Фильм «Пыль»: слепок нулевых

Нулевые — значимый промежуток не только в общественной жизни, но и в кинематографе. Многие российские киноленты несут в себе неизгладимый отпечаток того времени, позволяя нам ещё раз окунуться в мир навязчивой рекламы и вездесущих ларьков. Если бы у меня спросили: “Слушай, а что за фильм ассоциируется у тебя с нулевыми?”, то я бы непременно ответил — фильм «Пыль» Сергея Лобана.

В закладки
Аудио

Нулевым предшествовали девяностые. Нелёгок и тернист был тогда путь художника. Так, например, видный деятель московского акционизма Олег Мавроматти бежал из своего родного города из-за проблем с криминальным элементом, а в Москве он дошёл до того состояния, когда денег не хватало даже на еду.

Однако столь плачевное материальное положение, имеющее место не только у Олега Юрьевича, не мешало творцам создавать свои маргинальные сообщества, которые в итоге поднимались до определённых высот. «зАиБи» было одним из таких художественных объединений, подаривших миру искусства некоторое количество интересных акций.

Московское правительство продолжает "двигать" такие товары, как патриотизм и гордость за первопрестольную при помощи соответствующих фрагментов из русской поэзии прошлого и этого веков. Наконец, Мастерская "За анонимное и бесплатное искусство" клеила фрагменты любимых поэтов в противовес "псевдоклассике про Москву" и пошлости рекламы. Однако противовес оказался пустым изнутри и, как следствие, крайне легковесным.

Матвеева А.
Критика акции группы «зАиБи» в московском метро

Да и не только акции были занесены в портфолио, но и внушительное количество видеоработ. Их можно скачать на официальном сайте «зАиБи». Группа была распущена в 2001 году, но страница существует до сих пор!

К чему я веду: не стоит думать, что кинолента «Пыль» — это нечто спонтанное, малоорганизованное и сделанное любителями. Сергей Лобан и Марина Потапова на момент создания «Пыли» уже получили свой определённый кинематографический опыт. В своё время они создали любопытные короткометражки («Соси банан», «Случай с пацаном») и тем самым набили руку.

Творчество – самодостаточный процесс не подразумевающий иного результата, кроме утоления творческого голода. Кроме реализации ПТИ (первичного творческого импульса).

Группа «зАиБи»
Аксиомы

Почва для полнометражной ленты также была подготовлена работами акционистов, которые только и делали, что искали выхода из тюрьмы постмодерна. Олег Мавроматти в этом плане поступил более чем интересно и в противовес постмодерну организовал «Секту Абсолютной Любви», которая, во-первых, своим названием пародировала многочисленные секты, во-вторых, несла в себе идею выхода из постмодерна путём обращения к Абсолюту, т. е. к Богу, поскольку Бог вездесущ, и он покрывает собой как модерн, так и постмодерн. Он лежит за рамками всех понятий, определений, человеческих конструкций, поэтому именно к Нему и нужно обращаться.

Впрочем, данный мотив отсутствует в самой «Пыли», но есть другое — «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», что отсылает нас к французским волнениям 60-х и закрепляет своего рода правопреемство идеи от французов к художественному объединению «СВОИ 2000», выделившемуся из «зАиБи». Но та революционная проповедь в фильме смотрелась довольно оптимистично, поэтому, как мне кажется, сцены с “требованием невозможного” пошли под нож из-за того, что они просто не вписались в общее настроение картины. Вы можете посмотреть вырезанные сцены здесь.

Мы стали исследовать границы допустимого в эфире. Все мы когда-то были влюблены в революцию 68-го года. Поэтому мы пытались каким-нибудь образом проиллюстрировать в программе все обрывки радикальных идей и теорий, которые были тогда у нас в голове.

Марина Потапова
о своей работе на телевидении

Фильм «Пыль» повествует об Алексее — молодом человеке без особых интересов. Он проживает в одной квартире вместе со своей бабушкой. В свободное время тучный парень делает модели самолётиков, а в рабочее — трудится на заводе, собирая пластиковые игрушки. Однажды его избирают для участия в эксперименте под предлогом помощи отечественной науке. Как раз-таки в момент научного эксперимента Алексей понимает, что он нашёл цель своего существования.

Вербовщиками выступают чрезвычайно харизматичные работники внутренних органов. Причём одним из “мужиков в пиджаке” оказывается Дмитрий Пименов — соратник Олега Мавроматти, скандальный художник, запомнившийся своими громкими акциями.

В ЦДХ в 2008 году я кинул в Горбачёва петарду. Когда мы напились с другом, увидели Горбачёва с Чубаровым, и я сказал: «Этот человек заебал меня еще в средней школе!» С этой фразой я бросил петарду.

