Аналитика 3D Анимации в России и СНГ — факты и цифры

Год начался со жгучего спора вокруг киноанимации из РФ и СНГ. Аналитика от эксперта Константина Харитонова пролила на свет факты и события из отечественной индустрии. Предлагаем присоединиться к обсуждению!

Аналитика 3D Анимации в России и СНГ — факты и цифры

Это укороченная версия статьи Константина + куча комментариев читателей из соцсетей.

С чего начиналось

В группе MoPicture начался ср... "спор" вокруг вопроса: "Почему российские полнометражные 3D–мультики такое лютое г...?".

Константин написал ответную статью на всевозможные мнения, собрал накопленный опыт и подключил других экспертов для максимально объективного анализа.

Но прежде чем вступать в жаркую беседу, мы вспомним, откуда можно взять самую основную информацию о реальном состоянии дел. Например, на сайте Ассоциации анимационного кино можно найти почти все новости из мира анимации в РФ и каталог студий и анимационных проектов, особенно авторских. Новости индустрии можно читать и в группах Facebook CG Russia и в той же moPicture (как видите, там бывает частенько горячо!).

Мы в Cerebro ведем каталог коммерческих студий, проектов и школ в СНГ в виде Google таблицы. Если отфильтровать компании по категориям «Анимация» и «Статус», то получится около 45+ компаний в СНГ, в них работает порядка 2500 человек. Количество внешних фрилансеров или подрядчиков подсчитать пока невозможно. Почти все анимационные студии в СНГ, кроме двух, расположены в РФ. На вкладке Anim.Projects собрано 150+ проектов, как сериалов, так и полнометражных фильмов, вышедших после 2000 года. Для кинорелизов указаны бюджет и сборы в РФ, по данным Кинопоиска. Сборы в мире не указаны, так информации по ним практически нет.

Что с качеством?

Если говорить коротко, то качество 3D–анимационных сериалов в РФ хорошее.

Например, у трех сезонов сериала «Маша и Медведь» за 10 лет (2009–2019 годы) более 50 млрд просмотров только на Youtube на конец 2018–го, для них это серьезная статья дохода. При этом «в 2015 году выручка производителей от продажи товаров по лицензии «Анимаккорда» под брендами «Маши и Медведя» составила $225 млн». Более подробно — тут. Если хотите узнать узнать больше про анимационный бизнес, лицензионный рынок и защиту бренда, прочитайте конспект 30–минутного выступления генпродюсера студии «Анимаккорд» Дмитрия Ловейко перед 15 тысячами людей в «Олимпийском».

А вот данные вокруг бюджетов 3D Animation полного метра в РФ вызвали бурю комментариев. Бюджет начинается от 400–500 млн руб. (данные на 2018 год). Емкость рынка в РФ для анимации в кино (т.е. сборы) — от 150 до 500 млн руб. Окупаемость в лоб в принципе невозможна, так как половину суммы забирает кинотеатр. А еще есть расходы на маркетинг и рекламу, которые тоже нужно покрывать.

Некоторые с Константином не согласились:

" Бюджеты российских полных метров, уж простите, не 500 млн. и никогда такими не были".

Хотя мы не рискнем так говорить — всем источникам (Кинопоиск, Визард, Смешарики), на кого мы опирались, доверяем.

Возвращаясь к качеству: европейские продюсеры сильно завидуют продюсерам из РФ, кто делает анимационные сериалы. В России научились делать не просто «мультики», а бренды — персонажей, мерчендайз, игры, шот по лицензии, книжки и т.д. Например, в 2018 году было 10 больших сделок в этом поле с брендами из России. Для примера, в Netflix — «Маша и медведь» (с 2017 года), «Ми–ми–мишки», «Смешарики», «Лео и Тиг», «Буба», «Yoko».

3D Анимация — это «Прошу Внимания, Махач Пикселей» ©. «Дэдпул 2»

Про ЦА и Голливуд

Целевая аудитория анимации в РФ — это дети 4–8 лет, поэтому она априори не может нравиться вам, взрослым. Но это аудитория уже приносит деньги!

