Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Как Гильермо покинул Средиземье? В самом подробном материале на русском языке рассмотрим, как происходил продакшн фильма и что же случилось с «Хоббитом» Дель Торо.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Здесь первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая части биографии.

Летом 2008 года заскучавший было от череды пластиковых блокбастеров киномир всколыхнула громкая новость. Питер Джексон, сценаристки Фрэн Уолш и Филиппа Бойенс, а также режиссер Гильермо Дель Торо официально начали работу над сценарием по книге Джона Р.Р. Толкина «Хоббит». Пять лет прошло с того памятного времени, когда финальная часть «Властелина колец» получила 11 премий «Оскар» и аудитория, как показалось продюсерам, достаточно соскучилась по Средиземью.

Гильермо Дель Торо только что выпустил на экраны «Хеллбой 2», провалившийся в прокате, но собравший множество положительных отзывов критиков. Они, в свою очередь, хвалили фильм Дель Торо за тщательно проработанный бестиарий и хорошее отражение вселенной Майка Миньолы на большом экране. Кандидатура Гильермо, с учетом отказа Питера Джексона брать на себя режиссирование «Хоббита», казалась настолько естественной, что фанаты по всему миру вздохнули с облегчением: уж за эту экранизацию можно быть спокойным.

Все они ошибались.

Глава 16. Долгожданное путешествие

Глава, в которой фанаты получают подарок на Рождество.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Надежды на превращение «Хоббита» в фильм впервые появились в середине 1990-х годов. К сожалению, сложность получения прав на историю Толкина остановили любые планы более чем на десятилетие, ровно до того момента, когда в руках продюсерской компании Вайнштейнов не оказались права на экранизацию «Властелина колец».

Разговоры об экранизации «Хоббита» стали вестись сразу же после завершения основной трилогии. Фанаты, получив упоительные результаты «Возвращения короля» на Оскаре, не захотели отпускать эту вселенную. Да, впереди маячили компьютерные игры, всевозможные сопроводительные товары, но основным было желание получить еще одну дозу Средиземья на больших экранах.

В 2007 году Сэм Рейми, только что спродюсировавший нашумевший фильм ужасов по комиксам «30 дней ночи», оказался завален вопросами от фанатов— правда ли он ведет переговоры с компанией New Line Cinema и Питером Джексоном? Дошло до того, что Рейми пришлось публично открещиваться от «Хоббита» на панели ComicCon 2007. Впрочем, он не отказывался — просто не подтверждал факта переговоров.

Сэм Рейми и режиссер фильма Дэвид Слейд во время премьеры «30 дней ночи»
Сэм Рейми и режиссер фильма Дэвид Слейд во время премьеры «30 дней ночи»

В том же 2007 году с «Хоббитом» связывали еще одного человека — фанаты жаждали увидеть Мартина Фримена, звезду «Автостопом по галактике», в роли Бильбо Бэггинса. Их подкупала его непосредственность и обаяние гика, так идеально подходившее для молодого Бильбо.

В январе 2008 года фанатское сообщество всколыхнуло сообщение от The Hollywood Reporter: Гильермо Дель Торо ведет «переговоры» о постановке двух фильмов «Хоббит». Якобы New Line Cinema уже давно рассматривала только двух кандидатов — Рэйми и Дель Торо, и сейчас второй перевесил.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

В это же самое время продолжалась забастовка сценаристов, от чего все планы по экранизации постепенно съезжали, но у фанатов появился вполне официальный повод для спекуляций. Но не все были рады тому, что Дель Торо, скорее всего, снимет «Хоббита». Universal Studios, только что вложившие 80 млн долларов в сиквел «Хеллбоя» и купившие права на «Хребты безумия», которые должны были стать следующим фильмом Дель Торо, оказались ошеломлены новостями. Работа над «Хоббитом» означала для Дель Торо минимум 4 года жизни, проведенные в Новой Зеландии, и все планы Universal на работу с мексиканским сказочником рушились на глазах.

Пока весь мир ждал, когда стадия переговоров завершится и Гильермо пожмет руки с New Line Cinema, тот перечитывал «Властелин колец» и делал пометки в «Сильмариллионе»:

Я медленно ползу по «Сильмариллиону», который я нахожу странно гипнотическим и прекрасным. Я прочитал много исследований по мифологии и фольклору, я могу найти многое из того, что Толкин взял из мифологий всего мира (особенно исландских) и преобразовал в тщательно созданную космологию, которая идеально подходит для англосаксонского мира.

