Мортал Комбат против Варкрафта

Чему научилась киноиндустрия за 5 лет

Мортал Комбат против Варкрафта

2016 год. Долгожданная экранизация первой части «Варкрафта» появляется на большом экране и получает очень прохладный прием от критиков. Хотя многим зрителям фильм вполне понравился, в широких кругах принято относиться к нему снисходительно (очень зря). «Варкрафт» не впечатлил студию своими кассовыми сборами и едва вышел в ноль – о продолжении пришлось забыть.

2021 год. После кино о войне людей и орков с периодичностью в год начали появляться новые попытки построить киновселенные на основе популярных игр, и не то чтобы они как-то ориентировались на опыт «Варкрафта». В итоге мы увидели якобы серьезное, но до боли унылое «Кредо убийцы», пресную «Tomb raider: Лара Крофт», лучший фильм 2019 года, детского «Соника» и боевик категории B «Охотник на монстров». И теперь настал черед «Мортал Комбат».

За экранизациями игр, как за голливудскими адаптациями аниме, закрепился сомнительный статус. Почему-то стало принято считать, что их снимают только для фанатов: на каждый успешный момент приходится по десять кринжовых деталей, странных фансервисных пасхалок и притянутых за уши драк.

Хотя иногда получается настолько плохо, что даже преданность фанатов не помогает
Хотя иногда получается настолько плохо, что даже преданность фанатов не помогает

Возможно, экранизациям игр не хватает своего «Темного рыцаря» или «Железного человека», на успешную формулу которых они смогли бы равняться. Хотя, конечно, отрицательный опыт «Обители зла» (в поздних частях) – этот тоже опыт.

У МК были все шансы взять реванш и наконец разорвать порочный круг – но этого не случилось.

Раунд первый: игры против кино

Так ли интересен прыжок веры, если в бездну шагаешь не ты?
Так ли интересен прыжок веры, если в бездну шагаешь не ты?

Ключевой момент проблем всех экранизаций – это превращение игрового опыта в кинематографический. Львиную долю наслаждения от видеоигр приносит возможность лично уничтожить дракона, построить ферму или исследовать заброшенный храм. Дело даже не в геймплее, вариативность действий превращает пиксели в миры.

В книгах читатель волен сам представлять события, следуя за автором, в комиксах – сшивать картинки в действие, в музыке простор для воображения вообще непостижим. В кино же зритель может только смотреть. Но даже в случае фильмов, покажи трем зрителям одно кино – и каждый увидит что-то свое, каким бы примитивным фильм не был. И в кино по играм эта разница проявляется особенно сильно, поэтому разделение на знакомых с оригиналом и новичков становится более ощутимым.

<p>Опыт полета на паутине можно пережить только в игре – и на них уже очень сложно беспристрастно смотреть на экране. Кажется, это работает именно так</p>

Опыт полета на паутине можно пережить только в игре – и на них уже очень сложно беспристрастно смотреть на экране. Кажется, это работает именно так

С другой стороны, игры – это не только геймплей, это еще и атмосфера, лор, сюжет. Трудности их адаптации уже более классические: лишние детали приходится убирать, одних персонажей совмещают с другими для упрощения, яркие костюмы заменяют на практичную броню. Но уместить лор гигантской франшизы в фильм – все еще очень сложная задача. И можно ли это вообще считать экранизацией, если от персонажей остались только внешний вид и пасхалки?

«Соник в кино» как корабль Тесея
«Соник в кино» как корабль Тесея

Так вот, МК экранизирует геймплей, а ВК – именно саму вселенную Военного ремесла. В фильме про Смертельную битву есть фаталити, вот это неожиданный сюрприз! Большинство зрителей хотело увидеть вырывание позвоночников – и они это получили, но ничего больше. Новый МК можно смотреть как рекламный ролик к файтингу, пойти играть и забыть о нем на следующий день. И непохоже, чтобы создатели замахивались на нечто большее.

