Место во вселенной: блиц-интервью с Акирой Ямаокой
Знаменитый композитор о своей работе в игровой индустрии, вдохновении и русской музыке.
В середине августа Wargaming объявили, что над саундтреком к World of Tanks поработает Акира Ямаока, автор музыки к играм серии Silent Hill. Нам удалось взять у композитора блиц-интервью. Коротко и о самом важном: музыка, игры, философия.
Три музыкальных коллектива или исполнителя, которые повлияли на вас сильнее всего?
Visage, Vangelis, Metallica.
Что из последних музыкальных релизов особенно запомнилось?
Создание видео в разрешении 8К о традиционном японском повествовательном искусстве Кодан (художественное чтение), смешанном с музыкой. Это был очень ценный опыт — возможность объединить Кодан, музыку и современные технологии.
Часто ли удаётся выделить время на видеоигры или они со временем отошли на второй план?
Я настолько увлекаюсь играми, что часто приходится удерживать себя, чтобы не играть в них постоянно. Если появляется какая-то игра, в которую мне хочется поиграть, то я доберусь до неё любой ценой. В последнее время я играю в Inside и The Last Day of June.
Какие были самые необычные обстоятельства, в которых вас посещало вдохновение и вы понимали: «Я должен записать это прямо сейчас»?
Если честно, такого опыта у меня никогда не случалось. У меня всегда есть какая-то идея или концепт, проблема лишь найти время, чтобы всё реализовать.
В 2012 году вы с Троем Бэйкером и Мэри Элизабет Макглинн записали альбом Revolucion. Планируете ещё подобное сотрудничество с кем-нибудь из музыкантов?
Тогда я решил написать песню о Мексике и попросил Мэри и Троя помочь мне в создании Revolucion.
Недавно я поучаствовал в написании музыки для фильма «Кусо» (режиссёром выступил Flying Lotus) вместе с Aphex Twin.
Коллаборации — это всегда очень странный опыт. Ты работаешь с людьми, мысли и ценности которых кардинально отличаются от твоих. Вы пытаетесь создать что-то вместе, и у вас получаются вещи, о которых вы по отдельности бы даже не задумывались. Вы делаете открытия, о которых и не подозревали, а потом создаёте что-то абсолютно новое. Я бы хотел продолжить двигаться в этом направлении.
Весной 2018 года у вас будет три концерта в России, причём это не первый ваш визит. Что особенно запомнилось в предыдущей поездке?
Каждая страна вдохновляла меня по-разному. Может это не совсем ответ на поставленный вопрос, но я стараюсь отойти от идеи «страны» или «места». Сама Земля даёт мне понять, где я существую. Именно это я и запомнил.
Если бы была возможность выбирать, над какой игровой серией вы бы поработали?
О, их очень много. К примеру, Resident Evil, Call of Duty, Grand Theft Auto. Пока я живу — буду делать музыку для видеоигр.
Как вы попали в Konami Kukeiha Club? Писали ли до этого саундтреки?
В те времена мы называли Kukeiha Club подразделение, которое отвечало за аудио. Я не совсем присоединился к ним, скорее был вместе с ними во время создания группы.
А саундтреки для игр я писал задолго до того, как присоединился к Konami.
В самом начале вашей карьеры вы участвовали в работе над саундтреками к Contra: Hard Corps и двумя частями Sparkster. Чем конкретно вы занимались?
Тогда я написал немного внутриигровой музыки. В те времена в написании основных аранжировок для игры принимал участие далеко не один композитор.
Над Sparkster 2 вы работали вместе с Митиру Ямане (композитор серии Castlevania). Что можете рассказать об этом интересном дуэте?
Для меня Митиру-сан всегда будет наставником и человеком с огромным опытом. Помню, как она учила меня во время работы над Sparkster. Тогда я многое узнал.
Расскажите о работе над Snatcher и Castlevania: Symphony of the Night. О вашем вкладе в эти замечательные игры известно совсем немного.
Когда мы работали над Snatcher, моей задачей было даже не написание музыки, а отлов багов. А для «Симфонии» я создавал ритмовые партии, основываясь на музыке Митиру-сан.
Коллектив Konami Kukeiha Club всегда производил впечатление дружной и сплоченной команды. Каким он вам запомнился?
Я помню Kukeiha Club как очень дружную команду. Мы постоянно говорили о музыке, обсуждали игры, ели и веселились вместе. Были почти семьёй!
Но помимо создания музыки, мы очень упорно работали вместе, чтобы стать лучше как профессионалы. Отличное было время. Тот опыт для меня бесценен, и сейчас я понимаю, что именно он сделал меня тем, кто я теперь.
Играли ли вы во все игры, для которых пишете музыку? Что больше всего понравилось помимо игр из серии Silent Hill?
Я играю в каждую игру, над которой работаю, тысячи раз. Если выбирать что-то, помимо Silent Hill, то это будет Shadows Of The Damned. Игры, которые создавали на Unreal Engine, все были про ошибки и испытания. И ещё мне очень нравится заглавная песня.
Вы работали в Konami больше 15 лет. За это время политика компании не раз менялась, менялись и игровые поколения. Можете выделить три любых года из вашей карьеры, которые запомнились вам больше всего. Если да, то почему?
Если задуматься, то я бы сказал, что компания или моё окружение в целом тут вообще не при чём. Всё дело в том, что я хочу делать и что я хочу, чтобы произошло. Так что я стараюсь не воспринимать себя привязанным к какому-то определённому месту.
Объясню проще: я думаю не в масштабах какой-то компании, но скорее в масштабах Вселенной. Я существую во Вселенной, так что не задумываюсь о компании или окружении, в котором нахожусь. И потому, возможно, до тех пор пока я нахожусь в этой огромной Вселенной, с самого моего рождения, всё это и был один большой лучший момент.
Какие у вас впечатления от работы под руководством Хидео Кодзимы (Snatcher)?
Кодзима-сан — очень уважаемый разработчик. С ним приятно даже просто поговорить, он всегда заряжает меня креативностью.
Слушали ли вы русскую музыку?
Я люблю русску�� музыку. Это очень необычно, но русская музыка очень напоминает традиционную японскую музыку. Мелодии, атмосфера, всё заставляет меня думать, будто слушаю что-то японское. Когда-нибудь я бы очень хотел разгадать эту загадку.