Нуменорцы с пушками и Исильдур в главной роли: что может быть в сериале про Средиземье от Amazon

Строим прогнозы и разбираемся в том, что известно.

Как мы знаем по новостям из Твиттера, события нового сериала про Средиземье будут происходить во Вторую эпоху — за 3 тысячи лет до событий трилогии «Властелина колец». На одной из карт есть Нуменор, на другой — города Минас-Анор и Минас-Итиль, которые в Третью эпоху назовут Минас-Тиритом и Минас-Моргулом. Правда все остальные детали будущего сериала приходится додумывать самим.

Географические обозначения, используемые на карте Средиземья от Amazon, взяты не из «Хоббита» или «Властелина колец». Это, вкупе с временем действия, указывает на то, что сериал будет сниматься в основном по мотивам «Сильмариллиона».

Права на это произведение раньше запрещал использовать сын писателя, Кристофер Толкин. Однако в 2017 году он ушёл с поста организации Tolkien Estate, распоряжавшейся всеми правами на труды Толкина, а новое руководство куда более лояльно к экранизациям. Так что неудивительно, что нынешние праводержатели дают свет на съёмки сериала по «Сильмариллиону».

И хоть материалов для экранизации событий Второй эпохи из «Сильмариллиона» вполне достаточно, но сделать сериал по этой истории на порядки сложнее, чем по мотивам «Властелина колец» и «Хоббита».

Последняя показанная карта почти во всём копирует карту от Карен Винн Фонстад. Так что сценаристы вполне могут показать дальний восток и самый юг Средиземского континента
Последняя показанная карта почти во всём копирует карту от Карен Винн Фонстад. Так что сценаристы вполне могут показать дальний восток и самый юг Средиземского континента

Руководствуясь всей доступной на момент написания текста информацией, а также «Сильмариллионом» и черновиками Толкина, попробуем выяснить, о чём может быть новый сериал во вселенной Средиземья от Amazon. По сути, у авторов есть два пути: сложный и простой. Первый — рассказать историю Нуменора (не зря же его показали на карте), второй — биографию Исильдура (он застал Вторую эпоху). Но обо всём по-порядку.

Нуменор

Самый заметный элемент на последней карте — Нуменор. Выходцы с этого острова участвовали чуть ли не во всех главных событиях Второй эпохи, так что остановимся на нём повнимательней.

Нуменор в самом начале Второй эпохи подняли со дна морского валары — божества Средиземья, управляющие всеми его стихиями. Это дар единственному людскому племени, что помогло валарам в войне против властелина тьмы Мелькора (Моргота).

Звезда же Ротинзиль сияла так, что и днём люди видели, как мерцает она на западном небосклоне, а в ясной ночи она и вовсе затмевала все прочие звёзды. И вот, держа путь по ней, аданы в конце концов преодолели бескрайнее море и узрели издалека предназначенный им край Андор — Дарованную Землю, что блистала в золотом сиянии.

Они сошли на берег, и предстала им страна дивно прекрасная и плодородная; и они возрадовались. И нарекли страну эту Эленна, что означает Обращённая к Звёздам; а также Анадунэ, Западный Край, а на языке Высших Эльфов — Нуменорэ.

Так было положено начало народу, который на языке Сумеречных Эльфов звался дунаданами — то были нуменорцы, Царственное Племя.

Дж. Р.Р. Толкин, «Сильмариллион»
Карта Нуменора
Карта Нуменора

Этот остров был ближе к землям валаров, Валинору, чем к Средиземью. Поэтому валары благословили Нуменор: там даже погода подстраивалась под нужды нуменорцев. Люди там жили по нескольку сотен лет и почти во всём уподобились эльфам. Однако им запрещалось плавать в Валинор.

Поэтому нуменорцы исследовали Средиземье, где видели другие людские народы, принимавшие их за богов. Даже местные магические государства гномов и эльфов были не настолько могущественными и развитыми. А всё дело в том, что жители Нуменора, неспособные к магии, построили самое технологически продвинутое общество в мире.

Здесь и появляется один из важнейших вопросов насчёт содержания будущего сериала: как в нём вообще покажут нуменорцев до падения их цивилизации?

