Подписка на всё лето за 99₽/мес 18+

Фильм «Пыль»: слепок нулевых

Нулевые — значимый промежуток не только в общественной жизни, но и в кинематографе. Многие российские киноленты несут в себе неизгладимый отпечаток того времени, позволяя нам ещё раз окунуться в мир навязчивой рекламы и вездесущих ларьков. Если бы у меня спросили: “Слушай, а что за фильм ассоциируется у тебя с нулевыми?”, то я бы непременно ответил — фильм «Пыль» Сергея Лобана.

В закладки

Нулевым предшествовали девяностые. Нелёгок и тернист был тогда путь художника. Так, например, видный деятель московского акционизма Олег Мавроматти бежал из своего родного города из-за проблем с криминальным элементом, а в Москве он дошёл до того состояния, когда денег не хватало даже на еду.

Однако столь плачевное материальное положение, имеющее место не только у Олега Юрьевича, не мешало творцам создавать свои маргинальные сообщества, которые в итоге поднимались до определённых высот. «зАиБи» было одним из таких художественных объединений, подаривших миру искусства некоторое количество интересных акций.

Московское правительство продолжает "двигать" такие товары, как патриотизм и гордость за первопрестольную при помощи соответствующих фрагментов из русской поэзии прошлого и этого веков. Наконец, Мастерская "За анонимное и бесплатное искусство" клеила фрагменты любимых поэтов в противовес "псевдоклассике про Москву" и пошлости рекламы. Однако противовес оказался пустым изнутри и, как следствие, крайне легковесным.

Матвеева А.
Критика акции группы «зАиБи» в московском метро

Да и не только акции были занесены в портфолио, но и внушительное количество видеоработ. Их можно скачать на официальном сайте «зАиБи». Группа была распущена в 2001 году, но страница существует до сих пор!

К чему я веду: не стоит думать, что кинолента «Пыль» — это нечто спонтанное, малоорганизованное и сделанное любителями. Сергей Лобан и Марина Потапова на момент создания «Пыли» уже получили свой определённый кинематографический опыт. В своё время они создали любопытные короткометражки («Соси банан», «Случай с пацаном») и тем самым набили руку.

Творчество – самодостаточный процесс не подразумевающий иного результата, кроме утоления творческого голода. Кроме реализации ПТИ (первичного творческого импульса).

Группа «зАиБи»
Аксиомы

Почва для полнометражной ленты также была подготовлена работами акционистов, которые только и делали, что искали выхода из тюрьмы постмодерна. Олег Мавроматти в этом плане поступил более чем интересно и в противовес постмодерну организовал «Секту Абсолютной Любви», которая, во-первых, своим названием пародировала многочисленные секты, во-вторых, несла в себе идею выхода из постмодерна путём обращения к Абсолюту, т. е. к Богу, поскольку Бог вездесущ, и он покрывает собой как модерн, так и постмодерн. Он лежит за рамками всех понятий, определений, человеческих конструкций, поэтому именно к Нему и нужно обращаться.

Впрочем, данный мотив отсутствует в самой «Пыли», но есть другое — «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», что отсылает нас к французским волнениям 60-х и закрепляет своего рода правопреемство идеи от французов к художественному объединению «СВОИ 2000», выделившемуся из «зАиБи». Но та революционная проповедь в фильме смотрелась довольно оптимистично, поэтому, как мне кажется, сцены с “требованием невозможного” пошли под нож из-за того, что они просто не вписались в общее настроение картины. Вы можете посмотреть вырезанные сцены здесь.

Мы стали исследовать границы допустимого в эфире. Все мы когда-то были влюблены в революцию 68-го года. Поэтому мы пытались каким-нибудь образом проиллюстрировать в программе все обрывки радикальных идей и теорий, которые были тогда у нас в голове.

Марина Потапова
о своей работе на телевидении

Фильм «Пыль» повествует об Алексее — молодом человеке без особых интересов. Он проживает в одной квартире вместе со своей бабушкой. В свободное время тучный парень делает модели самолётиков, а в рабочее — трудится на заводе, собирая пластиковые игрушки. Однажды его избирают для участия в эксперименте под предлогом помощи отечественной науке. Как раз-таки в момент научного эксперимента Алексей понимает, что он нашёл цель своего существования.

