Molodist 48: Кино и не только

Molodist 48: Кино и не только

Киев. 25 мая 2019. Начинается самое ожидаемое мною событие этого года – открытие 48-го Киевского международного кинофестиваля «Молодiсть».

На пресс-конференции называют основные программы и конкурсные показы, а так же делегацию жюри на период фестиваля:• международное жюри;• национальное жюри;• жюри Sunny Bunny (ЛГБТ тематика);• экуменическое жюри (социальная, христианская, гуманная составляющие фильма);• жюри ФИПРЕССИ (межнар федерация кинопрессы).Вся программа кинофестиваля состоит из отдельных блоков: competitive и non-competitive. Они же, в свою очередь, уже разбиваются на подкатегории по форме/регионам/призам/жанрам/нудности. Если с конкурсными (competitive) показами все понятно – отдельный нац конкурс, отдельный межнар конкурс, отдельный конкурс короткометражек, отдельно ЛГБТ (в каждом 7-15 фильмов-участников). То внеконкурсная (non-competitive) программа выглядит весьма внушительно и разнообразнее. Фильмов настолько много, что глаза просто разбегаются в списках и не знаешь что выбрать. «Scandinavian Panorama», где показывают фильмы от стран скандинавского региона? А может «Festival of Festivals», где показывают фильмы-победители других кинофестивалей последнего года? Или вовсе пойти на «FORMA», где над тобой будут проводить эксперименты показывая новые форматы современного кино? Ой, а еще есть ретроспективная программа «100ліття», где могут показать отреставрированные ч/б фильмы на большом экране. А еще «Canadian Focus», ночи французского кино, ночи немецкого кино, украинские премьеры, короткие метры ЛГБТ и др.

ТАК НА ЧТО ЖЕ ВСЕ ТАКИ ПОЙТИ?!

За все 8 дней Киевского МКФ я просмотрел 65 фильмов (короткометражки в счет), среди которых были работы китайских режиссеров, корейских, канадских, сингапурских, украинских, немецких, португальских, французских, бельгийских, грузинских, швейцарских, польских, ДА МАТЬ ЕГО, КОСТА-РИКА ДАЖЕ БЫЛА!
Среди этого всего выделю 5 своих фаворитов независимо от категории показа и конкурса.

5 фильмов

Singapore; Director: Yeo Siew Hua; Genre: detecive, thriller, drama; Duration: 01:35:00
Singapore; Director: Yeo Siew Hua; Genre: detecive, thriller, drama; Duration: 01:35:00

Самый натуральный неонуар, я бы даже сказал – пост-неонуар. Действие происходит на намывных территориях, которыми маленький Сингапур планомерно увеличивает свою площадь, отнимая ее у океана (а вы об этом знали?). Сейчас мы слышим что Сингапур – один из примеров качества жизни и технологического развития. Йео Сю Хуа в своей картине показывает совсем другой Сингапур.
Вместе с полицейским Локом мы едем прочь от небоскрёбов и светской жизни, туда, где трудовые мигранты из разных стран лично претворяют в жизнь программу намывной мелиорации. Всё крутится вокруг пропавшего без вести китайского гастарбайтера, которому, как выясняется ближе к концу фильма, не спалось и он постоянно зависал в местном интернет-кафе, где всё окутано неоном и компьютерными играми.
Выросшие вдоль воды гигантскими насекомыми машины, кучи песка, свезенного вместе с бесправными рабочими со всей Азии, море поблескивающих огней, синтезаторный саундтрек – картина вводит зрителя в транс еще до того, как там начнется всякая линчевщина и мы станем гадать, кто из героев кому снится и куда людей утягивает интернет.
Что в «Воображаемой земле» получается лучше всего, так это передать чувство потерянности и одиночества. Одиночество в кадре будто стало частью азиатского менталитета. Оно принимает самые разные формы, от безобидных до ужасающих. Поиск хоть каких-то человеческих контактов превращается в потоки видеостриминга, гигантские объёмы которого стали культурным феноменом. Совсем другой феномен родом из Японии – kodokushi, или одинокая смерть – когда всеми забытые люди умирают в своих квартирах и остаются там месяцами, прежде чем кто-нибудь их обнаружит.
Такое кино мне посчастливилось увидеть на большом экране и я ни разу об этом не жалею. Получил массу удовольствия и погруженности.
Фильм выиграл главную награду на эстетическом кинофестивале в Локарно (Швейцария) – Золотого леопарда.
Смотреть на Netflix