При этом психологически в РФ для аудитории 10–14–лет уже зазорно смотреть анимацию, а уж тем более идти на полный метр. Но надо хотя бы начать пробовать это делать, а сейчас основной ответ инвесторов: «Мы не знаем, как это продавать». Второй аргумент: аудитория слишком малочисленная. Риск — дело неблагородное, и безопаснее и прогнозируемо вложиться в средненький детский сериал, потому что дети смотрят без преувеличения всё. Получается, визуальное качество материала не играет почти никакой роли для юного зрителя. Да и качество сценария, диалогов, мотивации персонажей и логика событий их также мало волнует. И это, к сожалению, факт.

Мучения обучением

Тема профильного образования в сфере анимации для многих оказалась болезненной. Вот один из комментариев к статье:

"Я также скептичен по поводу "Преподавать в других госвузах, надеюсь, будут сотрудники студий, то есть те, кто совмещают с работой в студиях" и профстандартов. Я много работал с преподавателями и спикерами и не вижу мотиваций "преподавать в госвузах", особенно когда есть другие горячие задачи, съемки, дедлайны и просто не до того. Так что "появились новые возможности обучения в госвузах" — это скорее желаемое, чем реальное".

Мы собираем данные по тому, где можно учиться. Еще семь лет назад школ в области CG и Анимации в СНГ было около 10, почти все сотрудники были самоучками. С одной стороны, все стало хорошо: в нашей таблице с проектами есть и школы — целых 32 учебных заведения, которые учат как очно, так и онлайн.

Что говорят читатели об обучении в госвузах:

"В наших вузах сейчас банально работе с фотошопом и иллюстратором учат через задницу, если учат вообще. Большинство художников не в состоянии заставить себя перейти с масла на графический планшет. Вот и выходит, что подготовка специалиста встает во много лет. Уверенное рисование в цифре года два + на уверенную анимацию персонажей еще учиться тоже долго, это ж не одна анимация походки".

Тяжело не заметить огромный голод в специалистах индустрии. Нужен институт как для простых сотрудников (аниматоров или 3D–моделеров), так и для менеджеров и штучных специалистов — режиссеров и сценаристов.

Хватит кормить государство

Интересно посмотреть, как в других странах правительства помогают развивать анимацию и киноиндустрию. Очень много цифр и доводов было сказано в статье Константина. Приведем некоторые из них.

Широко развита система Rebate: правительство Канады возвращает студиям деньги (Rebate) от 35% до 55% (в зависимости от места расположения) от затрат на персонал внутри студии в стране. Также в Европе широко развита система грантов.

В РФ тоже есть поддержка, но другая. Фонд Кино в 2018 году потратил на поддержку игрового кино и анимации вместе около 65$ млн. Про налоги, освобождение от НДС на лицензии и что там с грантом Президента РФ на разработку ПО для анимации подробно — в аналитике Константина.

Вместо вывода процитируем вновь реакцию читателей:

"Я все надеюсь, что как игровые компании так и анимационные, накопив какой-никакой капитал будут давать себе волю и делать офигенный авторский высокобюджетный контент, хотя бы раз в пять лет. Розовые мечты, конечно".

Классные мечты, впрочем. Мы бы хотели того же самого :)

На самом деле, статья вызвала бурю эмоций: от похвалы до ругачек. Как говорится, на пустом месте спор не возникает, поэтому пишите, ругайте, хвалите нас! Константин ответит на все вопросы. Обсудить тему можно прямо здесь, в комментариях.

2.7K2.7K открытий
29 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

у меня тоже дети смотрят, Бумажный лось или Аркадий Паровозов, по моему отличные мультики.

Даже если отбросить сценарии именно графика, очень стильная.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В СНГ в индустрии анимации всего 2500 человек, но все молодцы, вы правы!
В статье есть таблица со студиями и численностью.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Вы точно полную статью читали ? ))

Ответить

Тима озвучь плиз своё место жительства. Ну что-бы "по понятиям" было
Ты-ж смелый?

Ответить