Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Подробный рассказ о съёмках одного из важнейших научно-фантастических фильмов последних лет.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Конец 1980 года выдался для Хэмптона Фанчера — бывшего телеактёра, однажды решившего стать сценаристом, — довольно непростым.

Незадолго до Рождества он узнал, что продюсеры фильма «Бегущий по лезвию», над сценарием которого Фанчер кропотливо трудился на протяжении нескольких лет, в тайне от него наняли сценариста Дэвида Пиплза, чтобы тот переписал сценарий так, как этого хотел режиссёр картины Ридли Скотт. На такой неоднозначный шаг студия решила пойти из-за того, что у Фанчера и Скотта и никак не получалось сработаться вместе.

Неудивительно, что Фанчер воспринял такой поворот событий крайне болезненно и почти сразу же вышел из проекта, с тяжёлой душой оставив судьбу ленты в руках команды Скотта.

Хэмптон Фанчер в годы своей актёрской карьеры
Хэмптон Фанчер в годы своей актёрской карьеры

Тогда опальный сценарист вряд ли мог предположить, что три десятилетия спустя Ридли Скотт, превратившийся за эти годы в одного из самых влиятельных кинематографистов современности, позвонит в его бруклинскую квартиру и предложит обсудить идеи для сиквела «Бегущего».

В ответ Фанчер, карьера которого после выхода оригинального фильма сложилась не так ярко, не упустит возможности в шутку уколоть своего давнего творческого оппонента («Ого, вот ты и достиг дна!»), но работать над продолжением «Бегущего по лезвию», конечно же, согласится.

Возвращение к корням

Незадолго до этого телефонного разговора со Скоттом связались продюсеры Эндрю Косов и Бродерик Джонсон: в то время (начало 2011 года) возглавляемая ими компания Alcon Entertainment как раз закрывала сделку по приобретению прав на франшизу «Бегущий по лезвию» у исполнительного продюсера оригинальной картины Бада Йоркина (сам Йоркин, как и его супруга Синтия Сайкс Йоркин, впоследствии войдёт в продюсерский состав сиквела «Бегущего»).

Права на франшизу [«Бегущий по лезвию»], приобретаемые Alcon, будут работать по принципу «всё включено», однако не допускают возможности производства ремейка оригинального фильма.

Тем не менее компания будет вправе производить продукты, основанные на ситуациях, которые были показаны в оригинальном фильме.

Из пресс-релиза Alcon Entertainment от 3 марта 2011 года

Ридли Скотт с большим воодушевлением отнёсся к предложению Косова и Джонсона встать у руля сиквела «Бегущего», тем более что решаться на подобное «возвращение к корням» для него на тот момент было уже не впервой — постановщик вот-вот должен был приступить к съёмкам «Прометея».

Обратившись к Фанчеру, Скотт не прогадал: вместе они написали небольшой рассказ, ставший основой для будущего сценария, причём главный герой другой новеллы, над которой в то время работал Фанчер, постепенно трансформировался в протагониста нового «Бегущего по лезвию».

А весной 2013 года к проекту присоединился сценарист Майкл Грин, до этого работавший в основном на телевидении.

Меня проводили в шикарную переговорную в лос-анджелесском офисе Scott Free Productions, усадили в невероятно удобное кресло и дали прочитать то, что написал Хэмптон. [...] Спустя несколько недель Ридли Скотт предложил мне эту работу. [...] Тем, кто говорит, что со своими героями лучше никогда не встречаться, стоит выбирать героев получше.

Майкл Грин, сценарист фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Эндрю Косов, Бродерик Джонсон, Хэмптон Фанчер и Майкл Грин на фестивале Comic-Con International 2017
Эндрю Косов, Бродерик Джонсон, Хэмптон Фанчер и Майкл Грин на фестивале Comic-Con International 2017

Свобода действий

В ноябре 2014-го стало известно, что Ридли Скотт не сможет поставить продолжение «Бегущего по лезвию» из-за занятости в других проектах. Тогда Эндрю Косов и Бродерик Джонсон решили предложить освободившееся режиссёрское кресло Дени Вильнёву, с которым они были знакомы не понаслышке: Alcon Entertainment продюсировала первый голливудский фильм канадского постановщика — триллер «Пленницы», вышедший в прокат годом ранее.

«Бегущий по лезвию» — один из моих любимых фильмов. Я сказал себе: «Они в любом случае это сделают. Студия, вне зависимости от того, что мы все об этом думаем, в итоге всё равно снимет его продолжение».

Я не знал, получится у меня или нет, но был уверен в том, что готов отдать [сиквелу «Бегущего по лезвию»] всю свою любовь и все свои навыки. [...] Я не хотел, чтобы этот фильм попал в руки кого-то, кто бы так не сделал.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Примерно в это же время продюсеры картины впервые официально подтвердили, что Харрисон Форд всё-таки вернётся к роли Рика Декарда, хотя позже Вильнёв рассказывал, что актёр согласился участвовать в проекте ещё на ранних этапах работы над сценарием.

Дени Вильнёв и Харрисон Форд на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнёв и Харрисон Форд на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Согласившись снимать нового «Бегущего», Дени Вильнёв первым делом попросил продюсеров организовать ему встречу со Скоттом — для постановщика было принципиально важным получить личное благословение мэтра. И он его получил.

