Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день

Мультики влияют на стандарты красоты, или реалии диктуют, какой будет внешность героинь?

Забавная шутка про принцесс в связи с поглощением Деснеем 21st Century Fox
Забавная шутка про принцесс в связи с поглощением Деснеем 21st Century Fox

Имя Уолта Диснея ассоциируется в первую очередь с Микки Маусом. Но именно экранизации классических сказок о красавицах привели его на вершину анимационной индустрии. В 2000 году студия даже запустила собственную медиа франшизу и линию игрушек — Disney Princess, или Princess Line. Я постоянно слышу о пагубном влиянии мультиков на психику детей, в частности на самооценку девочек. Поэтому решила посмотреть на внешность диснеевских женских персонажей и понять, почему они вышли именно такими и менялось ли что-нибудь со временем.

История первой принцессы

«Белоснежка и семь гномов» — первый мультик с женским персонажем в главной роли и первая полнометражная анимация в принципе. В начале ХХ века мир не слышал о полнометражках. И киноиндустрия Голливуда считала этот проект заведомо провальным, поскольку не думала, что кто-то захочет смотреть девяностоминутный мультик. На производство мультфильма Уолт и Рой Дисней потратили около 1,7 миллиона долларов — это в десять раз больше бюджета одной короткометражки. На сегодняшний день эта сумма эквивалентна примерно $30 миллионам. Диснею даже пришлось заложить дом, чтобы получить ссуду. Это было сомнительное предприятие, но его ждал триумф.

Ура!
Ура!

Несмотря на всеобщий скепсис, «Белоснежка» оказалась успешной. Лента заработала 8 миллионов долларов, около 140 миллионов долларов сегодня. Это позволило полностью погасить долги студии, которых к тому моменту накопилось около четырех миллионов. Мультфильм постоянно переиздавался в кинотеатрах и был недоступен для выпуска домашнего видео до 1990-х годов. Именно лента про принцессу изменила мир анимации и проложила путь другим полнометражным мультфильмам. В 1989 году «Белоснежку» внесли в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.

Небольшое видео об истории «Белоснежки»

Но успех «Белоснежки» не дал мгновенный старт серии мультиков про принцесс. Дисней продолжил выпускать полнометражки по известным сказкам: «Пиноккио» 1940 г., «Дамбо» 1941 г., «Бэмби» 1942 г. и другие. Следующая женская история вышла на экраны лишь в 1950 году и… восторга не встретила. А «Спящая красавица» 1959 года провалилась вовсе. К теме принцесс студия вернулась только через 30 лет — в 1989 году. «Русалочка» стала самой кассовой картиной десятилетия. Этот мультфильм начал новую эпоху в анимации Disney и вдохнул в студию новую жизнь.

Внешние особенности диснеевских красавиц

Все женские персонажи Disney имеют отличительные внешние черты: огромные глаза в комплексе с миниатюрной фигуркой и нереалистично тонкими конечностями. Все это придает девушкам хрупкий и невинный вид. Но всегда ли они выглядели именно так? Отвечая на этот вопрос, начну с того, что женские мультфильмы Диснея условно разделяют на 3 поколения: 1937—1959, 1989—1998 и 2000—наст. время. Рассмотрим их по отдельности.

Персонажи 1937—1959 годов

На современных постерах и видео облик Белоснежки ничем не отличается от самых известных принцесс девяностых: Русалочки, Жасмин и Белль. Но если пересмотреть оригинальный мультик, зритель увидит, что она совсем другая. Ее внешний вид отражает веяния женской, в большей степени подростковой, моды того времени.

Слева — страница из журнала подростковой моды 1937 года. Справа — кадр из «Белоснежки»
Слева — страница из журнала подростковой моды 1937 года. Справа — кадр из «Белоснежки»

Наряд принцессы очень похож на платья слева: неглубокий вырез, рукава-фонарики, прическа. Кстати, Белоснежка — единственная принцесса с каре, модной стрижкой сороковых. Черты лица героини соответствуют представлениям того времени: брови-ниточки, яркие румяна. А еще художники нарисовали ей милые пухлые щечки. Разве можно себе представить щекастую Ариэль? Еще интересно, что пропорции Белоснежки больше всего совпадают с реальной человеческой анатомией.