Дмитрий Пименов
о своём злополучном броске (из книги «90-е от первого лица»)
Пименов (слева)

Дмитрий Пименов имел серьёзные проблемы с ФСБ из-за того, что в своё время он взял на себя ответственность за взрыв бомбы в торговом центре под Манежной. То был ещё один художественный жест со стороны акциониста. Но как органично он вписался в образ работника службы безопасности! Поистине, удивляешься тому, как тонко Дмитрий прочувствовал психологию трудящихся на благо Отечества.

Фильм действительно богат своим актёрским составом: ранее упомянутый Пименов, Сергей Сальников — директор фестиваля радикального кино «Sтык», Псой Галактионович Короленко — филолог и автор-исполнитель (а это всегда адовое сочетание), Пётр Мамонов — музыкант, актёр, основатель группы «Звуки Му» и другие. Полупрофессиональные актёры работали бок о бок с любителями, что создало крайне правдоподобную картину, показанную на экране. Тут и Станиславский не сказал бы своё фирменное: «Не верю!»

После первых пятнадцати минут фильма я начинаю понимать, почему некоторые зрители бросают просмотр. Алёша заходит в магазин со своей бабушкой и зритель поражается беспомощностью главного героя. Он приходит домой. Бабушка смотрит Петросяна. Алексей клеит самолётик. Вот и день прошёл. Мы ещё не привыкли к столь правдивым и до мелочей точным отображениям жизни.

Алексей в магазине со своей бабушкой

Взаимоотношения между поколениями, различными социальными слоями отчётливо проглядываются в «Пыли» и тем самым умножают всё то, что мы каждый день видим за окном. Зритель начинает пресыщаться или же, если сказать проще, — наедается тем, что уже давно находится в его желудке. Это вызывает только лишь отторжение, но оно же и очищает весь организм. Клин клином вышибают. И всё-таки фильм многим пришёлся по нраву.

Группа, назвавшаяся «СВОИ 2000», объявила генеральной идеей так называемую «идею освоения». Освоение – процесс, обратный отчуждению - когда ты в любой деятельности умудряешься изыскать творческий интерес. Освоение – это когда ты сросся с действительностью настолько, что можешь позволить себе быть собой.

Нельзя не отметить открытость Лобана и Потаповой к экспериментальному началу. В «Пыли» оказываются задействованы целые творческие коллективы, пугающие своей неординарностью. Их присутствие не только украшает картину, но и меняет её настроение, склоняя в сторону сюрреальности, что несёт практическую пользу и в тоже самое время не отказывает деятелям в их эстетике.

Алексей встречается с уличным оркестром, со слабослышащими, масками, чумными докторами и даже со странной девушкой, своей бледнотой походящей на смерть, которая пытается открыться протагонисту, но он не выдерживает столь мощного напора и падает в обморок.

Алексей — бегущий парень

Фильм как раз-таки интересен встречами и мытарствами в лице одного человека. Это фильм-путешествие, фильм-поиск. Попытка обрести цель в жизни. Пробежка через все социальные страты, поколения, социальные группы — от тусовщиков и пенсионеров до бандитов с правозащитниками, сражающимися с государственной машиной. И конечный приход к Мамонову. Ко своего рода старцу, который разъясняет положение вещей в духе царя Соломона или же Марка Аврелия: «Что есть мечта пылинки? Какая-нибудь тупость».

В фильме имеется абсолютно безумная сцена сна Алёши, когда мы можем заглянуть во внутренний мир главного героя и без посредников ознакомиться с переживаниями персонажа. И мне кажется, что именно данный эпизод вобрал в себя всё то, чем нам запомнились нулевые: казино, клубы, Евгений Ваганович, живые родственники, мимолётные знакомые и самое главное — поиск самого себя.

P. S. А ещё у меня есть относительно недавнее интервью с актёром Алексеем Подольским, который играл главного героя в фильме «Пыль», имел одну из центральных ролей в «Шапито-шоу», а также принимал участие в эпизодах киноленты «Generation П». Если будет интересно, то прошу к ознакомлению!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Данила Тришкин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 32, "likes": 66, "favorites": 80, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 57493, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Jul 2019 13:44:57 +0300" }
Подкаст «Жиза ГД»:
Можно ли «продать»
плохую игру?
Слушать фоном🎧
{ "id": 57493, "author_id": 146507, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/57493\/get","add":"\/comments\/57493\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/57493"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
32 комментария

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
13

Слушай, а что за фильм ассоциируется у тебя с нулевыми?

Я бы ответил "Брат". Пыль - очень авторское кино, оно скорее оттиск переживаний режисера, а не эпохи.