Finland; Director: Miia Tervo; Genre: comedy, drama, melodrama; Duration: 01:45:00
Finland; Director: Miia Tervo; Genre: comedy, drama, melodrama; Duration: 01:45:00

Финляндия. Вечная зима и сплошные белые улицы покрыты полуметровым шаром снега. На фоне этой картинки ходят люди в яркой одежде, а ночью светят максимально контрастные гирлянды на деревьях. Все эти детали придают фильму какую-то жизнь. Нуар ли это? Ответ прост – нет.
Это романтическая комедия про двух совершенно разных людей. Встречайте на ринге: смертельно больного эмигранта из Ирана, который пытается устроить спокойное будущее для своей ни в чем неповинной 7-летней дочери в левом углу ринга, а с другой стороны – отвязная барышня без детей, полноценной семьи, любит тусоваться с подругой в клубе по ночам, пить алкоголь и не задумываться о насущном.
Сама идея для фильма, как утверждает молодая режиссёрка, появилась во времена учёбы в университете, где она снимала документальный фильм про злоупотребление алкоголем молодых девушек. «Я поняла, что алкоголизм всегда воспринимается как болезнь, которая поражает только пожилых мужчин и матерей. Очень немногие фильмы рассказывают об алкоголизме, который наследует молодая женщина », – говорит Миа Терво. Со слов же самой героини фильма, немного перебрать больше обычного не является алкоголизмом.
Заглядывая наперёд, фильм не об политической обстановке внутри, по большей части, самой консервативной страны скандинавских простор; на самом деле речь идет о встрече между этими двумя персонажами, которые происходят из разных миров и объединяются силами природы. Вся эта несерьезность к проблеме и порождают нам чёрную комедию со своеобразным финским юмором.

France, Luxembourg; Director: Nicolas Blies, Stéphane Hueber-blies, Denis Lambert; Genre: documentary; Duration: 01:33:00
France, Luxembourg; Director: Nicolas Blies, Stéphane Hueber-blies, Denis Lambert; Genre: documentary; Duration: 01:33:00

Единственный фильм, которому я поставил 10\10. Этот анимационный документальный фильм призывает присоединиться к мировому движению против сексуального насилия в зонах военных действий. Гениальность этой картины заключается в его вальсе между реальными кадрами и анимацией.
Ряд ораторов воссоздаются в виде анимированных изображений, что приводит к еще большей гуманизации объекта. Фильм удачно играет на необходимости говорить об этом, показывая проекторные вставки с историями реальных жертв и комментариями СМИ прямо посреди улицы, где кипит жизнь мегаполисов и крупных городов. Их выражения тщательно представлены, а анимация дает четкую картину злоупотреблений, которые до этого момента были довольно смутными, оставляя образы жертв в наших головах, но на этот раз превращая их уже в реальное доказательство.
Люди идут на работу или возвращаются домой, а на здании рядом женщина рассказывает о том, как ее изнасиловал боевик на Донбассе только по подозрению в шпионаже. Одновременно с этим, Колин Пауэлл и Кондолиза Райс продолжают отрицать свои секретные встречи с ЦРУ по поводу сексуальных надругательств, совершаемых американскими военными в отношении иракских заключенных. Фильм конкретно разделён на 5 частей: история 11-летней девочки из Сирии, история женщины из Донецка, рассказ потерпевшего пыток заключенного тюрьмы Гуантанамо, зверства французских солдат в Республике Конго и заключительная часть, призывающая людей со всего мира говорить об этом и поддерживать жертв, а так же поддержать требование к наказанию виновных. И вот, жертвам и их близким дают возможность показать свои лица. «Нулевая безнаказанность» не только реагирует на международную чрезвычайную ситуацию, но и даёт свободу слова жертвам с необычной силой и оригинальностью.
Истории довольно сильные и на монологи выделено примерно по 15 минут, и это вызывает очень сильный эффект. Каждая история пробирает тебя до чертиков и ты начинаешь дрожать, осознавая эту несправедливость и животность по отношению к другому человеку. Это как чувство, когда ты видишь как близкому человеку больно и плохо, но ты никак не можешь помочь ему и тебя это убивает. Эта боль пронизывает тебя изнутри. Неизбавляемая боль.

