60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
DTF60
Забрать

«Кафка», «Вопль», «Довлатов», «Гений»: необычные фильмы о писателях Статьи редакции

Берроуз убивает жену, мать американского хоррора Ширли Джексон нагоняет жути, а Кафка попадает в кафкианский кошмар.

Написание текста вряд ли можно назвать зрелищным процессом, однако фильмов о литературных деятелях — настоящих и вымышленных — снимается немало.

Когда речь заходит о классиках, ленты зачастую принимают благородную, но предсказуемую форму байопика: родился, сел писать, женился, пережил кризис, добился успеха. Однако некоторые фильмы ломают этот стереотип — о них и пойдёт речь.

«Кафка» (1991)

О ком фильм: об авторе трёх незаконченных романов, в которых удивительно точно описан абсурд человеческой жизни. Кафка прожил немного и успел опубликовать всего несколько коротких рассказов. Рукописи своих главных творений — «Замок», «Процесс» и «Америка» — он завещал предать огню после своей смерти. Его товарищ, однако, усопшего друга не послушал и книги опубликовал. Так мир узнал о Франце Кафке.

Трейлер фильма «Кафка»

Чем интересен: тем, что это отнюдь не типичная биография писателя, а скорее фантазия по мотивам. В своём втором полнометражном фильме Стивен Содерберг смешал факты из биографии Франца Кафки с сюжетами «Замка», «Процесса» и рассказа «В исправительной колонии».

Главный герой фильма — собственно, Франц Кафка — работает в страховой службе, а в свободное время пишет тревожные тексты о том, как люди превращаются в насекомых. Однажды исчезает его товарищ. Кафка выясняет, что пропавший был членом группировки анархистов, цель которой — борьба с тайной организацией, контролирующей всё вокруг. Герою предстоит проникнуть в её логово и с головой погрузиться в кафкианский кошмар.

Хитом «Кафка» не стал, да и не особо претендовал на большие сборы. Однако фильм вышел удачным: знатоки писателя с удовольствием разгадают отсылки к его произведениям, а остальные просто получат удовольствие от игры ещё вполне молодого Джереми Айронса и видов роскошной чёрно-белой Праги.

Что ещё посмотреть: две экранизации «Замка» — одна от Михаэля Ханеке, другая от Алексея Балабанова. Австриец Ханеке подошёл к делу с присущей ему дотошностью, поэтому фильм ни на йоту не отходит от первоисточника. Более творческая работа вышла у Балабанова: он много чего добавил от себя, даже досочинил за Кафку концовку, и получилось достойно. Балабановский «Замок» веселее, но это кино не для пуристов: уж слишком вольно режиссёр обошёлся с текстом.

Также есть две экранизации «Процесса». Фильм Орсона Уэллса выразительнее, зато в более поздней картине Дэвида Хью Джонса играет сбежавший из «Твин Пикса» Кайл Маклахлен.

Трейлер фильма «Обед нагишом»

А по задумке к «Кафке» близок «Обед нагишом» (1991) Дэвида Кроненберга: события из книг Уильяма Берроуза там смешаны с обстоятельствами его жизни. Они, впрочем, тоже кажутся сюжетом забористого романа — там и жизнь в Танжере, и убийство жены, и тонны наркотиков.

«Гений» (2016)

О ком фильм: о Томасе Вулфе — писателе, не особенно известном в России, но в Америке имеющем статус абсолютного классика эпохи «потерянного поколения». Вулф — автор автобиографических романов, эпических по стилю и очень многословных.

Его дебют «Взгляни на дом свой, ангел» занимает добрые 800 страниц. И он был бы гораздо больше, если бы не виртуозная работа редактора Максвелла Перкинса, известного по работе с Фитцджеральдом и Хемингуэем. Собственно, фильм «Гений» — это история сотрудничества Вулфа и Перкинса.

Трейлер фильма «Гений»

Чем интересен: тем, что это кино в редчайшем жанре «фильм про редактора». Зритель волен выбирать, кого из героев считать гением — молодого мятежного Вулфа или педантичного Перкинса. Первый в исполнении Джуда Лоу весь фильм пребывает на грани истерики; второй, сыгранный Колином Фёртом, абсолютно непрошибаем и не снимает галстука даже дома за ужином.

