60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
DTF60
Забрать
Кино и сериалы
Ivan Yakshin

Десять лучших фильмов двадцатого года

"Одна неделя" - Бастер Китон закончил сборку модульного дома.

Подводя итоги всего десятилетия, можно сказать, что кинематограф родился не во время первого кинопоказа в 1895-м, но примерно году в 1915-м, когда в новом виде искусства сложились все условности повествования. Что-то новое в будущем привнесут только звук, цвет и изменение границ экрана. Более того, в Голливуде к 1920-му году уже сформировался тип историй, которые, очевидно, будут штамповаться и через сто лет: целеустремленный герой конфликтует с другими героями, преодолевает препятствия и побеждает, к этой основной линии прицепляют одну-две вспомогательных, в том числе любовную - и сюжет готов. Фильмы 1920-го года ничем принципиально не отличаются от фильмов 2020-го, а для того чтобы свыкнуться с мелкими условностями эпохи потребуется не так уж много усилий.

Из фильмов, не попавших в мой список, упомяну "Дочь зари" и "В наших жилищах" (Within Our Gates). В "Дочери зари" все роли исполняют индейцы, "В наших жилищах" - фильм из жизни негров, поставленный чернокожим режиссером. Обе киноленты по понятным причинам интересуют сейчас западных кинокритиков, вторая входит во всевозможные списки лучшего. Фильм с индейцами, как мне кажется, - несмотрибельная нудятина: актеры стоят неподвижно с каменными лицами, да и выглядят не ахти - почему-то в кадр регулярно попадают пузатые краснокожие. Фильм с неграми поинтереснее: у режиссера не было денег на декорации и профессиональных актеров, поэтому у нескольких фрагментов есть обаяние стихийного реализма, на экране видишь людей и помещения, которые больше нигде и не увидеть.

"Знак Зорро".

В этом году в "Знаке Зорро" радикально сменил имидж Дуглас Фербенкс - один из самых популярных американских актеров. От ролей в абсурдистских кинокомедиях о современной жизни он перешел к авантюрным историческим фильмам (не обошлось без влияния его жены - Мэри Пикфорд). Фербенкс не любил сниматься в любовных сценах и просил сценаристов вырезать "все эти сопли", но теперь ему пришлось изображать героя-любовника - на радость женской аудитории. "Знак Зорро" в основном вспоминают из-за того, что после премьеры этого фильма о мстителе в маске в Готэме грабителями были убиты хирург Томас Уэйн и его жена. Сам по себе фильм неинтересен, хотя в начале и в финале есть увлекательные сражения на шпагах. Ильфу и Петрову он тоже не понравился, в "Золотом теленке" упоминаются "открытки с портретами Дугласа Фербенкса в черной полумаске на толстой самоварной морде". Суперзлодеям в этом году повезло больше, чем супергероям - ниже будет упомянут фильм с Лоном Чейни.

Итак, десять (чуть больше десяти на самом деле) лучших фильмов года:

10. Далеко на востоке (Way Down East)

Лидером американского бокс-офиса в этом году стала экранизация популярной пьесы рубежа веков. В ее сюжете есть несколько значимых совпадений с английским романом "Тэсс из рода д’Эрбервиллей" о бедной крестьянке, чьи попытки улучшить свою жизнь последовательно пресекаются равнодушной судьбой. У американцев же в тот же набор образов и мотивов вписывается провидение, которое не дает героине погибнуть, а герою доброму, но нерешительному щедро досыпают мужества. Благодаря этому появляется самая впечатляющая сцена фильма, в которой Ричард Бартельмес ищет потерявшую сознание на льдине во время ледохода Лилиан Гиш - актеры снимались в этом эпизоде без дублеров. Фильм пользовался популярностью в Советском Союзе и повлиял на несколько советских кинолент двадцатых годов.

