Израильское кино — часть 2

Продолжаем погружение в удивительную историю молодого израильского кинематографа: с 90-х годов прошлого века по настоящее время.

«Вальс с Баширом» (2008, реж. Ари Фольман)<br />
«Вальс с Баширом» (2008, реж. Ари Фольман)

В 90-е годы израильский кинематограф переживал не лучшие времена: эпический военный кинематограф окончательно исчез с радаров, эпоха «бурекасов» и «новой чувствительности» осталась позади, но в обществе еще не появился запрос на высокое искусство.

Период «большой алии» - массовой репатриации евреев из бывшего СССР - в истории израильского кино - это время безраздельного господства мелодрамы: простого и понятного жанра, обещавшего привлечь в кинотеатры массового зрителя. Впрочем, хотя фильмы вроде «Друзья Яны» Арика Каплуна и завоевывают престижные награды и признание критиков, зрителя, успевшего крепко разочароваться в отечественном кино, все еще не удается заставить пойти в кино.

«Друзья Яны» (1999, Арик Каплун)

Тем не менее, даже крайне неудачные для проигрывающей позиции окрепшему телевидению киноиндустрии 90-е подарили Израилю несколько мощных имен, среди которых главным образом стоит отметить Шаби Габизона - автора довольно известной «Трагедии Нины».

Молодой выпускник Тель-Авивского университета громко дебютировал в большом кино с простой, но любопытной комедией «Шуру» в 1990 году, которая не только принесла автору несколько престижных премий, но и умудрилась окупиться в прокате.

«Шуру» (1990, реж. Шаби Габизон)

В нулевые ситуация резко изменилась, и израильский кинематограф после долгих двадцати лет затишья наконец-то был готов к триумфальному «выращенных» в том числе киношколой Сэма Шпигеля, твердо решает перевернуть игру - и, к удивлению многих, им это удается даже лучше, чем можно было предположить.

Израильский кинематограф нулевых - это не машина пропаганды, клепающая пафосные военные драмы, и не нервный экспериментатор, мечущийся между почти советской комедией и драмой по лекалам французской «новой волны». Жанровые ограничения и цензурные запреты, каноны и примеры для подражания - все это остается в прошлом вместе с «бурекасами» и «новой чувственностью».

Новая израильская драма старается одновременно понравиться зрителю, затронув самые острые и актуальные темы, и остаться произведением искусства - красочным, изящным и тонким. Первые же попытки неожиданно быстро признаются и местным зрителем, и зарубежными критиками. Так, например, дебютная работа молодого выпускника школы Шпигеля Нира Бергмана о семье, переживающей одно несчастье за другим, получает сразу три приза на Берлинском кинофестивале.

«Сломанные крылья» (2002, реж. Нир Бергман)

Особый интерес просыпается и к вопросам, связанным с религией: от трудностей, связанных с бракоразводным процессом, до конфликтов, возникающих между ультраортодоксальными евреями и остальным израильским обществом. Кинематограф становится своего рода попыткой посмотреть «за забор» и заявить о проблемах, на существование которых по той или иной причине было принято закрывать глаза.

Предтечей современного «религиозного» израильского кино в некоторой степени можно считать Амоса Гитая - известного режиссера, еще в 1999 году поставившего фильм «Кадош». Главный герой фильма - ортодоксальный еврей, решающийся развести с женой после 10 лет брака из-за того, что у них никак не выходит завести ребенка, и женящийся на ее сестре.

«Кадош» (1999, реж. Амос Гитай)

Нельзя обойти стороной и работу Давида Волаха 2007 года «Мой отец, мой Бог», главный герой которой - ультраортодоксальный раввин - становится виновником трагедии из-за своего безграничного фанатизма.

«Мой отец, мой Бог» (2007, реж. Давид Волах)

По-другому предстает на экране и война: если ленты прежних лет воспевали солдата и гордились победами, то современные военные картины - это истории человеческих страданий, боли и смерти, в которых нет места пафосным рассуждениям и восхищению.

Самой известной военной лентой нового периода можно по праву считать анимационный фильм Ари Фольмана «Вальс с Баширом», быстро ставший популярным далеко за пределами Израиля. По сюжету картины герой, ветеран Ливанской войны, пытается восстановить в памяти события тех дней и узнает правду о страшных событиях, свидетелем которых ему пришлось стать.

«Вальс с Баширом» (2008, реж. Ари Фольман)

Нельзя также не упомянуть об экранизации романа Рона Лешема «Бофор», снятой Йосефом Сидаром в 2007 году и получившей номинацию на «Оскар». Герою фильма - молодому лейтенанту, участнику все той же Ливанской войны, предстоит напоследок перед выводом израильских войск разочароваться во всем, что его научили любить, после встречи с настоящей войной - жестокой, беспощадной и бессмысленной.

«Бофор» (2007, реж. Йосеф Сидар)

Еще одной значимой военной картиной для нового израильского кинематографа становится получившая «Золотого льва» в Венеции лента Шмуэля Маоза «Ливан» - антивоенная драма об экипаже танка, продвигающегося вглубь ливанской территории и участвующего в зачистке ее от сирийских войск и палестинских боевиков.