Гильермо Дель Торо, пока еще не режиссер «Хоббита»

Наконец, 24 апреля 2008 году все киносайты взорвались: Дель Торо подписал контракт с New Line — MGM. В официальном пресс-релизе указывалось: «Он будет режиссировать два фильма один за другим. История, рассказанная в «Хоббите», будет показана в первом фильме, а сиквел будет посвящен 60-летнему периоду между «Хоббитом» и «Братством кольца», первым фильмом из трилогии «Властелин колец».

Все вздохнули с облегчением: фильму быть.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

В апреле 2008 года Гильермо дал интервью подкасту Voice of Krypton, где рассказал о своем опыте прочтения книг Толкина. Впервые он познакомился с ними, когда ему исполнилось 11 лет — он потратил немаленькую сумму сразу на 4 книги — «Хоббита» и основную трилогию. Но, как оказалось, текст «Властелина колец» оказался слишком сложен для него и потому был отложен, а вот «Хоббит» стал одной из любимых книг Дель Торо.

Я идентифицировал себя с Бильбо. Как и он, я вел замкнутое существование, но потом был вытащен этой сказочной, удивительной группой гномов, чтобы открыть для себя тайны жизни и смерти. Этот роман начинается очень невинно, а заканчивается, я бы сказал, трагически, на такой горько-сладкой ноте. Своего рода опыт Англии в Первой мировой войне, опыт потери невинности, но в то же время обретения мужественности.

Гильермо Дель Торо, теперь уже режиссер «Хоббита»

Естественно, Дель Торо не был бы самим собой, если бы не впечатлился больше всех остальных именно монстрами: Смауг и пауки Лихолесья, вот кого он в первую очередь хотел бы увидеть на большом экране.

Когда его спросили, не боится ли он вставать у руля фильмов с таким бэкграундом — ведь Джексон собрал с трилогией все призы, которые мог, Гильермо ответил, что совсем нет. «Хоббит» для него являлся некой увертюрой, вступлением к грандиозной симфонии совсем с другим настроением, и поэтому внутри нее он мог делать все, что угодно.

Перед тем как говорить о продакшне «Хоббита», стоит вспомнить, как вообще Дель Торо познакомился с Питером Джексоном. Встретились они в 2006 году, когда Джексон, недавно выпустивший «Кинг-Конга», занимался фильмом во вселенной игры Halo. Сначала он хотел снимать его лично, но позже занял продюсерское кресло, а режиссером утвердили Гильермо дель Торо.

К сожалению, фильм так и не случился — сначала оттуда вылетел Дель Торо, занявшись производством «Хеллбоя 2», потом Джексон переключился на Halo: Chronicles, интерактивный эпизодический сериал, а потом Microsoft и вовсе отказалась от экранизации своей игры. Несколько лет спустя разработчики приоткрыли подробности сюжета, который планировал Дель Торо: якобы он придумал Мастеру Чифу злого брата-близнеца, зараженного «Потопом». В финале братья бы сразились.

Несмотря на то, что фильм по Halo не случился, Джексон и Дель Торо поддерживали связь. И как только New Line уладила ряд своих проблем и связалась с PJ по поводу «Хоббита», тот сразу же набрал Дель Торо. Этот звонок стал подарком ему на Рождество.

Питер Джексон встречается с сотрудниками Bungie
Питер Джексон встречается с сотрудниками Bungie

Почему именно Гильермо, а не кто-то другой? Лучше всего было задать этот вопрос Питеру Джексону:

«Я видел, что он с уважением относится к фэнтези. Он его понимает и его оно не пугает. Гильермо также понимает характер персонажей и то, что сила любого фильма почти всегда связана с тем, насколько активно мы сопереживаем персонажам. Его работы показывают, как сильно он любит и заботится о главных героях, которых создает. Он также очень уверенно чувствует себя в дизайне и визуальных эффектах. Многие режиссеры боятся спецэффектов — это не преступление, но сложность, если вы как раз создаете фильм, наполненный ими»!

Трудно представить более подходящий выбор на пост режиссера «Хоббита», чем Дель Торо. С 4 лет он был заядлым читателем и коллекционером рукописей, брошюр, изношенных книг в мягкой обложке.

Дом Гильермо дель Торо в пригороде Лос-Анджелеса — святыня жуткого, причудливого и сверхъестественного.
Дом Гильермо дель Торо в пригороде Лос-Анджелеса — святыня жуткого, причудливого и сверхъестественного.

