18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND
Главные премьеры года. Уже в подписке
18+ Условия подписки: clck.ru/FMQND

В ожидании Starfield: 30 фильмов о реалистичных космических полётах Статьи редакции

Большие, маленькие, известные и не очень картины о трудностях человечества на пути к звёздам.

На Е3 2021 Bethesda наконец-то показала Starfield — масштабную ролевую игру о космических путешествиях. В отличие от космоопер, у проекта BGS будет другой, приземлённый стиль. Разработчики называют его «НАСА-панком».

По их словам, в этом стиле развитие современных идей НАСА будет сочетаться с духом опасных авиаперелётов 1940-х. По всей видимости, в игре мы увидим технологии, которые напрямую развивают современные концепты и наработки космического агентства. «Панковая» же составляющая обещает показать эти технологии устаревшими, затёртыми, давно введёнными в эксплуатацию.

В этом материале мы расскажем о близких по духу произведениях в поджанре «твёрдой» фантастики. Мы их расставили в зависимости от проблем, которые они поднимают — от первых космических путешествий до колонизации других систем. Дополните список своими любимыми фильмами в комментариях!

Какие картины здесь есть:

Истории о настоящих полётах

Прежде чем рассказать о фантастике, стоит вспомнить о настоящих полётах. Несмотря на то, что первые запуски в космос стали уже далёкой историей, именно благодаря им мы сможем путешествовать между планетами. Пускай сегодня эти достижения выглядят обыденными, а технологии — устаревшими, именно старые космические программы заложили фундамент того, как будет происходить экспансия человечества в будущем.

И речь не только о прототипах кораблей: вся материально-техническая база, вся инфраструктура и логистика, вся подготовка астронавтов и космонавтов опираются на достижения учёных ХХ века.

Поэтому давайте вспомним несколько картин, которые пытаются передать дух первых космических полётов — во многом он сохранился в индустрии и до сих пор.

«Аполлон-13» (1995)

Режиссёр: Рон Ховард.

О чём: о третьей, неудачной миссии по высадке на Луну.

От более ранних произведений по теме оскароносная картина Рона Говарда отличается тем, что она — об истории провала. Экипаж космического корабля «Аполлон-13» серьёзно пострадал от технической неисправности на борту, не смог выполнить задание и чудом вернулся на Землю.

Но именно это и делает фильм ценным. В отличие от дежурных, отточенных до автоматизма орбитальных полётов, миссия «Аполлон-13» заставила и экипаж, и Центр управления полётами НАСА работать на пределе своих возможностей.

Ради чего стоит посмотреть: чтобы увидеть, как команда профессионалов слаженно и целеустремлённо ищет решение в, казалось бы, безвыходной ситуации.

Вместо поднятия абстрактных философских проблем картина рассказывает о вполне приземлённых технических задачах — например, о соединении неподходящих разъёмов или поиске нового источника питания.

Этот фильм-катастрофа показал, насколько на самом деле сложны полёты в космос, и как много знаний, умений и выдержки они требуют от всех участников — и на Земле, и в космосе. К тому же солидный бюджет в 52 миллиона долларов позволил съёмочной команде во всех подробностях воссоздать события тех дней.

«Парни что надо» (1983)

Режиссёр: Филип Кауфман.

О чём: об истории миссии «Меркурий» 1940–1960-х годов. Это первый отряд американских астронавтов, которые должны были совершить орбитальный полёт.

Картина освещает несколько периодов жизни первых американских лётчиков-испытателей — Чарльза Йегера, Алана Шепарда, Гордона Купера, Джона Гленна и других.

«Парни, что надо» — относительно малоизвестная картина за пределами США: год выхода всё же даёт о себе знать. Но её стоит посмотреть — ради прикосновения к истории, ради практически документального отражения эпохи. Сегодня снять подобный фильм с неподдельной искренностью и дотошностью невозможно, о чём свидетельствуют средние оценки его современного ремейка.

Ради чего стоит посмотреть: ради истории программы «Меркурий». Фильм детально показывает, с насколько примитивными и грубыми прототипами приходилось иметь дело астронавтам-первопроходцам, и даёт понять, насколько опасными были первые космические полёты.

Как и в других картинах 80-х, съёмка в «Парнях что надо» натуральная, почти без графики, что порадует любителей старины. А ещё для фильма собрали полноразмерные образцы самолётов и другой техники.

«Первый человек» (2018)

Режиссёр: Дамьен Шазелл.

О чём: о первой высадке человека на Луну в рамках программы «Аполлон-11».

В отличие от предыдущих картин, «Первый человек» — современный фильм. Различия видны во всём. Вместо простоватой съёмки старого образца — высокопрофессиональная операторская работа. Вместо сцен с обычным рабочим хаосом кабинетов и мастерских НАСА — чётко выверенные, холодные кадры.

Но самое большое отличие — подход к истории. Предыдущие картины о космосе были наполнены оптимизмом — несмотря на все трудности, жертвы, несчастные случаи.

«Первый человек», в свою очередь, — камерная, интроспективная драма. Она полна размышлений о том, зачем нам вообще лететь к звёздам, о том, что нас там ждёт, и о том, что мы оставляем на Земле.

Ради чего стоит посмотреть: Прежде всего, «Первый человек» — это радикальный, нестандартный взгляд на личность Нила Армстронга и его личную одержимость Луной. Режиссёр попытался представить, что же двигало этим спокойным, несколько отрешённым от мира человеком. Приличное количество авторского вымысла не мешает рассказать сильную, последовательную историю.

Особого упоминания заслуживает операторская работа. Камера без остановки следует за главным героем, показывая мир его глазами, будь то полёт на экспериментальном Х-15, взлёт со стартовой площадки или орбитальный манёвр.

«Время первых» (2017)

Режиссёр: Дмитрий Киселёв.

О чём: о космонавте Алексее Леонове, который первым вышел в открытый космос.

Фильм рассказывает о миссии «Восход-2» 1965 года и всех этапах подготовки к ней. Главные герои истории — космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, а также руководитель полёта, конструктор Сергей Королёв.

Несмотря на тщательное планирование, во время миссии произошло несколько аварий, поэтому космонавтам пришлось действовать за рамками протокола наперекор решениям ЦУП.

Ради чего стоит посмотреть: ради колорита. Со стороны может показаться, что «Время первых» — брат-близнец «Первого человека». Режиссёр почти так же подошёл к реконструкции прошлого, сделал акцент на трудностях во время полёта и личных переживаниях главного героя.

Но в мелочах фильм сильно отличается от похожих американских картин: по-другому показан что ЦУП, что менталитет персонажей. «Время первых» за многое стоит похвалить — особенно за советский колорит и погружение в эпоху космических исследований 1960-х годов. Это ещё одна красивая история о тернистом пути освоения космоса, богатая на собственные идеи и детали.

«Проксима» (2019)

Режиссёр: Алис Винокур.

О чём: драма об астронавте Саре Лоро, которая совершает мучительный выбор между мечтой отправиться в космос и привязанностью к дочери.

История «Проксимы» полностью вымышлена. Впрочем, её сложно отнести к фантастике, поскольку она рассказывает о современной подготовке экспедиций в космос без капли вымысла.

Главная героиня, французский астронавт, проходит подготовку в рамках международной миссии на Байконуре. Ей предстоит пройти тренировки на тренажёрах, прежде чем группа получит разрешение на настоящий полёт. Вместо напряжения и азарта, которые сопровождают первые в жизни героя космические путешествия, зрителей ждёт неспешная, приземлённая драма — о выборе, который совершает, вероятно, каждый исследователь космоса.

Ради чего стоит посмотреть: «Проксима» снята в стиле гиперреализма. Порой кажется, что это документальное кино — так обыденно выглядит повседневная жизнь на Байконуре.

Фильм снимали в Звёздном городке при поддержке Европейского космического агентства, так что он понравится тем, кто хочет взглянуть на современные космические полёты.

Истории о трудностях на околоземной орбите

Основная цель космических путешествий — экспедиции к другим планетам и небесным телам. К сожалению, пока что никто так и не придумал, как колонизировать другие системы. Известно только то, что начнётся всё с Луны — основного опорного пункта и окна в нашу собственную систему. И пусть впереди снова забрезжила перспектива основать на спутнике колонию, реальных результатов ждать ещё долго.

Поэтому самое время поразмыслить, какие трудности у нас сейчас на орбите и с чем мы можем столкнуться на Луне.

«Гравитация» (2013)

Режиссёр: Альфонсо Куарон.

О чём: фильм-катастрофа об инциденте на околоземной орбите.

Сложно было представить, что камерный фильм о двух астронавтах, оставшихся в одиночестве на орбите Земли, станет одним из главных кинособытий 2013 года.

История «Гравитации» разворачивается в недалёком будущем во время рутинного ремонта «Хаббла». Практически все технологии в фильме те же, что и у нас, за исключением полностью функционирующей китайской космической станции «Тяньгун-3» — её пока что только строят.

