Неизвестный «Властелин колец»

Все мы видели фильмы Питера Джексона, многие читали оригинальную историю Джона Рональда Руэла Толкина, но немногие знают о том, что не только Питер Джексон экранизировал эту историю. Именно о ранних или непопулярных экранизациях я и хочу сейчас рассказать.

В закладки
Аудио
«The Hobbit» 1966 г.: полная английская версия.

Самая первая экранизация «Хоббита» была снята в 1966-ом году в, тогда ещё, Чехословакии. К сожалению, мультфильм Джина Дейча нельзя назвать полноценной экранизацией, т.к. всю историю он решил уложить в двенадцать минут, да ещё и переписал сюжет на свой лад. С учётом же очень слабой рисовки, при всём моём уважении к истории кинематографа, художественной ценности я не увидел. Однако мультфильм может представлять историческую или коллекционную ценность для фанатов серии, именно поэтому его я так же решил здесь упомянуть.

«The Hobbit» 1977 г.: персонажи. Источник: Cool Ass Cinema.

Первая полноценная экранизация «Хоббита» была снята спустя одиннадцать лет уже в США. Джулз Басс и Артур Ранкин мл. заметно упростили сюжет книги, но все ключевые моменты в мультфильм вошли, а с рисовкой за $3.000.000 его можно смотреть без отвращения даже сегодня. В СССР и России мультфильм выходил неоднократно, есть профессиональный перевод и приличное качество изображения.

К сожалению, я не смог найти официальный трейлер, а партнёры WB до сих пор блокируют на YouTube сам мультфильм и его фрагменты. Поэтому для ознакомления рекомендую небольшой англоязычный фрагмент, размещённый на КП. Он иллюстрирует знакомство Бильбо Бэггинса, Гэндальфа Серого и гномов Торина.

«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» 1985 г.: фрагмент.

Следующая экранизация или, скорее, адаптация «Хоббита» была снята спустя ещё восемь лет. К моему глубочайшему удивлению, произошло это в СССР. Причём Владимир Латышев снял не мультфильм или фильм, а телеспектакль со многими крайне известными на тот момент актёрами ленинградских театров. В частности, роль рассказчика играет Зиновий Гердт. Для ознакомления, предлагаю небольшой фрагмент, в котором Бильбо сбегает от Голлума.

Техническая сторона проекта всё же оставляет желать лучшего, но мне понравилась выразительность повествования и, на мой взгляд, посмотреть спектакль стоит хотя бы из простого любопытства. Всего существует две версии: телевизионная и вышедшая на DVD. Они имеют приблизительно одинаковый хронометраж за счёт того, что в каждую из версий вошли сцены, не вошедшие в другую. Скажу по секрету, что в нашем любимом интернете можно найти и полную версию.

«Сокровища под горой» 1994 г.: пролог.

В 1994 г. российская киностудия «Аргус» предприняла попытку повторно экранизировать «Хоббита» в нашей стране, на этот раз в виде полнометражного мультфильма. Судя по тому, что одну из ролей собирался озвучивать Николай Караченцов, довольно известный на тот момент актёр, мультфильм должен был получиться весьма интересным. К сожалению, что-то пошло не так и съёмку прекратили. До наших дней дошёл лишь короткий пролог со сценой атаки Смауга на Дейл и Гэндальфом, отправляющим гномов на поиски Бильбо.

«The Lord of the Rings» 1978 г.: трейлер.

Через год после американской экранизации «Хоббита» впервые был экранизирован «Властелин колец». Съёмки мультфильма доверили одному из родоначальников «взрослой» анимации - Ральфу Бакши. Он собирался экранизировать все книги дилогией, но из-за финансовых проблем смог снять только первую часть, в которую вошёл сюжет «Братства Кольца» и большая часть «Двух крепостей». Несмотря на финансовый провал и незаконченность, мультфильм определённо достоин внимания по ряду причин.

