Инадзума. Первая статья для несуществующего фэндома

То самое из макулатуры
То самое из макулатуры

Предупреждение: в этой статье с Википедии из альтернативного мира есть отсылки к реальным историческим событиям и лицам, трактовка которых может быть искажена. Целью статьи не является оскорбление памяти погибших с обеих сторон солдат и моряков. Это сугубо научно-фантастическая писанина на тему. Также хочу заметить, что в статье встречаются термины 'Клаудий' и его производные, взятые из произведения 'Последний изгнанник' 2003 года. Буду рад, если вы предложите свое оригинальное название для НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО газа, который используется в этом альтернативном мире.

IJN Inazuma (電) – Молния

Корабль Его Японского Императорского Величества Инадзума – воздушная канонерская лодка (по другой классификации – воздушный минный заградитель). Заложена осенью 1900 года на верфях арсенала Сасебо. Поднята в воздух в конце 1903-го, сразу перед началом Русско-японской войны. Вступила в строй в середине весны 1904-го года.

Инадзума считается первым крупным Японским воздушным кораблем полностью собственной постройки и первым специально спроектированным воздушным кораблем, активно принимавшем участие в масштабном конфликте.

Предыстория и строительство

С самого начала было ясно, что проектирование и постройка большого воздушного корабля будет неподъемной для бюджета страны. Те японские офицеры, что имели прогрессивные взгляды на развитие флота, понимали, что необходимо создать принципиально новый корабль, конструкция которого напрямую будет отражать и использовать те технологические новшества, которые появились за 30 лет с момента появления Клаудиевого двигателя.

На момент составления технического задания для будущей лодки, самым привычным способом постройки воздушных кораблей было внедрение необходимых узлов и установка воздушного двигателя в классический военный корабль, зачастую броненосный или бронепалубный крейсер, с последующими минимальными изменениями в конструкции и конфигурации. Такие воздушные броненосцы были едва ли быстрее своих морских версий, гораздо ненадежнее и уязвимее, при этом требовали для переделки огромных ресурсов, дорогих материалов и самых квалифицированных специалистов.

Именно поэтому первые воздушные корабли, основанные на броненосцах, не получили распространения ни в одной стране мира и служили либо бесполезными парадными платформами для правителей государств, либо опытными экземплярами для исследований и поиска путей развития воздушного флота.

Британский HMS Kent. Построен в 1901 году. Классический для того времени пример переделки броненосного крейсера в воздушный корабль
Британский HMS Kent. Построен в 1901 году. Классический для того времени пример переделки броненосного крейсера в воздушный корабль

Инадзуму предполагалось сделать другой, и у дальновидных японских штабных офицеров получилось убедить верховных командующих дать добро на постройку. Лодка проектировалась в условиях жесткого контроля со стороны адмиралтейства и военных министерств из-за предвзятого отношения высших военных чинов к такому принципиально новому типу вооружения как воздушный корабль. Изначально лодка должна была стать основой для реализации новейших технологий и разработки новых концепций воздушного судостроительства.

Однако верфи в Сасебо не хватало средств для постройки полноценного опытного экземпляра небольшой воздушной лодки из-за постоянного спонсирования государством постройки классических надводных броненосцев и крейсеров, таких как Микаса, Катори и Идзумо. Таким образом, для повышения перспективности конструкции инженерам пришлось увеличить полный объем корпуса до 6500 м³.

11-ти дюймовая (28 см) гаубица английской фирмы Арсмтронг, использовавшаяся в Русско-японской войне. Ее, вместе с облегченным лафетом и измененным механизмом поворота, установили в литую купольную башню
11-ти дюймовая (28 см) гаубица английской фирмы Арсмтронг, использовавшаяся в Русско-японской войне. Ее, вместе с облегченным лафетом и измененным механизмом поворота, установили в литую купольную башню

Командование флотом распорядилось сделать из судна небольшой боевой корабль, способный летать на высоте до километра и со скоростью в два раза выше, чем у надводных эсминцев. Следующие два года инженеры Сасебо пытались разработать чертежи и удовлетворить требования морских министров при сохранении небольших размеров и мощности двигательной установки. Это послужило причиной долгой задержки в строительстве корабля. К середине 1903-го все подготовительные корпусные работы завершились и верфь притупила к полноценной реализации проекта.