За десятилетия он собрал огромную библиотеку, в том числе фантастических ужасов: Алджернон Блэквуд, Артур Мэкен, Монтегю Роудс Джеймс и т.д., а также классических сказок и мифов: собрания Гримм, Андерсена, Уайльда, Беттельхейма и др. Время от времени он увлекался научной фантастикой, читал Брэдбери, Эллисона, Стерджена и Мэтисона.

Что касается фэнтези, то здесь Дель Торо был более избирательным. В юности он читал Муркока, Кларка Эштона Смита, Ллойда Александра, Фрица Лейбера, Марселя Швоба, Р. Э. Ховарда и некоторых других.

В Толкине его восхищало умение создавать мир, мастерски сплетая его из мифов и преданий. Достоинство его книг, которые ценил Дель Торо, было в персонажах — он не просто складировал и пересказывал древние легенды, Толкину удавалось вдыхать новую жизнь в собственных героев, созданных по образу классических персонажей мифов.

Дракон Смауг — один из любимых персонажей ГДТ в «Хоббите».
Дракон Смауг — один из любимых персонажей ГДТ в «Хоббите».

Спустя годы Гильермо познакомился с корнями мифов Толкина — исландскими, кельтскими легендами, сказании о Беовульфе и других. Теперь он изучал и наслаждался сложными способами, с которыми демонические волки, оборотни и эльфы из многочисленных сказок становились единой сагой, которую теперь знают и любят миллионы.

Нечто подобное Дель Торо пытался повторить в «Лабиринте Фавна», где он использовал жесткую структуру построения мрачной сказки, чтобы на этой основе поговорить о природе войн, политике и связать все это с фэнтези. Равно как Толкин в «Хоббите» обличал глазами Бильбо иллюзорную природу одержимости, грех накопительства и банальность войны — будь то на Западном фронте или в Средиземье.

Создавая эстетику «Хеллбоя», обычного, казалось бы, комикса, Дель Торо потратил два года на создание мира фей, эльфов и троллей. Он мог бы сделать это в три раза быстрее, взяв готовое, но его основная страсть — создавать собственные миры и рассказывать в них страшные сказки.

Глава 17. По хребтам безумия

Глава, в которой экспедиция прибывает в неизведанный край.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Итак, июнь 2008. Фанаты с энтузиазмом приняли идею того, что по «Хоббиту» выйдет не 1, а целых 2 фильма. На разумные вопросы, что собираются показать в сиквеле, Дель Торо отвечал подробно:

Второй фильм — это не «филлер», это неотъемлемая часть рассказа о событиях тех 50-лет, что прошли между «Хоббитом» и «ВК». Мы не хотим делать фильм-мост между основными частями, мы хотим каждый фильм наполнить смыслом. Что-то, разумеется, переместится из первого фильма во второй. В итоге это должно быть похоже на единую историю в 5 томах.

Гильермо Дель Торо, Уровень энтузиазма: 10/10

Пока Дель Торо улаживал дела в Лос-Анджелесе, в Новой Зеландии, на месте, где располагался Шир, начались работы — посадка растений, восстановление лесов и хоббичьих агрохозяйств. С самого начала Дель Торо подтверждал, что «Хоббит» будет сниматься по большей части на натуре — равно как и «Лабиринт Фавна», и «Хребет дьявола».

Говоря о том, чем его фильмы будут отличаться от фильмов Питера Джексона, Дель Торо отмечал, что хочет сделать акцент на аниматрониках и аниматронных существах, улучшенных с помощью компьютерной графики. Вместе с Weta Digital они решили не делать упор на CGI, а совершить прыжок на десять лет в будущее в области аналоговых технологий, которые планировали разработать для существ из фильма.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Еще одна вещь, которую Дель Торо выделял отдельно — палитра в начале фильма, которая должна была немного отличаться от палитры «Властелина колец», быть более теплой, «золотой», словно воспоминания Толкина об Англии до Первой мировой войны.

В первых интервью фанаты спрашивали у Дель Торо о Смауге. Всех волновал вопрос, как в итоге будет выглядеть этот персонаж — нельзя было сделать его просто финальным боссом, еще одной преградой в квесте. Он должен был быть личностью.

«Смауг не должен быть «драконом из «Хоббита», просто еще одним существом в бестиарии Толкина. Смауг должен быть «Драконом с большой буквы» для всех фильмов прошлого и настоящего», — рассказывал в интервью Гильермо. — «Жадность, которую он воплощает, создает своего рода тематический и драматический нарратив, который делает ярче всю историю. Жадность Торина является продолжением этой темы, а отношение к золоту Бильбо является противопоставлением. Фактически, эта тема достигает апогея в конце фильма, в сцене на смертном одре Торина».