Скотт с самого начала пообещал, что предоставит мне полную свободу действий и не будет вмешиваться [в съёмочный процесс] — это будет полностью моя ответственность. А если он вдруг мне понадобится, то всегда будет на другом конце провода.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Ближе к середине 2015 года у фильма появился и оператор: им стал прославленный голливудский ветеран Роджер Дикинс, с которым Вильнёву до этого доводилось работать уже дважды — на съёмках картин «Пленницы» и «Убийца».

Дени Вильнёв и Роджер Дикинс на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнёв и Роджер Дикинс на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Несколько месяцев спустя Вильнёв, Дикинс и художник-постановщик Деннис Гасснер вместе собрались в Монреале (где в то время полным ходом шёл постпродакшн очередной картины режиссёра — фантастической драмы «Прибытие»), чтобы приступить к работе над раскадровками будущего фильма.

По словам Вильнёва, в то время его рабочий распорядок выглядел следующим образом: утро они вместе с монтажёром Джо Уокером проводили за работой над «Прибытием», а время с середины дня и до позднего вечера постановщик посвящал раскадровкам «Бегущего по лезвию».

В ноябре 2015-го на главную роль в сиквеле «Бегущего» был утвержден Райан Гослинг, после чего актёрский состав ленты стал стремительно пополняться новыми лицами: вскоре своё участие в предстоящих съёмках подтвердили Дейв Батиста, Ленни Джеймс, Бархад Абди, Робин Райт, Ана де Армас, Сильвия Хукс, Маккензи Дэвис и Карла Юри.

Ана де Армас, Харрисон Форд, Райан Гослинг и Сильвия Хукс
Ана де Армас, Харрисон Форд, Райан Гослинг и Сильвия Хукс

Впрочем, подбор актёров не всегда проходил так, как было запланировано. Если офицер Кей изначально писался сценаристами специально под Гослинга, то образ Ниандера Уоллеса создавался с прицелом на великого Дэвида Боуи, однако музыкант скоропостижно умер от рака в начале 2016 года — в итоге роль главного антагониста картины получил Джаред Лето.

Брутальное будущее

Деннис Гасснер отлично помнит день, когда он впервые услышал о «Бегущем по лезвию». Это произошло в 1981 году — в то время он работал в команде знаменитого художника-постановщика Дина Тавулариса на принадлежащей Фрэнсису Форду Копполе студии American Zoetrope.

Однажды Кополла позвонил Тавуларису и сказал, что кто-то хочет купить неоновые ленты, которые режиссёр использовал на съёмках фильма «От всего сердца». Через какое-то время на студию приехал человек, представившийся как Ридли Скотт.

Когда мы пришли на склад, я открыл дверь и продемонстрировал ему две с половиной мили неоновых лент. По пути назад я решил спросить, что же всё-таки он снимает. Он ответил: «Небольшой фильм, который называется „Бегущий по лезвию“». «Звучит круто», — сказал я.

Деннис Гасснер, художник-постановщик фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Спустя годы карьера Денниса Гасснера, с тех пор проделавшего путь от простого ассистента до одного из лучших художников-постановщиков в мире (на момент начала работы над сиквелом «Бегущего» в активе Гасснера было пять номинаций на «Оскар» и одна выигранная статуэтка), привела его к моменту, когда ему самому предстояло приложить руку к долгожданному продолжению того «небольшого» фильма.

Встретившись с Дени Вильнёвом в Монреале осенью 2015-го, Гасснер первым делом попросил постановщика описать его видение нового «Бегущего по лезвию» одним ключевым словом.

Через секунду Вильнёв ответил: «Брутальность». Я попросил его немного развить эту мысль, на что он сказал: «[В сиквеле „Бегущего по лезвию“] окружающая среда стала суровее. Мир стал намного более требовательным».

Деннис Гасснер, художник-постановщик фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Таким образом брутальность стала своеобразным краеугольным камнем, на который художественный отдел опирался в ходе разработки визуального языка картины.

В этом материале использованы рисунки концепт-дизайнеров <a href="https://victormartinez.artstation.com/projects/P0emy" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Виктора Мартинеза</a> и <a href="https://georgehull.artstation.com/albums/636706" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Джорджа Халла</a>, работавших в команде Дениса Гасснера
В этом материале использованы рисунки концепт-дизайнеров Виктора Мартинеза и Джорджа Халла, работавших в команде Дениса Гасснера

Уже тогда Гасснер примерно представлял, как это можно будет отразить в архитектуре («Силы природы [в мире „Бегущего по лезвию“] обратились против нас, поэтому здания должны „иметь мощь“, чтобы противостоять этому»), но сперва ему предстояло обновить облик самого распространённого воздушного транспорта будущего.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Деннис Гасснер говорит, что спиннеры, на которых передвигались герои первого фильма, выглядели достаточно «мягкими». Новые модели должны были стать более крепкими и угловатыми — а значит, более брутальными.

Следующей остановкой для художественного отдела стала штаб-квартира корпорации Wallace — величественное пирамидальное строение, возвышающееся над остальным Лос-Анджелесом на несколько километров.

