Как выбрать курс для 2D-художника: Неудобная правда об обучении в популярных онлайн-школах
Рекламные баннеры онлайн-школ обещают быстрый рост навыка, получение всех необходимых знаний для профессии и даже устройство на работу. Сайты пестрят положительными отзывами и гарантиями эффективности учебной программы. Однако в реальности не все так однозначно.
Я проводил опросы, небольшие интервью, разговаривал с частью бывших учеников и изучал статьи в открытых медиа. Хочу поделиться отзывами на неочевидные проблемы популярных школ, а также советами при выборе курсов обучения рисунку.
Перед началом текста я заранее отмечу, что все написанное можно озаглавить аббревиатурой ИМХО. Я не проходил все нижеперечисленные курсы, но отталкивался от мнений реальных учеников. Часть из комментариев опубликована в свободном доступе, другая — взята лично. Имена опрошенных раскрывать не буду, но если представители школ захотят с ними связаться, постучитесь ко мне в контакты и мы что-нибудь придумаем.
В конце текста — видеоверсия статьи.
Маркетинг > рисунок
Первое, что должно насторожить при выборе курсов обучения рисунку — громкий слоган. «Научим с нуля до PRO всего за шесть месяцев»; «Рисуем портреты за неделю»; «Получи работу Concept-художников всего за год». Думаю, вы видели в сети нечто похожее .
Я давно тесно работаю с PR и маркетинг отделами по своей основной профессии. Процессы создания рекламы мне удается наблюдать изнутри. Слоганы на баннерах и сайтах не пишут преподаватели. Более того, последних редко когда спрашивают насколько будет этично и точно указывать подобные заявления. Текстом занят маркетинг отдел, который зачастую вообще не понимает сути того, что продает. Копирайтеры получают задачу написать цепляющий текст без откровенной лжи, описывающий максимальные возможности курса. Например, на странице программы «Профессия Концепт-Художник с нуля до Pro» от Skillbox указано «сможете найти работу в геймдеве и кино». С одной стороны сомнительно, что после 20 месяцев обучения новичок «вырастет» до «перспективной профессии» и сможет претендовать на работу в студии. С другой — градация навыков начинающих растяжима, возможности человека неиссякаемы, а работать в геймдеве и кино можно на себя.
Рисование — академическое мастерство. Это не курсы настройки таргета или освоение инструментария пакета Adobe — быстро этому не научиться. Не существует реальных примеров, когда с нулевым, или около нулевым уровнем художник за год или полтора стал PRO и получил профессию. Даже если рисовать ежедневно по 12 часов — этого мало. О своем опыте обучения я рассказал в отдельной статье, но сужу не только по себе. Преподаватель может направить, заметно ускоряя процесс обучения, но рисовать за вас никто не станет. Практика решает важную роль и поэтому год обучения — слишком мало.
Важный момент, тезис не утверждает, что курсы бесполезные. Я опрашивал ряд учеников нескольких школ от XYZ, до Smirnov School. К примеру, ученики первой остались полностью довольны занятиями на курсе по концепту персонажа. Каждый из пяти опрошенных заявил, что обучение им понравилось. Преподаватели честно давали фидбек, делились практикой и теорией. Однако те же опрошенные отмечали, что разброс по навыкам между учениками был огромен. Занимались, как уже практикующие художники, так и те, кто только начал осваивать планшет. В свою очередь, педагоги тоже понимают правила игры и вынуждены выполнять свою часть сделки, не говоря с порога ученику «тебе сюда рано, приходи через год». Занятия оплачены, а менеджер не соизволил проконсультироваться с педагогом до приема клиента.
Относитесь скептически к громким тезисам на рекламных баннерах курсов. Чуда не случится — придется пахать. Самый минимальный срок обучения рисунку до получения работы, который я слышал, два года. Но, честно, я не знаю, как нужно заниматься, чтобы за это время оказаться даже джуном. Поэтому, длительные офлайн курсы, типа Scream School с оплатой в 600+ тысяч рублей, возможно, реально работают. Однако мне не удалось собрать отзывы о школе, поэтому, если среди читающих найдутся бывшие ученики, то буду рад за комментарий или фидбек в личку.
Я бы рекомендовал обратиться в сторону узконаправленных курсов. Обучающие в короткий срок конкретному приему, технике, направлению и фундаменту школы с большим шансом дадут вам эффективные в практике знания. Например курсы ArtNest, Smirnov по рендеру материалов, XYZ по скетчингу и т.д. Опрошенные ученики довольны точечной программой. Это не что-то неосязаемое «станешь крутаном», а конкретное — подтянешь свои знания в этой области.
