Продолжение истории уже в подписке на Кинопоиске
Продолжение истории уже в подписке на Кинопоиске
Условия подписки: clck.ru/rfS2r
16+
Далее автопродление — 299 ₽/мес. Предложение до 31.07.2022 г. Подробнее: clck.ru/rfS2r

Услышь, Тритон, услышь: обзор фильма «Маяк» — впечатляющего хоррора с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо Статьи редакции

Рассказываем об одном из лучших фильмов 2019-го года — новой картине режиссёра «Ведьмы» о безумии, русалках и магической силе света.

16 января в российский прокат выходит «Маяк» — то ли хоррор, то ли абсурдная комедия о двух смотрителях маяка, застрявших на отдалённом от цивилизации острове. Это новая работа режиссёра Роберта Эггерса, чей прошлый фильм, нашумевший в узких кругах фолк-хоррор «Ведьма», вместе с «Оно» (которое It Follows) и «Бабадуком» стал символом новой волны фильмов ужасов.

«Маяк», кажется, ждёт похожая участь — он уже разошёлся на цитаты и мемы и из всех картин 2019 года с большей вероятностью обретёт в будущем культовый статус.

Здесь, как и в «Ведьме», Эггерс отправляется в прошлое — во времена, когда суеверия и мифы ещё не полностью вымерли, а технологический прогресс не вытеснил из разума людей последние сомнения насчёт тёмных злых сил и инфернальных существ, что живут в тени.

Оба фильма даже происходят в одной географической области — в Новой Англии, только с разницей в два века: если действие «Ведьмы» разворачивалось в 1630-м, то «Маяк» — в конце 1890-х.

«Маяк» выглядит логичным продолжением тех режиссёрский исканий, которые Эггерс ярко обозначил в своём дебюте. И в том, и в другом фильме режиссёр находит ужас в глубоко потаённых травмах и предрассудках, выражает их через причудливые локальные легенды.

В «Ведьме» — через мрачную «сказку новой Англии», в «Маяке» — через моряцкие байки, странные поверья и эклектичную мифологию морских служак, в которой античные мифы смешались с идиотичным телесным юмором, россказнями о Дэйви Джонсе и лавкрафтианских чудищах из глубин океана.

У них и метод действия схожий. В обоих своих фильмах Эггерс не выпячивает объект ужаса, не растрачивается попусту на скримеры и прочие дешёвые трюки — вместо этого он постепенно, неторопливо погружается в быт героев, до поры до времени строит чуть ли не исключительно разговорное кино, где редкими всполохами возникают ужасающие образы: то ли галлюцинации, то ли виденья, то ли вполне реальные предвестники будущего кошмара.

Поэтому-то «Маяк» и сложно назвать «хоррором» в обычном понимании этого слова. Здесь не так уж много страшного — у фильма как будто бы и нет задачи напугать зрителя. Лишь показать ему мир двух людей, медленно сходящих с ума (а, может, никогда и не бывших вменяемыми).

Мир, где сквозь уморительные разговоры о еде и пьяные танцы всё чаще и ярче прорываются ростки чистого безумия, что в конце обязательно выплеснется сюрреалистичным карнавалом абсурда и жестокости.

К слову об уморительном. При всех методологических схожестях «Маяка» и «Ведьмы» новый фильм Эггерса никак не получится уличить в самоповторе — ведь, при идентичной форме, по содержанию они чуть ли не противоположны. Вряд ли в авторе предельно серьёзной и угрюмой «Ведьмы» кто-либо мог заподозрить то остроумие, с которым режиссёр снимает «Маяк».

Это, возможно, вообще самый смешной фильм 2019-го года — по-хорошему сумасшедшие сцены бесед героев Паттинсона и Дефо тут легко могли бы существовать отдельно безо всякого сюжета. В чудаковатых историях старого морского волка Дефо — противоречащих друг другу и почти наверняка выдуманных его больным рассудком — и его экспрессивной ругани больше колорита, чем в иных фильмах целиком.

А его дуэт с Робертом Паттинсоном — некогда гламурным красавцем, в последние годы всё чаще исследующем самые радикальные стороны своего исполнительского мастерства («Хорошее время», «Высшее общество») — с большим отрывом, самый яркий актёрский дуэт года. Наблюдать за тем, как эти двое сходят с ума, бегают друг за другом с топорами и под грохот девятиметровых волн танцуют джигу, одновременно жутко и невозможно смешно.

В «Маяке» Эггерс в принципе работает на радикальных контрастах. Объединяет глубокий символизм, тесно связанный с античными мифами, и чуть ли не сортирные гэги с вечно пердящим персонажем Дефо. В одной сцене делает прямые визуальные отсылки к модернистской живописи, в другой, нисколько не стесняясь, показывает мастурбирующего на статуэтку русалки Паттинсона.

При всех очевидных сравнениях с творчеством Лавкрафта, подход Эггерса даже, пожалуй, ближе к Эдгару Аллану По, мастеру макабрического ужаса, которому были не чужды сарказм и злая ирония по отношению к своим героям.

