60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
DTF60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 30.08.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

«Братья по оружию» и «Тихий океан»: рецепт эталонной военной драмы Статьи редакции

История двух культовых сериалов, аналогов которым нет до сих пор.

«Братья по оружию» и «Тихий океан» — одни из тех сериалов, которые создали HBO имидж кузницы уникальных проектов. Эти две военные драмы даже среди хитов вроде «Сопрано» стоят особняком. Для них выделили беспрецедентный по меркам телевидения бюджет голливудского блокбастера и написали почти документальный сценарий, про который ветераны и создатели чаще всего говорили: «Это реальная история».

Рассказываем, через какие сражения прошли герои сериала на Западном фронте, каково было морпехам воевать на Тихом океане и как авторы достигали максимальной аутентичности.

«Это не телевидение. Это HBO!»

Вышедший на экраны в 1998 году «Спасти рядового Райана» при бюджете в 70 миллионов долларов собрал более 480 миллионов. Фильм получил несколько наград, включая «Оскар» за лучшую режиссуру, и задал новый уровень натуралистичной демонстрации войны. Но это не все его заслуги: Спилберг без купюр показал мясорубку во время высадки на «пляже „Омаха“» 6 июня 1944 года, опираясь на фоторепортаж Роберта Капы, который в одиночку всё снимал на передовой.

Высадка в Нормандии

Правда, показанная в фильме мясорубка происходила только на «пляже „Омаха“» и только в секторе 29-й пехотной дивизии, но ветераны утверждали, что это была самая реалистичная демонстрация боевых действий. А вскоре фильм вошёл в различные рейтинги лучших картин в истории.

И в том же 1998 году HBO ещё до выхода своих первых хитов вроде «Семьи Сопрано» и «Секса в большом городе» предложил Спилбергу и Хэнксу (со вторым канал работал над мини-сериалом «С Земли на Луну» о развитии американской лунной программы) снять военный эпик про сражения в Европе. Девизом канала тех лет была фраза «Это не телевидение. Это HBO!», и руководство всячески старалось ей соответствовать.

Даже когда выяснилось, что бюджет такого проекта составит не меньше ста миллионов долларов, руководство приняло условия продюсеров. В HBO тогда не смотрели на сиюминутную прибыль, а рассчитывали на продажи DVD и на постоянный прирост подписчиков, который в перспективе и должен был оправдать все расходы. И всё равно такой проект был очень рискованным.

Без имён Спилберга и Хэнкса HBO никогда бы не выделил требуемую сумму. «Нельзя сказать, что они выделили такие деньги, не моргнув и глазом. Это не так. Но у HBO очень глубокие карманы», — говорил Хэнкс. Однако он не знал, что для «Братьев по оружию» руководству канала пришлось запрашивать у материнской компании Warner Media дополнительное финансирование.

Историк Стивен Амброуз

В основу сценария «Братьев по оружию» легла одноимённая книга известного американского историка Стивена Амброуза Band of Brothers (1992) про одну из рот американских десантников. Это была очень типичная для Америки и Великобритании книга в жанре «боевой путь подразделения», основанная на воспоминаниях ветеранов, но насыщенная автором массой художественных образов, придающих яркости повествованию.

В том же ключе написан бестселлер Корнелиуса Райана «Мост слишком далеко» (A Bridge Too Far), по которому в 1977 году сняли одноимённый фильм с Шоном Коннери и Энтони Хопкинсом. Книга рассказывает о трагической судьбе британских десантников осенью 1944 года во время операции «Маркет-Гарден». В книге, как и в Band of Brothers, есть традиционный для жанра раздел, посвящённый послевоенной судьбе солдат.

Ни ту, ни другую книгу, конечно, не назовёшь полноценным историческим исследованием, но подобный жанр документальных романов всегда пользовался у американцев огромной популярностью. Та же судьба постигла и Band of Brothers Амброуза, которая стала бестселлером. По горячим следам в 1994 году вышла его книга «День „Д“. 6 июня 1944 г. Величайшее сражение Второй мировой войны» — и она содержит мысли, которые красной нитью проходят и через сериал «Братья по оружию».

В конце 1943 г. армия США оказалась самой «зеленой» в мире. Из 50 пехотных, бронетанковых и воздушно-десантных дивизий, отобранных для проведения военной кампании на северо-западе Европы, только две — 1-я пехотная и 82-я воздушно-десантная — прошли через сражения. Британские войска в большинстве своем также не имели боевого опыта. Хотя Англия воевала с Германией уже четыре года, только несколько дивизий принимали непосредственное участие в боях, а в тех подразделениях, которые предназначались для операции по вторжению, ветеранов можно было пересчитать по пальцам.

Стивен Амброуз
историк

Но он тут же добавляет, что это было их преимуществом, ведь «солдат-ветеран — напуганный солдат». При лобовой атаке на укрепленную передовую линию противника солдат, ещё не видевший, что с человеческим телом делает пуля, мина или снаряд, ведет себя не так, как тот, кто уже побывал в бойне. Такие люди ещё не расстались с чувством личной неуязвимости.

Аутентичный план высадки десантников в тылу немцев в зоне «Юта»

Когда командир говорит, что в ходе операции наступающие могут потерять убитыми или ранеными девять из десяти человек, новобранец, глядя на стоящих рядом солдат, думает: «Несчастные бедолаги». Но чувство того, что с ним этого точно не случится, сменяется мыслями «Да, это может случиться со мной» и «Да, это обязательно случится со мной, и мне не следует здесь быть». Неопытность же заменяли энтузиазм и бесшабашность.

Сержант Карвуд Липтон (в сериале его сыграл Донни Уолберг) из 101-й воздушно-десантной дивизии говорил по этому поводу: «Если бы мне раньше пришлось пережить день „Д“, я ни за что не пошёл бы на войну». А лейтенант Линн Комптон (его сыграл Нил МакДонаф) вспоминал, что когда он летел в тыл и готовился к десантированию, он совершенно не испытывал страха: «Впервые за долгое время я был уверен, что со мной ничего не может произойти».

Боевой путь роты «Изи» и большая война

Капитан Ричард Уинтерс в сериале и в реальности

Как раз необстрелянных бойцов роты «E» («Easy») 506 полка 101-й дивизии десантников и забросили в немецкий тыл накануне высадки англо-американских войск в Нормандии (именно эту операцию, «Оверлорд», показали в «Спасти рядового Райана»). Десантники же были элитным подразделением, так что их бросали на самые опасные участки фронта.

И несмотря на общий успех высадки, практически сразу всё пошло не по плану. Зона «Омаха» превратилась в настоящую мясорубку, а оборона немцев, которую должны были снести в первые же сутки, всё ещё держалась. Небольшие города вдоль побережья сопротивлялись днями и неделями. Город Карантан, который и штурмовала 101-я дивизия, держался больше недели.

А небольшой город Кан на севере Франции, в боях за который союзники увязли на полтора месяца, заставил их вспомнить о Вердене и опыте Первой мировой, которого любой ценой старались избежать. Авиация снесла город почти до основания, но взять его смогли только в конце июля. Затем последовала Фалезская операция: в ходе неё американцы загнали немцев в одноимённый котёл, где те потеряли более 60 тысяч человек.

Немцы понесли тяжёлые потери, но всё же уцелели и организованно отступили сначала к Парижу, а затем и на линию Зигфрида, или «западный вал» — старую немецкую оборонительную линию, построенную ещё перед Первой мировой войной. Кроме того, они по-прежнему оккупировали часть Бельгии и Голландию.

Но 101-я не участвовала ни в Фалезской операции, ни в дальнейшем освобождении Франции. После боёв за Карантан десантников направили в тыл на отдых и пополнение, ведь их ждала ещё более амбициозная операция.

План операции «Маркет-Гарден»

С августа союзники готовили «Маркет-Гарден» — амбициозный план по захвату стратегически важных мостов через многочисленные реки и каналы в немецком тылу в Голландии. Это должно было открыть путь американским и британским танковым дивизиям, которые бы вторглись в Германию, ударили по её промышленному центру Руру и лишили Рейх ресурсов для продолжения войны. Впоследствии это открыло бы союзникам дорогу на Берлин, на чём настаивал Черчилль, не желавший отдавать столицу Германии Сталину.

Никто не хотел в лоб штурмовать немецкую оборону, и хотя были и другие планы, главнокомандующий экспедиционными силами генерал Эйзенхауэр дал англичанам возможность реализовать свою идею. За это американцы называли его «лучшим солдатом королевы». И если операция «Оверлорд» была крупнейшим морским десантом, то «Маркет-Гарден» стала крупнейшим воздушным десантом.

