«Дюна» — идеальная аудиовизуальная экспозиция и завязка самой амбициозной киноэпопеи десятилетия

«Дюна» — идеальная аудиовизуальная экспозиция и завязка самой амбициозной киноэпопеи десятилетия

Экранизация научно-фантастического романа Френка Гэрберта от Дени Вильнева – наследника Ридли Скотта в статусе главного режиссера научной фантастики. Последние два фильма Вильнева именно в рамках этого жанра:

  • «Прибытие» (2016) о роли языка в сознании и мироощущении на примере контакта с инопланетными созданиями;
  • «Бегущий по лезвию 2049» (2017) – об отношениях андроидов (репликантов) и людей в мире будущего — символическая передача жезла главного кинофантаста от Ридли Скотта к Вильневу и самая успешная попытка возрождения киберпанка в массовой культуре.

«Дюной» Вильнев продолжает погружение в этот жанр, в первую очередь через демонстрацию космических кораблей и других летательных аппаратов, военных и медицинских технологий. При этом фильм практически не показывает особенности главных научно-фантастических существ оригинального романа – ментатов – люди-компьютеры, само происхождение которых говорит об особенностях мира Дюны – запрет на создание разумных машин после войны с искусственным интеллектом. А ведь ответ на вопрос «как мы здесь оказались?» — важнейший для любого футурологического произведения. «Дюна» его игнорирует.

«Дюна» — идеальная аудиовизуальная экспозиция и завязка самой амбициозной киноэпопеи десятилетия

Вместо этого фильм пугает масштабом. На это работают два самых выразительных для «Дюны» инструмента: общие планы и музыка. Панорамам, сопровождающим перемещения героев от одной локации к другой, отводится большая часть экранного времени. Общие планы необходимы для демонстрации априорной беспомощности людей перед силами планеты (пустынного Арракиса). Задача протагониста — Пола Атрейдеса (Тимоти Шаламе) — преодолеть эту беспомощность и овладеть планетой и космосом в целом.

Другой важный для киноадаптации «Дюны» инструмент создания масштаба – музыка и работа со звуком в целом. Саундтрек к фильму написал Ханс Циммер. И кажется, в создании музыкального эпоса немецкий композитор превзошел самого себя. В звуковой «программный код» «Дюны» он вшивает голоса, поющие на несуществующем языке, но при этом зрителю очевидны эмоции, которые они вкладывают. Звук в фильме создает чувство тщетности любых человеческих попыток овладеть планетой. Ощущение, что музыка не затихает на протяжении всех 2,5 часов, от чего почти все сцены выглядят чем-то исторически значимым (или утрированно эпическим). Поэтому Циммера можно считать полноценным соавтором «Дюны» Вильнева

«Дюна» — идеальная аудиовизуальная экспозиция и завязка самой амбициозной киноэпопеи десятилетия

Обилие общих длинных планов и размеренная эпическая музыка снижают темп повествования. Еще более библейским его делает минималистичный цветокор – мир «Дюны» лишен ярких красок и недружелюбен к человеку. У «Дюны» практически нет времени на бытовые сцены (в чем тоже можно обнаружить проявление циммеровской музыки и панорамирования), что затрудняет создание детализированного мира и полноценного погружения в него.

Почти все события в фильме двигают сюжет вдоль фабулы, а не углубляют его, из-за чего мотивации персонажей выглядят упрощенно: Император хочет оставаться Императором (возможно, поэтому он самый хитрый и незримый), Харконнены хотят денег за счет контроля ресурсов (возможно, поэтому они самые злые), Атрейдесы хотят порядка, и желательно мира во всем мире (возможно, поэтому у них лучшие воины), Фремены хотят, чтобы их никто не трогал (возможно, поэтому их культура самая отсталая или аутентичная). И все это с серьезным выражением лица. «Дюна» не позволяет быть легкомысленным и даже оптимистичным. Все две шутки поместились в трейлер, лучшая из которых иронизирует над суровостью самого мира Дюны, когда Лето Атрейдес (Оскар Айзек) говорит скалоподобному Гурни Халлеку. (в дубляже – Гарни) (Джош Бролин): «Улыбайся, Гурни», а тот, едва разжимая зубы отвечает: «Я улыбаюсь».

«Дюне» Вильнева не хватает направляющей идеи, которая бы двигала всю историю и каждого персонажа. Возможно, она есть, просто мы не видим конца. Что логично, ведь это только первая часть из неизвестно скольких (будущее франшизы зависит от прокатного успеха и количества просмотров на HBO Max). Продолжение вероятнее всего:

  • детализирует геополитическую тему – аристократическая форма правления Высоких Домов, борьба за ресурсы, колониальная система;
  • конкретизирует религиозный мотив – оккультизм Бене Гессерит, мифология Фременов, образ Мессии;
  • и главное — сформулирует экологический вопрос, которым сквозит роман Герберта: что является самым ценным ресурсом в мире Дюны: дефицитная для пустыни вода или дефицитная для всего мира, но избыточная для Арракиса пряность (она же специя или спайс – основной ресурс во вселенной, необходимый для навигации и раскрытия внутреннего потенциала отдельных людей); что приведет к глобальному вопросу, выходящему за рамки произведения — что в действительности является полезным ископаемым, а что жизненно необходимым, и каков их баланс.
«Дюна» — идеальная аудиовизуальная экспозиция и завязка самой амбициозной киноэпопеи десятилетия

В «Дюне» собран суперзвездный актерский состав: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Стеллан Скарсгард, Дейв Батиста, Зендея, Хавьер Бардем (последним двум будет особенно обидно, если сиквела не будет, ведь их персонажей только успели заявить). Фильм снял, возможно, лучший современный режиссер научной фантастики Дени Вильнев. Оператором стал знающий, как показывать космические приключения Грег Фрейзер – он снимал «Мандолорца» и «Изгой-один». Музыку написал самый известный кинокомпозитор – Ханс Циммер. Сценарий, помимо Вильнева, адаптировали Джон Спэйтс («Прометей», «Пассажиры») и Эрик Рот («Форрест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона»). А в основе всего этого один из самых масштабных научно-фантастических литературных циклов — «Хроники Дюны».

Зависимость от коммерческого и зрительского успеха может говорить о неуверенности продюсеров, собравших столь дорогую и талантливую съемочную группу, неуверености Legendary Pictures и Warner Bros. в том, что они могу гарантировать законченность истории. Если у «Дюны» не будет продолжения, то она станет самой амбициозной кинофраншизой, завершившейся провалом. Сиквел может стать в один ряд с третьей Half-Life, восьмым сезоном «Футурамы», десятком альбомов Канье Уэста, «Хребтами безумия» Гильермо Дель Торо или той же «Дюной», но от Алехандро Ходоровски.

Впрочем, «Дюна: Часть первая» (название, указанное в титрах), кажется, решает свою главную задачу – визуально и музыкально погружает в мир Френка Герберта, пугая размерами пустынного Арракиса и обозначая человека как песчинку.

1515 показов
12K12K открытий
44 репоста
352 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Я бы добавил - скорей бы вторая часть. Как по мне, один из лучших фильмов Вильнева, и уж точно лучшая фантастика последних лет.

Ответить

Фильм пиздатый. Тоже жду вторую часть, но надеюсь чтоб не мучить режиссëра и актëров, они снимут вторую третью часть одновременно. К тому же так у франшизы будет больше шансов на успех. ИМХО

Ответить

Пидоры будут, если не снимут

Ответить

Есть некое спокойствие за сиквел . Понимаю как это звучит , но с начала карантина я не видел что бы столько людей ходили к нам в кинотеатр : почти полный зал аймакса и почти полные обычные залы . Понимаю что судить только по одному глупо кинотеатру , но всё же , это вселяет надежду на то , что фильм может нормально собрать .

Ответить

Только что пришел с ночного сеанса в аймаксе. Полностью забитый зал и люди выходили с комментариями: "Круто", "Понравилось"...
Так что ждем вторую часть!
Фильм пушка

Ответить

У Дюны и даже отдельно Вильнева существует достаточно мощная фанбаза чтобы первые показы прошли успешно, вопрос лежит в массовой аудитории и как это зайдет им.

Ответить