30 дней есть что посмотреть
по промокоду:
DTF30
Забрать
30 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 04.06.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

В поисках заветного 4K: как перевыпуск «Властелина колец» в кинотеатрах РФ обернулся скандалом Статьи редакции

Запутанная история, в которой до сих пор нет определённости.

С 15 апреля в России начался повторный показ трилогии «Властелин колец». Компания UPI выпускает по одной части серии в неделю, начиная с «Братства кольца». 22 апреля на экраны вышли «Две башни».

Для многих фанатов перевыпуск стал шансом впервые увидеть эти фильмы на большом экране, однако кинотеатральное событие обернулось скандалом. Зрители начали жаловаться на низкое качество картинки и заподозрили прокатчика в перевыпуске старых копий под видом реставрации.

Так что сейчас показывают в кинотеатрах? Чёткий ответ компания UPI нам дать отказалась, но давайте попробуем разобраться.

Что изначально обещал прокатчик

Если обратиться к первым пресс-релизам, которые UPI рассылал прессе, то в них говорится следующее.

Трилогия «Властелин колец» режиссера Питера Джексона возвращается на большие экраны в ошеломительном формате 4К. Зрителям предлагается вновь пережить эпическое приключение и насладиться великолепными пейзажами с уникальным «эффектом погружения».

из пресс-релиза прокатчика

Неизвестно, что компания понимает под уникальным «эффектом погружения», однако по упоминанию 4K зрители решили, что речь идёт про отреставрированные версии фильмов с новой цветокоррекцией, которые недавно выпустили на Blu-ray и в цифровых магазинах. До этого фильм в 4K просто не существовал.

В процессе реставрации команда Питера Джексона заново отсканировала плёнку в UHD-разрешении и устранила часть шума, а затем заново наложила на изображение компьютерную графику, которая хранилась в разрешении 2K и получила качественный апскейл.

Старая версия 
Новая версия

При этом до самого релиза в официальном сообществе Warner Bros. ни разу не упоминалась именно реставрация — только разрешение 4K и «оригинальная версия», что бы это ни значило.

Что говорят зрители

После выпуска «Братства кольца» официальное сообщество Warner Bros. (её в России представляет UPI) ВКонтакте погрязло в жалобах зрителей на низкое качество картинки. Аналогичные сообщения появились и в пабликах кинотеатров.

При этом среди зрителей есть и те, кто увидели в кинотеатре и 4K, и новую цветокоррекцию. Но они ходили в IMAX Laser — кинотеатр с лазерным проектором, который есть далеко не во всех городах России.

@tvoy_dead Хватит нести дезу. Первый кадр - оригинальный цветокор, второй - ремастер. В аймакс лазер был ремастер. А размытие в движении было там всегда, откройте сами 4к версию и посмотрите, просто на большом экране более заметно. Хотите лучшую версию - ищите 35мм https://t.co/rw5e2VyM5E

Но и про цветокоррекцию мнения расходятся.

@great_laziness Сегодня ходил на братство кольца в кинотеатр, сначала были подозрения, что версия оригинальная, а когда дело дошло до сцены, где Фордо теряет кольцо в снегах, по цветокору сразу все понятно стало, ушёл не досмотрев, разочарован.

Особенно много жалоб на версию фильма для обычных IMAX-кинотеатров, и на Reddit уже появилась версия о том, это связано с ошибкой калибровки.

Что говорят кинотеатры и сама UPI

Чтобы разобраться в ситуации, DTF обратился к прокатчику трилогии в России, но компания уже не первый день отвечает и СМИ, и зрителям одной и той же размытой формулировкой.

Перед стартом кинотеатрального проката копия фильма прошла все необходимые этапы технического соответствия корпоративным стандартам качества. На предварительном этапе никаких проблемных мест выявлено не было. Студия поставлена в известность о поступающих комментариях, и в данный момент проводится работа по идентификации возможных технических дефектов.

UPI

Сверх этого огня в скандал подкинул SMM «Киносферы IMAX» — в комментариях ВКонтакте они ответили зрителям, что показывают в IMAX оцифрованную копию фильма 2001 года.

DTF дозвонился в несколько киносетей Петербурга, включая «Формулу кино», и они сообщили, что показывают отреставрированную 4K-версию, но не могут воспроизвести её в разрешении 4K, поскольку в залах установлены 2K-проекторы.

В одной из сетей нам даже показали точное название копии. Она была собрана 31 марта 2021 года и действительно идёт в разрешении 4K. Правда информации о реставрации в её описании нет.

В то же время после начала скандала официальное сообщество Warner Bros. ВКонтакте перестало писать в постах о «Властелине колец» 4K — в наиболее актуальной записи говорится уже просто про «оригинальную версию» фильма, что ещё сильнее запутало зрителей.

Почему в российских кинотеатрах очень сложно посмотреть фильм в 4K

Поскольку стандарт 4K благодаря Netflix и появлению бюджетных телевизоров становится всё более популярным в домах кинозрителей, многие из них и не подозревают, что большинство кинотеатров РФ до сих пор показывают копии в разрешении 2K.