Подобная компоновочная схема впервые была реализована именно на японской лодке. Плавные обводы корпуса с минимальными надстройками для улучшения центровки, а также массивное хвостовое оперение делали Инадзуму больше похожей на рыбу или большую торпеду, чем на судно. По бортам в районе машинного отделения крепились каплеобразные понтоны, повышающие устойчивость при посадке на воду. В них также размещались топливные баки. В носовой заостренной части размещались кубрики офицеров и матросов, и, в силу сжатого объема, из удобств имелись лишь общая столешница и отделенный деревянной перегородкой гальюн. За кубриками находилась навигационная рубка и телеграфная станция, отсюда производилось управление двигателем и другими системами. Далее, почти четверть длины корпуса занимало машинное отделение с основными газовыми резервуарами. После шли два разделенных отсека для провизии и медикаментов, а за ними – снарядный погреб для гаубицы и легких пушек. При чем боезапас можно было загружать в лодку через бортовые люки-ворота, защищенные дополнительным слоем алюминия. В самом хвосте находился аварийный люк и точки доступа к главным тягам управления.

По ходу работ устранялись многие неточности и дорабатывались технические аспекты, в большей степени связанные с тяговооруженностью корабля. В 1904 году, когда Русско-японская война вступила в активную фазу, корабль был закончен.

47 мм пушка (наверху) и 37 мм револьверная картечница (внизу) фирмы Гочкис. Такие легкие орудия планировалось установить в качестве вспомогательных на Инадзуму. Выбор был сделан в пользу более настильной и мощной 47 мм версии
47 мм пушка (наверху) и 37 мм револьверная картечница (внизу) фирмы Гочкис. Такие легкие орудия планировалось установить в качестве вспомогательных на Инадзуму. Выбор был сделан в пользу более настильной и мощной 47 мм версии

Японским конструкторам удалось превзойти требования и не сильно выйти за установленные ограничения. Канонерская лодка в теории могла летать на четырехкилометровой высоте и развивать скорость на двухкилометровой в 52 узла. На практике, лодку не поднимали выше 800 метров из-за отсутствия кислородного оборудования для экипажа и необходимости вести огонь по целям на поверхности, поэтому и скорость лодки не превышала 40 узлов у воды.

Своим неожиданным появлением на поле боя Инадзума продемонстрировала оппоненту, а затем и всему миру тотальное превосходство воздушных кораблей над любыми другими видами вооружения. Привычный для всех надводный флот в одночасье стал устаревшим и неэффективным, проигрывая по всем параметрам, кроме защищенности, любому воздушному судну с полноценной артиллерией, а пехота теперь была вынуждена надеяться на тяжелую зенитную артиллерию или союзные воздушные корабли. Успех Инадзумы на заключительном этапе войны с Россией позволил Японии заявить о статусе первой и сильнейшей воздушной державы в мире. В последствии, это заявление будет считаться началом отсчета активной и безжалостной гонки вооружений ради "права обладать небом", как прозаично писали военные теоретики того времени.

Инадзума оставалась самым быстрым воздушным кораблем в мире до постройки Британией и Германией воздушных эсминцев нового типа в начале 1910-х годов. Опыт ее постройки в последствии оказал влияние на разработку более крупных кораблей, заказанных в рамках программ пополнения флота в период Великой войны. Успех Инадзумы также определил образ основного типа корабля Японского Императорского Флота в первой половине XX-го века – эсминца, а не крейсера или дредноута, как в ВМС других держав.