Хороший художник ≠ преподаватель
Подход преподавателя к обучению должен быть прозрачным. Здорово, когда школы дают бесплатный урок, демонстрируют занятие в социальной сети или оставляют «живую» лекцию на собственной платформе. Человек заранее должен понимать, готов ли он впитывать информацию от этого педагога.
К сожалению, часто встречаются крутые художники, но посредственные учителя. Например, опрашивая учеников Smirnov School нескольких курсов я получил положительный фидбек о предзаписанных лекциях. Однако не каждый был рад ментору, что гораздо важнее. Одна из опрошенных учениц призналась, что наставник группы выставил напоказ ее работу и заявил, что той никогда не стать концепт-художницей. Конечно, после такого фидбека трудно вернуть мотивацию и продолжать заниматься у педагога.
Причина таких ситуация в нехватке именно преподавателей. Ментором на курсе может выступить, как вчерашний выпускник, так и «крутан», и не факт, что первый окажется худшим учителем. Разброс между качеством туторов — огромный.
Еще один минус — отсутствие дисциплины у самих педагогов. Для большинства учителей занятия в онлайн-школе это только шабашка, которую совмещают с основной работой или фрилансом. Я получал отзывы об учителях не выполняющих своих профессиональных обязанностей. Оплатившие не получали составленный из одного предложения фидбек или «исчезающего» посреди курса ментора. Отзывы в основном касались занятий в период пандемии. Как пример, недавний скандальный инцидент со школой XYZ. Поэтому важно заранее увидеть преподавателя в действии и опросить бывших учеников до оплаты.
Самое важное, что вы получите от курсов — фидбек. Любую практическую лекцию, теорию, демонстрацию сегодня можно найти в интернете бесплатно или дешево. Курсы на Domestika, SkillShare и других платформах обойдутся в 1-3 тысячи рублей. Лекции Олега Торопыгина, Александра Рыжкина и других грамотных учителей бесплатны в Youtube. Однако менторов никакой видеокурс или учебник не заменит.
Если онлайн-школа заранее продемонстрирует пример фидбека с курса, то для вас это отдельный повод к приобретению. К счастью, сегодня мы можем выбирать наиболее подходящие под нас форматы обучения. Иной раз фидбек преподавателя может показаться непонятным и тогда курс навряд ли принесет пользу.
Курсы это хорошо
У меня не было задачи «разгромить» популярные онлайн-школы. Повторюсь, существуют множество реальных положительных отзывов от учеников в сети. Прошедшие курсы хвалят самих преподавателей — Артема Гусака, Дмитрия Клюшкина, Егора Гришина, Павла Медведева, Ивана Растригина и многих других. Для тех, кто рисует не первых год занятия так или иначе прокачивают навык.
Что действительно здорово, после критики маркетинг отделы онлайн-школ стали менее агрессивными, школы — открытыми, а курсы — более направлены на точечные знания. Я получал отзывы, что на отдельных нишевых курсах небольших школ учителя откровенно говорят ученикам о том, потянут ли те программу или нет. Надеюсь, что в будущем к бизнес составляющей прибавят мнения педагогов.
Поэтому онлайн школы — это полезно, но перед покупкой запомните три совета:
- Не попадайтесь на сомнительные слоганы и ищите узконаправленные курсы;
- Опрашивайте в сети бывших учеников;
- Ищите записи курсов и фидбека от будущих педагогов.
Полный список курсов для обучения 2D художника - https://romansementsov.ru/Курсы_2D_Художника/
Как человек прошедший три курса смирнова могу поделиться кусочком своего опыта:
1. Если опыта мало и во время курсов вы планируете учиться/работать, вы ничего не успеете. Нет, короткие месячные курсы еще может быть, но 12-ти недельные со мной не успевали даже люди, которые уже работали в индустрии. Да, скорей всего это были джуны, но все равно уже с каким-то опытом работы. Не успевая же сдать ДЗ вовремя вы теряете потенциально единственный фидбек, который у вас будет шанс получить за весь курс.
2. Все учителя очень разные: кто-то с радостью поможет вам и днем и ночью, а кто-то будет отвечать раз в никогда. Мне встречались ученики с других потоков которые были очень недовольны своими менторами, но лично мне в этом плане более-менее повезло, хотя хотелось бы больше фидбека за не самые дешевые (хотя цена плюс-минус везде одинаковая) курсы.
