Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Статья написана по книге The Big Picture: The Fight for The Future of Movies журналиста Бена Фритца.

20 августа СМИ сообщили, что Marvel и Sony не смогли договориться о новых условиях контракта по совместному использованию Человека-паука в кино. Если студии не придут к соглашению, то следующие фильмы про супергероя почти наверняка не будут связаны с киновселенной Marvel несмотря на то, что у Тома Холланда контракт ещё на два фильма.

По этому поводу мы решили вспомнить, как Sony приобрела права на фильмы про Человека-паука в конце девяностых, а также объяснить, почему студия в итоге согласилась на уникальное соглашение с Disney.

Покупка прав

Проблема с правами на фильмы про Человека-паука началась ещё в 1985 году. Тогда их приобрёл продюсер и режиссёр Менахем Голан («Супермен 4: В поисках мира»): сумма сделки с Marvel составила 225 тысяч долларов. Он хотел сам снять картину о Пауке и на Каннском кинофестивале 1989 года даже анонсировал скорый старт съёмок. Однако дальше траты двух миллионов долларов на препродакшн дело не пошло.

Менахем Голан
Менахем Голан

В конце концов Голан решил продать права на Человека-паука с максимальной для себя выгодой: он разделил лицензию на две части — телевизионную и кинотеатральную. Первую купила студия Viacom, а вторую – Carolco Pictures. Представители последней предлагали Джеймсу Кэмерону снять фильм про героя: режиссёр даже написал часть сценария.

Однако в производстве картины хотел участвовать и сам Голан: это создавало дополнительные трудности для Carolco. Представители студии старались «избавиться» от продюсера, но тот подал в суд. Этот эпизод положил начало долгим юридическим разборкам, в которые оказались втянуты не только Carolco и Viacom, а также Marvel, MGM, Sony. Всё из-за неразберихи, которую устроил Голан с продажей прав нескольким студиям сразу.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

В 1996 году компания Marvel подала заявку на банкротство: её долги составляли около 700 миллионов долларов. Издательство хотели купить такие гиганты как MGM и Warner Bros. Попытку договориться со всеми заинтересованными сторонами предприняла даже Sony совместно с производителем игрушек Hasbro: они хотели выкупить компанию за миллиард долларов, но ничего не получилось из-за юридических проблем. Спустя пару лет Marvel возглавили Айк Перлмуттер и Ави Арад, которые начали думать о том, как вытянуть издательство из финансовой ямы.

Одно из их решений — продать права на фильмы про героев издательства. Причём сделать это надо было быстро и в максимально возможных масштабах. Sony оказалась заинтересована в Человеке-пауке и была готова заключить сделку.

Перлмуттер и Арад также предложили коллегам приобрести вместе с Пауком права на других супергероев (за исключением Людей Икс, Фантастической четвёрки и Халка): в этот список входили Железный Человек, Капитан Америка, Тор, Чёрная вдова и многие другие персонажи. За всё это добро Marvel хотела получить всего лишь 25 миллионов долларов.

Однако небольшая группа руководителей Sony, в которую входила и будущий куратор «паучьей» франшизы Эми Паскаль, решила, что студии нужен только Паук.

Sony была уверена, что другие герои Marvel не будут интересны никому.

После этого начались долгие переговоры о продаже прав. Marvel хотела получить 20 миллионов за Паука, а Sony считала, что даже самый популярный герой издательства не стоит 80 процентов суммы, за которую они совсем недавно могли купить тысячи персонажей.

В конце концов студии достигли компромисса: Sony платила Marvel 10 миллионов за старт съёмок каждого нового фильма и отдавала пять процентов дохода с их проката. Отдельным пунктом шло соглашение насчёт мерчендайза: Sony продавала всё, что была связано с картинами, а Marvel распоряжалась продуктами, касающимися «классического» образа героя.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

После того как последние юридические вопросы были улажены, студия начала работу над фильмом. Проект тут же стал одним из самых важных для Sony.

