DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

Редактор Олег Чимде советует кино на выходные — грустное, опустошающее и по-своему прекрасное.

Osmosis

Об этом выдающемся французском сериале мы уже писали, но мне хочется поговорить о нём ещё. По правде говоря, он настолько хорош, что говорить о нём мне хочется вечно — при том, что я его ещё не досмотрел.

DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

Osmosis посвящён одному стартапу — приложению, которое должно сделать людей счастливее. Ты вкачиваешь себе наномашины, и они подбирают идеальную пару: этакий Tinder, только выбираешь не ты, а за тебя. И в этом главная проблематика сериала: так ли важен выбор, так ли важно самому определять, кого любить, или же на самом деле это значения не имеет?

Любовь — это просто привязанность или что-то иное? Если какая-то высшая сила (предположим, наномашины) сведёт тебя с одним конкретным человеком, с которым ты ради эксперимента будешь проводить много времени — ты полюбишь его? Одного из подопытных Osmosis возвращает к бывшему, и вроде бы они начинают вновь неплохо проводить время — это что, любовь или старая привязанность? Как определить?

DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

Так ли нужны наномашины или тот же Tinder, если на самом деле чтобы влюбиться в человека, ты должен просто проводить с ним больше времени? Это всё — очень сложные вопросы, на которые у меня нет ответа. Подозреваю, в сериале этих ответов тоже нет.

Фоном в Osmosis разворачивается остросюжетная корпоративная драма, благодаря которой экзистенциальными вопросами задаёшься реже и не уходишь в себя слишком глубоко.

А ещё Osmosis просто отлично снят: здесь всё на своих местах, всё работает на единую, тягучую атмосферу — и долгие планы, и эмбиент на фоне, и пространные диалоги.

DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

Joy

Больше всего на свете я люблю фильмы-зарисовки о жизнях, о которых я ничего не знаю. Там может не быть никакого экшена и даже никакой морали — просто чья-то жизнь, отдельный её момент. За это я, например, очень ценю фильм «Зильс-Мария» — он посвящён актрисе и её помощнице. Прекрасное кино о чувствах, которые переживают актёры в возрасте — вещи, о которой я ничего не знаю и даже представить не могу.

DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

Joy («Радость») — кино того же вида. В первую очередь это просто зарисовка из жизни одной женщины — Джой, которая приезжает из родной Нигерии в Австрию, на заработки. Речь о проституции: в общем-то, это торговля людьми, но девушки изначально знают, на что они идут. Таким образом они помогают своим семьям в Нигерии, так что мораль в фильме сложная и неоднозначная.

С другой стороны, фильм вообще не пытается навязывать какую-то мораль — в первую очередь это просто история одной девушки, которая попала в трудную ситуацию, но не жалеет об этом — сложись всё иначе, она бы попала в неё вновь.

Режиссёр Судабех Мортезаи акцентирует внимание зрителя именно на жизни Джой и других девушек: она использует нарочито долгие сцены, на первый взгляд бесполезные для сюжета, демонстрирует быт девушек — со всеми его мелочами. Картина вырисовывается жуткая, давящая — в первую очередь из-за того, что девушки изначально смирились со своей участью. Лишь новенькая девушка Прешес, за которую Джой решает поручиться перед Мамочкой, отвергает работу, ради которой приехала в Европу. Но и она не может ничего сделать с порочным кругом, в который угодила.

Обречённый взгляд, жизнь без шансов
Обречённый взгляд, жизнь без шансов

Чёрного и белого в этой истории нет. Даже Мамочка, казалось бы, абсолютное зло, проявляет сострадание и заботится о своих подопечных — хоть и относится к ним как к товару, который можно продать. Она тоже в этой порочной системе и вряд ли может что-то с этим поделать.

Joy — тяжёлое, сложное кино, которое тебя опустошает. Оно не пытается выбить слезу или хотя бы какие-то эмоции: Мортезаи просто показывает всё, как есть — без гипербол и какой-то чёткой оценочности. Именно такие фильмы впечатляют меня сильнее всего: когда тебя втягивают в чью-то жизнь, а ты потом ещё полчаса молча смотришь в одну точку, пытаешься разобраться в собственных мыслях и теряешься в чувствах. Кино, которое оставляет после себя пустоту, которую ещё только предстоит наполнить.

DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

«Ванильное небо»

Фильм из тех, о которых не стоит знать много перед просмотром. Я посмотрел его уже раз двадцать (или больше) и знаю наизусть, но каждый раз он открывается мне с какой-то новой стороны. Наряду с «Зильс-Мария» я могу назвать его своим любимым фильмом.

И вот что странно: «Ванильное небо» вышел ещё в 2001 году, тут звёздный состав (Том Круз, Пенелопа Крус, Кэмерон Диас, Курт Рассел), но многие мои друзья и знакомые почему-то ничего о нём не слышали. Так что вместе с ними я пересматриваю его вновь и вновь — сначала с одним, потом с другим.

DTF смотрит: кино о лучшей жизни, которой никогда не будет

«Ванильное небо» — удивительное кино. Это голливудский ремейк, во всём превзошедший оригинал. Фильм, который в русском переводе (официальном) звучит почему-то лучше, чем на английском. Кино, которое сочетает в себе сразу несколько разных жанров, и в каждом преуспевает.

У меня есть одна теория: если в саундтреке произведения есть Sigur Ros, то это произведение с 98% вероятностью отличное. Так вот — в «Ванильном небе» Sigur Ros звучит в самый важный момент.

Сказать об этом фильме что-либо ещё — значит совершить ужасное преступление. Просто очистите разум, доверьтесь абсолютно постороннему человеку (мне) и посмотрите его. Чудеса случаются, и ради них стоит рисковать.

8.9K8.9K открытий
31 комментарий

Спасибо Олегу Чимде!

Ответить
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ух, а саундтрек там какой крутой был. Спасибо, что напомнили, пойду добавлю в плейлист

Ответить

Osmosis напомнил одну из серий Черного Зеркала, и те, кто смотрел, в курсе какую именно(наверное).
А за "Небо" плюс, неожиданное и приятное упоминание :)

Ответить

Повесить ди-джея ? :)

Ответить