На идею о том, как должно выглядеть сердце пирамиды — логово самого Ниандера Уоллеса — Гасснера натолкнула одна интересная деталь, когда-то подмеченная им во время экскурсии по древнему храму в японском городе Киото.

Это был великолепный храм, построенный непревзойдёнными мастерами — но зачем же они сделали полы в нём такими скрипучими? Я спросил об этом гида, и он ответил, что это было чем-то вроде «сигнализации»: если ночью, когда все должны были спать, ты вдруг слышал скрип, это могло означать что-то неладное.

Деннис Гасснер, художник-постановщик фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Для фильма эту концепцию немного переработали: в итоге в «офисе» Уоллеса появился островок, со всех сторон окружённый водой, — по её поверхности звук передаётся намного лучше.

Ранний концепт-арт здания корпорации Wallace <br />
Ранний концепт-арт здания корпорации Wallace

Образ Лас-Вегаса, опустошённого в результате взрыва «грязной бомбы», был вдохновлён некоторыми австралийскими городами во время сильнейшей пылевой бури, накрывшей восточное побережье страны в сентябре 2009 года.

Мост Харбор-Бридж в Сиднее во время пылевой бури
Мост Харбор-Бридж в Сиднее во время пылевой бури

Примечательно, что в «проектировании» новоиспечённого города-призрака принял участие сам Сид Мид — легендарный концепт-дизайнер, которому оригинальный «Бегущий по лезвию» едва ли не полностью обязан своим визуальным стилем. Когда Мид подключился к работе над его сиквелом, ему было уже за восемьдесят.

Дени Вильнёв ненадолго зашёл в нашу студию и мы с ним обсудили, что именно я должен был сделать для фильма. Если вкратце, он хотел, чтобы я предложил свою версию Лас-Вегаса будущего — такого, каким он был описан в сценарии.

Сид Мид, концепт-дизайнер и футурист
Один из скетчей постапокалиптического Лас-Вегаса, нарисованных Мидом для «Бегущего по лезвию 2049»
Один из скетчей постапокалиптического Лас-Вегаса, нарисованных Мидом для «Бегущего по лезвию 2049»

Для создания гардероба персонажей Дени Вильнёв пригласил художника по костюмам Рене Априль, с которой он сотрудничает на протяжении всего «американского» этапа своей карьеры.

Постановщик говорит, что дизайн одежды героев фильма в большой степени продиктован аномальными холодами, захватившими Лос-Анджелес будущего и его окрестности: «Зима очень сильно влияет на поведение людей: она заставляет тебя ходить по-другому, говорить по-другому и думать по-другому». Априль с ним в этом полностью соглашается.

Я сделала костюмы для тёмного, сырого, загрязнённого и несчастного мира, который создал Дени Вильнёв. Мне приходилось постоянно сдерживать себя и убирать из одежды чересчур авангардные и эксцентричные элементы, потому что от этого могла пострадать история.

Рене Априль, художник по костюмам фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Дизайн пальто офицера Кея создавался с оглядкой на культовый плащ Декарда из первого фильма, а дополнить его ворот искусственным мехом <a href="https://www.dmarge.com/2017/09/ryan-gosling-blade-runner.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">предложил</a> сам Райан Гослинг
Дизайн пальто офицера Кея создавался с оглядкой на культовый плащ Декарда из первого фильма, а дополнить его ворот искусственным мехом предложил сам Райан Гослинг

Если футуристический Лос-Анджелес Ридли Скотта был наполнен пёстрым азиатским колоритом, то в мрачной Калифорнии Вильнёва отчётливо ощущается влияние русской культуры: теплицы на ферме Саппера гордо украшают надписи на кириллице, корпорация Wallace использует в качестве джингла мелодию из симфонической сказки «Петя и волк», герой Райана Гослинга в ходе теста на стабильность декламирует Набокова, а по улицам города ангелов кружатся голографические балерины, рекламирующие загадочные советские товары.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Для того, чтобы правдоподобно расширить лор «Бегущего по лезвию» и обеспечить преемственность между двумя фильмам, Вильнёву приходилось обращаться не только к картине Скотта, но и к литературному первоисточнику. Начав подробно изучать роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», режиссёр сразу же подметил, что в описанном Филипом К. Диком будущем Советский Союз всё ещё присутствует на геополитической карте мира — как, собственно, и было на момент написания книги.

Я решил, что было бы интересно над этим поразмышлять: что, если СССР так бы и не распался и обладал бы сейчас такой же культурной и экономической силой, как США, исповедуя при этом совершенно другие политические традиции?

Вы видите «Макдоналдс» в Москве — что, если бы вы точно также видели русские товары на улицах Лос-Анджелеса? Я подумал, что это поможет создать довольно интересную искажённую реальность, которая бы с самого начала сообщала зрителю, что он находится в другом мире, где действуют иные геополитические законы.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»
В завершение темы «русского следа» в «Бегущем по лезвию 2049» – хроника похода Дени Вильнёва на шоу «Вечерний Ургант»

«Мне тоже нравится Бергман»

Съёмки «Бегущего по лезвию 2049» стартовали в июле 2016 года в Будапеште. Первоначально Дени Вильнёв собирался ставить фильм в Лондоне, но в то время все подходящие площадки (примерно две трети «Бегущего» необходимо было снимать в павильонах) в столице Англии оказались заняты. Переместиться в Венгрию кинематографистам посоветовал Ридли Скотт, который двумя годами ранее снял там своего «Марсианина».