Но скорость, с которой Союзники освободили Нормандию, породила совершенно напрасные иллюзии о слабости Вермахта. В Нидерланды выбросили три дивизии: 1-я британская высадилась в глубоком тылу, 82-я американская — в центре, а 101-я как наименее опытная — ближе всего к линии фронта, получив приказ занять город Эйндховен и все мосты в этом районе. Но в реальной жизни, в отличие от сериала, десантники высаживались не просто так, а с мощными противотанковыми пушками, на которые они и рассчитывали.

Однако генерал Монтгомери и его штаб проигнорировали наличие в зоне высадки танкового корпуса СС, понадеявшись, что десантники всё равно справятся. Из-за этого просто очень рискованная операция превратилась в настоящую авантюру и закончилась полным провалом. И несмотря на первоначальный успех, одну часть мостов немцы успели взорвать, а другую англичане с американцами захватить так и не смогли.

101-я дивизия и рота «Изи» первыми приняли на себя танковый удар СС. Каждый день сопротивление врага нарастало. Немцы к тому моменту сформировали 52 дивизии, часть из которых обрушила огонь на десантников и подоспевшие танковые дивизии союзников. В городе Неймегене бои были настолько ожесточёнными, что для армий он стал миниатюрным Сталинградом. Уже второй эшелон десантников высадили с трудом, а третьему помешала плохая погода.

Я сказал, что готов ногу отдать, лишь бы убраться отсюда. Всё вокруг пропахло порохом. Раскалённая сталь снарядов вгрызалась рядом с нами: сначала три упали возле Уайзмана, потом ещё три и ещё. Неудивительно, что артобстрелы так истощают человека. Артиллерия вытягивает всю радость из жизни.

Дэвид Уэбстер
рядовой роты «Изи»

В послевоенной мемуаристике английские и американский генералы перекладывают друг на друга ответственность за провал, и только Черчилль доказывает, что в ходе «Маркет-Гарден» бойцы выполнили 90% поставленных целей. Вся осень 1944 года стала для союзников холодным душем. Операция, которая должна была открыть им дорогу на Берлин, показала, что домой к Рождеству уже не вернуться, и столицу Рейха брать будут явно не они — хотя англичан эти надежды не покидали даже в апреле 1945 года.

Ход немецкого наступления в Арденнах в первые три дня

Следующим крупным сражением, в котором приняли участие десантники 101-й дивизии, стала оборона города Бастони. Бастонь попала под удар немцев в ходе их наступления через горную систему Арденны, начавшегося 16 декабря. Американцы не ждали контрнаступления немцев, тем более через Арденны. Логика была простая: если американцы решили не наступать в такой сложной местности, то и немцы поступят так же.

Чуть севернее, в Хюртгенском лесу, американцы с сентября по декабрь ценой тяжёлых потерь пытались прогрызть немецкую оборону на линии Зигфрида. Арденны же считались тихим участком фронта, который прикрывала неопытная 109-я пехотная дивизия без серьёзных особых резервов, а коммуникации были растянуты из-за довольно стремительного освобождения Франции и Бельгии. Туда же выводили потрёпанные части на отдых.

Хотя генералу Паттону доложили, что немцы концентрируют силы в лесах Арденн, его штаб принял это за резерв, который бросят в бой только в случае американского наступления. Американцы просто строили свои планы, не думая, что немцы заняты тем же самым. Гитлер хотел повторить успех блицкрига 1940 года и одним мощным рассекающим ударом выйти к побережью Ла-Манша. Но его генералы понимали, что это невозможно, и ограничили планы выходом к реке Маас, которая тоже рассекала группировку союзников.

Удары наносили шестая танковая армия под командованием генерала Дитриха и пятая танковая армия генерала Мантойфеля. Мантойфель, проведя тщательную разведку, решил начать наступление с просачивания пехотинцев на позиции американцев, тогда как Дитрих рассчитывал на мощную артиллерийскую подготовку и танковый удар. Именно пятая армия достигла наибольших успехов, несмотря на меньшие силы.

В первый же день немцы разгромили 106-ю американскую дивизию и захватили несколько тысяч пленных. Но плохая погода, которая защищала их от американской авиации, погрузила войска в грязь, вынуждая их двигаться вдоль дорог. И тут свою роль сыграла Бастонь — крупный транспортный узел, без которого немцы не могли снабжать свои силы.

На первом этапе город оставили в тылу, рассчитывая на второй день выйти к реке Маас. Генерала Паттона немецкое наступление застигло врасплох, и он экстренно перебросил под Бастонь 101-ю дивизию, причём без зимнего обмундирования, боеприпасов и медикаментов.

При этом Паттон сначала хотел позволить немцам прорваться дальше и разгромить их ударом во фланг, но это посчитали слишком опасным. Однако когда через неделю боёв немцам стало ясно, что Маас недостижим, а наступление захлебнулось, все силы Мантойфеля бросили на Бастонь.

Бастонь, превращённая в крепость, стала ключевым объектом всей обороны, но держаться в лесу или чистом поле зимой без припасов было тем ещё испытанием. Один из ветеранов роты «Изи» Шифти Пауэрс вспоминал: «Мне было уже всё равно: сидеть в окопе или идти в патруль. Ты понимаешь, что впереди тебя ничего не ждёт. Следующий день будет таким же или хуже. Когда человека убивали, он выглядел таким умиротворённым. Его страдания окончились».

Но помимо легковооружённых десантников город также обороняли пехотная дивизия, танковые войска и артиллерия. На Бастонь сбросили 450 тонн припасов, тогда как немцы вязли в грязи и остались без горючего. Их снабжение начало сыпаться, а к концу декабря их начали окружать и громить, в том числе 101-я дивизия и рота «Изи».

Когда стало ясно, что мы будем атаковать, я был просто в бешенстве. Я поверить не мог, что после всего, через что мы прошли и что сделали, после всех понесённых потерь, нас ставят в атакующие порядки. Генерал Тэйлор просто хотел потешить своё эго и показать Эйзенхауэру, на что способны его солдаты.

Ричард Уинтерс
командир роты «Изи»

Но сражение в Арденнах стало последним для роты «Изи». Когда в марте 1945 года англо-американские войска форсировали Рейн и вторглись в Германию, 101-я дивизия отправилась во Францию. Вокруг Ремагенского моста через Рейн тогда развернулась настоящая битва. На его уничтожение немцы бросили все силы от авиации и артиллерии до боевых пловцов. Вода вокруг кипела от взрывов, а небо пылало от зенитного огня.

Рота «Изи» и майор Уинтерс не участвовали и в ликвидации Рурского котла в апреле 1945 года. В Германии и Австрии, куда бойцы вошли без боя, они обнаружили один из концлагерей системы Дахау, а потом хорошо поживились в «Орлином гнезде» — чайном домике Адольфа Гитлера, откуда они увезли домой наборы серебряной посуды и прочие вещи.

В ноябре 1945 года 101-ю дивизию расформировали. Из 500 десантников роты «Изи» 48 погибли, а все, за исключением четырёх человек, были как минимум один раз ранены — но в плен никто не попал. 47 ветеранов дожили до премьеры сериала в сентябре 2001-го.

Но Амброуз — автор по современным меркам довольно одиозный. Он писал: «Люди, сражавшиеся за демократию, могли принимать быстрые решения на месте и соответственно действовать, а люди, сражавшиеся за тоталитарный режим, — нет». Хотя общеизвестно, что в германской армии уже не одно десятилетие была широко распространена Auftragstaktik, или тактика «открытого приказа». Она предполагала, что получивший приказ командир должен был выполнить его в соответствии с текущей обстановкой, которая могла и не учитываться изначально.

Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр с десантниками после высадки в Нормандии

Если верить Амброузу, то и соотношение сил в Нормандии было один к одному, а победу принесла сила «демократического общества» — а американские солдаты, которые были безусловно лучше англичан, были «солдатами демократии». Хотя ни для кого не секрет, что в Нормандии численное превосходство англо-американских войск было более чем двукратным.

Но всё это в сериал, к счастью, не попало, поскольку сценаристы использовали работы Амброуза только в качестве отправной точки повествования. Основным источником информации стали ветераны тех боёв. Факс, почта, живое общение — авторы использовали все возможности, чтобы с ними связаться. Ещё они записали массу интервью, отрывки которых открывают каждый эпизод.

«Это в три или четыре раза аутентичнее большинства подобных фильмов»

Том Хэнкс, срежиссировавший один из эпизодов, выбросил массу клишированных идей. Он был уверен, что после сражений солдаты пили, играли в карты и постоянно обсуждали женщин, но ему объяснили, что бои невероятно изматывали, и бойцы в свободное время прежде всего старались отоспаться.

Том Хэнкс со своими «бойцами»

Также Хэнкс хотел добавить в сюжет новобранца, который попадает в коллектив боевых ветеранов и пытается заслужить их уважение. Этим новобранцем был Эрб Соэр. «Мы видели это уже 100 миллионов раз. Я позвонил мистеру Соэру и спросил: „Ветераны грубо с вами обращались?“, а он ответил: „О, нет. Они вели себя крайне уважительно“».

