Сам Себе Содерберг: Часть 1 (1987-1996)

"Vulture"
В закладки
Аудио

Вероятно, если я попрошу вас назвать десяток наиболее значимых и влиятельных режиссеров, карьера которых началась в 90-е, то Стивен Содерберг если и будет упомянут среди них, то не в первую очередь.

Как так вышло, что режиссёр, который в свое время бил все наградные рекорды один за другим, снимал невероятно популярные фильмы, и имел громадный авторитет в индустрии, на данный момент не находится на слуху, как тот-же Нолан(о котором, к слову, еще поговорим).

Кто такой Стивен Содерберг, и почему с его фильмами стоит ознакомится?

1987

mubi.com

В 1987 никому неизвестный молодой режиссер, имеющий за плечами пару-тройку короткометражек в дорожном путешествии придумывает сценарий фильма. Фильма идея которого крутилась в голове уже год - невероятно успешного дебюта, который в последствии станет его билетом в мир большого кино. По крайней мере так гласит легенда.

На старте Содерберг, в отличие от Тарантино, не имел выхода на известных актеров, не обладал он и духом авантюризма подобно Кевину Смиту, так что аферы с кредитными картами тоже не рассматривались.

И если перефразировать известный принцип капитализма, то чтобы снять полный метр - нужно снять короткий метр. Собственно так 24-летний режиссер и поступил.

1988

Имея на руках готовый первый вариант сценария полного метра, веру в себя и достаточный набор навыков он воплотил его в форме 12-минутной короткометражки,

Благодаря которой Содербергу удалось "продать" идею фильма продюсерам, и с бюджетом в $1,2 миллиона режиссёр преступил к съемкам своего полнометражного дебюта - "Секс, ложь и видео".

1989

О фильме: Плавная эротическая драма, герои которой заключены в любовный квадрат, из которого в итоге им удается выйти, однако не всем это удается сделать гладко. Режиссер хоть и не делает разграничения на черное и белое, однако в итоге традиционно наказывает самого провинившегося. Как заявлял сам автор: "в разные периоды жизни он мог ассоциировать себя с одним из персонажей".

Шёл 4 год существования "Сандэнса" - фестиваля, который открыл миру новую волну американского независимого кино, и именно Содерберг считается чуть ли не первым представителем этого движения. На самом фестивале его режиссерский дебют взял лишь премию зрительских симпатий(для начала и это неплохо), однако в том же году фильм отправился в Канны, где взял и Золотую пальмовую ветвь, и приз ФИПРЕСИ, там же Джеймс Спейдер был признан лучшим актёром.

Мы не можем однозначно определить в чем кроется секрет столь успешного режиссерского дебюта. Вероятно в простой удаче - Содерберг оказался в нужном месте и в нужное время. Это никоим образом не уничижает его таланты или наличие у него потенциала совершить что-то действительно значимое для кинематографа. Как сам режиссер позже вспоминал:

"Когда я смотрю на него(фильм) сейчас, то он кажется мне похожим на произведение, созданное тем, кто хочет выглядеть так, будто мыслит глубоко, однако не делает этого. Факт успеха фильма лишь доказал мне, что в тот момент вокруг было так мало чего-то, за что люди могли зацепиться."

ina.fr

Безликим "Секс, ложь и видео" не назовешь, но и интимно-близким каждому подобно "Клеркам" или прорывным подобно "Криминальному чтиву" он сам по себе не является. Сам сеттинг и сюжет не являлись достаточно универсальными для уровня Канн. В шорт-лист фестиваля 1898-го попали такие, уже сегодня, серьезные режиссеры как: Спайк Ли, Джим Джармуш, Джузеппе Тарнаторе и Эмир Кустурица. Все они, так или иначе, представители одного поколения с Содербергом, однако, отнюдь не дебютанты на моментфестиваля. Поэтому за что именно жюри, которое в том году возглавлял Вим Вендерс, решило присудить главный приз эротической драме 26-летнего дебютанта, можно только строить загадки.

Вероятно, стоит вспомнить в каком состоянии находилась киноиндустрия на период конца 80-х. Эпоха "Нового Голливуда" уже прошла, остальные новые волны мирового кинематографа так же давно отбушевали на фестивалях мира. Кстати, именно фильмами, снятыми в период "Нового Голливуда" вдохновлялся Содерберг, именно 70-е он до сих пор считает периодом последних кинематографических революций. И, как ни странно, именно он стал одним из первых представителей американской новой волны 90-х.

Однако в 1989 Содерберг уже достиг того, к чему многие режиссеры стремятся существенную часть своей карьеры, и теперь ему необходимо было доказать, что это не случайность. В 1990 его дебют собрал приличное количество наград и номинаций, что позволяло режиссеру смело выбирать себе следующий проект.

1991

О фильме: Мистический триллер, вдохновленный такими произведениями писателя как "Замок" и "Процесс". Главного героя зовут Кафка, и это его имя, а не фамилия, подобно К. из "Замка". Так что не ищите в фильме какие-либо биографические мотивы из жизни писателя. А вот интересный кинематографический взгляд на его творчество однозначно найдете.

"Кафка" оказался коммерческим провалом. При бюджете в $11 миллионов он едва собрал 1/10 этой суммы. Да и критика не осталась в восторге от фильма. Как позже в своей статье подметил Роджер Эбберт:

"Содерберг вновь доказал, что является одаренным режиссером, однако крайне неопытен в выборе проектов" https://www.rogerebert.com/reviews/kafka-1992

Сам фильм открыл собой период бокс-офисного "кризиса" для Стивена Содерберга.

