Формирование впечатлений с помощью музыки в мюзиклах

Ещё в 1896 году братья Люмьер продемонстрировали миру буквально новый вид искусства – кино. В ХIX – в начале XX века фильмы были немыми и зачастую показывали статичную сцену. Были больше похожи на документальную хронику, как и то же «Прибытие поезда» Люмьер. Но кино и технологии связанные с ним совершенствовалось с огромной скоростью. Со временем фильмы обросли сюжетом, актерами, монтажом. Звук в кино появился относительно поздно, до этого в кинотеатрах параллельно играли музыку или же звук могли записать заранее и запустить пластинку вместе с фильмом, но последний способ был крайне неудобен.

Первым примером для меня где музыка в немом кино не просто играла на фоне стали фильмы Чарли Чаплина и «Земля» Александра Довженко. Чувствуется её использование для достижения комичного и драматического эффекта. Такой способ передачи эмоций в скором времени стал фундаментальным при создании саундтрека.

Но уже в начале 30-х годов в кино приходит звук, что знаменовало новую эпоху в этом виде искусства. Сценарий фильмов стал богаче, автор уже не был ограничен всего лишь одним кадром с коротким текстом. Звуковое кино разрослось и образовало множество жанров.

Однажды появилась идея интегрировать песни и танцы в фильм, так и появился жанр музыкального кино. Золотая эпоха этих фильмов пришлась на 30-50-ые года XX века. Основной проблемой этих фильмов стало невозможность технически совершенствоваться на фоне других жанров. Проще говоря они не были изобретательны и зачастую истории выходили похожими за исключением экранизаций литературных произведений. Популярность музыкального кино постепенно в мире спадала, кроме Индии, но Болливуд вообще достоен отдельного разговора. В итоге раз в несколько лет выходили парочка малоизвестных фильмов. Воскрешение жанра произошло в начале двухтысячных с выходом экранизации бродвейского мюзикла «Чикаго». Его номинировали на Оскар и не только как можно предположить за лучшую музыку, но так же за костюмы, режиссуру и даже победил в номинации «Лучший фильм».

Мне стала интересна роль музыки в формирование впечатления от фильмов. Достаточно ли просто, что бы актеры отлично пели и танцевали? Какая музыка лучше может подойти для создания атмосферы ? Возможно ли преподнести интересную историю и успешно встроить туда пение?

Попытаться разобраться в этих вопросах попробуем на примере трёх известных мне музыкальных фильмов: «Иисус Христос Суперзвезда» (1973), «Ла-Ла Ленд»(2016), «Величайший шоумен»(2017) .

История – основа любого фильма. Дать хорошую историю в таком жанре задача непростая, особенно когда песни должны выглядеть натурально.

«Величайший шоумен» основан на жизни реального человека – Финеаса Барнума (в исполнении Хью Джекмана) основателя одного из самых популярных бродячих цирков XIX века. Сюжет повествует о тяжелом пути достижения успеха в сфере шоу-бизнеса. Но авторы предпочитают не рассказывать не лучшие моменты из его биографии такие как мистификации вокруг его трупы, этот слух Финеас создал сам о себе.

Режиссер преподносит нам историю максимально красочно, сказочно по стилистике ближе к диснеевским мультфильмам «золотой эпохи». Из мрачных моментов в фильме можно отметить только непонимания людей к актерам цирка «особенных людей» главного героя. Они пытаются справиться с насмешками людей не только в цирке, а и в обществе где их все так же не воспринимают всерьёз.

История «Ла-Ла Ленда» на первый взгляд может показаться банальной – любовные отношения и трудности. Но если задуматься после просмотра, то можно обнаружить в фильме проблемы самореализации, вкусов общества, столкновения духовных и материальных ценностей.

Главные герои неудачники в своём. Миа (Эмма Стоун) и Себастьян (Райан Гослинг). Она начинающая актриса, которая разрывается между мечтой и работой в кафе, а Он – джазовый музыкант, джаз которого уже никому не интересен в современности. Их отношения завязываются весьма внезапно и нереалистично. В ходе их общения происходит столкновения идей о важности материального и духовного в жизни. Герой Гослинга продолжает заниматься то чем ему нравится, не смотря на что то его дело приносит ему только убытки, а героиня Эммы Стоун забывает о карьере актрисы, работая в кафе без перспективы роста. После встречи каждый из них меняет приоритеты и они резко добиваются успехов в своих начинаниях. Но на фоне этого разрушаются их отношения. Концовка фильма дает понять, что кажись даже у сказочной истории, которая должна закончиться хорошо, может быть грустный конец.