Хоть рота «Изи» и прошла с боями всю Европу, почти все съёмки проходили в Великобритании на военном полигоне Ellenbrooke Fields и на военном аэродроме Хэтфилд. Там же снимали и «Спасти рядового Райана», так что старые декорации пришлись очень кстати — однако надо было построить и массу новых для других европейских городов. В 800 акрах севернее Лондона разместились Бельгия, Голландия, Нидерланды, французский город Карантан и другие локации. Первый эпизод с подготовкой к высадке снимали в деревушке неподалёку, а вот Германию и Австрию «сыграла» Швейцария.

Американские студии только за 2000 год потратили на производство в Британии более 750 миллионов долларов, которые и поддерживали британскую киноиндустрию на плаву. Чтобы получить ещё несколько десятков миллионов, премьер-министр Тони Блэр встретился со Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом, заверив, что им предоставят всю необходимую помощь. Министр культуры Крис Смит назвал «Братьев по оружию» «жизненно важным производством», а сын Блэра Юэн даже устроился работать на съёмочную площадку.

Половина всех актёров были британцами, некоторые из которых вскоре стали большими звёздами. Главного героя, лейтенанта (а позднее майора) армии США Ричарда Уинтерса, сыграла будущая звезда «Миллиардов» и «Родины» Дэмиэн Льюис. Роли второго плана достались Саймону Пеггу, Тому Харди, Майклу Фассбендеру, Джеймсу Макэвою и другим. Самым узнаваемым актёром на тот момент был американец Дэвид Швиммер, более известный как Росс Геллер из «Друзей», но сыгранный им капитан Собел ещё в начале выпадает из повествования.

Также над сериалом трудилась масса британских технических специалистов и консультантов. Для съёмок использовали настоящую отреставрированную бронетехнику (роль немецких «Тигров» уже привычно сыграли «загримированные» советские Т-34), сотни единиц боевого оружия, две тысячи комплектов военной формы и более тысячи комплектов гражданской одежды. Военный консультант и специалист по стрелковому оружию связывался с ветеранами по телефону, почте и факсу, чтобы уточнить, какими именно моделями оружия они пользовались.

«Можно поспорить с чьими-то воспоминаниями, но с фотографией поспорить невозможно», — любил говорить художник по костюмам Джо Хоббс. Когда он привязал к руке актёра, игравшего рядового Дона Маларки, разгрузку с медикаментами, актёр его спросил: «Зачем мне это нужно?» Хоббс ответил: «Потому что Дон Маларки её так носил». Он следил за тем, чтобы экипировка соответствовала не только эпохе, но и реалиям каждого отдельного боя, даже если большинство зрителей этого не заметит.

Актёры с ветеранами роты «Изи» на съёмочной площадке

В разгар съёмок ветераны роты «Изи» посетили площадку и смогли воочию увидеть за работой свои киновоплощения. Тогда как раз шли съёмки в «Бельгии», покрытой искусственным снегом. Одним из посетителей был Эдвард Хэффрон: он наблюдал, как на площадке выкрикивают его имя, и актёр Робин Лэйн бежит в укрытие под грохот холостых выстрелов.

Но присутствие ветеранов только придало всем уверенности: актёры и Том Хэнкс, снявший один из эпизодов, не стеснялись их расспрашивать о деталях 55-летней давности. Главный военный консультант Дэйл Дай вспоминал: «Иногда воспоминания не сходились с документами, а мы провели очень тщательное исследование, и доходило до анекдотичных ситуаций. Но я уверен: они хотели нам рассказать, как всё было на самом деле».

Актёры выспрашивали у ветеранов солдатские анекдоты, но в основном их волновали два вопроса, которые было очень сложно корректно сформулировать: что они чувствовали, когда убивали, и каково было идти в бой, который может стать последним. «Но эти парни были детьми Великой депрессии. Они об этом особо не говорили. Сейчас дети гораздо свободнее выражают свои эмоции. Так что те парни не особо понимали, что они хотят от них услышать», — говорил Дэйл Дай.

Дэмиэн Льюис, Том Хэнкс и Рой Ливингстон на съёмках  

Для сериала сшили и закупили 2000 комплектов американской и немецкой формы, а также 1200 аутентичных гражданских комплектов одежды. За каждый день съёмок расходовали более 14 тысяч патронов. Ещё по настоянию Спилберга и Хэнкса закупили более 700 моделей боевого оружия, с которым и ходят все герои.

Муляжами были только пистолеты, которые большую часть времени всё равно оставались в кобуре, а различной пиротехники на три первых эпизода израсходовали больше, чем на весь «Спасти рядового Райана». Съёмки заняли почти десять месяцев, в конце которых декорации зрелищно взорвали во время «боёв» за «города».

В результате бюджет превысил 120 миллионов долларов и грозился стать ещё больше, но на помощь пришёл автоконцерн Jeep, который готовился отмечать своё 60-летие. Именно он предоставил для съёмок два десятка джипов, участвовавших в высадке в Нормандии и других боях на Западном фронте. В обмен на них авторы сняли для Jeep шесть рекламных роликов. Продукция концерна появлялась в кадре более тысячи раз, но такой мощный продакт-плейсмент нисколько не повлиял на аутентичность — скорее наоборот.

Отснятые ролики транслировали по общенациональным телеканалам вроде CBS, обеспечив HBO бесплатную рекламу, на которую канал уже не был готов тратиться. К тому моменту он и так вложил в рекламную компанию 15 миллионов долларов — огромные деньги для телевидения тех лет.

Мы оживили реальную историю на экране. Мы смогли сконцентрировать опыт массы людей в 10-15 персонажах — пусть герои и снимают каски во время боя для лучшей узнаваемости, чего бы они никогда не сделали в реальном бою. Но я по-прежнему считаю, что это в три или четыре раза аутентичнее большинства подобных фильмов.

Том Хэнкс
продюсер

Премьера

Перед премьерой постоянно говорили, что «Братья по оружию» — это сиквел «Спасти рядового Райана». Фильм задал новую планку в натуралистичной демонстрации боевых действий, и все ждали того же, но лучше. Спилберг не уставал объяснять, что это совсем другая история, которая показывает Вторую Мировую с другой стороны, а Хэнкс подчёркивал, что для этого и нужен был формат сериала.

В «Братьях по оружию» нет ни одной сцены, сопоставимой по жестокости с высадкой во вступлении «Райана» — хотя рейтинг авторов не ограничивал, и в нужные моменты они не стеснялись демонстрировать оторванные конечности и кровь. Но главный герой Ричард Уинтерс, пройдя в первых рядах через массу кровопролитных сражений Западного фронта, за весь сериал убил не так уж и многих, а его заместитель и друг Льюис Никсон даже ни разу не выстрелил.

Да и по структуре сериал гораздо сложнее: он, конечно, показывает боевой путь не всей роты, зато там есть более десяти персонажей, которые оказываются на разных участках фронта на разных должностях. Номинальный главный герой, Ричард Уинтерс, выходит на первый план всего в четырёх сериях, а самый атмосферный эпизод в лесах возле Бастони показан от лица простого санитара.

Эту серию в лесах возле Бастони полностью сняли в ангаре. Хоть деревья в кадре и настоящие, зато искусственного снега использовали рекордное количество

В отличие от «Райана», сериал показывает войну ещё и от лица среднего командного состава, не участвующего напрямую в боях. Относительно мирным эпизодам уделено не меньше времени, чем боевым. Ещё в сериале нет массы сюжетных допущений — вроде невзрываемого моста из конца «Спасти рядового Райана» или клишированного образа воздушной кавалерии, прибывающей в последний момент спасать главного героя.

Ветераны роты «Изи» в целом очень хорошо отреагировали на сериал: «Я думаю, что получилось очень хорошо. Это отражает, то через что мы прошли. А сцена в самолёте перед прыжком — прямо то, как это и было», — говорил Эдвард Хэффрон. Ему вторил Ульям Гарнер: «У вас здесь 45 парней, и каждый запомнил войну по-своему. Идеал недостижим, но я бы сказал, что всё показано максимально достоверно». А вот Карвуд Липтон посетовал на то, что солдаты на экране постоянно сбиваются в кучу, тогда как в реальности они воевали рассредоточено: «Это мелочь, но её нужно было показать в кино».

«Братья по оружию», отправившиеся в ад

Для телевидения 2010-х подобные сцены казались чем-то невероятным

«Братья по оружию» стали для HBO прежде всего имиджевым проектом, про который люди говорили: «Это выглядит мощно, дорого и важно. Я должен это увидеть». На его продвижение тратилось больше денег, чем на «Сопрано» и «Секс в большом городе». О продолжении заговорили практически сразу, но работа над ним началась только в 2003 году. К 2005-му стало известно, о чём и каким будет сериал: за основу взяли мемуары пулемётчика морской пехоты Роберта Леки «Каска вместо подушки» и миномётчика Юджина Слэджа «Со старой гвардией: на Пелелиу и Окинаве». Бюджет же согласовали только в 2007-м.