Несмотря на разницу в характерах, а возможно, и благодаря ей, их совместная работа оказывается успешной: «Взгляни на дом свой, ангел» становится бестселлером.

Снятый театральным режиссёром Майклом Грандаджем «Гений» смотрится не как кино, а как театральная постановка с яркими актёрскими работами и Нью-Йорком 1930-х в качестве живописного задника. Ничего особо гениального в фильме нет; критики его восприняли неважно, а вот простым зрителям он пришёлся по вкусу.

Что ещё посмотреть: об авторах «потерянного поколения» сняли немало картин — например, мелодраму от HBO «Хемингуэй и Геллхорн» (2012) с Клайвом Оуэном, которому удивительно хорошо идут усы.

Трейлер фильма «Полночь в Париже»

Но всё же самая яркая картина на эту тему — лёгкая комедия Вуди Аллена «Полночь в Париже» (2011). Её герой, современный американский сценарист, приезжает в столицу Франции с не особо любимой подружкой, по волшебству переносится в ревущие двадцатые и начинает тусоваться в компании Хемингуэя, Фитцджеральда, а также Пикассо, Дали, Бунюэля и других героев эпохи. Это фильм, который смотришь с искренней завистью к главному герою.

«Довлатов» (2018)

О ком фильм: об авторе «Зоны», «Заповедника», «Чемодана» и «Компромисса», одном из самых читаемых российских авторов второй половины XX века и просто великом русском писателе.

Чем интересен: фильм рассказывает о нескольких днях из жизни совсем молодого Сергея Довлатова. Действие разворачивается в Ленинграде начала 70-х накануне эмиграции его друга Иосифа Бродского. Сам Довлатов мечется по туманному заснеженному городу, пытается пристроить рассказ в журнал, выбить гонорар из заводской газеты за заказной очерк, купить дочке немецкую куклу. Вокруг него — круговорот застойной жизни.

Трейлер фильма «Довлатов»

Это свободная по духу и очень меланхоличная лента, в которой клубится сигаретный дым, текут разговоры, а явь похожа на сон. В то же время это самый дружелюбный к зрителю и увлекательный фильм Алексея Германа-младшего, который любит утопить сюжет в потоке быта.

Трейлер фильма «Конец прекрасной эпохи»

Что ещё посмотреть: «Конец прекрасной эпохи» (2015), экранизацию раннего довлатовского сборника «Компромисс». Он рассказывает о молодом журналисте и писателе, которого за дерзость взглядов отправляют из Ленинграда в Таллин. Там он крутит с редакторшей местной газеты, спит с другими женщинами и продолжает бороться с системой.

«Конец тура» (2015)

О ком фильм: о Дэвиде Фостере Уоллесе, современном американском классике, авторе «Бесконечной шутки». Предельно сложный по языку и структуре 1000-страничный роман вышел в 1996-м и стал по-настоящему культовым, а русского перевода пришлось ждать двадцать лет. За это время самого писателя не стало: мучимый депрессией, Уоллес покончил с собой в 2008 году.

Трейлер фильма «Конец тура»

Чем интересен: в основу картины легла книга журналиста Дэвида Липски, который в 1996 году провёл с Уоллесом несколько дней — пожил в его доме, съездил с ним с Миннесоту на презентацию «Бесконечной шутки». Задачей Липски было написать о восходящей звезде мировой литературы, но редактор забраковал текст, и журналист опубликовал его только после смерти Уоллеса.

Как и в случае с «Гением», здесь зритель сам волен решать, кого считать главным героем. Уоллес и Липски — почти ровесники, оба так или иначе занимаются литературой, оба выпустили по роману, но первый обрёл колоссальный успех (который, впрочем, не принёс ему счастья), а второго просто не заметили. «Конец тура» — история о встрече гениальности с посредственностью.

Тех, кто не читал Дэвида Фостера Уоллеса и не особо им интересуется, фильм может зацепить меланхоличной снежной атмосферой и мощной игрой актёров. Джесси Айзенберг в роли Липски отлично играет в привычном амплуа увлечённого «ботаника», а комедийный актёр Джейсон Сигел раскрывает свою драматическую ипостась в образе Уоллеса.