Во-первых, именно отсюда Питер Джексон скопировал ряд сцен, которые отсутствовали в оригинале. Во-вторых, снят проект достаточно оригинально и интересно, но сама история осталась практически без изменений. Сейчас объясню, что я имею в виду, на простом примере. Отношения между Гэндальфом Серым и Саруманом остались неизменны в плане сюжета, но в визуальном плане Гэндальф приветствует главу Белого совета вскинутой рукой:

Мультфильм выходил на Blu-ray с улучшенным качеством изображения и неоднократно издавался в РФ. Большинство, в т.ч. и я сам, негативно относится к дубляжу от студии Varus Video, предпочитая ему официальный закадровый перевод. К слову, проект стал дебютной работой Тима Бёртона - он не указан в титрах, но принимал участие в работе над анимацией.

«The Return of the King» 1980 г.: трейлер.

В целях завершения мультипликационной истории создатели «Хоббита» Джулз Басс и Артур Ранкин мл. сняли ещё и «Возвращение короля». Возможно, кто-то, как и я, помнит, что Сэм говорил Фродо как о них будут петь менестрели. Остальным придётся поверить на слово - было. Так вот, это не «Возвращение короля», а та самая посредственная «песенка менестрелей». Мне крайне не понравился ряд визуальных решений, например, дом Элронда изображён как избушка - хорошо хоть без курьих ножек обошлось.

С сюжетом всё так же печально. Сэм стал главным героем, а их с Фродо путь до Ородруина занимает три четверти экранного времени, тогда как все остальные моменты практически не показаны. В целом, это весьма вольная и не самая качественная адаптация книги, которая, по сути, даже не продолжает сюжет первой части, т.к. здесь нет ни падение Изенгарда, ни Шелоба, ну а сравнивать их - просто смешно.

Отдельным минусом хочу отметить тот факт, что официально на русский язык фильм никогда не переводился и существует только в одноголосой озвучке Сергея Визгунова. Плохо это не только потому, что она одноголосая. Сергей, к примеру, переводит фразу «No one living man...» как «Ни один живой человек...» - в принципе, это корректно. Проблема только в том, что уже в следующей фразе Эовин у него отвечает: «Я не живой человек. Я - женщина!»

«Born of Hope» 2009 г.: трейлер.

Завершая статью, хочу так же рассказать вам о двух полулюбительских картинах в данной вселенной. Первая из них, «Рождение надежды» - это полнометражный фильм не самого низкого уровня, который можно бесплатно посмотреть на официальном сайте. Костюмы, орки, пейзажи, карта, экшен-сцены и даже CGI-тролль отработаны здесь вполне профессионально. Так же положительное впечатление дополняется отменным подбором актёров, но самое главное - это всё равно сюжет, т.к. нам показывают практически каноничную историю рождения Арагорна.

«The Hunt for Gollum» 2009 г.: трейлер.

Вторая картина, «Охота на Голлума» - это приквел к «Братству Кольца» Питера Джексона, который рассказывает о событиях, предшествующих приезду Гэндальфа на день рождения Бильбо. Посмотреть фильм, опять-таки, совершенно бесплатно можно на официальном сайте. Лично мне он понравился чуть меньше, т.к. сюжет сильно затянут, но если не придираться, то это весьма качественная работа за всего три тысячи фунтов, т.е. она не вызывает снисходительных улыбок относительно качества картинки, разве что боевые сцены и подбор актёров далеки от идеала.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Михаил Вальмон", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 55, "likes": 180, "favorites": 214, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 63994, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 14 Aug 2019 22:48:39 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 63994, "author_id": 101330, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/63994\/get","add":"\/comments\/63994\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/63994"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
55 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
17

Техническая сторона проекта всё же оставляет желать лучшего

Как раз технически там для телеспектакля уровень очень крутой.

Ответить
–1

Если смотреть только на актёров, но если обратить внимание на декорации - уже всё не так хорошо, а если ещё и на костюмы, то для ролёвок и косплея сейчас лучше делают.

Ответить
28

Вы просто не в курсе как выглядят телеспектакли. Уровень советского "Хоббита" это фактически Майкл Бей этого жанра. Одни пузыри на фоне чего стоят.
сейчас лучше делают.

Я сейчас с бодуна лучше графику и анимацию сделать могу в любом 3д-редакторе, чем была в "Истории игрушек 1". Не к месту сравнение.