Norway Director: Tuva Novotny; Genre: drama; Duration: 01:38:00
Norway Director: Tuva Novotny; Genre: drama; Duration: 01:38:00

«Слепое пятно» рассказывает историю матери, которая изо всех сил пытается смириться с психическим заболеванием своей дочери, которое оказалось гораздо хуже, чем она себе представляла. Стоит отметить, что это полный режиссерский дебют очень известной актрисы в очень узких кругах – Тувы Новотны (Аннигиляция от Netflix).
Данная кинокартина снята одним дублем (one-shot film), и это самое главное что в ней есть, помимо сюжета, естественно. Когда начинаешь смотреть подобные размеренные медленные фильмы, начинаешь придумывать себе всякие развлечения. Например, посчитать сколько на одной локации будет монтажных склеек или сколько времени выделено персонажам в диалогах. А здесь, сидишь такой в кинотеатре 15 минут и не можешь понять: «а где же склейка?!», «сэкономили на режиссере монтажа?» и т.д.
Сочетая эстетику одного кадра с душераздирающей семейной драмой, рассказанной в реальном времени, фильм впечатляюще сделан – можно только представить себе производственную гимнастику, необходимую для того, чтобы камера работала постоянно и любой ценой, – и в то же время интенсивно исполненную, когда главная актриса Пиа Тьельта исполняет свою роль (весьма завораживающе) как мать, чья жизнь внезапно перевернулась трагедией.
Но помимо мгновенного увлечения таким кинематографическим подвигом, «Blind Spot» постепенно изнашивает свой прием, не добавляя достаточного количества вещества перед камерой (развития/действия), даже если то, что происходит за камерой, остается интересным. Чем дольше вы смотрите его, тем больше его сила начинает угасать, и тот факт, что режиссёрка не завершает историю ощутимым образом – даже если на эмоциональном уровне фильм действительно проходит полный круг – заставляет задуматься, почему это заняло так много времени, чтобы добраться до подобного финала.
Конечно, особого внимания заслуживает то, как Новотны и ее команда используют разные пространства для отражения изменчивых настроений Марии (главная героиня): от взрывного кризиса, который она испытывает у подножия своего жилого дома, до отчаянных допросов во время поездки в отделение скорой помощи, на все тревожное ожидание в пустынных больничных коридорах, на утомительное возвращение, которое она совершает позже в такси, позволяя событиям последних 90 минут, наконец, погрузиться в темный экран титров.
Тем не менее, это достаточно смелый дебют, чтобы обеспечить уверенное распространение произведений искусства за пределами Скандинавии.

Canada; Director: Denis Côté; Genre: drama, horror; Duration: 01:37:00
Canada; Director: Denis Côté; Genre: drama, horror; Duration: 01:37:00

«Антология городов-призраков» – это фантастическая драма, написанная и поставленная Денисом Коте, который свободно черпал вдохновение из романа Лоуренса Оливье, в котором он сохранил лишь несколько основных моментов. История деревни, потрясенной случайной смертью одного из ее жителей, порождает метафорическую басню, которая, как всегда с автором, решительно отходит от конвенций и обычных повествовательных структур.
Интерпретировать сюжет можно всеми возможными идеями: изоляция франкоязычного сообщества в англоязычном потоке, скрытый страх перед тем, что нам чуждо, дезертирство деревень и малонаселённых регионов, наши отношения со смертью, которые развиваются в зависимости от истории, столь же интимные, как коллективная предвзятая мысль с весьма существенным влиянием на подавленную утратой семью.
Короче говоря, «Антология городов-призраков» – это фильм, который преднамеренно очень открыт для интерпретации зрителя, что, несомненно, сбивает с толку. Здесь будут и летающие люди, и странные дети в масках, и так называемые «души» умерших людей. В довесок к этому, операторская работа просто великолепна.
Сие кино в буквальном смысле грязное. Отсутствие статичного изображения придаёт привкус присутствия в роли духа в самом фильме. Теперь же зритель не просто наблюдает как разворачиваются события сидя в зале, он теперь присутствует в этом выдуманном мире. Зернистость изображения, полученная благодаря 16-мм плёнке и естественному освещению, притупляет восприятие натуральности, наполняя картину увесистым содержанием и густотой атмосферы. Одновременно хай-тек окружение и съемка в ретро стиле опять сводит наблюдателя к недоумению.
По форме, фильм пошел по пути хоррора, и затем он медленно раздваивается в сторону сельской летописи, разрываясь между социальным реализмом и постепенным сползанием к сверхъестественному. Автор, очевидно, предпочел пересмотреть данный жанр, а не заимствовать его. В конце концов, фильм метафоризируется и раскрывается на темы, которые беспокоят социум, вместо того, чтобы явно превращаться в фильм про зомби или фильм ужасов с внезапными скримерами.
Фильм-участник основной конкурсной программы 69-го Берлинского кинофестиваля (2019).

