру: «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным», «Операция „Кооперация"».

«Маленькая Вера», 1988

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Фильм-сенсация, фильм-вызов, фильм-скандал. История маленькой женщины, раскрепостившая большую страну. Проституция, преступность, бытовое насилие, секс — запрещённые десятилетиями темы потоком вылились в советского зрителя, не признавшего, но узнавшего в Вере себя. Хоть сейчас фильм больше известен своим первым показом секса на экране, картина всё ещё продолжает удивлять — лиричные советские времена уходят в закат, на горизонте назревают распутные девяностые. Началась сексуальная революция.

Также к просмотру: «Интердевочка», «Меня зовут Арлекино», «„Авария" — дочь мента».

«Покаяние», 1984 (1987)

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Этот фильм был снят ещё в 1984 году, но из-за цензуры три года пролежал «на полке». Но выход на экраны в 1987 году стал сенсацией и переломным моментом для всего советского кинематографа. Десятки премий и наград, номинация на «Золотой глобус», международное признание.

Главный герой воплотил в себе все образы диктаторов — Гитлера, Берию, Брежнева, Сталина. Его труп откапывают раз за разом, и все хотят узнать, кто и зачем это делает.

По словам оператора Михаила Аграновича, фильм пытался запретить сам Эдуард Шеварнадзе, тогдашний председатель Компартии Грузии. Настолько ли был опасен этот сюрреалистичный философский фильм? Посмотрите и убедитесь сами.

Также к просмотру: «За прекрасных дам!».

«Курьер», 1986

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Культовая картина Карена Шахназарова, ставшая иконой перестроечной эпохи. История выпускника, поступившего работать курьером в редакцию журнала «Вопросы познания». Он влюбляется в девушку, которая оказывается дочкой профессора. Встреча двух поколений — консервативного старца и молодого бунтаря — превращается в одну из лучших историй позднего молодёжного кино СССР.

В отличие от селинджеровского Холдена Колфилда, советский бунтарь сохранил в себе щепотку романтики и душевности, которую пытается скрыть под маской цинизма и нигилизма. Грубить, не оправдывать надежды матери-одиночки, прожигать жизнь зазря — но всё равно убеждать людей мечтать не о новой куртке, а чём-то большем.

Также к просмотру: «Город Зеро», «Дорогая Елена Сергеевна».

«Завтра была война», 1988

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Раз мы заговорили о поколении, разочарованном в нашем великом прошлом, пора вспомнить историю поколения, погибшего за эти мечты.

На дворе 1940 год, ученики 9 класса ждут своё светлое будущее. Они влюбляются, дружат, сплетничают, Партия и страна всех берегут. Но неожиданно отца одной ученицы объявляют «врагом народа». Что теперь с ней делать? Продолжать общаться или унижать? Как на неё смотреть — свысока или с сочувствием? Партийная идеология трещит по швам, предательство, самоубийство, запрет на похороны — всё это свалилось на головы детям, не готовым к тяжёлой взрослой жизни.

Дети верят, что 1940 год был несчастливым, потому что он високосный, так что к 41-му всё изменится, все будет к лучшему...

Тяжёлый фильм, после которого хочется просто жить — забыть все обиды, простить всех и продолжать любить, ведь никогда не знаешь, что наступит завтра.

Также к просмотру: «Холодное лето 53-го».

«Кин-дза-дза!», 1986

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Не сказать, что это картина Перестройки. Но это фильм, который был нужен той эпохе: грядут тяжёлые времена, жизнь советского человека навсегда изменится, а «Кин-дза-дза!» станет одним из последних оплотов советской фантастики — душевная, добрая и светлая трагикомедия, где на первый план выходят не спецэффекты, а персонажи и история. Невероятно абсурдные, но увлекающие приключения прораба и скрипача, попадающих на пустынную планету Плюк и пытающихся заработать на жизнь ужасной игрой на скрипке.

Фильм разлетелся на цитаты, а русская речь наполнилась новыми словами из чатланского языка. Даже спустя 30 лет в фильме можно заметить аллюзию на современные реалии, а простая песенка стала вопросом целого поколения: «Мама, мама, что я буду делать?».