Вербовщиками выступают чрезвычайно харизматичные работники внутренних органов. Причём одним из “мужиков в пиджаке” оказывается Дмитрий Пименов — соратник Олега Мавроматти, скандальный художник, запомнившийся своими громкими акциями.

В ЦДХ в 2008 году я кинул в Горбачёва петарду. Когда мы напились с другом, увидели Горбачёва с Чубаровым, и я сказал: «Этот человек заебал меня еще в средней школе!» С этой фразой я бросил петарду.

Дмитрий Пименов
о своём злополучном броске (из книги «90-е от первого лица»)
Пименов (слева)

Дмитрий Пименов имел серьёзные проблемы с ФСБ из-за того, что в своё время он взял на себя ответственность за взрыв бомбы в торговом центре под Манежной. То был ещё один художественный жест со стороны акциониста. Но как органично он вписался в образ работника службы безопасности! Поистине, удивляешься тому, как тонко Дмитрий прочувствовал психологию трудящихся на благо Отечества.

Фильм действительно богат своим актёрским составом: ранее упомянутый Пименов, Сергей Сальников — директор фестиваля радикального кино «Sтык», Псой Галактионович Короленко — филолог и автор-исполнитель (а это всегда адовое сочетание), Пётр Мамонов — музыкант, актёр, основатель группы «Звуки Му» и другие. Полупрофессиональные актёры работали бок о бок с любителями, что создало крайне правдоподобную картину, показанную на экране. Тут и Станиславский не сказал бы своё фирменное: «Не верю!»

После первых пятнадцати минут фильма я начинаю понимать, почему некоторые зрители бросают просмотр. Алёша заходит в магазин со своей бабушкой и зритель поражается беспомощностью главного героя. Он приходит домой. Бабушка смотрит Петросяна. Алексей клеит самолётик. Вот и день прошёл. Мы ещё не привыкли к столь правдивым и до мелочей точным отображениям жизни.

Алексей в магазине со своей бабушкой

Взаимоотношения между поколениями, различными социальными слоями отчётливо проглядываются в «Пыли» и тем самым умножают всё то, что мы каждый день видим за окном. Зритель начинает пресыщаться или же, если сказать проще, — наедается тем, что уже давно находится в его желудке. Это вызывает только лишь отторжение, но оно же и очищает весь организм. Клин клином вышибают. И всё-таки фильм многим пришёлся по нраву.

Группа, назвавшаяся «СВОИ 2000», объявила генеральной идеей так называемую «идею освоения». Освоение – процесс, обратный отчуждению - когда ты в любой деятельности умудряешься изыскать творческий интерес. Освоение – это когда ты сросся с действительностью настолько, что можешь позволить себе быть собой.

Нельзя не отметить открытость Лобана и Потаповой к экспериментальному началу. В «Пыли» оказываются задействованы целые творческие коллективы, пугающие своей неординарностью. Их присутствие не только украшает картину, но и меняет её настроение, склоняя в сторону сюрреальности, что несёт практическую пользу и в тоже самое время не отказывает деятелям в их эстетике.

Алексей встречается с уличным оркестром, со слабослышащими, масками, чумными докторами и даже со странной девушкой, своей бледнотой походящей на смерть, которая пытается открыться протагонисту, но он не выдерживает столь мощного напора и падает в обморок.

Алексей — бегущий парень

Фильм как раз-таки интересен встречами и мытарствами в лице одного человека. Это фильм-путешествие, фильм-поиск. Попытка обрести цель в жизни. Пробежка через все социальные страты, поколения, социальные группы — от тусовщиков и пенсионеров до бандитов с правозащитниками, сражающимися с государственной машиной. И конечный приход к Мамонову. Ко своего рода старцу, который разъясняет положение вещей в духе царя Соломона или же Марка Аврелия: «Что есть мечта пылинки? Какая-нибудь тупость».

В фильме имеется абсолютно безумная сцена сна Алёши, когда мы можем заглянуть во внутренний мир главного героя и без посредников ознакомиться с переживаниями персонажа. И мне кажется, что именно данный эпизод вобрал в себя всё то, чем нам запомнились нулевые: казино, клубы, Евгений Ваганович, живые родственники, мимолётные знакомые и самое главное — поиск самого себя.

P. S. А ещё у меня есть относительно недавнее интервью с актёром Алексеем Подольским, который играл главного героя в фильме «Пыль», имел одну из центральных ролей в «Шапито-шоу», а также принимал участие в эпизодах киноленты «Generation П». Если будет интересно, то прошу к ознакомлению!