Сценаристы могут пойти по пути наименьшего сопротивления и показать нуменорцев в стиле Гондора из экранизаций. Тем более, что его основали именно выходцы из Нуменора.

Минас-Тирит, как и Осгилиат с Минас-Итилем, начали строить на следующий год после падения Нуменора. И они не особо походили на города древнего государства: островным нуменорцам, за парой исключений, не был свойственен гигантизм в архитектуре
Минас-Тирит, как и Осгилиат с Минас-Итилем, начали строить на следующий год после падения Нуменора. И они не особо походили на города древнего государства: островным нуменорцам, за парой исключений, не был свойственен гигантизм в архитектуре

Однако Толкин в своих произведениях даёт понять, что Гондор создала самая консервативная часть нуменорцов, не признававшая многие изобретения своих соплеменников на протяжении чуть ли не целого тысячелетия. Их главный оплот, город Пеларгир, был далеко не самой важной колонией Нуменора.

Даже в свои лучшие годы Гондор был лишь бледной тенью Нуменора, а со временем его дела шли ещё хуже. Во времена Наместников, показанные во «Властелине колец», там царил полный упадок. Большинство городов и крепостей превратилось в заброшенные руины. Их большие поселения потеряли былой блеск. Толкин во многом сравнивал Гондор с Византией — увядшей наследницей более продвинутой цивилизации.

Руины — один из главных элементов пейзажей «Властелина колец». В этом можно усмотреть влияние Первой мировой, где на передовой служил  лейтенант Джон Р.Р. Толкин
Руины — один из главных элементов пейзажей «Властелина колец». В этом можно усмотреть влияние Первой мировой, где на передовой служил лейтенант Джон Р.Р. Толкин

Даже в ранних текстах Толкина Нуменор слабо походил на Гондор. В «Утраченном пути и других историях» — пятом томе «Историй Средиземья», содержится изначальный вариант истории нуменорцев. В этих черновиках Нуменор — прямой аналог Британской колониальной империи XIX века. В том числе и по технологиям: нуменорцы плавали по морям на металлических пароходах и посылали на континент армии числом до двухсот пятидесяти тысяч человек с ружьями, ракетами и даже «летучими кораблями».

Вряд ли авторы сериала рискнут устроить в сериале про Средиземье стимпанк. К тому же сам Толкин в итоге сам отказался от таких идей. Но у него Нуменор всё равно показан предельно технически продвинутым государством — но лишь по меркам доиндустриальной эпохи.

Чаще всего Толкин показывал технологии как один из атрибутов сил зла. По некоторым описаниям, в войсках Мелькора были даже танки  <a href="https://www.deviantart.com/maxa-art" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Maxa-art</a>
Чаще всего Толкин показывал технологии как один из атрибутов сил зла. По некоторым описаниям, в войсках Мелькора были даже танки  Maxa-art

Но и при таком раскладе позднее общество нуменорцев технологически тотально превосходило всё то, что мы видим в «Хоббите» и «Властелине колец».

Нуменорцы были прекрасными мореходами и умели строить огромные корабли. Нуменорские умельцы знали секреты изготовления пороха. Вместе с Сауроном они начали строить некие «машины» — неизвестно, паровые или нет. Эти технологии помогли им исследовать всё Средиземье и построить колонии по всему его побережью.

В сериале королевство нуменорцев вполне может походить на что-то вроде Испании времён XV-XVI веков. Обычным людям нуменорцы казались богами — как испанские колонисты для некоторых индейцев. Да и битвы между орками и нуменорцами происходили по сценарию Кагаянского сражения 1582 года, когда сорок испанцев за счёт своего оружия, доспехов и выучки с успехом дали отпор тысяче японских пиратов.

Испанские конкистадоры
Испанские конкистадоры

Но без огнестрельного оружия такое изображение нуменорцев было бы неполным. Нуменорцы не умели колдовать, навыки их кузнецов значительно уступали гномьим и эльфийским мастерам — но Толкин всегда подчёркивал тотальное преимущество нуменорской армии на поле боя. Так что в экранизации вполне могут показать пушки во Второй эпохе Средиземья.

