Десять лучших фильмов восемнадцатого года

1. Синяя птица (The Blue Bird)

Яркая, изобретательная экранизация пьесы символиста Метерлинка. Режиссер Морис Турнер отказывается от использования реалистических декораций: с помощью стилизованных задников он создает воображаемые миры, по которым путешествуют Тильтиль и Митиль. Фильм успешно прошел в прокате – приемы модернистского театра были понятны самым разным зрителям. Из спутников главных героев лучше всего запоминается кот - как и во всех экранизациях «Синей птицы».

Десять лучших фильмов восемнадцатого года

2. Отец Сергий

Экранизировать повесть Льва Толстого режиссер Яков Протазанов смог только после отмены цензуры в 1917 году, фильм был снят между двумя революциями. В сценарии сохранена сюжетная канва «Отца Сергия», но идеи Толстого передать с помощью коротких титров было, конечно, невозможно. Иван Мозжухин блестяще справился с главной ролью, точно изобразив и жажду славы – светской и духовной, и жажду бесславия – когда в финале Сергий растворяется в толпе каторжников.

Отец Сергий: топором по пальцу.<br />
Отец Сергий: топором по пальцу.

3. Вандемьер (Vendémiaire)

Полузабытый шедевр Луи Фейада, чьи криминальные сериалы перестали пользоваться популярностью к концу войны. «Вандемьер» - история французских беженцев, собирающих виноград на юге страны. Среди них – двое немецких военнопленных, выдающих себя за бельгийцев. Фейад удачно совмещает искусственное с естественным: сложную историю с несколькими флэшбэками и неореалистическую эстетику. Отлично смотрятся и постановочные фрагменты – переодетый немец, рассказывая о величии своей нации, топчет французский виноград, и натурные съемки – например, виды провинции, снятые с плывущей по реке лодки.

Vendémiaire.
Vendémiaire.

4. Не хочу быть мужчиной (Ich möchte kein Mann sein)

Осси Освальда играет девушку, которой запрещают пить, курить, играть в карты и посещать танцевальные залы. В патриархальном мире все это разрешено мужчине, поэтому Осси переодевается в мужской костюм и пускается во все тяжкие. Серьезные фильмы Любича этого года («Кармен» и «Глаза мумии Ма») – нудноватые и не слишком изобретательные зрелища, но комедия с Осси снята и смонтирована энергично, не раздражает и непрерывное гримасничанье всех актеров.

Ich möchte kein Mann sein - Осси Освальда учится курить сигары.

5. Небесный корабль (Himmelskibet)

Датский фантастический фильм о полете на Марс. На красной планете цветут яблони и ходят люди в жреческих одеждах с нашивками в виде анкхов. К марсианам, оставившим в прошлом войны и раздоры, прилетают исследователи с пистолетами и гранатами. Хольгер-Мадсен умело работает с массовкой: отлично выстроены мизансцены и на космическом корабле, и на Марсе. Прекрасный образец датской кинофантастики, ничем не уступающий «Концу света» (1916) Августа Блома.

Himmelskibet: марсиане в чепчиках.<br />
Himmelskibet: марсиане в чепчиках.

6. Горный Эйвинд и его жена (Berg-Ejvind och hans hustru)

Виктор Шёстрём повторяет успех прошлогоднего «Терье Викена» - в его новой романтической драме вновь рассказывается о противостоянии человека и общества на фоне суровых скандинавских пейзажей. Фильм пользуется популярностью во Франции и считается одним из главных достижений европейского кинематографа, отступающего в годы войны под натиском американских кинолент.

Berg-Ejvind och hans hustru - преступник и его жена скрываются в горах.<br />
Berg-Ejvind och hans hustru - преступник и его жена скрываются в горах.

7. Во весь опор (Hell Bent)

Джон Форд доказывает, что ремесленник может клепать один шедевр за другим – так любая посуда с гжельской или хохломской росписью кажется произведением искусства. В этом вестерне с особой тщательностью кинематографисты воссоздают детали быта Дикого Запада, монтируя своего рода движущийся аналог картин Фредерика Ремингтона.

Hell Bent: на лошади в гостиницу.
Hell Bent: на лошади в гостиницу.

8. Ночные звуки (Nattliga toner)

Шведская мелодрама о бедном поэте и богатом плагиаторе. Фильмы Георга аф-Клеркера напоминают фильмы нашего соотечественника Евгения Бауэра: оба режиссера искусно выстраивают декорации, расширяя с помощью зеркал и занавесов пространство экрана, и добиваются от актеров тонкой, нюансированной игры. Аф-Клеркер собирается покинуть компанию Свенска Био и заняться торговлей – несомненно, это будет потерей для кинематографа.

Nattliga toner: дома у поэта.
Nattliga toner: дома у поэта.

9. На плечо! (Shoulder Arms)

Первый полнометражный фильм Чарли Чаплина рассказывает о подвигах американского бродяги в Европе во время Первой Мировой. Американцам проще смеяться над затопленными окопами – они не сидели там по три года, как англичане или французы. Самый забавный эпизод – Чарли на разведке в тылу врага маскируется под дерево.

Shoulder Arms.
Shoulder Arms.

10. Шепчущий хор (The Whispering Chorus)

Удачная идея заявлена в первые минуты фильма – в голове главного героя обитают несколько персонажей, дающих ему советы: такой шепчущий хор сопровождает жизнь каждого человека. Внутренние бандиты оказываются сильнее внутренних полицейских и главный герой ворует деньги из кассы своей фирмы. После этого шепчущий хор, к сожалению, отступает на задний план и Сесиль Блаунт Демилль перенастраивает действие под условности слащавой мелодрамы о преступлении, наказании и семейных ценностях.

The Whispering Chorus: один из голосов в голове героя.
The Whispering Chorus: один из голосов в голове героя.
5454 показа
4.3K4.3K открытий
32 комментария

Ах ты какой оригинальный чертяка :D

Ответить

Сначала подумал как много черно-белого арт-хауса вышло в 18-ом году.

Ответить

"Десять лучших фильмов восемнадцатого года"
1918 года?

Ответить

Ну нет же! 1618.

Ответить

Ааа...! Ах 18-ого года!

Ответить

Что за пиздец?!?! "Шепчущий хор" как минимум в пятерке должен быть.

Ответить

Спасибо, но я не настолько элитарен, лучше фон Триера посмотрю.

Ответить