Сначала создатели хотели уложиться в 100 миллионов, но после всех обсуждений «Тихий океан» стоил уже в два раза дороже «Братьев по оружию» — предыдущего самого дорого сериала в истории телевидения. Рекламный бюджет тоже был в два раза больше. По разным оценкам, на производство затратили от 200 до 250 миллионов долларов, и если раньше HBO ограничивался сотрудничеством с DreamWorks Спилберга и PlayTone Хэнкса, то теперь к ним добавились компании Seven Network и Sky Movies, получившие эксклюзивные права на показ в Австралии.

К созданию «Тихого океана» подошли не менее ответственно, чем к производству «Братьев по оружию». Съёмки теперь проводились чуть ли не по всей Австралии, разные регионы которой должны были сыграть роль нескольких островов в Тихом океане. Именно разнообразие локаций и дорогостоящие сцены морского десанта, не уступающие сценам из «Спасти рядового Райана», так сильно увеличили бюджет. Кроме того, режиссёрами и сценаристами выступили Тим Ван Паттен, Дэвид Наттер и Джордж Пелеканос, уже прославившиеся работой над «Сопрано» и «Прослушкой».

Среди актёров вновь не было звёзд, и все точно так же прошли курс молодого бойца. Почти всё оружие в кадре настоящее: в сценах перестрелок можно быть уверенным, что стреляют холостыми патронами, а не просто дорисовывают вспышки на компьютере. Точно так же и с кровью: максимум практических эффектов, а графика — только в случае крайней необходимости. Для съёмок Иводзимы, острова с чёрными берегами, даже привезли настоящий вулканический пепел.

Вы думаете, у нас всё слишком жёстко? Тогда вам нужно поговорить с парнями, которые служили на Тихом океане. Это «Братья по оружию», отправившиеся в ад.

Брюс Маккенна
сценарист

Подобных жестоких сцен в «Братьях по оружию» просто нет, а всё, что видят герои «Тихого океана» — это джунгли, скалы, дожди, грязь, кровь и безжалостных японцев. Те представлены практически экзистенциальным врагом, который будет сражаться даже перед лицом смерти. В плен здесь никого не берут, а для японцев не написали даже диалогов: они только кричат «Банзай!» и односложно ругаются. Морпехи могут в них разве что плюнуть.

Согласно опросу журнала Fortune, в 1945 году 56% американцев считали японцев жестокими по своей природе, тогда как про немцев так думало 39%. Когда рядовые обсуждали грядущую высадку, им было достаточно того, что их враги — «япошки», которых они чаще называли «макаками». Взаимный расизм предавал войне особую жестокость.

«Тихий океан» — это гораздо более личная история, поэтому закадровый голос больше не разъясняет ситуацию на фронте и не подводит промежуточные итоги в конце каждого эпизода. События показаны максимум от лица старшего сержанта. Герои «Тихого океана» двигаются от одного сражения к другому, особо не заботясь об их значимости.

Это была темнота без времени. Это была непроглядная тьма. Справа и слева от меня высилось нечто огромное, бесформенное и безобразное, порожденное моим воображением. Я мог только слушать. Я слышал, как собирается, сгущается темнота, которая со временем начинала казаться живой. Противник находился повсюду. Я слышал, как японцы двигались вокруг меня, звали меня по имени. Приоткрыв рот, я сидел в окопе, расположенном среди корней гигантского дерева, и чувствовал, что схожу с ума.

Роберт Леки
«Каска вместо подушки»
Японская империя к началу войны. Красным отмечены острова, на которых происходили показанные в сериале сражения

Если европейский театр военных действий все представляют хотя бы в общих чертах, то ход войны с Японией бывает сложно понять даже по карте, демонстрируемой в начале каждого эпизода. Однако если взглянуть на карту всей Японской империи, можно заметить простую закономерность всех десантных операций. Каждая новая высадка на крошечных островах вела к захвату стратегического ресурса — гавани или аэродрома, который обеспечивал снабжение всей группировки. Так американцы шаг за шагом приближались к Японии.

Между тем стратегия Японии в этом и заключалась: втянуть американцев в кровопролитные бои за массу остров, нанести им колоссальный урон и навязать мирные переговоры. Американцы же, используя превосходство в воздухе, стремились забомбить Японию и её владения в каменный век, уничтожая весь промышленный потенциал вместе с населением. В бомбардировке Токио 9 марта 1945 года заживо сгорели не меньше 100 тысяч мирных жителей, а в результате боёв за Окинаву погибло до трети мирного населения острова, хотя большую роль в этом сыграли и сами японцы.

Окинава после боёв. Из сериала может сложиться ложное впечатления об Окинаве и других островах как о полудиких землях. На деле там была промышленность и прочая инфраструктура, за которую и шла борьба

Главный недостаток сериала с точки зрения военной достоверности — это практически полное игнорирование роли тяжелой техники и артиллерии, которая и решала исход сражений. Про один из боёв на острове Гуадалканал Роберт Леки вспоминал: «По мосту справа от нас прошёл батальон морпехов и устремился в кокосовую рощу. Дальше они пойдут в сторону океана. Слева песчаную косу пересекли лёгкие танки, ведущие контратаку. Японцев загоняли в гроб».

Бюджет был огромный, но не безграничный — и это ощущается. В сериале всё происходит на крошечном пятачке, где с атакой японцев справились несколько пулемётных и миномётных расчётов. На деле если бы там воевала только пехота, то японцы удержали бы острова, а вот танковые удары, бомбардировки и массированные артобстрелы они парировать никак не могли. У них просто не было нужных ресурсов, что они и пытались компенсировать самоубийственным фанатизмом.

Вместо целого подразделения здесь всего три главных героя, которые пересекаются всего пару раз. Большую часть времени зритель проведёт с Робертом Леки и Юджином Слэджем, а два эпизода из десяти полностью посвящены комендору-сержанту Джону Бейзилону, который после получения Медали почёта за героизм в сражении на Гуадалканале отправился в Америку агитировать население покупать военные облигации. В итоге он вернулся на фронт, чтобы участвовать в боях за остров Иводзима.

Все остальные герои заняты выживанием. Даже когда Слэдж спрашивает капитана о том, почему они воюют, то получает простой ответ: «Потому что это справедливая война». Никаких развёрнутых объяснений причин войны не последует и от других офицеров, которые здесь мелькают только на заднем плане. Командиры представлены исключительно с лучшей стороны, но большую часть времени рядовые предоставлены сами себе.

В мемуарах, как и в сериале, Слэдж задаётся вопросом: «Стану ли я таким же огрубевшим и привычным к вражеским трупам, думал я. Обесчеловечит ли война меня до такой степени, что я тоже смогу „раздевать“ вражеских убитых с подобной небрежностью?». Это очень важная мысль, которая проходит через всю историю. В конце сериала видно, как изменились лицо и взгляд героя.

Том Хэнкс рассказывал, что их задачей было «взять героев из мирной жизни, провести их через ад на земле и посмотреть, как изменится их отношение к миру, когда они вернутся». Сюжетная линия Юджина Слэджа, на которого война оказала огромное влияние, удалась авторам особенно хорошо, тогда как история Роберта Леки, несмотря на крайне мрачное экранное воплощение, оставила за кадром основную часть переживаний героя.

Когда узнаешь, кто погиб, далеко не всегда сразу становится грустно. Если речь идет не о самых близких товарищах, трудно испытывать глубокие чувства, сокрушающую горечь утраты. Вот и сейчас, слушая, как лейтенант называет имена погибших, чтобы не почувствовать себя монстром, я предпочел притвориться, симулировать горе. Так поступили и все остальные. И только услышав имя доктора, который шутил насчет червивого риса, я почувствовал пронзившую сердце боль.

Роберт Леки
«Каска вместо подушки»

Пройдя через массу боёв и изнурительную жизнь в джунглях, он продолжает вести себя скорее как сторонний наблюдатель, пряча все эмоции. Вместе со зрителем он видит, как другие солдаты в этих джунглях постепенно сходят с ума. Кто-то кончает жизнь самоубийством, кто-то оказывается в психушке. Реальный Роберт Леки благополучно вернулся домой и работал журналистом, не дожив до выхода сериала девять лет.

Зато экранизацию мемуаров Леки увидели его сослуживцы и многие другие ветераны. На премьерном показе 86-летний Эд Ферра практически дословно цитировал полковника Пуллера из первого эпизода: «Мы были на островах, о которых никто даже не слышал». Да и в кино тихоокеанский фронт всегда был в тени высадки в Нормандии: даже для Спилберга всё, что происходило между атакой на Перл-Харбор и бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, было покрыто туманом.