Что ещё посмотреть: заложившая основы метамодернизма проза Уоллеса — крепкий орешек для киношников, однако по его сборнику рассказов «Короткие интервью с подонками» фильм всё же сняли. По сюжету, выпускницу университета бросает бойфренд, и она в попытках выяснить, что в голове у мужчин, проводит с ними серию интервью для диссертации.

«Короткие интервью с подонками»

Режиссёром выступил красавчик из «Офиса» Джон Красински, и это был его дебют как постановщика. Многим позже он порвёт прокат с концептуальным хоррором «Тихое место», ну а первая его картина вышла робкой, но по-своему любопытной.

«Последняя „Милая Болгария“» (2021)

О ком фильм: о советском писателе Михаиле Зощенко. Он долгое время был успешным сатириком, а потом написал замешанную на психоанализе автобиографическую повесть «Перед восходом солнца», за которую подвергся гонениям. Собственно, «Последняя «Милая Болгария» — экранизация этой повести, но очень вольная и замороченная по структуре.

Трейлер фильма «Последняя «Милая Болгария»

Чем интересен: режиссёр картины Алексей Федорченко больше всего известен по фильму «Овсянки» (2010), который в Венеции привёл в бурный восторг Квентина Тарантино. «Болгарию» с «Овсянками» и другими работами Федорченко роднит обилие обнажённой женской натуры в кадре, а также сочетание документальности с буйной фантазией.

Чтобы рассказать историю жизни Зощенко, режиссёр выдумал хитрую конструкцию. Действие разворачивается в годы Великой Отечественной войны в Алма-Ате, куда эвакуировали писателей, кинематографистов, учёных. Среди них — молодой селекционер, пытающийся сохранить сорт морозостойких яблок «Милая Болгария». Его селят в коммуналке, где он находит рукописи жившего здесь раньше и бесследно пропавшего писателя-юмориста. Герой ныряет в его воспоминания. Две истории — настоящего Зощенко и вымышленного селекционера — отражаются одна в другой до самого финала.

Фильм может похвастаться удивительным, ни на что непохожим визуальным рядом. Федорченко определённо сказал новое слово в использовании полиэкрана, а для постройки декораций команда выкупила весь российский урожай камыша в 2018 году. И это не просто режиссёрский каприз, а дань описываемой эпохе: в годы войны в Алма-Ате Эйзенштейн снимал «Ивана Грозного», и декорации для него были сделаны именно из камыша.

Трейлер фильма «Хармс»

Что ещё посмотреть: «Хармс» Ивана Болотникова. Фильм о самом экстравагантном советском авторе вышел таким же экстравагантным, а ещё очень стильным, что редкость для отечественного кино на литературные темы. Жаль, что после премьеры в 2017 году о картине как-то подзабыли.

«Вопль» (2010)

О ком фильм: об Аллене Гинзберге — центральном поэте эпохи битников и создателе поэмы «Вопль», вызвавшей в обществе страшный скандал и навлёкшей на автора обвинения в непристойности. Консервативной общественности было из-за чего переполошиться: во-первых, «Вопль» изобилует ненормативной лексикой и откровенными образами, во-вторых, писался он под большим влиянием психоделиков; в-третьих, его автор — открытый гомосексуал.

Дело дошло даже до суда, но судья, увидев перед собой тоненькую книжку, решил, что опасности она не представляет. В итоге «Вопль» стал краеугольным камнем всей американской контркультуры.

Трейлер фильма «Вопль»

Чем интересен: главный герой фильма — не столько сам Аллен Гинзберг, сколько его произведение. Фильм сделан вполне в духе поэмы: повествование нелинейно, хронология событий скачет, цветные кадры перемежаются с чёрно-белыми, а зачитанные отрывки «Вопля» сопровождаются анимацией. Фильм не испортил даже исполняющий роль Гинзберга Джеймс Франко!

Что ещё посмотреть: о юных годах битников — Аллена Гинзберга, Джека Керуака и Уильяма Берроуза — снят фильм «Убей своих любимых» (2013). Это тёмное и выразительное кино с мощными актёрскими работами Дэниела Рэдклиффа и Дэйна ДеХаана, а ещё с детективной интригой.