3. По информации на лекциях и их плеере: это самый большой минус. Плеер морально устарел, не умеет в ускорение просмотра, блокирует буфер обмена (очень "удобно" смотреть лекцию и подбирать референсы, ага), но не блокирует "Ножницы" , а автор большинства лекций, особенно старых и начальных, - Смирнов Иван, очень любит лить воду и повторять одно и то же. Таймкодов тоже не хватает, а то бывает 15-20 минут слушаешь всё то, что было в прошлых лекциях и только потом что-то новое.
В общем и целом, лекции местами довольно полезные и информативные, но имхо курсы не стоят своих денег без обратной связи с ментором. Если же вы не успеваете делать домашние работы, или вам попался крайне скупой на фидбек ментор, то вряд ли вы останетесь довольны. По итогу, что касается персонажки, я бы наверное рекомендовал начинающие этапы пытаться учить самому, а оплачивать узкоспециализированные (вроде рендера, стилизованных или окружения) или средние и выше, которые все быстро пробегают по всем предыдущим ступеням, если вам так необходима информация из лекций предыдущих этапов.
А, самое важное забыл: моя ошибка была в том, что я наивно думал будто на на курсе по персонажам меня будут учить рисовать именно что персонажей. Но Смирновскул это, в первую очередь, про дизайн и про него вам будут вдалбывать больше всего, а то что у вашего персонажа анатомия может быть ломанная-переломанная, ну так "на этом этапе нам это не важно". Поэтому все-таки на эти курсы стоит идти уже с какой-то базой, которую вы будете обтачивать.
Это фича - а не баг
Если человек не успел пройти курс - он с высокой вероятностью предпочтет доучится и пройти еще курс :)
Вот они идеи что витают в воздухе - пишу ту же статью cо схожими тезисами
Отпишусь из того что я проходил
Skills Up School - проходил основы в 2017. Для начинающих прям огонь, но цена может оттолкнуть. Еще и с преподом можно вживую на гугл-мите или zoom (не помню уже) обсудить проблемы и тд. Из недостатков - какая то ебанутая упоротость в стилизацию и попытки прогнуть учеников в нее посредством фидбека.
Smirnov School - проходил окружение и 3D для рисования в 2018. В менторах сидят вчерашние ученики школы, ну и "лекции" которые выглядят как записанный стрим, приходится много мотать и пробираться через тонны пауз молчания, не говоря о бесячем плеере. Не понравилась форма в которой давался фидбек - это стрим на ютубе, с чатом. Без живого общения голосом. Больше всего фидбека получали первые люди которых разбирали, а остальные получали отговорки аля "ну посмотрите предыдущие работы там все ясно, че время тратить и так 2рой час сидим". После них разочаровался в курсах и больше ничего не покупаю.
Это же Ваня - его школа выше перезаписи и чистки звуковой дорожки :)
Честно сказать - за 10 лет ведения преподавательской деятельности он так и не соизволил поставить себе голос(Я с ним пересекался в Скрим Скуле в 2013м, где он 4 лекции по окружению провел), его "ммм, ааа, эээ" в пропорции 1 к 1 с содержимым - это давно уже мем. Ну и его учителя тоже не утруждаются. С первого дубля не получилось? Ну и пофиг.
Вообще он в последние годы выглядит как человек который давно бы уже ведение курсов бросил бы - да только ему его жена Лана не дает. (да, да это она всем заправляет)
В противоположность ему у того же Романа Гуро курсы живые для каждого потока(!) да и стилистику ставит+-ту же (Да что там Иван у Ромы и сам учился в 2010м, отзыв легко найти)
В менторах сидят вчерашние ученики школыЭто вообще самое веселое - не можешь найти работу? Открой Курсы - или присоединись к какой либо рисовальной школе :)))
"Из недостатков - какая то ебанутая упоротость в стилизацию и попытки прогнуть учеников в нее посредством фидбека."Открою секрет все онлайн школы ориентируются на пару рисовальных приемов в которые пытаются загнать учеников, тем самым поставив ученикам эти приемы - ученики в своих собственных глазах вырастут в скилле(если конечно эта стилизация не будет вызывать неприятия) - и с высокой вероятностью останутся благодарны курсам. Будь то стилизация персонажей Клюшкина или Книги-Леденцы Смирнова. Проблема только в том что освоив пару приемов - большинство учеников получает своеобразную моральную травму - ведь выходя из зоны применимости выученных приемов - они попадают из зоны комфорта в зону с тиграми - пугаются и возвращаются обратно.