Атмосфера

Волонтёры, представители прессы и масс-медиа, актёры украинского и зарубежного кино, организаторы фестиваля, охрана – все бегают, суетятся, решают жизненно важные проблемы бытия, пока ты лежишь на пуфике, листаешь каталог и раздумываешь: «а на какой же фильм сегодня пойти, а?».

Аншлаг. Показывают национальный конкурс короткометражек
Аншлаг. Показывают национальный конкурс короткометражек

Постояльцев фестиваля было немного. Основная масса людей были обычными зрителями, которые заскочили после работы посмотреть какое-то кинцо. Днём, в рабочее время, присутствовали, в основном, пресса и представители кинофильмов для презентации своего творчества. В особенные дни, в честь специальных показов, устраивали фуршеты и партнёры фестиваля угощали посетителей напитками и закусками.
Времени между сеансами было предостаточно. Хватало и задать вопросы, и послушать ответы, и сходить покушать на полчасика, и выбежать на перекур. Однако, было пару задержек (10-15 минут), но это не критично. На третий день приходил уже как к себе домой, представляю что охрана – консьержка, которая за 15 лет проживания в доме не может запомнить твоё лицо и требует бейдж или билет. Было интересно.
Единственная претензия, но это больше к самому кинотеатру, – ебучие табуретки вместо удобных кресел. Посидишь на этом подобии удобного бержера пару сеансов и сразу минус поясничный отдел спины. Как я только не скручивался пытаясь найти удобную позу, но безрезультатно. Красивейшая картинка, в зале не душно, звук – белиссимо, субтитры чёткие, но нет, блядь, надо поставить такие ужасные седалища, а не комфортные кресла.
Напоследок ещё пару фотокарточек с небольшим описанием.

Стенд, где можно посмотреть VR-360 кинцо
Стенд, где можно посмотреть VR-360 кинцо
Полный зал и куча прессы – не редкость
Полный зал и куча прессы – не редкость
Проходим, не стесняемся.
Проходим, не стесняемся.

Итоги

Гран-при кинофестиваля, статуэтку «Скифский олень» и денежную премию в размере 10 000 $ получила кинолента «Дикий» (реж. Камий Видаль-Наке, Франция). В фильме рассказывается о мужской проституции и последствиях злоупотребления наркотиков. Всё бы ничего, но почему бы не сделать этот фильм про гетеросекусалов? Почему должны были быть исключительно геи и бисексуалы? Для подобных ЛГБТ-friendly фильмов есть даже отдельная категория – «Sunny Bunny», но нет же, надо впихнуть в основную программу прям несколько фильмов этой тематики. Немного подгорело с победителя, потому что я видел намного достойнее картины, да тот же «Что будет, когда меня не станет» куда сильнее сделан.
По съемке «Дикий» напоминает раннего фон Триера с его фирменным зумом и эффектом ручной камеры, но ни нормального сюжета, ни морали, ни этики... Ну вот почему я должен сидеть смотреть 10-минутную сцену секса волосатых мужиков, где крупным планом показывают как они дрочат друг другу писюны и отлизывают жопу? И это кино? И это победитель? Я таких победителей могу найти в отдельной категории на порнхабе.
Да впрочем, эта тематика уже поднадоела, начиная от Оскара и заканчивая отдельными категориями на кинофестивалях. Вот даже записал фрагмент диалога из фильма:
– Я просто хочу тусоваться со своим старым хуесосом.
– Не называй меня старым.
Искусство...

684684 открытия
10 комментариев

Это нормально?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

«Zero impunity» – проект, который является центральной частью всемирной кампании, цель которой прекратить безнаказанное сексуальное насилие во время вооруженных конфликтов. Этот стенд – часть проекта.
Реальные ли подвалы показывали – мне неизвестно.
Что выставлять на свет, а что оставлять под покровом ночи – решает каждый сам.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я тоже приоху9л о_О

Ответить

Как же годно. И как всегда всё хорошее в другой стране.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить