И всё-таки, Лавкрафт проклят

Сколько уже вышло игр по его сомнительным произведениям, и сколько выйдет в будущем...но по-настоящему хороших можно по пальцам одной руки пересчитать. К сожалению Static Dread не входит в их число.

И всё-таки, Лавкрафт проклят

Единственны плюс игры - это визуал. Он довольно необычный, атмосферный и иногда может нагнать жути. В остальном же, это максимально нудная и однообразная бродилка с подрезанными механиками из Paper Please в которой они работали намного лучше.

Начало задало неплохой тон. Из-за глобального катаклизма, вызванного северным сиянием, современные технологии вышли из строя и людям пришлось прибегнуть к технологиям древних предков - к маякам. Нам предстоит влезть в шкуру одинокого смотрителя маяка и на протяжении 15 дней стараться сохранить свой рассудок, чтобы пережить катастрофу и снова увидеться со своей семьей, оставленной на материке.

Вот, кстати, та самая "семья". С ней можно связываться по радио, а можно и не связываться. Главный герой про них совсем не вспоминает и скоро я сам благополучно забыл о том, что они вообще существуют. 
Вот, кстати, та самая "семья". С ней можно связываться по радио, а можно и не связываться. Главный герой про них совсем не вспоминает и скоро я сам благополучно забыл о том, что они вообще существуют. 

Первые дни наша задача будет относительно проста - днём мы можем свободно исследовать хижину, искать различные секреты и собирать небольшие запасы, оставленные прошлым смотрителем. А ночью придется следить за тем, чтобы маяк исправно работал, зачем-то (серьезно, я не понял зачем) наводить порядок, стирая загадочные символы, что внезапно появляются то тут - то там, отвечать на бесконечные радиосигналы и проводить блуждающие корабли, рисуя им маршрут на карте.

"Круто", подумал я, "в первый часы игры передо мной поставили столько задач, наверное дальше будет ещё интереснее"...но с каждым новым игровым днём мой энтузиазм постепенно угасал, сменяясь унынием, потому что, как оказалось, за этот час игра показала мне всё, чем придется заниматься на протяжении 8-9 часов реального времени. Каждый день будут добавляться некоторые новые условия. Например, корабли с аномалиями отправлять туда, а грузовые - сюда. Но в любом случае, геймплей сводится к бесконечному повторению одних и тех же действий. Авторы даже не придумали никакого наказания за нарушение правил. Если отправить корабль в неправильный порт, тебе просто выпишут штаф или наорут по радио - и как бы всё. Спрашивается, а зачем тогда стараться?

Единственное, чем хоть как-то можно разнообразить игровой процесс - это сходить на примитивную мини-игру по ловле рыбы, где надо просто дождаться пока поплавок уйдет под воду, после чего нажать кнопочку Е. Очень увлекательно и тошнотворно из-за припадочной анимации моря в два кадра.

И всё-таки, Лавкрафт проклят

Для игры, в названии которой фигурирует слово "Dread" (ужас, тревога, страх), в ней напрочь отсутствует этот самый страх. В ней нет ничего, что могло бы вселить в меня хоть каплю ужаса. Видно, что авторы отчаянно пытались напугать игрока, но видимо из-за нехватки опыта, все их усилия выглядели довольно жалко и порой слишком смешно из-за своей банальности. Игра подчеркивает важность того, чтобы в комнатах горел свет, только даже глубокой ночью помещение освещено так, что всё видно как днём. Иногда будут появляться загадочные символы, издающие жуууткий зловещий шепот, который мог бы вызвать неприятные чувства, если бы его вообще было слышно. Игра не знает когда нужно заткнуться и частенько выливает в уши просто какофонию различных звуков, начиная от громкого эмбиента, который врубается без какой-либо причины и заканчивая белым шумом от радио. Если уж соберетесь играть, то советую сделать звук на минимум, иначе мигрень замучает.

Хорошая попытка, но даже наличие пса не спасает эту игру
Хорошая попытка, но даже наличие пса не спасает эту игру

Не помогает и выше упомянутое отсутствие штрафов. Персонажи и история дают понять, что наша работа крайне важна и любое промедление может стоит жизни множеству людей, но при этом я могу игнорировать приходящие корабли хоть до посинения и ничего мне за это не будет. То же касается и "системы" усталости и рассудка. За то, что плохо кушаете и пьете, игра просто будет сужать ваше поле зрение и делать картинку чуть более размытой. Видимо надо постараться, чтобы проиграть от усталости или потери рассудка, ибо даже имея скудные запасы провианта, я не почувствовал, что мне что-то угрожает...а может никакой угрозы и нет, а разработчики попытались сыграть на психологии игрока, кто знает.