Ответить
–6

Сравнение всё же к месту, т.к. это не вопрос графики или технического прогресса, т.е. сделать адекватные костюмы они могли без проблем.

IMHO: нельзя все технические косяки списывать на формат проект.

Ответить
22

Вы явно никогда не участвовали в косплее или чем-то подобном. Там технологии еще заметнее, чем в 3Д. Если в 2006 году габардиновый плащ был пределом мечтаний за весьма немалые деньги, то теперь вам за ту же сумму сделают из пластика и на 3Д принтере инвентарь уровня съемочной площадки блокбастера.

Конкретно в телеспектакле "Хоббит" очень крутые декорации. И вообще он очень хорош для своего жанра. Я бы даже сказал одно из лучших, что есть. Проблема в том, что сейчас люди вообще этот жанр не воспринимают. А я вот прекрасно помню как круто это выглядело в момент выхода, хотя в тот момент уже мог сравнивать с зарубежными аналогами (дело было после распада СССР).

Ответить
–9

Спор ни о чём, т.к. даже если это объективные проблемы формата (вполне допускаю, что это так, т.к. действительно далёк от подобного) - техническая сторона всё равно оставляет желать лучшего и будет негативно восприниматься, как минимум, современной аудиторией.

Ответить
5

Достаточно просто поменять формулировку с плохой технической части на плохо состарившуюся техническую часть.

Ответить
3

Тут весь формат плохо состарился. Телеспектакли невозможно сейчас адекватно воспринимать.

Ответить
3

Тут весь формат плохо состарился

This. Мне попадались зарубежные обзоры этого телеспектакля, и там люди просто-напросто не понимали, что это не фильм, и оценивать его как фильм бессмысленно

Ответить
1

Потому что спецэффекты там реально уровня фильма. Тот же дым в пещере, кипящая вода и другие декорации.

Ответить
0

Собственно, у меня, вероятно, та же проблема (ну, т.е. я не очень понимаю, не теоретически, а эмоционально, в чём разница).

Ответить
–1

Эм?.. но я и не написал, что она плохая (это не совсем так). Она оставляет желать лучшего.

Ответить
2

Пару лет назад я при помощи "Пепакуры" своими кривыми руками изготавливал шлем космодесантника из Вахи, при том что я с модельками от "Звезды" совладать не могу. Чтобы склеить тот же шлем без этой технологии, нужно было бы всего-навсего лично чертить и вымерять все развертки.

Ответить
14

Сразу видно, отечественная интерпретация дружбы с гномами.

Ответить
13

Жуткий Голлум из "Хоббита" мне в свое время в кошмарах снился.

Ответить
0

бялд, так вот откуда эта харя, я все ника не мог вспомнить

Ответить
7

Отличная статья, не читал текст, просмотрел видюшки, поставил +

Ответить
4

Мультфильм Бакши начинается за здравие, а оканчивается за упокой: качество рисовки во второй половине заметно падает (орки вообще просто закрашены чёрным цветом), а пренебрежение деталями начинает раздражать. Саруман в красном, похожий на Санта Клауса, Боромир в шкуре и рогатом шлеме (Минас Тирит, наверное, должен быть шалашом), а врата Мории открываются не в ту сторону.
Последнее, казалось бы, мелочь, но она рушит весь эпизод: на воротах нет замка, Гэндальф ранее ходил тем путём изнутри, просто толкнув их, а вот снаружи к ним было не подцепиться.

Ответить
0

В рецензии на КП почти про всё из этого написал, но здесь отнёс в разряд "специфической визуальной стилистики".

Общее впечатление у меня всё равно осталось скорее положительным.