Трейлер фильма «Убей своих любимых»

А вот «На дороге» (2012), экранизация одноимённого романа Керуака, оказалась не столь удачной. Этой прилизанной картине не хватает бунтарской энергии первоисточника. Яркое пятно — Кристен Стюарт, которая тащит на себе весь фильм, по ходу избавляясь от своего обморочного образа из «Сумерек».

«Ширли» (2020)

О ком фильм: о Ширли Джексон, американской писательнице, чей роман «Призрак дома на холме» считается классикой готического хоррора. Тягучая проза Джексон оказала огромное влияние на многих авторов. За примером далеко ходить не надо: в числе её преданных поклонников — Стивен Кинг.

Трейлер фильма «Ширли»

Чем интересен: тягучей и напряжённой атмосферой. По сюжету, к писательнице, ведущей замкнутый и эксцентричный образ жизни, и её мужу-профессору, поглядывающему налево, в гости приезжает молодая пара. Юная гостья без ума от рассказов Ширли, а её муж метит на место преподавателя в университете. Герои ужинают, спорят, постепенно сближаются друг с другом, отдаляются от реальности и постепенно проваливаются в сюрреалистический кошмар.

Всё это экспрессивно снято оператором-виртуозом Струлой Брандтом Грёвленом («Виктория», состоящая из одного бесконечного плана, — его работа), а в главной роли блистает Элизабет Мосс, одна из мощнейших актрис нашего времени.

Картину нельзя считать биографической, поскольку в её основе — выдуманная история, но это убедительный портрет матери американского хоррора.

Что ещё посмотреть: сериал «Призраки дома на холме» (2018), вольную экранизацию романа Ширли Джексон. У Марка Флэнагана получился один из страшнейших сериалов последних лет, а классический сюжет о проклятом старом доме обернулся историей о проработке старых травм и принятии потерь.

Трейлер сериала «Призраки дома на холме»

А какие у вас любимые фильмы о писателях и литературе в целом? Ждём интересные примеры в комментариях!

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Довлатов єто единственное росийское кино за 10 лет, которое я досмотрел до конца. Все остальное снятое на Росии с 2010 єто шлак и візівает рвотніе позіві уже с первіх минут.
Довлатов визуально и ємоционально прекрасен,
монументальній фильм-собор, в котором в одну неделю жизни одного героя собрана вся новейшая история росии с 1917 года. Мощнейшее анти-кремлевское кино, фильм не про 70-іе в Питере, фильм про потерянній Росией век истории.
Довлатов єто росийский Кафка, не личная история как большинство фильмов про писателей, а история целого народа.
Благодарю автора статьи за такую замечательную тему и подборку фильмов, которіе можно и нужно смотреть и пересматривать. ред.

–1
Парадный каякер

"Дылда" 2019 - фильм про "потерянній Росией век истории" - и снято красивее.

1

Пролистал Дылду перемоткой,
фильм как обічная сталинская бітовуха,
в дополнение к мастерски созданному быту и духу сталинской Росии я не увидел ничего.
В Довлатове есть 2 России, в Дылде есть только одна, а второй, потерянной Росии в Дылде нет, имхо
Тут же включил Довлатова - не могу перемотать, залипаю на каждом єпизоде, в Довлатове тоже много быта, но лишь на втором плане ред.

–2
Парадный каякер

У меня диаметрально противоположное впечатление. Довлатов - красивая, но пустая открыточная зарисовка, без второго плана и каких-либо социально-философских элементов вообще.
Дылда - про причины современных проблем, глубокое кино о трёх Россиях - потерянной, саморазрушающейся в кадре и обречённой будущей.

Пролистал Дылду перемоткой,

ССЗБ

0

Если «Довлатов» - самый увлекательный фильм Алексея Германа-младшего, то все остальные его картины, видимо, вообще полная тягомотина. Уже ко второй половине фильм сильно наскучивает, да и быта как такового там не так уж и много - много бесцельного шатания и длиннот.

Фильм Говорухина больше понравился - он очень легковесный (даже слишком), но там хоть посмеяться кое-где можно.

