Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

«По ту сторону изгороди» — многослойный мультсериал. Символы и отсылки к литературе, мифологии, религии здесь — не просто забавные ребусы для внимательного зрителя. Они помогают понять смысл мультсериала. Знали ли вы, к чему отсылает красный колпак Вирта? А что символизирует темный фонарь? Про это и многое другое — в нашей статье.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ

Литературные отсылки

«Божественная комедия»

«Божественная комедия» Данте Алигьери начинается с того, что герой заблудился в лесу. Точно так же начинается «По ту сторону изгороди». В обоих случаях это путешествие по иному миру. О том, что Неизведанное в мультсериале — это загробный мир, зритель догадывается только к финалу, но отсылки к произведению Данте намекают на это с первых серий.

Лес Неизведанного
Лес Неизведанного

Имя Беатрис, одной из ключевых персонажей мультсериала, отсылает к Беатриче из «Божественной Комедии». Беатрис в мультфильме, как и книжный прототип, является проводником для главного героя. Только вместо спасителя, ведущего героя к блаженству, Беатрис в мультфильме оказывается предателем, ведущим по ложному пути. Внешне же Беатрис в облике человека похожа на Беатриче с картины Данте Габриэля Россетти «Beata Beatrix», изобразившего ее рыжеволосой, в сине-зеленых одеждах. На картине присутствует и птица — здесь это символ смерти.

«Beata Beatrix» Россетти
«Beata Beatrix» Россетти
Беатрис в облике человека
Беатрис в облике человека

Параллель можно провести между Виртом и Данте. Их сближает любовь к поэзии и… головной убор. Красный колпак Данте — головной убор флорентийца 13-14 века, а колпак Вирта — элемент хэллоуинского костюма.Беатрис в облике человека

Ботичелли, портрет Данте Алигьери
Ботичелли, портрет Данте Алигьери

Сказки братьев Гримм

В первой серии Грег оставляет в лесу след из конфет. Это отсылает на сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель», где дети, чтобы не заблудиться, оставили в лесу след из хлебных крошек.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

Детская литература 19 века

Название мультсериала отсылает к одноименному детскому стишку 19 века о том, как дети упали за садовую ограду и потерялись.

Over the garden wall

I let the baby fall.

My mother came out

And gave me a clout

Over the garden wall.

«Волшебник страны Оз»

В мультсериале есть несколько параллелей с «Волшебником страны Оз» Фрэнка Баума. Вирт и Грег идут к «Аделаиде, доброй женщине с пастбища», так же, как Дороти шла к «доброму волшебнику Гудвину». Героев мультсериала тоже ждет разочарование и осознание, что в конце пути им не помогут. К тому же, Аделаида похожа на ведьму Бастинду: она погибает от соприкосновения с воздухом, как Бастинда — от воды. А королева облаков из 8 серии в первоначальном дизайне напоминает добрую волшебницу Глинду из экранизации «Волшебника страны Оз» 1939 года.

Королева облаков
Королева облаков
Волшебница Глинда из фильма 1939 года
Волшебница Глинда из фильма 1939 года

«Синяя птица» Метерлинка

Увидев Беатрис, Грег спрашивает ее: «Ты можешь исполнять желания»? Это неслучайно. Синяя птица — символ счастья в европейском фольклоре. Да и имя Беатрис означает «приносящая счастье». Пьеса М. Метерлинка «Синяя птица» окончательно закрепила этот символ в культуре. Общие мотивы с мультсериалом: двое детей, путешествующих по мрачноватому сказочному миру, и синяя птица.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

«Ветер в ивах» Кеннета Грэма

Книга Кеннета Грэма «Ветер в ивах», возможно, тоже послужила источником вдохновения для МакХейла. Герои этой книги — четверо зверей, олицетворяющих нравы английского общества конца 19 века. Причем один из героев — жаба по имени мистер Тоуд. Жабы и лягушки в антураже именно этой эпохи фигурируют в мультсериале. Злоключения мистера Тоуда перекликаются с событиями, происходящими с Виртом и Грегом: угон автомобиля (это было в короткометражке), плавание на барже (в 6 серии — паром лягушек), кража коня (в мультсериале появляется конь-клептоман Фред). А еще мистер Тоуд тоже проходит долгий путь возвращения домой.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

Отсылки к мифологии, фольклору и религии

Чтобы попасть на паром, Вирту и Грегу нужно заплатить за переправу — требуются две монеты. В греческой мифологии мертвым нужна монета, чтобы пересечь реку Стикс и попасть в страну мертвых. На глаза умершему кладут монеты, чтобы он мог заплатить лодочнику. Эта деталь снова намекает, что герои мультсериала путешествуют по загробному миру. Грег выбрасывает монеты, тем самым символически причисляя себя к миру живых, а не мертвых.

Вирт и Грег приходят к Аделаиде с пастбища, которая оказывается не доброй женщиной, а ведьмой. И не простой ведьмой: она колдует при помощи нитей и ножниц. Это атрибуты мойр, богинь судьбы в греческой мифологии. Аделаида больше всего похожа на Атропос — мойру, перерезающую нити жизни и так убивающую людей.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»
Аделаида в мультсериале
Аделаида в мультсериале

В 8 серии Грег во сне попадает в город облаков, где сражается с Северным ветром. Жители города поют песню под названием «Вперед, Онир». Это имя греческого бога сновидений, вещих и лживых. Грега сопровождают херувимы — шестикрылые существа из библейских преданий.