Что особенно неприятно, крупные сети попросту отказываются сообщать зрителям, прокатчикам и прессе, в каких залах у них установлены 4K-проекторы. На это 7 апреля у себя в фейсбуке жаловался Алексей Бажин, основатель компании «Иноекино», которая в том числе занимается перевыпуском культовых фильмов в UHD.

По словам Бажина, нарваться на настоящую 4K-копию рядовой российский зритель может только случайно. Даже сам прокатчик знает всего несколько залов в Москве, в которых эффект можно увидеть точно.

Я с полгода пытался создать для нашего проката 4К-реставраций некую таблицу с площадками по стране, где эти фильмокопии можно действительно посмотреть в качестве 4К. И чтобы об этом сообщать нашим зрителям, которые до сих пор задают вопросы о том, где можно посмотреть наши эти реставрации в реальном 4К. Ничего из этой затеи не получилось.

Прежде всего сами киносети, у которых в некоторых кинотеатрах по стране в определенных кинозалах стоят проекторы 4К не проявляют ответную инициативу по согласованному со мной прокату наших 4К-релизов в именно в этих залах (зачем тогда вообще было закупать и устанавливать 4К – мне решительно не понятно, видимо наобум это когда-то было сделано). Нигде в информации о показах никогда о 4К не сообщают, не подписывают, как будто такого нет в принципе (а ведь есть).

Сколько я не убеждал, что это привлекло бы именно в этот ваш кинотеатр дополнительных зрителей, ничего не получилось. Ощущение, что нет понимания, что это может быть крутым преимуществом в качестве показа перед конкурентами и укреплением лояльности аудитории. Техническая лаборатория, которая обслуживает нашу компанию, тоже сообщает, что четко собрать информацию и удобно её использовать почти невозможно.

Алексей Бажин
«Иноекино»

Показ в 4K предполагает наличие 4K-проектора и сервера, который поддерживает передачу картинки в 4K. Если проектор может отображать только 2K, а копия фильма выпущена в 4K, то происходит даунсемплинг картинки. Однако это объясняет ситуацию с «Властелином колец» лишь отчасти, поскольку в большинстве случаев такая конвертация выглядит хорошо и если и теряет в чёткости, то не сильно.

По словам Бажина, в том же Петербурге 4K-залов практически нет. Эту же информацию DTF подтвердила «Формула кино», которая сообщила, что ни в одном её зале на весь город «Властелин колец» не будет демонстрироваться в 4K.

Что делать

Поскольку прокатчик отказывается сообщать прессе и зрителям технические детали перевыпуска, у нас нет ответов на многие вопросы.

Может ли быть такое, что в части залов показывают копию фильма без реставрации? Несколько источников DTF сообщили, что UPI разослала во все кинотеатры одну 4K-версию фильма, и сами киносети утверждают, что это именно новая реставрация. Но тогда, почему многие зрители жалуются на катастрофическое качество картинки, если фильм и c даунскейлом до 2K должен выглядеть хорошо? Может ли быть дело в оборудовании в отдельных залах?

Перевыпуск «Властелина колец» в России лишний раз показывает, что поход в кинотеатры — это на сегодняшний день лотерея.

Когда любой прокатчик обещает широкий прокат фильма в 4K, он отчасти вводит зрителей в заблуждение — если не предоставляет список залов, поддерживающих это разрешение. Но этого списка попросту не существует, потому что такой информацией отказываются делиться киносети. Получается замкнутый круг.

Раньше кинотеатры успешно конкурировали с домашним видео благодаря качеству звука и картинки, но в последние годы к их возможностям возникает всё больше вопросов. В случае «Властелина колец» многие люди покупали билеты сразу на три сеанса — да ещё и для 2-3 человек, что превращается в солидную сумму. И за такие деньги люди не получили от UPI и киносетей прозрачности, которую явно заслужили.

Если вы всё же хотите рискнуть, то на трилогию Питера Джексона стоит идти либо в новые, либо в недавно переоборудованные кинотеатры — в том числе в IMAX Laser. Так, по крайней мере, снижается риск попасть на старый проектор и тусклую лампу.

На сегодняшний день единственный способ со 100% вероятностью за свои деньги получить именно отреставрированную трилогию в разрешении 4K — это посмотреть её дома. Тем более, что в iTunes все шесть картин Джексона доступны и в режиссёрских версиях, и с оригинальными дорожками.

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438","\u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0435\u043b\u0438\u043d\u043a\u043e\u043b\u0435\u0446"], "comments": 591, "likes": 972, "favorites": 307, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 711060, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 22 Apr 2021 16:31:25 +0300", "is_special": false }
0
591 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
144

Бизнес по-русске как он есть

Ответить
0

"ЦИФРОВОЙ ФОТОАППАРАТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ 156 МЕГАПИКСЕЛЕЙ, ЧТОБЫ СНИМАТЬ ТАКЖЕ ЧЁТКО КАК 35-МИЛЛИМЕТРОВАЯ ФОТОПЛЁНКА." Не говоря уже о цветопередаче.