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

В середине 2008 года, еще до того, как Дель Торо приступил к сценарию, план на ближайшие годы был таким:

  • 2008: сценарий и ранний концептуальный дизайн.
  • 2009: предпродакшн обоих фильмов.
  • 2010: одновременная съемка обоих фильмов
  • декабрь 2011: релиз первой части
  • декабрь 2012: релиз второй части

Как мы видим, изначально планировалось снять оба фильма одновременно в 2010 году, с небольшим перерывом на смену декораций. Съемочная группа планировала переезжать между локациями и сразу снимать в них все сцены для обеих частей.

Какую же роль видел для себя Питер Джексон? «Исполнительный продюсер», которым он себя назначил, мог заниматься совершенно разными вещами. Джексон видел себя членом производственной группы, который будет работать и над сценарием (вместе с Дель Торо и постоянными партнерами —Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс) и помогать Гильермо налаживать процесс масштабных съемок.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Джексону нужно было следить и за преемственностью, потому что несмотря на разный тон, временной промежуток и общие события, «Хоббит» все-таки является прямым приквелом «ВК», поэтому Питер часто сравнивал «Хоббита» с последними месяцами перед Первой мировой войной, когда над Европой только сгущались тучи.

Сейчас, имея три фильма, снятые Джексоном по «Хоббиту», первоначальная идея снять две части нам не кажется странной. Но в 2008 году фанаты недоумевали — если они собираются рассказать основную историю в рамках первого фильма, что будет во втором?

Планировалось найти убедительный способ соединить «Хоббита» и «Братство кольца», создав единое визуальное и смысловое полотно из 5 частей. Второй фильм должен был заполнить пробелы между тревожными событиями, о которых говорил Гендальф во «Властелине колец». За полвека между произведениями произошло много всего, и Дель Торо планировал выбрать короткий отрезок, насыщенный важными для мира событиями, и экранизировать его.

Весь июль 2008 года Дель Торо провел в туре, презентуя «Хеллбоя 2: Золотая армия». Фильм не собрал много в прокате, однако был отмечен критиками как качественное кино по комиксам с невероятно проработанным сеттингом. Поклонники Толкина в один голос заявили: «фильм хороший, но это не «Хоббит». Ожидаем от вас, мистер Дель Торо, совсем другого уровня». Сам Гильермо в одном из интервью признался, что чувствует себя как человек, которому дали пароль от ядерной кнопки.

Наконец, в августе 2008 года, Дель Торо перешел к работе над «Хоббитом». В это же время в новостях промелькнула новость, что кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer приступила к поискам 600 млн долларов, которые должны были пойти на съемки «Хоббита» и ремейка «Розовой пантеры». Аналитики отмечали, что этим же летом подобный финт не удался Paramount Pictures, которая искала банк, который обеспечил бы ее займом в 450 млн. Но тогда эта новость проскочила и забылась.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Осенью 2008 года все перебирали актеров старой трилогии и гадали — кто же вернется, а кого заменят? И кого будет играть Даг Джонс, неизменный спутник всех фильмов Дель Торо? Как отмечал Питер Джексон, их четверка активно работает над сценарием, каждый в своем уголке света. Они созваниваются, видео-звонки могут идти целыми днями, после чего пишут каждый свою часть. Дель Торо иронично отмечал, что они работают не вчетвером, а вдвоем, потому что Джексон, Уолш и Бойенс действуют как одно существо. Параллельно Говард Шор, композитор «Властелина колец», начал работу над партитурой для «Хоббита».

В октябре 2008 года сюжет первого фильма был разложен по нескольким сотням бумажных карточек и довольный Дель Торо объявил, что уже знает, чем закончится первый и с чего начнется второй фильм, а так же, что вариант трилогии не рассматривается по многим причинам. Еще одной насущной проблемой постепенно становился кастинг — нужно было забронировать актеров, у которых обычно все расписано на годы вперед.

Первый шаг — это кастинг Бильбо, краеугольный камень, потому что многое зависит от отношений между ним и Торином. Мы увидим трансформацию, через которую пройдет Торин, и то, как персонаж Бильбо отреагирует на жадность и желание владеть всем, которое Торин испытает, когда они найдут сокровищницу. Ведь для него это — возвращение прав собственному народу, а для Бильбо — лишь золото.

Гильермо Дель Торо, автор сценария «Хоббита»
Такой каст мы увидим только через 3 года. Но уже тогда Мартин Фриман рассматривался как кандидат на роль Бильбо.
Такой каст мы увидим только через 3 года. Но уже тогда Мартин Фриман рассматривался как кандидат на роль Бильбо.

Конец 2008 года ознаменовался двумя событиями — пока Дель Торо и команда пропадали в Новой Зеландии, ведя подготовку к съемкам, «Хоббит» вошел в 25 самых популярных фильмов 2008 года (при том, что его еще не существовало!), а так же появился первый слух, которому суждено было стать пророческим: возможно фильм отложится до 2012 года. Впрочем, его сразу же опровергли — настолько была сильна вера в то, что все магическим образом сложится.

Глава 18. Посреди пустошей

Глава, в которой гномы и один хоббит никак не могут отыскать ключ к двери.

Фан-арт от Майка Миньолы на тему «Хоббита».
Фан-арт от Майка Миньолы на тему «Хоббита».

В январе 2009 года в инфополе наконец-то появился Дель Торо и принес пару хороших новостей: продакшн всех существ завершен примерно на треть (учитывая, что впереди был весь 2009 год), а к команде дизайнеров присоединяется сам Майк Миньола — автор Хеллбоя и концепт-художник «Лабиринта Фавна».

Летом 2009 Гильермо активно давал интервью о вампирском романе «Штамм», написанном совместно с Чаком Хоганом. Книга оказалась в десятке бестселлеров The New York Times и ее планировали экранизировать. А новости о «Хоббите» выходили очень редко. Появились слухи, что в Средиземье появится Хьюго Уивинг, но такие истории существовали практически про каждого актера старой трилогии.

Дель Торо снова официально подтвердил, что работа кипит, съемки запланированы на март 2010 и займут чуть больше года, остается только ждать. Сам он с конца 2009 жил в Новой Зеландии и, как говорил в интервью, располнел на 4 размера, но абсолютно об этом не жалел, ведь все его мысли занимал предпродакшн «Хоббита». Студию в Веллингтоне он называл «Голливудом, каким его спланировал Бог» — местом, где все думают не о деньгах и отчетах, а как снять самое лучшее кино.

Летом 2009 года началось восстановление декораций Хоббитона. Его планировали расширить по сравнению с версией «Властелина колец».
Летом 2009 года началось восстановление декораций Хоббитона. Его планировали расширить по сравнению с версией «Властелина колец».

Пока счастливый Дель Торо наслаждался погожими деньками в Новой Зеландии, Comic-Con посетил Питер Джексон. Он спродюсировал первый полнометражный фильм Нила Бломкампа «Район № 9», гремевший этим летом по всему миру, и заодно поделился новостями по поводу «Хоббита».

«Люди думают, что нам дан зеленый свет и мы уже снимаем фильм, но это не так. Мы должны сначала предоставить сценарий, который утвердит студия, а затем составить бюджет этого сценария, потому что мы еще не утвердили смету. Студия не будет снимать фильм с открытой чековой книжкой, поэтому мы должны выяснить, сколько он будет стоить и сможет ли студия это оплатить.

А потом мы можем начать кастинг фильма. Но только когда будет бюджет и студия даст разрешение на съемки фильма. Пока это не так.

Питер Джексон, гениальный продюсер
Comic-Con 2009 был крутым — когда еще за одним столом вы увидите Джексона и Кэмерона, рассказывающих о своих проектах?
Comic-Con 2009 был крутым — когда еще за одним столом вы увидите Джексона и Кэмерона, рассказывающих о своих проектах?

«Примерно через три недели мы сдадим первую версию сценария «Хоббита», — рассказал тогда Джексон. Речь шла только о первой части дилогии, вторая на тот момент существовала лишь на стадии сюжета.

Между тем финансовое состояние MGM продолжало ухудшаться. В начале осени 2009 года MGM провела конференцию с держателями облигаций, в ходе которой сообщила, что прекратила выплату купонов, потому что отчаянно нуждается в деньгах и скоро может остаться без средств. Компания так же заявила, что ей необходимо 20 миллионов долларов для покрытия накладных расходов и дополнительно 150 миллионов долларов, чтобы до конца года продолжить финансирование своих проектов и запустить «Хоббит» Питера Джексона.

Слухи, возникшие на этом фоне, о передаче прав на фильмы по Толкину, MGM опровергала — «Хоббит» остается с ними, Дель Торо и Джексон у руля, выпуск так же запланирован на 2011 год. Но в головах фанатов это стало первым тревожным звоночком. Так же оказалось, что сценарий первого фильма еще не сдан и будет готов только к концу ноября — то есть больше чем через год после официального старта работы над ним.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Итак, осень 2009. Что известно о «Хоббите»? В первых числах ноября сэр Йен Маккеллен, освободивший под съемки весь 2010 год, сообщил, что уже прочел сценарий. Это означало, что его первая версия уже доступна и наверняка добралась до первых лиц MGM. Поскольку никаких новостей о старте съемок не было, это означало, либо, что сценарий нужно сильно дорабатывать, либо что он уже запущен в производство и со дня на день студия даст зеленый свет и объявит официальный кастинг.