Ответить
4

В детстве помню засматривал кассету с мультфильмом 1977 года) Ещё так совпало, что "Хоббит" был первой книгой, которую я прочёл в жизни, и поэтому мелкому мне было так круто, от того, что персонажи из прочитанной мной истории, существовавшие в моей фантазии, нашли воплощение в мультфильме который можно посмотреть на видеомагнитофоне) Спасибо за статью, и то что освежили в памяти эти замечательные воспоминания из детства)

Ответить
3

Была ещё вот такая штука)

Ответить
1

Слышал о нём, но сам смотреть не готов. :)

Ответить
–2

За картинку с калашом лайк!
Но, почему экранизация Джексона считается по умолчанию хорошей? Лично мне она кажется очень наивной, пасторальной и какой-то лайт-версией для детей, сродни шоу про телепузиков в сказочной цветастой стране. Смотришь - и понимаешь, что всё будет хорошо, что это сказка с хэппи-эндом. Хоббиты гипертрофированно милы, орки карикатурно плохие: черные, с плохими зубами и постоянно рычат, а вместо мечей вооружены кочергами. Эльфы по-сказочному прекрасны и высоколобы. Нет, Станиславский в это не верит. Нужно больше неоднозачности, больше ярких сложных характеров персонажей, больше мотиваций без высокопарных речей про «древнее зло пробудилось». Нужно что-то в духе недавнего Brightburn, или сериала Boys, но при этом не отходя от канона книги. Сложно? Да. Но это лучше чем сказка про телепузиков с волосатыми пятками и доброго волшебника в белых одеждах. Надеюсь на Амазон, что там понимают, что время кормления сказками прошло.

Ответить
2

И согласен и несогласен одновременно. Да, я читал ВК и помню, что в книжной серии есть куча неоднозначных моментов и, в отличие от того же Хоббита, в ВК не было ощущения, будто читаешь сказку. С другой стороны, всё же не было настолько dark fantasy. Ощущение, будто ты предлагаешь сделать Ведьмака в декорациях ВК. Всё же Сага Толкина более чёрно-белая, нежели последующие фэнтези-саги.

Ответить
2

Безусловно это так, ВК в целом довольно полярная история, с однозначным злом и однозначным добром. Ведь если подумать, орки такая же раса и имели право на достойную жизнь - а их загнали в резервации где среди камней жрать нечего, а хоббиты пятки чешут в зелёных лугах среди чернозёма. Я лишь хотел бы добавить понятной мотивации в каждую сторону и не выставлять орков карикатурными грязными ордами зомбаков. И неплохо было бы показать глубже жадность гномов, заносчивость эльфов и мещанство хоббитов - весь этот расизм и ксенофобию, на которую Толкин между прочим жирно намекал в книге.

Ответить
2

Орки и были созданы злом для зла в детской сказке. Только в книге они гораздо разумнее, чем у Джексона, спорят, продумывают стратегию, выглядят как опытные воины, а не просто скачут "уууу я щас сожру твои ноги ууууу". Джексон кучу всего повырезал из-за хронометража, иначе фильм был бы бесконечным. До сих пор жаль, что вместо Глорфинделя, который был настолько крут, что бил балрогов и воскрес после смерти, вставили Арвен, а его самого показали вскользь женоподобным мальчиком в мантии в конце 3 фильма. Жадность, мещанство и ксенофобия у Джексона показаны. Вон эльфы с гномами ненавидели друг друга всю дорогу, но, пережив вместе поход, два их принца стали лучшими друзьями.

Ответить
1

я не специалист в лоре, но орки, кажется, частично или полностью были созданы искусственно для осуществления нехороших планов. Или путаю?

Ответить
1

Созданы, вроде, Морготом из эльфов.
Но только какой им можно добавить мотивации или чего-то подобного, если этого нет в источнике. Не помню, чтобы даже Фродо особо сочувствовал оркам. Они там однозначное и не особо мотивированное зло, что вполне в духе эпоса.

Ответить
1

Да, Морготом, он не мог создавать новую жизнь и исказил существующую.Причём в фильме использовали другие записи Толкина, в которых орков лепили из глины.

Ответить
0

Разве? Не помню вообще в фильме упоминаний об этом или кадров. Мне кажется, даже наоборот, вроде, говорилось, что они "испорченные" создания.

Ответить
1

В первой части есть сцена, когда из пузыря в глине вытаскивают на свет первого урук-хая. Я так понял по логике фильма они для производства новых уруков и вырубали лес и рыли шахты вокруг Изенгарда.