Железный человек, Тор, Капитан Америка и другие герои, за которых Sony отказалась доплатить дополнительные 15 миллионов долларов, позже принесут Marvel более 22 миллиардов кассовых сборов.

Успехи и неудачи

Первый «Человек-паук» Сэма Рэйми отличался от других супергеройских фильмов: в нём не было знаменитых актёров, которые могли привлечь внимание публики к фильму. Однако это не помешало команде снять блокбастер с отличными спецэффектами, в котором раскрывалась вся трагедия истории Питера Паркера.

За время работы над картиной Эми Паскаль, прежде равнодушная к персонажу, прониклась его историей — именно она указывала, что главной чертой фильма должны были стать не спецэффекты, а личные переживания героя-неудачника касательно семьи и друзей.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Всего в мире фильм собрал больше 820 миллионов долларов при бюджете в 140 миллионов. После подсчёта доходов c продажи DVD, телевизионных прав и мерчендайза стало окончательно понятно, что картина оказалась для Sony огромным успехом: студия получила 442 миллиона чистой прибыли.

В 2003 году на экраны вышла вторая часть. Её бюджет вырос до 200 миллионов, а сборы оказались ниже — 783 миллиона долларов. Sony получила 244 миллиона чистой прибыли с «Человека-паука 2» — на 45 процентов меньше, чем в прошлый раз.

Третий фильм собрал в прокате больше предшественников — 890 миллионов при бюджете в 258. Однако для Sony он оказался ещё менее удачным. Студия получила всего 159 миллионов чистой прибыли с «Человека-паука 3» — на 35 и 64 процента меньше, чем от второй и первой части соответственно.

К тому же, у режиссёра и студии были творческие разногласия: Sony, например, настаивала на включении в фильм Венома, чего Рэйми делать не хотел. В результате, реакция зрителей и критиков на переполненную персонажами картину оказалась неоднозначной (рейтинг критиков на Metacritic — 59, зрителей — 6,7).

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Когда пришло время начать работу над четвёртой частью, руководители Sony поняли, что не могут вложить в новый фильм больше 200 миллионов долларов: в этом случае они бы отдали все доходы студии от фильмов.

К финансовым проблем добавились и творческие: Сэм Рэйми явно «перегорел» и хотел попрощаться с франшизой, а сценарий всё никак не мог принять итоговый вид. В конце концов режиссёр лично позвонил Эми Паскаль и сообщил, что уходит.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

В 2010 году Sony решила перезапустить фильмы про Паука с Марком Уэббом на посту режиссёра и Эндрю Гарфилдом в качестве исполнителя главной роли. Вышедший в 2012 году «Новый Человек-паук» заработал 758 миллионов при бюджете в 230 — этот результат уступал каждой из картин Рэйми.

С сиквелом 2014 года всё оказалось ещё хуже: фильм получил 708 миллионов мировой кассы при бюджете в 260 миллионов. Sony ожидала, что сборы картины будут на 100 с лишним миллионов больше, так что это была катастрофа.

От «Нового Человека-паука 2» Sony получила всего 20 миллионов чистой прибыли.

Но хуже всего было то, что фанаты заметили — франшиза идёт по неверному пути. Это вновь привело к низким оценкам (рейтинг критиков на Metacritic — 53, зрителей — 6,3). Фильм практически полностью повторил судьбу «Человека-паука 3» от Сэма Рэйми: в картине Уэбба тоже оказалось слишком много персонажей, которых убедительно раскрыть у авторов не получилось.

Отчасти это было связано с тем, что в 2014 году Marvel уже задала моду на единые киновселенные: студии пытались сделать то же самое со своими героями. В «Новом Человеке-пауке 2» также оказалось множество элементов, отсылающих к возможным сиквелам и спин-оффам.

Из внутренних переписок выяснилось, что после премьеры «Нового Человека-паука 2» даже сама Эми Паскаль признала фильм творческой неудачей, хотя первоначально огрызалась, говоря о критиках.