О фильме Георгии Данелии воспеты много од, написаны десятки восхваляющих статей. Остаётся только одно — наслаждаться лучшей фантастической лентой советской эпохи.

Также к просмотру: «Письма мёртвого человека», «Собачье сердце».

«Игла», 1988

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Цензура пала, ранее табуированные темы раскрываются и переплетаются почти в каждом выходящем фильме. Кто лучше расскажет историю о наркотиках, чем рок-музыканты?

Культовые артисты — Виктор Цой и Пётр Мамонов — не были первыми, кто затронул тему наркотиков, но именно фильм с их участием заставил заговорить большую страну о большой проблеме. Средняя Азия всегда была центром по производству наркотиков, но никто об этом так открыто не говорил.

Помимо наркотиков, впервые в СССР заговорили об экологической катастрофе Аральского моря. Высыхающее море под гнётом прогресса — словно аллюзия на усыхающее поколение, погрязшего в наркотиках. И вопрос, что преследует героя почти весь фильм: как следует любить человека, который потерял любовь к жизни?

Также к просмотру: «Асса», «Трагедия в стиле рок», «Господин оформитель».

«Сатана», 1990

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Ныне забытый символ краха советской идеологии. Жестокая история мужчины, убившего маленькую девочку и преследующего её мать в целях выкупа. Тяжёлый фильм, показывающий, что светлые советские времена уничтожены под тяжестью слишком больших перемен. Циничная и мрачная история о самых потаённых уголках общества.

Молодые бунтари умирают вместе с Виктором Цоем, страну заполняют бесчувственные люди, утратившие не только веру в человечество, но и любую мораль.

Также к просмотру: «Беспредел», «Отель „Эдем"».

«Нога», 1991

Это были наши восьмидесятые: лучшие фильмы Перестройки

Один из лучших антимилитаристских фильмов, забытых в наше время — история о последствиях Афганской войны.

Апофеоз сюрреализма, что принесла Перестройка. Дебют молодого актёра Ивана Охлобыстина в последней советской трагикомедии об ужасах войны, разочаровании и ампутации, ставшей одновременно поводом жить и не жить.

Всё развалилось, всё потеряло смысл — война в Афганистане оказалась ненужной, ветераны стране не нужны, исчезла и тяга к жизни. Фильм тихо выходит в октябре 1991 года, а через два месяца разваливается и сам Советский Союз...

Также к просмотру: «До первой крови».

30K30K открытий
11 репост
185 комментариев

Убить дракона - достаточно знаковый фильм
https://www.kinopoisk.ru/film/42487/

Ответить

Удивился когда его не обнаружил.

Ответить

Слишком много пафоса в тексте, слишком много придыхания. Я будто вернулся в школу, где препод по литературе, которой стукнуло за 50, с придыханием рассказывает о глубоком смысле синих занавесок.

Ну и пару претензий:

пришествие молодого лидера ГорбачёваЕму было 54 года

все образы диктаторов – Гитлера, Берию, Брежнева, Сталина.Брежнев? Серьезно? Брежнев? Помоему это оскорбления слова "диктатор" как такового. Я уж молчу о том, что Берия никогда не занимал ни одного гос.поста, который хоть как-то можно натянуть на определение диктатора. Сталин хотя бы генеральным секретарем был!
Впрочем рак "Сталин = Гитлер" не скоро еще покинет головы некоторой части нашего населения.

И еще ты почему-то забыл про Гостью (1985 г.)

Ответить

Ему было 54 года

По меркам маразматического Политбюро того времени, он был реально пацан.

Ответить

Горбачев - после стариков Черненко и Андропова Миша просто сиял молодостью.
Покаяние - внешне герой походит на Берию. И диктатор не всегда должен быть лидеров страны, чтобы называться диктатором. Как еще описать человека, пытавшегося контролировать и держать в узде все вокруг. Посмотрите фильм, поймёте, о чём вообще идёт речь.
Гостья - если вы "Гостью из будущего" 1984-го, этот сериал не относится к перестроечной эпохе.

Ответить

Впрочем рак "Сталин = Гитлер"

Любой здравомыслящий человек между ними разницы не увидит. Рак - это засевшая в голове пропаганда

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить