«Оленья кожа» — фламандский Джокер

Комедийный триллер о куртке, убивающей людей.

«Оленья кожа» — фламандский Джокер

Жорж, слегка потрепанный и блуждающий по пятому десятку мужчина в вельветовом пиджаке, мчится по безлюдным задворкам Европы. Приземистые холмы, покрытые мелкой травой и чахнущими на холоде деревьями, кажутся крохотными на фоне гор, чьи снежные макушки скрыты за облаками. Этот тоскливый и выцветший пейзаж одновременно напоминает и сельскую Францию, и крохотную Бельгию, и зажиточную Германию.

Вскоре утомленный дорогой герой останавливается на обветшавшей заправке и заталкивает свой дрянной пиджак в тамошний унитаз. Старая «кожа» Жоржа перекрывает сток и вода, с бульканьем льющаяся через край, ровным слоем устилает пол туалета. Тем самым герой, о котором абсолютно ничего неизвестно, кроме того, что он недавно разошелся с женой, отрекается от прошлого и начинает поиски нового себя.

«Оленья кожа» — фламандский Джокер

Первым шагом на пути к желанной метаморфозе становится покупка дорогущей куртки. Ее цену в почти 8 тысяч евро не искупают ни идеальное состояние, ни чистая оленья кожа, ни шедшая в придачу видеокамера. Даже диковинный винтажный вид, граничащий с откровенной безвкусицей, выглядит сомнительным оправданием. Тем не менее герой, щеголяя перед зеркалом, довольно восклицает — «Стиль убийцы!».

Начало истории сопровождают некоторый трагизм, таинственное напряжение и стремительно нарастающее ощущение абсурда — явно эмоционально-нестабильный Жорж отправляется в глушь, чтобы обновить гардероб за баснословную сумму. Но вдруг происходящее обретает смысл. Расставание с женой, долгая поездка сквозь заунывный осенний пейзаж и нелепая расточительность теряют всякое значение, ведь куртка из оленьей кожи оказывается говорящей.

Вслед за вожделенной покупкой Жорж останавливается в пустующем отеле близ маленького городка, чтобы передохнуть и собраться с мыслями. При этом он скрывает от новых знакомых свое прошлое и настоящее, представляясь малоизвестным режиссером. Тем более, что у него все для этого есть — и экстравагантный внешний вид, и устаревшая на пару десятилетий видеокамера.

Что любопытно, время занимает особое место в «Оленьей коже» Квентина Дюпье. На то, что события происходят в современности, указывает одна-единственная сцена, которая длится не более минуты. Все остальное — старомодный наряд и ветхая машина главного героя, играющая на фоне музыка и желтизна кадра, напоминающая выцветшие дагерротипы, — в лучшем случае отсылают к 90-м. Это создает преломление эпох, благодаря которому события кажутся еще страннее.

«Оленья кожа» — фламандский Джокер

А странность, точнее освежающая неординарность, проявляется не только в говорящем предмете, но и в образе главного героя. Ложь о режиссуре, в которой он ничего не смыслит, и общение с неодушевленной собеседницей приводят к тому, что оленья кожа оглашает свою мечту — в мире слишком много курток, а ей бы хотелось остаться одной на всем белом свете.

В результате Жорж идет на поводу у новой «знакомой» и решает снять фильм о том, как люди отказываются от ношения курток. Проблема в том, что желающие сменить гардероб быстро заканчиваются, поэтому горе-режиссеру приходится идти на радикальные меры — ведь стоит расщепить человека на 2 половинки, как он мгновенно забудет о болезненной привязанности к вещам.

«Оленья кожа» — фламандский Джокер

Главный герой «Оленьей кожи» — самый настоящий маньяк, чья особенность заключается в том, что он лишен какой бы то ни было предыстории. Фильм даже не пытается намекнуть на события, которые привели его к подобному состоянию. Он попросту неуравновешенный и слегка нелепый мужчина средних лет, который дает волю своим скрытым желаниям. И отсутствие логики в поведении Жоржа делает его более жутким и естественным.

Тенденции в современном массовом кино косвенно указывают на то, что герой, лишенный четкой мотивации и осмысленной позиции, едва ли удержит на своих плечах целый фильм. Так, в недавнем «Джокере» раскрытию образа Хоакина Феникса отводится большая часть хронометража, лишь для того, чтобы в финале он устроил скоротечный «фейерверк». Но Квентин Дюпье и Жан Дюжарден, исполнивший роль Жоржа, доказали, что кристально-чистый герой, утопающий в своем безумии, способен быть не менее убедительным, чем полный нюансов персонаж.

«Оленья кожа» — фламандский Джокер

На первых порах складывается впечатление, что посыл картины сводится к простой мысли — людям пора избавиться от ракушек, в которых они скрываются, и открыться миру. Иными словами, Квентин Дюпье предлагает не смущаться и быть собой, даже если хочется поговорить с собственными кедами. Но когда эту мысль проговаривает одна из героинь, становится очевидно — фильм не пытается что-то донести, это чистой воды фарс. И фарс прекрасный.

По настроению и подаче «Оленья кожа» напоминает «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Жорж, подобно слетевшему с катушек Джеку, убивает предельно непринужденно и абсурдно, с той лишь разницей, что его жестокость лишена шокирующего налета. Окружающая героя смерть выступает кульминацией удачной шутки, походящей на треск пиньяты, из которой вот-вот посыпятся сладости.

«Оленья кожа» — это неординарная комедия, которая не только относится к себе с должной иронией, но и смешивает самые разные жанры. В ней нашлось место и пугающему напряжению, и линчевской таинственности и безумствам одинокого героя, граничащим с явным баловством. И все это богатство уместилось в насыщенные 80 минут. Иными словами, этой кровожадной куртке определенно стоило заговорить.

PS. Если понравился текст — ищите нас в VK и Telegram.

33 показа
3.3K3.3K открытий
18 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Заспойлерил сюжет прямо под заголовком. Спасибо

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не стоит беспокоится. Автор почему то вздумал, что это "куртка" убивает. Так что, смотрите.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Фильм классный, но короткий и заканчивается довольно резко. Ещё минут 10 хронометражу не повредили бы, как по мне. Крови и убийств много, но они настолько абсурдны, что только ржешь при просмотре.
Дюжарден - топ!

Ответить