Румынская новая волна в лицах

Самые видные режиссеры румынского кино второй половины нулевых и их знаковые работы.

Кадр из фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
Кадр из фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня»

Еще двадцать лет назад вряд ли кто-то заговаривал о румынском кино за пределами собственно Румынии: местный кинематограф только вставал на ноги после десятилетий жесткой цензуры, беспощадно давившей любое мнение, не совпадавшее с генеральной линией партии, и новому поколению режиссеров приходилось буквально начинать с нуля - без опыта, бюджетов и хорошего оборудования.

Первые годы были исключительно тяжелыми для румынского кинематографа: количество выходивших в прокат фильмов сокращалось такими высокими темпами, что в период с конца 1999 года по осень 2001 на экран не вышло ни одной местной ленты, государство практически не выделяло субсидий студиям, а многие опытные постановщики покинули страну задолго до начала революции и работали на Западе.

Лучиан Пинтилие (1933-2018), румынский классик <p><br /></p>
Лучиан Пинтилие (1933-2018), румынский классик


Но всего спустя полтора десятилетия после падения режима Чаушеску румынское кино вышло из тени и неожиданно громко заявило о себе: молодые постановщики быстро стали завсегдатаями европейских кинофестивалей, получив признание именитых режиссеров, критиков и любителей авторского кино, совершив, пожалуй, один из самых впечатляющих прорывов последних лет.

Интерес к Румынии, среди прочего, подстегнул и выход в 2007 году фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Молодость без молодости», поставленного по одноименной повести румынского писателя Мирчи Элиаде. Если прежде Румынию голливудские режиссеры использовали исключительно как площадку для съемок и источник дешевой рабочей силы («Призрак Красной Реки», «Потомство Чаки»), то Коппола стал первым из постановщиков, экранизировавшим румынскую прозу и взявшим на роли румынских актеров.

Кадр из фильма «Молодость без молодости» <p><br /></p>
Кадр из фильма «Молодость без молодости»


Режиссерам новой Румынии сравнительно быстро и легко удалось стать голосом поколения, выросшего за железным занавесом и не привыкшего вслух обсуждать свои проблемы. Падение коммунистического режима дало возможность говорить о вещах, которые прежде были под запретом: от репрессий и чисток до свобод и прав.

Героями румынских лент становятся простые люди - разочарованные представители «потерянных поколений», тоскующие по лучшим временам, или полная надежд молодежь, выживающая в мрачной советской действительности, - с простыми и понятными - с поправкой на местный колорит - далеко за пределами бывшего соцлагеря проблемами.

Кадр из фильма «Смерть господина Лазареску»
Кадр из фильма «Смерть господина Лазареску»

При этом новое румынское кино крайне неоднородно: его «новая волна» - это скорее условное название Ренессанса по-румынски, но никак не единое движение с четкой позицией и звездными лидерами - с одинаковым успехом местные постановщики выпускают острые социальные драмы о советском прошлом и легкие комедии, стараясь прежде прочего сохранять авторский почерк и самобытность.

Нехватку опыта и средств с лихвой компенсируют рвение и усердие, а мрачная и нарочито-небрежная «провинциальность» всячески подчеркивается: режиссеры не боятся простых сюжетов и почти условных персонажей, но вместе с тем не отказывают себе в удовольствии поэкспериментировать с кадром, ловко балансируя на грани классического артхауса и «народного» кино.

Кадр из фильма «Мечты о Калифорнии»
Кадр из фильма «Мечты о Калифорнии»

Кристиан Мунджиу

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и множества других престижных наград, режиссер, открывший (по весьма распространенному мнению) миру румынский кинематограф, 50-ти летний Кристиан Мунджиу - это, безусловно, одна из главных фигур современного кино Румынии.

Румынская новая волна в лицах

Дебютировавший в 2002 году с фильмом «Запад», Мунджиу недолгое время оставался в тени более маститых коллег - Лучиана Пинтилие, Мирча Данелюка и Дана Пица: в 2007 году он выпустил картину «4 месяца, 3 недели и 2 дня» о студентке, решившейся сделать нелегальный аборт в доживающей последние годы социалистической Румынии, и стал настоящей звездой.

