Как простота эстетики помогает критиковать идеологии

Или попытка разобраться в незаконченной трилогии Ларса Фон Триера «Америка — страна возможностей».

Как простота эстетики помогает критиковать идеологии

«Догвилль» и «Мандерлей» имеют одинаковую структуру, схожие приёмы съёмки и монтажа, а также единый способ оформления окружения, хотя во втором фильме эти приёмы ощущаются более доработанными и аккуратными.

Что формулирует режиссёр

Сначала рассмотрим основные тезисы, чтобы ссылаться на них в дальнейшем и сконцентрироваться только на визуальных аспектах повествования.

В «Догвилле»:

  • Христианство производит слабых людей, а также поощряет их создание, этим пользуются окружающие. Более того, ничем хорошим (с точки зрения данной идеологии) это не закончится.
  • Христианство противоречит само себе. Последователь этой идеологии позволяет окружающим совершать любые поступки, обосновывая это тем, что они люди. Такие правила сам на себя он не распространяет. Это высокомерно, и, следовательно, противоречит догматам христианства.
  • Воля к власти над собой, а не над другими. Самоутверждение за счёт окружающих губительно (первая позиция проговаривается и показывается благодаря папе Грейс, вторая — Томасу).

В «Мандерлее»:

  • Либерализм, как развитие идей гуманизма, являющегося продуктом христианской традиции (первые христианские либералы говорили, что права человеку дал Бог и так далее), продолжает нести в себе стремление к человеческой слабости. Преемственность отражается в том, как Грейс сменяет парадигмы мышления, а слабость, в первом фильме через то, как использую девушку горожане, во втором в стремлении к сексуальным фантазиям героини.

  • Связь демократии и либерализма иллюзорна, так как две эти идеологии не согласуются друг с другом по ряду вопросов. Стремление к личной правовой свободе и мысль о том, что каждый человек лучше знает, что ему нужно, идёт в разрез с правотой большинства, уравниванию и угнетению меньшинства. Права человека распространяются на всё население Земли, в то время как демократия действует в рамках своей нации (в контексте фильма конфликт страны и общины). Эти противоречия ведут к конфликту в обществе и нарушению пресловутых либеральных прав и свобод (например, в неолиберальном обществе нарушается свобода слова).

  • Традиции не появились просто так, хоть и могут казаться абсурдными для непосвящённых, но за ними стоит конкретная практическая причина.

  • Навязывание идеологии извне, какой бы хорошей она не казалась, приведёт к негативным последствиям, так как субъект не знает специфики объекта.
Как простота эстетики помогает критиковать идеологии

Условные декорации и стилизация под театральную сцену

Города, в которых происходят действия фильмов, целиком построены в павильонах. Хотя сказать «целиком» будет не совсем верно. Режиссёр поместил на сцену только максимально необходимые элементы окружения, всё менее нужное достраивается зрителем исходя из надписей на полу, звуков, движений актёров и камеры, световых эффектов и стереотипов о том, что нас окружает. В «Догвилле» день с ночью отличается освещением сцены и цветом стен павильона, в «Мандерлее» только освещением сцены.

Уменьшение количества объектов в кадре помогает зрителю сконцентрироваться на персонажах, что очень важно для повествования в этих двух фильмах. Триер рассказал истории понятные всем. Бедный городок, во времена Великой депрессии или борьба с рабством — известные большинству образы, связанные с Америкой. В начале каждого фильма по радио или словами героев обозначается временной период, далее на это хронометраж не тратится. Режиссёр, не бывавший в США, максимально минималистично обозначил пространство, в котором происходит история, так, чтобы декорации не вызывали диссонанса у зрителя. Визуальное отсутствие стен показывает, насколько хорошо знают друг-друга жители: все тайны сразу становятся известными, а то, что зритель считал тайной, может оказаться общеизвестным фактом (например, имя человека, написавшего «Закон Мэм»). Изолированность Догвилля подчёркивается границами сцены, которые видно и днём, и ночью. Внешнее пространство нам не показывают вовсе, даже когда Грейс выезжает из города на машине. Да и зачем, ведь она всё равно вернётся. В «Мандерлее» Триер, не использовал белый цвет стен, сами границы, выделяемые светом, более мягкие, в том числе и потому, что в фильме Грейс как раз стремиться стереть эти границы.