Иногда из под земли вылезают щупальца, с которыми надо бороться в стиле Алана Вейка - то есть просто посветив на них фонарем
Иногда из под земли вылезают щупальца, с которыми надо бороться в стиле Алана Вейка - то есть просто посветив на них фонарем

Забавно ещё и то, что на второй день нам предлагают купить то, что дает буквально бесконечные запасы еды и кофе, которыми можно восстанавливать состояние гг, а именно - удочка и кофейник. Первая, как не сложно догадаться, даёт возможность ловить рыбу в течение дня перед ночной сменой, а кофейник полностью восстанавливает энергию. Можно подумать, что для их использования придется добывать наживку и зёрна, но нет. Вам достаточно купить эти два предмета, чтобы полностью сломать основную механику игры и лутать бесконечные ресурсы.

И всё-таки, Лавкрафт проклят

Но что окончательно убило для меня эту игру как хоррор - так это обилие неуместных отсылок на медиа и другие игры. Например, однажды со мной связался рандомный корабль, который передал сообщение "просыпайся, самурай", в другой раз по факсу пришел фурри арт, в одной из комнат можно найти картину с каким-то роботом на ней, а когда я увидел моряка, смутно похожего на куплинова, во мне зародилось подозрение, что это дело рук российских разработчиков и, сюрприз-сюрприз, они и правда российские. К тому же сидят на дтф и не очень адекватно реагируют на критику своей игры. Ну да ладно 👀

Я в принципе ничего не имею против отсылок, но здесь они с явным избытком и все слишком выбиваются из общей атмосферы. Вообще не удивлюсь, если разрабы даже рикролл куда-то запихнули. Можно же было сделать отсылки на произведения Лавкрафта или других писателей жанра ужасов, например, того же По или Кинга, но, видимо, расчет был на то, что кто-то увидит эту фразу из киберпанка и ткнув пальцем в экран скажет, "эй, я уже это видел!".

Про сюжет особо говорить нечего - это просто сборище разносортных клише. Вражески настроенные к чужаку сельчане, вечно говорящие загадками, какие-то культисты, отдаленный от цивилизации остров, животные злобно смотрят издалека, тупой гг, не способный приделать к двери щеколду, чтобы у него не был проходной двор, жуткие дети которые жутко пялятся на главного героя...и всё в таком духе. Если уж на то пошло, то и сам образ ктулху уже в печенках сидит на самом деле. Столько игр по Лавкрафту, и все они связаны с щупальцами и морским чудищем. Надоело. Прочтите хоть что-нибудь другое из его библиографии или найдите другого писателя, у которого можно подрезать идеи, потому что эти ктулху фхтагни, если когда-то и вселяли ужас, то сейчас начинают вызывать приступы зевоты. В общем, на лицо творческая импотенция, либо просто лень. Как и третьесортный ужастик, плот твист которого можно раскрыть даже по постеру, эта игра рассказывает и показывает именно то, что ты от неё ожидаешь. По началу я честно читал все диалоги и пытался в них вникнуть, но вскоре понял, что состав туалетной бумаги будет более увлекательным, чем та вода, которой авторы пытались прикрыть банальную историю.

Вы сильно удивитесь, если я скажу, что этот парень "внезапно" превратится в нёх с щупальцами? Я вот не удивился и отнюдь не потому что он красуется на обложке
Вы сильно удивитесь, если я скажу, что этот парень "внезапно" превратится в нёх с щупальцами? Я вот не удивился и отнюдь не потому что он красуется на обложке

Кроме этого есть баги и некоторые логические недоработки. Например в одну из ночей ко мне вламывается батя пропавшего в море парня, который внезапно выходит на связь. Ему в лицо говоришь, что тот вышел на связь и ты сам решишь как поступить дальше. Но после того как отец уйдет, ты можешь связаться с ним по радио и тот будет вести себя так, будто минуту назад это не он томно дышал мне в затылок. Иногда купленные предметы бесследно пропадают или проваливаются под пол...но суть и так понятна. Static Dread посредственна. Мне очень хотелось бы её полюбить, но разработчики сделали всё, чтобы убить это желание на корню. Визуал, бесспорно, уникальный и атмосферный, но он не компенсирует такие серьезные недостатки как посредственная история, картонные персонажи, однообразный геймплей, плохая реализация элементов выживания и полное отсутствие чувства страха.

18
7
1
1
1
1
44 комментария