Канонерская лодка Инадзума, ТТХ:

Размеры:
Длина: 57 метров
Ширина корпуса: 6.4 метра
Высота корпуса: 5.2 метра
Высота общая: 21 метр
Размах крыльев: 33 метра
Полный объем корпуса: 6800 м³ не считая объем рулевых плоскостей и конструктивных элементов

Бронирование:
Корпус – нет
Подбашенное отделение – двухслойная закаленная сталь 15 мм
Орудийная башня – литая броневая сталь 50 мм

Силовая установка:
Один паро-воздушный клаудиевый двигатель Тип А, один поршневой вал, дублированный клаудиевый разгонный контур Тип 34
Мощность: 3500 л.с.
Максимальная скорость: 53 узла (98 км/ч) без боезапаса и полного экипажа на высоте 1800 м
Крейсерская скорость: 38 узлов (70 км/ч) у поверхности воды
Практический потолок: 2000 метров
Дальность хода: 4000 миль при использовании качественного топлива на скорости в 35 узлов

Экипаж: 31

Вооружение:
1 × 28 см гаубица Армстронг L/10, оптимизированная под установку во вращающейся башне
2 × 47 мм пушки Гочкис на бортовых тумбах
4 × 460 мм торпеды на внешних подвесных механизмах / 8 глубинных мин

Поперечные разрезы главных объемов корпуса Инадзумы. Слева на право: навигационная рубка и рулевая палуба, машинное отделение и резервуары с газом, орудийная башня и артиллерийский погреб
Поперечные разрезы главных объемов корпуса Инадзумы. Слева на право: навигационная рубка и рулевая палуба, машинное отделение и резервуары с газом, орудийная башня и артиллерийский погреб

Боевой путь

Спешка при завершении строительства и желание командования немедленно отправить на фронт новый корабль (по словам некоторых офицеров, чтобы доказать, что она будет бесполезна) привела к тому, что Инадзума вступила в строй с не устраненными проблемами движительного контура, который был ненадежен и требовал тщательной настройки для реализации всего скоростного потенциала.
Также была очевидна проблема избыточной мощности 11-ти дюймовой гаубицы, установленной на узкий, неустойчивый корпус. Выяснилось, что полностью загруженная боеприпасами Инадзума имеет дифферент на корму в 3 градуса, а при смещении или неправильном складировании пороховых зарядов – дополнительный крен на любой из бортов до 7 градусов.
Инадзума была включена в списки флота в начале апреля и приписана к блокадной эскадре, отправленной к Ляодунскому полуострову. У назначенного экипажа под командованием капитана 3-го ранга Озэму Хаясэ, соответственно, было меньше месяца до выхода эскадры на рейд у Порт-Артура, чтобы полностью освоиться с новым кораблем и привести его в порядок.
Японцам, однако, удалось отладить работу двигателя, устранить вибрацию поршневого вала и настроить механический дальномерный вычислитель, позволявший пристреляться фактически после первого выстрела.

Гибель Хацусэ и Ясимы

Парадоксально, но получив в руки самую мобильную воздушную единицу в мире, Японцы не хотели рисковать таким необычным и дорогостоящим (относительно размеров) кораблем, поэтому командование блокадной эскадрой не спешило отправлять канонерку выполнять свою прямую обязанность – обстрел береговых укреплений Ляодунского полуострова. Вместо этого Инадзума буксировалась броненосцем Хацусе, находясь на высоте 300 метров и используясь в качестве наблюдательного аэростата.
В таком положении эскадра несла блокадную службу до середины Мая, не подозревая, что русские наблюдатели отмечают и фиксируют маршрут их движения.

Утром 15 мая эскадра наткнулась на минное заграждение, установленное заградителем Амур. Флагман Хацусэ подорвался на мине, но остался на плаву с небольшим креном, что позволило снять с него штаб и часть команды. Именно в этот день, при плохой видимости, Инадзума была отправлена в самостоятельное патрулирование вперед отряда, чтобы предупредить любые вражеские действия. Во время подрыва она находилась в полутора километре перед броненосцами, подойдя к берегу на 9 километров. Взрыв услышали и капитан Хаясэ сразу отдал приказ повернуть назад. Если бы Инадзуму отправили в такую же разведку днем раньше, она бы засекла постановку Амуром минных заграждений.