Самая слабый по моему мнению сюжет рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда». Библейская история о жизни Иисуса хорошо известна всему миру. Авторы в итоге не пошли на огромные риски по меркам современности, хотя по меркам времен написания этой оперы - заставить Иисуса и его апостолов петь песни под современную музыку и танцевать было очень рисковано и тем самым вызвало огромную обсуждаемость в обществе. Характеры героев соответствуют Библии: царь Ирод и Пилат однозначно злые персонажи, Иисус – воплощение добра и безгрешности, хотя в фильме есть один момент где он впадает в ярость от непонимания. К неоднозначным персонажам можно отнести Иуду, который разошелся в идеях с Иисусом и ради воплощения своей идеи помочь всем нуждающимся в мире продает своего друга, а потом начинает жалеть об этом и каяться. Воспринимать этот фильм очень трудно из-за того что в нем нет реплик вне песен, герои буквально всегда поют, потому смысл сказанного и сюжет нужно вылавливать из строк песен, потому фильм в плане сюжета оставил у меня сомнительные впечатления.

Второй важный аспект в музыкальных фильмах – вокал героев. Найти актеров которые хорошо поют и играют одновременно порой непосильная задача для организаторов кастинга. Раньше, особенно в Советском Союзе, популярно было нанимать отдельно людей для дубляжа песен. Сейчас с развитием технологий, в том числе и компьютерных, хороший звукорежиссер сможет скорректировать фальш и придать голосу в песнях нужную форму.

Хочу сказать что однозначную победу в подборе актеров берет «Иисус Христос Суперзвезда». Тед Нили будто-бы был создан для роли Иисуса, а самое главное он наделен прекрасным голосом. Даже рискованный на тот момент ход с выбором на роль Иуды чернокожего актера Карла Андерсона полностью оправдывается в первые пять минут фильма, где нам демонстрируют почему именно он годится. Хотя возможно «очернение» Иуды – это аллюзия на образ предателя, что в принципе возможно, но это всего лишь одна нелепая теория с просторов Интернета.

Подбор актеров для «Величайшего шоумена» тоже исполнен отлично. Очень приятно что вокальный талант Хью Джекмана заметили после мюзикла «Отверженные» (2012). Остальные актеры тоже отлично справляются со своими ролями как сюжетно так и вокально. Впечатление портит только подкручивание голосов во время песен и это становится очень заметно.

В «Ла-Ла Ленде» мы вновь встречаем знакомую пару актеров на экране. Райан Гослинг и Эмма Стоун пересекаются в одних и тех же проектах уже в третий раз первые два было в любовной комедии «Эта дурацкая любовь» (2011) и в драме «Охотники на гангстеров» (2013). Их пара смотрится природно хорошо, хотя проблемой остаются исполнение песен. В рамках фильма это выглядит нормально и даже придаёт ощущения реальности происходящего.

Атмосфера – одна из самых важных частей любого кино. Именно она помогает формировать эмоции зрителя, направляет его в правильное русло, заставляет сопереживать героям. Атмосфера кино формируется несколькими разными способами одновременно. И всегда цель у них одна – заставить поверить зрителя в происходящее на экране. Визуально – воссоздание эпохи, места или же сеттинга происходящего по сюжету позволяет погрузиться. Музыкально – с помощью саундтрека авторы могут эмоционально подчеркнуть сцену, важность каких-то слов, а иногда музыка в фильмах выполняет роль повествования и несет какие-то идеи. Эмоционально – актеры своей игрой определяют важность той или иной реплики или действия. Сценарно – уникальные диалоги позволят запомнить фильм надолго, так как знаменитые диалоги в фильмах Квентина Тарантино.

Решающую роль в создании определенной атмосферы мюзиклов играет именно музыка. Она позволяет привязаться сильнее к фильму героям. Музыка, соответствующая тону фильма, дает впечатление того что герои поют в фильме не потому что так написано в сценарии, а потому что сами герои так хотят. Собственно музыка стала причиной появления этой статьи. Попробую привести примеры к некоторым своим мыслям о каждом фильме.