Этот бизнес везде такой. Что бы смотреть кино в полном качестве придется вернуться в 80е (когда его на кинопленке крутили). Правда не в России (тут кинопленка та еще была). Цифре пока еще далеко до аналога.

Ответить
3

А если я сейчас напишу что не 156 а 20156Мпикс, вы это тоже схаваете? Сейчас бы поцитировать всякие рандомные цифры от всяких рандомов, не имеющих отношения ни к фото, ни к видеопроизводству. Разрешение пленки упирается в зерно, зерно - в чувствительность. И у цифры здесь запас в разы больше. Но даже если говорить о низких значениях, зерно пленки все равно больше по размеру одного пикселя, чисто из-за размеров используемых частиц серебра. 
А вот о цветопередаче действительно лучше не говорить. Фотографическая широта хорошей позитивной пленки - до 4 стопов, негативной цветной - до 9 стопов, кинопленки - до 14 стопов. Цифровые камеры формата 24*36 дают те же самые 14 стопов с 2012 и 15 стопов с 2018. Другими словами, если брать цифровую запись на фотоаппарат Сони а7с3 (о профессиональных кинокамерах, типа Арри, я даже не заикаюсь), то она разброс яркостей, которые она сможет увидеть в пределах одного кадра будет в два раза больше, чем на лучшей кинопленке. Если же сравнивать это с цветной фотопленкой, то разброс будет больше в 2 в шестой степени раз. Можете экстраполировать это на  чистоту цветов и плавность градиентов... а, нет - не можете: цветовой охват современных професcиональных фотокамер поддерживает стандарт AdobeRGB, тогда как цветовой охват пленочной эмульсии теоретически хоть и может быть больше, но, поскольку его полное воплощение привело бы к очень неровным цветовым переходам (из-за низкой фотографической широты и используемой химии), каждая конкретная реально существуя пленка берет из этого потенциального множества кусок значительно меньший. Поэтому, кроме более низкого цветового охвата итогового кадра, приходится еще и смещать точку белого, чтобы изображение смотрелось гармонично. 
Итог: пленка дает меньшее разрешение, видит меньше деталей в светлых и темных областях, не может обеспечить такие же ровные переходы и чистые оттенки, и имеет высокий уровень отклонения от стандартов цветопередачи. Плюс к этому, имеет меньшую механическую надежность. Она давно проиграла цифре почти по всем параметрам (исключение - черно-белый кодаковский TRI-X, который может видеть до 18 стопов ДД), и на данный момент представляет из себя полутруп, насилуемый хипсторами и фотодедами, которые чувствуют что колористика нужна, но сами в колористику не умеют. В общем, где-нибудь на клаб фото ру можете рассказывать  о том, что цифре далеко - там контингент подходящий. В приличные места такие заявления пихать не надо.

Ответить
1

Хихикал над пленочниками, у которых "чтобы отработать 35мм кадр матрица должна выдать стопиццотммиллионовмиллиардов пукселей" еще до 2010ых. Тогда ситуация еще не была столь очевидной, пленка чтото могла и реально использовалась многими профи (все больше на подхвате правда). Но среди фанатов придурь про стомиилилонов пикселей цвела как раз тогда. Помнится, вопрос про то, что нафига вам мелкий-мелкий скан зерна (т.е. шумов) на котором 1200 линий реального разрешения приводил либо к жуткому шитшторму в ответ либо к игнору. Впрочем, что взять с фанатов - у особо пленкодро...почитателей пленки и сейчас все примерно по прежнему. Песенка просто морфировала окончательно в область непроверяемого а сухие цифры, которые раньше трактовали как недостижимое преимущество пленки - ныне, после многократных док-в что цифра здесь лучше - просто отбрасывают как несущественный недостаток. Святой грааль теперь полностью тот самый пленочный цвет, он объявлен недостижимым эталоном, доводы за пленку даже у адекватных людей на грани и за гранью фола в плане одухотворения теплого-объемного-зерна. Мне это откровенно напоминает аудиофилию в клинических формах.  

Ответить
0

А теперь перенесемся в отечественный кинотеатр и оценим проекционное оборудование которое там стоит (и файлы которые для этого используются).

Ответить
2

Возможно, но речь не про то, где сколько надо мегапикселей, а про то, что то ли в кинотеатрах нет нужного оборудования, то ли прокатчик дал не тот файл, то ли на ремастер кинули блевотный цветокор, в итоге все бесятся.

А по поводу кинопленки, что не так с её оцифровкой? Тарантино снимает на пленку и потом фильм оцифровывают и на выходе честные 16К, и на это всё можно потом нормальную компьютерную графику и прочую обработку кинуть. Другое дело, что оборудование, которое может показать 16К стоит дорого, но и пленка тоже гниёт со временем, да и делать копии снятого на пленку тоже накладно, даже дороже современного цифрового оборудования, когда ты в то же время просто можешь кинуть готовый фильм на флешку в 256-512 гигов и сделать сколько угодно копий без потерь, и цифровой носитель угробить очень тяжело

Ответить
1

Какие 16к? они еще не существуют

Ответить
0

Я не помню точно, какое разрешение называли в статье, но оно было достаточно высоким

Ответить

Комментарии

null