Кадр из фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня»
Кадр из фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня»

Мунджиу - крайне необычный и интересный режиссер: он одинаково удачно обращается к прошлому опыту и наблюдает за бытом предреволюционной Румынии, критикует стремительно богатеющую румынскую церковь («За холмами») и удивительно-беспристрастно рассуждает о пороках современного румынского общества («Выпускной»), при этом оставаясь как бы сторонним наблюдателем, не смешивая реальность с авторским видением.

Практически с самого начала мы решили, что не хотим авторского присутствия в картине. Зритель не должен осознавать, что смотрит «сделанный» фильм

Кристиан Мунджиу о фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня»

Мунджиу уверен: его поколение выросло «в придуманном мире», и его фильмы - это попытка румынского человека, вырвавшегося на свободу, осознать, кто он такой. Отсюда, в сущности, и желание показывать все без прикрас: вместо «гневных разоблачительных филиппиков», которые пытались снимать румынские режиссеры после революции, Мунджиу старается рассказать зрителю о нем самом, ничего не утаив и ничего не приукрасив - даже если это покажется слишком жестоким или неуместным.

Кадр из фильма «Выпускной»
Кадр из фильма «Выпускной»

Простые истории Мунджиу смотрятся на редкость динамично, захватывают и держат в напряжении, хотя действие нередко происходит в обычном советском городе, а герои не попадают в по-настоящему острые ситуации.

Кристиан Немеску

Молодой режиссер, который имел все шансы стать новой звездой румынского кино, но погиб в автокатастрофе за год до выхода в прокат его первой полнометражной ленты - «Мечты о Калифорнии».

Кристиан Немеску
Кристиан Немеску

В отличие от Мунджиу, Немеску был «романтиком»: «Мечты о Калифорнии» и «Марилена с Седьмой улицы» - короткометражная лента о 13-ти летнем парнишке, влюбленном в местную путану, были пропитаны горькой, но яркой подростковой любовью, а герои были настоящими мечтателями с большими планами на будущее.

Первую картину Немеску посвятил прибытию американских войск в Румынию и надеждам, которые местные возлагали на перемены: маленький городок, принимающий военный поезд, оживает с прибытием чужаков и мечтает о том, как начнется новая жизнь, не особо, впрочем, стараясь приблизить наступление светлого будущего.

Кадр из фильма «Мечты о Калифорнии» <p><br /></p>
Кадр из фильма «Мечты о Калифорнии»


Хотя дебютную работу Немеску после его гибели пришлось заканчивать студии, большинство отснятого материала было решено сохранить: получившаяся в итоге лента поражает глубиной, которую явно не ожидаешь от 27-и летнего дебютанта. Немеску мастерски переходит от комедии в стиле Кустурицы к тяжелой драме, создает целый ряд колоритных образов и оставляет горькое, но крайне приятное послевкусие.

Кристи Пую

Родоначальник румынской «новой волны» и автор трагикомедии «Смерть господина Лазареску», ставшей своего рода классикой молодого румынского кинематографа.

Румынская новая волна в лицах

Кристи Пую, впрочем, всячески открещивается от ярлыков и штампов, считая даже само понятие «новой волны» глупой этикеткой.

Новая волна — это этикетка. Как и все этикетки — глупость. Новая волна была придумана конклавом людей, которые в 2005-м в Канне решили дать премию фильму «Смерть господина Лазареску», а в 2006 году в США назвать его лучшим фильмом года.

Кристи Пую о «Новой волне»

Пую не стесняется экспериментировать и пробовать себя в разных жанрах: то ставит комедию о пожилом мужчине, которому никак не могут сделать операцию на мозге («Смерть господина Лазареску»), то снимает абсурдно-гротескную историю о поминках в разрушенной семье («Сьераневада»), то выступает в главной роли в напряженно-тягучей драме о мужчине, который тяжело переживает развод («Аврора»).

Кадр из фильма «Сьераневада»
Кадр из фильма «Сьераневада»

Пую не стесняется долгих планов и статичной картинки, отчего его ленты вполне могут показаться затянутыми или даже скучными: сам режиссер, впрочем, признается, что не снимает фильмы для большого экрана и не думает об успехе - единственной целью для него остается «сказать нечто такое, что никто другой не скажет».