Собственно, любовь режиссёра к По — известный факт: свою дебютную короткометражку, «Сердце-обличитель», Эггерс снимал как раз на основе «страшного» рассказа американского литературного классика.

В «Маяке» режиссёр отдаёт дань и другому своему объекту поклонения: немецкому киноэкспрессионизму — течению, без которого было бы невозможно представить язык современных фильмов ужасов. Эггерс — огромный фанат, например, «Носферату» 1922 года (ремейк которого он долгое время пытается запустить в производство), одной из первых в истории кино картин, которая выразила психологический надлом человека с помощью визуальных средств.

Потому «Маяк» и снят на чёрно-белую плёнку, в архаичном разрешении 1.19:1 и на старую оптику — так Эггерс обозначает свою преемственность великим хоррорам прошлого. В отличие от более скромно снятой «Ведьмы», здесь он максимально использует свой художественный талант, кропотливо выстраивая кадры и рассказывая историю безумия, по сути, чуть ли не исключительно визуальным языком.

Такой целостностью стиля и истории, как «Маяк», в этом году могут похвастаться немногие фильмы. А, возможно, и вообще никто. Роберт Эггерс уже во второй раз снял выдающийся психологический хоррор, которому для демонстрации шаткого человеческого рассудка не нужны ни слова, ни дурацкие прямые метафоры.

«Маяк» — без пяти минут гениальное кино, в котором Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо выдают одни из лучших ролей в своей карьере. А Эггерс окончательно ставит себя в ряд главных хоррормейкеров поколения.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Иван Вахрушев

Лучшее кино со времён "Зелёного слоника". 

Ответить
Развернуть ветку
Клавдиус Мория

А вы "Слоника", вообще, целиком смотрели? Или видели только вырезки с ютуба, где "Ааааа, какой же ты мудак, блять, обосрался?". Практически все фильмы Басковой ("Слоник" и "Пять бутылок водки" в частности) - на самом деле гениальное жанровое кино, у которого не только в российской, но и в мировой сцене подобных нет. Кино с абсолютно гениальными диалогами, талантливой операторской (которая практически неотличима иногда от документальной) и актерской работе. 

Маяк, в данном плане - да, в некотором смысле наследник фильмов Басковой, хоть я и сомневаюсь в том, что Эггерс вообще слышал об этих фильмах. Тем не менее, у гениев иногда мысли сходятся. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Женский корабль
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ищу Команду

Блять, какая же вода вместо текста. Лучше бы разбор фильма выкатил - это было бы гораздо интереснее, чем читать рецензию, копирующую остальные обзоры "Маяка".

Ответить
Развернуть ветку
Младший спрей

Не увидел гениальности. Нагромождение абсурда и гротеска без какой-то цельной идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Трофимов

Вот кстати схожее чувство после просмотра

Но, видимо я просто быдло:( 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Письменный Денис

Ну я вот подумал тут...показать безумие и потом вполне ожидаемый конец, это тоже вполне себе норм для кино, вроде как просто история без морали, как книга например. Но я ожидал прям вот более изощрённых хитросплетений сюжета, причём авторы вполне заигрывали со всякими вариантами развития событий. Или же просто дразнились -_- или же просто не пришли к какому-либо варианту и сняли вот, что сняли -_-

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
realavt

А, тот квадратный фильм, где пердят, дрочат и обливаются говном...

Ответить
Развернуть ветку
New Patriot

.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Яша Хаддажи

Извини обзор на фильм Ёлки не здесь, это к Баженову

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Шубко

Игра Дефо и Паттинсона конечно на грани с импровизацией. Приятное впечатление под конец года. И вот эти сцены, на мой взгляд, на равне со сценой с морским проклятием. Не могу вспомнить фильма, где мне бы хотелось пересматривать игру актёров.

https://www.youtube.com/watch?v=faX4_h_laT8&list=PL05Zyy9uJrrdolmDLG896N1I8NoqHOBcq&index=229&t=0s

https://www.youtube.com/watch?v=D0Z2sn8ivVg&list=PL05Zyy9uJrrdolmDLG896N1I8NoqHOBcq&index=230&t=0s

Ответить
Развернуть ветку
Младший спрей

Интересно, как в дубляже передадут акцент и лексикон Дефо.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Zhilin

В этом кино ровно ничего нет о безумии, русалках и магической силе света.

Это не обзор, а пересказ кино со спойлерами, т.е говнообзор, в котором воды больше, чем в самом фильме. Никакого хоррора там нет вообще, это скорее черная комедия с достаточно четкой моралью и прекрасным визуалом и игрой актеров.

Ответить
Развернуть ветку
Женский корабль

Хуево когда ты не знаком с древнегреческими мифами и такой "да там нихуя нет". 

