Мел Брукс и пародии на весь кинематограф

На первый взгляд может показаться, что снять пародийную ленту задача не из сложных, но ответьте сами себе, когда вы в последний раз видели смешную и остроумную пародию на больших экранах. В последние годы выходит не так уж мало пародийных лент, но большинство из них оказывается крайне низкого качества. С чем это связано судить я конечно не возьмусь, может нет авторов способных написать смешной сценарий, может объекты для высмеивания выбираются неподходящие, ну а может зрителей просто устраивает текущий уровень этих лент, а значит стараться и делать что-то лучшего качества просто не нужно. Нет безусловно удачные ленты выходят и по сей день, но их количество уж слишком невелико.

Сам Мел Брукс, даже в старости не растерявший харизматичности.
Сам Мел Брукс, даже в старости не растерявший харизматичности.

Но так было не всегда и пародийные ленты восьмидесятых и девяностых годов не только были успешны в прокате, но и смогли остаться в людской памяти. Возникли они конечно значительно раньше при желании можно вспомнить и «Великого диктатора» и даже более ранние ленты, но их пик популярности пришёлся всё же на конец двадцатого века. И как всегда творческий подъём целого жанра был связан с конкретными и не слишком многочисленными именами. Об одном из этих людей собственно и создавшем немало самых известных пародийных фильмов мы как раз и попытаемся поговорить.

Один из самых успешных комедийных режиссёров просто не мог не оказаться евреем, как там говориться лучше всего высмеивать народ могут только сами его представители, а шутить над иудаизмом Мел Брукс умел и любил. Его предки были родом из Российской империи, но сам он вырос в Соединённых Штатах Америки, и его творчество в основном касалось именно американского искусства. Его жизнь не сильно отличалась от жизни в множестве других семей иммигрантов наводнивших США в те годы, семья жила скромно и Мел рано научился ценить деньги ну и зарабатывать их. Успел он и послужить в американской армии, притом служба его протекала во время Второй Мировой Войны. Всё это судя по всему закалило характер Брукса и придало ему просто невероятное количество отваги. После войны он успел поработать над комедийными телевизионными шоу в основном в качестве сценариста, ну а в шестидесятые годы набравшись опыта решил опробовать свои силы в качестве режиссёра полнометражного кино.

Лучший номер про инквизицию, конкурент разве что Испанская инквизиция от Монти Пайтон

Все снятые им фильмы были комедиями, правда в весьма разной степени. Но подробней мы поговорим лишь о тех из них, что являлись пародиями на конкретные ленты или целые жанры. К пародийным лентам на мой взгляд можно отнести такие произведения как: «Сверкающие сёдла», «Молодой Франкенштейн», «Немое кино», «Страх высоты», «Всемирная история, часть первая», «Космические яйца», «Робин Гуд: Мужчины в трико» и «Дракула: мёртвый и довольный». Скорее всего почти каждый зритель видел один из этих фильмов, ну или хотя бы слышал о них.

Потрясающая пародия на Чужого

Конечно можно было бы рассказать о каждом из этих фильмов, можно, но не нужно. Ведь в пересказе каждый из них теряет большую часть своего очарования, поэтому просто попытаемся понять над чем именно мы в них смеёмся. Условно все эти ленты можно разделить на две большие группы, пародии на конкретные произведения и пародии на жанр в целом. Разумеется не всё так просто, и в пародиях на конкретные фильмы высмеиваются клише характерные для всех подобных лент, а в жанровых пародиях то и дело мелькают отсылки к конкретным фильмам, но черту пусть и весьма зыбкую провести всё-таки можно.

Сам режиссёр в истинно еврейской роли.
Сам режиссёр в истинно еврейской роли.

Первой пародийной лентой Брукса стали «Сверкающие сёдла», являющиеся пародией на классический вестерн «Ровно в полдень». Но высмеивает он не только и не столько этот фильм сколько все вестерны разом, особенно старые и американские. Шутки над спагетти-вестернами тоже присутствуют, но их гораздо меньше, да и вышли они менее едкими. «Молодой Франкенштейн» в свою очередь работает не столько с текстом Мэри Шелли, сколько с его разномастными адаптациями и экранизациями, поверьте среди них были вещи, которые стоит высмеивать. Помимо этого достаётся и другим чёрно-белым фильмам ужасов, вместе со всей присущей им массой штампов и глупостей. Определить конкретный фильм пародируемый лентой «Немое кино», наверно не возможно, хотя может быть кто-то действительно хорошо разбирающийся в немых лентах и сможет указать точный источник авторского вдохновения. Тем не менее картина соблюдает все правила немого кино, но делает это в максимально гипертрофированной и неестественной форме.