Сейчас это стрим в зуме, можно подцепиться голосом.
Больше всего фидбека получали первые люди которых разбирали, а остальные получали отговорки аля "ну посмотрите предыдущие работы там все ясно, че время тратить и так 2рой час сидим"А вот это действительно так. Хотя можно попробовать попинать ментора по вопросам которые конкретно тебе интересны.
а в скилзапе какой именно курс проходил? ищу что то где будут самые основы (перспектива, свет, тень композиция и тп) + как в фотошопе именно работать, может что то еще порекомендовал бы
Спасибо за материал! Я вот как раз жду подходящего момента в жизни когда будут и время и средства чтобы приобрести курсы. Рисую уже давно, но иногда понимаю что знаний не хватает, там где можно сделать лучше, лучше сделать уже не выходит. Но и попасть к таким вот горе педагогам ой как не хочется.
Кстати если кто то может посоветовать, курсы по анатомии, буду рад помощи)
Ходил я на оффлайновые курсы по анатомии, в студию, с набросками, голыми натурщицами и почему-то не голыми натурщиками, зарисовками костей, мышц, частей тела и проч.. Краткая суть: забей на курсы по анатомии и делай как сказал Ярослав, разве что по-хорошему надо не 1-2 раза в неделю ходить, а каждый день задрачивать анатомию, при этом можно еще и всякие онлайновые сервисы вроде line-of-action.com использовать с набросками по таймеру.
А по стилизации персовВ том же смирнове новый курс по стилизованной анатомии, но без знания самой анатомии в стилизацию лезть, имхо, рано.
Курсы по анатомии - это заблуждение.
Хочешь качать анатомию - ходишь на живые наброски - каждую неделю 1-2 раза. Там по 3-10 минут тратишь на наброски с живых людей в течение 3х часов.
таким образом - ты на подкорку загонишь людей разных пропорций
А через годик такой практики можешь и рыжкина послушать на ютубе.
Мне кажется в плане рисования, если и идти на какое-то обучение, то нужно искать оффлайн. Банальное рисование с натуры прокачает лучше
Раз тема опять поднимается, поделюсь своим опытом.
Купил курс для новичков в ArtCraft сначала, это было в конце 19 года. Туда попали люди с разным уровнем начиная с совсем нуля и до уже берущего работу художника. Фидбек нам давал сам преподаватель раз в неделю в виде стрима на сайте школы. Сейчас этот препод ведёт свой канал, где раз в неделю разбирает работы, которые ему шлют все подряд, там попадаются и работы с курсов школы, дипломники в том числе Можно примерно ознакомиться как будет выглядеть фидбек https://www.youtube.com/watch?v=j7RDzftHXBE
Я считаю, что для новичка препод неплохой, он старается тебя похвалить в любом случае, чтобы ты не упал духом, но и на недостатки укажет и овер сделает.
В течение недели какой-то фидбек можно было получить только у куратора, но в моём случае там был явно не художник, а менеджер, который просто помогает студентам по различным вопросам. Спустя два года группа студентов курса в телеге всё ещё существует и иногда мы там скидываем работы или задаём вопросы друг другу.
Ещё во время прохождения курса в арткрафте я узнал о человеке по имени Виталя Ивлёв. Я уже забыл где именно про него услышал, возможно от студентов в арткрафте, но меня сразу заинтересовал его курс, потому что он обещал сконцентрироваться на построении и скетчинге, он был продолжительным и он был достаточно недорогим, если брать в расчёт сроки. Кроме того преподаватель сразу показывал свои работы, а так же можно было прочитать отзывы студентов с прошлых наборов.
В общем я попал на последний большой продолжительный набор, судя по всему. Учились мы год с лишним наверное. Это выглядело как еженедельное задание и еженедельная же проверка, но только в формате записи. Преподаватель давал фидбек по каждой работе, без исключений. Фидбеки по 2-3 часа в принципе это норма. Кроме того Виталий всегда на связи со студентами в дискорде, в вк. Никаких посредников между нами и преподавателем.
Его подход к рисованию может быть профессиональным художникам не понравится, у него нет классического академического подхода. Всё преподносится с точки зрения конструктива и производительности. Если можно использовать 3д - он показывает как это делается, если можно ускорить какой-то другой процесс - он тоже это показывает. Но азы построения всё равно начинаются с базовых форм и их комбинаций.
Ну и весь курс сосредоточен вокруг казуальной графики, которая не претендует на реализм.
Можете считать это рекламой, но я действительно очень благодарен этому преподавателю. Его подход действительно меняет мышление. Ты действительно именно благодаря повторению не дистанции, и в разных вариациях, вдалбливаешь себе в голову принцип построения объектов.
PS на моём потоке было порядка 60 человек, через год осталось наверное человек 15. Я тоже на последних блоках слился.
И ещё хотел добавить, что я не очень-то усердный ученик наверное. Часто отвлекаюсь, много времени трачу впустую, но даже так я пришёл от первых работ в арткрафте к своему какому-никакому уровню в данный момент.
Ниже домашка для арткрафта)
а как назывался курс, "цифровой рисунок онлайн" нет?
Я бы все же статью в @Gamedev @gameindustry и драму репостунл бы)
Дисклеймер: не хочу строить из себя ыксперта, в гейм-индустрии таки полноценно пока не работаю (автор, полагаю, на неё нацелен и в соответствии с этим подбирает обучение), но имею за плечами 7 лет худ.школы и 4 года худ.училища, так что могу дать пару советов по образованию.
По теме статьи. Удивлена, что не увидела в подборке курсов Skills Up, я давно за ними наблюдаю, очень нравятся работы менторов и студентов. Один из преподавателей там - Азат Нургалеев из академии Штиглица, у него оч крепкий конструктивный рисунок. (В целом рекомендовала бы обращать внимание на преподов с академическим бэкграундом, плюс обязательно смотреть на работы студентов курса). Всё, что слышала у него на стримах и читала в учебных материалах в соцсетях - очень толково и по делу, может дать хорошую базу новичку. Плюс занятия с натурой в Skills Up тоже есть. А если нет возможности посещать наброски в мастерской, то уж (наверняка?) можно делать их самостоятельно и просить фидбек у преподавателей. Короче, сама их курсы пока не проходила и отзывов студентов детально не читала, но по беглому обзору однозначно рекомендую.
Курсы XYZ тоже пристально не изучала, но вроде смотрятся привлекательно (особенно технические по 3D-пакетам), я б ради интереса прошла краткосрочные. Работы студентов SmirnovSchool и ArtCraft выглядят, честно говоря, слабовато, ну а Skillbox известные говноеды и разводилы, про это только ленивый не писал.
Очень правильно тут советовали смотреть Александра Рыжкина, Олега Торопыгина и других ютуберов, но это уже для опытных рисовальщиков больше. Новичкам могу посоветовать не гнаться за изображением такой сложной натуры, как человеческое тело и голова, а освоить сначала добротно конструктивный рисунок, работу с цветом и азы композиции. Есть хорошие учебники - Владимира Могилевцева, например (и даже спираченные в сети). Но ментор конечно полезен, чтобы отслеживать прогресс. Пока нет понимания, куда двигаться, самостоятельно это делать сложно. Тут тоже советовали, и я под этим подпишусь: записаться в любую живую художественную студию и порисовать под надзором грамотного педагога в мастерской любую натуру, от кубиков до человеков - очень хорошее дело, никогда лишним не будет.
Можете написать мне в телегу (@SbSubzero) или на эл.почту ([email protected]), скину какие-нибудь полезные книжки. Всем удачи в освоении рисунка и живописи!
Достаточно внимательно посмотреть на работы по курсам digital art club, чтобы в принципе представить уровень...особенно курса по "анатомии" где я не увидела ни одной с хотя бы приблизительно походящей на реальную анатомию человека итоговой работы. Для того, кто еле-еле стилус в руках держит, для самых начинающих о какой анатомии вообще может идти речь, но таких судя по всему тоже на курс берут) но это ладно, дело хозяйское. Новичку бы хоть с самого простого референса нарисовать фигуру правильно. Но нет - итоговая работа-дикая фантазия, рисованная без рефов и имеющая минимум сходства с реальным устройством тела. Мутанты все как один. В чем смысл такого "обучения", загадка. Как и то, есть ли у "преподавателя" академ база. Причем даже хуже, если она есть, в этом случае сложно объяснить такой подход к делу. Кто хочет реально подтянуть анатомию - смотрите видео по курсу Веры Величко - все очень грамотно рассказано и показано