Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Есть такой прекрасный фильм М. Найта Шьямалана — “Шестое чувство”.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Это мистический триллер, рассказывающий историю отношений детского психолога Малькольма Кроу (в исполнении Брюса Уиллиса) и его пациента, 9-летнего мальчика Коула Сиэра, который видит необъяснимые вещи.

Если вы не смотрели фильм — бегом смотреть, это настоящий шедевр в жанре психологических историй с налетом мистики!

Если же вы смотрели (или если не боитесь спойлеров) — то добро пожаловать :)

Но на всякий случай:

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Символы в фильме

Это первый фильм для Шьямалана, который тогда был никому не известным режиссером-новичком.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

М. Ньят почти в каждой сцене пытался создать напряжение, используя для этого разного рода кинематографические приемы — от нагнетающей музыки и до визуальных символов, предвещающих что-то нехорошее (или мистическое).

И именно о таких визуальных находках мы и поговорим.

Красный цвет

Начнем мы с главного знака в этом фильме — с красного цвета. Он появляется как предшественник чего-то плохого и/или связанного с потусторонним миром.

А потустороннего мира в фильме много — ведь один из главных героев, мальчик Коул видит призраки мёртвых людей!

Сразу насчет синих занавесок (в нашем случае они красные 🙂 )То, что в фильме используется красный цвет как символ мистики — это не фанатская теория, это рассказал сам Шьямалан в дополнительных материалах к ленте на DVD: https://www.youtube.com/watch?v=aPqV6f39HGs
Цитата режиссера: «красный цвет указывает на что-то в реальном мире, соприкасающегося с другим».

Продюсер фильма также говорил, что красный использовался для «ассоциации с важными крайне эмоциональными моментами и ситуациями».

Мне кажется, более убедительных доказательств, чем слова самого создателя искать не надо.

Итак, пойдем по порядку!

1. Врата церкви

В самом начале, врата церкви, куда бежит Коул, чтобы спрятаться — красного цвета.

Там происходит первая встреча с Малькольмом (герой Брюса Уиллиса).

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

2. День рождения Коула

Идем дальше, к сцене с днем рождением.

Коул одет в красный свитер, он замечает красный шарик, поднимающийся наверх к потолку и решает подняться к нему по лестнице (лестница, разумеется, тоже красная).

Ну, и плохое не заставляет себя ждать — другие дети запирают Коула в шкафу, вызывая у него нервный срыв.

3. Громкость на плеере

По мере развития фильма, Малькольм решает проверить записи разговора со своим другим пациентом — Винсентом.

Сначала он ничего не слышит на пленке.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Но, сместив громкость в красное деление, Малькольм начинает слышать всхлипы Винсента на испанском, которого мальчик явно знать не мог.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

4. Поминки Киры

Ближе к концу фильма, к мальчику является призрак Киры — девочки, умершей при странных обстоятельствах.

На своих же поминках, её призрак указывает на коробку (внутри обита красным) с видеокассетой внутри.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

На кассете мы можем увидеть, как её мачеха отравляет Киру, подсыпая ей яд в еду.

И единственный человек на поминках, чья одежда не темного тона (а угадайте, какого) — это мачеха Киры, убившая свою падчерицу (и собирающуюся убить вторую).

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Кстати, появление Киры также происходит в красных тонах.

Стоит ли говорить, что палатка, где Коул прячется от призраков, тоже красного цвета?

5. Сцена с аварией

Ближе к концу фильма, машина с мамой Коула и самим мальчиком застревает в пробке.

Когда мама восклицает, что же там такого стряслось, мальчик говорит, что впереди авария, сбили велосипедистку — потому что видит её призрак, стоящий рядом.

Призрак велосипедистки носит шлем соответствующего цвета.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Далее следует ключевой разговор между мамой и сыном про призрак бабушки, в конце которого мама наконец принимает дар сына и начинает ему верить.

В этой сцене — в первой сцене, где мать начинает верить в мистику — она одета в красный свитер.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

6. Связанное с Малькольмом

Ну, если вы уже тут, то вы явно не боитесь спойлеров (или уже знаете главную разгадку фильма) — персонаж Малькольма является призраком на протяжении всего фильма, сам не зная об этом.

Догадаться об этом можно и до кульминации фильма.

Ручка в кабинет Малькольма (которая всегда оказывается закрыта, так как кабинет уже не используется) — красного цвета.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Одежда Анны, жены Малькольма, на сцене в ресторане — красная (как и таблетки, которые она принимает).

Как и шаль, которой она укутывается два раза за фильм, не зная о том, что призрак её мужа так рядом.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

В фильме очень сложно найти красные цвета, помимо сцен, описанных выше. Если Шьямалан видел в сцене красный цвет, который не относился к его задумке, то требовал убрать его из кадра.

Холод рядом с призраками

Помимо красного, Шьямалан использовал более простой прием, сигнализирующий о приближении призрака, — рядом с рассерженными и неспокойными душами становится очень холодно.

1. Кира

На примере появления призрака Киры это показывается паром изо рта Коула.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

2. Бабушка Коула

А вот при появлении умершей бабушки это демонстрируется изобретательнее — температура на термометре начинает снижаться.

Стрелка термометра, разумеется, красная.

3. Сам Малькольм

Почему же тогда не становится холодно рядом с Малькольмом?

Сам режиссер объясняет это так: герой Брюса Уиллиса, не зная о своей смерти, находится в спокойствии и равновесии.

Именно поэтому, в кульминационном моменте ленты, в финале, когда Малькольм узнает правду — дыхание его спящей жены начинает сопровождаться паром — герой Брюса Уиллиса потерял спокойствие.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Однако осознав свою призрачность, герой Брюса Уиллиса выполняет два своих незавершенных дела — он понимает причину диагноза Винсента (молодой юноша, убивший его, страдал тем же даром, что и Коул), а также рассказывает жене, что она никогда не была вторичной в жизни и что он любит её.

Выполнив два своих незавершенных дела, Малькольм находит покой и уходит из мира живых.

Разбираемся в символах «Шестого чувства»

Спасибо за прочтение!

Пост взят из моего телеграм-канала: https://t.me/odno_kino

66 показов
4.8K4.8K открытий
27 комментариев

Отличная статья, спасибо.
А эти признаки на реальную жизнь распространяются?
На против меня программист в красной кофте, не значит ли это, что рядом какая-то херь происходит?

Ответить

Обоже, только не смотри в его код

Ответить

Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»http://www.ng.ru/saturday/2004-09-10/15_balayn.html

Ответить

с днем рождениемрождения

Ответить

У меня в октябре, спасибо

Ответить

это настоящий шедевр в жанре психологических историй с налетом мистики!Сказать, что там налёт мистики - всё равно, что сказать, что на Мэтре из "Тачек" - налёт ржавчины...

Ответить

Незадолго до первого просмотра это фильма, мне рассказали что Брюс Уиллис - призрак.
С тех пор в моей душе что-то сломалось и я уже не боюсь никаких спойлеров.

Ответить