Во время обслуживания телескопа шаттл попадает под дождь из космического мусора. Неудачный спуск спутника вызывает цепную реакцию, в результате которой всё на орбите уничтожают тысячи мелких осколков. Почти вся команда шаттла погибает, сам корабль выходит из строя, и двум астронавтам приходится искать путь домой.

Ради чего стоит посмотреть: «Гравитация» — торжество изобразительного искусства. Довольно скромную завязку Куарон смог развить во впечатляющую историю благодаря одному лишь киноязыку, почти не прибегая к словам.

Паника, потеря ориентиров, холод, изоляция, смертельный вакуум и безжалостные законы физики — с этими вещами и приходится иметь дело героям. Практически все два часа картины посвящены выживанию в невесомости, попытке вернуться домой. Но «Гравитацию» стоит посмотреть не только ради операторской работы и актёрской игры: неповторимой получилась и сама ситуация на орбите.

«Странники» (2003)

Режиссёр: Макото Юкимура.

О чём: аниме «Странники» (Planetes), снятое по одноимённой манге, — единственное в своём роде. Это приземленная, твёрдая научная фантастика о «космических мусорщиках» — отделе мегакорпорации, занимающимся расчисткой околоземной орбиты. Иронично, что основная цель этой команды — предотвращение событий, показанных в «Гравитации».

«Странники» сняты с фанатичным вниманием к деталям и законам астромеханики. Героям постоянно приходится думать об ускорении, расходе топлива, инерции — тех вещах, которые обычно опускаются в космической фантастике. Благодаря такому подходу космос ощущается только более жестоким и безжалостным местом.

Ради чего стоит посмотреть: ради настоящего, бескомпромиссного космоса.

Кроме того, аниме переполнено пасхалками и отсылками к истории космонавтики — от ракет «Фау-2» и космических собак до станций «Мир» и «Скайлэб».

«Аполлон 18» (2011)

Режиссёр: Гонсало Лопес-Гальего.

О чём: фильм ужасов о миссии «Аполлон-18», которая, по официальным данным, так и не состоялась.

Несмотря на похожее название, фильм «Аполлон-18» не имеет ничего общего с «тринадцатым». Это ужастик в жанре криптоистории, подобный «Ведьме из Блэр»: он тоже смонтирован из якобы «секретной архивной плёнки».

Миссия «Аполлон-18» должна была в рутинном порядке исследовать Южный полюс Луны, но команда случайно нашла на нём покинутый советский лунный модуль. Больше рассказывать не будем, иначе убьём всю остальную интригу.

Ради чего стоит посмотреть: просто чтобы попробовать — вдруг понравится. Впечатления от фильма полностью зависят от вашего отношения к подобным ужастикам.

Кто-то найдёт его неплохим триллером на один раз, кто-то пожалеет о потраченном времени. В любом случае «Аполлон-18» неплохо разбавляет ряд серьёзных космических картин.

«Живое» (2017)

Режиссёр: Даниэль Эспиноса.

О чём: о первом контакте с внеземной жизнью.

Картина рассказывает о гипотетической ситуации: экипаж МКС сталкивается первым живым организмом, открытым за пределами Земли. Пришелец попадает на станцию вместе с зондом, отправившимся с Марса домой.

Поначалу «марсианин» представляет собой безобидный микроорганизм, колонию клеток, сочетающих в себе свойства миоцитов и нейронов. Но позже ситуация радикально меняется.

Ради чего стоит посмотреть: «Жизнь» можно по праву назвать современной адаптацией «Чужого». В его основе — сюжет о монстре и команде астронавтов, которые пытаются выжить в замкнутом пространстве. Но вместо старых коридоров «Ностромо», искусственной гравитации и пушек «Жизнь» предлагает антураж МКС, настоящую невесомость и обычные подручные инструменты.

Испортить впечатление может только поведение команды — оно здесь местами «традиционное» для фильмов ужасов.

«Ради всего человечества» (сериал, 2019)

Режиссёр: Рональд Д. Мур.

О чём: альтернативная фантастика о лунной гонке.

Шоураннеры сериала изменили несколько событий 1969 года: первым на Луну здесь ступает не Нил Армстронг, а советский космонавт Алексей Леонов. Такое серьёзное поражение только распаляет американцев, и космическая гонка продолжается в двойном темпе.

В этой версии истории человечество не только не отказывается от идеи колонизировать Луну, но и начинает готовить плацдарм для экспансии на Марс.

Ради чего стоит посмотреть: ранее Рональд Д. Мур успел поработать над сериалами «Звёздный путь: Следующее поколение» и «Звёздный крейсер „Галактика“», так что тема космоса ему близка. Более того, «Ради всего человечества» выглядит его самым личным и авторским проектом.

Несмотря на налёт сатиры и издевательство над стереотипами, события сериала очень близки к тому, что на самом деле происходило в НАСА. Здесь есть Вернер фон Браун, Дик Слейтон и Джин Кранц, ракета «Морской дракон» и ядерные двигатели — так что сериал станет подарком для тех, кто увлекается историей космической гонки.

К сожалению, в самом названии проекта заложена горькая ирония: так интенсивно космос осваивают лишь благодаря противостоянию двух ключевых сил холодной войны.

«Луна 2112» (2009)

Режиссёр: Дункан Джонс.

О чём: камерная история одного человека на отдалённой шахтёрской станции.

«Луна», известная также как «Луна 2112» — небольшой инди-фильм, снятый фактически в одном помещении. Он рассказывает грустную историю человека, застрявшего по долгу службы вдали от дома. Несмотря на то, что в сюжете находится место и интригам, и корпоративной тайне, «Луна 2112» — в первую очередь картина об одиночестве.

Ради чего стоит посмотреть: Сэм Рокуэлл безупречно воплотил образ всеми забытого космонавта, который мечтает вернуться домой. Возможно, всё дело в сюжете картины, возможно — в потрясающей работе художников и меланхоличной музыке Клинта Манселла, но «Луна 2112» прочно остаётся в памяти.

Это одна из немногих простых, но искренних картин, история которых никуда не торопится, но заставляет крепко задуматься об освоении космоса.

Колонизация Красной планеты

Пускай высадка на наш спутник — тоже впечатляющее достижение, именно колонизация Марса первой принесёт настоящую пользу.

Марс довольно сильно похож на Землю, разве что ядро у него остыло. Если случится планетарная катастрофа — например, упадёт метеорит, появится вспышка на Солнце или разразится эпидемия, — Марс может стать для человечества новым домом. Именно по этим соображениям Илон Маск мечтает отправить экспедицию к нему как можно быстрее.

Мы уже рассказывали о том, с какими проблемами столкнутся первые колонисты. Это и нехватка воды, и поиск источника энергии, и недостаток жилого места, и отсутствие магнитного поля для защиты от радиации. Поэтому сейчас давайте вспомним о произведениях, которые показывают это наглядно.

«Марсианин» (2015)

Режиссёр: Ридли Скотт.

О чём: история современного Робинзона Крузо, забытого на Марсе.

События фильма происходят в 2035 году. Миссия «Арес-3» вынуждена досрочно прекратить выполнение задач на Марсе из-за опасной песчаной бури. При эвакуации происходит несчастье — член команды, биолог Марк Уотни, получает смертельную травму.

Остальной экипаж успешно возвращается на орбиту и отправляется домой, к Земле. Тело Уотни им забрать так и не удалось. Однако позже выясняется, что герой не погиб — его биомонитор просто вышел из строя. Теперь ему предстоит в одиночку выжить на Марсе, пока земляне думают, как его забрать.

Ради чего стоит посмотреть: «Марсианин» — один из лучших представителей жанра твёрдой научной фантастики. Практически все события фильма и решения героев технически обоснованы, подкреплены законами физики и реально существующими теориями.

Пускай не все ключевые моменты из книги-первоисточника Энди Вейра удалось раскрыть, режиссёр Ридли Скотт смог мастерски перенести их на экран. Фильм хорошо продуман технически: уже в самом дизайне космического корабля «Гермес» и марсоходов можно разглядеть много скрытых решений.

«Марсианин» — самый жизнеутверждающий фильм во всей подборке. Это ода человеческому характеру, сообразительности, напористости. Причём это верно для всех героев — как для Марка Уотни и экипажа корабля, так и для тех, кто помогает им с Земли.

«Миссия на Марс» (2000), «Красная планета» (2000), «В плену космоса» (2001)

До «Марсианина» Голливуд несколько раз возвращался к теме освоения Марса — в частности, в этих картинах. Про эти три фильма можно говорить вместе, поскольку у них очень похожие особенности и проблемы.

О чём: так или иначе, все они рассказывают о непредвиденной аварии.

«В плену космоса» рассказывает о группе астронавтов, которые отправились выполнять спасательную операцию и сами потерпели крушение на Марсе. Впоследствии они находят на планете таинственные руины.

«Миссия на Марс» рассказывает похожую историю, только в этот раз группа учёных целенаправленно отправляется на поиски внеземной жизни.