Канонерка прибыла в тот момент, когда на мине подорвался шедший рядом с Хацусэ броненосец Ясима. Инадзуме было приказано ни в коем случае не садиться на воду и не пытаться эвакуировать моряков с подбитых кораблей, чтобы самой не попасть на смертельный заряд.
Спустя час Хацусэ неожиданно подорвался на второй мине, быстро перевернулся и затонул. Капитан Инадзумы решил нарушить приказ и приводнился рядом с обломками броненосца, этот шаг помог спасти больше двух десятков человек из тех, кто пережил взрыв и оказался в море.

Позже, отбуксированный Сикисимой, Ясима набрал много воды и затонул в 40 км от Порт-Артура. Пока надводные корабли отходили и перегруппировывались, Инадзума патрулировала периметр, но после рассеивания утреннего тумана получила приказ отступать.
Потеря двух крупных кораблей сильно ударила по флоту, и отныне никаких попыток блокировать гавань не предпринималось, однако, на счастье японцев, русский флот не воспользовался открывшимися возможностями.

Инадзума посылалась в разведывательные рейды на северо-восток и юг, но не обнаружила никаких действий русского торгового флота за все лето 1904-го. Заметными эпизодами являлись постановка собственных минных заграждений недалеко от острова Санлянь, что продемонстрировало впечатляющие грузо-подъемные возможности корабля, а также опосредованное участие в бою в Желтом море 10 августа, в котором Инадзума использовалась как корректировщик в силу бесполезности ее единственной гаубицы в бою против кораблей. Интересно, что вражеский флот в течение всего боя не мог обнаружить низко идущую лодку, так что факт ее существования оставался неизвестным для России.

Осада Порт-Артура

Настоящим боевым крещением Инадзумы стало участие в осаде Порт-Артура осенью 1904 года.
После двух неудачных штурмовых атак на Китайскую стенку на восточной стороне города и провального удара по горе Высокая, в которых в сумме было потеряно свыше 26 000 солдат, японцы перешли к осадной тактике и развернули земляные работы в ещё больших масштабах, чем прежде. Сапёры, выйдя на передовую линию, рыли день и ночь, подводя параллели, траншеи и ходы сообщения к фортам и другим укреплениям Порт-Артура.

К Октябрю генерал армии Ноги получил в распоряжение новые 11-ти дюймовые гаубицы – одна из таких была установлена и на Инадзуме.
Перед первым обстрелом было вновь решено использовать канонерку как корректировочного наблюдателя. Инадзума заняла позицию в низких дождевых облаках на расстоянии около 4-х километров от горы Высокая, захват которой был жизненно необходим для наземных сил.
Экипаж за все время на театре военных действий не проводил учебных стрельб, так как был занят отладкой двигателя и наблюдением за береговой линией, поэтому к моменту штурма 1-го Октября не выработал необходимой тактики ведения огня с воздушной позиции.

В этот день, под множественные залпы наземных гаубиц, японцы приняли решение сделать лишь несколько пробных выстрелов в сторону высоты. Выйдя на линию огня с севера, Инадзума начала закладывать правую циркуляцию. Башню повернули на тот же борт, нацелившись на передовые траншеи русских, которые были главным препятствием на пути союзной пехоты. В таком положении лодка произвела свой первый выстрел. По воспоминаниям экипажа, канонерку отбросило в противоположную сторону на несколько метров, под инерцией механизма отката орудия корпус накренился на левый борт, а матросы, находящиеся на верхней палубе были вынуждены цепляться за ограждения и снасти чтобы не упасть с пятисотметровой высоты.

Первый выстрел не долетел до цели, упав на ничейной земле, чудом не задев японские окопы. Тем не менее, большая высота полета и отличный обзор на поле боя позволили быстро скорректировать прицел и после перезарядки произвести второй выстрел, на этот раз по вершине горы. Из-за общего гула разрывов артиллерии, русские войска не поняли, что выстрел был произведен с совершенно другой позиции, нежели где находились наземные гаубицы – на тот момент Инадзума была уже на северо-востоке от передовой.