Ридли Скотт и Харрисон Форд на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Ридли Скотт и Харрисон Форд на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Кстати, своё привычное название фильм получил далеко не сразу. Среди предлагавшихся продюсерами вариантов были такие, как Blade Runner: Time to Live (оптимистичный противовес последним слова Роя Батти из оригинального фильма) и Blade Runner: Androids Dream (своеобразный ответ на вопрос, который задавало название книги-первоисточника).

На момент начала съёмок в сценарии ленты не был прописан точный год действия сюжета — как позже рассказывал Майкл Грин, вопрос с названием нового «Бегущего» окончательно решился только после того, как во время перерыва между съёмочными днями продюсеры и сценаристы собрались вместе, чтобы определить подробный таймлайн событий, произошедших в мире «Бегущего по лезвию» после 2019 года.

Сильвия Хукс, Дени Вильнёв и Робин Райт на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Сильвия Хукс, Дени Вильнёв и Робин Райт на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

С началом съёмок Ридли Скотт стал, как и положено исполнительному продюсеру, довольно часто приезжать в Будапешт. Характерно, что Вильнёву подобные визиты мастера порой доставляли серьезный дискомфорт — он объясняет, что моменты, когда режиссёр оригинальной картины находился на съёмочной площадке сиквела, делали и без того гигантскую ответственность за наследие «Бегущего по лезвию» практически неподъёмной.

В один из съёмочных дней ощущение того, что [Скотт] постоянно стоит за моей спиной, стало для меня буквально невыносимым. Я решил пошутить и спросил его: «Эй Ридли, кто твой любимый режиссёр?», — на что он ответил, что любит Ингмара Бергмана и Кубрика. «Мне тоже нравится Бергман, — сказал я. — Так вот, Ридли, как бы ты себя чувствовал, если бы сейчас ты снимал фильм, а Бергман стоял бы прямо у тебя за спиной?». В ответ он сильно расхохотался и сразу же ушёл.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнёв, Ридли Скотт, Харрисон Форд и  Райан Гослинг на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнёв, Ридли Скотт, Харрисон Форд и Райан Гослинг на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Чтобы сохранить сюжет «Бегущего по лезвию 2049» в тайне, продюсерам приходилось прибегать к самым различным ухищрениям — например, за время производства проект сменил несколько «подставных» имён (всего их было три: Acid Zoo, Queensboro и Triboro), которые были призваны оградить его от посторонних глаз.

Актёр Ленни Джеймс, сыгравший роль «мусорного короля» мистера Коттона, считает, что продолжению «Бегущего по лезвию» удалось обойти по уровню секретности даже «Ходячих мертвецов».

Когда мне предложили эту работу, я сказал, что хотел бы сперва прочитать сценарий — и мне прислали 20 страниц, на которых были описаны события, предшествующие появлению моего персонажа, и ещё 20 страниц с событиями, произошедшими после.

Всё это было в приложении, которое открывалось только на одном устройстве, при этом я не мог ни сделать скриншот, ни сохранить текст куда-то ещё. Мне сказали: «У тебя есть 36 часов». И через 36 часов весь текст просто... исчез.

Ленни Джеймс, актёр

На съёмочной площадке Джеймсу также приходилось работать с сокращённой версией сценария, содержащей только сцены, в которых появляется его персонаж. Полный текст сценария актёру в итоге всё же выслали, но прочитать его он не успел — сценарий самоуничтожился из его планшета через несколько часов после того, как Джеймс закончил съёмки.

Так Коттон должен был выглядеть согласно изначальной задумке, но по просьбе Ленни Джеймса образ и характер персонажа были существенно <a href="https://www.gamespot.com/articles/how-blade-runner-2049-changed-thanks-to-one-actor/1100-6453811/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">переработаны</a> <br />
Так Коттон должен был выглядеть согласно изначальной задумке, но по просьбе Ленни Джеймса образ и характер персонажа были существенно переработаны

Финальный облик «Бегущего по лезвию 2049» во многом определило совместное решение Дени Вильнёва, Роджера Дикинса и Денниса Гасснера построить для съёмок ленты реальные декорации.

Едва ли не каждый актёр или актриса, с которыми мы начинали переговоры об участии в этом проекте, первым делом спрашивали, как будут проходить съёмки: на фоне зелёного экрана или с использованием настоящих декораций?

Для них это огромная разница, ведь снимаясь в осязаемом окружении они могут сосредоточится на внутреннем мире своих персонажей, вместо того чтобы всё время пытаться понять, где именно они находятся.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Само собой, в фильме всё-таки не обошлось без повсеместного применения CGI — например, во многих сценах графику использовали как раз для того, чтобы «достраивать» задний план к уже отснятым декорациям.

Всего же в создании визуальных эффектов для «Бегущего по лезвию 2049» было задействовано восемь студий-вендоров, разбросанных по всему миру. Работу каждой из них координировал супервайзер визуальных эффектов картины Джон Нельсон.