1

Да, это реально самый увлекательный фильм Германа-младшего. Ему эта манера от отца досталась, у которого, не сказать, что тоже экшена в фильмах хватало.

2

Я из Германа только «Проверку на дорогах» и «Двадцать дней без войны» смотрел - там тоже мало действия, но всё как-то поживее и поинтереснее, чем у сына (особенно в «Проверке на дорогах»). Значит, не буду даже пытаться смотреть другие его фильмы.

0

Рекомендую "Мой друг Иван Лапшин", там под конец уже полноценный экшен-фильм :)

1

а я бы не рекомендовал

0

прекрасный же фильм

0

на любителя

0

У старшего еще есть "экранизация" "Трудно быть богом". Старший умер не успев закончить монтаж и фильм за него доделывал сын. Вот в нем действа еще раза в три меньше, чем в Довлатове. 

0

Да, знаю - этот тоже смотреть не собираюсь. Жаль, конечно, что Герман столько сил и времени на него угробил, вместо того чтобы снимать что-то другое.

0

Кафка тоже не комедия, 
Бесцельніе шатания єто и есть искусство, 
а для посмеяться есть жанровое кино

0

Я и не ждал от Германа-младшего комедию или жанровое кино.
Не очень хочется пускаться в рассуждения о том, каким критериям фильм должен соответствовать, чтобы считаться искусством, но вряд ли для этого в фильме обязательно должны быть те самые бесцельные шатания.

0

Мне Довлатов не показался скучнім,
бесцельніе длинноті Довлатова ето и есть соль єтой истории, 
Довлатова нужно смотреть ради бесцельніх длиннот или не смотреть вовсе. Странно покупать негазированную воду и ругать ее за то что в ней нет газа, то есть покупайте бесцельніе длинноті чтобі ими наслаждаться или не покупайте их вовсе.
Можно ли рассказать историю Довлатова по-другому? Да, конечно, но зачем, ведь Довлатов єто икона такого социального явления как диссидентство, какую другую историю можно рассказать про диссидента?

0

Да разные истории про него можно рассказать, благо писал он в основном про себя.

Я не против длиннот как таковых, просто мне «Довлатов» ближе к концу наскучил, и в целом фильм показался каким-то пустым. Что называется, "не зашло". Я прочёл твой комментарий про то, что фильм не столько про Довлатова, сколько про историю целого народа и про про потерянный Россией век истории - мне так не показалось.

2

так и есть

0

Спасибо, как раз собирался посмотреть что-то о писателях.
Ну а мой любимый фильм - Общество мертвых поэтов.

2

Довлатов и Бродский спорили, кто из них самый великий писатель на Руси. Победил Высоцкий. 

1

"Конец тура" совершенно замечательный, рыдал под The Big Ship Брайана Ино, когда его смотрел (так почему-то совпало, что до этого рыдал под этот же трек в к/ф "Я, Эрл и умирающая девушка").
https://youtu.be/2Tqy6be0Juc

1

Довлатов хороший. Смотрели в кинотеатре, получили огромное удовольствие

1

Хороший топчик! "Процесс" Дэвида Хью Джонса, к слову, это продюсерский проект Дэвида Линча (и тут сразу две линчевские звезды - Маклахлен и Хопкинс), попросившего вычеркнуть себя из титров, так как финальный результат ему резко не понравился, но для тех, кто изучает творчество Линча, я бы рекомендовал этот фильм, так как ретроспективно он гораздо более удачный, нежели "Дюна".

1

довлатов хорошее кино

1

«Довлатов»

великом русском писателе

Громко сказано.

0

согласен,писатель он не великий,но и неплохой

0

Убей своих любимых

Это тёмное и выразительное кино с мощными актёрскими работами Дэниела Рэдклиффа и Дэйна ДеХаана, а ещё с детективной интригой

Давным-давно ходил на него в кино. Из всего фильма запомнилось, как Гарри Поттера там трахал Декстер Морган. Фильм крайне омерзителен.

–3

А вот "На дороге" - норм. Особенно сцена, где Стюарт сразу двум мужикам в машине дрочит)

–3
Читать все 28 комментариев
null