После второго выстрела были обнаружены деформации крепежных элементов в орудийной башне, а также понижение давления в клаудиевом контуре, вызванное вибрацией и креном. Капитан решил рискнуть и сделать еще один выстрел, а затем отходить, чтобы устранить неполадки. Только к этому моменту, когда наземная артиллерия замолчала, русские войска заметили в небе корабль.

Выстрелив третий раз, японцы, не подозревая, оказали сильный психологический эффект на обороняющихся. Русские солдаты, принявшие поначалу Инадзуму за очередной наблюдательный аэростат, увидев, что она стреляет огромными снарядами по их главным укреплениям, впали в панику и открыли беглый огонь из легких горных пушек, пулеметов и даже винтовок. Хоть эта стрельба в воздух не принесла почти никакого эффекта, факт обнаружения своего присутствия и заклинивший из-за вибраций механизм поворота башни вынудили японцев отступить. При этом лодка показала впечатляющую маневренность в воздухе и разогналась в пологом пикировании до 48 узлов.

Схемы положений стрельбы Инадзумы. Первые три выстрела, произведенные 1 Октября (наверху). Последующие выстрелы при перекачке газа в балластные цистерны (внизу). Указаны векторы смещения корпуса и углы крена до и после выстрелов
Схемы положений стрельбы Инадзумы. Первые три выстрела, произведенные 1 Октября (наверху). Последующие выстрелы при перекачке газа в балластные цистерны (внизу). Указаны векторы смещения корпуса и углы крена до и после выстрелов

Внутренние повреждения, нанесенные силой отдачи, и быстрый износ узлов двигателя сделали невозможным использование лодки и она была направлена в ремонт. В итоге до конца октября, Инадзума находилась в Японии. После возвращения были выявлены попадания пуль, предположительно, из пулемета Максим, которые, тем не менее, не пробили даже внешнюю обшивку. Пока лодку ремонтировали, экипаж обучался вести стрельбу под разными углами поворота башни и при разном ветре. Для уменьшения эффекта отдачи японцы придумали использовать клапанную систему балластных резервуаров, в которые в нужный момент можно было перекачать газ с одного борта в другой, тем самым создав необходимый безопасный крен, который при этом способствовал уменьшению действия центробежной силы после выстрела.

Инадзума успела добраться до фронта к масштабному наступлению, начатому 26 Ноября. Для поддержки своих войск, наступающих на Высокую, генерал Ноги потребовал от канонерки "яростного и точного огня". На этот раз экипаж был готов к длительной артиллерийской подготовке и вел огонь с сокращенной дистанции с креном на правый борт. Канонерка без проблем выдерживала отдачу своего орудия и японцы произвели три десятка выстрелов за первые часы наступления, и что было самым важным – невероятно точных выстрелов, которые разрушали бетонные форты и брустверы на высоте. Успех артобстрела позволил японской 7-й дивизии подобраться вплотную к подножию горы и первой линии траншей и закрепиться на нескольких защищенных позициях.

Сражение за высоту шло 10 дней, Инадзума отводилась в тыл три раза для пополнения боезапаса и ремонта, так как попадала под огонь пулеметов. Капитан Озэму Хаясэ получил во время обстрелов два ранения, но не покидал пост, пока младшие офицеры не убедили его отвести лодку. Эти отходы лодки в тыл сказывались на успехах атак армии.