Темнота вокруг двух городов, за которой скрывается остальной мир, отражается и на одежде Грейс. В чёрном плаще она приходит извне, постепенно приживаясь в городе, сменяет плащ на более светлую одежду, но потом, по причине смены ценностей или разочарования в жителях, и последующему отторжению общин, Грейс вновь надевает чёрный плащ. В «Догвилле» много времени уделяется тому, как Грейс укореняется в городе, поэтому плащ она снимает не сразу, а поначалу только отрывает от него куски.

Таким образом чередование чёрное–белое–чёрное, так же как и разбиение на времена года (весна — расцвет взаимоотношений, зима — их упадок, и так далее) структурирует фильм, помогают зрителю не теряться в повествовании и подробнее передаёт эмоциональное состояние персонажей.

Чередование на примере «Догвилля»

Говоря об отделении темнотой, хочется ещё выделить сцены в машине. В «Догвилле», когда Грейс разговаривает со своим отцом, выстраивается чёткая иерархия персонажей: гангстер с дочкой элитарны, отделены от окружающих шторками (визуально темнотой), жители города через них пробиться не могут, только голоса шайки отца. Во втором фильме сменившаяся парадигма мышления Грейс подчёркивается постоянно открытыми шторками, больше нет темноты, отделяющей её от окружающего мира.

Либо парные сцены, либо два эпизода, связанных причинно-следственной связью

Повторяя концептуально одну и ту же сцену, но с разным контекстом, Триер фиксирует в сознании зрителя состояния персонажей и их изменения. В «Догвилле» для этих целей режиссёр использует сцену, в которой Грейс после «лёгкого изменения дневного света» рассматривает жителей города, уставившихся на неё. В первом появлении подобной сцены в фильме, из предшествующей речи Грейс мы узнаём, что она полюбила жителей города (это кстати хорошо показывается ещё и в отношении девушки к фигуркам и том, как в конце их разбивают), поэтому чередующиеся кадры, показывающие крупным планом саму Грейс, и кадры, показывающие горожан, закрепляют настроения, царящие в городе.

Вторая сцена контрастна по своему настроению, хоть визуально и структурно напоминает первую.

Аналогично Триер поступил и в «Мандерлее». В начале фильма Грейс сочувственно прерывает процесс наказания раба, отбирает хлыст и бросает его на землю. В конце сцена повторяется, и поначалу Грейс также бросает хлыст, однако уже с другими словами.

Усиливая эффект, режиссёр заставляет Грейс всё-таки избить раба. Тем самым Триер наглядно показывает изменения, даёт ещё один крючок, чтобы зацепиться и задуматься над фильмом.

Также в «Мандерлее» используется некий вид «ружей», с помощью которых Триер визуализирует определённые мысли. Закрепляя у зрителя идею о неготовности Америки принять чёрных, в начале показывают полного надежды на ненасильственное существование Берта, сбегающего от побоев жены. В конце он висит на дереве.

Заявляя о неработоспособности демократии, а именно о её медлительности, режиссёр сначала показывает эпизод, в котором путём голосования жители общины выбирают текущее время, а в конце из-за того, что голосование не подходит для решения сиюминутных проблем, а именно выставления времени на часах, Грейс опаздывает на встречу к отцу, так как часы пробили восемь с задержкой.

Визуальный комментарий поверх словесного

Помимо того, что съемка с рук своей репортажностью помещает зрителя на одну сцену с героями, она передаёт эмоциональное состояние героев. Когда персонаж сомневается, растерян или подавляется в беседе с кем-то, камера, снимающая его, начинает трястись ещё сильнее. Также Триер часто плавно зумирует на таких персонажей, врываясь в их личное пространство, оставляя их посреди чёрной пустоты, или же просто нарушает правило восьмёрки, показывая смятение героя.

Тряска и тёмный фон

Минимализм окружения позволяет размещать объекты в кадре так, чтобы связь между ними была предопределена для зрителя ещё до того, как об этом расскажет закадровый голос. Например, в соответствии с правилом третей, выбор Тома конкретизируется расположением его по левой вертикальной линии, а дома, в котором проходит собрание, по правой линии.

Как простота эстетики помогает критиковать идеологии

Также Триер использует поступательную симметрию, чтобы последовательно показать причину страданий Грейс. Движение справа налево усиливает ощущение деградации.

Если хотите, можно связать этот образ с крестным путём Иисуса
Если хотите, можно связать этот образ с крестным путём Иисуса

Ну или можно просто подсветить только героя и его цель.

Хотя есть и ситуации, в которых сравнение не сразу понятно. После кадров с побегом юриста Грейс, который не может больше голодать, показывают Вилму, сидящую за окном в спальню девочки. У которой, как оказалось позже, старуха крадёт еду.

Необходимость символизма

Лаконичность декораций вынуждает использовать их по максимуму, давать им новые смыслы, расширяющие и поддерживающие повествование.

Например, в «Догвилле» надпись Dictum ac factum (сказано — сделано) на шахте, кроме того, как формулирует принцип работы Триера с объектами на «сцене», ещё и определяет в какой момент диалога с Грейс Том врёт. Когда молодой человек обманывает девушку, надпись пропадает из кадра, тем самым режиссер показывает неискренность Томаса.

Когда Грейс даёт жителям Догвилля второй шанс, чтобы исповедаться и признать свою вину, на город выпадает снег, «скрывая» все огрехи прошлого, превращая город в белый лист. Однако горожане не признают свою вину, и первый след в новой истории оставляет колесо Грейс.

Кстати, название города не стоит трактовать как комментарий о жителях «Догвилля», в том смысле, что они живут как собаки и так далее. Наоборот, единственное, что осталось после сожжения города (ну или геенны огненной, причём в её исконном значении) — это собака. Собака, которая на протяжении всего фильма следовала своим правилам: если кто-то её обидит (например, отберет кость), то каждый раз, когда этот кто-то попадётся собаке, он будет облаян. В отличии жителей города, которые совершали поступки на основе своих сиюминутных желаний, она следовала правилу. Догвилль сгорает, а собака остается, приобретя реальную форму, а не контур на полу. Потому что общество, просторное принципах догвилльцев пропадёт, не оставив следа, а общество, в котором соблюдаются внутренне непротиворечивые правила останется с большей вероятностью. Поэтому «Догвилль» — это город одной собаки, а всё остальное в нём к существованию не способно. Грейс, усвоевшая в первом фильме этот урок, не позволяет совершить убийство ради мести во втором, потому что оно должно быть только ради соблюдения правила.

Как простота эстетики помогает критиковать идеологии

Музыка

К саундтреку Триер подошёл очень аккуратно, оркестровая музыка не выбивает из повествования, так как звучит уместно на «театральных сценах» фильмов. Минорные мелодии подчёркивают грустные, страшные, опасные или напряжённые эпизоды, а мажорные выделяют радостные, светлые или забавные моменты. Таким образом режиссёр умело привлекает внимание зрителя, заставляет присмотреться и прислушаться к происходящему на экране, что очень важно для фильмов с таким хронометражем. Связка мелодий и сцен, остаётся неизменной в двух фильмах, что создаёт у зрителя паттерн восприятия, помогающий не потеряться в повествовании.

Хочется отдельно выделить как цинично и осуждающе Триер подводит черту под обоими фильмами песней Дэвида Боуи Young Americans на фоне слайд-шоу из фотографий Якоба Холдта.

Триер так и не снял третью часть — «Васингтон».

Да, я работаю над этим, но это нелегко. Я по-прежнему хочу ее снять, и придумал кое-что интересное, так что посмотрим, как будут развиваться события.

