Подписка на все лето за 1₽
18+

Израильское кино — часть 2

Продолжаем погружение в удивительную историю молодого израильского кинематографа: с 90-х годов прошлого века по настоящее время.

В закладки
«Вальс с Баширом» (2008, реж. Ари Фольман)

В 90-е годы израильский кинематограф переживал не лучшие времена: эпический военный кинематограф окончательно исчез с радаров, эпоха «бурекасов» и «новой чувствительности» осталась позади, но в обществе еще не появился запрос на высокое искусство.

Период «большой алии» - массовой репатриации евреев из бывшего СССР - в истории израильского кино - это время безраздельного господства мелодрамы: простого и понятного жанра, обещавшего привлечь в кинотеатры массового зрителя. Впрочем, хотя фильмы вроде «Друзья Яны» Арика Каплуна и завоевывают престижные награды и признание критиков, зрителя, успевшего крепко разочароваться в отечественном кино, все еще не удается заставить пойти в кино.

«Друзья Яны» (1999, Арик Каплун)

Тем не менее, даже крайне неудачные для проигрывающей позиции окрепшему телевидению киноиндустрии 90-е подарили Израилю несколько мощных имен, среди которых главным образом стоит отметить Шаби Габизона - автора довольно известной «Трагедии Нины».

Молодой выпускник Тель-Авивского университета громко дебютировал в большом кино с простой, но любопытной комедией «Шуру» в 1990 году, которая не только принесла автору несколько престижных премий, но и умудрилась окупиться в прокате.

«Шуру» (1990, реж. Шаби Габизон)

В нулевые ситуация резко изменилась, и израильский кинематограф после долгих двадцати лет затишья наконец-то был готов к триумфальному «выращенных» в том числе киношколой Сэма Шпигеля, твердо решает перевернуть игру - и, к удивлению многих, им это удается даже лучше, чем можно было предположить.

Израильский кинематограф нулевых - это не машина пропаганды, клепающая пафосные военные драмы, и не нервный экспериментатор, мечущийся между почти советской комедией и драмой по лекалам французской «новой волны». Жанровые ограничения и цензурные запреты, каноны и примеры для подражания - все это остается в прошлом вместе с «бурекасами» и «новой чувственностью».

Новая израильская драма старается одновременно понравиться зрителю, затронув самые острые и актуальные темы, и остаться произведением искусства - красочным, изящным и тонким. Первые же попытки неожиданно быстро признаются и местным зрителем, и зарубежными критиками. Так, например, дебютная работа молодого выпускника школы Шпигеля Нира Бергмана о семье, переживающей одно несчастье за другим, получает сразу три приза на Берлинском кинофестивале.

«Сломанные крылья» (2002, реж. Нир Бергман)

Особый интерес просыпается и к вопросам, связанным с религией: от трудностей, связанных с бракоразводным процессом, до конфликтов, возникающих между ультраортодоксальными евреями и остальным израильским обществом. Кинематограф становится своего рода попыткой посмотреть «за забор» и заявить о проблемах, на существование которых по той или иной причине было принято закрывать глаза.

Предтечей современного «религиозного» израильского кино в некоторой степени можно считать Амоса Гитая - известного режиссера, еще в 1999 году поставившего фильм «Кадош». Главный герой фильма - ортодоксальный еврей, решающийся развести с женой после 10 лет брака из-за того, что у них никак не выходит завести ребенка, и женящийся на ее сестре.

«Кадош» (1999, реж. Амос Гитай)

Нельзя обойти стороной и работу Давида Волаха 2007 года «Мой отец, мой Бог», главный герой которой - ультраортодоксальный раввин - становится виновником трагедии из-за своего безграничного фанатизма.

«Мой отец, мой Бог» (2007, реж. Давид Волах)

По-другому предстает на экране и война: если ленты прежних лет воспевали солдата и гордились победами, то современные военные картины - это истории человеческих страданий, боли и смерти, в которых нет места пафосным рассуждениям и восхищению.