Уже по мотивам сериала вышла книга Хью Амброуза, сына автора Band of Brothers. Она рассказывала о жизни не только трёх пехотинцев, но и моряков, среднего и старшего командных составов и даже военнопленных, которых захватили японцы на Филиппинах. После захвата Филиппин командующий войсками Дуглас Макартур прибыл в Австралию, где был награжден медалью Почёта и произнес ставшую знаменитой фразу: «Я сделал что мог, но я еще вернусь».

Больше, чем просто военная драма

«Братья по оружию» и «Тихий океан» имели и политическое значение. Хоть армия США и не помогала с производством первого, на премьеру — она, к слову, прошла в Нормандии в годовщину высадки — приехали как ветераны, так и действующие американские военные и политики. Они произносили речи о важной роли американской армии в победе над фашизмом и её освободительной миссии.

Том Хэнкс и Джордж Буш — младший в 2004 году у мемориала ветеранов Второй Мировой войны 

А в 2010-м HBO оплатил перелёт в Вашингтон на премьеру «Тихого океана» 250 ветеранам, которые также поучаствовали в возложении цветов к памятнику ветеранов Второй Мировой войны. Более того, HBO выступил одним из спонсоров установки памятника, а Том Хэнкс, активно выступавший за его возведение, произнёс речь на его открытии в 2004-м, стоя рядом с Джорджем Бушем — младшим. В том же году «Братьев по оружию» начали показывать ко Дню поминовения ветеранов армии США.

Специальный показ одного из эпизодов в Белом доме посетил не только Барак Обама, но и члены Конгресса с представителями Объединённого комитета начальников штабов. Обе премьеры широко освещались по национальному телевидению, а в 2010 году HBO запустил в социальных сетях кампанию в поддержку американских военных с призывами делиться своими историями.

Барак Обама обсуждает «Тихий океан» со Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом в Белом доме

Подобранный для сериалов материал отлично вписывается в официальную американскую версию Второй Мировой. В них, за редким исключением, на поле боя присутствуют только две противоборствующие армии. В «Братьях по оружию» вообще не гибнет гражданское население, а в «Тихом океане» несколько человек убивают японцы — причём с исключительной подлостью, используя их как живой щит.

Ещё они не поднимают вопрос социального неравенства в армии, хотя большинство новобранцев происходили из бедных кварталов Америки. Не затрагивается и проблема грабежей, убийств и изнасилования мирного населения на территории Германии и не только: хотя с этими явлениями и боролись силами военной полиции, они были достаточно массовыми. Однако всё это не делает сериалы хуже, а их сюжет — менее правдоподобным.

Пожалуй, нет и не будет более изощрённого рассказчика, чем сама жизнь. Сценаристов, не погружённых в историю и военное дело, при попытке скорректировать реальность неизбежно подводит масса незаметных деталей, и весь сюжет начинает рассыпаться — как если из бы из отлаженного историей механизма начали произвольно вытаскивать шестерёнки.

Конечно, создателям «Братьев по оружию» приходилось жертвовать реализмом ради более внятного повествования, а авторам «Тихого океана» — масштабом происходящего из-за нехватки бюджета. Но в центре истории всегда оставалась человеческие судьбы. Сценаристы и режиссёры под присмотром Стивена Спилберга и Тома Хэнкса пусть и вынужденно пропустили массу событий, но рассказали историю реальных людей, в которой не чувствуется фальши.

{ "author_name": "Козловский Дмитрий", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0438\u0445\u0438\u0439\u043e\u043a\u0435\u0430\u043d","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c\u044f\u043f\u043e\u043e\u0440\u0443\u0436\u0438\u044e","long"], "comments": 186, "likes": 627, "favorites": 869, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 722176, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 09 May 2021 18:35:30 +0300", "is_special": false }
0
186 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
59

Братья по оружию на голову выше Пацифика. Сериал вообще не зашел, в отличии от первого. Даже не знаю почему. 

Ответить
44

Потому что в первом показывали войну, там были сражения, затыкающие за пояс многие голливудские блокбастеры, окопы, отмороженные пальцы ног, драма. В Пацифике кучу времени уделено тому, как один солдат трахал каких-то гречанок и лечил мочевой пузырь, а морпех-герой страдает от своего героического статуса. Середина Пацифика провисает страшно, ни экшена, ни драмы, какая-то тягомотина. А Братья по оружию просто не давали перевести дыхание, только к концу, когда уже практически победили, расслабляешься вместе с героями. 

Ответить

Нехороший пистолет

Денис
9

Братья так же показывали быт людей на войне. Самих каких-то активных действий не так чтобы много было. Оно больше про самих людей, ровно, как и в «Тихом».

Ответить
11

ну да, про людей в окопах, которые озабочены тем, как не умереть под артобстрелом или где найти бинты и морфин для раненых. Помню отличный эпизод, где они сидят в промерзшем, заснеженом лесу, а их полевой врач бегает от окопа к окопу, периодически ездит с ранеными в госпиталь, делится шоколадкой с медсестрой, а потом госпиталь разъебывают нахуй. 
В Пацифике просто нет такого, когда жизнь на войне - это жизнь. Там четкое разделение - вот мы сидим в австралии, или в какой-нибудь тыловой базе, а вот мы на островах выпиливаем нипов из пулеметов. И больше времени уделено первому, нежели второму.
Может быть, если бы я не смотрел Пацифик сразу после Братьев, то и отношение другое было бы. 

Ответить
26

В Пацифике просто нет такого, когда жизнь на войне - это жизнь. Там четкое разделение - вот мы сидим в австралии, или в какой-нибудь тыловой базе, а вот мы на островах выпиливаем нипов из пулеметов.

Походу кто-то смотрел сериал жопой или просто не понял смысл увиденного.

Там буквально каждая серия, кроме сегмента в Мельбурне и последней - мирной, посвящена тому насколько там адские условия.

Начиная с еды, когда тебе не подвозят воду и ты помираешь от жажды и ешь кашу с червями. И продолжая адскими ливнями, когда у тебя гниют не только ботинки, но и ногти на ногах слезают. Ах да, не забываем про малярию, энурез от которого страдал Леки и всяких тварей вроде песчаных крабов, крыс и насекомых.

И никакого "выпиливания" нипов там нет. В 5, 6 ,7 и 8 серии мы видим высадку на Пелелу и Иводзиме на которых в кадре морпехов гибнет больше чем японцев.

Ответить

Нехороший

Денис
2

Дык я и смотрел два этих сериала сразу. В 2018 году. И темп у них более-менее схож. Просто войны то разные, и способы ведения этих войн так же отличаются.

Ответить
9

Чего? В Пацифике экшена в разы больше было. Там же вроде, насколько помню, с 4 по 9 серии вообще сплошные бои были. И куда более грязные и кровавые, чем в Братьях.

Ответить
21

Потому что сериал немного про другое (вставьте соответствующий мем) и в статье вскользь об этом написано.
Как сказал таксист подвозивший Роберта Леки в финальном эпизоде: "Я не возьму с тебя денег. Хоть я и высадился в Нормандии. Зато смог погулять в Лондоне и Париже. Вам же ребята, досталась малярия и тропическая лихорадка".

Лично я бы не хотел смотреть идентичный "братьям" сериал, но только про Тихий океан.

Ответить
10

в этом и разница
война с немцами - это война с такими же как ты
война с японцами - война с абсолютно другой культурой, у которой нет рождества и тд. война в ужасающих условиях - тропики, комары и враг, который не сдается. Плюс война шла 4 года
и сериал это показывал в пацифике

Ответить
7

А мне лично The Pacific очень понравился. Как бы у всех вкусы разные , хуй знает че ты так категорично заявил, как будто твое мнение - истина в последней инстанции. Хотя че эт я, это ж дтф 

Ответить
2

хуй знает че ты так категорично заявил, как будто твое мнение - истина в последней инстанции. Хотя че эт я, это ж дтф

Конкретно укажи, где я "категорично заявил". Я написал свое мнение и ничего больше. Комментарии на то и комментарии, где люди высказывают свои мнения, которые основаны на их вкусах, особенно когда в них идет речь о том, что понравилось или нет в той или иной игре, сериале и т.п. 

Ответить
0

Братья по оружию на голову выше Пацифика.

Вот. Конкретно указываю. Если бы ты написал, "По-моему мнению... ", "Лично мне не понравился.. " и т.п. , то я б мимо прошел. 

А так как бы ну понятно всё. 

Этим постоянно грешат все комментаторы. 

Ответить
1

А теперь прочитай комментарий заново, и в контексте становится понятно, что я пишу это на основе своих вкусов, а не констатирую железный факт. Это я только что написал выше про комментарии. 