Самые серьезные опасения вызывал именно он — роль Бильбо была вакантна, роли 13 гномов тоже. Если учесть, что планы актеров составляются сильно заранее, то съемки, которые должны были начаться через полгода, казались все менее реалистичными. Несмотря на это с лета строится Хоббитон (пока непонятно на чьи деньги — муниципальные или кредитные MGM) и по нему проводят экскурсии, а работы по превизуализации существ в WETA были завершены почти на 100 процентов.

Где-то в параллельном мире есть «Хоббит» Дель Торо с дизайном Смауга в стиле кайдзю.
Где-то в параллельном мире есть «Хоббит» Дель Торо с дизайном Смауга в стиле кайдзю.

В конце ноября студия, наконец, утверждает первую версию сценария. Джексон также сообщает, что сценарий второго фильма доделан наполовину. Вместе с тем он предполагает, что съемки начнутся только в середине следующего года, а это означает, что сдвинутся и сроки выхода фильма — на 2012 и 2013 годы. Впрочем, сам Питер Джексон все же нацелен на 2011.

В это время достигают апогея слухи о кастинге на роль Бильбо — кого только на это место не пророчат: Дэниела Рэдклиффа, Мартина Фримена, Джеймса МакЭвоя, Дэвида Теннанта и даже Тоби Магуайра. На роль гномов предлагают Стивена Фрая и Тома Уэйтса. Дель Торо молчит о кастинге, лишь подтверждая слухи о возвращении к ролям большого числа актеров трилогии.

Мы можем говорить, что хотим, но пока не будут утверждены два сценария, а также бюджеты и графики для их съемки, нам всем горит желтый свет. Это не остановка, мы по-прежнему в процессе. Тестируем анимацию Смауга, редактируем превизуализацию, делаем окончательный выбор артефактов и снаряжения гномов.

Гильермо Дель Торо, Уровень энтузиазма: 8/10

Наступление 2010 года омрачено интервью исполнительного директора Warner Bros. Алана Хорна (именно их частью является New Line Cinema). Он сказал, что не может предсказать, когда выйдет первый из двух фильмов о «Хоббите», но заявляет, что наиболее вероятным сценарием будет релиз в четвертом квартале 2012 года.

Разумеется, для фанатов это прозвучало словно гром среди ясного неба. Ни слова о причинах переноса Алан Хорн не сообщил, но это и так было очевидно: сценарий утвержден совсем недавно, кастинг не запущен, а денег у New Line – MGM так и нет.

Весной 2010 года впервые появляются подтверждения, что «Хоббита» планируется снять в 3D. Связано это, разумеется, с триумфальным шествием «Аватара» по планете. Дель Торо, ранее отметающий все слухи об этой технологии съемки, теперь признается — разговор с руководством студии был, они всерьез интересуются, но пока съемки не запущены, говорить о чем-либо рано.

Так выглядел «Хоббитон» весной 2010 года.
Так выглядел «Хоббитон» весной 2010 года.

Почему же съемки до сих пор не запустились? MGM, владеющая Джеймсом Бондом и около 4000 других фильмов, имела на тот момент задолженность примерно на 3,7 миллиарда долларов, а так же контракт с Warner Bros, по которому обязана была снять двух «Хоббитов». Знал ли об этом Дель Торо, когда подписывал контракт? Или хотя бы Джексон, который явно не был последним лицом в New Line – MGM? Скорее всего, от них это тщательно скрывалось, потому что трудно представить Гильермо, подписывающего контракт с обозначенными датами, но при этом знающего, что съемок в срок не будет, равно как трудно представить Питера Джексона, врущего своему другу в глаза.

Так или иначе, «Хоббит» не мог получить финансирование и зеленый свет от студий до тех пор, пока финансовые дела MGM не будут урегулированы. Тем временем команда в Новой Зеландии продолжала работать над предпродакшеном.

Глава 19. Где же орлы?

Глава, в которой все ждут божественного вмешательства, но получают немного другое.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

Весна 2010 года была для Гильермо одним сплошным днем сурка. Нельзя дописывать сценарий второго фильма, пока не ясен общий бюджет, нельзя приступать к реальном препродакшну, потому что нет денег у студии, а когда будут — никто не знает. Дель Торо остается раз за разом успокаивать фанатов, говорят, что фильм будет, для него все готово, но вот когда — неизвестно.