«Ливан» (2009, реж. Шмуэль Маоз)

Порой война предстает в совсем неожиданном свете: так, Ави Нешер, постановщик известного «Ансамбля», в 2010 году выпускает драму «Сват» о пережившем Холокост мужчине, который помогает одиночкам обрести счастье, и подростке, попадающем к своднику на работу в качестве «шпиона».

Нешер, взявший за основу роман Амира Гутфренда, совершенно необычно перемешивает стандартные подростковые переживания и почти типичную историю беззаботного детства с философским рассуждением о любви, преданности и страданиях, где центральная фигура становится удивительным воплощением одновременно ужасов войны из прошлого и почти до комедийного нелепой мирной современности.

«Сват» (2010, реж. Ави Нешер)

Преображается и собственно комедия: в отличие от предшественников, новая израильская комедия с концами избавляется от фарса и злободневной сатиры, и становится на порядок более драматичной, нисколько не потеряв при этом в качестве.

Отличным примером может служить работа Эрана Колирина «Визит оркестра» об оркестре египетской полиции, перепутавшем города и приехавшем в маленький израильский городок посреди пустыни. Хотя «Визит окрестра» сложно назвать комедией в классическом плане - действительно смешных моментов во всем фильме не так уж и много, продуманный сценарий и колоритные персонажи сделали свое дело: фильм собрал более 14 миллионов долларов в прокате и получил несколько престижных кинопремий.

«Визит оркестра» (2007, реж. Эран Колирин)

Современный период окончательно размывает грань между драмой и комедией, убирая из последней элемент сатиры и оставляя «сухой» - по выражению критиков - юмор разве что в качестве необязательного дополнения. Даже опытные режиссеры, прежде ставившие серьезные психологические драмы, решаются попробовать себя в комедии, нередко выступая и в качестве авторов сценария или продюсеров.

Так, Ави Нешер в 2004 году выпускает ленту «Поворот налево в конце света» о конфликте евреев из Индии - бывшей британской колонии - и Марокко - бывшей французской. Несмотря на мелодраматический настрой и легкий комедийный привкус, работа Нешера - это довольно глубокое исследование на тему человеческих отношений и конфликтов, которые порой возникают чуть ли не на пустом месте.

«Поворот налево в конце света» (2004, реж. Ави Нешер)

Экспериментирует с комедией и ранее упомянутый Йосеф Сидар: в 2011 году за его авторством выходит лента «Сноска» (или «Примечание»), в основу которой лег классический конфликт отца и сына, несколько разбавленный израильским колоритом и локальной тематикой.

Главному герою ленты - исследователю Талмуда и видному ученому - присуждают престижную премию, но по ошибке дозваниваются до его отца - тоже ученого и исследователя, но гораздо менее успешного, замкнутого и грубого, но втайне мечтающего о признании. Возникшая путаница еще больше обостряет отношения замкнутого и завистливого отца и недоумевающего сына, готового пойти на жертву ради того, чтобы родитель был счастлив.

«Сноска» (2011, Йосеф Сидар)

В последние годы, впрочем, бурный рост сменился стагнацией: после громкой премьеры в 2014 году «Гета» - истории женщины, религиозный супруг которой наотрез отказывается дать разводное письмо - и с треском провалившейся в прокате экранизации сразу двух романов Саида Кашуа «Танцующие арабы», израильское кино практически пропало с радаров - при том, что темпы производства и не думали замедляться: в среднем в Израиле выходит около 16 фильмов в год.

Впрочем, кто знает - вполне возможно, что следующий «ренессанс» израильского кино уже не за горами.

3232
17 комментариев

это довольно глубокое исследование

Перестаньте уже использовать термин "исследование" не по назначению. Это искусство, тут возможны лишь фантазии на какую-либо тему, исследования бывают лишь в науке.

1
Ответить

всем терминам термин)

1
Ответить

Какая же прекрасная музыка в "Вальсе" от Рихтера. Собственно оттуда и познакомился с ним, и теперь один из любимых композиторов.

5
Ответить

Необходимо отметить, что "антивоенные" израильские фильмы - продукт, ориентированный а основном на благодарного зрителя вне страны, внутри они особым успехом не пользуются - рассказывать людям, на головы которых падают сотни "кассамов" в год, о несчастных запускателях этих ракет, не особо выходит. Зато в Европе идёт на ура, как известно любому, Израиль - самый главный нарушитель прав человека в мире.

3
Ответить

Big bad wolves 13го года отличный Израильский фильм.

1
Ответить

Кстати давно подумываю посмотреть что-нибудь в оригинальной озвучке, но с русскими субтитрами, может посоветуете что-то с простым языком и чтобы ещё субтитры были?

Ответить

Советую посмотреть "Фауда" , на Netflix есть полные, два сезона в оригинале с русскими субтитрами!

2
Ответить