Ответить
17

"Брат-2". Первый это концентрат девяностых.

Ответить
0

Возможно, так коректнее, но особой разницы в тональности между фильмами не видел. Да и нулевые в СНГ очень разные были. Ранние - это все те же 90-ые(и Пыль сюда же), середина - некий ренесанс и развите, а поздние совсем другими были.

Ответить
7

Ничего себе, абсолютно разные фильмы, если смотреть по отдельности. Брат-2 это бравада, а первый это зеркало того бытия, грустного и мерзкого.

Ответить
2

«Брат» — кино не менее авторское.
Да и про 90-е же.

Ответить
1

Конец 90-х и ранние 2000-е были очень похожими по тону и настроению, на мой вкус.

Ответить
1

Если на Ваш вкус, то ничего в противовес и не скажешь.
У каждого свои ощущения.

Ответить
0

Но я могу и объекивные факты привести) Например экономическая ситуация без кардинальных изменений, первичное накопление капитала все так же продолжалось и только начало отходить от "бандитских разборок" в сторону джентельменов в пако рабан, продолжавших ность их как малиновые пиджаки и т.д и т.п.) В области культуры, также без кардинальных подвижек... Я был еще ребенком, но уже в сознательном возрасте в те годы, но они мне запомнились именно чем-о вязким и одинаковым (рубеж 90х и начало 00-ых)

Ответить
5

Вспоминаю 1998-ой когда рубль обвалился в несколько раз и уже более-менее сытые 2003-2006 и это просто две разных эпохи.
В нулевых шел год за два. Нефтедоллары лились в страну и отголоски этого доходили и до провинций, зарплаты росли процентов на 30 в год. Уже не стреляли. Во всяком случае так открыто как в 90-ых.

Ответить
0

А между ними 2000-2001/02 - это тоже нулевые) О чем я и писал, что нулевые были разные икак в 90 и позже. Но "Пыль" не про позже, она как раз про рубеж 90-х и нулевых.

Ответить
0

Ветка про фильм "Брат" 1997-го года.

Ответить
0

И... хотите сказать, то что было в Брате сильно отличается от ситуации в 2000-ом?) В 2003-04 согласен разница катострафическая, но и с действительностью 2004-го Пыль, снятый в 2001 имеет мало общего.

Ответить
10

Увидеть пост про "Пыль" на ДТФ это как увидеть соседа из родного зажопинска в метро, настолько же неожиданно. Спасибо, теперь пересмотрю.

Ответить
8

На самом деле кадр с превью не сильно отличается от того, что я вижу в своем городе

Ответить
7

"Алеша, ты что, пробовал наркотики?"

Ответить
5

В титрах шикарный клип Знаменского из Шапито-шоу

Ответить
0

Этот паренек потом в Шапито-Шоу снимется.

Ответить
4

Помню, как заинтересовался фильмом в школе только потому, что там Руставелли и White Hot Ice снимаются :D

Ответить
2

О, годнота подъехала.
Автор сделай обзор на "Выблядков" Мавроматти. Это слепок 90-х.

Ответить
3

А ведь предложение дельное!
Подумаю об этом.

Ответить
3

А теперь представьте: вместо моделей самолетов - видеоигры. К чему я это... Да просто так.

Ответить
0

самолётики не социализируют тебя, в отличие от онлайн игр. просто так

Ответить
1

Онлайн-игры тоже по-нормальному не социализируют.

Ответить
0

а я не говорил про нормально. это просто есть.

Ответить
2

Алеша мой любимый супергерой!

Ответить
2

Ты ведь ничто. Сор, пылинка. Пылинка вселенной. Что такое желание пылинки? Какая-нибудь тупость

Обожаю этот фильм. Хочу большой материал про Лобана, "до 16 и старше" и Тито Алехано

Ответить
2

Если бы у меня спросили: “Слушай, а что за фильм ассоциируется у тебя с нулевыми?”

Ответить
1

Обожаю этот фильм.

Ответить
1

Алёша, сосисочки!

Ответить
1

Не помню, откуда в моей жизни взялся этот фильм. Я учился в школе и был очень впечатлён. Для меня "Пыль" - квинтэссенция подросткового максимализма. Презрение ко всем. Фильм хороший, но очень злой. Сцена в конце - отличная.

Ответить
1

С нулевыми? Русский? Разумеется первая часть Бумер.

Ответить
0

Этот фильм было тяжело смотреть, но я все-таки справилась. Примерно такие же ощущения у меня вызвал еще Астенический синдром Киры Муратовой.

Ответить
0

Прямой эфир

{ "remaining": "WzAsMSwyLDMsNCw1LDYsNyw4LDld" } [ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления