Кнопка
Кнопка Лигал Кнопка Кнопка Кнопка Лигал

Мнение: «Игра престолов» интересует фанатов сильнее, чем авторов сериала Статьи редакции

Как Бениофф и Уайсс упускают суть произведения в погоне за эффектными сценами.

В третьей серии седьмого сезона «Игры престолов» между Серсеей Ланнистер и представителем Железного банка Браавоса Тихо Несторисом произошёл разговор, который поверг фанатов произведений Джорджа Мартина в недоумение. Королева Вестероса напоминает Несторису о том, что работорговля, в которую Банк якобы вкладывал большие деньги, находится в упадке из-за того, что Дейенерис «освободила всех рабов». Представитель Банка мрачнеет и отвечает: «Работорговля в упадке, это правда».

Проблема в том, что в Браавосе, законам которого подчиняется Железный банк, работорговля находится под строжайшим запретом. Тотальное неприятие торговли людьми — один из главных элементов идентичности вольного города, основанного беглыми валирийскими рабами. Запрет на торговлю был первым законом в истории Браавоса, — его текст был высечен в камне. Более того, на протяжении своей истории Браавос вёл войны с соседями-работорговцами, требуя от них введения подобного закона — запрет на работорговлю стал одним из главных пунктов мирного договора с побеждённым в войне Пентосом.

Верить в то, что сценаристы допустили такую масштабную ошибку, очень не хочется. Фанаты, как это часто бывает, придумали случившемуся множество возможных объяснений: Железный банк инвестирует в работорговлю тайно, в обход собственных законов и принципов; Серсея ошиблась, а Несторис подыграл ей; формально Несторис не согласился с тем, что Банк занимается работорговлей, а просто признал, что она находится в упадке.

Но есть и куда более грустное и реалистичное объяснение. Скорее всего, шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс, которые, согласно титрам, лично написали сценарий к серии, о которой идёт речь, ничего не знают об истории, законах и традициях Браавоса. Они никогда не вбивали в поисковике название «Браавос» и не переходили по первой ссылке на фанатскую вики.

Средний фанат «Песни Льда и Пламени» не просто знает о Браавосе больше, чем Бениофф и Уайсс — это было бы полбеды. Главный парадокс в том, что Бениоффа, Уайсса и всех тех, кто занимается «Игрой престолов», проблема работорговли в Браавосе, судя по всему, в принципе никогда не занимала.

Это не критика шоураннеров «Игры престолов», а наблюдение, которое можно применить едва ли не к каждому современному фильму или сериалу, основанному на некоем масштабном первоисточнике. Если один раз понять и принять эту неприятную правду, очень многое встанет на свои места: всем просто наплевать.

Возможно, «наплевать» — не самое удачное слово, поскольку оно означает осознанное пренебрежение и халтуру. Я убеждён, что Бениофф и Уайсс не халтурят, они просто мыслят совершенно иначе: им в голову не может прийти, что кому-то будет не наплевать, например, на подобные несовпадения в лоре. Или на тот факт, что командиры Вестероса применяют на поле боя абсурдную по любым стандартам тактику.

Они видят свою задачу в том, чтобы создавать развлекательное кино — последовательность из моментов. В их мире зритель, который будет жаловаться на катапульты, которые зачем-то установили перед пехотой — странный, недоступный пониманию нормального человека зануда.

Они не просто не видят в таком подходе ничего плохого — даже вряд ли понимают, что может существовать другой. Если регулярно читать и смотреть разнообразные интервью и видео со съёмок, становится понятно, как эти люди рассуждают. Почитайте любой текст, в котором Райану Джонсону задают вопросы о «Последних джедаях» — и у вас отпадут любые вопросы к этому фильму.

Лея летает по космосу, потому что президенту Lucasfilm Кэтлин Кеннеди показалось, что это была бы отличная сцена. Джонсон сообщает, что за прошедшие между эпизодами годы Люк мог тренировать сестру, а мог и не тренировать — додумайте сами. Родители Рей — никто, потому что такой поворот показался сценаристу наиболее неожиданным, а о предыстории и мотивации Сноука ничего неизвестно, потому что это «неважно» в рамках истории. Это всё не домыслы, а настоящие объяснения режиссёра.

После выхода фильма десятки видеоблогеров и журналистов рассуждали о том, почему в истории «Звёздных войн» никто не применял гиперскоростной таран, если это было возможно всё это время, а джедаи никогда не пользовались «проекциями». Одни критиковали фильм, другие пытались объяснить несостыковки логически. Но если немного вникнуть в образ мыслей Райана Джонсона, становится понятно, что всё это бессмысленно: он просто рассуждает в другой парадигме, абсолютно чуждой типичному фанату «Звёздных войн».