В серии «Поттсфилдский культ» возникает персонаж с именем Енох. Так зовут ветхозаветного персонажа — сына Каина. Библейский Енох считается основателем первого города на Земле. Проводим параллель: в мультсериале Енох — глава города Поттсфилд.

Жители Поттсфилда
Жители Поттсфилда

Название города тоже неслучайно. Potter’s field — так назывались американские братские захоронения для нищих и преступников. Эта традиция восходит к библейской Акельдаме — полю для захоронения чужеземцев, по преданию купленному на 30 сребреников Иуды. В мультсериале Поттсфилд населен скелетами.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

Скелеты исполняют танец, который отсылает к макабр — пляске смерти. Это популярный в Средневековье сюжет, изображающий смерть, в танце ведущую людей в могилу.

Вольгемута на сюжет пляски смерти Гравюра М.
Вольгемута на сюжет пляски смерти Гравюра М.

Символика в мультсериале

Неизведанное и садовая ограда

Неизведанное — место, по которому путешествуют Вирт и Грег, пытаясь вернуться домой. Многие отсылки намекают, что Неизведанное — это потусторонний, загробный мир. А ограда (как оказалось, не садовая, а кладбищенская), через которую перелезли братья — это символическая граница между мирами, которую пересекли Вирт и Грег.

Темный фонарь

Темный фонарь олицетворяет слепую веру, движимую надеждой. Лесоруб убежден, что должен держать фонарь зажженным, потому что это сохранит душу его дочери. Нет никаких доказательств, что это действительно так, но Лесоруб продолжает верить. Лесоруб говорит в первом эпизоде, что фонарь — его ноша, и что у каждого есть свой фонарь.

В финале мультсериала Вирт стоит перед тем же выбором выбором: позволить своему брату умереть или сохранить душу Грега так же, как Лесоруб пытался сохранить душу своей дочери. Но Вирт не из тех, кто слепо следует надежде. Он либо полностью сдается, либо добивается успеха благодаря упрямству. Вирт подвергает сомнению это спасение, предлагаемое Зверем. Бесплодная слепая надежда может только навредить, и Вирт находит в себе силы отказаться от нее и гасит фонарь.

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

Зверь

Зверь — главный антагонист мультсериала. Он символизирует отчаяние. Его единственная цель — заставить людей потерять надежду, чтобы поддерживать пламя фонаря — свою жизнь. Лесоруб прямым текстом говорит о Звере: «Он смерть надежды».

Отсылки и символика в мультсериале «По ту сторону изгороди»

«По ту сторону изгороди» — пример мультсериала, который не боится выстраивать связи с культурой — литературой, мифологией, религией. Эти связи придают ему глубину и законченность, мультсериал становится чем-то большим, чем просто шоу для детей. Над ним можно размышлять, анализировать, предлагать трактовки и интерпретации.

А какие еще отсылки вы можете найти в мультсериале? Как вы интерпретируете символы? Делитесь в комментариях!

Статью написала Мария Гринкевич специально для AnimationSchool.ru

Редактор: Дмитрий Шрамко

1010 показов
45K45K открытий
33 репоста
34 комментария

Картошка и сиропчик

Ответить

Забавный момент, когда Вирт лежит на фрейдовской кушетке и психоанализирует себя, а в следующей сценке играет характерной игрушкой) Спасибо за статью- мультик один из любимых, но до сих пор не приходило на ум понять эти отсылки- имя Беатрис, красный колпак и "Я очутился в сумрачном лесу"

Ответить

мульт чем-то напоминает время приключений - только это такое мрачное и осеннее время преключений - помню посмотрел на одном дыхании и все же насколько у авторов получилось сделать офигенную атмосферу - сморел осенью ближе к хэллоуину и недавно второй раз пересматривали с подругой - топ вообще особенно песни и эта поющая лягушка или жаба аж муражки когда слушаешь - и главный вопрос у всех после просмотра все же дети живы или нет просто невообразимая атмосфера у мульта вышла 

Ответить

да, напоминает. всегда удивляло, что у сериала 12 место на кинопоиске, а по ощущению его видело два с половиной человека) когда о нем заходит речь, то прям чувствуешь себя илитой. не ушел он как-то в народ, но есть в нем что-то такое притягательное. 

Ответить

Синие занавески

Ответить

Зря минусуют, кстати ☝️. Картинка ваша вполне отражает реальное положение вещей. Писатель или художник- не совсем творец истины, он как бы проводник к ней. Облекает в форму то, что все чувствуют но описать не могут.
В статье Мира Фантастики об Азимове было, например, написано следующее: «Азимов осозновал, что не контролирует, так сказать, творческий процесс. До него эту мысль донёс критик Готтард Гюнтер: в какой-то компании, где был и Азимов, он стал говорить о «Приходе ночи» и вложил в эту историю совсем не тот смысл, какой вкладывал автор. Азимов, конечно, поспорил и привёл решающий, как ему казалось, аргумент: «Я точно знаю, что вы не правы. Всего этого автор не задумывал. Я и есть автор». На что Гюнтер с улыбкой заметил: «Скажите, отчего вы решили, что только потому, что вы автор, у вас есть хотя бы малая толика понимания, о чём этот рассказ?». И Азимова осенило: а собеседник-то прав».

Ответить

Автор, ты определюсь зверь даёт ложную надежду или убивает надежду?
Если бы лесник потерял надежду, то он бы и не таскался с фонарем.

Ответить