Авторы экранизации библейской рок-оперы решили убить двух зайцев сразу, частично сняв с себя ответственность за происходящее на экране и объяснить визуальную бедность фильма. Нам в первые же минуты показывают, что на самом деле все герои в фильме всего лишь энтузиасты , которые хотят сделать постановку о жизни Христа. Теперь об отличительной черте, которая сделала первоисточник и фильм легендарными – о музыке. Саундтрек очень яркий, тут тебе и рок музыка с сольными партиями электрогитары, оперные голосовые партии, танцевальная ритмика, хоровое подпевание в стиле BoneyM. Музыка освежает историю, согласитесь каждый бы хотел услышать как поёт Иисус. Это был очень рискованный эксперимент и он удался. Публика была в восторге. В итоге фильм номинирован на Золотой глобус в номинации «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль»

Открывающая песня Иуды. Впервые он сомневается в идеях Иисуса
Песня в которой Иисуса воспевают как спасителя
Финальная песня перед распятием Христа. Иуда подводит итоги жизни Иисуса

В самом важном аспекте меня разочаровал «Величайший шоумен». Музыка в фильме совсем не соответствует ни эпохе XIX века, ни локации цирка. Она существует отдельно он картины. Я как зритель не могу погрузиться в происходящее. Сильно портит впечатления подкручивание голосов героев во время песен. Выходит что герои позапрошлого века поют и танцуют под современную музыку. Из приятного могу отметить как та же современная музыка взаимодействует с происходящими танцами и трюками.

Первая песня демонстрирует масштабность мюзикла
Главный герой вербует своего будущего партнера
Финал фильма

Завершающим в этой статье фильмом станет «Ла-Ла Ленд». Магическая простота саундтрека греет душу. Музыка по своему настрою похожа на джаз с которым герои и связанны. Партии духовых инструментов и фортепиано вызывали у меня временами мурашки. Музыка вместе с картинкой создает атмосферу красивой фантазии, собственно сами песни это доказывают, но фантазии в которую очень легко поверить. Это единственный из фильмов в котором хочется отметить приятно не только песни, но так же и музыку, что просто играет на фоне. Саундтрек следует динамике фильма, эмоциям героев и помогает нам сопереживать им. Как говорил герой Гослинга о джазе, что каждый инструмент играет что то своё, но вместе у них рождается что-то новое, так и каждая сцена, где композиция дополняет картинку, а картинка – слова. Складывается впечатление будто-бы мы постоянно сидим в джаз-кафе где-то в Лос-Анджелесе. Результатом такого простого фильма стала рекордное количество номинаций на Оскар (14 номинаций) и победа за «Лучшую режиссуру» , «Лучшую музыку» и другие.

Знакомство с героиней. Демонстрация стилистики фильма
Первая встреча героев где музыка отлично дополняет лёгкую вечернюю атмосферу
Последняя композиция и красивая фантазия героев

Вот так на впечатление зрителя о фильме может влиять музыка. А нам остаётся ждать экранизацию возможно самого мемного мюзикла "Кошки"

767767 открытий
6 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Сравнивать обычные музыкальные фильмы с классическим мюзиклом - это как-то...как сравнивать Ромео и Джульетту с Братом-2. И там, и там есть стихи, но законы жанра все же немного разные.

Ответить

"хоровое подпевание в стиле BoneyM."

Музыкальный альбом "Jesus Christ Superstar" - 1970 г.
Бродвейская постановка - 1971 г.
Экранизация - 1973 г.

"Boney M. (Бони Эм.) — диско-группа, созданная в 1975 году в ФРГ известным западногерманским музыкальным продюсером Фрэнком Фарианом"

Да даже на слух, хоровой бэквокал в JCS звучит как госпел. У Бони-М - все что угодно, кроме госпела.

Ответить

Спрячьте, пожалуйста, под кат текст после заголовка, а то громоздко и некрасиво в ленте портянка текста выглядит. И прошерстите текст на запятые. Очень много ошибок. Уважайте своих читателей.

Ответить

Мне стала интересна роль музыки в формирование впечатления от музыки.

Рискну предположить, что её роль музыкальна.

Ответить

Передача сюжета через песни впервые заинтересовала в российской постановке по третьей книге "Саги о копье" (без знакомства с первоисточником будет сложновато, ибо это финал большой истории, да еще и многие моменты переданы весьма условно). На данный момент в хорошем качестве доступна только ранняя "бюджетная альфа-версия" версия постановки (новую же с несколько иной режиссурой, новыми костюмами\декорациями\гримом смотрите на гастролях или на снятых мобилками записях):

Ответить