Несмотря на мнение о том, что мир Средиземья всегда был на уровне классического Средневековья, массовое применение пороха вполне укладывается в виденье Толкина. Он упоминал это ещё в «Хоббите». А Гэндальф позже пускал фейерверки. Саруман смастерил бомбу и взорвал стены Хельмовой Пади.

Иллюстрация к «Властелину колец» <a href="https://web.archive.org/web/20110131141507/http://www.sweetartwork.com/DKSmainPage.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Даррелл Свит</a>
Иллюстрация к «Властелину колец» Даррелл Свит

Восхождение Саурона

Возможно, сериал начнут с финальной битвы Первой эпохи — столкновения валаров с Морготом, в котором участвовали будущие основатели государства нуменорцев.

Но скорее всего, это покажут в виде небольшого пролога к основным событиям сериала. Ведь с момента создания Нуменора чуть ли не полторы тысячи лет во Вторую эпоху ничего особенного не происходило. Даже правители сменялись не чаще, чем раз в столетие. Так что планомерно развивать сюжет с самого начала истории Нуменора будет крайне сложно.

Берега Нуменора <a href="https://www.tednasmith.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Тед Несмит</a>
Берега Нуменора Тед Несмит

Первые события «Сильмариллиона», пригодные для создания полноценных сезонов сериала, начинаются около 1600 года Второй эпохи.

Как раз в это время Саурон создал Кольцо Всевластия, собрался с силами в Мордоре и приступил к постепенному захвату Средиземья. В его ордах могут показать даже балрога: нигде не говорится, что Проклятье Дурина был последним балрогом Средиземья после изгнания Моргота.

Примерно тогда же начался закат Нуменора. Нуменорцам захотелось бессмертия, которое, как они думали, могли даровать им несговорчивые валары. И эта история жажды вечной жизни среди нуменорцев во Вторую эпоху даже важнее, чем сюжет о Кольце Всевластия.

В тех событиях принимали участие некоторые знакомые кинозрителям и игрокам персонажи: Элронд, Галадриэль, Келебримбор, Трандуил. Впрочем, это чуть ли не все герои из середины Второй эпохи, игравшие хоть какую-то роль в «Хоббите» и «Властелине колец». Тот же Леголас родился лишь спустя четыре тысячелетия после создания Кольца Всевластия.

Однако при попытке экранизировать все эти события может возникнуть проблема динамики повествования: между сценами даже в одной серии могут быть пробелы в многие десятки лет. Например, между созданием Единого Кольца и началом войны Саурона с эльфами прошло 93 года. Первый серьёзный раскол среди нуменорцев случился через 328 лет после победы эльфов над ордами орков. А до следующего ключевого момента в истории Нуменора было ещё несколько сотен лет.

Для сравнения: от начала путешествия Бильбо Бэггинса к Эребору и до его возвращения домой прошёл один год. Между фактическим началом сюжета «Властелина колец» и отбытием Фродо из Шира прошло 17 лет — но затем он дошёл до Роковой горы и обратно всего за два года.

Даже если сравнивать с «Игрой престолов», самым масштабным фэнтезийным сериалом последних лет, промежутки между основными моментами сюжета «Сильмариллиона» просто титанические. В адаптации цикла Мартина от начала первого сезона до конца седьмого прошло всего лишь шесть лет.

Неизвестно, захотят ли авторы сериала от Amazon решать эту проблему и показывать именно середину Второй эпохи. Тем более, что те времена представлены у Толкина скорее в виде летописи.

Нуменорская гавань <a href="https://www.artstation.com/giovanni_calore" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Giovanni Calore</a>
Нуменорская гавань Giovanni Calore

Падение Нуменора

Правление нуменорского короля Ар-Фаразона — вот что однозначно покажут в сериале, ведь этот период можно считать самым драматичным и насыщенным событиями временем в истории Нуменора.

Самое интересное началось, когда Ар-Фаразон захотел власти над всем Средиземьем. Он объявил войну Саурону, который тогда хоть и проиграл конфликт с эльфами, но находился на пике своего могущества. После войны без каких-либо сражений правитель Нуменора захватил его в плен.