Проблемы верности

«Страх высоты» и вовсе является одной большой отсылкой к творчеству Альфреда Хитчкока, а конкретно к его многочисленным триллерам использующим одинаковые приёмы для создания напряжения. «Всемирная история, часть первая» наверно самое неординарное творение Брукса. Оно высмеивает саму историю человечества, показывая её ключевые точки с максимально комичной стороны. При этом каждый отрывок не только является законченным произведением, но и выдержан в стиле характерном для фильмов описывающих эту эпоху. А вот «Космические яйца» являются пародией в первую очередь на «Звёздные войны», конечно же на оригинальную трилогию, других лент в то время ещё не было. Достаётся конечно не только «Звёздным войнам», но и другим популярным фантастическим лентам, но их задевает всё-таки вскользь.

Новая реинкарнация Трёх балбесов, судя по их сообразительности
Новая реинкарнация Трёх балбесов, судя по их сообразительности

«Робин Гуд: Мужчины в трико» как следует из названия берёт за основу фильмы о «Робин Гуде», в первую очередь наверно ленту «Робин Гуд: Принц воров». Но тут авторы не стали ограничивать себя практически никакими рамками и сумели как следует посмеяться над огромным количеством культовых лент разных жанров. Ну и наконец лента «Дракула: Мёртвый и довольный» несмотря на то что берёт за основу классический роман Брэма Стокера, в первую очередь работает с его многочисленными экранизациями. От того образ самого Дракулы и входит настолько комичным, ведь он сумел вобрать все худшие черты от всех версий героя.

Синхронный гипноз

Как видно из списка лент Мел Брукс был человеком достаточно разносторонним и умел находить смешные черты в любом произведении искусства. Всего в восьми пародийных лентах он успел проехаться по огромному пласту человеческой культуры. Но одного широкого кругозора и неплохого чувства юмора для настолько большой популярности было явно маловато. Одной из основных причин популярности его творчества, стало чёткое понимание того, что пародия должна быть цельным и самостоятельным произведением. Человеку знакомому с пародируемыми лентами конечно должно быть смешнее, как минимум из-за эффекта узнавания, но люди незнакомые с первоисточниками тоже должны получать от просмотра как можно больше удовольствия. Именно на этом пункте, кстати, прогорает большинство современных пародий, просто не способных существовать вне контекста создаваемого пародируемыми фильмами.

А как хорошо режиссёр умел подбирать актёров, Игоря сложно с кем то перепутать
А как хорошо режиссёр умел подбирать актёров, Игоря сложно с кем то перепутать

Ну а ещё фильмы Мела Брукса, внезапно, обладают цельным и связным сюжетом. И пускай рассказываемая история максимально простая и примитивная, само её наличие позволяет воспринимать ленту единым целым, а не набором рандомных скетчей. Вдобавок автор, как правило, прекрасно осознаёт когда, следует остановится, от того шутки выглядят пускай и глуповатыми, но уместными. Немаловажным моментом является и то что юмористические сцены строятся от конкретных персонажей и их характеров, соответственно герои почти всегда поступают согласно своему амплуа. Набор пародируемых явлений подбирается под общую тематику фильма и сюжетную канву. Это ещё одно важное отличие удачных пародий от неудачных, ведь в последних не редко можно видеть выбивающиеся из общего ряда шутки вставленные лишь ради отсылки к популярному на момент выхода пародии фильму. Наконец шуток в пародиях Брукса куда меньше, чем у многих коллег по жанру, но на каждой из них фильм делает акцент.

А сейчас бы автор шутки извинялся за расизм

Пародии, да и комедии в целом жанр слишком сильно зависящий от личных предпочтений смотрящего. Всё-таки для каждого человека существует свой набор вещей кажущихся ему смешными. Возможно современному зрителю эти ленты могут показаться недостаточно смелыми или злободневными и они в целом будут правы, ведь современные шоу приучили нас к куда более жёсткому юмору. Но если вы хотите посмотреть просто смешные пародии, остающиеся таковыми не первый десяток лет, то ленты Мела Брукса однозначно ваш выбор.

P.S. Если вам понравился текст, можете подписаться на мой канал в Яндекс Дзен. Я буду невероятно признателен вам за это.

99 показов
3.8K3.8K открытий
31 комментарий

Одна из моих любимых шуток у Мела Брукса и одна из самых тонких и издевательских это назвать фильм "Всемирная история: часть первая"

Ответить

До сих пор жду вторую часть про Гитлера на льду и евреев в космосе

Ответить

Обожаю его :) На одной только «Всемирной истории» несколько сотен тысяч просмотров заработал

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Любимая шутка с детства) в переводе и озвучке Володарского - просто шедевр)

Ответить

Дааа, космобольцы с детства входят в кучку фильмов, которые я готова пересматривать вечно) Мел шикарен, обожаю его. Надо бы скачать все что в статье и пересмотреть, часть я и не видела. Ну и конечно в правильном переводе. Один раз попали на космобольцев в дубляже, полный отврат

Ответить