В апреле Питер Джексон сообщает, что сценарий второго фильма закончен и теперь от них ничего не зависит — все лежит на столе у MGM, которая отчаянно пытается найти того, кто бы ее купил. Студии одна за одной отказываются — из торгов вышла Lionsgate, подумывающая о правах на «Терминатора», но остается шанс продажи Time Warner, владеющей Warner Bros.

26 мая 2021 года компания Amazon выкупила Metro Goldwyn Mayer за $8,45 млрд.
26 мая 2021 года компания Amazon выкупила Metro Goldwyn Mayer за $8,45 млрд.

Через месяц, в самом конце мая, Дель Торо и Джексона в очередной раз спрашивают: «Хоббит» правда отложен на неопределенный срок? Продюсер отвечает: нет, он не отложен, мы ждем, когда нам дадут бюджет и сразу начинаем. Это разные вещи. 30 мая чудовищная новость облетает все медиа мира: Гильермо Дель Торо покинул «Хоббита» после двух лет предпродакшна.

В свете продолжающихся задержек с назначением даты начала съемок «Хоббита» я столкнулся с самым трудным решением в моей жизни. После почти двух лет жизни и конструирования мира, столь же богатого, как Средиземье Толкина, я должен, с большим сожалением, отказаться от постановки этих замечательных картин. Я по-прежнему благодарен Питеру, Фрэн и Филиппе, New Line и Warner Brothers, а также всей моей команде в Новой Зеландии. Мне выпала честь работать в одной из величайших стран на Земле с одними из лучших людей, когда-либо занимавшихся нашим ремеслом, и моя жизнь изменилась навсегда. И как соавтор сценария, и как режиссер, я не желаю ничего, кроме удачи, тому, кто реализует этот проект, и буду первым в очереди, чтобы увидеть готовый продукт. Я остаюсь союзником его создателей, настоящего и будущего, и полностью поддерживаю плавный переход к новому режиссеру.

Гильермо Дель Торо, Уровень энтузиазма: 0/10

Гильермо больше не чувствовал, что он может посвятить шесть лет жизни Новой Зеландии, снимая исключительно «Хоббита». Изначально он планировал потратить на съемки 3 года, но эпопее не было видно конца и края, и он не мог больше ждать, сидя на одном месте. У Гильермо оставались обязательства по доработке сценария, плюс он пообещал плавно ввести нового режиссера в проект, но теперь он был свободен.

Это имя в графе режиссер мы увидим через год, в 2011, но уже тогда все понимали, кто встанет у руля.
Это имя в графе режиссер мы увидим через год, в 2011, но уже тогда все понимали, кто встанет у руля.

Но свобода далась ему невероятно тяжело. В 2008 году он перевез в Новую Зеландию всю семью и привык к размеренному ритму и четкому распорядку работы. Теперь же он возвращался обратно в шумный Лос-Анджелес — без студии, без проектов, без четких планов. Позади себя он оставил множество дизайнов, аниматик, досок и скульптур, которые отражали его идеи для Лихолесья, пауков, варгов, каменных троллей и других созданий Средиземья. Он отлично понимал, что новый режиссер волен выкинуть все, на что он потратил два года своей жизни, и уж точно фильм не будет выглядеть так, как он задумывал.

«Убирайся оттуда!» — такой совет дал ему Джеймс Кэмерон задолго до выхода Дель Торо из «Хоббита». В интервью летом 2010 года Кэмерон рассказал, что долгое время советовал своему другу покинуть проект, потому что «на корабле есть место только для одного капитана — и это Джексон». По словам Кэмерона, он с самого начала знал, что Питер должен сделать все сам, а Гильермо его не слушал. Он показал Джеймсу несколько придуманных им для фильма дизайнов персонажей и Кэмерон восхитился ими: они одновременно были в стиле Дель Торо и при этом очень подходили Средиземью. Но при этом режиссер «Аватара» по-прежнему был уверен, что Джексон и Дель Торо не могли бы ужиться в одном проекте.

Творческий путь Гильермо Дель Торо. Часть VII

В июле 2010 года Гильермо приехал на Comic-Con в Сан Диего, чтобы прорекламировать сразу два проекта Disney — недавно анонсированную перезагрузку «Особняка с привидениями», основанную на аттракционе и одноименном фильме 2003 года, и продюсируемый им для Miramax ужастик «Не бойся темноты» с Кэти Холмс (тоже, по совпадению, про призраков в старом доме).