9. Мыльная пена (Suds)

Одноактную английскую пьесу о прачке, живущей в мире фантазий, американцы раздувают до сценария полнометражного фильма, разбавляя все сентиментальностью и грубым юмором. Обычно такие фильмы хочется выключить на двадцатой минуте, но "Мыльная пена" - приятное исключение. Пикфорд - отличная клоунесса, гэги в ее исполнении выглядят не хуже комических номеров из фильмов с Гарольдом Ллойдом или Роско Арбаклем. Визуализация восторженного вранья героини, рассказывающей изумленным прачкам о своем богатом возлюбленном, выглядит занятной смесью из "Амели" и "Блудного попугая".

8. Анна Болейн (Anna Boleyn)

Фильм высоко оценила Мэри Пикфорд, а за ней и вся американская публика - с 1920го года исторические мелодрамы Любича успешно прокатываются в США. Патриоты протестовали: для того ли побеждали немцев в недавней войне, чтобы их продукция потом проникала на отечественный кинорынок? Я скучал на любичевских костюмных фильмах "Мадам Дюбарри" и "Зумурун", но вот "Анну Болейн" смотрел, не отрываясь от экрана. Во-первых, эта лента - грандиозный бенефис Эмиля Яннингса, исполнившего роль короля Генриха VIII. Он впечатляюще передает на экране постоянные перепады настроения женолюбивого правителя, тщетно пытавшегося стать отцом мальчика, а не девчонки. Во-вторых, Любич снимает фильм во времена модных игр с границами экрана - и разнообразные рамки используются здесь регулярно, но не очень часто, всякий раз любопытно подчеркивая особенности мизансцены.

7. Короткометражные комедии с Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном

Лучшие у Китона - "Пугало" (The Scarecrow) и "Одна неделя"(One week). Лучшие у Ллойда - "С востока на Дикий запад" (An Eastern Westerner) и "Его королевское хитрейшество" (His Royal Slyness). Китон живет в домах, похожих на большие механические игрушки, его гэги выглядят продуманными и отточенными и потому не столько смешат, сколько восхищают слаженностью движений. Ллойд менее всего грациозен, но зато эмоционален и заставляет улыбнуться даже того, кто привык к комедиям разговорным. Сценаристы фильмов с Ллойдом быстро отзывались на актуальные новости: в год вступления в силу сухого закона на экраны вышла комедия High and Dizzy о самогоноварении, пьянстве и прогулках по карнизу небоскреба. Русскому зрителю будет также любопытно взглянуть на кириллические вывески в захваченном большевиками королевстве Фермоза из His Royal Slyness.

6. Последний из могикан (The Last of the Mohicans)

Сейчас кинематограф подражает телевизионным картинам, поэтому часто на экране мы видим восьмерки, связывающие воедино две говорящие головы. В старых фильмах чаще использовали общие или средние планы, предоставлявшие больше возможностей для работы с композицией кадра. В "Последнем из могикан" помимо этого постоянно задействуется второй план - так усиливается внутрикадровая динамика. Энергичная, захватывающая экранизация знаменитого романа с отлично поставленными драками и зрелищными массовыми сценами. В роли одного из индейцев на экране мелькает Борис Карлофф, в тридцатые годы сыгравший Чудовище Франкенштейна. В этом же году в Германии вышла экранизация другого романа Купера (очень плохая), в ней роль Чингачгука исполнял Бела Лугоши, в тридцатые годы сыгравший Дракулу.

5. "С утра до полуночи" (Von morgens bis mitternachts) и "Кабинет доктора Калигари" (Das Cabinet des Dr. Caligari)

"Кабинет доктора Калигари".

1920 год - год экспрессионизма. "Кабинет доктора Калигари" неожиданно вызвал интерес у широкой публики и вслед за ним появилось несколько дизайнерских фильмов, снятых в модернистских причудливых декорациях. "Голем" и "Генуина" немногим уступают "Калигари", но "Алголь" уже не так интересен. В "Калигари" перекошенный мир был воплощением точки зрения сумасшедшего героя, а вот в экранизации экспрессионистской пьесы "С утра до полуночи" подчеркивается, что и обычная реальность в основе своей перекошена, сморщена, растянута в разные стороны - это выражается в фильме последовательно в гротескных декорациях, костюме и гриме. Для экспрессионистов главной характеристикой и мира, и человеческой психики является текучесть, способность к неожиданным метаморфозам.

Мои статьи о "Калигари" и "Големе".