В те времена Саурон умел менять внешний вид и предпочитал появляться перед народами Средиземья в облике прекрасного человека, поражавшего всех мудростью и утончённостью своих речей.

Саурон мог появиться в своём прекрасном обличье ещё в фильмах Питера Джексона Вырезанная сцена фильма «Властелин колец: Возвращение короля»
Саурон мог появиться в своём прекрасном обличье ещё в фильмах Питера Джексона Вырезанная сцена фильма «Властелин колец: Возвращение короля»

Плен был частью хитрого плана Саурона по порабощению нуменорцев. Тёмный властелин смог расположить к себе Ар-Фаразона, рассказывая тому, что нуменорцы имеют полное право на бессмертие. Саурон превратился в главного советника короля и организовал тёмный культ Мелькора с человеческими жертвоприношениями.

Когда Ар-Фаразон постарел, Саурон сумел уговорить боящегося смерти старика отправиться со своей армией на запад, в Валинор, чтобы потребовать у валаров тайну бессмертия.

Вся эта авантюра разозлила Эру Илуватара, верховное божество Средиземья, из-за чего он затопил и флот Ар-Фаразона, и весь Нуменор. Спаслись лишь те, кто заблаговременно уплыл с острова.

Низвержение Нуменора
Низвержение Нуменора

Всё это напоминает трилогию приквелов «Звёздных войн». Могущественный тёмный маг, обещая всем только благо, постепенно склонил на сторону зла сильного человека, в котором изначально было недовольство текущим мироустройством. В итоге всё обернулось катастрофой.

Но проблема истории Ар-Фаразона не только в том, что её итог уже всем очевиден, а любая неосторожно прописанная сценаристами сюжетная деталь будет конфликтовать с основной хроникой. В отличие от приквелов «Звёздных войн», во время правления Ар-Фаразона происходили почти исключительно политические интриги и разговоры о бессмертии — не самая интересная вещь для массовой аудитории сериала-приквела к «Властелину колец».

Хоть «Игра престолов» и показала, что в фэнтезийном сериале можно показать политику интересно, но даже там во всех сезонах шли войны, а персонажи попадали в передряги и почти не сидели на месте. Без всего этого сериал попросту не обрёл бы такой большой популярности.

Неизвестно, будет ли Amazon пытаться добавить сериалу масштаб и драматичность за счёт войн, которых в первоисточнике не было, чтобы решить проблему динамичности сюжета о падении Нуменора.

Саурон и Ар-Фаразон <a href="https://www.deviantart.com/jankalateckova" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">JankaLateckova</a>
Саурон и Ар-Фаразон JankaLateckova

О Кольцах Власти и Третьей эпохе

Сценаристы вполне могут уделить событиям низвержения Нуменора лишь начало первого сезона, а всё остальное время посвятить выжившим нуменорцам, создавшим королевства Гондор и Арнор. Тем более, что спустя десять лет после их основания началась масштабная война с Сауроном.

Тогда все свободные народы Средиземья объединились под знаменем Последнего Союза, чтобы раз и навсегда уничтожить Тёмного властелина. В ходе долгой и упорной борьбы Последний Союз разгромил орды мордорских орков и их союзников, а сам Саурон развоплотился. На этом и закончилась Вторая эпоха.

Однако Исильдур, король Гондора, присвоил себе Кольцо Всевластия и не захотел его уничтожать. В итоге это привело к событиям «Хоббита» и «Властелина колец».

Исильдур и Кольцо Всевластия
Исильдур и Кольцо Всевластия

Если сериал от Amazon будет посвящён именно войне Последнего Союза, то сценаристы уберегут себя от многих проблем. Не нужно детально показывать историю падения Нуменор. Насыщенное событиями время с затопления Нуменора до конца Второй эпохи длится всего пару десятков лет. Войну Последнего Союза сложно будет упрекнуть в недостатке действа, приключений и сражений.