С Варкрафтом все становится сложнее, потому что в нем зрителю нужно было успеть и представить новый мир, и рассказать свою историю, и показать, что это именно адаптация популярной стратегии, а не левое фэнтези. И более-менее фильм справляется с этим. Он не очень хорошо смотрится на фоне «Властелина колец», но не пытается ему подражать, предлагая свой взгляд на столкновение разных рас. Даже спустя пять лет эта попытка все еще выглядит достойно.

Есть один хорошо известный путь переноса необычного опыт на экран – это анимация.

Мортал Комбат против Варкрафта

На подсознательном уровне человеку легче представить себя на месте нарисованного героя, чем реального актера. В мультфильмах ярче выражаются эмоции, а реальность становится более гибкой в руках аниматоров. И для адаптаций видеоигр – это удачный полигон для переноса игровых механик.

«Варкрафт» бы только выиграл, если бы изначально стал мультфильмом. Люди бы не казались такими невзрачными, а магия смотрелась бы органичнее. А вот «Мотрал комбат» напротив просится именно стать фильмом – насилие и жесткость тогда становятся убедительнее.

Хотя анимационная «Месть Скорпиона» все равно отправляет новый «Мортал Комбат» в нокаут
Хотя анимационная «Месть Скорпиона» все равно отправляет новый «Мортал Комбат» в нокаут

Раунд второй: серое против яркого

Серый цвет же делает любой фильм серьезнее, правда?
Серый цвет же делает любой фильм серьезнее, правда?

Не столько вопрос цвета, сколько отношения к себе и первоисточнику.

Я слышал мнение, что игровым адаптациям вообще нужно отбросить попытки сыграть в драму и иронично относиться к себе. Мне такой подход не нравится совершенно. Даже самый примитивный сюжет можно интересно развернуть, но концентрированный двухчасовый цирк также плох, как неразбавленная двухчасовая драма.

А можно сорвать банк и взять худшее от обоих
А можно сорвать банк и взять худшее от обоих

И эта серьезность еще больше добивает Мортал Комбат. Но как же смешные шуточки Кано, спросите вы? В том проблема, что шутки здесь есть только у Кано (и немного у Кабала, видимо, это какая-то профдеформация после Черного дракона). Все остальные серьезны, как могильная плита, у героев есть какой-то очень важный конфликт-мотиватор, который как будто остался в несуществующих сольниках. Да и юмор в фэнтези-фильмах про то, что «какие все серьезные» – довольно избитое клише.

И здесь мы подходим к главной проблеме фильма по МК – страху рисковать. Не нужно много ума, что вписать в фильм знакомые приемы или семейные ценности. А вот чтобы взглянуть на мир под другим углом или переосмыслить героев, нужно уже выйти из зоны комфорта.Чаще получается плохо, если не совсем отвратительно, но лучше сгореть ярко, чем слабо тлеть.

Персонажи, понадерганные из разных сюжетных веток, ультранасилие и игнорирование наработок предыдущей экранизации - чаще всего при просмотре МК я вспоминал Хэллбоя 2019 года. Но даже он со своей трэшовостью заходит лучше, чем драки в спортзале
Персонажи, понадерганные из разных сюжетных веток, ультранасилие и игнорирование наработок предыдущей экранизации - чаще всего при просмотре МК я вспоминал Хэллбоя 2019 года. Но даже он со своей трэшовостью заходит лучше, чем драки в спортзале

Никакие оторванные руки и сломанные позвочники не могут сделать фильм взрослым. Добавь в «Венома» сцены откусывания голов, которые старательно оставляют за кадром – и фильм не выиграет ничего, он все равно будет довольно средним. И в то же время убери из «Логана» всю кровь – фанаты будут возмущены, но история хуже не станет, потому что держится она не на насилии, а на совсем других вещах.

Так если фильм не стремится показать взрослый сюжет, то, может, и недокрученный пафос ему не нужен?

Раунд третий: вселенная против истории

Даже «Охотник на монстров» хочет себе сиквел
Даже «Охотник на монстров» хочет себе сиквел

И последнее противостояние: стремление создать киновселенную против самодостаточной истории. Здесь у Варкрафта фактически не было выбора: уложить в фильм события даже одной игры достаточно трудно. Сложно представить, что фильму нужнее: приквел про истощение мира орков или продолжение про создание Альянса и Орды. Это фрагмент одного большого эпика, разбираться в котором неподготовленному зрителю было бы тяжело, что кино и похоронило.

С МК ситуация получше, но я бы не сказал, что он полностью дружелюбен к людям, слышавшим об игре краем уха. Можно попытаться самому додумать, в чем заключается конфликт Саб-Зиро и Скорпиона, например, но, если честно, не очень хочется. Все попытки раскрыть мир Смертельной битвы (Избранные, другие измерения со злыми колдунами) выглядят как картонные декорации, кочующие из фильма в фильм.

Мортал Комбат против Варкрафта

Перед просмотром я старался, вообще не вспоминать ничего, что я уже знаю об этой вселеннной, и смотреть незамутненным взглядом. И кино вообще не вдохновляет углубляться в лор. Какой смысл что-то узнавать про Лю Кана, к примеру? Я что, видел мало магов огня? Или зачем мне интересоваться другими персонажами, не появившимся в кино? Их же все равно покажут на 10 минут, дадут скастовать коронный прием и убьют. Разве что, когда играть начнешь, но тогда и фильм с его фаталити и заунывной историей про избранность не особо нужен.

И здесь снова можно вернуться к первому раунду. При экранизации геймплея оригинал всегда останется в выигрыше, а вот при адаптации лора всегда есть возможность посмотреть на него под другим углом. Чтобы узнать про истоки вселенной можно прочитать энциклопедию «Хроники Варкрафта», далее перейти к фильму про Первую войну, затем прочитать трилогию Кристи Голден про Вторую войну, Третья – это, конечно же, стратегия, после этого прочитать комиксы, подводящие к Вов, и в конце прийти к нему. При желании элементы можно перетасовать.

Мортал Комбат против Варкрафта

Есть такое знаменитое клише: если в сюжете есть крупный турнир, то он обязательно прервется в конце. Экзамен на чунина в «Наруто», битва Нексус «Черепашек-ниндзя», турнир Семи Небесных столиц из «Бессмертного Железного кулака» и так далее. Не в последнюю очередь этот троп вдохновлен именно Мортал комбатом. Фильм по МК опережает их, вообще исключая турнир из фильма и оставляя его на сиквел. Но нужно ли такое продолжение, если все мы уже видели? Добавь хоть Фуджина, хоть Китану, хоть Т-800, фильм не станет интереснее, если персонажей показывать без фантазии.

Мортал Комбат против Варкрафта

Варкрафт определенно лучше Мортал Комбата как фильм. Новую смертельную битву ругать также неприятно, как бить лежачего. Его место находится рядом с адаптациями вроде «Темной башни» или «Призрака в доспехах».

Хотя ближе всего МК к полнометражным рейнджерам с их псевдосерьезной атмосферой и пещерами
Хотя ближе всего МК к полнометражным рейнджерам с их псевдосерьезной атмосферой и пещерами

Но выбор зрителей очевиден. Продолжение «Варкрафта» мертво, а МК, скорее всего, соберет пресловутые 1,5 миллиарда рублей и вернется через 2 года с еще одной дешевой подделкой, перекрыв путь намного более перспективной серии.

Впереди экранизации Uncharted, The Last of us и Resident evil, уже сейчас есть отличные анимационные «Кастлвания» и «DOTA: Кровь дракона». Рано или поздно фильмы по играм наконец-то получат уважение у публики и обретут такую же популярность, как кинокомиксы. А прошедшее десятилетие останется в истории как галерея неудачных (в большинстве) попыток.

<p>P.S. Все равно ни Варкрафт, ни Мортал Комбат не в силах тягаться с лучшей игровой экранизацией</p>

P.S. Все равно ни Варкрафт, ни Мортал Комбат не в силах тягаться с лучшей игровой экранизацией

1818 показов
7.4K7.4K открытий
11 репост