Со стороны за происходящим наблюдал Кевин Файги, который считал, что такой быстрый перезапуск был ошибкой. Он был уверен, что раз за разом убивать дядю Бена — это плохая идея. Наоборот, героя надо было развивать как Джеймса Бонда — просто менять актёров и постоянно рассказывать новые истории, а не повторять старые. Файги до сих пор уверен, что если Железного человека перезапустят, то это будет новый герой в текущей вселенной, а не Тони Старк.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Несмотря на кассовый и творческий провал «Нового Человека-паука 2», представители компании заявляли, что собираются снимать фильмы про Зловещую шестёрку, и обещали построить собственную вселенную Человека-паука. Однако Эми Паскаль тогда говорила своим коллегам, что организовать супергеройский тим-ап в духе «Мстителей» у Sony не получится — у студии нет никого, кроме Паука, его врагов, родственников и подружки.

Было ясно, что ситуацию надо спасать, но вариантов у Паскаль, как у главного куратора франшизы с самого начала, оказалось немного: она даже связывалась с Сэмом Рэйми и обсуждала возможность снять ещё один фильм под его руководством. Вскоре после этого начались тайные переговоры Sony с главными лицами киноподразделения Marvel: Айком Перлмуттером и Кевином Файги.

Паскаль лично встречалась с Файги, который убеждал коллегу разрешить Marvel помочь Sony с Пауком, включив его в киновселенную. Однако её оскорбило подобное предложение: возвращение героя Marvel казалось Паскаль унижением. Она даже кинула сэндвич в собеседника и шутливо, но твёрдо сказала ему убираться куда подальше.

Эми Паскаль, Кевин Файги и Том Холланд
Эми Паскаль, Кевин Файги и Том Холланд

Несмотря на этот инцидент, переговоры продолжались. Однако это не помешало Sony анонсировать ещё два продолжения «Нового Человека-паука» и «Зловещую шестёрку». В приоритете у студии была разработка картины о команде злодеев, так как Паскаль не хотела больше сотрудничать с Марком Уэббом, чья зарплата в случае работы над третьим фильмом составила бы десять миллионов. В студии начали задумываться об ещё одном перезапуске: продюсеры планировали показать в «Зловещей шестёрке» нового, шестнадцатилетнего Паука.

Режиссёром «Шестёрки» числился Дрю Годдард («Хижина в лесу»), и он же писал сценарий. Однако после того, как постановщик представил Sony черновик своей истории, произошло непредвиденное событие: серверы компании взломали.

Из «слитых» переписок по электронной почте фанаты узнали, что Sony и Marvel вели переговоры о совместном использовании Человека-паука. В интернете тут же появилось множество петиций от фанатов с требованием включить Питера Паркера в мир Мстителей.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

На студию и Паскаль оказывалось огромное общественное давление. Времени, чтобы разобраться с фильмами о Пауке, не было, а самым безопасным и логичным выбором в этой ситуации казалось сотрудничество c Disney.

Однако Эми Паскаль до последнего не хотела обращаться к Marvel: коллегам даже пришлось уговаривать её сделать этот шаг, убеждая продюсера, что никто не собирается отбирать Человека-паука насовсем — просто в данный момент было лучше отдать руководство героем другим людям.

Новая встреча Паскаль и Файги прошла более спокойно: оба продюсера обменивались идеями для будущих фильмов за обедом. В течение пары недель студии заключили соглашение о совместном использовании Человека-паука. Дебют персонажа в MCU должен был состояться в «Первый Мститель: Противостояние», а его сольный фильм запланировали на 2017 год.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Компании не стали договариваться о совместных расходах на производство: Marvel полностью финансировала съёмки кроссоверов с участием Паука, а Sony — сольные фильмы. С доходами была примерно такая же ситуация: Sony не претендовала на деньги с кроссоверов, а Marvel, осуществляя креативный контроль за сольниками, брала только 5 процентов с их сборов в первый день проката. Доходы с мерчендайза также оставались за Marvel. Эми Паскаль сохранила за собой пост продюсера новых фильмов.