Есть шанс, что главным героем сериала могут сделать именно Исильдура. Он и последние десятилетия существования Нуменора застал, и сыграл ключевую роль в войне с Сауроном. Да и приключений Фродо без него бы не было. Это — пожалуй, самый простой путь для авторов сериала, но и самый безопасный.

После прочтения «Сильмариллион» и других текстов Толкина о Средиземье сложно понять, возможно ли вообще экранизировать такую масштабную историю, как летопись Второй эпохи. Первоисточник создаёт слишком уж много проблем авторам будущего сериала. Но стоит помнить: и «Властелин колец» когда-то считали неэкранизируемой книгой.

99 показов
34K34K открытий
68 комментариев

Мне кажется падение Нуменора настолько крутая и богатая для интерпретаций тема, что ей можно и несколько сезонов посвятить. А вообще было бы неплохо если бы сюжет строился вокруг Саурона и рассказывал его путь от прислужника Мелькора до владыки тьмы и повелителя Средиземья с последующим падением. Персонаж иконический и если подобрать крутого актера, то будет просто офигенно и очень насыщенно

Ответить

Ну, высокобюджетный фэнтезийный сериал, сконцентрированный именно на Сауроне неминуемо скатился бы до чего-то вроде «Мелькор был хорошим».
А вообще про Феанора сериал был бы интересней. Некоторых фанатов «Властелина колец», севших смотреть такой сериал, могло бы вообще шокировать то, как эльфы и без помощи орков сами неплохо справлялись с убийством друг друга.

Ответить

Про падение Нуменора да, можно шикарно снять "историю упадка и разрушения нуменорской империи", показывая медленный и мучительный процесс разложения, развращения и упадка, с последующим падением.
А вот про Саурона, гм-гм... Мне лень в хронологию лезть, чтобы уточнить, сколько там тысяч лет в его истории, но вообще-то это считая вся описанная Толкиным история Средиземья, от создания Арды до последнего союза или даже до событий ВК. Причем с перерывами, потому что и Мелькор-Моргот один раз потерпев поражения попросил пощады и прощения и таки их получил, после чего сколько-то лет прожил в Валиноре. И Майрон-Саурон изначально был одним из светлых майар из свиты Ауле, затем переметнулся к Морготу, а когда последний пал во второй и последний раз, тоже покаялся и тоже был прощен. Причем возможно, что он каялся искренне, будучи потрясен низвержением Моргота, которого полагал непобедимым, он ведь и присоединился к нему из восхищения его могуществом. Именно тогда он сошелся с эльфийскими кузнецами, но что-то пошло не так и Саурон отковал то самое колечко и отгрохал Барад-Дур, после чего все покатилось по известному сценарию. Но в любом случае, это история нескольких тысяч лет, причем большую часть составляют лакуны. Тот же Барад-Дур по хронологии строили, ЕМНИП, около тысячи лет. :)

В общем, я как-то слабо себе представляю, как это можно экранизировать, да еще в виде сериала. Разве что выделить по сезону на каждый значимый длительный эпизод.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Скажу больше — во «Властелине колец» все показанные народы деграднули, в сравнении с прошлыми эпохами.
Саурон был хоть и главным, но просто слугой охуенно могущественного Моргота. Почти все нормальные эльфы уже свалили в Валинор. Чуть ли не все гномьи твердыни разрушены.
Толкин вообще подумывал написать «Новую тень» — продолжение «Властелина колец», где нет ни эльфов, ни орков, а лишь одни люди, которые всё проебали и даже начали превозносить орочью культуру.

Ответить

Да вообще-то это и в фильме показано. Осгилиат разрушен (причем давно), по Итилиэну, исконным гондорским землям, шастают орки и вастаки с харадцами, а гондорцы только партизанят. Те же Столпа Аргоната (огромные статуи на Андуине) - это обозначение границ Гондора. Кресло, в которое влезает Фродо - как раз одна из "технических примочек" гондорцев-неменорцев, предназначавшаяся для пограничников. Но на деле от этого места до границ Гондора на момент событий еще много дней пути.

Ответить

А чем это плохо? Как по мне это переворачивание с ног на голову добавляет интереса к вселенной.

Ответить