«Особняк с привидениями» станет еще одним нереализованным проектом Дель Торо. Он с присущим ему энтузиазмом бросится прорабатывать идею: «Это будет увлекательный фильм для всей семьи, но он определенно будет страшный, — рассказывал он на Comic-Con. — Своими самыми жуткими кошмарами в детстве я обязан Уолту Диснею. Многие забывают, что он автор не только милейших созданий, но и страшных тварей. Нужно помнить эту часть его наследия».

Дель Торо вместе с командой сценаристов за следующие четыре года создаст 3-4 наброска сценария, подготовит, по его словам, «50-60 концепт-артов», создаст несколько рабочих макетов, но так и не придет к соглашению со студией в плане сюжета. В 2014 он скажет, что останется в проекте в качестве сценариста и продюсера, а затем и вовсе откажется от фильма. В 2020 году на роль сценариста «Особняка» утвердили Кэти Дипполд, сценаристку провального ребута «Охотников за привидениями» и «Копов в юбках».

Согласитесь, по нелепой версии «Особняка» 2003 года видно, насколько фильм подходит Гильермо.
Согласитесь, по нелепой версии «Особняка» 2003 года видно, насколько фильм подходит Гильермо.

«Не бойся темноты» с Кэти Холмс в главной роли — ремейк малоизвестного фильма 1973 года, рассказывающего о молодой девушке, которая переезжает в дом со своей матерью и отчимом и начинает понимать, что в их подвале есть нечто сверхъестественное. По темам и настроению он окажется близок к «Лабиринту Фавна» и «Приюту» Дель Торо, в которых сверхъестественные события являются отражением эмоционального состояния людей, но выйдет далеко не таким хорошим — в прокате лента с бюджетом 25 млн долларов соберет чуть меньше сорока, а рейтинги критиков опустятся ниже 6 баллов.

«Мы объединяем мрачные европейские сказки о существах, подменяющих младенцев, существ из мира намного старше нашего, и идею из «Птиц», где монстры являлись воплощением напряженных отношений в семье», — рассказывал Дель Торо. — «Это классическая сказка, но современная по подаче».

Сюжет у «Не бойся темноты» слабый, но атмосфера Дель Торо удалась на славу.
Сюжет у «Не бойся темноты» слабый, но атмосфера Дель Торо удалась на славу.

Фанаты и сообщество киноделов гадало, что же Дель Торо будет делать дальше? Снимать «Особняк»? Сам Гильермо загадочно улыбался и вскользь упоминал проект, который будет снимать в следующем году: «точно не «Человек из стали». Это дало фанатам повод для размышления: над чем таким работает Дель Торо? Новый «Доктор Джекил и мистер Хайд»? Перезагрузка «Ван Хельсинга»? Адаптация книги Роальда Даля «Ведьмы»? Или же то, что Дель Торо вынашивает не один десяток лет — та самая экранизация «Хребтов безумия»?

Про фильм, который он оставил позади этой весной, Дель Торо отвечал однозначно «Я хотел бы, чтобы Питер снял его». Но наблюдать за Гильермо в эти моменты было трудно — он все еще переживал. А впереди было еще много разочарований.

Спасибо, что дочитали! На этот материал я потратил больше 50 часов, изучив без малого 600 источников с 2006 по 2020 год. Если вам нравится история Гильермо и вы хотите читать другие лонгриды про кино, сериалы, книги и игры — вот здесь мой небольшой канал в Telegram. Никакой воды и кучи уведомлений – пишу, если есть, что сказать.

2020 показов
1.2K1.2K открытий
11 репост
6 комментариев

Я как раз смотрю весь бонус контент ко всем 6 фильмам и там Гильермо почти нет. Эта статья дополнила пробел в знаниях. Очень круто, спасибо.

Ответить

Да, студия максимально удалила работу Дель Торо из всех источников и никогда его не упоминает, хотя сама же и виновата по большей части в его уходе.

Ответить

наконец то новая часть, спасибо.

Ответить

Рад, что вы следите!

Ответить

Я уж думал выпусков больше не будет.
Для меня вообще открытие, что Гильермо властелином колец занимался О_о
Как я пропустил всю эту историю - загадка для меня.

Ответить

Я до сих пор пока собираю инфу натыкаюсь на нереализованные проекты Дель Торо, о которых и не слышал, хотя вроде бы столько прочел) Как раз отличный повод познакомиться с довольно занимательной историей создания Хоббита)

Ответить