[Вильнёв и Дикинс] хотели, чтобы каждый кадр в фильме выглядел одновременно выразительно и реалистично и при этом отвечал бы эмоциональным потребностям истории.

Чтобы достичь этого, мне приходилось регулярно просматривать одни и те же кадры по нескольку сотен раз и давать подробные инструкции VFX-вендорам. Я хотел добиться того, чтобы каждый сделанный нами кадр был идеален настолько, насколько это было возможно.

Джон Нельсон, супервайзер визуальных эффектов фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Нельсон рассказывает, что окончательный монтаж фильма насчитывает 1190 кадров, содержащих цифровые эффекты. Исходя из практических соображений, супервайзер старался распределить работу между вендорами таким образом, чтобы максимальное число кадров, делегированных каждой студии, оставалось (за редким исключением) в пределах двух с половиной сотен.

Так, британской компании Framestore достались гигантская свалка и пустынные улицы Лас-Вегаса, французской студии BUF — голографическое шоу и сцена с искусственными воспоминаниями, а американской Atomic Fiction — эпизод перед баром Биби.

За голографический облик Джой (включая сцену «любви втроём») отвечала студия Double Negative, теперь известная как DNEG

Одну из самых технически сложных сцен — «воскрешение» Рэйчел — Нельсон доверил компании MPC, ранее уже делавшей что-то подобное для фильма «Терминатор: Генезис».

Процесс создания цифровой копии возлюбленной Декарда начался с поисков дублёрши, внешность и комплекция которой должны были максимально совпадать с тем, как в молодости выглядела актриса Шон Янг, сыгравшая Рэйчел в оригинале. Сама Янг также принимала участие в съёмках — её главной задачей было научить дублёршу ходить и двигаться в точности как Рэйчел.

После того, как сцена была отснята, сотрудники MPC на протяжении целого года трудились над созданием анимированной модели головы Рэйчел — за её основу была взята отсканированная копия головы Шон Янг.

«Подобные вещи занимают очень много времени, — говорит Вильнёв. — Наверное, мою задницу спасло то, что я с самого начала ограничил количество кадров, в которых должна была появляться CGI-версия Шон Янг»

Чтобы наглядным образом проверить качество своей работы, супервайзеры из MPC взяли по одному кадру из трёх разных сцен оригинального «Бегущего по лезвию» и в каждом из них заменили настоящую Рэйчел на её компьютерного двойника — по словам Нельсона, разницы не заметили ни Вильнёв, ни продюсеры фильма.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Среди всего многообразия построенных для съёмок «Бегущего по лезвию 2049» декораций едва ли можно было отыскать хотя бы один интерьер, созданный без учёта пожеланий Роджера Дикинса — не только превосходного оператора, но и настоящего виртуоза во всём, что касается постановки света в кадре.

Иногда Дикинс становится похож на учёного — для него очень важно в точности отразить то, как работает логика света в кадре. Но если сравнивать с большинством других фильмов, где тебя постоянно сковывает реальность, то [на съёмках «Бегущего по лезвию 2049»] у него было гораздо больше возможностей для экспериментов.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Дикинс говорит, что перед ним никогда не стояло задачи в какой-либо степени воссоздать в «Бегущем по лезвию 2049» фирменное высококонтрастное освещение из первого фильма, тем более что локации в сиквеле стали намного разнообразнее — ко многим из них оператору приходилось искать индивидуальный подход.

Мы пользовались множеством светодиодных ламп, равно как и большим количеством довольно старомодного света, потому что это было дешёво. Даже при работе над таким фильмом тебе нужно постоянно контролировать свои расходы.

Всё зависело от ситуации: в каких-то сценах нам приходилось использовать огромное количество софтбоксов, а в других — светодиодные ленты.

Роджер Дикинс, оператор фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Райан Гослинг на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Райан Гослинг на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Пожалуй, наиболее интересными моментами в фильме с точки зрения работы с освещением стали сцены, действие которых происходит внутри штаб-квартиры корпорации Wallace. Например, мерцающие водяные блики в сцене встречи Уоллеса и Декарда были получены с помощью нескольких сотен светильников, закреплённых на специальной вращающейся конструкции, которая была подвешена над площадкой.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

За традиционные физические спецэффекты в «Бегущем по лезвию 2049» отвечал супервайзер Герд Нефцер, к которому за время съёмок прочно прикрепилась репутация превосходного «метеоролога» — всё из-за обилия искусственных осадков, с которыми приходилось работать немецкому специалисту.

«Бегущий по лезвию 2049» является одним из первых фильмов, для съёмок которых составлялось настоящее «погодное расписание» – список определенных метеоусловий для каждой конкретной сцены.

Герд Нефцер, супервайзер спецэффектов фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Но главным испытанием для команды Нефцера стала подготовка к съёмкам кульминационной сцены фильма: на строительство огромного бассейна, имитирующего подножие «морской стены», ушло около восьми недель.

В бассейне были установлены водяные пушки, дождевые установки и несколько опрокидывающихся резервуаров, в то время как для создания волн использовались два экскаватора с пластиковыми контейнерами вместо ковшей. Для слаженного управления всеми этими механизмами во время съёмок требовалась команда, состоящая из тридцати человек.

Адам Сэвидж – бывший ведущий передачи «Разрушители легенд» и большой фанат оригинального фильма — протестировал бассейн в рамках своего YouTube-шоу

Сцену спасения Декарда снимали по ночам, когда на улице было уже достаточно прохладно — актёров не спасало даже то, что вода в бассейне постоянно подогревалась. Райан Гослинг рассказывает, что в перерывах между дублями они вместе с Харрисоном Фордом пытались согреться, сидя в джакузи, которое находилось неподалёку.

Если бы раньше кто-то сказал мне, что однажды я буду полностью одетым сидеть в джакузи и болтать с Харрисоном Фордом, я бы ответил, что очень сильно в этом сомневаюсь.

Райан Гослинг, актёр
Райан Гослинг, Харрисон Форд и Дени Вильнёв на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Райан Гослинг, Харрисон Форд и Дени Вильнёв на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Ещё один курьёзный эпизод между Фордом и Гослингом произошёл во время съёмок драки Декарда и Кея. В одном из дублей Форд немного не рассчитал траекторию своего удара — в итоге кулак актёра попал прямо по лицу его более молодого напарника.

«Когда мы снимали эту сцену, я сделал около сотни ударов, но попал [по Гослингу] лишь однажды», — <a href="https://www.gq.com/story/harrison-ford-gq-cover-story-2017" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вспоминает</a> Форд
«Когда мы снимали эту сцену, я сделал около сотни ударов, но попал [по Гослингу] лишь однажды», — вспоминает Форд

Джаред Лето, хорошо известный своими нестандартными методами вхождения в образ, не стал изменять себе и в случае с «Бегущим по лезвию 2049». Для того, чтобы правдоподобно сыграть роль слепого, он решил использовать специальные непрозрачные линзы, причём надевал их актёр ещё до приезда на площадку — в остальное время ему помогал передвигаться ассистент.

Позже Лето рассказывал, что за всё время съёмок ему так и не удалось увидеться ни с кем из своих партнеров по фильму.

Дени Вильнёв и Джаред Лето на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Дени Вильнёв и Джаред Лето на съёмках фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Отдельного упоминания заслуживают грандиозные практические миниатюры, созданные для продолжения «Бегущего» знаменитой студией Weta Workshop.

Перед новозеландцами стояла задача построить уменьшенные модели зданий и окружения, которые должны были воплощать три довольно примечательные локации: здание Департамента полиции Лос-Анджелеса c прилегающими к нему кварталами, штаб-квартиру корпорации Wallace (которая со времён первых набросков эволюционировала в архитектурный ансамбль из трёх плоских пирамид), а также сравнительно небольшой участок огромной свалки, образовавшейся на месте города Сан-Диего.

Дизайнерское подразделение  Weta Workshop также принимало участие в разработке концепт-артов для «Бегущего по лезвию 2049», когда фильм находился ещё в стадии препродакшна
Дизайнерское подразделение Weta Workshop также принимало участие в разработке концепт-артов для «Бегущего по лезвию 2049», когда фильм находился ещё в стадии препродакшна

Во время работы над кинотрилогией «Властелин колец» сотрудники Weta Workshop придумали плохо переводимый на русский язык термин bigatures — нетрудно догадаться, что его смысл заключается в том, что используемые на съёмках фильмов миниатюры, несмотря на своё название, зачастую являются довольно громоздкими.

Всё это можно в полной мере отнести к моделям, построенным для сиквела «Бегущего по лезвию» — так, высота полицейской «башни», собранной из нескольких отдельных блоков, составила четыре с половиной метра.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Но готовые миниатюры необходимо было ещё и эффектно снять — для этой задачи Weta Workshop пригласила опытнейшего специалиста Алекса Функе (свой первый «Оскар» Функе получил ещё за фильм «Вспомнить всё», а второй и третий — за «Две крепости» и «Возвращение короля»), специализирующегося на съёмке практических моделей.

Отснятые кадры попадали прямиком на стол к VFX-супервайзеру Джону Нельсону, после чего в них добавлялись необходимые визуальные эффекты и элементы — например, пролетающий спиннер главного героя.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Когда съёмки «Бегущего по лезвию 2049» были уже в разгаре, стало известно, что за музыку к фильму будет отвечать Йохан Йоханнссон — ещё один давний творческий соратник Дени Вильнёва, в своё время создавший саундтреки для «Пленниц», «Убийцы» (которая принесла ему номинацию на «Оскар») и «Прибытия».

Несмотря на то, что музыкант Вангелис, написавший саундтрек к первой картине, не принимал участия в работе над  «Бегущим по лезвию 2049», в фильме используется <a href="https://music.yandex.ru/album/4725559/track/37318448" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">переанжированная версия</a> его знаменитой композиции «Tears in Rain»
Несмотря на то, что музыкант Вангелис, написавший саундтрек к первой картине, не принимал участия в работе над «Бегущим по лезвию 2049», в фильме используется переанжированная версия его знаменитой композиции «Tears in Rain»

Так или иначе, летом 2017 года (всего за несколько месяцев до выхода картины) появилась информация, что написанная Йоханнссоном музыка не до конца соответствует ожиданиям Дени Вильнёва. Для того, чтобы привести саундтрек фильма в порядок, режиссёр решил нанять ещё двоих композиторов — не нуждающегося в представлении Ханса Циммера и перспективного музыканта Бенджамина Уолфиша, до этого уже помогавшего Циммеру с саундтреками для «Скрытых фигур» и «Дюнкерка».

А вскоре Йоханнссон и вовсе покинул проект — в финальной версии картины написанная им музыка не используется.

Я хочу сказать, что производство фильмов — это художественный процесс, где ты не можешь спланировать всё с абсолютной точностью. Йохан Йоханнссон — один из моих любимых композиторов. Он очень сильный музыкант.

Но дело в том, что этот фильм нуждался в чём-то другом — в чём-то, что было бы ближе к музыке Вангелиса. Мы с Йоханом решили, что мне необходимо было двигаться в этом направлении. Я надеюсь, что мне представится шанс поработать с ним снова, потому что он действительно фантастический композитор.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»

К сожалению, «Бегущий по лезвию 2049» оказался последней, пусть и несостоявшейся, коллаборацией Вильнёва и Йоханнссона — в феврале 2018 года композитор скончался от передозировки наркотиками.

Антиблокбастер

Существует мнение, что для коммерческого провала «Бегущего по лезвию 2049» с самого начала имелась целая масса предпосылок: в конце концов, если ты решаешь сделать многомиллионный сиквел фильма, который вышел более тридцати лет назад (и был понят только спустя годы), да ещё и приглашаешь для этого режиссёра, снимающего достаточно нишевое кино, — то тебе стоит быть готовым к самым непредсказуемым последствиям.

Ана де Армас, Райан Гослинг, Сильвия Хукс и Дени Вильнёв на мероприятии в рамках пресс-тура «Бегущего по лезвию 2049» в Барселоне
Ана де Армас, Райан Гослинг, Сильвия Хукс и Дени Вильнёв на мероприятии в рамках пресс-тура «Бегущего по лезвию 2049» в Барселоне

Так или иначе, второй «Бегущий по лезвию» заработал в мировом прокате немногим меньше 260 миллионов долларов, став самой кассовой работой в карьере Дени Вильнёва, — но даже такие солидные сборы не смогли полностью отбить его непомерный бюджет. По разным оценкам, производство картины обошлось компании Alcon Entertainment в сумму от 150 до 185 миллионов долларов (из которых около 110 миллионов инвестировала компания Sony Pictures, занимавшаяся международным прокатом картины) и ещё примерно 130 миллионов было потрачено на её продвижение.

В «Бегущем по лезвию 2049», как и в его предшественнике, появляется виски Johnnie Walker Black Label. Специально к выходу фильма производитель <a href="https://www.johnniewalker.com/en-hk/our-whisky/limited-edition-whiskies/blue-label-the-directors-cut/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">выпустил</a> ограниченную серию этого напитка с подзаголовком The Director's Cut
В «Бегущем по лезвию 2049», как и в его предшественнике, появляется виски Johnnie Walker Black Label. Специально к выходу фильма производитель выпустил ограниченную серию этого напитка с подзаголовком The Director's Cut

Кстати, многие связывают недостаточно высокие коммерческие показатели «Бегущего по лезвию 2049» именно с выбранной прокатчиками маркетинговой стратегией, в каком-то смысле оказавшейся закономерным продолжением драконовских мер по сохранению секретности, которые царили на съёмочной площадке фильма.

[«Бегущий по лезвию 2049»] задумывался как часть парадигмы, созданной оригинальной картиной, поэтому он по определению является чем-то вроде антиблокбастера. Возможно, в этом смысле я осознанно двигался в направлении разочаровывающих кассовых сборов. Спасти ситуацию мог маркетинг, но занимавшиеся им студии переоценили значение первого фильма для массовой аудитории.

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»
Кей не случайно передвигается на спиннере марки Peugeot — взамен на продакт-плейсмент автоконцерн должен был помочь с продвижением фильма, однако в итоге отказался от сделки. Впоследствии Alcon Entertainment <a href="https://www.hollywoodreporter.com/thr-esq/blade-runner-2049-studio-sues-automaker-not-living-up-flying-car-deal-1175396" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">подала</a> к компании 30-миллионный иск
Кей не случайно передвигается на спиннере марки Peugeot — взамен на продакт-плейсмент автоконцерн должен был помочь с продвижением фильма, однако в итоге отказался от сделки. Впоследствии Alcon Entertainment подала к компании 30-миллионный иск

Трейлеры продолжения «Бегущего» в основном концентрировались на визуальном ряде и экшн-сценах, не сообщая при этом почти никакой существенной информации о происходящих в фильме событиях, в то время как критикам, которым лента демонстрировалась на специальных предпоказах, также запрещалось раскрывать в своих рецензиях подробности сюжета. Некоторые журналисты вспоминают, что Дени Вильнёв просил не упоминать даже того, что Кей — репликант, хотя об этом зрителю прямо сообщается едва ли не на первых минутах фильма.

Мне нравится идея того, что ты должен узнавать всё это по ходу фильма. Один из своих лучших экспириенсов я, как синефил, получил будучи членом жюри одного кинофестиваля, где я должен был посмотреть двадцать фильмов, о которых не знал вообще ничего. Ты не знаешь ни жанра, ни страны, ни сюжета. Ты не знаешь даже, комедия это будет или хоррор!

Дени Вильнёв, режиссёр фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Тем не менее сказать, что рекламная кампания нового «Бегущего» проводилась спустя рукава, было бы неправильным — чего стоит только серия короткометражных фильмов, связывающих события оригинальной картины и сиквела. Другое дело, что на момент выхода «Бегущего по лезвию 2049» в прокат их посмотрели в основном лишь самые преданные фанаты первой ленты.

Всего короткометражек вышло три: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=HBomtD6YyT4" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«2036: Возрождение Nexus»</a> и <a href="https://www.youtube.com/watch?v=QsNM8YyBLFk" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«2048: Некуда бежать»</a> снял режиссёр Люк Скотт (сын Ридли Скотта), а анимационную <a href="https://www.youtube.com/watch?v=rrZk9sSgRyQ" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Blackout 2022</a> поставил создатель аниме-сериала Cowboy Bebop Синъитиро Ватанабэ
Всего короткометражек вышло три: «2036: Возрождение Nexus» и «2048: Некуда бежать» снял режиссёр Люк Скотт (сын Ридли Скотта), а анимационную Blackout 2022 поставил создатель аниме-сериала Cowboy Bebop Синъитиро Ватанабэ

Большинство критиков, напротив, приняло продолжение «Бегущего по лезвию» с распростёртыми объятиями, что стало очередным подтверждением того, что хорошие рецензии не всегда являются гарантией хорошей прибыли. Оценили фильм и члены Американской киноакадемии — «Бегущий по лезвию 2049» был удостоен пяти номинаций на премию «Оскар», из которых ему удалось победить в двух.

Помимо Джона Нельсона и Герда Нефцера статуэтки за лучшие визуальные эффекты получили супервайзеры Пол Ламберт (студия DNEG) и Ричард Р. Гувер (студия Framestore), а Роджер Дикинс наконец-то завоевал свой первый «Оскар» за лучшую операторскую работу — до этого он проигрывал в этой номинации целых тринадцать раз.

Ричард Р. Гувер, Пол Ламберт, Герд Нефцер и Джон Нельсон на 90-й церемонии вручения премии «Оскар»  
Ричард Р. Гувер, Пол Ламберт, Герд Нефцер и Джон Нельсон на 90-й церемонии вручения премии «Оскар»  

Дени Вильнёв вспоминает, как после одного из первых показов «Бегущего по лезвию 2049» кто-то из продюсеров сказал ему, что они сделали самый дорогой артхаусный фильм в истории кино. По словам режиссёра, он вряд-ли когда-нибудь возьмётся снимать ещё один фильм с таким же гигантским бюджетом — правда, уже сейчас очевидно, что его версия «Дюны» совершенно точно будет не из дешёвых.

Кассовый провал «Бегущего по лезвию 2049» стал для Alcon Entertainment достаточно серьёзным потрясением. Убытки, понесённые независимой студией и её инвесторами, составили порядка 80 миллионов долларов — чтобы справится с издержками, компании даже пришлось сократить небольшую часть своих сотрудников.

Тем не менее Alcon планирует развивать франшизу и дальше — правда, пока в несколько других направлениях. Уже сейчас в разработке находится аниме-сериал под названием «Бегущий по лезвию: Чёрный лотос», а также серия комиксов «Бегущий по лезвию 2019», которая создаётся при непосредственном участии сценариста Майкла Грина.

Самый дорогой артхаус в истории: как создавался «Бегущий по лезвию 2049»

Что же до полноформатного продолжения — то пока остаётся лишь надеяться, что выхода следующего «Бегущего по лезвию» не придётся снова ждать долгие тридцать пять лет.

3636 показов
82K82K открытий
33 репоста
230 комментариев

Лучший фильм 2017 года. Как же он мне зашел тогда... Многие писали, что нудно и скучно, когда я во время сеанса был вжат в кресло кинотеатра от напряжения при просмотре.
Спасибо за статью.

Ответить

Просто некоторые не умеют погружаться, таким фильм и кажется нудным

Ответить

Фильм шикарный, очень атмосферный.
Когда смотрел - краем глаза замечал как подпивасы уходили из зала, видимо думали, что тут будет очередной марвел-фильм, с рофлами и кучей драк-хуяк.

Ответить

Мы с супругой, весь фильм сидели с одной только мыслью: "Еще хоть чуточку, так не хочется чтоб это заканчивалось". Ведь о сюжете можно спорить долго, но визуально и что не менее важно в плане звука - картина просто божественна.

Ответить

Я посмотрел Бегущего по лезвию 2049 дважды за два дня.
Это не просто лучший фильм 2017 года, это самый эстетически красивый фильм за всю историю кинематографа.
Сочетание картинки и музыки просто безупречное.
Подлинное пиршество для глаз.

Ответить

Я очень давно не пересматривал фильмы, просто не было такого, который настолько зацепил бы. Но вот бегущий зацепил.

Ответить

У меня было примерно также с фильмом "Дюнкерк". 2 часа на кончике сиденья, вздрагивая при каждом взрыве.

Ответить