Кэтэлин Митулеску

Ровесник Кристиана Мунджиу, Кэтэлин Митулеску дебютировал в большом кино в 2006 году в лентой «Как я встретил конец света», хотя еще до ее выхода в прокат был достаточно известен благодаря короткометражке «Дорога».

Румынская новая волна в лицах

«Как я встретил конец света» - это драма о последних днях диктаторского режима Чаушеску через призму глаз семилетнего мальчика, который всерьез рассуждает о нелегких временах, задумывается о несправедливости, царящей вокруг, и вынашивает грандиозный план, который поможет стране в целом и ему в частности.

Кадр из фильма «Как я встретил конец света» <p><br /></p>
Кадр из фильма «Как я встретил конец света»


В какой-то степени ленты Митулеску лишены пугающего румынского колорита, переполняющего фильмы Мунджиу и Пую: впрочем, возможно, что причина тому отчасти в иностранных продюсерах - так, «Как я встретил конец света» был снят совместно с французскими компаниями, а в производстве драмы «Дамский угодник» о ловеласе, умело использующем влюбленных в него дам, участвовала Швеция.

Кадр из фильма «Дамский угодник»
Кадр из фильма «Дамский угодник»

Митулеску гораздо больше увлечен человеком и его чувствами, без привязки к месту действия и событиям вовне. Он запредельно романтичен и нежен: в его простых, но очаровательных историях центральное место всегда занимает Большая Любовь, которая толкает на безумные вещи, а герои если не влюбляют в себя сразу, то обязательно пробуждают самый живой интерес.

Флорин Щербан

Еще один молодой постановщик, на счету которого пока только одна крупная лента - «Хочу свистеть - свищу!», сценарий к которой написал Кэтэлин Митулеску.

Флорин Щербан
Флорин Щербан

По сюжету ленты, молодой парень, которому осталось досидеть всего несколько дней в колонии, впадает в отчаяние из-за того, что в город возвращается его блудная мать и решает забрать с собой второго ребенка, которого герой воспитывал. В панике парень пускается во все тяжкие, стараясь сделать хотя бы что-нибудь, чтобы не отдавать любимого брата нерадивой родительнице.

Кадр из фильма «Хочу свистеть - свищу!» 
Кадр из фильма «Хочу свистеть - свищу!» 

Крайне реалистичная и эмоциональная остросоциальная лента Щербана хорошо выступила на Берлинском кинофестивале, и постановщику пророчили большое будущее, но пока режиссер остается автором одного хита.

Корнелиу Порумбою

Еще один самородок, крупно выступивший с полнометражным дебютом в 2006 году: комедийная драма «12:08 к востоку от Бухареста» взяла несколько престижных премий, в том числе и «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале.

Румынская новая волна в лицах

Порумбою рассуждает о румынской революции крайне необычным образом: его герои собираются в студии маленькой провинциальной телекомпании и задаются вопросом, была ли все-таки революция или нет, а если да - то коснулась ли она их города: даром что прошло уже 16 лет, а никаких перемен забытая богом провинция так и не увидела.

Кадр из фильма «12:08 к востоку от Бухареста»
Кадр из фильма «12:08 к востоку от Бухареста»

При этом вся комедийная основа неуловимым образом улетучивается: Порумбою раскрывает глаза на постреволюционное похмелье, сменившей эйфорию, на серость и тоску, на безнадегу и светлое будущее, которой растворилось как фантом в мрачной реальности настоящего.

Порумбою питает особый интерес к деталям жизни постсоциалистической Румынии: если дебют его получился ироничным и относительно легким, остальные истории - будь то почти романтическая «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» или печальная «Полицейский, имя прилагательное» - выходят достаточно меланхоличными и - при всем своем здоровом оптимизме - несколько монотонными, тягучими и тоскливыми.

Кадр из фильма «Полицейский, имя прилагательное»
Кадр из фильма «Полицейский, имя прилагательное»
11 показ
2.5K2.5K открытий
9 комментариев

Спасибо за такой годный материал! Очень хочу посмотреть 4 месяца, 3 недели и 2 дня, Золотую Пальмовую ветвь не просто так давали, я думаю.

Ответить

Совсем не просто так, фильм потрясающий. Приятного просмотра!

Ответить

Отличная статья! Побольше бы таких!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень рекомендую румынский сериал от HBO - "Тени". Cюжет примерно как в первой "Мафии". Преступное упущение для статьи.

Ответить