4. Устрашающее приключение (L'angoissante aventure)

В 1920-м году никто не боялся спойлеров и в советском прокате фильм, снятый во Франции белоэмигрантами, вышел с названием, раскрывавшим неожиданный сюжетный поворот. В сценарии друг с другом сшиты мотивы из разных жанров: к середине фильма это немного раздражает, но в финале понимаешь главный трюк повествования и все становится гармоничным и обоснованным. Главную роль исполняет Иван Мозжухин, демонстрирующий, в соответствии с игрой с жанрами, разные грани своего таланта. К сожалению, новаторские операторские приемы невозможно оценить в полной мере - на сегодняшний день фильм доступен в очень плохой копии.

3. Наказание (The Penalty)

Потрясающая городская сказка о суперзлодее. Повелители преступного мира уже неоднократно появлялись и в книгах, и в кино - можно вспомнить хотя бы Мориарти и Фантомаса. Но в "Наказании" к этому образу добавляется важная деталь - внешнее уродство: герой потерял в детстве ноги из-за ошибки хирурга и теперь мечтает отомстить и врачу, и всему миру - от этого героя уже недалеко и до Джокера с Пингвином. Безногий злодей придумывает остроумный план захвата города (Дэшил Хэммет позаимствовал его для одной из своих повестей) и позирует в мастерской дочери своего врага для бюста, изображающего сатану. В фильме есть еще и другие занятные сюжетные находки, но главное его достоинство - появление новой звезды, Человека с тысячью лиц - Лона Чейни, превращавшегося с помощью грима в гротескных уродливых чудовищ.

1-2. "Мастерман" (Mästerman) и "Вдова пастора" (Prästänkan)

"Вдова пастора".

Скандинавы в эти годы снимали в основном фильмы о деревенской жизни, эти два фильма - не исключение. В "Мастермане" Шестрема рассказывается о влюбившемся ростовщике, во "Вдове пастора" Дрейера о начале успешной карьеры пастора небольшого северного прихода. Фильм Шестрема держится на потрясающей актерской игре: главную роль опять исполняет сам режиссер. Фильм Дрейера - на деликатной, малозаметной, но оказывающей сильное влияние на восприятие фильма игре общими и крупными планами. Во многих фильмах десятых годов назойливо пропагандируется старая христианская этика: понимаешь, как это могло раздражать современников. Но Шестрем и Дрейер удивительным образом и о христианстве могут поговорить без выспренной риторики и повторения банальных истин.

P.S. Мои короткие заметки о просмотренных фильмах столетней давности: Кино - сто лет тому назад. Подписывайтесь, если интересно)

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Виртуальный дым

Спасибо, что пишите о таком нечасто упоминаемом сегменте кино! Небольшая просьба, в конце или начале поста ставьте ссылки на предыдущие материалы  (18, 19 годы и т.д.), чтобы при желании можно читателю было легче найти, если вдруг кто пропустил.
Ну и тег придумайте себе под это дело, например #киноначалаXXвека (или своё ёмкое типа #кино100летназад) и в конце каждого поста ставьте, было бы здорово!
С наступившим вас НОВЫМ ГОДОМ! Прекрасного настроения и творческих удач!

19

Спасибо! И вас с Новым годом, всего наилучшего!

Тэг добавил. Ссылки на прошлые годы, как мне кажется, не нужны - юбилейные тексты привязаны ведь к определенной дате. А ссылки на мои статьи о фильмах 1920го, которые я публиковал на DTF, я сразу же поставил.

4
Виртуальный дым

Здорово!) Спасибо)

0

Смотрел из этого только Кабинет Доктора Калигари. Довольно интересный фильм, особенно для своей эпохи

9

О, я переводил L'angoissante aventure для Рутрекера) Подумать только, 11 лет назад, в декабре 2009 года... А русское название и правда спойлерное.

3

В вашем переводе я его и смотрел. Жаль, но до сих пор не появилась копия с хорошим визуалом - на Карагарге тоже с 2009-го файл не обновлялся.

1

Ждал конец года чисто ради этого поста) Гуд джоб! 

2
Читать все 7 комментариев
null