Это история Протея и Прометея. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дима Сергеев

Адаптация зелёного слоника)

Ответить
Развернуть ветку
medooloo

Дед с батей сцепились по пьяни и испортили всем праздник каждую пятницу одно и то же — краткий обзор фильма

Ответить
Развернуть ветку
cyrilvoynov

"в архаичном разрешении 4:3"

Вот только соотношение сторон в "Маяке" 1.19:1.

Ответить
Развернуть ветку
Марик Омаргалиев

откуда этот формат сторон вылез то?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ефим Гугнин
Автор

Спасибо, поправлю! 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Чимде

На этом кадре я, конечно, несколько... вздрогнул

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Младший спрей

И полез в штаны?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Письменный Денис

Хммм, подождем разбора всех этих библейских отсылок -_-

Ответить
Развернуть ветку
Boris Martynovich

*СПОЙЛЕР НИЖЕ*

Насчет концовки понравилась идея, что Паттинсон - Прометей, а Дефо - Протей. И молодой украл пламя/свет для людей и чайки клюют его органы, но он не восстанавливается, в отличие от Прометея. А так фильм очень крутой, как они оба обезумели по синей волне, угар похлеще слоника. И да смотреть лучше в оригинале 

Ответить
Развернуть ветку
Письменный Денис

Спасибо милчек, а то я совсем в этих отсылках днище

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефремов

Пролистал сразу до комментов. Чем меньше знаешь конкретики о фильме на который уверен что пойдёшь тем лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Vic

В комментах больше спойлеров, чем в статье

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Данил Аркадьевич

Во-первых, почему вы нарекаете его хоррором?
Во-вторых, какого черта весь интернет сравнивает фильм с зелёным слоником?) и местные комментаторы тоже.
Ну в в третьих, я согласен. Фильм отличный и войдёт в историю. Но не как хоррор, я считаю)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор Петров

Люди, неужели никто не смотрел и не читал "Cold Skin"? Фильм в русском переводе называется "Атлантида", а книга - "Холодная кожа".

Примерно тоже самое, но на пару лет раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Vic

Люди, неужели никто не смотрел "Зеленого Слоника"?

Примерно тоже самое, но на пару десятков лет раньше.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Serada

Асболютно разные вещи. Объединяет их только пара главных героев и место действия.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
IDK

бля, где вы все смотрите если в кино будет только с 16 января. Вы там из будущего чтоль?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Andrew I.

Такие фильмы бы ещё в кинотеатре, блять, смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
undefined

Фильм выдающийся, но пересматривать я его не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Максимальный ключ

Это как ?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy King

Я вот думаю, что очень многого не понял просматривая сие творение. И поэтому не могу сформировать нормальную оценку данному фильму. Есть кто в теме нюансов или отсылок, расскажите если не сложно. Ибо тема про Прометея, как сказал человек выше, очень интересна. Я думаю в фильме полно отсылок и тонких тем, а из-за своего незнания боюсь выстроить ложные мысли.)
Ps. Просто нигде внятного разъяснения фильма так и не нашел.

Ответить
Развернуть ветку
Vic

Да и вряд ли найдешь. Здесь много собрано, солянка получилась. Просто про Прометея самый близкий и подходящий вариант. Мне вообще на мгновение показалось, что вторая часть фильма не реальность, а бред поехавшего головой Паттисона (на что и намекал персонаж Дефо)

Ответить
Развернуть ветку
Графомант

Я здесь увидел ещё вариант мифа о запретном плоде - вместо яблока свет маяка, увидев который, гг узнал некую непереносимую правду (какую, остаётся гадать). А маяк в таком случае - аналог древа познания добра и зла, но, возможно, не в раю, а в чистилище.
Пара персонажей могут быть аллюзией на отношения отцов и детей, Бога и человека, власти и простого народа. Возможно, это один и тот же человек из разных таймлайнов (недаром имена одинаковые). Возможно, кто-то кому-то просто мерещится.
Вообще, не страдаю СПГС, но в случае этого фильма совсем не раздражает отсутствие внятных ответов, и разбирать детали приятно и интересно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Шубко

Удалил на всякий случай.

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Так, чё за спойлеры начались...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
pavd2000

Неприятный и тягомотный фильм. Не рекомендую :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Авэ Сао

Не осилил, уснул. 

Ответить
Развернуть ветку
Annako

да, забавно, что последние годы во всех этих главных хоррорах года больше смешного, а страшного совсем нет, но они от этого хуже не становятся конечно. паттинсон, если бы лет на 100 раньше родился, стал бы звездой немого кино, как влитой подходит

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Beloshevich

Ходил в кино в начале декабря. Очень странный фильм.
Снят красиво, но ощущение зарубежного зеленого слоника.

А еще пипец сложно было понимать, что говорит Дефо. Эт дичь просто

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Dmytriienko

Ведьма очень понравилась, прекрасное кино. Очень жду маяк с момента трейлера, хотя не знал что режиссер один и тот же.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Росс

Delirium tremens

Ответить
Развернуть ветку
Предвыборный фонарь

Вообще не понял зачем в Голливуде сняли лайт версию Зеленого Слоника.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 88 комментариев
null