Самой известной военной лентой нового периода можно по праву считать анимационный фильм Ари Фольмана «Вальс с Баширом», быстро ставший популярным далеко за пределами Израиля. По сюжету картины герой, ветеран Ливанской войны, пытается восстановить в памяти события тех дней и узнает правду о страшных событиях, свидетелем которых ему пришлось стать.

«Вальс с Баширом» (2008, реж. Ари Фольман)

Нельзя также не упомянуть об экранизации романа Рона Лешема «Бофор», снятой Йосефом Сидаром в 2007 году и получившей номинацию на «Оскар». Герою фильма - молодому лейтенанту, участнику все той же Ливанской войны, предстоит напоследок перед выводом израильских войск разочароваться во всем, что его научили любить, после встречи с настоящей войной - жестокой, беспощадной и бессмысленной.

«Бофор» (2007, реж. Йосеф Сидар)

Еще одной значимой военной картиной для нового израильского кинематографа становится получившая «Золотого льва» в Венеции лента Шмуэля Маоза «Ливан» - антивоенная драма об экипаже танка, продвигающегося вглубь ливанской территории и участвующего в зачистке ее от сирийских войск и палестинских боевиков.

«Ливан» (2009, реж. Шмуэль Маоз)

Порой война предстает в совсем неожиданном свете: так, Ави Нешер, постановщик известного «Ансамбля», в 2010 году выпускает драму «Сват» о пережившем Холокост мужчине, который помогает одиночкам обрести счастье, и подростке, попадающем к своднику на работу в качестве «шпиона».

Нешер, взявший за основу роман Амира Гутфренда, совершенно необычно перемешивает стандартные подростковые переживания и почти типичную историю беззаботного детства с философским рассуждением о любви, преданности и страданиях, где центральная фигура становится удивительным воплощением одновременно ужасов войны из прошлого и почти до комедийного нелепой мирной современности.

«Сват» (2010, реж. Ави Нешер)

Преображается и собственно комедия: в отличие от предшественников, новая израильская комедия с концами избавляется от фарса и злободневной сатиры, и становится на порядок более драматичной, нисколько не потеряв при этом в качестве.

Отличным примером может служить работа Эрана Колирина «Визит оркестра» об оркестре египетской полиции, перепутавшем города и приехавшем в маленький израильский городок посреди пустыни. Хотя «Визит окрестра» сложно назвать комедией в классическом плане - действительно смешных моментов во всем фильме не так уж и много, продуманный сценарий и колоритные персонажи сделали свое дело: фильм собрал более 14 миллионов долларов в прокате и получил несколько престижных кинопремий.

«Визит оркестра» (2007, реж. Эран Колирин)

Современный период окончательно размывает грань между драмой и комедией, убирая из последней элемент сатиры и оставляя «сухой» - по выражению критиков - юмор разве что в качестве необязательного дополнения. Даже опытные режиссеры, прежде ставившие серьезные психологические драмы, решаются попробовать себя в комедии, нередко выступая и в качестве авторов сценария или продюсеров.

Так, Ави Нешер в 2004 году выпускает ленту «Поворот налево в конце света» о конфликте евреев из Индии - бывшей британской колонии - и Марокко - бывшей французской. Несмотря на мелодраматический настрой и легкий комедийный привкус, работа Нешера - это довольно глубокое исследование на тему человеческих отношений и конфликтов, которые порой возникают чуть ли не на пустом месте.

«Поворот налево в конце света» (2004, реж. Ави Нешер)

Экспериментирует с комедией и ранее упомянутый Йосеф Сидар: в 2011 году за его авторством выходит лента «Сноска» (или «Примечание»), в основу которой лег классический конфликт отца и сына, несколько разбавленный израильским колоритом и локальной тематикой.