Для Джонсона и десятков людей, одобривших сцену с гиперскоростным тараном, вопрос о том, как она повлияет на правила вселенной, скорее всего, не стоял вообще. Если бы вы спросили их: «но почему тогда повстанцы не разрушили Звезду смерти при помощи беспилотника на гиперскорости», они бы в ответ покрутили пальцем у виска. Люди постарались, придумали красивую, эпичную сцену, а вы тут возникаете с какими-то странными вопросами о лоре. Вы что, предлагаете забраковать эту потрясающую идею из-за того, что это, видите ли, сломает всю логику космических битв?

Поверить в то, что Джоан Роулинг лично вписала в сценарий второй части «Фантастических тварей» профессора МакГонагалл, преподающую в Хогвартсе за 20 лет до своего рождения, очень сложно. Кто бы это ни сделал, он, скорее всего, мыслил примерно так же: будет здорово показать в фильме молодую МакГонагалл, точка. В книгах и материалах на Pottermore указан её точный год рождения, и он не совпадает? И вы серьёзно считаете это поводом не добавлять её в наш фильм? Вы думаете, такие вещи хоть кого-то волнуют?

Мысль о том, что автор разбирается в материале хуже тебя, принять трудно. Мысль о том, что автору наплевать — ещё труднее. Именно поэтому все эти ошибки, нелогичности и просто неудачные моменты неизменно сопровождаются фанатскими объяснениями — при желании в сети можно почитать и о том, почему до адмирала Холдо никто не додумался таранить корабли на гиперскорости, и о том, что у МакГонагалл могла быть полная тёзка.

Люди предпочитают жить в выдуманном мире, в котором сценаристы сделали всё правильно и продумали каждую деталь. У Сноука всё это время была логичная предыстория, и её ещё обязательно расскажут. Джоан Роулинг с самого начала придумала Персиваля Дамблдора и полностью продумала его историю, а несостыковки в датах непременно объяснят. Финальная серия четвёртого сезона «Шерлока», полная глупостей и разочаровывающих поворотов — фальшивая, а настоящую снимали под видом другого сериала и скоро покажут в эфире (это тоже реальная теория).

Хуже всего в этом плане со зрителями обошлась, конечно, оторвавшаяся от первоисточника «Игра престолов», которая очень долго создавала впечатление крайне продуманного произведения. К седьмому сезону, сценарий которого не критиковал только ленивый, Бениофф и Уайсс с их абсолютно «киношным» мышлением окончательно сменили Джорджа Мартина в роли рассказчиков — и сериал неожиданно стал жить по совершенно другим законам.

После выхода серии «За стеной» интернет немедленно заполнился вопросами — почти как после «Последних джедаев». Как Джендри пробежал такое расстояние настолько быстро, и как Дейенерис успела получить ворона и прилететь на помощь с Драконьего камня? Откуда мертвецы взяли гигантские цепи, чтобы вытащить дракона из-подо льда?

Но, задумайтесь: сценарий этого эпизода наверняка прошёл несколько этапов утверждения, и вопросов к логике ни у кого не возникло. Кто в здравом уме будет искать в книгах Мартина упоминания расстояний и высчитывать скорость бега Джендри и скорость полёта ворона? Ведь сценаристы придумали такой драматичный сюжет — вы что, хотите всё испортить? Кого могут волновать цепи, если сцена выглядит круто?

Создатели всё отчётливее показывали, что им наплевать на подобное — но фанатов это не останавливало, и они продолжали строить теории, которые всё могли «объяснить». Тирион не просто так высказывает одну наиглупейшую идею за другой — наверное, у него какой-то план. Мизинец, конечно же, инсценировал свою смерть. Король Ночи никак не может быть просто «злым зомби» — за ним должна стоять какая-то сложная история, желательно связанная с Браном. Ну а про Азор Ахая теорий и вовсе было бесчисленное количество.

В третьей серии «обещанным принцем», судя по всему, оказалась Арья — и нам достоверно известно, почему. Владыка Света тут ни при чём: в документальном фильме о создании серии Дэвид Бениофф объяснил, что им с Уайссом показалось, что если бы они отдали эту роль Джону Сноу, то это «ощущалось бы как-то неправильно» — он и так постоянно выступает в роли героя-спасителя. Поэтому — Арья.