Ларс Фон Триер

Мне, кажется, у него это не получилось по причине того, что в западном мире окончательно не сформировалась достаточно популярная идеология, которая является следствием либерализма и несёт такую же опасность для общества.

2424 показа
4.5K4.5K открытий
20 комментариев

Я ахуел от этого предложения
"Преемственность отражается в том, как Грейс сменяет парадигмы мышления, а слабость, в первом фильме через то, как использую девушку горожане, во втором в стремлении к сексуальным фантазиям героини",
так ахуительно пиздануть, это уметь надо. Я конечно понимаю элитаризм и прочее. Но автор явно упивается знаниями слов, но не мочь составить чёткое предложение с ясной мыслью.

А в других начальных тезисах, какие то прописные истины, якобы сформулированные режиссёром. Зачем их так криво формулировать для того чтобы на них потом "ссылаться"?
- "христианинами пользуются" ахуительное открытие, оказывается смиренными и слабыми мира сего пользуются.
- "христианство противоречит себе" естественно, ему 2000 лет, на протяжении которых его реформировали как хотели и нахую вертели.
- "либерализм и демократия не согласуются" естественно одно политический режим, другое идеология, оно не должно согласовываться само, его нужно согласовывать.
- "Традиции не появились просто так" и "Навязывание идеологии извне, приведёт к негативным последствиям" без комментариев.

Триер формулирует не тезисы, а самую простую социальную критику с капелькой рефлексии и приматом формы. В этом весь эксперимент.
За разбор сцен конечно, молодец постарался, но зачем он? И ещё какой то самый примтивный, как бы читателя за тупого держишь: надпись пропадает, потому что он врёт, музыка привлекает внимание.
хз кароч. обычному зрителю это не интересно, прям новаторских приёмов в этом фильме нет, они как раз выпячены. А те кто смотрели, до такого примтива сами допрут, если бы была в этом необходимость. Символизмы и приёмы призваны подчёркивать мысль доносимую зрителю самых низких умственных способностей, а не доносить какую то свою. Так, что такой букварь нужен начинающим операторам режиссёрам. а не зрителю.

Ответить

Все, автор, удаляй материал, Александру не интересно это читать, он уже все знает.
(И кто то ещё говорит про элитаризм, ну е мое хд)

Ответить

Нежно люблю Догвилль, но текст статьи это какой-то восхитительный СПГС и синие занавески.

Ответить

Честно говоря, не очень понятно где там критика христианства в "Догвилле". Фильм этот, в какой-то степени повторяет перформанс Марины Абрамович, которая позволила окружающим в течении определенного времени делать с собой что угодно. Для Абрамович это кончилось печально и люди показали себя полными скотами, почувствовав безнаказанность.

В Догвилле произошло тоже самое. Триер мизантроп и в очередной раз поставил перед человечеством зеркало, чтобы показать ему какое оно дерьмо. Чем то подобным занимается наш отечественный Быков, кстати, но гораздо более прямолинейно и без артхаусных изысков.

Ответить

«Ритм 0» называется этот перформанс.
Я согласен с вашими словами о Триере, но не согласен что для Абрамович это кончилось плохо. Сейчас она самый известный художник перформанса и очень хорошо зарабатывает занимаясь арт-терапией с толстосумами.

Ответить

Автор, много плюсов ты не получишь, так как основная масса народа потребляет немного другое кино. Как и я сам, я, например, ушел с Дом, который построил Джек. Я и Антихрист не понимаю, хотя любимая все рассказала, что там задумано. Я не боюсь минусов, но точно скажу, что фон Триер не для всех

Ответить

Одной из причин так раззадоривших меня на просмотр Джека была как раз в таких бегунах из зала. Сам фильм мне зашел, но с чего конкретно они там уходили осталось для меня загадкой.

Как вы вообще оказались в зале, миновав гораздо более жеские мейнстримовые фильмы в смежных жанрах?

Ответить