ЭКВИЛИБРИУМ — равновесие на грани безумия
Вольная, стильная и оригинальная адаптация «451 градус по Фаренгейту» от Курта Уиммера — отличный пример разворачивания нарратива идеи, что эмоции — причина всех зол человечества
Если вы думаете, что я собираюсь пересказывать сюжет фильма — спешу вас разочаровать) Это. Надо. Видеть
Если думаете, что я буду делать разбор боевых сцен или стиля ганката — тоже мимо
Потому что я хочу разобрать всего одну единственную сцену из фильма
— в которой звучит фрагмент стихотворения Уильяма Батлера Йейтса:
Но я бедняк, и у меня лишь грезы,
Я простираю грезы под ноги тебе,
Ступай легко, мои ты топчешь грезы,
И слезы катятся по девственной щеке,
Ступай легко, тебя я отпускаю,
Ты — птица вольная, я — клетка для тебя,
Взмахни скорей свободными крылами,
Пусть далеко внизу окажется земля,
Мне одиночество мое не в тягость,
Не знаю, в тягость ли тебе твое,
Одно я не приемлю в корне — жалость,
Поэтому и отпускаю так легко,
Не принц я, пусть бы ты была принцессой,
И нам с тобой не принимать гостей,
Со мною жизнь скучна и пресна,
И не ведет начало род от королей,
Ведь я бедняк и у меня лишь грезы,
Простер я грезы под ноги тебе,
Ступив легко, мои ты растоптала грезы,
Твои.. слезой скатились по щеке
Сцена наглядно иллюстрирует центральный конфликт истории — разума против эмоций
Логики против Поэзиса
Какую же роль играет поэзия в сцене? Она ведь здесь не для красоты)
Для этого нам придётся детально разобрать структуру и драматургию сцены.
Сцена начинается с того, что Эррол Партридж, клерик Тетраграмматона сидит в разрушенной церкви и читает сборник стихов.
Когда в церковь приходит его друг и напарник — Джон Престон, Эррол как ни в чём не бывало продолжает читать книгу.
Всё бы ничего, но из предшествующих сцене событий мы знаем, что оба персонажа живут в мире, где общество принимает специальный препарат «прозиум» для подавления эмоций. Потому что считает эмоции — источником насилия и войн.
Любые произведения искусств уничтожаются как результат и средство выражения эмоций.
А эмоциональные преступники — те, кто отказывается принимать прозиум и укрывают произведения искусств, подвергаются репрессиям. Вплоть до смертной казни.
Клерики Тетраграмматрона — элитные бойцы подразделения по выявлению эмоциональных преступников и уничтожению произведений искусств.
Мы видим, что Эррол Партридж во время очередной облавы спасает от уничтожения одну из обнаруженных книг. А его напарник Джон Престон видит это и лично приходит арестовать друга.
Но сцена их встречи из ареста плавно превращается в казнь. Почему?
Потому что Партридж отказывается сдаваться. Вместо этого он сперва зачитывает другу фрагмент стихотворения, потом вступает в спор. А в конце концов — берёт в руки оружие. Делая вид, что собирается дать отпор.
А на самом деле, провоцирует на убийство друга.
То есть, эта сцена — сцена самоубийства.
Тогда зачем он так поступает?
Он не просто ставит под сомнения убеждения Престона. Здесь эмоции бессильны против логики. С помощью стихотворения, а потом и спора Партридж убеждается в этом.
А потом — просто ставит его перед выбором: дать застрелить себя или следовать логике системы и убить друга.
Таким образом — манипулирует им. Чтобы заставить принять собственное решение. И посеять зерно чувства вины за убийство друга. Которое прорастёт в сон об убитой жене и приведёт к «случайному» пропуску приёма очередной дозы прозиума.
То есть, с драматургической точки зрения — это сцена, в которой один персонаж приносит себя в жертву, не чтобы заставить героя усомниться в собственной правоте и непогрешимости истин, навязанных Системой.
А чтобы наглядно продемонстрировать, что лишённый эмоций человек точно также подвержен манипуляциям.
Только с помощью Логики.
С помощью добровольного выбора времени и места собственной смерти, а также с помощью поэзии — Эррол вынуждает Престона самостоятельно принять самое тяжёлое решение —
Убить друга.
И Престон, как безупречная машина для убийства, исполняет то, что должен согласно безупречной логике — убивает преступника, который оказывает сопротивление.
И таким образом, не достигает первоначальной цели в сцене. А лишь послушно исполняет замысел Эррола, который руками напарника кончает с собой.
Чем демонстрирует, что люди без эмоций точно также подвержены манипуляциям. Что и подтвердится дальше по сюжету...
А поэзия — лишь один из инструментов такой демонстрации.
Если вам нравятся подобные разборы фильмов. Или глубокий анализ кинопоэзии культовых произведений — переходите по ссылке на мой канал в телеграмм МОИ ИДЕИ УКРАДУ, где я делюсь оригинальными идеями сюжетов, разборами сценариев и прочей годнотой.
Увидимся!