Арью на роль убийцы Короля Ночи утвердили, по словам шоураннера, около трёх лет назад. Иными словами, на момент смерти Джона Сноу в пятом сезоне, создатели сериала, скорее всего, ещё не решили, кто именно исполнит пророчество. Бениофф признаётся в этом абсолютно спокойно — он, как и Райан Джонсон, искренне не видит ничего предосудительного в том, чтобы сочинять подобное на ходу.

На момент написания этих строк, четвёртая серия восьмого сезона ещё не вышла. Многие всё ещё верят, что история с Королём ночи не завершена, что нам обязательно ещё что-то объяснят и покажут — потому что настолько масштабная сюжетная линия, интерес к которой подогревали на протяжении восьми сезонов, не может завершиться такой банальной развязкой.

Я бы тоже поверил, что нам приготовили какой-то невероятный сюрприз, — если бы не был уверен, что «Игрой престолов» занимаются люди, которым интересно снимать эффектные сцены, но не особенно интересен Вестерос.

Наверное, у этой проблемы нет решения — фанаты всегда будут любить «Игру престолов», «Звёздные войны» и «Гарри Поттера» сильнее, чем режиссёры и сценаристы, которые над ними работают, и лучше них разбираться в лоре. Возможно, дело в том, что у них на это больше свободного времени.

Но мне хотелось бы, чтобы Джонсон, Бениофф, Уайсс и человек, выдающий себя за Джоан Роулинг, в какой-то момент поняли, что не любой фильм можно снимать, держа в уме одни лишь эффектные сцены. Подход, который к лицу «Форсажам», не к лицу «Игре престолов».

0
622 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Борис Квон

С тем, что сериал давно скатился в голливудский блокбастер соглашусь, очень уж много клише и игры на ожиданиях зрителя. Но выбор Арьи как по мне очень удачный и логичный - не могла она пройти весь этот долгий путь просто чтобы убить Фреев и помахать палкой в Винтерфелле, да и в первоисточнике есть намеки на ее роль. Не Джона же делать избранным, это было бы очень тупо. Его главная фишка в том, что он последний мужчина-Таргариен.

Ответить
120
Развернуть ветку
Сергей Васильев

не могла она пройти весь этот долгий путь

И правда, целый год улицы подметала! Как же после такого обучения не убить самого мощного злодея на планете?

Ответить
76
Развернуть ветку
Борис Квон

По законам драматургии она - то самое чеховское ружье, которое должно было выстрелить. Потому как все остальные так или иначе повлияли на основную сюжетную линию, она же большую часть времени была где-то вдали от эпицентра главных событий. Был еще вариант для нее убить Серсею, но ее скорее всего кто-то из братьев убьет, не зря же пророчество было

Ответить
28
Развернуть ветку
Сергей Васильев

По законам драматургии она - то самое чеховское ружье, которое должно было выстрелить.
Конечно, но все ждали от неё закономерный выстрел в ебло Серсее - закрывая арку о том, что она настоящий Старк, отомстивший за отца ну и прочее. А убийство КН здесь не пришей пизде рукав.

Вы забываете о главном, нормальная драматургия хороша тем, что после неё не бывает вот таких вот бесконечных срачей. Красная свадьба лихо расправлялась с героями, которые, казалось бы, должны были ещё долго двигаться вперёд, и никто массово не орал, что такой поворот говно. Посидите, подумайте почему.

Ответить
91
Развернуть ветку
Борис Квон

Срачи были бы в любом случае, потому что это финал, миллионы фанатов и ожидания у всех разные. Если бы КН убил Джон Сноу, я бы в первых рядах хуесосил создателей во все поля, как и многие другие. Кстати глянул на ютубе пару реакций и у всех почему-то восторг и эйфория от этого момента

Ответить
5
Развернуть ветку
Сергей Винокуров

Во первых, никакой это блин не финал. Когда Фродо бросил кольцо, было понятно что это конец фильма, и потому катарсис был закономерен. Но тут то у нас еще 3 серии. Радость на уровне эмоций, конечно, ведь это момент избавления любимых героев от практически состоявшейся смерти. Но уже через минуту, во время титров, до тебя доходит какой это был идиотизм, и как слили величайшее противостояние всех 8 сезонов, причем и цену то заплатили смешную за это (5 самых второстепенных персонажей). А теперь значит нам будут пытаться внушить что противостояние с сестрицей важнее. И что же помешает Арье и Серсею вырубить в первых же минутах 4 серии, в стиле Фрееев? А, просто в сценарии этого не будет.

Ответить
26
Развернуть ветку
Кредитный волк

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
6
Развернуть ветку
Подлинный щит

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Кредитный волк

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Подлинный щит

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Кредитный волк

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Подлинный щит

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Кредитный волк

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Подлинный щит

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Кредитный волк

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 622 комментария
null