Первый сольный фильм про Паука в MCU собрал 880 миллионов долларов, а недавний «Вдали от дома» — больше одного миллиарда (это самый успешный блокбастер в истории Sony): сотрудничество можно было назвать вполне успешным. Так как действующий договор постепенно подходил к концу, студии начали переговоры о его продлении заранее. Об их результатах весь мир узнал 20 августа — Sony и Disney, которая владеет Marvel, не договорились о новых условиях.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Последние предлагали поделить пополам затраты на производство сольников про Паука и, соответственно, доходы, а Sony хотела сохранить действующие условия. Тупик в переговорах привёл к тому, что Кевин Файги покинул пост креативного продюсера следующих фильмов про Человека-паука.

Представители Sony в своём заявлении выразили сожаление по этому поводу и переложили всю ответственность на Disney. О финансовой стороне вопроса в обращении ничего сказано не было. Однако журналисты Deadline считают, что Sony лукавит и пытается себя выставить в лучшем свете, поскольку общественность, как и после знаменитой утечки, вновь встала на сторону Disney.

Sony собирается снимать ещё два фильма с Томом Холландом, но, вполне вероятно, что продолжение «Вдали от дома» может оказаться отрезано от общей киновселенной. В этом случае студии придётся избегать упоминаний всего, что связано с MCU: Тони Старка, Хэппи, Таноса и многого другого. Учитывая, что практически каждый второй диалог в новой дилогии отсылает зрителей к прошлым фильмам Marvel, сделать это будет очень сложно.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Двум студиям уже не раз приходилось изменять условия сотрудничества: во времена фильмов Сэма Рэйми, например, Айк Перлмуттер пытался выжать максимум денег из Sony. Он был уверен, что японская компания пытается сделать всё, чтобы Человек-паук ассоциировался исключительно с ней. Именно это привело к тому, что доходы от продажи мерчендайза со временем полностью перешли к Marvel.

Официальных заявлений о том, что Паук покидает MCU ещё не было: Disney продолжает хранить молчание о статусе переговоров. В этой ситуации тяжелее всего фанатам супергероя: они запустили в «Твиттере» хэштег «savespiderman», чтобы выразить своё нежелание вновь видеть персонажа в отдельном мире.

Вдали от дома: как Sony купила права на Человека-паука и почему в итоге заключила сделку с Disney

Даже сама Marvel, кажется, привыкла к мысли, что Человек-паук — будущее киновселенной. Не просто так в последних фильмах его позиционировали как наследника Тони Старка. В случае исключения Питера Паркера из этого мира, студии придётся делать акцент на других героях.

11 показ
40K40K открытий
362 комментария

"Паскаль лично встречалась с Файги, который убеждал коллегу разрешить Marvel помочь Sony с Пауком, включив его в киновселенную. Однако её оскорбило подобное предложение: возвращение героя Marvel казалось Паскаль унижением. Она даже кинула сэндвич в собеседника и шутливо, но твёрдо сказала ему убираться куда подальше. Однако Эми Паскаль до последнего не хотела обращаться к Marvel: коллегам даже пришлось уговаривать её сделать этот шаг"

И сейчас эта шкура после 1 млрд сборов у "Вдали от дома" решила, что это благодаря ей и она дальше может использовать уже успешного персонажа? После того, как под ее кураторством загубилось уже две вариации в кино?
Ну-ну, удачи, Паскаль

Ответить

Как ее до сих пор терпят инвесторы или кто там в сони самый главный, более тупого продюсера еще надо поискать. Она же просирает буквально каждый полимер под своим контролем.

Ответить

Шкура у тебя в трусах
Человек сделал все фильмы с саккос, ознаменовал новую эпоху суперов в кино, а какой то школьник ее шкурой называет

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Кстати, да. Самый известный и популярный герой Марвел, экранизацию которого мадам Паскаль проебала уже дважды и готовится прыгнуть на грабли в третий раз. Я бы на месте Сони ее послал в лес за грибами уже после второй части Уебба.

Ответить

Укажи, пожалуйста, источник

Ответить

Паскаль с мая не работает на Сони.

Ответить