На протяжении 13 лет принцессы не являлись главными героями кинолент, но женские персонажи в анимации все же присутствовали. В «Пиноккио» 1940 года зритель знакомится с Голубой Волшебницей, которая нарисована в тех же канонах, что и Белоснежка.

Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день

Со временем взгляды на женскую красоту менялись, а с ней и облик мультяшных красавиц. Золушка в 1950 году имела уже более современный облик:

Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день

Если снова обратить внимание на моду 50-х годов, связь найдется сразу. Посмотрите какой акцент на талию был в моде в это время:

Любое визуальное произведение — это так или иначе отражение современных ему тенденций
Любое визуальное произведение — это так или иначе отражение современных ему тенденций

Кстати, в СССР в это время была точно такая же мода. Тонкой талией Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи» восхищаются до сих пор.

Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день

Следующие несколько десятилетий героини все еще не были главными персонажами в основной массе диснеевских мультфильмов. В 1951 году вышла «Алиса в стране чудес», а в 1959 — «Спящая красавица». Второстепенные роли были у Венди в «Питере Пене» 1953 года и у Аниты в «101 Далматинце» 1961 года.

Анита — героиня своего времени
Анита — героиня своего времени

Во всех картинах внешний облик в принципе соответствует моде своего времени и только подчеркивает ее. Девушки изображены тонкими и хрупкими, прямо как в модном журнале. В более поздней «Спящей красавице» эти стремления только усиливаются. Пропорции героини уже подвержены утрированным изменениям: огромные глаза с томными ресницами и неестественно узкие талия и запястья.

Персонажи 1989—1998 годов

Спящая красавица не имела популярности у зрителей и о принцессах забыли почти на 30 лет. В 1989 году на экраны вышла «Русалочка». Этот мультик возродил популярность Диснея и положил начало череде коммерчески успешных мультиков с женскими персонажами на первых ролях: «Красавица и Чудовище» 1991 года, «Аладдин» 1992 года, «Покахонтас» 1995 года, «Горбун из Нотр-Дама» 1996 года и многие другие вплоть до «Райя и последний дракон», который должен выйти в марте 2021 года.

Девяностые годы стали расцветом гиперсексуализации женских персонажей, что впоследствии стало причиной нападок общества на Disney. Наряды стали все более открытыми, а пропорции более искаженными.

Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день

При этом художники не придумали ничего нового: они взяли рабочие образы и подогнали их под современные понятия красоты и моду.

Постер начала конца 1990х—2000х. Все персонажи имеют общий акцент на глазах и талии. При этом грудь стала больше. В том числе у Золушки и Авроры, у которых до этого она была менее выразительной
Постер начала конца 1990х—2000х. Все персонажи имеют общий акцент на глазах и талии. При этом грудь стала больше. В том числе у Золушки и Авроры, у которых до этого она была менее выразительной

Такой подход породил много критики в адрес студии и обвинений в нездоровом влиянии на восприятие женского тела у детей. Стали выходить статьи с обсуждениями этого явления и осуждениями. На Buzzfeed есть статья, где обычных женщин нарядили в костюмы принцесс, а затем отфотошопили в соответствии с кадрами из мультиков.

Под раздачу попала и Белоснежка 1937 года. Хотя, по моему мнению, это не совсем справедливо, ведь в оригинальном мультике пропорции героини выглядели совсем иначе
Под раздачу попала и Белоснежка 1937 года. Хотя, по моему мнению, это не совсем справедливо, ведь в оригинальном мультике пропорции героини выглядели совсем иначе

Еще одна наглядная картинка с разбором анатомических неточностей в другой статье, критикующей подход студии к женским образам:

Длинная гибкая шея, невозможно узкая талия и слишком узкие запястья
Длинная гибкая шея, невозможно узкая талия и слишком узкие запястья

Тенденции в современных диснеевских мультиках

С расцветом феминизма и прогрессом в возрастной психологии к внешности персонажей стали относиться гораздо строже. Сегодня влияние Disney на восприятие женского тела детьми и подростками стали муссировать не только в СМИ, но и в серьезных социальных и психологических журналах. Теперь внешность рассматривается в комплексе с характером, манерой поведения и окружением. Кстати, поведение у девушек тоже эволюционирует от пассивной Белоснежки с развитым материнским инстинктом до Эльзы и Анны, которым и принц то не нужен.