А в «Красной планете» первый контакт происходит случайно — во время беззаботного терраформирования планеты.

«Миссия на Марс»

Ради чего стоит посмотреть: во всех трёх случаях создатели постарались показать реалистичную фантастику — с длительными межпланетными перелётами, роверами, громоздкими скафандрами.

Но, увы, несмотря на большой бюджет и использование настоящего реквизита НАСА фильмам не удалось создать убедительный образ будущего. Сегодня технологии в них выглядят устаревшими.

Но настоящая проблема этих картин — сюжеты. Во всех трёх полно типичных клише о жизни на Марсе, популярных в то время. Только у создателей «Красной планеты» получилось сделать страшный и достаточно правдоподобный твист.

И всё же в этих картинах есть толика обаяния, ощущение приключения, неизведанного мира — того самого «НАСА-панка».

«Последние дни на Марсе» (2013)

Режиссёр: Рори Робинсон.

О чём: 2040-й год, заканчиваются последние часы работы полугодовой миссии на Марсе. Меньше чем через 19 часов за экипажем из восьми человек прибудет корабль «Аврора», который заберёт их на Землю. И всё бы ничего, но перед отлётом один из учёных самовольно отправляется взять несколько проб грунта.

«Последние дни на Марсе» — точно такой же триллер, как и три предыдущих фильма. У него есть ореол научной фантастики, но события очень быстро сводятся к выживанию во враждебной среде и пряткам от таинственного врага.

Ради чего стоит посмотреть: хотя бы ради технологий будущего — того, как представили комплекс, роверы, внутреннее убранство станции. Всё-таки «Последние дни на Марсе» на десятилетие моложе других ужастиков о Красной планете, и это заметно. Кроме того, несмотря на избитый сюжет, на судьбу героев не будет всё равно.

«Марс» (сериал, 2019)

Режиссёр: Рон Ховард.

О чём: псевдодокументальная история от National Geographic о колонизации Марса.

За последнее время вышло сразу несколько сериалов о колонизации соседней планеты. «Вдали» от Netflix и «Первых» от Hulu закрыли сразу после первого сезона из-за низких рейтингов, а вот «Марс» — совсем иной случай.

Он рассказывает о команде из шести астронавтов, которые в 2033 году отправились в первую пилотируемую экспедицию на Марс. Сериал следит за работой первых колонистов на протяжении десяти лет, показывая, с какими трудностями они столкнутся.

Ради чего стоит посмотреть: повествование в сериале постоянно прерывается вставками с настоящими учёными и популяризаторами науки. Они рассказывают, насколько реалистичны события, какие есть подводные камни и как эти проблемы можно будет преодолеть.

Среди комментаторов — астрофизик Нил Деграсс Тайсон, инженер Роберт Зубрин, предприниматель Илон Маск, писатель Энди Вейр и другие. Это единственный научно-фантастический сериал с такой концепцией, на космическую тематику — так точно.

Истории об освоении Солнечной системы

Укрепившись на Марсе, человечество станет по-настоящему межпланетной цивилизацией, пусть и в рамках одной звёздной системы. Это откроет ряд возможностей: решит вопросы перенаселения и нехватки территории на Земле, даст новые источники ресурсов, сделает другие планеты досягаемыми. Вместе с тем человечеству придётся решить и ряд новых проблем — экономических, технических и социальных.

Этот период — водораздел. Если раньше речь шла о выживании, попытках выбраться за пределы Земли, закрепиться в космосе, то фантастика из этого раздела рассказывает об уверенной экспансии человечества к дальним уголкам Солнечной системы и к другим звёздам.

«Пекло» (2007)

Режиссёр: Дэнни Бойл.

О чём: о путешествии к Солнцу.

В далёком будущем наша звезда начнёт угасать, обрекая всё живое на Земле на медленную смерть в холоде. Чтобы разогреть Солнце, человечество отправляет к нему экспедицию «Икар» с термоядерной бомбой, способной заново разжечь угасающий огонь.

Главное достоинство (и недостаток) «Пекла» — его непредсказуемость. Сначала он позиционирует себя как научную фантастику, постепенно превращается в фильм ужасов, а в конце становится философской драмой.

Ради чего стоит посмотреть: прежде всего — ради визуальной части: могущество Солнца фильм передаёт безупречно. Приближаясь к его фотосфере, корабль вынужден постоянно прятаться в тени огромного щита — своей ключевой технологической «изюминки». Стоит на секунду выйти за его пределы — сгоришь дотла.

Другая заслуга картины — размышления о значении звезды для жизни на Земле. В «Пекле» Солнце отождествляется с грозным богом, способным как подарить жизнь, так и отнять её по собственному желанию.

«Доклад с Европы» (2013)

Режиссёр: Себастьян Кордеро.

О чём: о первой пилотируемой экспедиции к Европе, спутнику Юпитера.

Как и «Аполлон-18», «Доклад» снят в жанре псевдодокументального хоррора: все события показаны с точки зрения бортовых и персональных камер. Но на этом сходство заканчивается. «Доклад Европы» — продуманный, серьёзный и довольно грустный триллер об экипаже, который отправляется в одно из самых тёмных и таинственных мест Солнечной системы.

Под толстым слоем льда Европы расположен скрытый океан — а там, где есть жидкая вода, может существовать жизнь. Именно эту гипотезу нужно проверить команде.

Ради чего стоит посмотреть: «Доклад» очень быстро погружает в атмосферу длинного путешествия и заставляет почувствовать, насколько далека, холодна и таинственна Европа. Это история одной миссии с правдоподобными персонажами и сложными проблемами.

«К звёздам» (2019)

Режиссёр: Джеймс Грей.

О чём: о полёте к границе Солнечной системы.

«К звёздам» — ещё один фильм-путешествие. Вот только если герои «Пекла» направляются вглубь Солнечной системы, герой этой драмы летит к самым дальним её пределам.

«К звёздам» — это калейдоскоп того, что, по версии создателей, мы встретим в Солнечной системе. Здесь и космический лифт, и лунные пираты, и межпланетные дальнобойщики, и бунт в дальних колониях: всё это главный герой увидит по пути к источнику загадочного сигнала с задворок системы.

Ради чего стоит посмотреть: сюжет «К звёздам» не стоит судить слишком строго, иначе фильм сломается из-за логических противоречий. Это скорее набор зарисовок, метафор, космический «Апокалипсис сегодня».

Если же принять его правила, «К звёздам» оставит вас в меланхоличном, задумчивом настроении. К этому как минимум располагает операторская работа и долгие, величественные кадры.

«Экспансия» (сериал, 2015)

Создатели: Марк Фергус и Хоук Остби.

О чём: о новой холодной войне в условиях противостояния Земли и Марса за ресурсы Солнечной системы.

Сейчас «Экспансия», или «Пространство» — главный космический сериал. Его создали тесно сотрудничают с авторами романов-первоисточников Дэниэлом Абрахамом и Таем Френком, которые пишут под совместным псевдонимом Джеймс Кори.

Шоураннеры сразу решили показывать реалистичный космос — со смертельным вакуумом, радиацией и невесомостью. За это пришлось заплатить масштабностью первых сезонов.

Сериал медленно разгоняется, но со временем впутывает в историю всё больше действующих лиц — марсианских военных, анархистов Пояса астероидов, заговорщиков с Земли, беспринципных учёных и агентов корпораций.

Ради чего стоит посмотреть: ради продуманного до мелочей сеттинга, реализма и запутанной истории. Недостаток собственных идей «Экспансия» уверенно компенсирует качественной реализацией чужих наработок. Так что мелкие недочёты сериалу можно простить за масштабный, продуманный, взрослый взгляд на будущее.

Гигантский ковчег поколений, манёвр с расчётом на гравитационное притяжение нескольких небесных тел, использование ракет и рельсотронов вместо боевых лазеров — в «Экспансии» есть всё то, чего так долго не хватало боевой фантастике.

Истории о путешествиях к далёким звёздам

Главная мечта фантастов со времён первых полётов — путешествие к другим системам. Они позволят открыть новые обитаемые миры, изучить необычные экзопланеты и, возможно, даже установить контакт с другими видами.

К несчастью, статистика и физика не на нашей стороне. Так, даже к Альфе Центавра корабль на околосветовой скорости будет лететь не меньше 4,5 лет. В одну сторону. И нет никаких гарантий, что мы найдём обитаемые миры в соседней системе.

В Млечном Пути, по современным оценкам, от 200 до 400 млрд звёзд. Даже если существуют системы с такими же благоприятными условиями для возникновения жизни, как на Земле, расстояние к ближайшей из них может составлять десятки тысяч световых лет.

За такой период цивилизации могут возникнуть и погибнуть, прежде чем мы до них долетим. Но всё же это не помешало фантастам достигнуть других звёзд иным путём.

Star Trek предлагает множество нестандартных концепций, но не подводит под них теоретическую базу

В этом разделе мы вспомним фильмы, сюжет которых строится вокруг космических путешествий. Нас интересует твёрдая научная фантастика с правдоподобным решением проблем, поэтому более художественные фильмы «Пассажиры», «Пандорум» и «Сквозь горизонт» мы опустили.

По этой же причине мы не добавили Star Trek с его культовым варп-двигателем. Несмотря на то, что пузырь Алькубьерре теоретически может существовать в реальности, сериал не даёт ни малейших идей о том, как его реализовать на практике.

«Интерстеллар» (2014)

Режиссёр: Кристофер Нолан.

О чём: о путешествии небольшой команды исследователей через червоточину к новому дому.

По сюжету, особый патоген на Земле уничтожает одну за другой все продовольственные культуры. Единственный шанс спастись — отправиться в другой, чистый мир. Когда ситуация начинает казаться безысходной, на орбите Сатурна появляется загадочная кротовая нора, ведущая в другие звёздные системы.

Ради чего стоит посмотреть: «Интерстеллар» не нуждается в особом представлении — это один из самых известных современных фильмов о космосе. Львиной долей популярности он обязан уникальным творческим решениям режиссёра.

Кристофер Нолан вместе с командой учёных разработал реалистичную модель изображения чёрной дыры и червоточины. Именно после «Интерстеллара» подобные изображения начали появляться в другой фантастике — например, в фильме «Высшее общество» и Call of Duty: Infinite Warfare.

Кроме того, о «парадоксе близнецов», релятивистском замедлении времени и других особенностях общей теории относительности после выхода фильма заговорили с новой силой.

«Аватар» (2009)

Режиссёр: Джеймс Кэмерон.

О чём: о многолетних экспедициях горнодобывающей компании к Альфе Центавра.

«Аватар» многим запомнился как фильм о племени На’Ви, их обычаях, культуре, учению о жизни в гармонии с планетой. А ещё — о противопоставлении этого всего бездушной, безответственной экспансии человечества, одержимого культурой потребления.

Но в тоже время это настоящая научная фантастика о трудностях колонизации экзопланеты. Космические полёты в фильме показаны честно: вместо мгновенных перемещений человечество ждут годы долгих, нудных путешествий на досветовой скорости.

Ради чего стоит посмотреть: режиссёр Джеймс Кэмерон ответственно подошёл к своему важнейшему произведению и продумал его в мелочах. Особое внимание он уделил межзвёздной связи.

В фильме можно заметить «Звезду риска» — один из двенадцати лайнеров, курсирующих между Землёй и системой Альфы Центавра.

Максимальная скорость разгона корабля составляет 70% от световой, а длительность полёта в одну сторону — 4,4 лет. Большую часть времени экипаж пребывает в криосне — как и во многих других фантастических произведениях.

«Звезда риска» не способна входить в атмосферу планеты, поэтому грузы доставляют специальные шаттлы. Специально для фильма команда дизайнеров детально проработала корабль — от двигателей до жилых отсеков, коммуникаций и источников энергии. С такой же тщательностью она воссоздала и остальные технологии, поэтому фильм стоит посмотреть хотя бы ради трезвого взгляда на колонизацию другого мира, организацию логистики и связи.

«Перспектива» (2018)

Режиссёры: Кристофер Колдуэлл, Зик Эрл.

О чём: о выживании пары астронавтов на неизвестной планете.

Путешественники Деймон и Си прибывают на неизвестную планету в поисках драгоценного материала «орелак». Посадка проходит с осложнениями, а ещё оказывается, что на планете ядовитая атмосфера, непригодная для жизни. У команды есть всего несколько часов, чтобы починить корабль, найти сокровище и убраться восвояси.

Ради чего стоит посмотреть: ради химии между главными героями; ради запоминающегося ретрофутуристического дизайна скафандров. Это камерный, малобюджетный фильм с несколькими актёрами, но место в подборке он заслужил благодаря духу первооткрывательства и атмосфере враждебного, внеземного мира.

«Блуждающая Земля» (2019)

Режиссёр: Франт Куо.

О чём: о том, как в 2061 году возникла опасность превращения Солнца в сверхновую с неизбежным разрушением Солнечной системы.

После длительных размышлений мировое правительство санкционировало строительство десяти тысяч планетарных двигателей, которые должны сместить Землю с её орбиты и переместить в систему Альфы Центавра.

Ради чего стоит посмотреть: ради нестандартной концепции и впечатляющей компьютерной графики. Всё остальное, к сожалению, выполнено не на лучшем уровне.

Истории о поиске ответов на вечные вопросы

После преодоления расстояний, исчисляемых световыми годами, после расселения человечества по другим мирам науке предстоит решить последнюю задачу — найти другую жизнь и вступить с ней в контакт.

Следует сразу отметить, что главная сложность — именно первый контакт. Мы не знаем, сможем ли опознать жизнь и будем ли вообще с ней на одном уровне, чтобы вступить в обмен информацией. Впрочем, над тем, как вступить в контакт — благодаря математике, лингвистике, рисованию, — думает твёрдая научная фантастика, а над тем, что будет после, — спекулятивная фантастика и космооперы.

Создатели Starfield говорят, что в игре мы увидим «начало последнего путешествия человечества». Разработчики обещают свежий взгляд на самые старые вопросы космической фантастики — о том, откуда мы произошли, одиноки ли мы во вселенной, есть ли фактические основания у нашей религии и кого мы встретим в космосе.

В фильме «Прибытие» показан один из самых продуманных и реалистичных контактов с пришельцами, пусть в нём и нет космических путешествий

Фантастическая литература, как правило, делает акцент на технической сложности контакта. Среди значимых произведений стоит вспомнить «Ложную слепоту» Питера Уоттса, «Задачу трёх тел» Лю Цысиня, «Историю твоей жизни» Тэда Чана и практически всё творчество Станислава Лема.

А научно-фантастические фильмы зачастую делают акцент на философском, онтологическом значении первого контакта. Встрече с чужим разумом придают религиозное значение, в ней видят возможность объяснить то, как мы появились на свет.

Вспомним же те фильмы, где человечество само отправилось на встречу с пришельцами.

«Космическая одиссея 2001 года» (1968)

Режиссёр: Стэнли Кубрик.

О чём: об открытии загадочного Чёрного монолита, который повлиял на развитие разумной жизни на Земле.

Знаменитая «Космическая одиссея» состоит из нескольких частей. В первой загадочный монолит помогает первобытным приматам научиться пользоваться орудиями труда. В последующих частях человечество находит загадочные образования на Луне и на орбите Юпитера и отправляется к ним.

Ради чего стоит посмотреть: «Космическую Одиссею» с её колоссальным историческим значением и технологиями, опередившими время, стоит посмотреть ещё и ради истории. Это грандиозное путешествие человечества с Земли до далёкой орбиты Юпитера сопровождается размышлениями о будущем людей и их роли во Вселенной.

Если вам понравился фильм, советуем обратить внимание и на его продолжение — «Космическую одиссею 2010» Питера Хайамса. Несмотря на то, что сиквел остался практически неизвестным, он логично продолжил историю, задуманную Артуром Кларком.

«Солярис» (1972)

Режиссёр: Андрей Тарковский.

О чём: о трудностях первого контакта с точки зрения культуры, о разочаровании в человеческом разуме и космической экспансии.

«Солярис» — вольная адаптация одноимённого романа Станислава Лема о попытке войти в контакт с разумным океаном, устилающим поверхность целой планеты.

Ради чего стоит посмотреть: во многом фильм Андрея Тарковского задумывался как ответ «Одиссее» Стенли Кубрика. В фильме такой же суровый подход к техническому дизайну станции, такой же акцент на реалистичности технологий.

Тем удивительнее, что его темы и идеи напрямую противоречат оптимистичному настрою «Одиссеи». «Солярис» убедительно напоминает, насколько чуждым может быть инопланетный разум и насколько несовершенны и ограничены люди. Пускай этим идеям, как и роману-первоисточнику, уже много лет, они до сих пор не утратили актуальности.

«Прометей» (2012)

Режиссёр: Ридли Скотт.

О чём: вольная адаптация мифа о сотворении жизни на Земле.

История начинается в доисторические времена, когда загадочный пришелец жертвует собой ради создания жизни на планете. Много тысячелетий спустя человечество находит в культурных памятниках древних народов карту созвездия, указывающую на конкретную планету.

Космическая компания подготавливает экспедицию, члены которой должны встретиться с создателями человечества.

Ради чего стоит посмотреть: ради убедительной, прагматичной встречи с создателями.

Позднее творчество Ридли Скотта и «Прометей» в частности столкнулись со шквалом критики. С одной стороны фантаста ругают за чрезмерное использование библейских метафор, с другой — за совершенно лишнюю связь «Прометея» со вселенной «Чужих».

Но если откинуть эти недостатки, окажется, что «Прометей» полон собственных нестандартных идей, которые так и не смогли раскрыться в полной мере.

Во вселенной фильма создатели человечества действительно существуют, но это не сулит людям ничего хорошего. В фильме идеализм участников экспедиции сталкивается с циничным, нигилистическим мировоззрением творцов.

Отдельного внимания заслуживают пейзажи холодного, чужого, первобытного мира — и небольшого кораблика, который прилетел его исследовать.

«Контакт» (1997)

Режиссёр: Роберт Земекис.

О чём: о том, как одна из лабораторий SETI по поиску внеземных цивилизаций совершенно неожиданно ловит загадочный сигнал из космоса.

Это максимально приземлённая фантастика, написанная по мотивам романа знаменитого популяризатора науки Карла Сагана.

Ради чего стоит посмотреть: «Контакт» даже сегодня — один из самых правдоподобных научно-фантастических фильмов. Работа SETI, НАСА, организация слушаний в Конгрессе и международных комиссий — всё в фильме происходит так, как и должно.

К тому же «Контакт» рассказывает классическую, но богатую на интересные подробности историю о поиске первого контакта, в которой удачно переплелись научный скептицизм и почти что религиозная вера.

Большая часть хронометража посвящена долгим разговорам, размышлениям героев, неспешной проработке теорий. А ещё «Контакт» озвучивает много конкретных, взрослых идей, которых часто не хватает в фантастике.

Пока что мы не знаем, как будет выглядеть Starfield и чем он будет отличаться от других космических опер. Сейчас у нас есть только примерные предположения, сделанные на основе тизер-трейлера. Но попробовать угадать содержание игры всё же можно.

Поскольку Starfield претендует на звание твёрдой космической фантастики, ему придётся решать проблемы, которые уже попытались решить другие произведения. Среди этих проблем — трудности выживания в вакууме, колонизация планет, межзвёздные перелёты и первый контакт.

И у этих 30 совершенно разных произведений тоже есть нечто общее: они ставят задачи, которые рано или поздно придётся решить человечеству, если оно захочет жить в космосе.

0
225 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Конструктивный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
50
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

К сожалению, там немного потерялся смысл при переводе. Тодд Говард сделал акцент, что они пытаются обосновать практически всё: межзвёздную связь, лазеры, возможность слышать определённые звуки в вакууме, даже продукты питания. В трейлере звучит упоминания гравитона - гипотетической частицы, которая в реальности может открыть путь к быстрым перелётам.

Так что Starfield должен быть вполне "твёрдой" фантастикой, как минимум в плане земных технологий. 

Ответить
50
Развернуть ветку
Конструктивный яд

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
53
Развернуть ветку
Максим Малыгин

История воплощения обещаний разработчиков игр даёт богатую почву для скептицизма.

Ответить
3
Развернуть ветку
Миха Н

Пока человечество не раскроет секреты темной материи, темной энергии и черных дыр говорить о чем-то "твердом" нет смысла, фантастика остается просто фантастикой. Звуки космоса обосновывать не нужно, они есть и фиксируются радиосигналами, а вот откуда они поступают и что их вызывает это тоже загадка.

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Любая фантастика основывается на допущении. Твёрдая научная фантастика основывается на допущении, которое прямо не противоречит текущей научной картине мира но и не доказано. Если человечество откроет все тайны и будет использовать только подтверждённые факты, то фантастикой это не будет по-определению вообще никакой.

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Малыгин

А что за секреты чёрных дыр?
Про тёмную материю недавно читал что кто-то предложил теорию гравитации, в которой уравнения сходятся без косяков, ради исправления которых придумали тёмную материю.

Ответить
0
Развернуть ветку
Миха Н

Их строение, как они функционируют, как формируются и что происходит при попадании в них вещества.

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Ого, от фундаментальности этих исследований захватывает дух.

Но мне кажется они тут совсем не к месту. Скорей всего мы колонизируем другую солнечную систему раньше, чем найдём ответы на твои вопросы.

Ответить
0
Развернуть ветку
lergvot

За подборку однозначно плюс, но зачем вы начинаете идеализировать? Это же игра, будет куча условностей..

Ответить
28
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

Я очень соскучился по обоснованной космической фантастике, со времен Уоттса и Рейнольдса не видел чего-то оригинального.

Старфилду так или иначе придётся придумать свои ответы на вопросы, что звучат в статье. Даже если получится далеко не всё, мне интересно, что они вместе с консультацией Spaxe X смогли придумать)

Ответить
31
Развернуть ветку
AllexKzk

Как бы всё не скатилось к классическому: «Объяснение чего-то непонятно в научной фантастике? Добавим слово квантовый, можно ещё и запутанность, и по больше научных терминов, готово»

Ответить
11
Развернуть ветку
lergvot

Священный Хренатон!

Ответить
1
Развернуть ветку
Dmitry P

альфа-бетта-гамма хренотрон (с) Перумов

Ответить
0
Развернуть ветку
Мана Банана

Как бы всё не скатилось к классическому

Не читал такую научную и тем более твёрдую нф, но читал просто фантастику приключенческую. Там такое есть. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Ilya Popov

Главное чтобы в дополнение к этому еще не приплели любовь, как главную движущую силу Вселенной, вот это гарантированно будет провал игры как научной фантастики)

Ответить
0
Развернуть ветку
В основном безвреден

— Только кнопки тут не главное, юный альбатрос. А что главное, знаешь? Это, пожалуй, тебе известно, ведь ты мои мысли уже прочитала
— Прочитала. Но всё же я хочу услышать: что главное?
— Любовь. Можно освоить таблицы, но, поднимая в воздух корабль, который сама не любишь, ты когда-нибудь обязательно вылетишь из пилотского кресла. Любовь удержит корабль в воздухе, когда он по всем законам должен упасть... Любовь сделает твой корабль родным домом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry P

Уоттс со слепотой и Виндж с глубиной у меня в личном топе.
А о Рейнольдсе не слышал ничего. Посоветуйте самое интересное у него?

Ответить
3
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

Меня больше всего впечатлил "Город бездны". Но начинать знакомство со вселенной всё же стоит с "Пространства откровения", хотя этот роман очень медленный, холодный, меланхоличный. Пожалуй, советую больше всего эти две книги.

Рейнольдс астрофизик, и его цикл можно назвать "реалистичной космооперой", с долгими субсветовыми перелётами и большим акцентом на физике. Ну, и Жнецы из Mass Effect пришли из его творчества. 

На сайте есть хорошая про него статья:
https://dtf.ru/read/167210-astrofizik-i-astrolirik-literaturnaya-orbita-alastera-reynoldsa

Ответить
5
Развернуть ветку
Randall Mcmurphy

Виндж хорош! 
А Гамильтона читал?

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry P

Неа. Потому что он хьюго не получал, а я ориентируюсь в огромном мире кучи литературы именно по этой премии)
А что посоветуешь из Гамильтона?

Ответить
0
Развернуть ветку
Randall Mcmurphy

начни со "Звезды Пандоры", если зайдет то дальше по циклу Содружества иди. По мне так очень круто проработанный и продуманный мир будущего (а такого я за жизнь поначитался не мало)
Но он графоманит дай боже, но делает это красиво ) Мне такое заходит, читаю быстро и пара лишних сотен страниц для меня не проблема, особенно если язык не вызывает отторжения. 
Еще прикольный своеобразный детектив у него "Звездная дорога" с интересной концепцией непознаваемой хуйни вторгающейся в обитаемые миры по "маяку" межзвездных телепортов, но это там как фон, сама история детективно-приключенческая, читается легко. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Александр Казаков

Экспансия Джеймса Кори довольно неплоха. Правда потом скатывается, но первые книги мне очень понравились. К этом цикле я впервые увидел такую реалистичную (насколько возможно в рамках приключенческой нф) реализацию космических перелетов и симуляцию жизни в космосе. Одни астеры чего стоят.

Ответить
4
Развернуть ветку
Мана Банана

Ничего что мешало бы геймплею. Уоттс у обывателей вызывает жжение в пятом измерении, поэтому ничего подобного не ждите :)

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Что за глупые вопросы. Приплетаешь что-то хайповое в заголовок и у тебя больше просмотров. 

Ответить
32
Развернуть ветку
Кирил Мифодиев

Тут полно фантастической фигни, которая настолько же реалистична, как и терраформация Марса в ближайшие 10 лет. Обычный байт-заголовок с тупым списком ни о чём.

Ответить
13
Развернуть ветку
Мана Банана

как и терраформация Марса в ближайшие

500 лет

Ответить
2
Развернуть ветку
Vlad

Маск не проживет столько

Ответить
1
Развернуть ветку
Мана Банана

Успеть бы подобное делать хотя бы за тысячелетие. Я про терраформинг, а не про колонизацию. 

Ответить
3
Развернуть ветку
Маленький бокал

Он перепишет своё сознание в суперкомпютер. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Плюмбус

Ну да, вряд ли там будут полеты уровня Elite Dangerous

Ответить
3
Развернуть ветку
Иван Чернов

да хоть бы на уровне 1-й Элиты - и то хорошо было бы

Ответить
1
Развернуть ветку
lergvot

ну как бы и игра не про это)

Ответить
0
Развернуть ветку
Hamanosh

Полеты уровня элиты? лол! ничего более аркадного не видел в играх.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Плюмбус

Слишком жирно. Потренируйся еще)

Ответить
0
Развернуть ветку
Amatsu

Гравитацию сильно портит идиотская ситуация с персонажем Клуни, когда он решает отпустить трос. Персонажи уже двигались с одной скоростью, нет никакого объяснения волшебной силе, которая продолжала тащить его назад. После этой сцены фильм уже сложно назвать реалистичным. Впрочем снят он все равно прекрасно.

Ответить
22
Развернуть ветку
Sm1th .

Меняется центр масс системы, еë общая масса, вектора сил, траектории движения, высоты орбит. Конечно, на глазок такое не рассчитать, но тем не менее, ничего аномального. 

Ответить
8
Развернуть ветку
Антон Антонов

На самом деле нет. Просто космическая механика для нас не является интуитивной.

Ответить
7
Развернуть ветку
Никита Андриянов

А что там сложного? Два человека изначально двигались вокруг Земли с одинаковой скоростью. Как было в фильме, чела откинуло взрывом, он получил ускорение и схватился за трос. Когда он ухватился, его кинетическая энергия уже должна была погаснуть и скорость стала бы прежней. А что его продолжало утягивать - непонятно, просто тупой момент фильма.

Ответить
2
Развернуть ветку
Антон Антонов

Трос не был в статичном состоянии. Их тащило, как если бы они находились на кончике нитки, которую вытягивают из клубка.

Ответить
3
Развернуть ветку
Roman Sheyko

А что вытягивает эту нитку?

Ответить
0
Развернуть ветку
Антон Антонов

Инерция Клуни, который за нее держится.

Ответить
1
Развернуть ветку
Мана Банана

его кинетическая энергия уже должна была погаснуть

Она передаётся через верёвку на тело второго астронавта и дальше кораблю. В безвоздушном пространстве корабль не имеет тормозящих сил, поэтому получает ускорение в сторону Клуни. Но это мы говорим о рывке. Корабль всё так же находится на орбите и движется от взрыва, в то время как Клуни всё так же на ускорении от взрыва стремится от корабля не имея тормозящих сил т.к. вся энергия не передаётся мгновенно. Рано или поздно вектор ускорения Клуни передастся полностью кораблю и они уравняются, но в это время база будет уничтожена. 
Моё видение. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Сергей Кононов

Если бы только она. Там весь фильм — сплошное надругательство над физикой и реалиями космонавтики.

Ответить
2
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Я ещё всю эту сцену не мог понять почему все объекты ведут себя так, будто там дует ветер.

Ответить
0
Развернуть ветку
Lucius Olden

Докину в копилку любимый мной "Outland" с Шоном Коннери. Отдалённая шахтёрская колония на спутнике Юпитера, коррупция, местная мафия и одинокий маршал, расследующий гибель одного из шахтёров.

Ответить
24
Развернуть ветку
Amatsu

Спасибо, не знал про этот фильм, надо глянуть

Ответить
3
Развернуть ветку
John Smith

Замечательный фильм, но как же мне припекло от взрывной декомпрессии.

Ответить
2
Развернуть ветку
Герыч Никитин

Альтернативная подборка космотреша, комедий и не только:

- Космические дальнобойщики
- Автостопом по галактике
- Железное небо
- Марс Атакует!
- Первые на луне
- Чужой-4 (именно "француский" чужой самый эксцентричный)
- Сквозь горизонт
- Кин-Дза Дза
- Армагеддон (документалистика же считается?)
- Джон Картер
- LEXX
- В поисках галактики
- Затерянные в космосе
- Космические яйца (ненавижу этот фильм)
- Приключения Плуто Нэша (или жирная точка на карьере Мерфи)
- Светлячок (если не смотрели, то самая пора)

И вне конкурса советский тёплый ламповый "Планета Бурь"

Ответить
23
Развернуть ветку
Огурец Лолинов

Hello. This is Russian Space Station can you hear me?

Ответить
20
Развернуть ветку
Егорка

Russian spaceship, are you threatening me?

Ответить
0
Развернуть ветку
nibulezigule

Этот портал и этот парень в недоумении почему все же их не включили в список

Ответить
14
Развернуть ветку
Консольный Пёс

Походу этому парню просто глаза распидарасило, и он не может прочитать пост
Нас интересует твёрдая научная фантастика с правдоподобным решением проблем, поэтому более художественные фильмы «Пассажиры», «Пандорум» и «Сквозь горизонт» мы опустили.
По этой же причине мы не добавили Star Trek с его культовым варп-двигателем. Несмотря на то, что пузырь Алькубьерре теоретически может существовать в реальности, сериал не даёт ни малейших идей о том, как его реализовать на практике.

Ответить
3
Развернуть ветку
Джон Керри

Ога, и у него в списке Прометей. Ахаххахахахахахахах!

Ответить
7
Развернуть ветку
Консольный Пёс

И? Я уже давным-давно смотрел "сквозь горизонт", но там же чуть ли не мистика была, если не ошибаюсь. Как тут заметили можно рядом с DOOM поставить.

Ответить
1
Развернуть ветку
Мана Банана

Не понимаю, в чём разница между этим фильмом и вселенной Дум, какой-нибудь, ну кроме ураганного экшена думгая. 

Ответить
2
Развернуть ветку
nibulezigule

ну тут больше на криповую атмосферу упор а не экшон в основном - если брать фильм по думу там именно весело смотреть из-за экшона - а тут решили атмосферой больше

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Этой годноте место в элитной подборке с Чужим и Пандорумом, а не в занудной "твердой нф"

Ответить
1
Развернуть ветку
Arekanderu

Классная подборка. Добавлю комедий:

Ответить
12
Развернуть ветку
Сергей Кононов

«Мир джойнинг зэ бэттл!»

Ответить
1
Развернуть ветку
Doron

Такая себе подборка, просто все мало-мальски известные фильмы, связанные с космосом. Какой-то  несуразный винегрет, что противоречит заголовку, который говорит о теме реалистичных полетов (и тут у нас откровенно глупое «Живое» и прекрасная «Луна 2112», которая по сути вообще не про полёты и даже не про космос).

Ответить
10
Развернуть ветку
Йозеф Кома

Вот адекватное мнение.

Ответить
0
Развернуть ветку
carrysh1ft

Реалистичных? Это мне надо.

Ответить
8
Развернуть ветку
Алексей Иванов

Большинство фильмов смотрел. но закину в избранное, потом буду досматривать остальное.
Спасибо за подборку

Ответить
8
Развернуть ветку
falc4000

наконец-то показала Starfield
громко сказано

Ответить
8
Развернуть ветку
Алексей Кондауров

Могли упомянуть Вавилон 5 хоть и на вскользь к теме поста имеет отношение.  

Ответить
8
Развернуть ветку
Маленький бокал

И хочется начать экспансию, и колется. Боюсь всех этих "перетерпеть первый сезон" и общей длины сериала.

Ответить
3
Развернуть ветку
Mikhail M.

Я бы не сказал, что первый сезон придется терпеть, потому что он прям с первой сцены захватывает. Там есть множество моментов, когда ГГ начинают ныть пол серии, но они с лихвой перекрываются сценами в космосе и сюжетной веткой о протомолекуле. Если пугает длина сериала, тогда можете посмотреть только первые три сезона, потому что они довольно логично заканчиваются, а потом уже смотреть - стоит ли смотреть дальше, или же нет. Лично мне 4 и 5 сезоны уже не зашли, но 1-3 это просто топ, который лучше не пропускать, конечно.

Ответить
15
Развернуть ветку
Madzai Sa

Первый сезон кста как раз неплох, он балансирует между политикой, Sci-fi детективом и триллером. А вот в определенном моменте 2-го кажется, когда детектив "выступил", я словил адский фейспалм и выключил. Надо пересилить себя и посмотреть дальше.

Ответить
4
Развернуть ветку
Forums Nick

Экспансия -отличный сериал, ничего там "терпеть" не надо. Я прочитал все 7 книг Кори, сериал снят максимально без отсебятины, это редкость.

Ответить
4
Развернуть ветку
Александр Захаров

Я до сих пор в обиде за то, что в сериале решили одного из главных персонажей второй книги упразднить (я про Быка). Но в остальном да, отличный сериал.

Ответить
0
Развернуть ветку
anyiome

Боюсь всех этих "перетерпеть первый сезон" и общей длины сериала.
Проблема первого сезона не в том что он плохой, а в том что другой. Экспансию любят в основном за следующие за ним сезоны которые попросту показывают другой сериал. Но в целом я бы особо не переживал, первый сезон как бы неплох и все.

Ответить
2
Развернуть ветку
Laime

Хз, по мне наоборот, первые три сезона были глуповатыми, но самобытными и масштабными. А потом все стало слишком камерно и с упором на задушевные разговоры персонажей.

Ответить
3
Развернуть ветку
anyiome

Ну тут уже кому что)

Ответить
0
Развернуть ветку
Zoreslav Silin

кому нужна фантастика первые 3 сезона, кому нужна драма и чувства следующие...последний сезон просто не смог осилить, бросил, я приходил не за соплями

Ответить
1
Развернуть ветку
anyiome

Да в общем-то я не особо понял почему мне вообще написали про первые три сезона, второй и третий как раз наиболее популярные а с четвертого уже начался спад. Я 2-3 и имел в виду, первый не очень зашел.

Ответить
0
Развернуть ветку
Serg Grekov

Меня наоборот первый зацепил и остается самым любимым

Ответить
2
Развернуть ветку
lergvot

А я думаю пора начать. Чёрную материю закрыли.. Килджои скатились в муть, может Экспансия будет норм.

Ответить
1
Развернуть ветку
Randall Mcmurphy

черная материя мне вообще халтурой показалась, не стал смотреть после какой-то серии

Ответить
–1
Развернуть ветку
lergvot

Концепт прикольный, персонажи интересные и актёры норм. Но чёт всё слили.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Ершов

Сейм, только я еще и книгу читал, и она понравилась, но почему-то серик не вызывает пиетета. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Антон Антонов

Там нужно терпеть первую половину каждого сезона. Сериал медленно разгоняется.

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Тогда рекомендую книги. Я после них не смог начать смотрел сериал, очень уж ограничены художественные возможности у видео, по сравнению с текстом.

Ответить
0
Развернуть ветку
Carlton Lufteufel

да нахуй экспанс. первый сезон ещё более менее можно пережить с мыслями "наверное, показалось, что хуйня".
но во втором сезоне оказывается, что не показалось.

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Впрочем, ничего нового.

Интерстеллар и СИЛА ЛЮБВИИ!!!111

Прометей и команда дебильных идиотов.

К Звездам и Команда космической ракеты самоубивается по все ракете, что-же вы себя не бережете, космонавтики!
Космических лифтов там нет, кстати. Брэд Питт чинит антенну в начале фильма. А финальный полёт на сортирной дверце на взрывной волне через кольца Нептуна - один из самых смешных моментов в кино.

Пекло. Слишком увлеклись дурной философией и забыли про фантастику.

Ответить
4
Развернуть ветку
Виталий Шабалин

Хоть один адекватный коммент, спасибо

Ответить
0
Развернуть ветку
Роланд Дискейн

It's not possible

No, it's necessary

Ответить
7
Развернуть ветку
Дима Осипов

Гравитацию считаю слишком скучной,а вот прометей действительно дает много интересных концепций,если смотреть на него в отрыве от чужих.Ну а интерстеллар и прибытие вообще одни из любимых фильмов.

Ответить
4
Развернуть ветку
Мана Банана

дает много интересных концепций

Ето каких?

Ответить
5
Развернуть ветку
Иван Сергеевич

Если вы реально интересуетесь этой тематикой - вы уже видели все эти фильмы, и не один раз.

Ответить
5
Развернуть ветку
Маленький бокал

+1

Ответить
0
Развернуть ветку
Ramonak

Хорошая статья, только не хватает название фильмов в скобках на английском. Так то я почти все эти фильмы видел, но споткнулся в секции с Марсом - о каком "В плену космоса" идет речь? У меня выбивает только какой-то треш со Слейтером и 3.6 баллом на КП.

Ответить
4
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

Спасибо большое. Речь о Stranded (2001) 
https://m.imdb.com/title/tt0283015/
Честно говоря, переводы часто и меня сбивают с толку. Как тот же Пекло, который в оригинале Sunshine

Ответить
3
Развернуть ветку
Judge Jameson

Прометей
Ну хоть не Завет :)

Ответить
2
Развернуть ветку
Плюмбус

Не смотрю трейлеры принципиально. Ходил на него в кино и как же я охуел с того, что это, оказывается, фильм про Чужого (пре-пре-приквел?). Если бы не это, то фильм был бы на 12/10. 

Ответить
5
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Да, хороший фильм. Я его посмотрел в рамках своего марафона просмотра всех Чужих. После первых фильмов он смотрится чудесно. Все "сомнительные" моменты отлично ложатся в один ряд с предыдущими фильмами. Эти фильмы не надо смотреть как абсолютно серьёзные произведения, и тогда от них можно получить массу удовольствия.

Ответить
5
Развернуть ветку
Плюмбус

Та я в целом не люблю вселенную чужого. В детстве мне не разрешали смотреть ТАКИЕ фильмы, а когда я вырос и посмотрел его сам, то не впечатлился, ведь за плечами была куча фантастики более высокого уровня что ли. Зато посмотрел в детстве мумию и хищника (первые части) и до сих пор люблю, ностальгжи.

Ответить
1
Развернуть ветку
Максим Малыгин

Не разрешали смотреть, но ты всё-таки посмотрел как-то? Или ты про другой фильм в конце?

Ответить
0
Развернуть ветку
Плюмбус

Очепятка вышла. Хищника я посмотрел)

Ответить
0
Развернуть ветку
Максим Малыгин

👍

Ответить
0
Развернуть ветку
Alexander

Атмосферу полета к неизведанной планете, таинственное ожидание и все такое там показано отлично.
Но потом учёные снимают шлемы и в целом начинают вести себя как типичные подростки из фильма ужасов, и начинается лажа

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Неистов

Крутой список, тут есть всё или же почти всё достойное и современное. Но лично я добавлю сериал "С Земли на Луну", практически документальная работа, плюс-минус те же люди работали над военными сериалами "Братья по оружию" и "Тихий океан" (либо Тихоокеанский фронт).

И ещё потрясающее мокьюментари "Первые на Луне". Тут из схожего есть только Аполлон 18, но он с примесью фантастики и хоррора, Первые на Луне более приближённый к реальности и по-своему интересный. Дополни статью, если время найдёшь, лишним не будет, к тому же штуки малоизвестные, такое надо продвигать :)

Ответить
4
Развернуть ветку
Pavel Zadiraka

Блуждающая Земля это просто сплошной кринж.
Там есть фраза по которой этот фильм просто нужно исключить из классификации фантастики и записать в сказки.
Цитирую: "Юпитер неожиданно изменил свою гравитацию"
Ахахах ахахах ахахах бляяя, пока писал это, чуть не задохнулся от смеха!

Ответить
3
Развернуть ветку
Тимур

Живое в целом понравилось, но блин, как же меня убивал момент, когда мелкая размером с тряпку НЁХ внезапно берет и обрастает с нихера возможностью развивать силу, достаточную чтобы ломать человеку руки - откуда, как, чем?! А потом так же не питаясь и не заряжаясь ничем выживать в ненормальных враждебных условиях. И где-то внутри еще какой-то разум есть. При существовании таких организмов вся галактика уже была бы покорена нахер, тут сложно говорить о реализме.

Ответить
2
Развернуть ветку
Dream

Там была ржачная теория о том, что этот фильм – приквел нового Венома (в концовке "Живого" заюзали кусок кадра толпы людей из ЧП3 Рэйми.

Ответить
5
Развернуть ветку
Мана Банана

Всё же поясняется. Этот организм состоит из клеток, которые несут в себе механику всего организма в каждом отдельном случае. Т.е. это интеллектуальный мускул. Мускул размером с такую херовену может сделать многое, к тому же не обременённый человеческой архитектурой. 
И растёт он не с хрена, а из атмосферы которую ему предоставили. Внезапно, деревья тоже растут "из воздуха" т.е. строительным материалом в основном выступает парящий в воздухе С. 
Я то думал, почему в приключениях Фама Ньювена на корабле переделывали алмаз в дерево, а это оказывается одно и тоже, если поработать над кристаллическими решетками, даже не нужно новый элемент "печатать".

! А потом так же не питаясь и не заряжаясь ничем выживать в ненормальных враждебных условиях.

А вот это не понятно. Питания у неё было достаточно. 

И где-то внутри еще какой-то разум есть.

Интеллект не разум.

. При существовании таких организмов вся галактика уже была бы покорена нахер,

Если бы организм не был высушен марсианским "бризом". Да и как организм он скорее всего просто распространял себя спорами. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Bet Evans

Но «Марсианин» больше закос под твердую нф, там столько несуразностей, начинаю с бури на Марсе, заканчивая тем как гг бегает несколько месяцев по поверхности Марса и ему хоть бы что.
А «Интерстеллар» это вообще работа одного человека по сути, а не группы. Кип Торн «Интерстеллар. Наука за кадром». И это кстати больше твердая нф, чем тот же «Марсианин». Звучит кажется дико, но в книге всё очень доходчиво объяснено. Кип Торн если что лауреат Нобелевской премии по физике 2017 года — за экспериментальную регистрацию гравитационных волн.

Ответить
3
Развернуть ветку
Мана Банана

С сентября 1971 по январь 1972 г. на Марсе происходила глобальная пылевая буря, которая даже помешала фотографированию поверхности с борта зонда «Маринер-9»[5]. Масса пыли в столбе атмосферы (при оптической толщине от 0,1 до 10), оцененная в этот период, составляла от 7,8⋅10–5 до 1,66⋅10–3 г/см2. Таким образом, суммарная масса пылевых частиц в атмосфере Марса за период глобальных пылевых бурь может доходить до 108 – 109 т, что соизмеримо с общим количеством пыли в земной атмосфере[10].

И это кстати больше твердая нф

В плане визуализации и то не всегда. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Bet Evans

Такой бури какая показана в фильме быть не может из-за разряженной атмосферы. А насчёт «Интерстеллар» это уже все вопросы к Кипу Торну, я не физик, чтобы с ним спорить. 

Скорость ветра, указанная в картине, составляет около 170 км/ч. Это соответствует истине — на Марсе были зафиксированы бури с порывами ветра до 160 км/ч. Однако на самой Красной планете они ощущались бы иначе, чем на Земле.
«Если бы я стоял на Марсе, ветер скоростью 160 км/ч оказал бы на меня такой же эффект, какой на Земле оказал бы ветер скоростью 17 км/ч», — утверждает сотрудник программы НАСА «Исследование солнечной системы» (Solar System Exploration) Дейв Левери.
Почему бури на Марсе менее сильные, чем на Земле? Это связано с плотностью атмосферы Красной планеты, составляющей около 1 % плотности атмосферы Земли. Благодаря тому, что атмосфера на Марсе настолько разрежена, энергия ветра становится в разы слабее. По словам ученых, частично тонкость атмосферы Марса обусловлена слабой гравитацией планеты.

Ответить
1
Развернуть ветку
Мана Банана

Такой бури какая показана в фильме быть не может из-за разряженной атмосферы.

Она может быть очень длительной и накидать достаточно большое количество песка на базу, если бы вообще её не похоронила, иди она неделю напролёт. Но да, прям урагана еще не наблюдали. 

Однако на самой Красной планете они ощущались бы иначе, чем на Земле.

Для человека или для техники? :)

В остальном вопрос был именно в том почему бы не быть на марсе бурям. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Bet Evans

А я не писал, что их нет. Я писал, что именно такой как в фильме быть не может, что это фантастическое допущение. Как и допущение, что он база у них на поверхности, что гг не боясь радиации бегает по Марсу. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Мана Банана

Как и допущение, что он база у них на поверхности, что гг не боясь радиации бегает по Марсу.

Оооо.. не начинайте. Так можно дойти до невероятного пояса радиации, который не позволяет человеку и до луны долететь :) кто бы им вырыл там подземное убежище или указал на пещеру из свинца? Бегает и бегает. Мы не знаем из чего база и из чего костюмы. К тому же, он и так находился на грани смерти, лишние рады для ничего были не основной проблемой. Возможно на базе ещё и таблеточки остались с расчетом на 5 человек. Это не основные проблемы "достоверности"

Ответить
1
Развернуть ветку
Bet Evans

Я начал, потому что «Марсианин» называют твердой нф, и я заметил, что тогда «Интерстллар» тоже твердая нф, если не больше. У него есть даже целая книга с описанием допущений и теорией, которая есть в фильме. Я же не сказал, что «Марсианин» плохой, он лишь далёк от реальности, как и другой сайфай. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Егор Тимошенков

Обажаю «Марсианина», великолепный фильм. Увлекательный, красивый, смешной. Второй любимый фильм с Деймоном. Другой - Форд против Феррари.

Ответить
3
Развернуть ветку
Мана Банана

Очень хочу сериал по Авроре когда-нибудь увидеть .Очень впечатлила книга. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

что за Аврора?

Ответить
1
Развернуть ветку
Мана Банана

Ким Стенли Робинсон. Про перелёт от Земли до Тау Кита в живом корабле с биомами. 

Ответить
3
Развернуть ветку
Маленький бокал

А. Пытался читать и слушать у него трилогию про RGB-Марс.
Сломался. 
Подпольное терраформирование, космические лесбиянки, хитрые евреи, злобные арабы, негры-зайцы и сумасшедшие психологи. Не выдержал даже Красный Марс.

Ответить
2
Развернуть ветку
Мана Банана

Аврора попроще. Подальше от всего этого. Хотя упор на социальность высокий. Рекомендую ту озвучку что на Литресе. Она отлично раскрывает повествовательную часть. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Zedd Zorander

В далеком созвездии Тау Кита
Все стало для нас непонятно
Сигнал посылаем: "Вы что это там?"
А нас посылают обратно…

Ответить
1
Развернуть ветку
Йозеф Кома

ЭТО отличная книга. Такой атмосферы пессимизма в космосе почти нигде нет. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Вова Кот

«Экспансия» (сериал, 2015)
Смотрите, глупцы. Он просто ахуенный!

Ответить
1
Развернуть ветку
Тимур Загитов

Надеюсь, что когда-нибудь экранизация "Непобедимого" присоединится к когорте фильмов о поиске ответов на вечные вопросы.

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

Мечтаю об экранизации Ложной Слепоты и Непобедимого. В случае последнего согласен и на Фиаско вместо него)

Ответить
1
Развернуть ветку
Йозеф Кома

Почитай Нила Стивенсона. И Квантового вора.

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Лисяный

Прочёл Алмазный век, Анафем и Семиевие у Стивенсона. И трилогию Райаниеми 

Ответить
1
Развернуть ветку
Йозеф Кома

Уважаемо. Зацени ещё Лавину, предтечу Алмазного века.

Ответить
0
Развернуть ветку
Данил Вишнивецкий

кстати, игра же выйдет от выходцев из CD PR и Techland, как раз по мотивам Непобедимого

Ответить
0
Развернуть ветку
Тимур Загитов

Надеюсь она будет игрой "выше среднего" по интересности, но для меня "Непобедимый" носит характер созерцательный (а ретрофутуризм, проглядывающийся на скриншотах кажется вообще неуместным).

Ответить
0
Развернуть ветку
Ramonak

Еще стоило упомянуть "Планету бурь" Клушанцева. Абсолютно роскошное кино, и сейчас замечательно смотрится.
Чужого тоже стоило в секции с Прометеем.
https://cs7.pikabu.ru/post_img/big/2018/09/14/6/1536912014177875270.jpg

Ответить
2
Развернуть ветку
Артем Смирнов

"Планета бурь" по атмосфере и спецэффектам мне очень напомнила старые серии "Доктора кто". А вообще довольно интересно было её посмотреть.

Ответить
1
Развернуть ветку
Плюмбус

Спасибо. Почти все смотрел, правда.
Очень люблю экспансию. И несмотря на то сколько в ней несостыковок и лишней мишуры, космос там показан почти эталонно.

Ответить
2
Развернуть ветку
Владимир Кавинский

Вижу Странников, ставлю лайк

Ответить
2
Развернуть ветку
Виталий Куроедов

сонибоям предлагается перед выходом старфилда... просмотреть свой пупок.

Ответить
2
Развернуть ветку
Alexander Boo

пллюс тогда эти

Ответить
2
Развернуть ветку
Ilya Popov

Учитывая, что Bethesda называет игру «симулятором Хана Соло», думаю что по духу вероятнее будет Светлячок, а не Экспансия, но за подборку спасибо)

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

Да там, кажется, между книг Холден в Хана Соло превращается, судя по некоторым комментариям в книге) 

Ответить
0
Развернуть ветку
Victor Vasiljev

«Первый человек» (2018) Ради чего стоит посмотреть:

Ради музыки (которую каким-то совершенно непостижимым образом даже не номинировали на Оскар).
Ради графики, которую вы даже не заметите (заслуженный Оскар).
Ради сцены на Луне, но в особенности, момента у кратера - кульминации всего фильма.

Ответить
2
Развернуть ветку
Александр Джунчег

Плюсую. Весь фильм немного "странно" воспринимается, но "лунная съемка" - до мурашек. Во всяком случае меня вдруг торкнул, я вдруг осознал, что они тогда сделали. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Башмаки Мертвеца

Че, уже начало гореть у хомяков от Прометея в списке?)))

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Да нет, ты тут первый хомяк, с горящей жопой.

Ответить
3
Развернуть ветку
Pavel Zadiraka

Проебаны как минимум Пассажиры, Валли, Пандорум.
Ну и судя по этому списку сюда всех Чужих можно приплести ну и тд

Ответить
1
Развернуть ветку
Rustem Bikbulatov

Пассажиры фильм не про космос, если представить что главные герои в подземном бункере, ничего не изменится.

Ответить
1
Развернуть ветку
Pavel Zadiraka

Ахахах, а вот аватар ебать прям весь про космос.
Если представить, что это просто черные, а не синие аборигены и фильм снят в джунглях всратой амазонки ахаха.

Ебать, ну и довод конечно)))

Ответить