Но видимо каждый видит то, что хочет видеть. 

Ответить
0

Братья по оружию сильный сериал,хотя раскрыт не полностью ,мясо,кровь ...а что потом ????

Ответить
39

Братья по оружию охуенный, ещё поколение убийц

Ответить
27

Переодически пересматриваю эти два и ещё Поколение Убийц. На мой взгляд лучшие сериалы на военную тематику. Не хватает чего-нибудь новенького в этот список

Ответить
15

Наши матери наши отцы шикарный сериал. Правда это немецкий сериал про немцев, поэтому сразу предупреждаю если ты поехавший патриот до мозга костей то лучше не смотри.

Ответить
2

Я повелся на такие заявления, но нет: нмно сильно проигрывает и братьям и океану - там прям голливуд был.

Ответить
2

Отличное произведение.

Ответить
1

Он все таки хуже братьев и пасифика. Ну и эта прекрасная сцена, когда советские солдаты ебут медсестер аж на трупах пациентов.....крайне такое себе. Но в остальном интересное произведение.

Ответить
0

Зависит от контекста

Ответить

Смелый микроскоп

Forza
1

соглы. Годные сериалы. Решил сам сейчас БпО пересмотреть.

Ответить
–71

Ни один фильм никогда!, абсолютно никогда! не передаст войны. Полная чепуха для мамкиных диванных вояк.
P.S. Чечня 98-99.

Ответить
37

так вообще про что угодно сказать можно 

Ответить

Фактический кубок

Mark
33

Ясно. Фильмы не снимать и не смотреть, игры не играть, суровый дядька из интернета запретил. Шинелька не жмёт, чеченец диванный?

Кстати, ты на чьей стороне и за кого там "воевал" между первой и второй кампаниями?

Ответить

Энергетический ГОСТ

Фактический
0

Видимо, герой первых интернет-форумов.

Ответить
9

Всем рекомендуешь пойти воевать? Ок.

Ответить
16

И я желаю всем мужчинам пройти её.

Ответить
6

Один французский (насколько я помню) режиссёр как-то сказал, что не бывает антивоенного кино, поскольку любое кино, даже самое "тяжелое", поневоле эстетизирует войну и превращает её в зрелище. Не знаю, чего вас минусят. Жаль, что пришлось вам пройти через это.

Ответить
13

уж что-что, а "Иди и смотри" точно антивоенное...

Ответить

Европейский

Шимшон
2

Вот это тайминг, я прям вчера читал на реддите обсуждение этой цитаты и многие писали, что вот "Иди и смотри" опровергает её, потому как это чистый хоррор по войне с полным пиздецом, никакой романтизации и эстетики, только пиздец. 

Ответить
0

оно против защиты Родины ? Или просто против какой то одной конкретно стороны одной войны ?

Ответить
0

да оно ваще в целом против любого проявления войны - сломанные судьбы людей, истребление мирного населения
а так же несет в себе мощный гуманизм, сцена с портретом гитлера только чего стоит

Ответить
0

Я минусанул за то, что он сказал какую-то странную штуку, которая итак всем ясна, и на что, как верно заметили выше - можно сказать про все что угодно, давайте так ни книжек читать не будем, и вообще ничего смотреть не будем))

ну и есть у меня подозрение, что в 98 не было войны)) 

А так вот от себя хочу лишь заметить, что вот чего я не пойму так это тому, что вон сейчас не пойму что народ себя ведет как быдло во время фейерверка, орут, вопят, свистят. Наверное, повторить хотят)

Ответить
0

Да чо он проходил. Форумный воен небось. Или вообще горец хренов.

Ответить
0

Всякое может быть, никогда не знаешь. Я предпочитаю просто так людей во лжи не обвинять, даже в комментариях на дтф) Если соврал - ну, на его совести

Ответить
8

Я согласен, но не снимать кино про войну тоже неправильно. Пускай не передаёт так, как это в реальности, но ведь и хорошо, что сейчас время, когда можно снимать и смотреть,  а не участвовать у большинства.

Ответить
5

Ни один балабол никогда!, абсолютно никогда! не перестанет смешить. Полнейший маразм от мамкиных диванных балаболов. 
P.S. Бенин 2007. 

Ответить
4

Поддерживаю, настоящие мужики молчат и пускают скупую слезу, но не жалуются на детишек в Интернете.

P.S.: Бородинское сражение, 1812.

Ответить
2

Чечня 98-99

1998? Точно?

Ответить
2

С погрешностью

Ответить

Энергетический

Vlad
1

Т.е. напиздел? :)

Ответить
0

Тоже чё-то не врубился. Конец 90ых - это как раз-таки период условного «мира» между двумя Чеченскими. Именно боевых действий в это время не было, по крайней мере если верить официальной хронике.

Ответить
2

а что тут врубаться? В 1998 не было призыва? Или в Чечню (Российская Федерация) никого не отправляли? Или оружие все-все-все сложили по секундомеру, взялись за руки и ни единого выстрела за два года? Сами пишете, что условный, и «мир» в кавычках. Или ужасы войны это только боевые действия?
Когда едешь в это "мирное" время 98-99г. по разрушенным сёлам и городам на БМП, наезжаешь на мину, теряешь ногу, товарищей, попадаешь в плен, домой (нужное подчеркнуть) или живешь без нормальной воды, еды, в грязи не зная, что будет завтра, то и без боевых действий ужасов хватает.

К тому же для такого заявления об ужасах войны, вовсе не обязательно быть в Чечне и даже на войне)

а вот всем известная ныне Маргаритка

Ответить
0

Там такой же чеченский вояка как я космонавт.

Ответить
0

ПОЕХАЛИ!!!!

Ответить
0

Чел, разве что в кроватку.

Ответить
1

даааа легендарный был чатик

Ответить
2

Небось ещё и музыку слушать тоже для мамкиных диванных музыкантов, надо самому на саксофоне/электрогитаре/барабанах хуярить, а то чё как лох, ёпта.

Или спортивные мероприятия наблюдать — тоже лох, ебашь сам на болиде Ф1 или пошёл на хуй!

Боже, ну ты и клоун.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Фильмы достаточно хорошо передают то, как людям сносит крышу бессмысленное кровопролитие.

Ответить
14

Оба в числе лучших сериалов ever, золотой век HBO, наряду с "Прослушкой" и "Кланом Сопрано". Сейчас так уже не снимают. Помню как когда служил, за один наряд на КПП в военгородке (который считался "призовым" нарядом, т.к. туда никогда не приходил с проверкой дежурный по части) пересмотрел всех "Братьев по оружию" вприкуску с чипсами и пирожками из местного магазинчика, в перерывах между сном на подоконнике. Хоть и смотрел онлайн с телефона в шакальном качестве - один из лучших моих зрительских опытов в жизни)

Ответить
2

А я помню его залпом посмотрел когда из Москвы в Сочи на поезде ездил) 
Там ещё со мной семейка ехала, ругались постоянно черти, и в наушниках на полную включал звук и кайфовал с выстрелов в сериале. Звук конечно в сериале вообще лютый.

Ответить
0

Тоже неплохо, но в поезде - это надо предусмотрительно скачать заранее наверное, связь-то по-любому пропадает в пути)

Ответить
2

Именно это я и сделал)

Ответить
0

Потому что у них бюджеты огромные и снимались они в первую очередь для раскрутки сервиса, а не для прибыли.
Иначе никто бы не рискнул в то время вливать в сериалы такие колоссальные деньги.
P.s. Но безусловно, тут еще и талант создателей.
Т.е. важны оба фактора: деньги и талант. Без любого из них не получилось бы этих шедевров.

Ответить

Смелый микроскоп

4

меня давно терзает вопрос.Уж сколько игр пройдено, сколько фильмов и передач пересмотренно. Почему при высадке в Нормандии. Имея сотни кораблей, нельзя было эти фортификации фрицев сравнять с землей? Там один только залп мог выровнять тот пляж. А солдат высаживали как на убой.

Ответить
28

Дарданелльская операция как-раз таки показала, что длительная бомбардировка кораблями вражеских фортификаций не имеет большого смысла. Во-первых фортификационные сооружения конструируются с расчетом на то, что их будут бомбить. А во-вторых противник не станет молча ловить снаряды, он будет стрелять в ответ. Плюс может успеть раскидать мины на других берегах(а такое происходило часто).

Ответить
14

Так сравняли в других местах, просто на Омахе был туман и немного промахнулись, еще бомберы бомбили, ну и кораблей там было не так много на участок, по сравнению с ТВД на океане, что наверное тоже сыграло свою роковую роль. А высадка в реале, это ж тебе не в РТС, вернул назад и дал снова залп. Погода влияет сильно, там ведь десантные корабли тонули не от огня, а от волн.

Ответить

Смелый микроскоп

terry_vasa
0

ну из всего что почитал про Нормандию. конкретно только самым проблемным и жестким был Омахо Бич. В остальных 4ех местах, хоть и были бои но там как то быстро все сделали. 

Ответить
4

Высадки подобные это реально страшно, из-за погоды, казалось бы, это не какой то 0 века нашей эры, где каботажное плавание вдоль берегов, а что дальше в море то утонут может. А тут, десантные корабли тонули, планеры сносило, при  высадки в Сицилии планера десанта унесло в море и они утонули, из-аз плохой погоды, высаживались не там и попадали под обстрелы своих или же сами обстреливали своих, англичане или американцы  свои десанты посбивали.
Поэтому они требуют большой концентрации сил и подготовки, как на первоначальном этапе, так и самое главное тыловое снабжение.

Ответить
5

Чтобы сравнять доты нужно было бы утюжить линкорами очень долго. Надеялись на авианалет, который по факту почти не нанес урона.
Линкоры и крейсеры не подводили, т.к. опасались контрогня, помогали высадке пара эсминцев с хорошими результатами

Ответить
0

Думаю, что хотели сохранить элемент внезапности - утюжить фортификации немцев корабельной артиллерией пришлось бы, возможно, несколько дней, для достижения эффекта, что дало бы им больше времени мобилизовать свои наземные части. Но это лишь моё предположение.

Ответить

Смелый микроскоп

Petr
–4

не думаю что элемент внезапности. когда у тебя на горизонте сотни кораблей. И десант высаживают в тыл. Учитывая что это наступление союзников уже было в 44ом. без малого конец войны. Пол европы уже мы очистили. У фрицев вроде не там много оставалось войск.ХЗ я не большой эксперт в ВВ2.

Ответить
4

Половина европейской части СССР? Да что вы, гораздо больше! Бои шли на границе Молдавии и Румынии, отбивали Выборг и Петрозаводск, возвращали Карелию, Прибалтику и Белоруссию.

Ответить
2

Пол европы уже мы очистили. У фрицев вроде не там много оставалось войск

Вам предстоит еще много нового для себя узнать ) На восточном фронте и в лучшие для стран Оси времена сражалось дай бог половина от их вооруженных сил и не более трети самолетов люфтваффе.

Ответить
0

Интересное заявление, когда судя по официальным данным, под одним Сталинградом немцев погибло столько же, сколько за всю вторую мировую на западном фронте.

Ответить
0

Погибло, то погибло, но сколько нужно было держать войск и техники на Западе (самолеты и ПТО, а ведь эти пто могли стрелять по советским танкам, снаряды, тягачи и прочее, а самолеты утюжить небо и землю, но нет, стояли в оккупированных странах, впрочем, как потом делал точно так же СССР в ГДР).
А сколько стали и ресурсов ушли на подлодки, хотя могли пойти на танки. Я уже молчу про всякие Тирпицы.

Ответить
0

Ну я не спорю, просто лично придерживаюсь довольно популярной позиции, что не будь высадки в Нормандии, советы все равно очистили бы Европу от нацистов. Это же и было главной целью вступления штатов в войну против Германии, желание остановить распространение коммунизма по всей Европе.

Ответить
0

Главная цель США, это была победа на странами Оси.
Я таки напомню, что пока СССР сам снабжал Германию, был транзитом ресурсов которые шли от Японии в Германию, некоторые страны, с 1939 года воевали с Германией и ее пособниками. Если бы Германии не нужно было бы держать войска в Европе, Африке, строить флот, то интересно, где бы эти солдаты, техника и ресурсы оказались бы? То то же, если бы Япония не придерживалась нейтралитета, то СССР должен был бы держать на Востоке, много дивизий, суплая и техники и переброс их на Запад, был затруднен или невозможен, а мы знаем, чем это может обернуться, потмоу что снабжение войск на Востоке во время боевых действий, это таки очень трудное дело.
До высадки в Нормандии, Союзники отбили Африку, Сицилию и вторглись в Италию.

Ответить
0

Так если главной целью штатов была победа над странами оси, почему западный фронт был открыт только в 1944 году? Почему не раньше?

Ответить
0

Западный Фронт, был открыт в 1939 году, а вот Восточный, только в 1941 и то СССР не сделал это самостоятельно.
Советую глянуть, какой размер был армии США на 39/40/41 год, сколько было танков, самолетов и так далее  (а потом сравнивать). И таки с 41 года, открыли второй фронт, потому что первым удар принял ВМФ США, а что бы перевести армию, ее сначала нужно построить, вооружить, перевести, а вот потом, можно и воевать, если достаточно перевезли солдат, техники, боеприпасов и прочего (океан таки не озеро и не река). Если война в Африке, Сицилии, Италии, бомбардировка Германии, это не второй фронт, то я хз. Вот осуществить полномасштабную десантную операцию, ресурсы позволили в 1944 году. Ах да, еще нужно выбить авиацию противника, ведь на Западе у немцев было 2/3 самолетов.
На первом этапе высадки в Сицилии было около 200к солдат, всего около полмиллиона высадилось, хватило ли бы этих сил, что бы делать высадку в 43? Неа и все это понимали. Если бы СССР мог справиться сам, то не подгонял бы Союзников с высадкой.
Напомню, что США еще воевали на Тихом океане.

Ответить
0

желание остановить распространение коммунизма по всей Европе.

Примерно так и было, только не "вступили в войну", а стремились к Берлину, преследуя эти цели. В состоянии войны они были уже давно и это Гитлер сам войну штатам объявил в 41, США тогда не хотели воевать, конгресс выступал за невмешательство в дела Европы.
А из-за угрозы, что союзники могут без СССР войти в Берлин и по сути "присвоить" победу себе Жукову пришлось спешить, идя на б'ольшие жертвы, чем хотелось бы, чтобы не остаться не у дел (и успеть к 9 мая) (шутка).

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4464000/4464957.stm высказывания некоторых известных всем личностей

Несомненно СССР дошёл бы до Берлина: личного состава, снарядов, техники, провизии в достатке, даже освобождённые европейские города подкармливали. Но отдавать всю Европу под власть советов союзникам о-очень не хотелось. Даже некоторые сдавшиеся дивизии вермахта не расформировали, а просто обезоружили и по казармам рассовали "на всякий случай". Можешь еще ради интереса про план "немыслимое" почитать-погуглить, если не в курсе.
__________________
Но и вместе с тем в 43г. Сталин сильно огорчался, когда Черчилль по разным причинам то ли поводам откладывал открытие западного фронта. Терри_вася расписал тут про необходимость держать войска, укреплять побережье и т.д. (правда дивизии всё равно часто перекидывали на восточный фронт, ну да ладно)

И то, о чём он пишет, работает и в обратную сторону: если бы Великобритания и Франция не объявили войну в сентябре 1939 или позже ВБ подписала сепаратный мир с Германией (предложения были), то... не буду гадать, что было бы.

В общем конфликт непростой на самом деле. Главное не делить на хороших и плохих, на своих и чужих, тогда картина более цельная складывается.

Кстати, вот выдержка из дневника и документа, по которой видно как в штабе ОКВ относились к потенциальной высадке

Тем не менее 3 ноября 1943 года в первой директиве о подготовке к обороне на случай вторжения противника на западе германское Верховное командование вновь вышло на уровень настоящей стратегии. В первых строках этого документа говорилось:

«Тяжелая и дорогостоящая борьба против большевизма в течение двух с половиной лет, в которую была вовлечена основная часть наших вооруженных сил на востоке, потребовала чрезвычайных усилий. Это потребовали величина угрозы и обстановка в целом. Но с тех пор обстановка изменилась. Угроза на востоке сохранилась, но еще большая угроза возникает на западе: высадка англосаксов! На востоке огромная протяженность территории позволяет нам идти на территориальные потери, даже значительные, не нанося смертельного удара по нервной системе Германии.

Совсем иначе обстоят дела на западе! Стоит противнику пробить там брешь в нашей обороне на широком участке фронта, и ближайшие последствия будут непредсказуемы. Все указывает на то, что противник начнет наступление на Западном фронте в Европе самое позднее весной, возможно, даже раньше».

Ответить
0

Ну так они по сути за ночь войска через Ла-Манш перебросили, насколько я понимаю. По меркам масштабных военных операций - вполне себе внезапно. Впрочем, не буду спорить, тут послушать бы кого-нибудь, кто разбирается) Интересно, нету ли у Дэна Карлина подкаста на тему D-Day

Ответить

Смелый микроскоп

Petr
0

сейчас разве что всяких там экспертов слушать. Которые эту ситуацию изучали по книжкам. Надо ветеранов было спрашивать и писать с ними видео отчеты. А  то их уже почти что не осталось. Не наших не ихних. Да даже фрицевских. Нужен взгляд со всех сторон. Очень сейчас жалею что не расспрашивал деда про войну. Тогда было как то не интересно. А потом уже и некого.

Ответить
4

А ветеран то много знает, топает себя на передок или куда пошлють.

Ответить
1

Ну вот Карлин как раз тем и хорош, что включает в свои подкасты разные источники, в том числе цитирует мемуары участников событий. Помню как слушал его серию про Первую мировую на волне хайпа BF1 - очень увлекательно. Но и страшно, особенно когда слышишь воспоминания воевавших.

Ответить

Смелый микроскоп

Petr
0

подкаст на иглише небось.Перевода не существует?

Ответить
0

Инглиш, да. Про перевод не в курсе, но вряд ли(

Ответить

Смелый

Petr
0

жаль. иногда не хватает интересного. А то очередной подкаст про игры уже остопиз6ел. Пересмаьротвал тут на выхах. Перл Харбор и потом как понеслось. Все фильмы смотрел что подбором давались по ВВ2.

Ответить
1

Если любите читать и тема интересует, то советую мемуарчики или дневниковые записи, которые велись для себя. Бывает их оформляют в виде отдельной книжки с поясняющими комментариями от редакторов.

Сам я долгое время хоть и почитывал изредка, но относился скептически, зная, что авторы могут прибрехать, недоговаривать, плюс особенности воспоминаний о событиях сквозь призму собственного восприятия, а у советских ещё и конкретно пропущено через цензуру с правками. Но недавно снова попробовал немцев, в рамках изучения одного вопроса, и пошло поехало; на удивление зашло.

От себя рекомендую "Вальтер Варлимонт. В ставке Гитлера. Воспоминания немецкого генерала." Это заместитель Йодля, главы штаба ОКВ.
Читать можно выборочно по интересующим периодам. (О высадке — Глава 5 Вторжение).

Ответить
0

Вот хороший канал по теме https://www.youtube.com/user/redarmychannel/videos

Ответить
0

Если о сотнях кораблей узнали только увидев их на горизонте, то эффект внезапности достигнут. Но об этой высадке знали, конечно же, задолго. Главный вопрос был в том, где именно она произойдёт

Ответить
1

Дело в том, что утюжатся не только те войска, которые уже "закопались" в бетон, но и те, которые могут\пытаются подъехать в т.ч. и авиадромы для захвата превосходства в воздухе

В данном случае утюжили самолётами задолго перед высадкой, а корабельной артиллерией во время

Ответить
0

нет, нельзя. сотни кораблей это все таки десантные. те которые могли равнять с землей потратили бы на это намного больше времени чем один залп - за это время и авиация бы налетела и немцы резервы подтянули. успех операции базировался на внезапности

Ответить
11

Оба сериала отличные, мне очень понравились , особенно зацепила серия на Окинаве в The Pacific и две истории , с медиком в Бастони и с концлагерем в Band of Brothers 

Жаль у нас таких мало сериалов снимают(если вообще снимают), а я бы посмотрел. Но если есть что-то качественное и вдруг не знаю о нем, то буду рад услышать

Ответить
8

Опять пересматривать?! Ну ладно

Ответить
2

Расскажите про фильм "Иди и смотри"

Ответить

Смелый микроскоп

Максим
11

хз...посмотрел. Все говорят "тяжёлый-тяжелый" возможно тем кто это пережил. Скорее всего страшно было смотреть. В остальном...для себя лично "ЧТО ТО ТАКОЕ УЖАСНОЕ" не увидел. Нет понятно что война, убийства (но та же кинохроника фашиков из концлагерей, гораздо страшней смотрится.Хотя каждому  вое. Я нормально воспринимаю кинохроники с фронта. Но вот кадры с мобилы из современных войн, смотреть жутковато. Всякие разорваные трупы/ ноги/ руки оторваные. брррр. Хотя и в живую видел. (не дай бог кому). А тут тем более фильм. Он еще более мягче воспринимается. Не мягче...проще. 

Ответить
–2

Слишком грубый, сложный и безжалостный фильм. Это не развлекательный контент. Вообще. Этот фильм в целом не для того, чтобы посидеть посмотреть на красивую постановку, экшн, драму. Это глубочайший кинофильм оставляющий шрамы на душе. 

Ответить
14

Слишком пафосно, будь по попроще. Просто хороший фильм, там ничего такого сверх страшного нету чего нету в других военных фильмах.

Ответить
12

Да это очередное попугайское радио. Какие-то снежинки с англоязычного ютуба поглядели фильм и ужаснулись. Это подхватили остальные, и начали кричать про самый страшный фильм о войне. Но таких военных фильмов не мало, ничем сверх "Иди и смотри" не страшнее других качественных военных фильмов.

Ответить
0

До выхода ремастера про то что фильм вообще существует англоязычные особо не шарили.

Ответить
0

Он со времён выхода в США и Европе относительно известен. Спилберга в свое время сильно впечатлил. А на европейских фестивалях критиковали фильм за излишнее сгущение красок.

Ответить
11

будь по попроще

нормально ты заехал в разговор. Нет, не буду. 

Ответить

Фактический кубок

Максим
–18

Кратко: чернушное говно.

Ответить
2

Скорее психоделическое

Ответить

Фактический

Сергей
0

Да, бредовых сцен там полно. Например самое начало с хрипящим мальчиком. Или тупое ебло деревянного актёра главной роли по несколько минут, который, видимо, должен был показать бурю эмоций.

Ответить
0

Чё там рассказывать - иди и смотри.

Ответить
1

В ближайшие годы ничего такого не появится, может в 30х-40х годах, на столетие войны, что-то увидим .

Ответить
13

От наших вряд ли, у нас не могут без любовной любови и натужного героизма делать

Ответить
2

И без слоооооооооооооуууууууууммммооооооооо тоже не обойдутся. Не знаю в каком фильме, но там каждый выстрел из танка сопровождался неуместным bullet-time эффектом. Вот почему нельзя снять реалистично и без этих рафинированных, чисто голливудских сцен ? Даже любимая многими Брестская Крепость и та не обошлась от клишированной сцены explosion impact. Это уместно в какой-нибудь фантастике с эстетикой войны, но уж точно не в кино про реальные военные события. 

Ответить
4

В Т-34 - буквально кинокомикс и слоумо там для стилистики. Красиво, громко, бездумно, а давайте ещё. И без меры. Точно также делает Бэй и его подражатели в фильмах.

Но вообще-то хорошим тоном считается снимать фильм про войну в максимально давящем виде. Чтобы никогда не хотелось туда попасть, чтобы не было желания «повторить» или принять участие в чём-то подобном - как в «Братьях по оружию» или «Тонкой красной линии».

Война - это ад, наркотик и угроза для всякого разума и организма. Она приносит несчастье и прибыль, и бывает настолько же стремительна и внезапна, как и ожидаема и бесконечна.

Ответить
–1

Тонкая красная линия как по мне ужаса войны не передаёт от слова СОВСЕМ.

Ответить
0

Не ужас, опустошение и усталость

Ответить
0

брестская крепость неплохой фильм

Ответить
4

Появится, там вроде как должны начаться съёмки третьего сериала о лётчиках

Ответить
5

С конца апреля снимают

Ответить
4

Ну хз, мне больше нравятся более локальные истории, где видны личности людей которые воевали, в этом плане отличный наш фильм "Свои", крайне рекомендую:  https://www.kinopoisk.ru/film/79882/

Ответить
2

Ну Братья по сути такие же. Там ведь каждая серия рассказывает отдельную историю персонажа. Первая серия про карьериста Собела, вторая серия про ещё ребенка Блайта. Есть серия про медика на фронте. Возможно они не углубляются особо в психологию солдат на войне, но их чувства передают достаточно сильно. 

Ответить
0

И тем не менее это другой народ, другая страна, другой менталитет. А в фильме "Свои" отлично показана атмосфера первых недель войны, показано какими были люди на самом деле, после таких фильмов не хочется смотреть масштабные эпопеи типа "Освобождение".

Ответить
1

Если уж говорить о хорошей передаче атмосферы войны (любых периодов), то советские фильмы лучше. Я давно смотрел, но некоторые сцены до сих пор перед глазами. И главное, после них складывается ощущение, что война - это что-то нехорошее, неправильное, абсолютное зло, и ты думаешь "только бы не было войны".
Современные фильмы и сериалы больше напоминают шоу. Да, вроде бы на экране страдания и ужасы, но все-таки это развлекательный контент.
Я думаю, просто из-за того, что советские фильмы снимали те, кто лично знал что такое война.

Ответить
5

Поколение убийц ещё классный сериал

Ответить
4

Спасибо за статью, может наконец руки дойдут до просмотра. Хотелось бы подобный материал про Generation Kill, про него как будто мало кто знает

Ответить
0

Он сильно устарел по эффектам?(или там все на живую без компа делалось? ) Это законченное произведение ?

Ответить