Игровое видео, в котором сравниваются принцессы старого поколения с героинями двухтысячных

С изменением общества меняется и характер анимаций Disney. Они постепенно стали более этнически разнообразными. А сами героини теперь сильнее, умнее и активнее.

Слева направо: Мулан, Лило, Моана, Тиана, Рейя
Слева направо: Мулан, Лило, Моана, Тиана, Рейя

Одной из самых продвинутых диснеевских принцесс стала Мерида из «Храбрая сердцем» 2012 года. Этот персонаж впервые по-настоящему нарушает концепцию внешности Disney. У нее рыжие вьющиеся волосы и менее выразительная грудь, худая, но не слишком, подростковая фигура. Мерида является противопоставлением стандартам красоты и «женского» поведения, воплощением которых становится ее мать. Но, несмотря на прогресс в анимации при выпуске линии игрушек дизайнеры студии снова подогнали облик героини под теперь уже непопулярные стандарты внешности. Это вызвало бурю возмущения среди интернет-пользователей. Иллюстрацию быстро убрали, но осадочек остался.

На картинке справа снова у Мериды тонкая талия, более изящный вырез платья и большие глаза с совершенно другим взглядом
На картинке справа снова у Мериды тонкая талия, более изящный вырез платья и большие глаза с совершенно другим взглядом

К чему я все это?

Что было благосклонно принято публикой 70 лет назад, сегодня может быть неприемлемо. Но стоит ли перекладывать ответственность за это на художников и мультипликацию в целом? Ведь индустрия просто отражает тенденции в нашем обществе. Большие глаза и тонкая талия на протяжении всего ХХ века были основными достоинствами женской красоты. Вспомним главных икон стиля: Одри Хепберн и Мэрилин Монро.

Как менялась внешность женских персонажей Disney с 1937 года по сегодняшний день

Анимация неизбежно гиперболизирует любые черты внешности, чтобы подчеркнуть характер героя и сблизить его со зрителем. К тому же сложно отказываться от проверенных и рабочих визуальных приемов. Особенно в классических сюжетах, где красота героини — обязательное условие. Ну а чтобы закончить статью на позитивной ноте, еще раз покажу вам принцессу из будущей картины Disney «Райя и последний дракон». Кажется, студия научилась слушать аудиторию, и такого сильного упора на внешность больше не будет:

Во внешности девушки еще читаются диснеевские черты, но уже без яркой сексуальности и искаженных пропорций
Во внешности девушки еще читаются диснеевские черты, но уже без яркой сексуальности и искаженных пропорций
128128
130 комментариев

Как же я обожаю подобные разоблачения, в тысячный раз обличающие поп-культуру в попытке разрушить хрупкие девичьи разумы. Без них ведь все девочки слепые и тупые, и не способны понять, что в мультиках, внезапно, мультяшные пропорции и нереалистичные образы, и если мы срочно не начнем бороться с этой вопиющей несправедливостью, то получим целое поколение травмированных нарисованными талиями девочек. Предыдущие поколения, правда, сами как-то с этим ужасом смогли совладать, но да кому какое дело.

112
Ответить

При этом обществу вообще похуям как там мальчиков травмируют и какие нереалистичные стереотипы им навязывают.

28
Ответить

 Ну, чтобы получить тело как ну Хи-Мена, хотя бы не нужно худеть до анорексии. Или девушки не настолько "тупые или слепые", чтобы не замечать, когда нужно вовремя остановиться в процессе худения?
 Не знаю, насколько конкретно "виноваты" диснеевские принцессы в создании стереотипа "чем худее, тем красивее", но то, что данный стереотип иногда приводит к печальным послетствиям - это факт.

8
Ответить

Комментарий недоступен

41
Ответить

Long slim neck однако никуда не делать, чтож такое то, опять подростки будут травмированы, проклятый дисней!

2
Ответить

Такое телослодение нередко встречается. Чувиха/чувак имеют супер сухое тело, но шеки, падлы такие, никуда не уходят. 

1
Ответить

За почти тридцать лет жизни не встретил ни одной травмированной девушки из-за внешности принцесс мультиков, что она смотрела в детстве. Может такие и есть, но мне эта история напоминает о «насилии в играх», о том как оно его, якобы, порождает в жизни. 

36
Ответить