1993

Несмотря на неприятие "Кафки" как зрителем, так и критиками в 1993 выходит новый проект Стивена Содерберга- "Царь Горы". В котором режиссер вновь удивляет выбором темы и жанра.

О фильме: Абсолютно спилберговская история о восприятии мира глазами ребенка. Действие фильма происходит в период Великой депрессии. Главный герой, 11-летний мальчик, который по жестокому стечению обстоятельств вынужден в одиночку выживать в отеле, ожидая воссоединения семьи.

Фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь, что не спасло его от неприятия критиками и неудачных сборов. Однако в нем Содерберг впервые работает вместе со Спалдингом Греем, жизнь которого позже станет объектом нескольких документальных работ режиссера.

1995

Продолжая экспериментировать Содерберг снимает ремейк нуарной криминальной драмы 1949 года "Крест-накрест", снятой по мотивам романа Дона Трейси. Ремейк очень четко повторяет сюжет оригинала, а в главной роли снялся уже известный вам по "Сексу, видео и лжи" Питер Гэллэхер.

О фильме: Из нуара Содерберг перенес стилистику картины в неонуар. Минималистичные, залитые то зеленым, то красным кадры то и дело встречаются в фильме. К концу фильма параноидальное состояние героя вполне может перейти и на зрителя, но есть один недостаток - темп. Из-за неторопливого повествования ты теряешь связь с фильмом и откровенно местами скучаешь. Сама история включает в себя и многогранный внутренний конфликт и полноценных персонажей с четкой мотивацией ,но темп, темп убивает все это.

В прочем, как вы могли догадаться "Там внутри" продолжает серию неудачных экспериментов режиссера. Родриго Перез в своем обзоре на фильм заявлял, что сняв этот фильм Содерберг "кинулся под автобус"

Однако, на то и нужны творческие эксперименты. Их цель не удовольствие зрителей и критиков, не большие кассовые сборы, а рост художника. И вероятно Содерберг не хотел оставаться на уровне своего, хоть и крайне успешного, но дебюта.

1996

И вот он наступил, авангардный эксперимент, к которому Стивен Содерберг шел несколько лет. В фильме он выступил в роли режиссера, сценариста, оператора, композитора и исполнителя главной роли. По своей смелости задумка была крайне опасной. При первом просмотре вы скажете, что это чушь, но на самом деле сюжет имеет структуру, а любые "странности" являются оригинальными художественными приемами. Сам режиссер называет "Шизополис" художественным призывом к действиям, т.к. по его мнению в кино давно не происходило ничего нового.

Съемки длились в течении года. Бюджет размером в $250 000 не позволял особо развернуться, именно поэтому режиссер и сыграл в своем фильме главную роль т.к.: "Не смог бы найти достаточно талантливого актера, который бы согласился в течении 9 месяцев бесплатно сниматься". Сценарий писался непосредственно перед съемками, а сами съемки происходили тогда, когда у Содерберга было настроение.

Канская премьера закончилась провалом, и режиссер принял решение добавить в фильм открывающую сцену следующего рода:

Однозначно, "Шизополис" - это переломный момент в карьере Стивена Содерберга, момент когда он достиг достаточной смелости таланта для создания подобных авангардных экспериментов, хотя их в его жизни будет еще много.

Еще одним удачным, но и менее рискованным экспериментом отметился в фильмографии режиссера 1996 года. А именно фильм - "Анатомия Грея". И ,нет, он не имеет никакой связи с сериалом, а лишь обыгрывает каламбур, связанный названием известного учебника анатомии «Анатомия Грея», написанного Генри Греем в 1858 году. И да - это тот самый Спалдинг Грей, о котором я упоминал выше.

Сам фильм является адаптацией поставленных в 1994 на Бродвее монологов Спалдинга Грея о его попытках избежать операции на глазу и вылечить свое заболевание нетрадиционными способами. Фильм крайне комичен, ироничен, местами даже жуткий и при этом отлично срежиссирован. На 80 минут вы погружаетесь в голову человека, который помимо постоянной депрессии имеет невероятный интерес к жизни и наблюдению за ней.

Конец первой части.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Еще один блог о кино", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 10, "likes": 45, "favorites": 61, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 49835, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 11 May 2019 12:54:38 +0300" }
{ "id": 49835, "author_id": 134328, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49835\/get","add":"\/comments\/49835\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49835"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }

10 комментариев 10 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Ну и смысл разбивать текст?

Ответить
3

1. Части соответствуют этапам творческого пути.
2. Для меня такой формат наиболее удобен.
3. Читатель не загружается тонной материала, и у него не возникает каши в голове.

Ответить
0

Лол

Ответить
1

Тема хорошая, но автору срочно нужно найти себе редактора/корректора. Многие ошибки режут глаз, как бритва в Андалузском псе.

Ответить
1

И молча влепил минус)
Автор, не надо так болезненно относится к конструктивной критике. Я же помочь хочу, как фанат фанату по линии Содерберга.

Ответить
–4

Минус влепил за отсутствие конкретного примера и больно уж пошлую метафору. А в редактуре любой текст нуждается, и мои не исключение, но редактора я все еще ищу и с самим посылом согласен.

Ответить
0

И именно поэтому нужно хуйнуть минус? Общаться вас родители не научили? Содерберга люблю, а автор тот ещё гей, по моему мнению. Автор, заметь, я обошёлся без минусов.

Ответить
1

Всегда думал это Петр сальников

Ответить
0

Спасибо за/от Содерберга. Рад что тон до сих пор в поисках - всегда было плевать на его коммерческий успех/не успех.. в последнее время нравится его версии "под себя" чужих фильмов

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Игру с лучшим стелсом никто не заметил
Подписаться на push-уведомления