{ "author_name": "Данила Тришкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 32, "likes": 68, "favorites": 74, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 57493, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Jul 2019 13:44:57 +0300", "is_special": false }
Благие знамения на КиноПоиск HD только две недели подписка на все лето за 99₽/мес Подписка КиноПоиск HD 99 ₽/месяц. до 31.08.2020, далее — автопродление 269 ₽/месяц. Только для пользователей без активной подписки сервиса КиноПоиск. Активировать до 31.07.2020. Условия просмотра: ya.cc/4y4UX 18+
0
32 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Русский будильник

13

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
17

"Брат-2". Первый это концентрат девяностых.

Ответить

Русский будильник

Митрофан
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
7

Ничего себе, абсолютно разные фильмы, если смотреть по отдельности. Брат-2 это бравада, а первый это зеркало того бытия, грустного и мерзкого.

Ответить
2

«Брат» — кино не менее авторское.
Да и про 90-е же.

Ответить

Русский будильник

Данила
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Если на Ваш вкус, то ничего в противовес и не скажешь.
У каждого свои ощущения.

Ответить

Русский будильник

Данила
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

Вспоминаю 1998-ой когда рубль обвалился в несколько раз и уже более-менее сытые 2003-2006 и это просто две разных эпохи.
В нулевых шел год за два. Нефтедоллары лились в страну и отголоски этого доходили и до провинций, зарплаты росли процентов на 30 в год. Уже не стреляли. Во всяком случае так открыто как в 90-ых.

Ответить

Русский

Angry
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Ветка про фильм "Брат" 1997-го года.

Ответить

Русский

Angry
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
12

Увидеть пост про "Пыль" на ДТФ это как увидеть соседа из родного зажопинска в метро, настолько же неожиданно. Спасибо, теперь пересмотрю.

Ответить
8

На самом деле кадр с превью не сильно отличается от того, что я вижу в своем городе

Ответить
7

"Алеша, ты что, пробовал наркотики?"

Ответить
5

В титрах шикарный клип Знаменского из Шапито-шоу

Ответить
0

Этот паренек потом в Шапито-Шоу снимется.

Ответить
4

Помню, как заинтересовался фильмом в школе только потому, что там Руставелли и White Hot Ice снимаются :D

Ответить
2

О, годнота подъехала.
Автор сделай обзор на "Выблядков" Мавроматти. Это слепок 90-х.

Ответить
3

А ведь предложение дельное!
Подумаю об этом.

Ответить
3

А теперь представьте: вместо моделей самолетов - видеоигры. К чему я это... Да просто так.

Ответить
0

самолётики не социализируют тебя, в отличие от онлайн игр. просто так

Ответить
1

Онлайн-игры тоже по-нормальному не социализируют.

Ответить
0

а я не говорил про нормально. это просто есть.

Ответить
3

Алеша мой любимый супергерой!

Ответить
3

Ты ведь ничто. Сор, пылинка. Пылинка вселенной. Что такое желание пылинки? Какая-нибудь тупость

Обожаю этот фильм. Хочу большой материал про Лобана, "до 16 и старше" и Тито Алехано

Ответить
2

Если бы у меня спросили: “Слушай, а что за фильм ассоциируется у тебя с нулевыми?”

Ответить
1

Обожаю этот фильм.

Ответить
2

Алёша, сосисочки!

Ответить
1

Не помню, откуда в моей жизни взялся этот фильм. Я учился в школе и был очень впечатлён. Для меня "Пыль" - квинтэссенция подросткового максимализма. Презрение ко всем. Фильм хороший, но очень злой. Сцена в конце - отличная.

Ответить
1

С нулевыми? Русский? Разумеется первая часть Бумер.

Ответить
0

Этот фильм было тяжело смотреть, но я все-таки справилась. Примерно такие же ощущения у меня вызвал еще Астенический синдром Киры Муратовой.

Ответить

Комментарии

{ "jsPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/js/all.min.js?v=05.02.2020", "cssPath": "/static/build/dtf.ru/specials/DeliveryCheats/styles/all.min.css?v=05.02.2020", "fontsPath": "https://fonts.googleapis.com/css?family=Roboto+Mono:400,700,700i&subset=cyrillic" }