Главному герою ленты - исследователю Талмуда и видному ученому - присуждают престижную премию, но по ошибке дозваниваются до его отца - тоже ученого и исследователя, но гораздо менее успешного, замкнутого и грубого, но втайне мечтающего о признании. Возникшая путаница еще больше обостряет отношения замкнутого и завистливого отца и недоумевающего сына, готового пойти на жертву ради того, чтобы родитель был счастлив.

«Сноска» (2011, Йосеф Сидар)

В последние годы, впрочем, бурный рост сменился стагнацией: после громкой премьеры в 2014 году «Гета» - истории женщины, религиозный супруг которой наотрез отказывается дать разводное письмо - и с треском провалившейся в прокате экранизации сразу двух романов Саида Кашуа «Танцующие арабы», израильское кино практически пропало с радаров - при том, что темпы производства и не думали замедляться: в среднем в Израиле выходит около 16 фильмов в год.

Впрочем, кто знает - вполне возможно, что следующий «ренессанс» израильского кино уже не за горами.

{ "author_name": "Christian Michel", "author_type": "self", "tags": ["long"], "comments": 17, "likes": 33, "favorites": 66, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 36481, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 13 Jan 2019 18:26:06 +0300", "is_special": false }
Подписка до конца лета за 1₽
Оформить
Подписка "Яндекс.Плюс" за 1 ₽ на 2 мес., далее — 199 ₽/мес.
Только для пользователей без активной подписки сервиса КиноПоиск.
Предложение до 31.08.2020г. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX
18+
0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

это довольно глубокое исследование

Перестаньте уже использовать термин "исследование" не по назначению. Это искусство, тут возможны лишь фантазии на какую-либо тему, исследования бывают лишь в науке.

Ответить
1

всем терминам термин)

Ответить
5

Какая же прекрасная музыка в "Вальсе" от Рихтера. Собственно оттуда и познакомился с ним, и теперь один из любимых композиторов.

Ответить
3

Необходимо отметить, что "антивоенные" израильские фильмы - продукт, ориентированный а основном на благодарного зрителя вне страны, внутри они особым успехом не пользуются - рассказывать людям, на головы которых падают сотни "кассамов" в год, о несчастных запускателях этих ракет, не особо выходит. Зато в Европе идёт на ура, как известно любому, Израиль - самый главный нарушитель прав человека в мире.

Ответить
1

Big bad wolves 13го года отличный Израильский фильм.

Ответить
0

Кстати давно подумываю посмотреть что-нибудь в оригинальной озвучке, но с русскими субтитрами, может посоветуете что-то с простым языком и чтобы ещё субтитры были?

Ответить
2

Советую посмотреть "Фауда" , на Netflix есть полные, два сезона в оригинале с русскими субтитрами!

Ответить
0

Бешено плюсую Фауду.

Ответить

Относительный кофе

0

Из всего этого списка видел только "Друзья Яны". Хороший фильм.

Ответить
0

По сериалам не думали пройтись? Тоже есть хорошие.

Ответить
0

Спасибо, есть что посмотреть из списка. Я б ещё отметил среди последних громких релизов "Повесть о любви и тьме". Режиссерский дебют Портман как никак и в целом довольно сносная экранизация.

Ответить
0

При том, что Портман в Израиле стала персоной нот грата фактически, оказывает поддержку протеррористическим палестинским организацииям, поддерживает бойкот Израиля
и демонстративно отказалась от израильской национальной премии, это просто адовый пример "израильского кино" (нет).

Ответить
0

А как ее политические взгляды влияют на принадлежность или нет картины к "израильскому кино"?
Куда важнее то, что это экранизация произведения одного из известнейших израильских писателей.

Ответить
0

Так, что странно приводить в качестве примера "израильского кино" фильм человека, демонстративно разорвавшего связи с Израилем.

Ответить

Комментарий удален

0

Ни один израильтянин не будет авторитетом для другого израильтянина, как гласит табличка в аэропорту Бен-Гурион "постарайтесь быть красивыми, умные тут все". Поэтому жанр баженовых невостребован по определению - его никто не будет смотреть.

Ответить
0

все кино израильское. признайтесь гоям.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }