«Без резких движений» — преступление без наказания

Рассказываем о криминальном триллере Стивена Содерберга, в котором он исследует преступный Детройт 50-х и разочаровывается в американской мечте.

«Без резких движений» — преступление без наказания

Кажется, именно идиллические 50-е стали для США тем пиком величия, о возвращении к которому безуспешно призывают современные политики. Шаткое начало века забылось вслед за Великой депрессией, кровопролития мировой войны выветрились из памяти, а скромная азиатская страна еще не создала незаживающий разлом между народом и властью. Жизнь рядового американца была проста.

В своей новой картине «Без резких движений» Стивен Содерберг погружается в эти ностальгические времена. На экране — открыточные Соединенные Штаты. Бизнес растет невероятными темпами, а обыватели, взбираясь по карьерным лестницам, строят пресловутую американскую мечту.

История показала, что внешняя идиллия продлится недолго. Впереди и война во Вьетнаме, и расовые конфликты, и леденящее противостояние с Советским Союзом. А та самая мечта, впервые осуществившаяся для тысяч людей, не принесла и толики счастья, оставив лишь пустоту в душе. Обычному американцу больше не к чему было стремиться, и он устроил революцию.

«Без резких движений» — преступление без наказания

60-е принесут США бунты на почве расовой сегрегации, ущемлений свободы мысли, слепого поклонения капитализму и даже сексуальной косности. Но даже в безмятежных 50-х Содерберга повсюду витает беспокойство. Картинная идиллия Детройта трещит по швам, пока люди прячут за неестественными улыбками разочарование в себе и американской мечте.

Второстепенные герои «Без резких движений», будь то недовольные своим положением домохозяйки или ворующие у начальника работяги, выражают общее недовольство обманчиво счастливой страной. Даже в самых незначительных персонажах зреет жажда к переменам и желание разрушить гармонию, к которой столетиями стремились их предки.

«Город моторов» больше других мегаполисов расцвел в эпоху машиностроительного бума 50-х. Ford, General Motors и Chrysler активно делили растущий рынок, а хрустящие миллионы с баснословной скоростью оседали в карманах высшего руководства. Но и простым жителям, не скованным безработицей, было грех жаловаться на шагающий тяжелой поступью капитализм.

Правда головокружительные прибыли богачей подталкивали простых работяг не на карьерные успехи, а на поиски альтернативного заработка. Так, многие стремились незаметно откусить свой кусок пирога, а корпоративные махинации вошли в обыденность. К тому же в больших городах крепла организованная преступность, выстроившая прочную иерархию на зависть капиталистическим гигантам.

Главные герои картины — как раз из тех, кто преступил закон, чтобы перепрыгнуть опостылевшую американскую мечту и срезать долгий путь к почиванию на лаврах. Курт — немолодой чернокожий гангстер, за годы наладивший отношения с разного рода боссами. Он успел и отмотать срок, и выработать собственный кодекс чести, без которого жизнь бандита была бы весьма хаотичной.

Тем не менее в сложной иерархии преступного Детройта Курт находится на самом дне. Он незначительный наемник, чьи услуги так часто требуются крупным шишкам, не желающим марать руки в крови. Фактически, на мелких сошках вроде него и держится вся система, которая бы давно рухнула без прочного фундамента в лице простых грабителей и убийц.

Таким как Курт платят за «обыденные» преступления, которые в случае неудачи выльются лишь в пару лет за решеткой. Риск не велик, а деньги приличные. Хороший гангстер из низов и вовсе не должен думать, а лишь беспрекословно исполнять приказы. Вот только Курт дожил до редкого для гангстера возраста именно потому, что думал и следовал личному кодексу.

Однако подобный образ жизни так и не принес счастья, равно как и хваленая американская мечта. Карьерный рост в преступном мире охраняют жадные акулы, а риск быть съеденным из-за сущей мелочи растет с каждым днем. Так что Курт, собравшийся на пенсию, по классике жанра планирует «одну последнюю работу».

«Без резких движений» — преступление без наказания

Другим ключевым персонажем является Рональд — такой же мелкий бандит, но с разительно отличающимся кредо. Он соглашается на любую работу, если за нее достойно платят, и не пренебрегает рисками. Его умеренный успех в бизнесе, под которым подразумевается пребывание в мире живых, можно списать то ли на проделки Леди Удачи, то ли на скромные запросы и острый нюх.

Раз за разом испытывать фортуну — дело рисковое, потому Рональд тоже планирует завязать с профессией, которой он отдал десятилетия, но не смог сдвинуться с самой нижней ступени. Двое доселе незнакомых героев встречаются на работе, что сулит легкие деньги. Всего-то нужно попугать домохозяйку револьвером и, добившись от ее мужа нужной информации, тихонько слинять.

Излишняя простота рождает в героях подозрения, но обстоятельства вынуждают согласиться на опасное предприятие. И буквально сразу ситуация выходит из-под контроля — появляются непредвиденные жертвы, а Курту и Рональду приходится скрываться от недовольных боссов. Чтобы выжить и найти виновных, они вынуждены изобретать замысловатые планы прямо на лету.

Дерзкие преступления и расчетливые герои — знакомая для Стивена Содерберга тема. Однако возвращается он к ней не слишком часто, дабы не увязнуть в одном жанре. «Без резких движений», как и прочие криминальные триллеры режиссера, неукротимым ритмом и харизмой героев не дает осознать вторичность происходящего.

«Без резких движений» — преступление без наказания

Как мелкие гангстеры выступают первой линией большой структуры, так и события, в которые влипают герои, являются ширмой куда большей картины. Распутывать клубок причастных можно до бесконечности, ведь над главным воротилой стоит еще более серьезное лицо. И чем выше ведет лестница, тем более честные люди на ней встречаются.

Так, разобравшись с убийцами и вымогателями, Курт и Рональд выходят на директоров уважаемых компаний, которые за свои жизни и мухи не обидели. Они попросту платят за решение проблем, и их мало волнует, что исполнители прибегают к кровопролитию. Зато сами миллионеры сохраняют идиллическое лицо, как и вся страна того периода.

Акира Куросава в «Трех негодяях в скрытой крепости» поведал масштабную историю от лица самых незначительных персонажей. Содерберг перенял эту идею и погрузил мелких сошек в центр большой игры. Мир внутри картины напоминает замысловатую кастовую систему, в которой подобные Курту и Рональду выступают лишь расходным материалом.

«Без резких движений» — преступление без наказания

Содерберг показывает наполовину правдивый Детройт 50-х, где автоконцерны заправляют растущим, как взрывная волна, бизнесом и не без помощи определенных людей. Острые вопросы с правительством легко улаживаются, полицейские не вертятся под ногами, а с конкурентами всегда можно «договориться».

В этой административной сети и запутываются герои, что против собственной воли вынуждены устремится на таинственную вершину в обход надуманных правил. На деле криминальный триллер вшит в своего рода экскурсию по грязной истории «Города Моторов», где каждый новый босс оказывается очередной пешкой.

Содерберг вновь копается в грязном белье коррумпированных систем, но на этот раз в рамках своего излюбленного жанра. Привычные для режиссера запутанный сюжет, запоминающиеся герои и высокий темп выступают ярким фоном для комплексного исследования неприятной для Соединенных Штатов эпохи, что по-прежнему прячется за идиллией американской мечты.

PS. Если понравился текст — заглядывайте к нам на сайт, там материалы выходят раньше. Также мы запустили email-рассылку — с ней вы точно ничего не пропустите.

99 показов
1.6K1.6K открытий
11 репост
7 комментариев

хороший содерберг 
любим содерберга 
люди которые смотрят фильмы только из категории "О БОЖЕ КАК ИНТЕРЕСНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО" конечно же проходите мимо тут только фрустрация ожидает  
и еще масса всяких штук которые не являются для вас достаточно увлекательными 

Ответить

вообще как бы поясните свою позицию 
но как обьяснить если не из чего 
я думаю что это из-за опыта
однозначно 
я когда мало видел 
так же сказал бы что мол вот же блять хуйня скучная 
но спустя много часов ты начинаешь получать многое из малого 

Ответить

Вчера смотрел, скука страшная.

Ответить

Топовое авторское кино. Это фильм, которым не боится, что его не поймут или осудят, уж больно самобытен. Вот насколько простая в нём история-миф, настолько блистательно и изобретательно исполнение. Финальные секунды вообще огонь, эффект от них как от последней строчки забористого анекдота из средневековой легенды.

Трейлеры вводят в заблуждение, конечно. Это медитативный киносон-эпос... Мрачное и чарующее фэнтези, которому есть что сказать нам — зрителям, которые такого кино неосознанно хотят, но слишком редко получают.

Пока это фильм года, пацаны!

Ответить

Смотрю любой фильм, если вижу дель Торо.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Содерберг всегда заворачивает в свои фильмы антикапиталистическую дулю. Только с этим фокусом и нужно смотреть. Фильм использует оболочку криминальной драмы чтобы рассказать совсем другие вещи. Это нам показывает и финал и финальные титры. 

Ответить