Ответить
0

Как я помню, Саруман урукхаев вывел, сводя орков и людей, и вот эта сцена в фильме мне запомнилась такой, словно бы орк вылезает из якобы околоплодных вод в пленке/мешке (или как оно называется). То есть как бы получается своеобразное изображение кесарева.

Ответить
1

Это вроде в фильме придумали. Я ВК читал лет 10 назад, но насколько помню, орки были просто расой, принявшей темную сторону конфликта.

Ответить
1

Орки были созданы из людей (из эльфов по ранней концепции). Когда нет хозяина, они просто грабят корованы. Было несколько крупных войн между орками и гномами, нападения на Лориен и прочее. Когда же появляется хозяин, его темная воля заставляет их собираться в Мордоре. Т.е. они созданы управляемыми злом изначально.

Ответить
1

Касательно орков и гоблинов - они вроде изначально селились во всяких ебенях. Гоблины в горах и пещерах, чтоб путников грабить. А орки по-моему в сраном Мордоре и сидели.
А так, да, базара нет, идея годная. Немножко мотивации и глубины ещё никому не мешало.

Ответить
1

В Хоббите все это есть. И жадность, и заносчивость. Во Властелине больше о людях. Орки и есть грязная орда зомбаков, которых как скот гонит Саурон на войну. Если хочешь орков в стиле Варкрафта, то есть другие произведения.

Ответить
0

почему экранизация Джексона считается по умолчанию хорошей?

Во-первых, она во всех топах по рейтингу. Согласен, что это такой себе аргумент, но всё же хернёй эти фильмы сложно назвать.
Во-вторых, понимаю, о чём ты, но ВК - это не настолько тёмное фэнтези, чтоб там прям уровень "Пацанов" был в экранизации.

Ответить
2

«The Hobbit» 1977 г. вызвал интерес. «The Lord of the Rings» 1978 г. в раздел может быть, остальное для упоротых. Автор, спасибо за статью, было интересно.

Ответить
1

«Я не живой человек. Я - женщина!»

*принюхивается*
Сексизм, СЕКСИЗМ!

Ответить
1

«The Hobbit» 1977 г. Захотелось посмотреть, отрывок на КП заинтересовал

Ответить
1

Мне кажется было бы удобней видео после текста вставлять, ибо всё равно сначала в курс дела хочешь войти немного, а потом уже просмотреть само видео.

Ответить
0

Возможно, но у меня оно используется как разделитель, поэтому так.

Ответить
1

Анимационной версии конечно не хватает, то что есть дичь какая то, хорошо бы снять это в духе того же Джексона с более менее серьезной рисовкой а не с мишками гамми в роли хоббитов и орков.
«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» совсем не плох, я его посмотрел задолго до того как прочитал книгу.

Ответить
1

В Хоббите, к слову, ещё и замечательные. The Greatest Adventure до сих пор вызывает сильнейший эмоциональный отклик.

Ответить
1

Не читал, но одобряю

Ответить
0

Был еще "Уиллоу" от Джорджа Лукаса.

Ответить
2

Прочитал английскую Вики, но всё равно не понял: а как этот фильм связан со вселенной?

Ответить
3

Насколько мне известно, первоначально они планировали экранизировать ВК, но не смогли приобрести права, и решили обойтись без них, придумав свой сюжет в похожем духе.
Похожая история произошла и, например, с "Экскалибуром" Джона Бурмена

Ответить
0

раз зашла речь... давно не могу найти запись постановки Питерского ТЮЗа "Баллада о славном Бильбо Бэггинсе" 1979-80г, с Ториным в исполнении Ирины Соколовой. везде пихают посредственную телепостановку 85г, но это совсем не то. может есть у кого информация?

Ответить
0

Скорее всего, если запись и существует - не в открытых источниках. В принципе, можешь попробовать обратиться в соотв. архивы.

Ответить
0

есть такая мысль. но сначала попробую узнать у Корогодских. вдруг хранят запись.

Ответить
0

В трейлерах анимации 78 и 80 год наложена аудиодорожка из фильмов Джексона.

Ответить
0

Сие возможно, но других у меня нет (видео не моё, так что точно сказать не могу). :(

Ответить

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovz", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]