Гора Высокая (Высота 203). Инадзума видна на заднем плане. Предположительно, правый столб дыма – результат попадания 280-ти миллиметрового снаряда лодки в русские укрепления на вершине
Гора Высокая (Высота 203). Инадзума видна на заднем плане. Предположительно, правый столб дыма – результат попадания 280-ти миллиметрового снаряда лодки в русские укрепления на вершине

5-го Декабря, в тот же день, когда войска на земле после яростных атак, все же взяли высоту, Инадзума вышла на рейд южнее гавани Порт-Артура и обстреляла стоящие в ней русские корабли, что стало полной неожиданностью для противника, сосредоточившегося на отражении атак с севера. Были зафиксированы попадания по броненосцам Паллада и Полтава, однако после этого капитан Инадзумы отдал приказ стрелять по грузовым судам и портовым сооружениям, а корабли оставить союзной наземной артиллерии. После сдачи гарнизона города, Инадзума приводнилась в гавани и помогала союзным катерам осматривать затопленные русские броненосцы и патрулировать внешний рейд.

Таким образом после двух месяцев боев, в которых было погибло и было ранено более 100 000 солдат с японской стороны, важный укрепленный порт был захвачен, а пришвартованная обреченная эскадра потоплена.

Огромные потери вызвали резонанс как в обществе, так и в военных кругах Японии. Поднимался вопрос о целесообразности предпринятой кампании по захвату Порт-Артура, стратегическом поражении армии и падении боевого духа.
С другой стороны, в тактическом плане, японское командование воочию увидело возможности даже такого небольшого воздушного корабля, как Инадзума. Все распознали в такой концепции огромный потенциал, поэтому штаб ВМС сразу начал разрабатывать требования к новому, более крупному и мощному типу воздушного корабля. Однако все понимали, что войну придется заканчивать теми кораблями, что уже находились в строю, и Инадзуму было решено использовать в последующих операциях.

Русские броненосцы под обстрелом артиллерии. На переднем плане затопленный бронепалубный крейсер Паллада. Инадзума парит в воздухе над юго-восточной стороной бухты. К моменту съемки она прекратила вести огонь по кораблям
Русские броненосцы под обстрелом артиллерии. На переднем плане затопленный бронепалубный крейсер Паллада. Инадзума парит в воздухе над юго-восточной стороной бухты. К моменту съемки она прекратила вести огонь по кораблям

Мукден

Так как бои на море были не многочисленны и отдавались на откуп надводным броненосцам, все еще главенствующим во флоте, японское командование берегло Инадзуму до момента, когда ее необходимость над сухопутным фронтом будет очевидна.
Такая необходимость возникла перед генеральным сражением войны, на которое Япония планировала бросить все имевшиеся силы, в том числе и уже потрепанные в боях. Японцы искали возможность скорейшего вывода России из конфликта, а для этого требовалась крупная победа и уничтожение как можно большего количества личного состава Русской армии.

После побед при Ляояне и Сандепу, сомнительных с точки зрения затраченных ресурсов, японская армия, пополненная недавно освободившимися войсками армии генерала Ноги, намеревались продвигаться вперед и сломить русских, закрепившихся у Мукдена.
Местность в этой провинции условно делилась на равнинную на западе и гористую на востоке. Все направления к моменту начала сражения были как следует укреплены и подготовлены, были организованы минные поля и заграждения из колючей проволоки, что в условиях восточного более сложного рельефа грозило японской армии огромными потерями. Для их минимизации Инадзума стала нужна как никогда.

Лодка была отправлена на восточный фланг, где 19 февраля и состоялась первая атака армии. Сперва канонерка вела разведку местности, летя на полукилометровой высоте и сообщая передовым частям о расположении вражеских войск, при этом капитан Хаясэ старался держаться низких облаков и утренней дымки, чтобы иметь эффект внезапности. В нужный момент, когда союзники натиском вынудили генерала Алексеева и его отряд авангарда отступать за Далинский перевал, Инадзума появилась в тылу у русских и обстреляла их, сделав 9 выстрелов до того, как отряд с тяжелыми потерями сумел отступить вдоль лесистого берега реки Тайцзыхэ. Далее Инадзума совершила два вылета и засекла переброску войск из частей 6-й русской Сибирской дивизии. Затем она поддержала наступление генерала Куроки 24 февраля, призванное рассредоточить силы противника. В боях за опорные пункты на пути к Гаотулинскому перевалу, с лодки впервые применили зажигательные бомбы, которые подвешивались вместо мин на нижние крепления. Эти бомбы показали высокую эффективность прежде всего как оружие устрашения, заставлявшее солдат бежать из укреплений и домов, построенных из дерева. Они стали идейными предками напалмовых бомб.

После того, как на восточном фланге ситуация перетекла в позиционную войну, командование решило перебросить Инадзуму на запад с целью поддержки наступления основных японских сил.
Остановленный у поселения Салинпу, генерал Ноги предпринял рискованный маневр по обходу врага с запада и взятия его в кольцо перерезанием линии железной дороги. В эти дни суровая ветренная погода на фронте препятствовала как наступлению армии, так и полетам Инадзумы.
Лодка прошла скоротечный фронтовой ремонт и обслуживание, были установлены печи обогрева и проведена теплоизоляционная работа с узлами двигателя.
Во время боев за деревню Юхуантунь, Инадзума дважды попадала в сильную метель, из-за которой было невозможно вести огонь. Тем не менее, благодаря стойкости экипажа, лодка сохранила боеспособность и на рассвете 8 Марта атаковала уже отступающие с фланга русские войска, осаждавшие деревню все предыдущие дни. Лодка впервые столкнулась с серьезным сопротивлением со стороны пехоты – по ней несколько раз стреляли легкие полковые пушки, установленные на поднятых лафетах. Шрапнельным снарядом, попавшим в корпус возле мостика, был убит один матрос-посыльный и ранено 4 человека, включая капитана Хаясэ, которому прямо в полете пришлось ампутировать руку. Его пост временно занял первый помощник – лейтенант Исороку Зао, в будущем прославленный капитан эсминца. При этом японская бригада генерала Намбу из 5 тыс. человек, удерживающая деревню, потеряла 1/6 состава а не большую ее часть, как изначально казалось. Позже, солдаты бригады традиционно вспоминали воздушный корабль, как своего спасителя в бою у Юхуантуня.

Русские солдаты наблюдают за уходящей Инадзумой. Снимок был сделан на завершающем этапе войны после битвы при Мукдене
Русские солдаты наблюдают за уходящей Инадзумой. Снимок был сделан на завершающем этапе войны после битвы при Мукдене

Из-за неразберихи в рядах армии России и необоснованного отступления части войск к Телину, две русские армии оказались зажаты в мешок в нескольких километрах от Мукдена. 10 марта, проходя по узкому коридору к своим, русские подвергались перекрестному пулеметному и артиллерийскому огню, в том числе с борта Инадзумы.
Мукден был занят в тот же день.

Потери в этом сражении, длившемся 19 дней окончательно сломили наступательную мощь японской армии, которая уже не могла восполнить свои силы и закрыть бреши в рядах войск. Никаких активных действий далее не предпринималось, и фронт протяженностью 200 километров стабилизировался до конца войны.

Инадзума, как мобильная воздушная боевая единица, бесспорно явилась в сражении могучей силой, способной поддерживать наступление крупных армий. Однако ее потенциал был ограничен ввиду ненадежности и отсутствия большого опыта использования подобного оружия. Было очевидно, что в одиночку такая маленькая лодка никоим образом не способна повлиять на исход битвы и войны. В этом плане Инадзуму можно считать во всех смыслах первопроходцем в японском воздушном флоте. Опыт ее постройки пригодился при разработке проектов эсминцев класса Татибана и Икадзути и новых вариантов клаудиевого двигателя, а история боевого применения позволила разработать и использовать доктрину малых мобильных универсальных судов в Японском флоте.

P. S. Надеюсь, найдутся те, кто дочитал до конца и кому понравилось подобное заклепничество. Написал это я, просто потому что мозг прорвало, когда нашел рисунок в папке с макулатурой и решил его допилить. В целом это предполагалось как начало нечта грандиозного, но пока так.

С новым годом

Японская новогодняя поздравительная открытка 1905 года с изображением Инадзумы
Японская новогодняя поздравительная открытка 1905 года с изображением Инадзумы
2020
Начать дискуссию